ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Определение понятия «творческие способности» 8
1.2. Характеристика возрастных особенностей развития творческих
способностей у детей младшего школьного возраста 19
1.3. Моделирование как вид деятельности 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ МОДЕЛИРОВАНИЕМ 35
2.1. Диагностика развития творческих способностей детей младшего школьного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы .. 35
2.2. Разработка и апробация комплекса занятий по моделированию для
развития творческих способностей детей младшего школьного возраста на формирующем этапе опытно-поисковой работы 44
2.3. Результаты опытно-поисковой работы 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
Развитие творческих способностей человека является одной из важнейших проблем общества. Особую актуальность данная проблема приобретает в последние десятилетия в связи с социально-экономическими преобразованиями в стране. Реформирование образования нашло свое отражение в Федеральном законе «Об образовании в РФ». В статье 48 указано, что педагогические работники обязаны развивать у обучающихся творческие способности [70].
В Федеральном законе «Об образовании в РФ» личность ребенка рассматривается в контексте развития общества в целом, подчеркивается значимость развития творческих способностей детей, отмечается их роль в качестве реализации ведущих идей общественного прогресса. «Обучающиеся имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов» [70], а «учебные заведения должны создавать условия для творческого развития младших школьников, оказывать содействия лицам, проявившим высокий уровень интеллектуального развития и развития творчества в определенной сфере учебной, исследовательской деятельности, и художественном творчестве» [70].
Изучению проблемы развития творческих способностей было посвящено множество работ как зарубежных, так и отечественных педагогов, и исследователей.
Проблемой формирования способностей занимались Д.Б. Богоявленская, Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, А.М. Матюшкин, Н.Н. Поддъяков, П. Торренс и ученые, изучающие развивающие возможности художественной деятельности, - Т.Г. Казакова, И.А. Лыкова, С.В. Погодина, Т.С. Комарова.
Изучением творческих способностей занимались такие выдающиеся ученые, как Дж. Фриман, Н.Л. Кряшева, А. Каргин, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Р.С. Немов.
В работах Б. Теплова [63], А. Леонтьева [34], А. Запорожца [22] подчеркивались ведущая роль воспитания, обучения, определяющее значение педагогической деятельности в развитии художественно-творческих способностей.
Вопросы детского художественного творчества обсуждаются такими отечественными и зарубежными педагогами и психологами, как А. Бакушинский, Е. Флерина, К. Головская, Л. Пеньевская, Н. Сакулина, А. Усова Б. Джефферсон и др.
Особое место в теоретическом исследовании творческих способностей и их развития у детей занимают работы Л.С. Выготского. Рассматривая творческие способности как неотъемлемую функциональную часть психики человека, Л.С. Выготский выявлял мотивационно-ценностные основы творческих способностей, сближающие их с «общими» способностями и эмоционально-волевой сферой человека в целом [13]. Ученый рассматривал творческие способности как развиваемые, тренируемые, но всегда - исходящие из мотивированной деятельностной включенности человека в процесс решения задач, являющийся сферой применения творческих способностей. В этом подход Л.С. Выготского оказывается близок идеям А. Маслоу, который изучал роль стимула к действию в формировании креативности, и Б.М. Теплова, исследовавшего деятельностно-
алгоритмическую сущность способностей [19]
Зарубежными и отечественными учеными и исследователями в области педагогики и психологии подробно раскрыто и обосновано понятие творческих способностей и его содержание. Однако большая часть исследований не касаются проблемы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Педагоги учреждений дополнительного образования детей ведут поиски современных форм, методов развития творческих способностей детей. Однако на практике возникают противоречия между:
• социальной потребностью развития творческого потенциала личности и не достаточной её реализации в учреждениях дополнительного образования детей;
• возможностью художественного образования в развитии творческих способностей детей и недостаточным использованием этих возможностей дополнительным образованием на занятиях моделированием;
• потребностью образовательной практики в научно-методическом обеспечении развития творческих способностей младших школьников в процессе художественного образования и недостаточностью методических разработок и рекомендаций в области развития творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях моделированием.
Проблема исследования: поиск путей развития творческих
способностей младших школьников на занятиях моделированием.
Методологической основой исследования являются ведущие философские и психологические идеи и концепции: концепция творческих способностей Б.М. Теплова, исследования Л.С. Выготского, исследования по проблематике развития творческих способностей Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина, Т.Г. Казаковой, С.А. Козловой, В.Б. Косминской, В.С. Кузина, Н.П. Сакулиной В.А. Крутецкого, С.Л. Рубинштейна, В.П. Эфроимсона, Т.С. Комаровой, теоретические положения П. Торренса (о развитии творческих способностей ребенка).
Объект исследования: процесс развития творческих способностей у детей.
Предмет исследования: комплекс занятий по моделированию, направленный на развитие творческих способностей младших школьников в условиях учреждения дополнительного образования детей.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и
апробировать комплекс занятий по развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятиях моделированием.
В соответствии с целью магистерской диссертации нами сформулированы следующие задачи исследования:
• провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, на основании изученной литературы уточнить понятие «творческие способности»;
• проанализировать возрастные особенности развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста;
• проанализировать программы по моделированию учреждений дополнительного образования детей;
• провести диагностику творческих способностей детей младшего школьного возраста;
• в ходе опытно-поисковой работать разработать и апробировать комплекс занятий по моделированию, направленный на развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: занятия по моделированию обеспечат развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста, если:
• будет разработан комплекс занятий с учетом возраста детей;
• задания будут нацелены на развитие визуального восприятия, цвета, формы, объема, объемно-пространственного мышления;
• рассмотрены теоретические основы развития творческих способностей детей с учетом возраста ребенка и программ по моделированию.
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования: теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования;
эмпирические методы исследования: наблюдение, эксперимент, диагностика, анализ продуктов детского творчества, анализ и обработка результатов опытно-поисковой работы: метод математической обработки результатов исследования, метод графической обработки результатов исследования.
Научная новизна исследования: разработан обоснованный и экспериментально проверенный комплекс занятий по моделированию, направленный на развитие творческих способностей у младших школьников.
Теоретическая значимость работы заключается в уточнении понятия «творческие способности», обосновании важной роли занятий моделированием с детьми младшего школьного возраста в развитии их творческих способностей.
Практическая значимость работы состоит в проведении опытно-поисковой работы по разработке и апробации комплекса занятий по моделированию с целью развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Экспериментальная база исследования: Студия искусств для детей Molbert, г. Екатеринбург.
Юридический адрес: 620089, г. Екатеринбург, ул. Белинского 169а.
Апробация работы нашла отражение в следующих публикациях:
Интеграционные процессы в музыкальном и художественном образовании: проблемы и перспективы// Международный сборник научных трудов, Екатеринбург 2019// Развитие творческих способностей ребенка на занятиях моделированием в учреждении дополнительного образования //
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена поставленными целями и задачами. Работа содержит введение, 2 главы, заключение, список источников и литературы.
В заключении сформулируем основные выводы диссертационного исследования. Цель и задачи выполнены: теоретически обоснован и проверен на практике комплекс занятий по моделированию с целью развития творческих способностей детей.
Изучение развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста является актуальной проблемой, на что указывают исследования педагогов, психологов, методистов, таких как: Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.Г. Казакова А.М. Матюшкин, С.В. Погодина, Т.С. Комарова и др.
Творческие способности - это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям творческой деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения (С.Л. Рубинштейн).
Творческие способности - это способности, позволяющие вырабатывать множество идей, выдвигать новые неожиданные идеи, быстро и легко находить новые способы решения, детализировать рисунок и наполнять рассказ интересными подробностями (по А.И.Савенкову).
На основе анализа литературы мы определяем творческие способности детей младшего школьного возраста в единстве следующих критериев и показателей:
• Развитости творческого воображения:
• оригинальности как способности придумывать образы, их детали, новые структуры этих образов, использовать их в новых, необычных качествах, придавать им новые функции;
• гибкости как способности высказывать большое количество идей для решения поставленной задачи или проблемы;
• разработанности как способности к детализации образов с целью наилучшего воплощения замысла. Эти критерии и показатели дают возможность выявить уровни развитости творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
• Владением материалом и художественной формой,
заключающееся в умении передавать особенности формы, цвета, композиции.
Анализ работ В.В. Давыдова, Н.С. Лайтеса, Б. Н.икитина Д.Б. Богоявленской и других авторов показал, что особенности развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста состоят в том, что активно работает воображение, фантазия, формируются умения работать нестандартно. Младший школьный возраст благоприятен для развития творческих способностей, так как непосредственно в данное время закладывается основы для творческой деятельности. Характерные черты развития мышления в период школьного детства выражаются в переходе от наглядного уровня мыслительной деятельности к абстрактно-логическому, от конкретного к проблемному, что отражается в гибкости, самостоятельности и продуктивности мышления.
Раскрыты возможности развития творческих способностей младших школьников на занятиях по моделированию. Моделирование способствует эффективности развития у детей таких способностей как: способность создавать образы предметов, основанных на результатах их восприятия и осмысления; умение видеть цвет, форму, композицию и т.д., и применять различные изобразительные материалы при создании творческого продукта. Ребенок учится решать творческие задачи, выражать свои эмоции через художественные символы, строить наглядные модели.
Опытно-поисковая работа была проведена на базе детской Студии искусств Molbert г. Екатеринбурга.
На констатирующем этапе нами была проведена диагностика уровня развитости творческих способностей у детей младшего школьного возраста по двум критериям (развитость творческого воображения и владение материалами и формой) и соответствующим им показателям. На каждый критерий нами подобраны задания:
- для критерия «развитость творческого воображения»: методика Е. Торренса (адаптированная) тест «Завершение незаконченных фигур» (показатель «оригинальность»), тест «Повторяющиеся линии» (показатель «разработанность») и методика Л.Д. Столяренко (адаптированная) тест «Круги» (показатель «гибкость»);
- для критерия «владение изобразительными материалами и художественной формой»: методика Т.С. Комаровой (модифицированная) творческое задание «Покраска домика» (показатель «работа с красками») и творческое задание «Г еометрическая птица» (показатель «работа с формой»).
Результаты проведенной диагностики развитости творческих способностей у младших школьников показали, что 18% детей имеют высокий уровень, 62% - средний уровень и 20% - низкий уровень. Общий уровень развитости творческих способностей составил 66%. Такие результаты обусловили необходимость работы по направлению развития творческих способностей у детей.
Разработан комплекс занятий по моделированию и в ходе опытнопоисковой работы и проверена его эффективность в развитии творческих способностей младших школьников.
Комплекс занятий включает в себя 2 модуля: модуль 1 посвящен изучению базовых цветов, главных фигур, простых объемов и техник, модуль 2 - сложным цветам, фигурам, объемам, конструкциям. Занятия проводятся в форме творческих заданий, коллективных или групповых творческих работ. Цель дипломной работы достигнута, так как в процессе работы решены все поставленные задачи. Мы можем сделать вывод, что занятия по моделированию являются эффективным средством развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
1. Акчурина-Муфтиева, Н. М. Развитие детского творческого конструирования из бумаги. [Текст] / Н. М. Акчурина-Муфтиева - Симферополь.: Крымское учебно-педагогическое государственное издательство, 2003. - 188 с.
2. Ананьев, Б.Г. О взаимосвязях в развитии способностей и характера / Б.Г. Ананьев. - М.: Политиздат, 1956. - 126 с.
3. Анникова, Л.В. Рефлексивная педагогика и акмеологический подход в контексте профессионального образования учителя / Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2014. - № 6. - С. 14-17.
4. Бархин, Б.Г. Методика архитектурного проектирования. М.: Стройиздат, 1993.
5. Белоцерковец, Н.И. Некоторые аспекты формирования детского коллектива средствами внеклассной работы // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2014. - № 36. - С. 149-153.
6. Богоявленская, Д.Б. Природа творческих способностей // Вестник РГНФ. - 1997. - № 2. - С. 290.
7. Богоявленская, Д. Б. Пути к творчеству [Текст] / Д.Б. Богоявленская - М.: Знание, 1991. - 96с.
8. Большакова, Л.А. Развитие творчества младшего школьника //Завуч начальной школы. - 2001. - № 2.
9. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок. - М.: Просвещение. 1978. - 240с.
10. Ветлугина, Н.А. Система эстетического воспитания в детском саду [Текст] / Н.А. Ветлугиной - М.: Просвещение. 1978. - 240с.
11. Выготский, Л. С. Сборник сочинений [Текст] / Л. С. Выготский. - Т.2. М. : Просвещение, 1982. - 285 с.
12. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский - М.: Просвещение, 1991. - 134с.
13. Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст] / В.В. Иванова, Л.С. Выготского В.В. Иванова - М.: Искусство, 1986. - 326 с.
14. Гилфорд, Дж. Концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.psychologiainfo.ru/logics-565-1.html (дата обращения: 10.10. 2017)
15. Гончаров, В.Н. Социальная концепция информационного общества // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2011. - № 6-2. - С. 27-30...