ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К
ИЗУЧЕНИЮ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
1.1. Идентичность личности как научная категория 8
1.2. Гражданская идентичность старших подростков: сущность, структура,
показатели развития 21
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ
2.1. Педагогические условия развития гражданской идентичности старших
подростков 30
2.2. Модели самоуправления как средства развития гражданской
идентичности старших подростков 40
ГЛАВА 3. ИДЕНТИФИКАЦИИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ
ШКОЛЬНОГО УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
3.1. Особенности идентификаций старших подростков в условиях школьного
самоуправления 49
3.2. Предложения к разработке программы развития гражданской
идентичности старших подростков в МАОУ СОШ № 44. 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ. Программа социологического исследования. 76
Актуальность исследования обусловлена рядом проблем в развитии школьного самоуправления, его роли в становлении гражданской идентичности и социализации обучающихся. Среди таковых отметим ограниченность педагогического пространства школы для проявления самости старших подростков: «самостоятельность, самоконтроль,
самоактуализация».1 Важным является развитие гражданской активности, как неотъемлемой части идентичности, ценностного отношения к духовно - нравственным основам российского общества, истории Отечества; политико - правовым и другим аспектам.2 Необходимо создать воспитательные условия для освоения социокультурных установок старшими подростками в личностно и социально значимой деятельности. Развитие гражданской идентичности сегодня является направлением социального проектирования, включая институции в рамках образовательной организации. Необходимы управленческие и ценностные ориентиры, выраженные в продуманной тактике, подборе специалистов, определении сфер и объёмов компетенций школьной администрации и собственно ученического самоуправления. Важным является понимание, какой тип самоуправления подходит для образовательной организации с учетом готовности управленческих кадров, и способности самих обучающихся к принятию ответственности на себя. Особенностью воспитательной работы является государственный заказ формирования гражданской активности через формы самоуправления как средства реализации прав и интересов обучающейся молодёжи; включенности данных организаций в международное взаимодействие.
Термин гражданская идентичность многомерен. В широком значении он связан с современным этапом развития нации как гражданской общности
(российская идентичность). В узком значении, с осознанием личностью себя частью Мы, формированием системы ценностей, присущей этой общности, солидарности и готовности отдельной личности действовать во имя общих интересов. 4 Школьное самоуправление мы рассматриваем в нескольких измерениях. Во-первых, институциональном, как систему общественного управления учебно-воспитательным процессом. Специфичным является отсутствие единых требований к организационной структуре. Каждая школа сама определят формы организации, функции и содержание школьного самоуправления (М.В. Валькова) Во-вторых, способ самоактуализации личности. Противоречие в непринятии самим подростком, а так же взрослыми, его как «ответственного лица» в пику требованиям социокультурной ситуации: инициативы, самостоятельности,
гражданственности. В-третьих, самоуправление рассматривается как механизм укрепления взаимодействия и взаимопонимания субъектов образовательного процесса: детей и учителей. Проблема заключается в отчужденности некоторых обучающихся от школы как общественного института, самоисключении из школьной жизни и, как следствие, снижение активности, в том числе, гражданской самоактуализации.
Противоречие формирования гражданской идентичности в школе между требованиями реализации системно-деятельностного подхода в воспитательной работе школы и слабым учетом структуры мотивов и интересов обучающихся, задействованных в воспитательных моделях, отсутствием опыта самоорганизации.
Воспитательная проблема в том, что подростки, развиваясь в едином гражданском и образовательном пространстве, часто имеют противоречивое представление о гражданской идентичности: слабая дифференциация социальных ролей, социальных ценностей; возможностях самопроявления в социокультурной среде. Зачастую социальные взаимодействия подростка связаны с удовлетворением узколичных интересов и не могут содействовать формированию гражданских ценностей, определяющих его статус в обществе, фильтрующих информационный поток, содействующих принятию и смене социальных ролей.
Объект диссертации: гражданская идентичность старших подростков.
Предмет диссертации: школьное самоуправление как средство развития гражданской идентичности старших подростков.
Цель диссертации: выявить особенности развития гражданской идентичности старших подростков средствами школьного самоуправления.
Задачи диссертации:
1) Рассмотреть методологические подходы к изучению идентичности личности.
2) Охарактеризовать сущность гражданской идентичности старших подростков.
3) Проанализировать педагогические условия формирования гражданской идентичности старших подростков.
4) Изучить особенности самоуправления как средства формирования гражданской идентичности старших подростков.
5) Проанализировать особенности идентификаций старших подростков.
6) Разработать предложения к созданию программы развития гражданской идентичности старших подростков в МАОУ СОШ № 44
Гипотеза диссертации: старшие подростки активно, участвующие в школьном самоуправлении, имеют целостную гражданскую идентичность, связанную с гражданской активностью, дифференциацией социальных ролей и ценностей. Гражданская идентичность старших подростков, не участвующих в школьном самоуправлении, слабо дифференцирована, гражданская позиция неактивна, идентификации связаны с приспособлением, противодействием или безразличием.
Вопрос приобретает социально-педагогический характер, поскольку касается индивидуальных аспектов личности и её ориентаций на социальное окружение. Сложность и новизна изучения в теоретическом аспекте связана с многомерностью понятия, различием подходов. В психоанализе акцентируются внутриличностные механизмы формирования идентичности, осознания автономности «Я» и связанными с этим переживаниями. (3. Фрейд, Э. Эриксон) В интеракционистской концепции идентичность - осознание своей социальной роли через призму восприятия ее другими. (И. Гоффман, Дж. Мид) В структурном функционализме рассматривается функциональная значимость идентификации - «интеграция» - для развития социальных систем. (Т.Парсонс) В отечественной науке идентичность, как социокультурный феномен, рассматривается в монографии М.В.Шакуровой. Проблеме семантики гражданской и этнической идентичности, их содержания посвящены труды и лекции академика РАН В.А.Тишкова и М.К. Горшкова. Динамика и поддержание гражданской идентичности исследуется Л.М.Дробижевой. Соотношение индивидуального и коллективного, их структура, функции рассматриваются Т. Водолажской. Современных исследователей объединяет понимание необходимости воспитания гражданской идентичности у молодого поколения как условия сохранения целостности российского общества, его конкурентности в условиях глобального взаимодействия, обеспечения исторической памяти и социального воспроизводства. 5 Гуманистические основы воспитания гражданина, его личностных свойств, роли коллектива, раскрываются в работах В.А. Сухомлинского, В.Н. Сороки-Росинского, акцентировавших принципы добровольчества, самоуправления, самоактуализации личности ребенка. Организацию трудовых школ-коммун на основе самоуправления, в городской среде и сельской местности описывали в Н.К. Крупская, В.Н. Сорока-Росинский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий. В современных исследованиях отметим публикации обзорного методического характера (М.В. Валькова), историко - методологические аспекты этой проблематики.
(Е.А. Радомысльская) В рамках этих же публикаций рассматривается нормативно-правовая база детских организаций в школе. Большое их количество связано с опытом образовательных организаций по развитию самоуправления (А.М. Андресюк). Отдельное внимание уделяется вопросам взаимодействия субъектов самоуправления: учитель, ученик. (Н.Н.
Шевелёва, В.С. Собкин); социологическому анализу развития гражданской идентичности молодежи в школьном, семейном воспитании. (О.Ю. Дьяков, А.Ю. Рыкунова) Инновационные подходы управления воспитательными системами в современной школе изложены в монографии В.А. Караковского.
Методологически мы исходим из обусловленности гражданской идентичности всем предшествующим опытом взаимодействия личности с окружающими референциями. Школьное самоуправление само определяется степенью проявления идентификаций старшего подростка, его функцией является интеграция субъектов воспитания с целью формирования опыта самоактуализации, самопроявления, активной гражданской позиции в соответствии с ценностями культуры, социальных норм и ролевых ожиданий.
Практическая значимость исследования определена сложностью и малоизученностью идентификаций старших подростков. 6 Магистерская диссертация состоит из введения, трёх глав, разделённых на параграфы, заключения и приложений. Адресовано всем интересующимся вопросами организации школьного самоуправления, гражданской социализации подростков.
Актуализируя тему исследования гражданской идентичности личности, мы обозначили рад проблем учебно -воспитательной работы в школе, направленной на её развитие. К их числу отнесли: глобализацию, информатизацию, виртуализацию; противоречия идентификаций, вызванные медийными образами; разрыв связи поколений; деидеологизация развития гражданской идентичности. Так же нами были определены нормативные и институциональные затруднения, которые испытывает современная школа в вопросе самоуправления как средства развития гражданской идентичности. А именно: отсутствие нормативных актов, регулирующих пределы
полномочий, ответственности субъектов. Насущной проблемой является ограниченность пространства школы для функционирования
самоуправления. Зачастую администрация школы, в своей воспитательной работе, по шаблону создает организации обучающихся, отвечающие некому представлению о необходимых направлениях, не всегда согласуя их со структурой мотивов, потребностей, интересов детей. Эти обстоятельства обусловили разделение предмета исследования: 1) изучение структуры идентификаций; 2) изучение существующих моделей развития гражданской идентичности в школе. В первом случае цель была связана определением особенностей идентификаций старших подростков, занятых в школьном самоуправлении, молодежных организация и тех, кто не участвует в них. Гипотеза заключалась в дифференцированности социальных ролей, познавательного опыта, ценностных установок у старших подростков из школьного актива. Во втором случае, нам представлялось интересным изучить модели школьного самоуправления, представленные в Чкаловском районе (с учётом выборки). В последнем случае, мы не претендуем на отражение всего разнообразия этих моделей. Было сделано предположение, в силу ценностных и нормативных установок нашего государства, о преобладании административной модели организации школьного самоуправления. Мы сочли неэтичным выявлять наиболее эффективные модели, поставили цель синтезировать опыт для улучшения внеурочной, воспитательной работы в МАОУ СОШ № 44
Для рассмотрения первого вопроса мы выбрали методологическую концепцию символического интеракционизма. (Дж.Мид). Функционирования системы определяются идентификациями её акторов: структурой мотивов, интересов, интернализованными установками, ценностями, образцами социального взаимодействия в группе. Целью системы является социализация индивида, содержанием этого процесса - идентификации, а результатом - идентичность. Перечисленная выше структура идентификаций использовалась в социологическом анализе. Перечисленные струтурные элементы были объединены в три блока: 1) познавательный опыт; 2) ценностно-смысловые и эмоциональные установки; 3) опыт социальных взаимодействий.
Как категория философского, психологического и социологического порядка, идентичность обладает характеристиками изменчивости, сопряжена с особенностями онтогенетического развития. (Кризис подросткового возраста. Э. Эриксон) Идентификации сопровождают человека всю жизнь и обуславливают его социализацию в общности. Идентификации старших подростков школьного актива имеют выраженный социально адаптивный характер. Их социализация в коллективе происходит при помощи активной творческой деятельности, участия в просоциальных акциях, высокой степени критичности к социальному опыту, активной общественно-политической позиции. Идентификации старших подростков, не занятых в самоуправлении носят конформистский характер. При этом их позиция по национальному, политико-правовому, этнокультурному вопросу может существовать, но не артикулируется в общественном пространстве. Для обеих групп характерно положительное отношение к родной культуре и языку, социокультурному опыту. Однако персональное владением этим опытом зависит от особенностей организации учебного процесса, прочности знаний обучающихся. В отдельных случаях при ограниченности возможностей
самореализации подростками в обеих группах может проявляться враждебные идентификации. С нашей точки зрения, такие идентификации иллюстрируют более острую форму протекания кризиса идентичности и подросткового возраста в целом. В ходе анкетирования, ответы таких респондентов сопровождались не столько ответом по существу вопроса, сколько эмоционально-оценочным рассуждением. (Например, на вопрос о правах гражданина, респондент ответил: «Быть рабом системы») Тем не менее, таким ответам нужно уделить внимание, поскольку они свидетельствуют о склонности к правовому и гражданскому нигилизму у представителей второй группы. Объективности ради отметим, что подобные негативные идентификации, свойственны и членам школьного актива, но, во- первых, менее выражены, а во-вторых, по нашему мнению, связаны с более критичным и объективным взглядом на общественную реальность с учетом более широкого познавательного опыта. Так же тревожащим обстоятельством является недооценка обеими группами народных традиций и культуры. Знания о ней являются зачастую фрагментарным, а приобщение у респондентов второй группы (численно большей) носит выраженный принудительный характер. Под принуждением мы понимаем учебную ситуацию.
Анализ второго был связан с определением педагогических установок развития самоуправления в школе и анализа моделей самоуправления. Были выявлены педагогические принципы воспитания обучающихся (Ушинский, Сорока-Росинский, Сухомлинский). К ним относим: природосообразность, гуманизм, демократизм, гармоничность взаимоотношений семьи и школы, дображелательность, уважение личности, народность. В ходе анализа моделей самоуправления, освещен зарубежный и отечественный опыт. Мы предположили, что существующие принципы организации воспитательного процесса в России, являются отражением степени развития институтов гражданского общества. С нашей точки зрения, в России, этот тип общества находится в начале своего становления. Поэтому наше демократический принцип самоорганизации имеет известную долю государственного контроля. Следовательно, распространенной моделью организации школьного самоуправления будет административная или раздельная административно игровая. Впрочем, это утверждение нуждается в проверке и может быть темой исследования в будущем, как собственно идентификационные установки обучающихся при тех или иных моделях.
6. Александров А.В. Ориентиры гражданско-политического школьного образования в современной ФРГ // Человек и образование. 2016. №4 (49).с. 154-159
7. Андресюк А.М. Модель самоуправления учащихся школы гражданского становления // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. № 98. С.75
8. Асмолов А. Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова, О.А. Молчанов С.В., Салмина Н.Г. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе // Национальный психологический журнал. 2011. №1. С 104-110
9. Асмолов А.Г. Социальные эффекты образовательной политики // Национальный психологический журнал. 2010. №2. С 100-106
10. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования. 2008. №1. с. 74-77
11. Беленцов С.И. Юношеское самоуправление: укрепление дисциплины или формирование сознательности (исторический аспект) // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 2013. №4 (31). С 40-49
12. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М.: “Медиум”, 1995. — 323 с
13. Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности:
Монография / Науч. ред. Н. К. Сергеев. — Волгоград: Перемена, 2001.
• 181 с.
14. Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография / Науч. ред. Н. К. Сергеев. — Волгоград: Перемена, 2001.
• 181 с.
15. Бочкарев, В.И. Директору школы о самоуправлении: пособие для руководителей общеобразовательных школ / В.И. Бочкарев. - Москва: Владос, 2001. - 142 с.
16. Валькова М.В. Что необходимо при формировании школьного ученического самоуправления // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. №6. С. 51-58
17. Водолажская Т. Идентичность гражданская // Образовательная политика. 2010. № 5-6. с. 140-141
18. Волков Юрий Григорьевич Идеология и идентичность: дискурс противопоставления // Общество и право. 2006. №4 (14). С. 7-14
19. Володин А. А., Бондаренко Н.Г. Анализ содержания понятия «Организационно-педагогические условия» // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2014. №2. С. 143-152
20. Галкина О. В. Организационно-педагогические условия как категория научно-педагогического исследования // Известия Самарского научного центра РАН. 2008. №6-2. С. 30-36...