ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ, КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Общая характеристика скоростно-силовых способностей 6
1.2. Анатомо-физиологическая характеристика школьников 13-15 лет 13
1.3. Средства развития скоростно-силовых качеств у школьников 13-15 лет 20
1.4. Методы развития скоростно-силовых качеств у среднего
школьного возраста 32
1.5. Методические приемы развития скоростно-силовых
Способностей 38
1.6. Характеристика метода круговой тренировки 39
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 46
2.1. Организация исследования 46
2.2. Методы исследования 47
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 67
Актуальность проведенного исследования: Скоростно-силовая подготовка у учащихся среднего школьного возраста служит одним из основных составляющих в процессе улучшения спортивных результатов.
Всестороннее развитие детей, укрепление их здоровья, закаливание развитие пяти основных физических качеств таких как, сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость, совершенствование функциональных возможностей организма - главенствующая задача физической культуры.
Особенно явно это становиться именно в наши дни, когда с выраженными изменениями экологических (неблагоприятная обстановка окружающей среды), экономических и социальных условий жизни. К этим факторам можно отнести также небрежное отношение к своему здоровью самих учащихся, что выражается в снижении интереса к занятиям физической культурой. Все виднее тенденция деградации физической подготовки растущего поколения.
Сегодняшние подростки по своей силе и выносливости как минимум на 10-18% уступают своим же сверстникам 80-х годов. По данным Т.Ю. Круцевича (2007) заметно снизилось желание к оффлайн встречам с друзьями, или просто активному отдыху. К тому же у подростков появились такие увлечения как компьютерные игры, игровые приставки и смартфоны повсеместно. Эти вещи создают предпосылки для развития у школьников таких отклонений в здоровье как снижение зрения, особенностей в осанки, повышения артериального давления, увеличение индекса массы тела сверх нормы, что в свою очередь может привести к заболеваниям в первую очередь сердечно - сосудистой, дыхательной систем и неблагоприятных изменений в обмене веществ.
Значимое место в процессе физического воспитания в школах для подростков должно быть уделено воспитанию скоростно-силовых качеств детей, потому что высокий уровень развития этих качеств во многом помогает не только эффективной трудовой деятельности школьника, но и достижению высоких спортивных результатов в дальнейшем.
Актуальность данного исследования заключается в необходимости определения эффективности развития скоростно-силовых качеств детей, что позволяет объяснить содержание уроков физической культуры.
Проблемой необходимости в исследовании является недостаток выбора эффективных средств и методов для развития скоростно-силовых качеств в соотношении с современными требованиями.
Объектом исследования в работе является физическая подготовка школьников в возрасте 13-15 лет.
Предметом исследования является методика развития скоростно-силовых качеств, школьников в возрасте 13-15 лет методом круговой тренировки.
Целью исследования является повышение уровня развития скоростно-силовых качеств, школьников в возрасте 13-15 лет.
Задачи:
1. Поиск и анализ научно-методической литературы по теме данного исследования;
2. Составление комплекса круговой тренировки, направленного на развитие скоростно-силовых качеств, школьников в возрасте 13-15 лет;
3. Экспериментально доказать эффективность составленного комплекса круговой тренировки, направленного на развитие скоростно-силовых качеств школьников в возрасте 13-15 лет.
Гипотеза данного исследования содержится в том, что составленный комплекс круговой тренировки призван увеличить уровень скоростно-силовых качеств у школьников в возрасте 13-15 лет.
Научная новизна исследования заключается в обнаружении показателей эффективности применяемого комплекса, которые способствуют повышению уровня скоростно-силовых качеств, в учебной деятельности учащихся.
Теоретическая значимость данного исследования заключается, в нахождении связи между возрастными особенностями школьников 13-15 лет и уровнем совершенствования их скоростно-силовых качеств, в процессе учебной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается, в разработке комплекса круговой тренировки для развития скоростно-силовых показателей школьников в возрасте 13-15 лет.
Структура работы: Работа излагается на 67 страницах, составлена из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего в себя 45 источников литературы и 4х приложений. Текст дополнен таблицами и гистограммами.
На основании проведенного исследования можно определить следующие выводы:
1. В ходе анализа литературы по теме развития скоростно-силовых качеств у подростков можно утверждать о эффективности использования метода круговой тренировки для совершенствования физической подготовленности школьников в возрасте 13-15 лет. Анализ позволил выявить способы развития физических качеств, которые чаще других используют педагоги и тренера в своей деятельности. Из описаний методик совершенствования скоростно-силовых способностей был описан метод круговой тренировки, как метод, по мнению авторов, который дает значительный прирост результатов тренировочного и учебного процесса;
2. Для того чтобы провести данное исследование был разработан комплекс круговой тренировки направленный на совершенствование скоростно-силовых навыков у школьников 13-15 летнего возраста;
3. После проведения исследования и тестов, как до начала эксперимента, так и после, были получены данные, анализ которых показал эффективность данного комплекса круговой тренировки, для повышения уровня скоростно-силовых навыков у школьников в возрасте 13-15 лет.
На основании вышеизложенного можно заключить вывод о эффективности применяемого комплекса круговой тренировки для повышения уровня скоростно-силовых способностей у школьников 13-15 лет.
1. Алабин, А.В., Индивидуальное регулирование нагрузки у юных легкоатлетов на этапе углубленных занятий спортом. Структура и содержание тренировочных нагрузок у юных спортсменов / А.В. Алабин. - Сб. науч. тр. - Алма - Ата, 1999. - С. 3-9.
2. Алабин, В.Г., Многолетняя тренировка юных спортсменов / В.Г. Алабин. - Москва: Харьков: Основа, 2000. - 245 с.
3. Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания / Б.А. Ашмарин. - Москва: Просвещение, 1990.- 26 с.
4. Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт. Методология, теория, практика / И.С Барчуков : учеб. пособие для студентов вузов - Москва: Академия, 2009. - 526 с.
5. Балахичев, В. Бегай! Прыгай! Метай! Официальное руководство ИААФ по легкой атлетике / В. Балахичев. - Москва: Человек 2013 - 202 с.
6. Бекетов, В.А. Методика подготовки юных спортсменов / В.А. Бекетов. - Киев: УМК ВО, 1999. - 46 с.
7. Борисова, О.Д. Физическое воспитание детей / О.Д. Борисова - Москва: «ФмС»,2000. - С. 9 - 10.
8. Валик, Б.В. Тренерам юных легкоатлетов / Б.В. Валик - Москва: «ФиС», 1999. - С. 165.
9. Верхошанский, Ю.В.,. Модель динамики состояния спортсмена в годичном цикле и ее роль в управлении тренировочным процессом: Теория и практика физической культуры / Ю.В. Верхошанский. - Москва: Просвещение, 1999. - № 1. - С. 14.
10. Врублевский, Е.П. Легкая атлетика основы знаний в вопросах и ответах / Е.П Врублевский : учебное пособие - Физическая культура, 2016 - с. 240.
11. Гагуа, Е.Д. Тренировка спринтера / Е.Д. Гагуа; Моск. рег. центр развития легкой атлетики ИААФ. - Москва: Олимпия Пресс: ТерраСпорт, 2001. - 72 с.
12. Грецов, Г.В. Теория и методика обучения базовым видам спорта, Легкая атлетика учебник. / Г.В Грецов. - Москва: Академия 2013 - 288 с.
13. Губа, В.П. Возрастные основы формирования спортивных умений: Учебное пособие / В.П. Губа. - Смоленск: Б., 2003. - 138 с.
14. Губа, В.П. Легкая атлетика : учеб.-метод. пособие для общеобразовательных шк. / В.П. Губа. - Москва: Олимпия Пресс, 2006. - 223 с. - (Спорт в школе). - Библиогр.: с.218-221.
15. Егер, К.Г Юным спортсменам о тренировке / К.Г. Егер. - Москва: Физкультура и спорт 2005. - 256 с.
16. Жилкин, А.И. Легкая атлетика : учеб. Пособие [Текст]/ А.И. Жилкин. - 3-е изд., стереотип. - Москва: Академия, 2006. - 464 с.
17. Жуков, М.Н. Подвижные игры / М.Н. Жуков. - Москва: Академа, 2004. - 157 с.
18. Ивочкин, В.В.,. Комплексный контроль в системе подготовки юных спортсменов / В.В. Ивочкин. -Теория и практика физической культуры
- 1999. - № 11. - С. 50.
19. Кобзаренков, Б.Г. Школа спринта : учебное пособие / Б.Г Кобзаренко. - Минск, "Республиканский учебно-методический центр физического воспитания населения"-2011г. 143 с.
20. Колесников, Н.В. Организационно-методическое содержание обучения легкоатлетическому спринту : Учеб.пособие для студ.вузов физич. Культуры / Н.В. Колеснико. - СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2000. - 86с.
21. Костюченко, В.Ф. Профессионализм в сфере физической культуры : учеб.-метод. пособие / В.Ф. Костюченко. - СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб., 2003. - 163 с.
22. Кузнецов, О.В. Бег, прыжки, метания / О.В. Кузнецов. - Москва: Физкультура и спорт, 2004. - 405 с.
23. Литвиненко, Л.В. Теория и методика избранного вида спорта (легкая атлетика): учебное пособие / Л.В. Литвиненко. - Московская гос. акад. физ. культуры. - Малаховка: 2007. - 104 с.
24. Максимова, В.М., Направленность средств ОФП на этапе начальной подготовки / В.М. Максимова. - Москва: Б.и., 1999. - 122 с.
25. Мальцева, А.И. Быстрее, выше, сильнее! : легкая атлетика и гимнастика для школьников: / А.И. Мальцева. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 284 с.
26. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для ин-тов Физ. Культ. / Л.П. Матвеев. - Москва: «ФиС»,2008. - 387 с.
27. Менхин, Ю.В. Физическая подготовка спортсмена / Ю.В. Менхин.
- Малаховка, Б.и., 1997. - 84 с.
28. Мехрикадзе, В.В. Тренировка юного спринтера / В.В. Мехрикадзе.
- Москва: «ФиС», 1999. - 150 с.
29. Минбулатов, В.М. Физическая культура в школе. Очерки дидактических основ / В.М. Минбулатов. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1999. - 87 с.
30. Погадаев, В.И / Под ред. проф. Л.Б. Кофмана Настольная книга учителя физической культуры / Г.И. Погадаев / Под ред. проф. Л.Б. Кофмана;
- М.: «ФиС»,2000. - 496 с.
31. Пулео, Дж. Анатомия бега / П. Милрой Попурри, ООО- 2016г.- 200 с.
32. Никитушкин, В.Г. Совершенствование системы подготовки юных спортсменов / В.Г. Никитушкин. Теория и практика физической
культуры. - 2000. - № 8. - С. 40.
33. Озолин, С.И., Легкая атлетика / С.И. Озолин. Москва: ФКиС,
1999.
34. Озолин, Н.Г. Настольная Книга тренера - наука побеждать / Н.Г. Озолин. - Москва:ООО Астрель 2002. - 864 с.
35. Пивоваров, Б.Л. Игры в тренировке легкоатлетов / Б.Л. Пивоваров. - Москва: «ФиС», 2000. - С. 4, 6 - 52.
36. Попов, В., Юный легкоатлет / Е. Попов. - Москва: Физкультура и спорт,2004.-520с
37. Семкин, А.А. Возрастные особенности развития организма в связи с занятием спортом / А.А. Семкин. - Минск, 1969. - 128 с.
38. Селуянов, В.Н. Теория и практика дидактики развивающего обучения в физическом воспитании / В.Н. Селуянов. - Москва: ФиС, 2006.¬105 с.
39. Селуянов, В.Н., Вклад медленных мышечных волокон в мощность, развиваемую в спринтерском беге / В.Н. Селуянов. - Москва:ФиС,2006. - 225 с.
40. Солодков, А.С., Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: / А.С. Солодков. - Москва: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2010.¬520 с.
41. Трофимов, П.О., Легкая атлетика в школе / П.О. Трофимов. - М.: Физкультура и спорт, 2002. - 257 с.
42. Тер-Ованесян, И.А. Подготовка легкоатлета: современный взгляд / И.А. Тер-Ованесян. - Москва: Терра-Спорт, 2000. - 128 с.
43. Филин, В.П, Скоростно-силовая подготовка юных спортсменов / В.П. Филин. - Москва: «ФиС», 2000. - 247 с.
44. Холодов, Ж.К. Легкая атлетика в школе / Ж.К. Холодов. - Москва: Просвещение, 1999. - 128 с.
45. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов. - Москва: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с.