ВВЕДЕНИЕ 3-11
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ
1.1 Мотивация как психолого-педагогическая категория 12-22
1.2. Специфика организации проектной деятельности в детской школе искусств 22-35
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Анализ уровня мотивации к обучению на дополнительных
предпрофессиональных программах в детской школе искусств 35-48
2.2. Ход и результаты опытно-поисковой работы
Методы и приемы развития мотивации к обучению в детской школе искусств в процессе проектной
деятельности 49-70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71-74
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1-6 1-12
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 1-68
ПРИЛОЖЕНИЕ 8-14 1-49
ПРИЛОЖЕНИЕ 15 1-9
ПРИЛОЖЕНИЕ 16 1-20
Актуальность исследования. В современном обществе востребована разносторонняя личность, способная креативно мыслить, творчески решать разнообразные проблемы, осуществлять коммуникации с разными социальными группами. Умение работать с многообразием информации, самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня требует наличия мотивации к обучению и саморазвитию. Все это выдвигает новые требования к модернизации и гуманизации системы образования через повышение его качества и конкурентоспособности, ориентации на потребности личности в образовании и новый социальный заказ.
Художественное образование - это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, её духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства.
«Особенности реализации образовательных программ в области искусств, в том числе дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, определены ст. 83 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Целью реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств является выявление одаренных детей в раннем возрасте, создание условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности, а также осуществления подготовки одаренных детей к поступлению в профессиональные образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств (ст. 83 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).»[46] Цель художественного
образования повышение значимости духовной культуры и искусства в области образования, выявление талантливых детей и молодежи, приобщение подрастающего поколения к лучшим традициям академического образования в области искусства путем сохранения и развития уникальной системы учреждений художественного образования, в том числе и в детских школах искусств.
Как отмечается в национальном проекте «Культура», детские школы искусств, реализующие дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусства, занимают важное звено в подготовке творческих кадров, создании особой культурной среды, обеспечивающей духовно-нравственное и эстетическое развитие личности путем приобщения к лучшим образцам мировой и отечественной культуры. При этом ключевая роль отводится реализации инновационных творческих проектов и культурных инициатив.
Однако практика показывает, что интерес к получению образования в детской школе искусств неуклонно снижается, особенно в условиях сельской местности и малых городов. Причинами этого являются падение общего уровня культуры российского общества, девальвация национальных ценностей и традиций академического художественного образования, высокая загруженность детей в школе, смещение приоритетов в сторону технического образования и наукоемких технологий, снижение престижа творческих профессий. Ввиду этого одной из главных задач преподавателя детской школы искусств является создание мотивирующей среды, использование таких методов и форм обучения, которые могут заинтересовать, привлечь и удержать детей в детской школе искусств, пробудить у них потребность учиться самостоятельно, с желанием и восторгом постигать ступень за ступенью приобретая новые знания и умения и нарабатывать навыки тем самым развивая творческий потенциал . Истинно успешный человек это человек обладающим творческим , креативным подходом к любой жизненной ситуации.
В настоящее время в педагогических исследования ведется активный поиск путей и способов развития у обучающихся учебной мотивации. Сущность мотивации раскрыта в трудах Л.И. Божович о мотивации учения, Б.Я Гальперина теория формирования умственной деятельности, связь мотивации с целями деятельности в трудах А.Н. Леонтьева, формирование мотивации учения А.К. Марковой, С.Л. Рубинштейна, Д.В Эльконина . В западной психологии теории мотивации, относящиеся только к человеку К. Левин; Г. Олпорт. Внутриличностные теории мотивации классификация потребностей А. Маслоу. Мотивация как педагогическая категория в отечественной дидактике рассматривали такие учение как М.А. Данилов, О.С. Гретенкж, И.А. Каиров, Г.И, Кириллова, Г.И. Щукина. Мотивация как педагогическая категория исследуется М.А. Данилов, О.С. Гретенкж, И.А. Каиров, Г.И, Кириллова, Г.И. Щукина и др. Большое внимание в работах ученых-дидактов уделено таким мотивационным компонентам, как познавательный интерес Г.И. Щукина, познавательная потребность B.C. Ильин, Г.И. Кириллова, мотивация учения и труда О.С. Гребенюк, мотивация учебной деятельности А.Т. Глазунов, И.П. Подласый, А.Т. Цветкова, мотивация в теории и методике обучения В.Г. Разумоикий, А.В. Усова и др. В психологии структура деятельности разработана А.Ы. Леонтьевым. Как показывают исследования, эффективным средством развития у обучающихся учебной мотивации является проектная деятельность В.В. Гузеев. Технологии, подобные «методу проектов», незаменимы для выработки умений взаимодействовать с миром в себе и вокруг себя.
Значение метода состоит в предоставлении обучающемуся
возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач Е. С Полат., М. Ю Бухаркина., К. В .Петров. Знакомясь с трудами Дж. Дьюи, Х. Килпатрик, Э. Коллингс .Тема достаточно изученной на уровне теории, все же, анализ педагогики и не посредственно практической педагогики на сегодня показывает, что будущее метода проектов в силу противопоставленных издержек используется учителями- практиками в урочной и внеурочной деятельности не в полной мере. Теоретические вопросы теме встречаются в работах Выготского, С.Т. Шацкого, Б.В.Игнатьева, Л.Э.Левина. Основным теоретическим вопросам применения обучения учащимися проектной деятельности на современном этапе развития школы посвящены исследования Л.В.Городией, Л.М.Иляевой, А.А.Карачева, П.С.Лернера, Н.В.Матяш, В.Д.Симоненко, Ю.Л.Хотунцева. Характеристика современной педагогической технологии проектов дана в работах Е.С. Полат, Родионовой В.Е.Методы использования метода проектов изучались по работам Л.Б. Куценко-Барсковой и Т.В. Житиной.
Вместе с тем, анализ литературы показывает, что, несмотря на разработанность вопросов развития у обучающихся учебной мотивации, вопросы мотивации в процессе проектной деятельности остаются практически не исследованными. Практика также показывает, что проектная деятельность недостаточно внедрена в образовательный процесс современной детской школы искусств ввиду отсутствия у большинства руководителей и преподавателей компетенций в области проектной деятельности...
В проведенном диссертационном исследовании рассмотрены возможности применения метода проектов как средства мотивации обучающихся ДШИ по предпрофессиональной программе с учетом ФГТ.
Проведенный анализ психолого-педагогической и методической литературы, посвященной проблемам развития мотивации и непосредственно применение метода проекта, участие в международной конференции, публикации в сборнике научных трудов «Традиции и инновации в педагогическом образовании» подтвердили актуальность исследуемой проблемы использования метода проекта как средства развития мотивации к обучению в ДШИ и стимулирование процессе активизации учебно-творческой деятельности обучающихся.
В диссертационном исследовании уточнены понятия «проектная деятельность», «проектный метод» применительно к детской школе искусств. Проанализированы и обобщены концептуальные идеи связанные с разновидностью и гибкостью проектного метода, так же возможности метода проекта с учетом специфики образовательной организации и непосредственно программы предпрофессионального образования с учетом ФГТ. Основой является процесс решения учебно-творческих задач и сохранение мотивации к обучению с первого до пятого класса .
Анализ научно-педагогической литературы показал, что, несмотря на разносторонность охвата многих вопросов, касающихся мотивации обучающихся и использования проектной деятельности, и несомненную теоретическую и практическую значимость, исследуемая проблема остается открытой для теоретического осмысления и экспериментального изучения. Обобщение результатов анализа научно-педагогической литературы и наблюдения за учебно-творческой деятельностью подтвердили мнение о том, что в процессе обучения дети сталкиваются с трудностями преодоления монотонности учебного процесса и постоянно растущими требования, изменениями ведущего вида деятельности, что приводит к снижению интереса. Внедрения проектной деятельности в учебный план позволяет решить творческие и учебные задачи. Применение метода аналогии ,эвристические методы ,метода наблюдения, обобщения позволяющих комбинировать объекты, переносить знания в другие области и получать новые знания и эксклюзивные результаты своей работы, продукт. Ведь творческая индивидуальность это словно отпечатки пальцев умение творить самому не подражая, не копируя, получать эксклюзивный продукт. Проектная деятельность позволяет разрядить атмосферу, вносит положительные нотки в творческий процесс развивает творческую гармоническую личность умело ориентирующеюся в информационном и жизненном пространстве. Ставя краткосрочные цели и достигая их детям удаться проходить этап за этапом, даже не замечая того что происходит усложнение, тем самым преодоление утомляемости от кропотливой долгосрочной работы. Результат творческой активности повышается, умения и навыки обучающиеся получают с удовольствием. Проектный метод развивает творческие способности обучающихся, а творческие способности открывают перед личностью новые пути развития, характеризующиеся расширением кругозора, некоторым изменением личностных ценностей, самореализацию и самоутверждение. Высокий уровень развития этих способностей позволяет говорить об определенной оптимальности принимаемых решений личностью. Поэтому использование творческих проектов , изменяющих ценностное отношение к самому процессу познания, могут сделать более эффективным процесс обучения.
Осуществлен анализ учебной мотивации обучающегося ДШИ в разные периоды обучения, представлен мотивационный профиль ученика что позволяет сориентировать нас и выбрать нужную стратегию, в повышении факторов развития мотивации.
Представлены методы и приемы повышения мотивации с применением проекта в ДШИ. Опыт работы показывает, что обучающиеся проявляют наибольший интерес к выполнению практических и творческих работ, поиск
информативного материала к проекту, проводя исследования , составляя свой продукт. Достоинство метода в том, что обучающиеся видят перед собой конечный результат - мероприятие, презентация, изделие, которым можно пользоваться в быту, которое они сделали своими руками, вложили в него свою душу, а ради этого стоит потрудиться. При выполнении проектов учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания - это помогает им в профессиональном самоопределении. Посредством метода проектов удаётся установить прочные связи между теоретическими знаниями обучающихся их практической преобразовательной деятельностью. Проанализировав результаты проектов, могу заметить есть ряд положительных аспектов, но отрицательные выводы сделаны. Дальнейшая цель продолжать творить и искать. Ведь для преподавателя быть в постоянном поиске - это единственная твердая почва под ногами. И только творчески работающий преподаватель может сформировать творческую личность.
В ходе диссертационного исследования была разработана и научно обосновано применение проекта как средство мотивации обучающихся ДШИ , реализация которой требует включение в структуру технологии трех этапов: формирование ориентировочной основы учебно-творческой деятельности(направление постановка цели), формирование базы творческого поиска (рабора над погружением , аналоги), создание авторской творческой работы, самореализация.В опытно-поисковой работе была осуществлена проверка истинности выдвинутых в гипотезе положений и представлен результат на примере Верхнесергинской ДШИ. Применение метода проекта описано в разработанных и реализованных на практике ДШИ учебных проектах в период 2016-2019 года.
Основные результаты и выводы исследования:
1. В процессе развития информационного общества возрастают требования к выпускникам ДШИ как субъект социального и экономического развития, способный к творческой деятельности и дальнейшему развитию в профессиональной сфере. Как следствие, решение проблемы использованием проектной деятельности и непосредственно метода проекта, все более актуализируется в системе дополнительного предпрофессионального образования .
2. В ходе теоретического и опытно-поискового исследования доказаны возможность и результативность включения проекта в структуру учебного плана, что позволяет стимулировать мотивацию к обучению в ДШИ, позволяет выстроить алгоритм активизации процесса творческой самореализации.
3. Теоретически обоснована и проверена результативность разработанных проектов в сфере художественного образования. Доказано позитивное влияние на формирование устойчивой мотивации к обучению в ДШИ и результативность творческой деятельности.
4. В структуру учебного плана в ДШИ необходимо включить проектную деятельность как активизацию учебно-творческой деятельности и тем самым являющуюся основным аспектом повышения мотивации к учению и непосредственному целипологанию и дальнейшему выбору профессии. Необходимо обращать особое внимание на создающиеся в проектной деятельности, условиям активизации творческой самореализации (личностно значимая, свободно выбранная деятельность; наличие творчества в деятельности; субъект творческой деятельности; активизация саморазвития, развития собственных возможностей и способностей; рефлексия) и направленные на формирование ориентировочной основы для своевременного и положительного завершения процесса обучения в ДШИ по предпрофессиональной программе с учетом ФГТ.
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающую полноту разработки проблемы. Актуальными являются вопросы исследования методики применения проекта на занятиях разного цикла в ДШИ по предпррофессионально программе с учетом ФГТ и интеграция.
1. Абульханова К.А. Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. - М.: Наука, 1989.
2. Александров Г. Ф. История западноевропейской философии: Учеб. для ун-тов и гуманит. фак. вузов / Ин-т философии. — 2-е изд., доп. — М.; Л.: АН СССР, 1946. — 513 с.
3. Алексеев В.А. Самосознание и мотивация деятельности на рубеже подросткового и старшего школьного возраста. В.А. Алексеев Проблемы мотивации общественно полезной деятельности школьников. - М.: Наука, 2004, С. 103-107.
4. Асеев В.Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974. С.122.
5. Аткинсон Дж.В. Теория о развитии мотивации. / Дж.В. Аткинсон. - Н.Новгород: [б.и.], 2003. - 256 с.
6. Барщ А. О. Наброски и зарисовки. М., 1970
7. Безлепкин В.В, Мисенюк П.К. Модель последипломного обучения - Высшее образование в России. М., 2003. №3 с 126-130.
8. Безлепкин В.В, Мисенюк П.К. Модель последипломного обучения - Высшее образование в России. М., 2003. №3 с 126-130.
9. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе (II) // Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб., 2008
10. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М.: Просвещение, 2001. - 352 с112
11. Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта. - М., 2003.
12. Вентцель К. Н. Этика и педагогика творческой личности: (Проблема нравственности и воспитания в свете теории свободного гармонического развития жизни и сознания) [Текст]. — М. : книгоизд- во К. И. Тихомирова, 1911—1912. — (Педагогическая библиотека) Т. 1: Этика творческой личности. — 1911. — 388 с.
13. Власов В.В. Точные методы в организации обучения - Высшее образование в России. М., 2002. -№4 с103-108.
14. Волков И.П. Цель одна - дорог много: Проектирование процессов обучения. - М.: Просвящение, 1990
15. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991...