ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ 9 ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
1.1 Сущность понятия «критическое мышление 9
1.2 Психолого-педагогические основы развития критического 13 мышления у обучающихся педагогического колледжа
1.3 Возможности общепрофессиональных дисциплин в процессе 29 развития критического мышления обучающихся педагогического колледжа
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ С 35 ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
2.1 Результаты констатирующего этапа исследования 35
2.2 Обоснование и апробация рабочей программы дисциплины 38
«Педагогика» обучающихся педагогического колледжа
2.3 Анализ результатов опытно-поисковой работы 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Интеграция национального образования в европейское образовательное пространство обусловливает потребность в учителе новой генерации, способного ответственно и самостоятельно, на высоком уровне осуществлять профессиональную деятельность.
Национальный исследовательский университет «Высшая школы экономики», инновационный центр «Сколково» и центр проектирования учебных программ по результатам исследований выделили навыки 21 века, среди которых важным навыком является сформированность критического мышления [12].
Требования информационного общества диктуют современной молодежи эффективно работать с информацией, видеть, предвидеть и исправлять логические ошибки, проводить рефлексию собственной деятельности, что актуализирует необходимость развития критического мышления. Хотя критическое мышление закладывается в начальной и основной школе, но оно должно активно развивается и на следующих ступенях образования, в том числе на ступени среднего профессионального образования [18].
Обучающиеся педагогического колледжа должны быть готовы реализовывать Федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), в соответствии с которым, приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить и решать учебные проблемы, осуществляя для этого необходимые логические операции, поиск, структурирование, моделирование нового знания, иначе говоря - формирование умения учиться [32].
Реализовать данную цель и достичь планируемых результатов может учитель только в том случае, если сам обладает развитым критическим мышлением.
Следовательно, в системе среднего профессионального образования возникает необходимость целенаправленной работы по развитию критического мышления, в первую очередь в процессе учебной деятельности. Одной из общепрофессиональных дисциплин, имеющей потенциал для развития критического мышления, является дисциплина «Педагогика». Однако, традиционное содержание дисциплины, продиктованное примерной образовательной программой, не предусматривает компетенции, направленные на развитие критического мышления.
Таким образом, возникают противоречия:
• научно-теоретического характера: между необходимостью теоретического осмысления исследователями проблемы развития критического мышления обучающихся педагогического колледжа и недостаточной научно-теоретической разработанностью способов его развития в процессе изучения дисциплины «Педагогика»;
• научно-методического характера: между признанием важности развития критического мышления у обучающихся педагогического колледжа и недостаточной разработанностью методических и технологических аспектов такой деятельности.
Отсюда возникает проблема исследования: как развить критическое мышление студентов педагогического колледжа в процессе изучения дисциплины «Педагогика»?
Объект исследования: профессиональная подготовка учащихся
педагогического колледжа.
Предмет исследования: средства развития критического мышления обучающихся педагогического колледжа в процессе изучения дисциплины «Педагогика».
Цель исследования: обосновать средства развития критического мышления у обучающихся педагогического колледжа в процессе изучения дисциплины «Педагогика».
В основу положена гипотеза, согласно которой процесс развития критического мышления у обучающихся педагогического колледжа в процессе изучения дисциплины «Педагогика» будет наиболее эффективным, если:
• внедрение приемов развития критического мышления в практику преподавания дисциплины «Педагогика»» будет способствовать развитию таких показателей критического мышления, как самостоятельность, гибкость, поиск компромиссных решений, точность и аргументированность, предвидение и нахождение логических ошибок;
• приемы развития критического мышления будут реализовываться в рамках соблюдения системного и компетентстного подходов;
• будет реализована интеграция современных информационных технологий с активными формами и методами изучения дисциплины «Педагогика».
В соответствии с выдвинутой целью и гипотезой исследования решались следующие задачи:
1. Определить сущность понятия «критическое мышление».
2. Выявить особенности процесса развития критического мышления у обучающихся педагогического колледжа .
3. Обосновать возможности общепрофессиональных дисциплин в процессе развития критического мышления обучающихся педагогического колледжа.
4. Разработать рабочую программу дисциплины «Педагогика», способствующую развитию критического мышления .
5. Опытно-поисковым путем проверить эффективность рабочей программы дисциплины «Педагогика» в процессе развития критического мышления.
Теоретическо-методологическую основу исследования составляют:
• концепция взаимосвязи творчества и мышления (Э.В. Ильенков, М.К. Мамардашвили);
• культурно-историческая теория личности и теория деятельности (JI.C. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев);
• теория принятия решений (Р. Пол, Д.Халперн);
• теория рефлексивной природы сознания и мышления (О.С. Анисимов, Г.Г. Гранатов, В. А. Петровский, Г.П. Щедровицкий);
• теория развивающего обучения (Б.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин),
• теория проблемного обучения (Дж. Дьюи, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, A.M. Матюшкин).
Методологическую основу исследования составляют:
• системный подход (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Н. В. Кузьмина, В. П. Беспалько, Т. И. Шамова, Г. П. Щедровицкий и др.);
• общая методология педагогики (М. С. Бургин, М. А. Данилов, И.В. Дубровина, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, М. Н. Скаткин, Н.Ф. Талызина и др.).
Решение поставленных задач обусловило использование комплекса взаимодополняющих методов исследования:
• теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблемам исследования; анализ учебно-методической документации, синтез, обобщение, сравнение, классификация;
• эмпирические: наблюдение и анализ практической деятельности обучающихся в рамках эксперимента, анкетирование, констатирующий и формирующий педагогический эксперимент; методы статистической обработки данных опытно-экспериментального обучения, графическое представление результатов.
Опытно-экспериментальная база исследования:
ГБПОУ СО «Каменск-Уральский педагогический колледж». В эксперименте приняли участие 50 обучающихся второго курса специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании».
Научная новизна исследования заключается в следующем:
• проанализированы теоретические подходы к проблеме развития критического мышления обучающихся педагогического колледжа,
• определены критерии, показатели и уровни сформированности критического мышления в процессе изучения дисциплины «Педагогика»,
• обоснована возможность дисциплины «Педагогика» в процессе развития критического мышления,
• определены педагогические условия (средства, приемы, формы) реализации рабочей программы дисциплины «Педагогика», способствующие развитию критического мышления обучающихся.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что расширен круг научных представлений о возможностях дисциплины «Педагогика» в вопросе развития критического мышления у обучающихся педагогического колледжа, что вносит существенный вклад в теорию и методику профессионального образования.
Практическая значимость исследования состоит в том, разработана и апробирована рабочая программа дисциплины «Педагогика», а также в том, что материалы исследования могут быть использованы при разработке спецкурсов, составлении учебно-методических комплектов, проведении курсов повышения квалификации и переподготовки преподавателей колледжей и вузов.
Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования были представлены на международной конференции «Традиции и инновации в педагогическом образовании» (Екатеринбург, 2018, 2019); выступлении на круглом столе «Коллективный и индивидуальный подходы в педагогике: история и современность» (Екатеринбург, 2019), на городском семинаре-практикуме «Особенности развития клипового и критического мышления детей и подростков в современных условиях» (г. Каменск-Уральский, 2018), на расширенном педагогическом совете (г. Каменск-Уральский, 2019).
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 52 источника, и 3 приложения. Содержание диссертации изложено на 96 страницах. Работа содержит 4 рисунка и 4 таблицы.
Ускоренное развитие технологий и сопутствующие социальные изменения отразились на системе образования. Сфера образования и подготовки кадров, являясь наиболее консервативной, в последнее десятилетие переживает значительные перемены.
Все чаще высказывается мнение о том, что образование, рассчитанное на перспективу, должно строиться на основе двух неразлучных принципов: умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное, и умения осмыслить и применить полученную информацию.
Федеральные государственные образовательные стандарты
ориентируют на достижение результата, описанного, в том числе, в примерных программах всех ступеней образования. Среднее профессиональное образование предъявляет требование к перечню знаний и умений, а также общим и профессиональным компетенциям, сформированность которых будет являться условием качественной подготовки обучающихся к профессиональной деятельности.
Критическое мышление, признанное одним из навыков 21 века, должно быть планируемым результатом освоения основной образовательной программы среднего профессионального образования. Исходя из этой позиции, было проведено данное исследование.
Для достижения цели выпускной квалификационной работы нами было решено три задачи.
Для решения первой задачи в теоретической части исследования нами был раскрыт философский аспект сущности критического мышления личности через анализ работ Г.Г. Водолазова, В.П. Кохановского, Р.К. Луканина, А.Ф. Медведева, Е.В. Мареевой, Г.Г. Майорова, В.Г Рохмистрова, проведен анализ определений понятия критического мышления, таких авторов как Дж. Дьюи, X. Джонсон, Д. Клустер, К. Поппер, В. Болотов, В.Н. Брюшинкин, И.О. Загашев, А.Ю. Коджаспиров, В.И. Маркова, В. Теплов, Т. Хачумян, а также выделена четырехкомпонентная структура критического мышления.
Определение А. Ю. Коджаспирова, который предлагал рассматривать критическое мышление как способность анализировать информацию с позиций логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам, было взято за основу.
В рамках решения второй задачи проведен анализ работ Л.С. Выготского, А. В. Федорова, В. Теплова и сделан вывод о том, возраст начала обучения на ступени СПО является благоприятным для развития критического мышления. Развитость всех компонентов критического мышления к завершению обучения на ступени СПО обеспечит сформированность общих и профессиональных компетенций будущего специалиста.
Для решения третьей задачи проведен анализ нормативных документов системы образования: федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования , федерального образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы среднего профессионального образования специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании», профессионального стандарта педагога. Анализ данных документов позволил сделать вывод, что на ступени среднего профессионального образования не выделено такого планируемого результата как сформированность критического мышления.
На основании теоретического изучения исследуемого вопроса была спланирована практическая часть исследования. В практической части исследования приняло участие 50 обучающихся ГБПОУ СО «Каменск- Уральского педагогического колледжа» специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании», окончивших 1 курс. На первом (констатирующем) этапе проведена диагностика критического мышления с использование следующего инструментария: анкета на определение уровня знаний обучающихся понятия «критическое мышление», методика «Критический анализ» Дж. Баррет, методика нахождения логических ошибок Майкла Чейфица, также разработана карта наблюдения, которая была использована при процедуре защиты индивидуального проекта и курсовой работы.
На основании результатов констатирующего этапа исследования была разработана рабочая программа дисциплины «Педагогика».
Рабочая программа рассчитана на два года обучения и была реализована с сентября 2017 по июнь 2019 года. В процессе реализации программы в ходе выполнения учебной задачи обучающимися педагогом проводилось промежуточное оценивание уровня критического мышления через фиксацию критериев в карте наблюдения. Данная деятельность была прежде всего направлена на коррекцию организации дифференцированного подхода.
Пятая задача выпускной квалификационной работы заключалась в анализе эффективности реализации рабочей программы. В ходе решения данной задачи на основе анализа результатов диагностических методик в каждом контрольном срезе были составлены общие графики, которые наглядно отображают прогресс развития компонентов критического мышления.
Экспериментальная проверка эффективности рабочей программы дисциплины «Педагогика» подтвердила переход обучающихся на более высокие уровни развития критического мышления.
Наше исследование, осуществленное в рамках обучения дисциплине «Педагогика», является ступенью в решении общей проблемы развития критического мышления у обучающихся педагогического колледжа, что в целом подтверждает основные положения выдвинутой гипотезы.
Таким образом, проведенная работа позволяет сделать вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза является доказанной, а поставленная цель достигнутой.
Данное исследование не является исчерпывающим. Для полного создания учебно-методического комплекта дисциплины «Педагогика» планируется внесение изменений в систему мониторинга достижения планируемых результатов дисциплины в части развития критического мышления.
Еще одним направлением развития темы исследование может стать изучение соотношения развитости критического мышления и эмоционального интеллекта.
1. Абдуллина, О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: для пед. спец. высш. учеб. заведений [Текст] / О.А. Абдуллина. - М.: Просвещение, 1990. - 141с.
2. Баррет, Дж. Карьера: способности и выбор [Текст] / Дж. Баррет. -М. : АСТ: Астрель, 2006. - 206с.
3. Блонский, П. П. Избранные педагогические произведения [Текст] /П. П. Блонский. - Москва: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961.- 695 с
4. Болотов, В. А. Критическое мышление - ключ к преобразованиям российской школы [Текст] / В.А. Болотов // Директор школы. - 1995. - № 1. - 67 с.
5. Борытко, Н. М. Диагностическая деятельность педагога [Текст] / Н.М. Борытко. - М. : Академия, 2006. - 288 с.
6. Брюшинкин, В.Н. Критическое мышление и аргументация // Критическое мышление, логика, аргументация [Текст] / Под ред. В.Н. Брюшинкина, В.И. Маркина. Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та, 2003. — 29 с.
7. Векслер, С.И. Развитие критического мышления
старшеклассников в процессе обучения: Автореферат [Текст] / С.И. Векслер. - Киев, 1974. - 24 с.
8. Водолазов, Г.Г. Наш современник Сократ [Текст] / Г.Г. Водолазов // Общественные науки и современность.- М., 2005. № 5. - 109 с.
9. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций [Текст] / Л.С. Выготский // Собрание сочинений в 6 т. Т.1, З.М., 1983. - 329 с.
10. Гребень, Н. Ф. Психологические тесты для профессионалов
[Текст] / Н. Ф. Гребень. - Минск: Современная школа, 2008. - 496 с.
11. Давыдов, В.В. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т.
[Текст] / ред. В. В. Давыдов. - М.: науч., изд-во «Большая пед.
Энциклопедия, 1999. - 342 с.
12. Добрякова, М.С., Юрченко, О.В., Новикова, Е.Г. Навыки XXI века в российской школе: взгляд педагогов и родителей [Текст] / М. С. Добрякова, О. В. Юрченко, Е. Г. Новикова. - М.: НИУ ВШЭ, 2018, - 72 с.
13. Дьюи, Дж. Психология и педагогика мышления [Текст] / Дьюи Дж.; [пер. с англ. Н. М. Никольской]. - М.: Совершенство, 1997. - 208 с.
14. Загашев, И. О. Учим детей мыслить критически [Текст] / И. Загашев, С. Заир-Бек // Дайджест педагогичных идей технологий «Школа- парк». - 2004.
15. Загвязинский, В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений [Текст] / В. И. Загвязинский. - М.: Академия, 2001. - 192 с...