Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методические условия формирования понятийного ряда у обучающихся в школьном курсе химии

Работа №94875

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы90
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
162
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПОНЯТИЙНОГО РЯДА У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ХИМИИ 8
1.1. Методическая система преподавания химии в контексте ФГОС ООО .. 8
1.2. Особенности формирования понятийного ряда у обучающихся по
химии 19
1.3. Методические условия формирования понятийного ряда у обучающихся в школьном курсе химии 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОНЯТИЙНОГО РЯДА У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ
ХИМИИ 39
2.1. Диагностика уровня сформированности понятийного ряда у
обучающихся в школьном курсе химии 39
2.2. Разработка и апробация методических условий формирования
понятийного ряда у обучающихся в школьном курсе химии 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 88

Актуальность. Проблема формирования и развития понятий является одной из важнейших в процессе обучения. Сами понятие, вместе с научными фактами, законами и теориями являются основными структурными элемен­тами научных знаний. Усвоение понятий обеспечивает овладение школьни­ками основами наук и в то же время стимулирует развитие их мышления. Вопросы формирования и развития понятий постоянно находится в центре внимания ученых и учителей-практиков. Проблемы теории и методики фор­мирования естественнонаучных понятий исследуют философы, психологи, педагоги Н.М. Буринская, Л.С. Выготский, М.М. Гладюк, Б.М. Кедров, Н.Е. Кузнецова, Г.В. Усова, Н.Н. Чайченко, С.Г. Шаповаленко, М.Н. Скат- кин, Н.М. Верзилин, А.П. Медовая, Н.А. Рыков, И.Д. Зверев, С.П. Баранов, Л.С. Короткова, Л.И. Бурова и многие другие. Значительное внимание к дан­ному вопросу проявляют и педагоги-практики.
Федеральный образовательный стандарт на ступени основного общего образования (ФГОС ООО) выделяет в качестве важнейших химических по­нятий следующие: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классифи­кация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая дис­социация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Выпу­скник основной школы должен знать и понимать эти понятия, решать разно­образные типы задач с их содержанием. Каждое из перечисленных понятий формируется не на одном, отдельно взятом уроке, а чаще всего на протяже­нии изучения целой учебной темы, и даже нескольких тем. Основные хими­ческие понятия тесно взаимосвязаны между собой. Без прочного усвоения одного понятия невозможно изучение следующего.
В то же время анализ школьной практики показывает недостаточный уровень усвоения обучающимися основных химических понятий. Непра­вильное, недостаточное, нерациональное формирование понятий и умений П.П. Поппель называет основными причинами типичных недостатков в зна­ниях и умениях школьников по химии [45]. Международное исследование по оценке качества математического и естественно-научного образования - TIMSS, которое проводилось в 2015 году в России, показало, что лишь около 50% учащихся восьмого класса проявили понимание сути основных понятий химии, тогда как, согласно исследованиям проблемы мониторинга качества образования, проведённым С.М. Шукляковским, педагогическим результа­том, который не требует дальнейшей коррекции, признается овладение школьниками каждой учебной целью на уровне 85% [53]. Однако усвоение понятий не ограничивается пониманием их сути, а как отмечает Н.Е. Кузне­цова, предполагает свободное и творческое оперирование ими [38]. Исследо­вание TIMSS выявило неспособность значимой части школьников использо­вать полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, реше­ния проблем практического характера, которые возникают или могут воз­никнуть в реальной жизни: правильно или частично правильно выполнить задания, способности использовать знания в практической деятельности, смогли только 25% школьников. Недостаточный уровень усвоения школьни­ками понятий, которые являются элементами научных знаний, неумение ис­пользовать приобретенные знания для объяснения явлений повседневной жизни, решения задач практического характера, решения реальных проблем, вызывает обоснованное беспокойство.
Таким образом, возникает противоречие между важным значением формирования основных химических понятий, разработанностью данного вопроса в научной и научно-методической литературе, постоянным внимани­ем к нему учителей и недостаточным уровнем усвоения понятий по химии школьниками, их неспособностью использовать приобретенные знания для решения практических проблем, что побуждает к поискам новых подходов к решению данного вопроса.
Очевидная теоретическая и практическая значимость проблемы, недос­таточный уровень ее изученности и перспективность определили тему иссле­дования: «Методические условия формирования понятийного ряда у обу­чающихся в школьном курсе химии».
Необходимость разрешения вышеизложенных противоречий обуслов­ливает актуальность диссертационного исследования и определяет его про­блему: каковы методические условия формирования понятийного ряда у обучающихся в школьном курсе химии.
Объект исследования - процесс формирования понятийного ряда у обучающихся в школьном курсе химии.
Предмет исследования - формирование понятийного ряда у обучаю­щихся в школьном курсе химии при реализации ряда методических условий.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что успеш­ность процесса формирования понятийного ряда у обучающихся в школьном курсе химии обеспечивается реализацией следующих методических условий:
• Разработка и апробация дистанционного курса «Химия рядом с на­ми»;
• Активные методы обучения: проблемное обучение, исследователь­ские методы, химический эксперимент, игровые приемы обучения, использо­вание ИКТ.
• Активная познавательная деятельность учеников: решение про­блемных ситуаций, самостоятельная работа, работа с компьютером, химиче­ский эксперимент
• Активная позиция учителя: преподавание, организация управления учебно-познавательной деятельностью учеников.
Цель исследования - теоретически обосновать и практически разрабо­тать, и апробировать методические условия формирования понятийного ряда у обучающихся в школьном курсе химии...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное теоретико-экспериментальное исследование вносит опре­деленный вклад в разработку проблемы формирования понятийного ряда у обучающихся в школьном курсе химии и позволяет сделать следующие вы­воды.
1. Проанализирована и охарактеризована методическая система препо­давания химии в контексте ФГОС ООО. Предмет «Химия» мы рассматрива­ем, как систему, которая состоит из двух блоков: основного (содержательно­го) и вспомогательного (процессуального). К первому относятся научные химические знания, ко второму - вспомогательные знания, учебную деятель­ность и формы организации учебного процесса В структуре методической системы преподавания «Химии» также выделяются следующие компоненты: цель, содержание, методы, средства, формы обучения, диагностика и оценка знаний учащихся.
2. Нами уточнено понятие «понятийный ряд», его целесообразно ин­терпретировать как процесс усвоения ряда понятий по химии, усвоение уче­никами новых химических понятий на основе полученного опыта. Определе­ны особенности, структура и содержание системы усвоения понятийного ря­да по химии.
3. Выделены критерии и показатели сформированности понятийного ряда у обучающихся: сформированность умения применения понятий в стан­дартных учебных ситуациях, применения понятий в жизненных ситуациях.
4. Формирование понятийного ряда по химии у детей среднего школь­ного возраста является важным элементом образовательного процесса при обучении предмету «Химия»
5. В ходе исследования нами доказано, что эффективность формирова­ния понятийного ряда в процессе обучения химии у учеников обеспечивается реализацией комплекса методических условий: разработка и апробация дис­танционного курса «Химия рядом с нами»; активные методы обучения: проблемное обучение, исследовательские методы, химический эксперимент, игровые приемы обучения, использование ИКТ; активная познавательная деятельность учеников: решение проблемных ситуаций, самостоятельная ра­бота, работа с компьютером, химический эксперимент; активная позиция учителя: преподавание, организация управления учебно-познавательной дея­тельностью учеников.
6. Подобран диагностический инструментарий для исследования уров­ня сформированности понятийного ряда по химии у обучающихся среднего школьного возраста.
7. Экспериментальная проверка основных положений гипотезы свиде­тельствует об успешности формирования понятийного ряда по химии у обу­чающихся среднего школьного возраста в процессе обучения химии, что подтверждается переходом большинства детей на более высокие уровни сформированности понятий по химии.
8. Проведенное нами исследование показало значимость полученных результатов, что подтверждено повторно проведенной диагностикой. Наше исследование, осуществленное в рамках обучения химии, является ступенью к решению общей проблемы формирования понятийного ряда в процессе изучения учебного курса «Химия» у обучающихся и повышения качества ес­тественно-научного образования средних школьников в целом.
9. Проведенный анализ полученных результатов показал, что выдвину­тая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи научного исследования ре­шены, цель исследования достигнута. В то же время, проведенное исследо­вание не претендует на исчерпывающий анализ всех аспектов исследуемой проблемы ввиду ее многоплановости.


1. Аджемян, Г. А. Формирование универсальных учебных действий у средних подростков при выполнении математических заданий физического содержания: Автореф. дис. ... канд. пед. наук 13.00.02 / Г.А. Аджемян. - М., 2016. - 26 с. - Текст : непосредственный.
2. Алексинский, В. Н. Занимательные опыты по химии / В. Н. Алек­синский. — М.: Просвещение, 1995. - 316 с. - Текст : непосредственный.
3. Аликберова, Л. Ю. Задачи по химии с экологическим содержанием / Л. Ю. Аликберова. М.: Центрхимпресс, 2007. - 320 с. - Текст : непосредст­венный.
4. Аранская, О. С. Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии / О. С. Аранская, И. В. Бурая. Методическое пособие 8-11 кл. М: ВентанаГраф, 2007. - 430 с. - Текст : непосредственный.
5. Ахвердиев, К. Н. Применение систем понятий в обучении химии
для активизации учащихся / К. Н. Ахвердиев - Текст : электронный // Моло­дой ученый. — 2010. — №7. — С. 244-246. — URL
https://moluch.ru/archive/18/1759/ (дата обращения: 05.10.2019).
6. Байдалина, О. В. О прикладном аспекте химических знаний / О. В. Байдалина - Текст : непосредственный //Химия в школе, 2005г., №:5, с. 45­46.
7. Боднар, Е. Н. Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках химии посредством решения ситуационных задач - Текст : непосредственный. / Е. Н. Бондар - Текст : непосредственный.// Вестник научных конференций. 2015. № 1-3. С. 24-25.
8. Болотова, B. C. Формирование универсальных учебных действий [УУД] на уроке химии / В. С. Болотова - Текст : электронный. Режим досту­па: http://www.profistart.ru/ps/blog/12656.html (дата обращения: 13.10.2019)
9. Браун, Т., Химия — в центре наук / Т. Браун, Г. Ю. Лемей В 2 ч. Пер. с англ. М.: Мир, 1983. - 120 с. - Текст : непосредственный.
10. Брусова, Т. В. Метапредметный подход в обучении химии / Т. В.
Брусова - Текст : электронный // Молодой ученый. — 2018. — №5. — С. 165-168. — URL https://moluch.ru/archive/191/48170/ (дата обращения:
11.10.2019).
11. Бухольцев, С. Н. «Проектная деятельность на уроках химии» / С. Н. Бухольцев - Текст : электронный http://www.profistart.ru/ps/blog/20252.html (дата обращения: 11.10.2019).
12. Венкова, С. И. Психолого-педагогические условия формирования у старшеклассников исследовательской деятельности в современном образова­тельном процессе школы / С. И. Венкова, Т.Л. Шабанова - Текст : непосред­ственный // Альманах мировой науки. 2016. № 1-1 (4). С. 17-22.
13. Войтенкова, Л. Г. «Исследовательская деятельность на уроках хи­мии» / Л. Г. Войтенкова - Текст : электронный http://neretina- iv.my 1 .ru / publ / issledo vatelskaja_dej atelnost_na_urokakh_fiziki /1-1-0-15 (дата обраще­ния: 11.10.2019).
14. Гальбых, Й. Актуальные вопросы теории и практики школьного химического эксперимента в обучении химии / Й. Гальбых, Г. Чтрнацтова, В. Новотный - Текст : непосредственный. // Проблемы обучения химии в шко­лах социалистических стран. — София. — Ч. 2. — С. 138-147.
15. Гузеев, В. В. Познавательная самостоятельность учащихся и воз­можности ее проявления в образовательной технологии/ В. В. Гузеев - Текст : непосредственный //Химия в школе, 2004г, №:3, с. 16-22...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ