ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Аналитический обзор литературы 5
1.1. Возрастные особенности юношей 17-19 лет 5
1.2. Понятие силовые способности 8
1.3. Методика развития силовых способностей 13
1.4. Средства и методы развития силовых способностей в
пауэрлифтинге 19
Глава 2. Организация и методы исследования 29
2.1. Организация исследования 29
2.2. Методы исследования 30
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
Сила - это важнейшая физическая способность человека, благодаря которой он успешно осуществляет многие профессиональные виды деятельности и решает различные бытовые проблемы. Существуют некоторые разновидности физических упражнений, в которых от силы непосредственно зависит спортивный результат. Например, жим лежа или толкание ядра. Также сила позволяет выдерживать кратковременные, но многократные высокие нагрузки и сокращает восстановительный период после работы, например, в метаниях, прыжках, тяжелой атлетике и фехтовании.
Спортсмен проявляет силу, взаимодействуя с опорой, со спортивным снарядом, соперником или другим внешним объектом. Величина проявляемого усилия в значительной мере определяет рабочий эффект и результат движения. Сила тяги мышц вызывает перемещения звеньев тела и перемещение самого спортсмена в пространстве. Проявления силы чрезвычайно многообразны, поэтому в специальной литературе получил распространение термин «силовые способности», объединяющий все виды проявления силы.
Силовая подготовка необходима всем спортсменам, так как от неё зависит достижение спортивных результатов. Вот почему так важен процесс развития данной физической способности.
Проблема исследования. Проблема исследования заключается в поиске и обосновании наиболее эффективных средств и методов развития силовых способностей юношей в пауэрлифтинге.
Актуальность темы. Данная тема исследования является актуальной, поскольку в последнее время бурными темпами развивается такое направления атлетизма, как пауэрлифтинг или силовое троеборье. Пауэрлифтинг в силу своей доступности является одним из эффективных средств развития физических качеств и укрепления здоровья занимающихся.
Однако научно-методическое обеспечение тренировочного процесса находится на стадии разработки. В абсолютном большинстве литературных источников, авторы механически переносят принципы и методику тренировок квалифицированных спортсменов на построение тренировок начинающих пауэрлифтеров. Отсутствуют объективные данные о биомеханической структуре соревновательных упражнений. Не обоснована структура и взаимосвязь между физическими качествами, которые обеспечивают результативность соревновательной деятельности.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс занятий пауэрлифтингом юношей 17-19 лет.
Предмет исследования: методика развития силовых способностей у юношей 17-19 лет на занятиях пауэрлифтингом.
Цель исследования: повышение уровня развития силовых способностей у юношей 17-19 лет на занятиях пауэрлифтингом.
Задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Разработать методику, направленную на развитие силовых способностей у юношей 17-19 лет на занятиях пауэрлифтингом.
3. Доказать эффективность применения средств и методов, направленных на развитие силовых способностей у юношей 17-19 лет на занятиях пауэрлифтингом.
Структура выпускной квалификационной работы (ВКР). ВКР изложена на 50 страницах, состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы, включающего 42 источника и приложений. Текст ВКР снабжён таблицами, иллюстрирован рисунками.
Для решения теоретических задач в работе была проанализирована психолого-педагогическая и специальная литература по проблеме исследования. В результате анализа литературы автором сделан вывод, у юношей в возрасте 17-19 лет достаточно сформированы связки, завершенность в формировании изгибов позвоночника, мышцы эластичны, имеют хорошую нервную регуляцию, обладают прекрасной сократительной способностью и способностью к расслаблению, достаточная сформированность сердечной мышцы.
Под силовыми способностями необходимо понимать комплекс различных проявлений человека в определённой деятельности. В основе определения силовых способностей лежит понятие «сила». Оценка качества силовых способностей производится с помощью следующих показателей: абсолютная сила и относительная сила.
Методика развития силовых способностей заключается в определении целей и задач, отборе содержания материала и упражнений, отборе средств и методов, направленных на развитие силовых способностей для достижения планируемого результата. К основным методам развития силовых способностей можно отнести следующие: метод максимальных отягощений; метод «повторного максимума»; метод уступающей работы с супермаксимальными отягощениями; изокинетический низкоскоростной метод.
Пауэрлифтинг - это силовой вид спорта, суть которого заключается в преодолении сопротивления максимально тяжёлого для спортсмена веса. Пауэрлифтинг также называют силовым троеборьем.
Анализ литературных данных и результатов педагогического эксперимента позволяет сделать следующие выводы:
1. Достижение высоких спортивных показателей в пауэрлифтинге, как и в любом другом виде спорта, возможно только при условии систематических занятий, направленных на всестороннее физическое развитие, выработку волевых качеств, стремления к постоянному совершенствованию техники выполнения разного рода упражнений высокую технику исполнения и отличную физическую подготовку.
2. Для организации и проведения тренировочных занятий с юношами экспериментальной группы, нами была разработана методика силовой подготовки юношей 17-19 лет, занимающихся пауэрлифтингом, которая основана на использовании и сочетания методических приемов «пирамида» и «форсированные повторения». Тренировочные занятия в экспериментальной группе, основанные на использовании сочетания методических приемов «пирамида» и «форсированные повторения» проходили 3 раза в неделю продолжительностью 90 минут. Тренировочное занятие состояло из подготовительной, основной и заключительной частей.
3. В результате исследования мы выявили, что если в тренировочном процессе юношей 17-19 лет использовать сочетание методических приемов «пирамида» и «форсированные повторения», то это положительно отразиться на уровне развития максимальной силы в соревновательных упражнениях. Это подтверждается результатами тестирования юношей экспериментальной группы:
- в тесте «Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа» в конце эксперимента результат улучшился на 13,5 раз, прирост составил 59%;
- в тесте «Жим штанги лёжа» результат улучшился на 10,1 кг., прирост составил 12,4%;
- в тесте «Становая тяга штанги» результат улучшился на 19 кг., прирост составил 14,7%;
- в тесте «Кистевая динамометрия правой руки» в конце эксперимента результат улучшился на 10,1 кг., прирост составил 20%; в тесте «Кистевая динамометрия левой руки» в конце эксперимента результат улучшился на 12,2 кг., прирост составил 25,9%.
Таким образом, можно сделать вывод об эффективности методики занятий пауэрлифтингом как средства развития силовых способностей.
1. Авсиевич, В. Н. Метод распределения тренировочной нагрузки в соревновательных упражнениях у юношей, занимающихся пауэрлифтингом, с учетом биологического возраста / В. Н. Авсиевич // Молодой учёный. - 2016. - № 3. -С. 1018 -1021.
2. Акопян, А. О. Методы исправления характерных ошибок соревновательных упражнений в пауэрлифтинге / А. О. Акопян, В. А. Панков, Е. С. Тришин // Вестник спортивной науки. -2009. - № 5. -С. 13-14.
3. Беланов, А. Э. Особенности тренировочного процесса студентов, занимающихся пауэрлифтингом / А. Э. Беланов, А. Э. Крупко // Культура физическая и здоровье.-2011. - № 5. -С. 38 - 40.
4. Васин, С. Г. Сбалансированное питание спортсмена - пауэрлифтера / С. Г. Васин // Инновационная наука. -2016. - № 3. -С. 111 - 116.
5. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 330с.
6. Виноградов, Г.П. Петербургские исследования атлетизма в XIX¬XX веках / Г.П.Виноградов // Атлетизм на рубеже веков: Сб. научных трудов / СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта.-СПб., 2001. -С. 14-18
7. Виноградов, Г.П. Первые официальные чемпионаты по поднятию тяжестей / Г.П. Виноградов, И.Г. Виноградов // Современные проблемы атлетизма: спортивные и рекреационные аспекты: Сб.научн.трудов / СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта.-СПб., 2000. -С. 3-5.
8. Виноградов, Г.П. Динамика силовой выносливости у студентов, занимающихся пауэрлифтингом / Г.П.Виноградов, П.В. Перов // Физическая культура и здоровье студентов вузов: материалы Международной межвузовской научно-практической конференции / СПбГУП.-СПб, 2005. - С.78-80
9. Ворожейкин, О.В. Методика применения индивидуального подхода к развитию силы у спортсменов в пауэрлифтинге/ О.В. Ворожейкин // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф.Лесгафта.-2009.- 9(55).- С.20-25.
10. Гольберг, Н. Д. Питание юных спортсменов / Н. Д. Гольберг, Р. Р. Дондуковская. - Москва: Советский спорт, 2009. -240 с.
11. Грузь, С. М. Структура и содержание микроциклов на этапе углубленной тренировке в силовом троеборье / С. М. Грузь // Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта. -2011. - № 8. -С. 61 -65.
12. Дворкин, Л.С. Тяжёлая атлетика: учебник для вузов / Л.С. Дворкин. -М.: Советский спорт, 2005. -600с.
13. Деминский, А. Ц. Основные закономерности учебно - тренировочного процесса спортсмена / А. Ц. Деминский // Педагогика, психология и медико -биологические проблемы физического воспитания и спорта. -2009. - № 10.-С. 45 -47.
14. Дидык, Т.Н. Структура подготовительного периода в пауэрлифтинге / Т.Н. Дидык // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - Харьков. - 2003. - № 1. - С. 40-46.
15. Зациорский, В.М. Методика воспитания силы // Физические качества спортсмена. - М., 2010. - 82-95 с.
16. Зверев, В.Д. Экспериментальное обоснование средств и методов обучения начинающих тяжелоатлетов / В.Д. Зверев, А.П. Сурков //Атлетизм на рубеже веков: Сб. научных трудов / СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта.- СПб.,2001. -С. 26-32.
17. Калиберда, Ю.Э. Из опыта тренировки для увеличения результатов в жиме лёжа / Ю.Э. Калиберда //Атлетизм. -1990. - №12. -С.19¬22.
18. Короткова, Е. А. Теория и методика физической культуры : учеб. -мед. пособие / Е. А. Короткова, Т.П. Завьялова, Л.А. Архипова. -Тюмень: Изд -во Тюменского государственного университета, 2014. -120 с.
19. Коц, Я. М. Спортивная физиология: учебник / Я. М. Коц. - Москва : Физкультура и спорт, 2010. -240 с.Кузнецов, В.В. Специальная силовая подготовка спортсмена / В.В. Кузнецов. - М.: Советская Россия, 1975. - 208с.
20. Лобанов, С.А Физиология физического воспитания и спорта: учебно-методическое пособие/ С. А. Лобанов, В.Ю. Корнаухов.- Уфа: Вагант, 2008.- 136с.
21. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников / В.И. Лях. - М: Просвещение, 1998. - 212 с.
22. Лях, В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития / В.И. Лях. - М.: Терра-Спорт, 2000. - 192 с.
23. Манько, И. Н. Биомеханические особенности проявления силы в пауэрлифтинге у квалифицированных спортсменов / И. Н. Манько // Ученые записки университета им. И. П. Лесгафта.-2008. -№ 9. -С. 42 - 46 .
24. Масальгин, Н.А. Математико-статистические методы в спорте/ Н.А. Масальгин.- М.: ФиС, 2014.-23-24с.
25. Минов, Ю. В. Пауэрлифтинг как эффективное средство развития физических качеств и укрепления здоровья студентов / В. Ю. Минов // Вестник красноярского государственного педагогического университета им. Е. П. Астафьева. -2010. -№ 2. -С. 41-51.
26. Михайлов, С.С. Биохимические аспекты силовой тренировки / С.С. Михайлов, А.Х. Талибов// Санкт -Петербург -родина отечественного атлетизма: Международный сб.научно-метод. трудов / СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта.-СПб., 2004. -С. 81-87.
27. Назаренко, Л. Д. Физиология физического воспитания и спорта: учебно-метод. пособие / Л. Д. Назаренко. - М.: Ульяновск, 2000. - 144 с.
28. Остапенко, Л.А. Пауэрлифтинг. Теория и практика
телостроительства / Л.А. Остапенко // Олимп. -1994. -No1-2.
29. Перов, П.В. Пути повышения эффективности тренировки в жиме штанги лежа / П.В. Перов //Санкт-Петербург -родина отечественного атлетизма: Международный сб.научно-метод. трудов / СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта.-СПб., 2004. -С. 39-40.
30. Платонов, В.И. Теория и методика спортивной тренировки. - К.: Вища школа, 2004. - 352 с.
31. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практическое приложение / В. Н. Платонов. - К.: Олимпийская литература, 2004. - 808 с.
32. Пономарев, Г.Н. Государственные стандарты в области физической культуры и спорта: проблемы и перспективы усовершенствования / Г.Н. Пономарев // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 12. - С. 9.
33. Попков, В. А. Дидактика высшей школы: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Попков, А.В. Коржуев. - М.: Академия, 2001. - 136 с.
34. Рубин, В. С. Разделы теории и методики физической культуры: учеб. пособие / В. С. Рубин. - М.: Физическая культура, 2006. - 112 с.
35. Смолов, С.Ю. Тяга как одно из основных упражнений силового троеборья: краткий анализ и методика тренировки / С.Ю. Смолов // Атлетизм. -1990. - № 12. -С. 3-13.
36. Станкин, М.И. Спорт и воспитание подростков/ М.И. Станкин.- М.: Физкультура и спорт, 2013.-104 с.
37. Старов, М.Д. Техника жима лёжа в пауэрлифтинге / М.Д. Старов // www.powerlifting.org.ua.
38. Суровецкий, А. Становая тяга / А.Суровецкий // Мир силы. -2000. -№ 4. - с. 12 - 19
39. Турманидзе, В. Г. Методические и биологические основы развития силовых способностей бадминтонистов: учеб.пособие / В. Г. Турманидзе, С. Н. Якименко,А. В Турманидзе. - Омск: Омский государственный университет, 2011. -140 с.
40. Холодов, Ж. К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. -Москва.: Академия, 2014. - 480 с. 67
41. Хэтфилд, Ф.К. Всестороннее руководство по развитию силы / Ф.К. Хэтфилд. - Красноярск: АФК Восточной Сибири и Дальнего Востока, 1992. -288 с.
42. Ченегин, В. М. Физическое развитие и половое созревание юных спортсменов / В. М. Ченегин: учебное пособие. - М.: Волгоград, 1988. - 56с.