ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ К СДАЧЕ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИЗУЧЕНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К СДАЧЕ
ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА 8
1.1. Проблема психологической готовности к деятельности в трудах
отечественных и зарубежных ученых 8
1.2. Условия формирования психологической готовности учащихся
к ЕГЭ в исследованиях различных авторов 15
1.3 Возрастная обусловленность формирования психологической
готовности учащихся к ЕГЭ 25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ..30
2.1 Организация и методы исследования 30
2.2 Степень проявления индикаторов психологической готовности
учащихся к ЕГЭ 37
2.3 Модель формирования психологической готовности учащихся к
ЕГЭ и пути формирования компонентов психологической готовности учащихся к ЕГЭ 46
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 63
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИЗУЧЕНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К СДАЧЕ
ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА 8
1.1. Проблема психологической готовности к деятельности в трудах
отечественных и зарубежных ученых 8
1.2. Условия формирования психологической готовности учащихся
к ЕГЭ в исследованиях различных авторов 15
1.3 Возрастная обусловленность формирования психологической
готовности учащихся к ЕГЭ 25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ..30
2.1 Организация и методы исследования 30
2.2 Степень проявления индикаторов психологической готовности
учащихся к ЕГЭ 37
2.3 Модель формирования психологической готовности учащихся к
ЕГЭ и пути формирования компонентов психологической готовности учащихся к ЕГЭ 46
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 63
Единый государственный экзамен во многом решающее событие в жизни старшеклассника. Это не только итоговая оценка всех накопленных за 11 школьных лет знаний, но и, одновременно, вступительный экзамен в ВУЗ. Это обстоятельство освобождает выпускника от дополнительных испытаний при поступлении на обучение по специальности, но вместе с тем в разы усиливает значимость результатов ЕГЭ. Кроме того, сама процедура единого экзамена содержит достаточно строгие правила проведения. Это и незнакомые учителя, сопровождающие экзамен, и незнакомое помещение, и сама форма письменного тестирования, не дающая возможности поправить свой ответ в речи, как на традиционном экзамене, где есть шанс скорректировать ответ, видя реакцию педагога или отвечая на наводящий, дополнительный вопрос. Также, в отличии от традиционного экзамена, где, вытянув билет учащийся отвечает на один или два вопроса по предмету, в тестах ЕГЭ нужно продемонстрировать знания по всем темам и разделам предмета сразу. Такие экзаменационные испытания являются серьезной психологической нагрузкой для старшеклассников. Даже для хорошо подготовленного человека это не только проверка качества знаний, но и психологических свойств и особенностей личности, умения совладать с ситуацией и организовать себя. Как важно в этот ответственный период найти в себе те качества, те ресурсы и тот стиль поведения, которые помогут достойно пройти все испытания. В связи с этим успешность старшеклассника зависит не только от академической, но и от психологической подготовки. Высокий уровень экзаменационного стресса, актуализируют потребность сохранения и поддержания психологических ресурсов личности старшеклассника.
При этом очевидно противоречие, с одной стороны, постоянно совершенствуются контрольно - измерительные методы оценки знаний и, с другой стороны, немногочисленны разработки проблемы формирования адекватной психологической готовности учащихся к ЕГЭ. Учеными очерчено большое количества психологических факторов, так или иначе коррелирующих с формированием психологической готовности учащихся к ЕГЭ. Это и личные качества подростка, его когнитивные, регуляторные способности, эмоциональная, мотивационная сферы, а также влияние родителей и семьи, установки педагогов. Однако, за прошедшие почти двенадцать лет после повсеместного введения обязательной формы прохождения учащимися итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена, можно наблюдать редкие исследования лишь некоторых условий значимых для формирования психологической готовности школьников к ЕГЭ. Проблема психологической готовности учащихся к ЕГЭ по сравнению с методическим сопровождением предметной подготовки на наш взгляд недостаточна раскрыта и осмысленна. Авторское представление о целостной модели составляющих психологической готовности учащихся к ЕГЭ отражено в работах М.Ю. Чибисовой [47], В.И. Моросановой [26], Е.А. Митициной [23], другие ученые рассматривают одну из сторон психологической готовности: развитие стрессоустойчивости П.В. Андреев [1]; влияние личностных психологических особенностей на учебную деятельность Л.Ю. Еремина [14], регуляторные качества старшеклассников Е.В. Филиппова [44;45]. Существует социальный запрос на психологическое сопровождение старшеклассников и при необходимости коррекцию и развитие уровня их психологической готовности. Особое внимание психологов педагоги некоторых гимназий и лицеев обращают на учащихся с высокими результатами в учебе, а именно потенциальных медалистов и призеров олимпиад. Ввиду того, что некоторые из них, показав отличные академические знания, зачастую проявляют неуверенность в себе, эмоциональную нестабильность, а порой и соматические нарушения [39].
По данным российских авторов, в период подготовки и сдачи итоговых экзаменов у школьников регистрируются выраженные нарушения вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы, которые проявляются в повышении частоты сердечных сокращений, увеличении артериального давления, возрастании уровня мышечного и психоэмоционального напряжения [48].
Все это требует новых психологических сведений о компонентах психологической готовности к экзамену, их связи, а также особенностях сочетания качеств психологической готовности к ЕГЭ у учащихся с различной предметной успеваемостью, о принципах построения программы коррекции и психологической помощи выпускникам.
Научная проблема, решению которой посвящена работа, это насыщение сведениями о содержании, условиях, структуре психологической готовности учащихся к ЕГЭ для построения эффективных программ психологического помощи учащимся в совладании с ситуациями контрольно-оценочных мероприятий.
Объект исследования: Психологическая готовность личности к деятельности.
Предмет исследования: Психологическая готовности учащихся к единому государственному экзамену.
Цель исследования: разработать модель психологической готовности учащихся к ЕГЭ.
Задачи исследования:
а) проанализировать содержание понятия «психологическая готовность к деятельности» в зарубежной и отечественной психологической науке;
б) рассмотреть различные исследования по проблеме
психологической готовности учащихся к ЕГЭ;
в) уточнить понятия, обуславливающие формирование
психологической готовности учащихся к ЕГЭ;
г) провести эмпирическое исследование степени развитости качеств психологической готовности учащихся к ЕГЭ;
д) выявить наличия связи индикаторов психологической готовности учащихся к ЕГЭ;
ж) выявить различия в степени развитости качеств психологической готовности к ЕГЭ между группой академически успешных учащихся и учащихся академически нормативных;
е) разработать и описать модель психологической готовности к ЕГЭ.
Гипотеза исследования № 1: Мы предполагаем, что существует связь между индикаторами психологической готовности учащихся к ЕГЭ.
Гипотеза исследования №2: Мы предполагаем, что существуют различия в степени развитости качеств психологической готовности к ЕГЭ между группой академически успешных учащихся и учащихся академически нормативных;
Теоретико-методологическая основа исследования опирается на принципы деятельностного подхода (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин ) и на теоретический подход В.Н. Мясищева об отношении к деятельности:
• принцип единства сознания и деятельности;
• отношение, как единство субъекта и объекта.
Для проверки выдвигаемой гипотезы и решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
а) теоретические (анализ, сравнение и обобщение исследований по проблеме психологической готовности к деятельности и психологической готовности учащихся к ЕГЭ);
б) эмпирический, психодиагностический (для определения отношения старшеклассников к понятию психологическая готовность к ЕГЭ мы применяли опрос в виде анкетирования; для определения уровня сформированности компонентов психологической готовности учащихся к ЕГЭ психодиагностический метод «Стиль саморегуляции поведения - ССПМ» В.И. Моросановой; шкала тревоги Спилбергера в модификации Ю.Ханина (STAI); тест Мюнстерберга;
в) математические (статистические методы обработки эмпирических данных: U-критерий Манна-Уитни, критерий Спирмена, кластерный анализ).
При этом очевидно противоречие, с одной стороны, постоянно совершенствуются контрольно - измерительные методы оценки знаний и, с другой стороны, немногочисленны разработки проблемы формирования адекватной психологической готовности учащихся к ЕГЭ. Учеными очерчено большое количества психологических факторов, так или иначе коррелирующих с формированием психологической готовности учащихся к ЕГЭ. Это и личные качества подростка, его когнитивные, регуляторные способности, эмоциональная, мотивационная сферы, а также влияние родителей и семьи, установки педагогов. Однако, за прошедшие почти двенадцать лет после повсеместного введения обязательной формы прохождения учащимися итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена, можно наблюдать редкие исследования лишь некоторых условий значимых для формирования психологической готовности школьников к ЕГЭ. Проблема психологической готовности учащихся к ЕГЭ по сравнению с методическим сопровождением предметной подготовки на наш взгляд недостаточна раскрыта и осмысленна. Авторское представление о целостной модели составляющих психологической готовности учащихся к ЕГЭ отражено в работах М.Ю. Чибисовой [47], В.И. Моросановой [26], Е.А. Митициной [23], другие ученые рассматривают одну из сторон психологической готовности: развитие стрессоустойчивости П.В. Андреев [1]; влияние личностных психологических особенностей на учебную деятельность Л.Ю. Еремина [14], регуляторные качества старшеклассников Е.В. Филиппова [44;45]. Существует социальный запрос на психологическое сопровождение старшеклассников и при необходимости коррекцию и развитие уровня их психологической готовности. Особое внимание психологов педагоги некоторых гимназий и лицеев обращают на учащихся с высокими результатами в учебе, а именно потенциальных медалистов и призеров олимпиад. Ввиду того, что некоторые из них, показав отличные академические знания, зачастую проявляют неуверенность в себе, эмоциональную нестабильность, а порой и соматические нарушения [39].
По данным российских авторов, в период подготовки и сдачи итоговых экзаменов у школьников регистрируются выраженные нарушения вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы, которые проявляются в повышении частоты сердечных сокращений, увеличении артериального давления, возрастании уровня мышечного и психоэмоционального напряжения [48].
Все это требует новых психологических сведений о компонентах психологической готовности к экзамену, их связи, а также особенностях сочетания качеств психологической готовности к ЕГЭ у учащихся с различной предметной успеваемостью, о принципах построения программы коррекции и психологической помощи выпускникам.
Научная проблема, решению которой посвящена работа, это насыщение сведениями о содержании, условиях, структуре психологической готовности учащихся к ЕГЭ для построения эффективных программ психологического помощи учащимся в совладании с ситуациями контрольно-оценочных мероприятий.
Объект исследования: Психологическая готовность личности к деятельности.
Предмет исследования: Психологическая готовности учащихся к единому государственному экзамену.
Цель исследования: разработать модель психологической готовности учащихся к ЕГЭ.
Задачи исследования:
а) проанализировать содержание понятия «психологическая готовность к деятельности» в зарубежной и отечественной психологической науке;
б) рассмотреть различные исследования по проблеме
психологической готовности учащихся к ЕГЭ;
в) уточнить понятия, обуславливающие формирование
психологической готовности учащихся к ЕГЭ;
г) провести эмпирическое исследование степени развитости качеств психологической готовности учащихся к ЕГЭ;
д) выявить наличия связи индикаторов психологической готовности учащихся к ЕГЭ;
ж) выявить различия в степени развитости качеств психологической готовности к ЕГЭ между группой академически успешных учащихся и учащихся академически нормативных;
е) разработать и описать модель психологической готовности к ЕГЭ.
Гипотеза исследования № 1: Мы предполагаем, что существует связь между индикаторами психологической готовности учащихся к ЕГЭ.
Гипотеза исследования №2: Мы предполагаем, что существуют различия в степени развитости качеств психологической готовности к ЕГЭ между группой академически успешных учащихся и учащихся академически нормативных;
Теоретико-методологическая основа исследования опирается на принципы деятельностного подхода (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин ) и на теоретический подход В.Н. Мясищева об отношении к деятельности:
• принцип единства сознания и деятельности;
• отношение, как единство субъекта и объекта.
Для проверки выдвигаемой гипотезы и решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
а) теоретические (анализ, сравнение и обобщение исследований по проблеме психологической готовности к деятельности и психологической готовности учащихся к ЕГЭ);
б) эмпирический, психодиагностический (для определения отношения старшеклассников к понятию психологическая готовность к ЕГЭ мы применяли опрос в виде анкетирования; для определения уровня сформированности компонентов психологической готовности учащихся к ЕГЭ психодиагностический метод «Стиль саморегуляции поведения - ССПМ» В.И. Моросановой; шкала тревоги Спилбергера в модификации Ю.Ханина (STAI); тест Мюнстерберга;
в) математические (статистические методы обработки эмпирических данных: U-критерий Манна-Уитни, критерий Спирмена, кластерный анализ).
1. В ходе научного исследования мы проанализировали содержание понятия «психологическая готовность к деятельности» в отечественной и зарубежной психологии (М.И.Дьяченко и Л.И.Кандыбович; Л.С. Нерсисян; Д.Н.Узнадзе; Н.Д. Левитов; В.Ф.Жукова; Р. Д. Санжаева). Прослеживая историю изучения данного вопроса и обобщая мнения различных авторов, можно заключить, что психологическая готовность к деятельности это сложное, интегральное, личностное образование, связывающее психологическое состояние и психологические процессы, имеющее динамическую структуру и состоящее из различных компонентов. Уровень психологической готовности к определенным видам деятельности можно определить по степени сформированности компонентов, составляющих это личностное образование.
2. Нами были рассмотрены различные исследования ученых по проблеме психологической готовности учащихся к ЕГЭ. Авторы представляют различные варианты моделей психологической готовности учащихся к ЕГЭ (Митицина Е.А., Моросанова В.И.,Чибисова М.Ю.), выделяя различные компоненты данного явления. Общим для всех исследований является то, что все авторы считают психологическую готовность сложным многокомпонентным образованием, уровень сформированности которого выражается в уровне сформированности каждого компонента.
3. Нами уточнены понятия, обуславливающие формирование психологической готовности учащихся к экзамену. Тревога как переживание, связанное с конкретной жизненной ситуацией и тревожность, как личностное свойство. Самоорганизация и саморегуляция как способность осознавать цели своей деятельности, а также способов их достижения и последующая оценка результатов. Развитость познавательных процессов (внимание, память, мышление). Мотивация как совокупность различных факторов, влияющих на активность личности. Возрастные особенности ранней юности (растущее самосознание, профессиональное и личностное самоопределение, устремленность в будущее, развивающееся понятийное мышление, недостаточная способность прогнозировать будущее, определяя конкретные действия, формирующие желаемый результат).
4. Для оснований разработки модели формирования психологической готовности учащихся к ЕГЭ и проверки гипотез нами проведено эмпирическое исследование степени проявления индикаторов психологической готовности учащихся к ЕГЭ. Выявлена недостаточная сформированность компонентов готовности, а именно высокий уровень ситуационной и личностной тревожности, низкая или средняя развитость регуляторных способностей, недостаточный уровень концентрации внимания у почти четверти испытуемых.
5. Методами математической статистики выявлены связи индикаторов психологической готовности. Положительная связь личностной и ситуационной тревожности. Отрицательная связь тревожности и регуляторных качеств.
6. При помощи критерия Манна- Уитни удалось выявить различие в группе «академически успешных учащихся» и «академически нормативных» по степени сформированности регуляторной способности оценивать результат деятельности.
7. Разработана модель формирования психологической готовности учащихся к деятельности и дано ее описание. Данная модель базируется на принципах деятельностного подхода и теории отношений В.М. Мясищева, концептуальных моделях психологической готовности отечественных психологов. В построении модели учтены возрастные особенности старшеклассников. На основании модели определены пути повышения уровня психологической готовности учащихся к ЕГЭ.
Задачи исследования решены, цель достигнута.
2. Нами были рассмотрены различные исследования ученых по проблеме психологической готовности учащихся к ЕГЭ. Авторы представляют различные варианты моделей психологической готовности учащихся к ЕГЭ (Митицина Е.А., Моросанова В.И.,Чибисова М.Ю.), выделяя различные компоненты данного явления. Общим для всех исследований является то, что все авторы считают психологическую готовность сложным многокомпонентным образованием, уровень сформированности которого выражается в уровне сформированности каждого компонента.
3. Нами уточнены понятия, обуславливающие формирование психологической готовности учащихся к экзамену. Тревога как переживание, связанное с конкретной жизненной ситуацией и тревожность, как личностное свойство. Самоорганизация и саморегуляция как способность осознавать цели своей деятельности, а также способов их достижения и последующая оценка результатов. Развитость познавательных процессов (внимание, память, мышление). Мотивация как совокупность различных факторов, влияющих на активность личности. Возрастные особенности ранней юности (растущее самосознание, профессиональное и личностное самоопределение, устремленность в будущее, развивающееся понятийное мышление, недостаточная способность прогнозировать будущее, определяя конкретные действия, формирующие желаемый результат).
4. Для оснований разработки модели формирования психологической готовности учащихся к ЕГЭ и проверки гипотез нами проведено эмпирическое исследование степени проявления индикаторов психологической готовности учащихся к ЕГЭ. Выявлена недостаточная сформированность компонентов готовности, а именно высокий уровень ситуационной и личностной тревожности, низкая или средняя развитость регуляторных способностей, недостаточный уровень концентрации внимания у почти четверти испытуемых.
5. Методами математической статистики выявлены связи индикаторов психологической готовности. Положительная связь личностной и ситуационной тревожности. Отрицательная связь тревожности и регуляторных качеств.
6. При помощи критерия Манна- Уитни удалось выявить различие в группе «академически успешных учащихся» и «академически нормативных» по степени сформированности регуляторной способности оценивать результат деятельности.
7. Разработана модель формирования психологической готовности учащихся к деятельности и дано ее описание. Данная модель базируется на принципах деятельностного подхода и теории отношений В.М. Мясищева, концептуальных моделях психологической готовности отечественных психологов. В построении модели учтены возрастные особенности старшеклассников. На основании модели определены пути повышения уровня психологической готовности учащихся к ЕГЭ.
Задачи исследования решены, цель достигнута.
Подобные работы
- МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ
СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ
ЭКЗАМЕНУ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Предпрофильный курс «Моя профессия - мое будущее» как средство повышения уровня готовности обучаемых к сдаче основного государственного экзамена
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2017 - Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе
подготовки к Единому государственному экзамену по обществознанию
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ЕГЭ
Главы к дипломным работам, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Изучение психологической готовности к ЕГЭ у старшеклассников с разными личностными характеристиками
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - СПЕЦИФИКА ВЗАИМОСВЯЗИ СИНДРОМОВ СТРЕССА И ПРОКРАСТИНАЦИИ У УЧАЩИХСЯ ВЫПУСКНЫХ КЛАССОВ В ПЕРИОД, ПРЕДШЕСТВУЮЩИЙ СДАЧЕ ЕГЭ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Характеристики личности старшеклассников с разной степенью психологической готовности к ЕГЭ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4690 р. Год сдачи: 2017 - ДИНАМИКА СТРЕССОВЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВЫМ ЭКЗАМЕНАМ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ЭКЗАМЕНУ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОДИННАДЦАТОГО КЛАССА
Дипломные работы, ВКР, психолингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024





