ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПОНЯТИЙНОГО РЯДА У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ХИМИИ 8
1.1. Методическая система преподавания химии в контексте ФГОС ООО .. 8
1.2. Особенности формирования понятийного ряда у обучающихся по
химии 19
1.3. Методические условия формирования понятийного ряда у обучающихся в школьном курсе химии 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОНЯТИЙНОГО РЯДА У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ
ХИМИИ 39
2.1. Диагностика уровня сформированности понятийного ряда у
обучающихся в школьном курсе химии 39
2.2. Разработка и апробация методических условий формирования
понятийного ряда у обучающихся в школьном курсе химии 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 88
Актуальность. Проблема формирования и развития понятий является одной из важнейших в процессе обучения. Сами понятие, вместе с научными фактами, законами и теориями являются основными структурными элементами научных знаний. Усвоение понятий обеспечивает овладение школьниками основами наук и в то же время стимулирует развитие их мышления. Вопросы формирования и развития понятий постоянно находится в центре внимания ученых и учителей-практиков. Проблемы теории и методики формирования естественнонаучных понятий исследуют философы, психологи, педагоги Н.М. Буринская, Л.С. Выготский, М.М. Гладюк, Б.М. Кедров, Н.Е. Кузнецова, Г.В. Усова, Н.Н. Чайченко, С.Г. Шаповаленко, М.Н. Скат- кин, Н.М. Верзилин, А.П. Медовая, Н.А. Рыков, И.Д. Зверев, С.П. Баранов, Л.С. Короткова, Л.И. Бурова и многие другие. Значительное внимание к данному вопросу проявляют и педагоги-практики.
Федеральный образовательный стандарт на ступени основного общего образования (ФГОС ООО) выделяет в качестве важнейших химических понятий следующие: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Выпускник основной школы должен знать и понимать эти понятия, решать разнообразные типы задач с их содержанием. Каждое из перечисленных понятий формируется не на одном, отдельно взятом уроке, а чаще всего на протяжении изучения целой учебной темы, и даже нескольких тем. Основные химические понятия тесно взаимосвязаны между собой. Без прочного усвоения одного понятия невозможно изучение следующего.
В то же время анализ школьной практики показывает недостаточный уровень усвоения обучающимися основных химических понятий. Неправильное, недостаточное, нерациональное формирование понятий и умений П.П. Поппель называет основными причинами типичных недостатков в знаниях и умениях школьников по химии [45]. Международное исследование по оценке качества математического и естественно-научного образования - TIMSS, которое проводилось в 2015 году в России, показало, что лишь около 50% учащихся восьмого класса проявили понимание сути основных понятий химии, тогда как, согласно исследованиям проблемы мониторинга качества образования, проведённым С.М. Шукляковским, педагогическим результатом, который не требует дальнейшей коррекции, признается овладение школьниками каждой учебной целью на уровне 85% [53]. Однако усвоение понятий не ограничивается пониманием их сути, а как отмечает Н.Е. Кузнецова, предполагает свободное и творческое оперирование ими [38]. Исследование TIMSS выявило неспособность значимой части школьников использовать полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, решения проблем практического характера, которые возникают или могут возникнуть в реальной жизни: правильно или частично правильно выполнить задания, способности использовать знания в практической деятельности, смогли только 25% школьников. Недостаточный уровень усвоения школьниками понятий, которые являются элементами научных знаний, неумение использовать приобретенные знания для объяснения явлений повседневной жизни, решения задач практического характера, решения реальных проблем, вызывает обоснованное беспокойство.
Таким образом, возникает противоречие между важным значением формирования основных химических понятий, разработанностью данного вопроса в научной и научно-методической литературе, постоянным вниманием к нему учителей и недостаточным уровнем усвоения понятий по химии школьниками, их неспособностью использовать приобретенные знания для решения практических проблем, что побуждает к поискам новых подходов к решению данного вопроса.
Очевидная теоретическая и практическая значимость проблемы, недостаточный уровень ее изученности и перспективность определили тему исследования: «Методические условия формирования понятийного ряда у обучающихся в школьном курсе химии».
Необходимость разрешения вышеизложенных противоречий обусловливает актуальность диссертационного исследования и определяет его проблему: каковы методические условия формирования понятийного ряда у обучающихся в школьном курсе химии.
Объект исследования - процесс формирования понятийного ряда у обучающихся в школьном курсе химии.
Предмет исследования - формирование понятийного ряда у обучающихся в школьном курсе химии при реализации ряда методических условий.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что успешность процесса формирования понятийного ряда у обучающихся в школьном курсе химии обеспечивается реализацией следующих методических условий:
• Разработка и апробация дистанционного курса «Химия рядом с нами»;
• Активные методы обучения: проблемное обучение, исследовательские методы, химический эксперимент, игровые приемы обучения, использование ИКТ.
• Активная познавательная деятельность учеников: решение проблемных ситуаций, самостоятельная работа, работа с компьютером, химический эксперимент
• Активная позиция учителя: преподавание, организация управления учебно-познавательной деятельностью учеников.
Цель исследования - теоретически обосновать и практически разработать, и апробировать методические условия формирования понятийного ряда у обучающихся в школьном курсе химии...
Проведенное теоретико-экспериментальное исследование вносит определенный вклад в разработку проблемы формирования понятийного ряда у обучающихся в школьном курсе химии и позволяет сделать следующие выводы.
1. Проанализирована и охарактеризована методическая система преподавания химии в контексте ФГОС ООО. Предмет «Химия» мы рассматриваем, как систему, которая состоит из двух блоков: основного (содержательного) и вспомогательного (процессуального). К первому относятся научные химические знания, ко второму - вспомогательные знания, учебную деятельность и формы организации учебного процесса В структуре методической системы преподавания «Химии» также выделяются следующие компоненты: цель, содержание, методы, средства, формы обучения, диагностика и оценка знаний учащихся.
2. Нами уточнено понятие «понятийный ряд», его целесообразно интерпретировать как процесс усвоения ряда понятий по химии, усвоение учениками новых химических понятий на основе полученного опыта. Определены особенности, структура и содержание системы усвоения понятийного ряда по химии.
3. Выделены критерии и показатели сформированности понятийного ряда у обучающихся: сформированность умения применения понятий в стандартных учебных ситуациях, применения понятий в жизненных ситуациях.
4. Формирование понятийного ряда по химии у детей среднего школьного возраста является важным элементом образовательного процесса при обучении предмету «Химия»
5. В ходе исследования нами доказано, что эффективность формирования понятийного ряда в процессе обучения химии у учеников обеспечивается реализацией комплекса методических условий: разработка и апробация дистанционного курса «Химия рядом с нами»; активные методы обучения: проблемное обучение, исследовательские методы, химический эксперимент, игровые приемы обучения, использование ИКТ; активная познавательная деятельность учеников: решение проблемных ситуаций, самостоятельная работа, работа с компьютером, химический эксперимент; активная позиция учителя: преподавание, организация управления учебно-познавательной деятельностью учеников.
6. Подобран диагностический инструментарий для исследования уровня сформированности понятийного ряда по химии у обучающихся среднего школьного возраста.
7. Экспериментальная проверка основных положений гипотезы свидетельствует об успешности формирования понятийного ряда по химии у обучающихся среднего школьного возраста в процессе обучения химии, что подтверждается переходом большинства детей на более высокие уровни сформированности понятий по химии.
8. Проведенное нами исследование показало значимость полученных результатов, что подтверждено повторно проведенной диагностикой. Наше исследование, осуществленное в рамках обучения химии, является ступенью к решению общей проблемы формирования понятийного ряда в процессе изучения учебного курса «Химия» у обучающихся и повышения качества естественно-научного образования средних школьников в целом.
9. Проведенный анализ полученных результатов показал, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи научного исследования решены, цель исследования достигнута. В то же время, проведенное исследование не претендует на исчерпывающий анализ всех аспектов исследуемой проблемы ввиду ее многоплановости.
1. Аджемян, Г. А. Формирование универсальных учебных действий у средних подростков при выполнении математических заданий физического содержания: Автореф. дис. ... канд. пед. наук 13.00.02 / Г.А. Аджемян. - М., 2016. - 26 с. - Текст : непосредственный.
2. Алексинский, В. Н. Занимательные опыты по химии / В. Н. Алексинский. — М.: Просвещение, 1995. - 316 с. - Текст : непосредственный.
3. Аликберова, Л. Ю. Задачи по химии с экологическим содержанием / Л. Ю. Аликберова. М.: Центрхимпресс, 2007. - 320 с. - Текст : непосредственный.
4. Аранская, О. С. Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии / О. С. Аранская, И. В. Бурая. Методическое пособие 8-11 кл. М: ВентанаГраф, 2007. - 430 с. - Текст : непосредственный.
5. Ахвердиев, К. Н. Применение систем понятий в обучении химии
для активизации учащихся / К. Н. Ахвердиев - Текст : электронный // Молодой ученый. — 2010. — №7. — С. 244-246. — URL
https://moluch.ru/archive/18/1759/ (дата обращения: 05.10.2019).
6. Байдалина, О. В. О прикладном аспекте химических знаний / О. В. Байдалина - Текст : непосредственный //Химия в школе, 2005г., №:5, с. 4546.
7. Боднар, Е. Н. Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках химии посредством решения ситуационных задач - Текст : непосредственный. / Е. Н. Бондар - Текст : непосредственный.// Вестник научных конференций. 2015. № 1-3. С. 24-25.
8. Болотова, B. C. Формирование универсальных учебных действий [УУД] на уроке химии / В. С. Болотова - Текст : электронный. Режим доступа: http://www.profistart.ru/ps/blog/12656.html (дата обращения: 13.10.2019)
9. Браун, Т., Химия — в центре наук / Т. Браун, Г. Ю. Лемей В 2 ч. Пер. с англ. М.: Мир, 1983. - 120 с. - Текст : непосредственный.
10. Брусова, Т. В. Метапредметный подход в обучении химии / Т. В.
Брусова - Текст : электронный // Молодой ученый. — 2018. — №5. — С. 165-168. — URL https://moluch.ru/archive/191/48170/ (дата обращения:
11.10.2019).
11. Бухольцев, С. Н. «Проектная деятельность на уроках химии» / С. Н. Бухольцев - Текст : электронный http://www.profistart.ru/ps/blog/20252.html (дата обращения: 11.10.2019).
12. Венкова, С. И. Психолого-педагогические условия формирования у старшеклассников исследовательской деятельности в современном образовательном процессе школы / С. И. Венкова, Т.Л. Шабанова - Текст : непосредственный // Альманах мировой науки. 2016. № 1-1 (4). С. 17-22.
13. Войтенкова, Л. Г. «Исследовательская деятельность на уроках химии» / Л. Г. Войтенкова - Текст : электронный http://neretina- iv.my 1 .ru / publ / issledo vatelskaja_dej atelnost_na_urokakh_fiziki /1-1-0-15 (дата обращения: 11.10.2019).
14. Гальбых, Й. Актуальные вопросы теории и практики школьного химического эксперимента в обучении химии / Й. Гальбых, Г. Чтрнацтова, В. Новотный - Текст : непосредственный. // Проблемы обучения химии в школах социалистических стран. — София. — Ч. 2. — С. 138-147.
15. Гузеев, В. В. Познавательная самостоятельность учащихся и возможности ее проявления в образовательной технологии/ В. В. Гузеев - Текст : непосредственный //Химия в школе, 2004г, №:3, с. 16-22...