Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПЛЕНЭРОМ

Работа №94876

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы87
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
141
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСВЕННОЙ ШКОЛЫ НА ЗАНЯТИЯХ
ПЛЕНЭРОМ 12
1.1. Исторические аспекты становления и развития пленэрной практики 12
1.2. Познавательный интерес как психолого-педагогическая категория 27
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей среднего школьного
возраста 33
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ НА ЗАНЯТИЯХ
ПЛЕНЭРОМ 38
2.1. Специфика организации пленэра в условиях детской художественной
школы 38
2.2. Методы и формы развития познавательного интереса на занятиях
пленэром 42
2.3. Ход и результаты опытной работы 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 86

В настоящее время происходит кризис духовного и культурного развития общества, проявляющийся в девальвации нравственных ориентиров (снижение уровня культуры общества, изменение ценностей подрастающего поколения, отношения к трудолюбию, творческого отношения к учению, обесценивание отношения к прекрасному и природе, деформация представлений об эстетических идеалах и ценностях). Ввиду этого важными задачами государственной культурной политики в Российской Федерации являются сохранение культурного наследия и укрепление гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов России (Указ Президента РФ от 7 мая 2018 № 204), формирование культурной среды (Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг.) для обеспечения условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями и способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества (Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.). Все подчеркивает значимость художественного образования в личностном и социальном развитии подрастающего поколения, воспитании ценностно­значимого отношения к культурному наследию России через освоение отечественной художественной культуры.
Как отмечается в Концепции преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях РФ, художественное и эстетическое развитие обучающихся через обретение ими базовых знаний и умений в области искусства способствует формированию навыков эстетического видения и преобразования мира, развитию наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого воображения, что обеспечивает формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
Особое место в этом процессе отводится детским школам искусств, так как это первая ступень в дополнительном образовании, где происходит формирование эстетического мировосприятия и восприятия художественного вкуса.
Вместе с тем, практика показывает снижение у обучающихся познавательного интереса к академическому искусству и получению образования в детской художественной школе. Одной из причин этого является использование традиционных (устаревших) методов и форм обучения изобразительному искусству, отсутствие вариативности образовательных программ и возможности выбора индивидуальной образовательной траектории, недостаточный учет познавательных интересов, склонностей и возможностей каждого ребенка, низкий уровень сотрудничества с другими организациями дополнительного и профессионального образования, отсутствие стимула у преподавателя применять современные технологии и их возможности в информационной среде. Все это приводит к падению у обучающихся мотивации к продолжению художественного образования и выбору профессии в сфере искусства, происходит отток обучающихся из детской художественной школы.
Вопросы развития познавательного интереса у обучащихся школьного возраста активно исследуются в психолого-педагогической литературе. К.Д. Ушинский писал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным. В трудах В.А. Сухомлинского описано использование игры, в качестве развития познавательного интереса. Д.Б. Эльконин писал, что игра влияет на развитие психологических процессов: «Значение игры не ограничивается тем, что у ребенка возникаю новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. В игре возникает новая психологическая форма мотивов». И.И. Новиков, считает, что любопытство это одна из форм проявления интереса, возбуждения охоты к учению. В интересе он видел путь приобщения ребенка к нравственным ценностям. Н.Г. Чернышевский утверждал, что любознательность вырастает из внимания, на основе его упорядочиваются представления и понятия, возбуждаются потребности разумной деятельности, вызывающие радость учения. Т.С. Соколова пишет: «Правила требуют построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах, чтобы не только вызвать интерес, но чтобы интерес был как должно направлен, а также использование интереса предписывает построить всю школьную систему в непосредственной близости к жизни, учить детей тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает их интерес [29, с.265].
Одним из образовательных предметов, который побуждает интерес учеников к занятиям изобразительной деятельностью, является пленэр.
Практика показывает, что занятия пленэром обладают огромным потенциалом не только в развитии художественно-графических умений и навыков (постановка точности руки и глазомера, избавление от технических штампов, использование разнообразных живописных и графических материалов, быстрая и умелая компоновка), абстрактно-логического и визуального мышления, но и способствует росту познавательной направленности личности, творческого воображения, зрительной и образной памяти, обеспечивающих претворение замысла в действительность. Пленэр является важным в педагогической практике, так как у обучающихся возникает эмоционально-ценностное отношение к воспринимаемому объекту, и происходит активизация творческого внимания к окружающему миру и природе. Все это позволяет сделать вывод о том, что пленэрная практика выступает не только эффективным средством развития широкого познавательного, но и патриотического воспитания.
Анализ литературы показывает, что существуют отдельные прикладные исследования в области организации пленэрной практики для студентов творческих вузов (Э.С. Клокова, И.В. Новикова, Ю.М. Тютюнова, М.К. Чинцова и др.). Вместе с тем, вопросы организации занятий пленэром в детской художественной школе остаются практически не исследованными.
Изучение опыта организации занятий пленэром в детских художественных школах также свидетельствует о том, что методы и формы развития познавательного интереса на занятиях пленэром практически не используются.
Все указанное позволило сформулировать следующие противоречия:
• на социально-педагогическом уровне - между необходимостью приобщения подрастающего поколения к духовно-нравственным и культурным традициям, художественно-эстетическому освоению окружающей действительности и падением интереса к получению академического художественного образования;
• на теоретико-методологическом уровне - между разработанностью проблемы развития познавательного интереса в педагогике и недостаточностью теоретических работ по данной проблематике в области художественного образования, в частности применительно к процессу обучения в детской художественной школе;
• на научно-методическом уровне - между разработанностью направлений работы по организации пленэрной практики и недостаточностью рекомендаций по развитию познавательного интереса обучающихся детских художественных школ на занятиях пленэром.
Указанные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в поиске путей и средств развития познавательного интереса у обучающихся на занятиях пленэром.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс методов и форм развития познавательного интереса у обучающихся детской художественной школы на занятиях пленэром.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс на занятиях пленэром в детской художественной школе.
Предмет исследования: методы и формы развития познавательного интереса у обучающихся детской художественной школы на занятиях пленэром.
Гипотеза исследования: развитие познавательного интереса у обучающихся детских художественных школ на занятиях пленэром будет осуществляться эффективно, если:
• учитывать возрастные и психологические особенности обучающихся среднего школьного возраста;
• традиционная доминанта использования репродуктивных методов развития у обучающихся художественно-графических умений и навыков будет смещена к использованию интерактивных методов развития познавательного интереса в создании творческого продукта деятельности.
• основными формами проведения пленэра станут индивидуально - групповые, с комплексным применением знаний, умений и навыков.
Задачи исследования:
1. На основании анализа литературы уточнить содержание понятия «познавательный интерес» применительно к пленэрной практике в детской художественной школе.
2. Определить специфику организации пленэрной практики в условиях детской художественной школы.
3. Охарактеризовать возрастные и психологические особенности детей среднего школьного возраста;
4. Охарактеризовать комплекс общепедагогических методов и разработать специфические методы и формы организации пленэрной практики, направленные на развитие у обучающихся познавательного интереса.
5. Разработать необходимый инструментарий для проведения диагностики констатирующего и итогового этапов опытно-поисковой работы.
6. В ходе опытно-поисковой работы выявить эффективность данных методов и приемов в развитии познавательного интереса у обучающихся среднего школьного возраста...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключение сформулируем основные выводы диссертационного исследования. Цель и задачи выполнены: теоретически обоснованы и разработаны комплекс методов и форм развития познавательного интереса у обучающихся детской художественной школы на занятиях пленэром.
Дано определение понятиям «интерес», «познавательный интерес», «пленэр».
Интерес - это то, что активизирует состояние коры головного мозга и способствует осуществлению организмом весьма продуктивной работы.
Под «познавательным интересом» понимается интегративное свойство личности, которое содержит в себе эмоциональную, интеллектуальную и деятельностную характеристику.
Пленэр - «на открытом воздухе» - живописная и графическая техника изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях на природе или вне помещений.
Дано определение понятию «познавательный интерес» применительно к занятиям на пленэре с обучащимися среднего школьного возраста в условиях детской художественной школы, под которым понимается устойчивое проявление к художественной деятельности и стремление обучающегося к моделировки увиденного через свое эмоциональное отношение и понимание реальности изображаемого объекта.
На основании анализа литературы выявлены исторические аспекты становления и развития пленэрной практики.
Охарактеризовать возрастные и психологические особенности детей среднего школьного возраста;
Определена специфика организации пленэрной практики в условиях детской художественной школы;
Охарактеризован комплекс общепедагогических методов обучения: объяснительно-иллюстративного, проблемного обучения, упражнения и специфических методов обучения: метод перевоплощения, методы эмоционального «заражения», методы трансформации, метод рисования по представлению и воображению, а также разработать формы развития познавательного интереса обучающихся на занятиях пленэром;
Проведена опытно-поисковая работа по развитию познавательного интереса у обучающихся среднего школьного возраста на занятиях пленером в детской художественной школе, которая позволила сделать выводы, что применение разработанного комплекса методов и форм в процессе выполнения вариативных заданий эффективны для развития познавательного интереса обучащихся на занятиях пленэром в детской художественной школе.
Выделены три уровня сформированное™ познавательных интересов у обучающихся на занятиях пленэром: высокий, средний, низкий.
Охарактеризуем каждый из них.
Высокий уровень характеризуется наличием у детей инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать поставленные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляют упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения. Умением грамотно компоновать, передать основные пропорции, выразительную пластику изображаемого, соблюдение правильной последовательности ведения работы, свободное владение художественными приемами, умением цельности восприятия изображаемого и обобщение работы, способностью передавать эмоцию в композиции самостоятельно (оценивается 3 баллами)
Средний уровень характеризуется способностью обучающегося проявлять интерес к решению поставленной задачи, самостоятельно осуществлять поиск и способ решения задачи. При возникновении сложностей, обучающийся не теряет усидчивости и обращается к преподавателю за помощью. Обучающийся задает уточняющие вопросы, возникающие в ходе выполнения задачи и, получив нужный совет, выполняет задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения поставленной задачи, но совместно с преподавателем. Быстрого выполнения форм вариативных заданий, небольшие неточности в компоновке, неумение самостоятельно выявлять недочеты в работе, но самостоятельно исправлять ошибки при указании на них, незначительные недочеты в тональном и цветовом решении, недостаточная моделировка объемной формы, незначительные ошибки в передаче пространственных планов (оценивается 2 балла).
Низкий уровень характеризуется отсутствием инициативности и самостоятельности при выполнении и решении заданий, При возникновении каких-либо сложностей обучающийся утрачивает интерес к процессу выполнения задачи, и, возможно, проявляет отрицательные эмоции (гнев, раздражение). Обучающиеся на данном этапе не задают познавательных вопросов и нуждаются в показе готовой модели решения задачи. Допускаются существенные ошибки при компоновке, грубые нарушения пропорций и перспективы, ошибки в тоне, колористическом и цветовом решении, небрежность в работе и неумение довести работу до завершенности, неумение самостоятельно выявить и исправить недочеты в работе, отсутствие оригинального замысла при воплощении художественного замысла (оценивается 1 балл).
Охарактеризованы констатирующий, формирующий и итоговый этапы опытной работы.
На констатирующем этапе выявлен уровень развитияпознавательного интереса обучащихся на занятиях пленэром в детской художественной школе высокий уровень развития познавательного интереса отмечен у 13% обучащихся; средний уровень у 52% обучащихся; низкий уровень у 35% обучащихся.
На формирующем этапе у 17% обучащихся отмечен высокий уровень, средний уровень у 64%, низкий у 19 % обучащихся.
На итоговом этапе у 36% обучащихся отмечен высокий уровень, средний уровень у 55%, низкий у 9 % обучащихся.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: комплекс методов и форм по развитию познавательного интереса обучащихся на занятиях пленэром будет успешен, если:
- учитывать возрастные и психологические особенности обучащихся среднего школьного возраста;
- использовать традиционные и современные методы развития познавательного интереса: комплекс общепедагогических методов обучения: объяснительно-иллюстративного, проблемного обучения, упражнения и специфических методов обучения: метод перевоплощения, методы эмоционального «заражения», методы трансформации, метод рисования по представлению и воображению, способствующих развитию познавательного интереса на занятиях пленэра с обучащимися среднего школьного возраста в условиях детской художественной школы, а основными формами проведения пленэра станут: творческие олимпиады, конкурсы, выставки, конструкторская деятельность, квест-игра в пространстве города (знакомство с историческими фактами и неординарными личностями в истории города), занимательные задачи (кроссворды, загадки, ребусы), экскурсии, посещение производственных участков, посещение музейных экспозиций и интерактивных выставок, мастер-классы по изучению народных промыслов и ремесел, изготовление национальных сувениров, коллективный просмотр кинофильмов и культурно-просветительских программ, профориентационное мероприятие (посещение профильных учебных заведений, художественных школ, училищ, колледжей искусств, студии, мастерских художников и реставраторов, частные галереи).


1. Аксенов М. Искусство : Энциклопедия. М. : Астрель, 2010. 590 с.
2. Алексеева И.С. Введение в переводоведение: учеб. пособие для студ.
филол. и лингв. фак. высш. учебн. заведений.-2-е изд., стер. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр
«Академия», 2006. - 352 с.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Санкт-Петербург, 1968.
4. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект [Текст] / Ю. К. Бабанский ; Акад. пед. наук СССР. - Москва : Педагогика, 1977. - 256 с.
5. Большая Российская энциклопедия : в 35 т. / предс. науч. ред. совета Ю. С. Осипов ; отв. ред. С. Л. Кравец. М. : Большая рос. энцикл., 2014. Т. 26. Пленэр. 00 с. (БРЭ).
6. Бондаревский В. Б. Воспитание интереса к знаниям. - Горький.:Приокское книжное издательство, 1968. — 456 с.
7. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2 т./ Сост. и авт. вступ. ст. М. Г. Данильченко, А. А. Никольская, под ред. А. В. Петровского. М., 1979. Т. 1. 304 с.
8. Боголюбов Н. С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства/ Н. С. Боголюбов. Краснодар, 1992. 27 с.
9. Божович Л. И. Познавательные интересы и пути их изучения — М.:Учпедгиз,1955.—256с.
10. Вергер А.Л. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями поведения и деятельности [Текст] / А. Л. Венгер // Специальная дошкольная педагогика : учеб. пособие для вузов / ред. Е. А. Стреблова. - Москва, 2001. - С. 256-277
11. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Ред. И.С. Якиманской. М., 1989. 221 с.
12. Вопросы психологии способностей: Сборник статей/ Ред. В. А. Крутецкого. М., 1973. 216 с.
13. Выготский JI. С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л. С. Выготский. М., 1981. 93 с.
14. Гальперин П. Я. Введение в психологию: учеб. пособие для студентов вузов по гуманит. спец./ П. Я. Гальперин. М., 2005. 327с.
15. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя / Н.Д. Гальскова: Гл.ред. М Антошина. - М.: АРКТИ, 2000. - 165 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ