ВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 9
1.1. Творческие способности: определение понятия, структура, сущность 9
1.2. Возрастные особенности развития творческих способностей у детей
старшего дошкольного возраста 19
1.3. Анализ основных общеобразовательных программ дошкольного
образования 30
Глава 2. Опытно-поисковая работа по развитию творческих способностей детей 48
2.1. Диагностика развития творческих способностей детей на занятиях
изобразительным искусством 48
2.2. Комплекс занятий по развитию творческих способностей у старших
дошкольников 57
2.3. Ход и результаты опытно-поисковой работы 62
Заключение 69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 72
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 закреплено, что дошкольное образование (далее-ДО) является уровнем общего образования (ст. 10). ДО должно быть направлено на создание условий для развития культурного, физического, интеллектуального, нравственного, эстетического и личностного потенциала любого ребенка, а также укрепление и поддержание его здоровья В соответствии с данным требованием в детских садах, создаются условия для личностного развития ребенка [68].
Формирование творческих способностей - важная составляющая многогранного развития личности маленького человека. Вопросы развития творчества детей с позиции различных аспектов подробно исследовали известные ученые: Л.А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.Г. Гогоберидзе, Т. Г. Казакова, Т.С. Комарова, О.С. Ушакова, Д.Б. Эльконин и др. [10]. Они считали, что детское развитие невозможно представить без творческой составляющей, но эффективность такого развития во многом зависит от специальных условий.
ДО как уровень общего образования в своей деятельности руководствуется Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее- ФГОС ДО). Согласно ФГОС ДО содержания программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы: художественно-эстетическое развитие [55].
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) [56].
В области художественно-эстетического развития ребенка основными задачами являются:
• развитие у детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомление с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества;
• развитие способности к восприятию музыки, художественной литературы, фольклора;
- приобщение к разным видам художественно-эстетической деятельности, развитие потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла [56].
В сфере приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла взрослые создают возможности для творческого самовыражения детей: поддерживают инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов; вовлекают детей в разные виды художественно-эстетической деятельности, в сюжетно-ролевые и режиссерские игры, помогают осваивать различные средства, материалы, способы реализации замыслов [56].
В изобразительном искусстве (рисовании, лепке) и художественном конструировании взрослые предлагают детям экспериментировать с цветом, придумывать и создавать композицию; осваивать различные художественные техники, использовать разнообразные материалы и средства [56].
Вопросы развития творческих способностей дошкольников становятся наиболее актуальными. В настоящее время присутствует разнообразное 4
количество способов выражения человеком собственных чувств и эмоций. Через изобразительное искусство ребенок может выразить свое состояние, как душевное переживание, так и массу положительных эмоций. Процесс изобразительного искусства положительно влияет на психические и мыслительные процессы ребенка, обогащает внутренний мир, формирует способности к творчеству.
Противоречия:
• на социальном уровне: между требованиями ФГОС в системе дошкольного образования детей и реализацией данного требования;
• на теоретическом уровне: между разработанностью проблем развития творческих способностей и не достаточной теоретической разработанностью проблем развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;
• на методическом уровне: между наличием методического обеспечения у старших дошкольников по развитию творческих способностей и недостаточностью методических рекомендации в освоении.
Актуальность и выявленные противоречия позволили сформулировать проблему настоящего исследования, которая заключается в поиске теоретическом обосновании и эффективных способов развития творческих способностей на занятиях изобразительным искусством.
Выявленные противоречия и проблема позволяют сформулировать тему диссертационного исследования: «Развитие творческих способностей у старших дошкольников на занятиях изобразительным искусством».
Цель исследования: теоретически обосновать понятия «творчество», «способности», исследовать и апробировать комплекс занятий по развитию творческих способностей.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей у детей.
Предмет исследования: комплекс занятий по изобразительному искусству, направленный на развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях детского сада.
Гипотеза исследования: занятия по изобразительному искусству обеспечат развитие творческих способностей старших дошкольников если:
• будет применен комплекс занятий с учетом возраста детей;
• будут проведены занятия по изобразительному искусству, в основе которых лежит использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи исследования:
• теоретически обосновать понятия: «способности», «творчество»; «творческие способности»;
• изучить возрастные особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;
• проанализировать программы по изобразительному искусству для образования у детей;
• провести опытно-поисковую работу по развитию творческих способностей детей;
• провести диагностику творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;
• разработать комплекс занятий по изобразительному искусству с применением нетрадиционных техник рисования.
Методы исследования:
• теоретический метод: изучение и анализ научных, учебно - методических, программных и справочных источников; теоретический анализ, объяснение;
• эмпирический метод: наблюдение, анализ результатов продуктивной деятельности, опытно-поисковый метод, беседа, тестирование;
• методы математической статистики: метод математического
выявления связей (таблицы, графики, диаграммы).
Методологической основой исследования являются философские положения о воспитании и образовании как целостном педагогическом процессе К.Д. Ушинского, психолого-педагогические концепции развития личности Л.С. Выготского, исследования по проблематике творческих способностей Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина, Т.Г. Казаковой, С.А. Козловой, Т.С. Комаровой, В.Б. Косминской, В.С. Кузина, Н.П. Сакулиной В.А. Крутецкого, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, В.П. Эфроимсона.
Научная новизна исследования состоит в том, что на основе проделанной работы с применением комплекса занятий нетрадиционных техник рисования в дошкольном учреждении внесен вклад в практику развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении таких понятий, как «творчество», «способности», «творческие способности», обосновании важной роли занятий изобразительному искусству в развитии их творческих способностей.
Практическая значимость исследования состоит в проведении опытно-поисковой работы в апробации комплекса методов изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник рисования.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад № 465» (далее - МАДОУ Детский сад № 465).
Сайт: https://465.tvoysadik.ru/
Юридический адрес: 620142, г. Екатеринбург, ул. Фурманова, 3
Апробация выпускной квалификационной работы нашла отражение в следующих публикациях:
1. Меркулова Е.А. Формирование выразительного образа в рисунках дошкольников средствами нетрадиционных художественных техник // Традиции и инновации в педагогическом образовании [Текст]: сборник научных трудов IV Международной конференции / науч. ред. Ю. Н. Галагузова; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург: [б. м.], 2018. - С. 114-115.
2. Меркулова Е.А. Диагностика развития творческих способностей у старших дошкольников на занятиях изобразительным искусством // Интеграционные процессы в музыкальном и художественном образовании: проблемы и перспективы [Текст]: международный сборник научных трудов / Урал. гос. пед. ун-т; под ред. Л. В. Матвеевой. - Екатеринбург: [б. и.], 2019. С. 76-78.
На защиту выносятся следующие положения:
1.Комплекс занятий по изобразительной деятельности, направленный на развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях детского сада:
• комплекс занятий с учетом возраста детей;
• комплекс занятия по изобразительной деятельности, в основе которых лежит использование нетрадиционных техник рисования.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена поставленными целями и задачами. Работа содержит введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
В заключении сформулируем основные выводы диссертационного исследования. Цель и задачи выполнены: теоретически обоснованы и проверены на практике комплекс занятий по изобразительному искусству, направленный на развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях детского сада.
Изучена и проанализирована научная литература по проблеме исследования поиске теоретическом обосновании и эффективных способов развития творческих способностей на занятиях изобразительным искусством.
В философии творчество трактуется следующим образом: «...творчество — это деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не бывшее. Деятельность индивида может выступать как творчество в любой сфере: научной, художественной, и т.д. - там, где создается нечто новое.» [8].
В психологии и педагогике «творческие способности» трактуются как индивидуальные способности личности, проявляющиеся в определенных видах деятельности, порождающие нечто качественно новое, оригинальное
Уточнены понятия «способности», «творчество» и «творческие способности».
Способности — это «свойства личности, от которых зависит возможность осуществления и степень успешности деятельности» [38]. Творчество-это всегда поиск либо новых идеи, новых возможностей и путей решения старых задач, либо новых форм в искусстве, либо новых способов самовыражения [54]. Творческие способности — это индивидуальные способности личности, проявляющиеся в определенных видах деятельности, порождающие нечто качественно новое, оригинальное» [24].
Проанализированы три образовательные программы учреждений «Крылья», «Образование для процветания», «От рождения до школы». Проведенный нами анализ образовательных программ детских дошкольных учреждений «Крылья», «Образование для процветания», «От рождения до школы» показал, что, несмотря на различие в тематике, формах и методах проведения занятий, они направлены на развитие образно эстетического восприятия у детей.
Указанными образовательными программами не предусмотрено использование нетрадиционных техник рисования, что побудило нас к разработке и внедрению комплекса занятий изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных техник рисования объемом 18 уроков.
Опытно-поисковая работа проводилась на базе МАДОУ Детский сад № 465, г. Екатеринбург. В исследовании принимали участие 20 детей в возрасте 5-6 лет.
Сформулирована цель и задачи опытно-поисковой работы: теоретически обосновать понятия «творчество», «способности», исследовать и апробировать комплекс занятий по развитию творческих способностей.
Разработаны критерии развития творческих способностей: развитость творческого воображения, и их показатели: оригинальность, абстрактность названия, разработанность; Овладение изобразительными средствами показатели: работа с краской, работа с бумагой.
Разработан комплекс занятий по изобразительному искусству.
Проведены констатирующий, формирующий, контрольный этапы опытно-поисковой работы. Сравнительный анализ обобщенных результатов констатирующего и контрольного этапов опытно-поисковой работы показал, что уровень развития творческих способностей у старших дошкольников на контрольном этапе стал выше среднего, также наметилась положительная динамика развития всех характеристик творческих способностей в целом.
Сравнение результатов диагностики на констатирующем и контрольном этапах показало, что выдвинутая нами гипотеза, согласно которой занятия изобразительной деятельности обеспечат развитие творческих способностей старших дошкольников если:
- будет разработан комплекс упражнений с учетом возраста детей,
- будут проведены занятия по изобразительному искусству, в основе которых лежит использование нетрадиционных техник рисования, нашла свое подтверждение.
Поставленные нами цели и задачи достигнуты.
1. Авдеева, С.М. Образование для процветания. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. С.М. Авдеевой, И.И. Комаровой, Т.С. Комаровой, С.С. Славина. — М.: АСИ, 2014. — 320 с.
2. Адлер, А.А. Наука о характерах: понять природу человека [Текст]/А. А. Адлер. Пер. Е.А. Цыпина.-СПб.: Академический проект, 2017.243 с.
3. Анализ основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС [Электронный ресурс] // Международный образовательный портал maam.ru URL: https: //www. maam.ru/detskij sad/analiz-osnovnoi-obscheobrazovatelnoi-programy- doshkolnogo-obrazovanija-ot-rozhdenija-do-shkoly-v-sotvetstvi-s-fgos- 774072.html (дата обращения: 04.11.2019).
4. Бенин, В. Л., Василина Д. С. Развитие творческой способности на уроках мировой художественной культуры. Монография. 2-е изд. - М: ФЛИНТА, 2016. - 148 с.
5. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 320 с.
6. Болотина, Л. Р., Баранов С. П., Комарова Т. С. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов высших уч. заведений. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Культура, 2005. - 240 с.
7. Большакова, Л. А. Развитие творчества младшего школьника / Л. А. Большакова// Завуч начальной школы. - 2002 - № 2 - С. 12-16.
8. Большая Российская Энциклопедия: В 30 томах [Текст] /пред. науч. совета Ю.С. Осипов; отв. ред. С.Л. Кравец. - М.: БРЭ, 2004. - 1007 с.
9. Боровик, О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации [Текст] /О.В. Боровик. - М.: ООО "ЦГЛ", 2000. - 112 с.
10. Бывшева, М.В., Конюк О.А., Семенова А.А. Развитие творческих
способностей детей дошкольного возраста в совместной деятельности со взрослым // Традиции и инновации в педагогическом образовании [Текст]: сборник научных трудов IV Международной конференции (Екатеринбург, 21 апреля 2018 г.) / науч.ред. Ю.Н. Галагузова ; Урал.гос.пед.ун-т. —
Екатеринбург: [б. м.], 2018. — С. 70-76.
11. Варкки, Н. А., Калинина Р. Р. Программа творческо- эстетического развития ребенка. - М.: Речь, 2002. - 168 с.
12. Венгер, Н.Ю. Путь к развитию творчества [Текст] /Н.Ю. Венгер //Дошкольное воспитание. - 1982. - №11. - С.32 - 38.
13. Веракса, Н.Е. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с
14. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 96 с
15. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С.Выготский; М.: Педагогика, 2009. - 480 с...