ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДИТЕЛЬСТВУ У СТУДЕНТОВ ВУЗА В ХОДЕ РЕШЕНИЯ СИТУАТИВНЫХ ЗАДАЧ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ 9
ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДИТЕЛЬСТВУ У СТУДЕНТОВ ВУЗА
1.1 Понятие о родительстве в психолого-педагогических 9 исследованиях
1.2 Особенности формирования ценностного отношения к 17 родительству у студентов вуза
1.3 Ситуативные задачи как средство формирования ценностного 29 отношения к родительству у студентов вуза
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ 36 ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДИТЕЛЬСТВУ У СТУДЕНТОВ ВУЗА В ХОДЕ РЕШЕНИЯ СИТУАТИВНЫХ ЗАДАЧ
2.1 Диагностика уровня сформированности ценностного отношения к 36 родительству у студентов вуза
2.2 Комплекс ситуативных задач как условие формирования 49 ценностного отношения к родительству у студентов вуза
2.3 Анализ результатов опытно-поисковой работы по формированию 54 ценностного отношения к родительству у студентов вуза в ходе решения ситуативных задач
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ 9
ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДИТЕЛЬСТВУ У СТУДЕНТОВ ВУЗА
1.1 Понятие о родительстве в психолого-педагогических 9 исследованиях
1.2 Особенности формирования ценностного отношения к 17 родительству у студентов вуза
1.3 Ситуативные задачи как средство формирования ценностного 29 отношения к родительству у студентов вуза
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ 36 ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДИТЕЛЬСТВУ У СТУДЕНТОВ ВУЗА В ХОДЕ РЕШЕНИЯ СИТУАТИВНЫХ ЗАДАЧ
2.1 Диагностика уровня сформированности ценностного отношения к 36 родительству у студентов вуза
2.2 Комплекс ситуативных задач как условие формирования 49 ценностного отношения к родительству у студентов вуза
2.3 Анализ результатов опытно-поисковой работы по формированию 54 ценностного отношения к родительству у студентов вуза в ходе решения ситуативных задач
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
В Концепции государственной семейной политики в России на период до 2025 г., утвержденной Распоряжением Правительства РФ от
25.08.2014(далее — Концепция), закреплено формирование позитивного
образа отца и матери. Осознанное родительство, охрана семьи как ценности — основные задачи нашего государства. [3]
Кравченко А.И. определяет семейные ценности как отличительную особенность одной семьи от другой, которая становится достоянием и предметом гордости и уважения к старшим поколениям. Она говорит о том, что семейные ценности - это часть исторической памяти семьи, то наследие, обычаи, традиции, которые идут от наших дедов и прадедов [19].
Современный взгляд на теорию ценностей представлен в работах таких отечественных учёных, как Г.П. Выжлецов, М.С.Каган, Л.Н.Столович, Н.С. Розов и др. Эти работы являются базовыми в процессе выявления подходов к определению феномена ценности, сложившиеся в отечественной науке.
Семья в жизни каждого человека является одним из самых важных компонентов его существования. Это целый, огромный, многогранный мир - внутри которого зарождаются семейные ценности.
Каждая крепкая, дружная семья имеет свои ценности, которые помогают сохранять всю целостность семьи, созданную на любви и уважении друг к другу. Одной из ценностей семьи является осознанное родительство. Часто мы сталкиваемся с родительством как с чем-то естественно происходящим событием, не требующем внимания. Родители не предают значения важности осуществления роли отца и матери - как особо важного в жизни каждого ребёнка. Можно утверждать, что будущее общества - это сегодняшнее состояние родительства [17].
Родительство это не просто определённый этап в жизни человека, включающий в себя определённые установки и ожидания, чувства, отношения и позиции, ответственность, но и сложная деятельность, требующая определённых теоретических знаний о том, какими методами следует действовать, чтобы достичь воспитательных целей. Также нужно обладать и соответствующими знаниями, ведь воспитание ребёнка в семье может быть успешным лишь в одном случае: если родители умеют творчески использовать имеющиеся у них знания и умения, то есть если родительство становится для них творчеством.
В Указе президента РФ [1] говорится о воспитании гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно- нравственных ценностей. В настоящее время в политике государства Российской Федерации отводится важное место в реализации программ, направленных на формирование и закрепление в обществе ценностей семьи, брака, ответственного родительства. Причин этому может быть несколько:
• социокультурные потребности сохранения самобытности, традиций русского народа, в силу мировой глобализации и миграции населения всего мира, что может рассматриваться как угроза национально-культурным традициям не только русского народа, но и всех национальностей, проживающих на территории РФ, с их самобытными укладами семейных традиций;
• нежелание молодого поколения регистрировать брак, создание гражданских браков, большое количество разводов, браки по расчёту, как следствие этого - либо отказ от рождения детей, либо дети, которые растут в неполных семьях, воспитываются небиологическими родителями;
• невозможность становиться родителем в силу проблем со здоровьем;
-отсутствие социальной и материальной помощи молодым родителям по уходу за детьми со стороны государства, а именно: очень маленькие пособия по уходу за ребенком, отсутствие достаточного количества мест в детских садах и яслях;
• низкий материальный доход родителей на содержание детей;
• отсутствие желания быть родителями в силу своего негативного опыта общения со своими родителями либо перенос этого негативного опыта в свою семью, в силу отсутствия программ обучения для ответственных родителей;
-постоянное снижение рождаемости населения на территории РФ по данным статистики на протяжении последних 20 лет.
В ст. 38 Конституции РФ закреплено, что семья, материнство и детство, находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. Одна из важных функций семьи является ценностное отношение к родительству. Для этого необходимо дать определение этих ценностей, сделать анализ имеющихся в обществе ценностей
В.Анисимова [9] констатирует: «Институт родительства, семьи является базой любого государства. И надо признать, что в нашей стране он разрушен. Началось разрушение со времен советской власти, когда государство взяло функции воспитания детей на себя и не стимулировало развитие здоровых семейных отношений».
Возникают противоречия между:
• растущей потребностью общества и государства в увеличении рождаемости и недостаточным уровнем сформированности ценностного отношения к родительству у молодежи;
• возможностью формирования ценностного отношения к родительству у студентов вуза и недостаточным разнообразием используемых педагогических средств;
• возможностью формирования ценностного отношения к родительству у студентов при изучении педагогических дисциплин, в частности педагогики, и недостаточной изученностью влияния ситуативных задач на формирование ценностного отношения к родительству у студентов вуза...
25.08.2014(далее — Концепция), закреплено формирование позитивного
образа отца и матери. Осознанное родительство, охрана семьи как ценности — основные задачи нашего государства. [3]
Кравченко А.И. определяет семейные ценности как отличительную особенность одной семьи от другой, которая становится достоянием и предметом гордости и уважения к старшим поколениям. Она говорит о том, что семейные ценности - это часть исторической памяти семьи, то наследие, обычаи, традиции, которые идут от наших дедов и прадедов [19].
Современный взгляд на теорию ценностей представлен в работах таких отечественных учёных, как Г.П. Выжлецов, М.С.Каган, Л.Н.Столович, Н.С. Розов и др. Эти работы являются базовыми в процессе выявления подходов к определению феномена ценности, сложившиеся в отечественной науке.
Семья в жизни каждого человека является одним из самых важных компонентов его существования. Это целый, огромный, многогранный мир - внутри которого зарождаются семейные ценности.
Каждая крепкая, дружная семья имеет свои ценности, которые помогают сохранять всю целостность семьи, созданную на любви и уважении друг к другу. Одной из ценностей семьи является осознанное родительство. Часто мы сталкиваемся с родительством как с чем-то естественно происходящим событием, не требующем внимания. Родители не предают значения важности осуществления роли отца и матери - как особо важного в жизни каждого ребёнка. Можно утверждать, что будущее общества - это сегодняшнее состояние родительства [17].
Родительство это не просто определённый этап в жизни человека, включающий в себя определённые установки и ожидания, чувства, отношения и позиции, ответственность, но и сложная деятельность, требующая определённых теоретических знаний о том, какими методами следует действовать, чтобы достичь воспитательных целей. Также нужно обладать и соответствующими знаниями, ведь воспитание ребёнка в семье может быть успешным лишь в одном случае: если родители умеют творчески использовать имеющиеся у них знания и умения, то есть если родительство становится для них творчеством.
В Указе президента РФ [1] говорится о воспитании гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно- нравственных ценностей. В настоящее время в политике государства Российской Федерации отводится важное место в реализации программ, направленных на формирование и закрепление в обществе ценностей семьи, брака, ответственного родительства. Причин этому может быть несколько:
• социокультурные потребности сохранения самобытности, традиций русского народа, в силу мировой глобализации и миграции населения всего мира, что может рассматриваться как угроза национально-культурным традициям не только русского народа, но и всех национальностей, проживающих на территории РФ, с их самобытными укладами семейных традиций;
• нежелание молодого поколения регистрировать брак, создание гражданских браков, большое количество разводов, браки по расчёту, как следствие этого - либо отказ от рождения детей, либо дети, которые растут в неполных семьях, воспитываются небиологическими родителями;
• невозможность становиться родителем в силу проблем со здоровьем;
-отсутствие социальной и материальной помощи молодым родителям по уходу за детьми со стороны государства, а именно: очень маленькие пособия по уходу за ребенком, отсутствие достаточного количества мест в детских садах и яслях;
• низкий материальный доход родителей на содержание детей;
• отсутствие желания быть родителями в силу своего негативного опыта общения со своими родителями либо перенос этого негативного опыта в свою семью, в силу отсутствия программ обучения для ответственных родителей;
-постоянное снижение рождаемости населения на территории РФ по данным статистики на протяжении последних 20 лет.
В ст. 38 Конституции РФ закреплено, что семья, материнство и детство, находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. Одна из важных функций семьи является ценностное отношение к родительству. Для этого необходимо дать определение этих ценностей, сделать анализ имеющихся в обществе ценностей
В.Анисимова [9] констатирует: «Институт родительства, семьи является базой любого государства. И надо признать, что в нашей стране он разрушен. Началось разрушение со времен советской власти, когда государство взяло функции воспитания детей на себя и не стимулировало развитие здоровых семейных отношений».
Возникают противоречия между:
• растущей потребностью общества и государства в увеличении рождаемости и недостаточным уровнем сформированности ценностного отношения к родительству у молодежи;
• возможностью формирования ценностного отношения к родительству у студентов вуза и недостаточным разнообразием используемых педагогических средств;
• возможностью формирования ценностного отношения к родительству у студентов при изучении педагогических дисциплин, в частности педагогики, и недостаточной изученностью влияния ситуативных задач на формирование ценностного отношения к родительству у студентов вуза...
Исходя из поставленных задач в начале работы по результатам проведённого исследования можно сделать следующие выводы:
1. В данной работе были изучены имеющиеся теоретические подходы различных учёных и специалистов науки. Основные понятия, которые вошли в тему нашей работы: родительство, ценность, ценностное отношение к родительству. В данном исследовании мы будем опираться на педагогическую трактовку данного понятия и под родительством будем понимать специфическую социальную деятельность матерей и отцов по воспитанию и социализации детей, которая предполагает переживание комплекса родительских чувств. В структуре ценностного отношения к родительству студентов вуза выделяются познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты.
2. Проведено теоретическое и эмпирическое исследование
особенностей формирования ценностного отношения к родительству у студентов вуза. Формирование ответственного отношения к родительству определяется, как процесс целенаправленного и систематического воздействия на сознание, волю, чувства личности студента с целью овладения им совокупностью устойчивых свойств и качеств, необходимых будущим родителям.
3. Использование ситуативных задач в процессе формирования ценностного отношения к родительству у студентов вуза позволяет актуализировать знания о роди матери и отца, позволяет определиться с личностной значимостью рождении детей, способствует развитию эмоциональной сферы через создание атмосферы сотрудничества между преподавателем и студентами. Развитие у студентов умений решать ситуативные задачи следует рассматривать как один из способов формирования ценностного отношения у родительству у студентов вуза.
Ситуативные задачи являются важным средством формирования ценностного отношения к родительству у студентов вуза. С содержательной стороны ситуативная задача представляет собой задание, которое включает характеристику ситуации, из которой нужно выйти или предложить её исправить. Ситуативные задачи дают возможность формирования знаний и умений у студентов вуза, влияют на эмоции, внедрены в практику и интересны студентам.
4. Выявленные критерии, показатели и уровни сформированности ценностного отношения к родительству у студентов вуза были представлены в виде единой критериально0уровневой шкалы, подобран соответствующий диагностический инструментарий.
5. В ходе опытно-поисковой работы подтвердилось предположение о возможности формирования ценностного отношения к родительству у студентов вуза посредством их вовлечения в решение ситуативных задач, однако в большей мере в ходе данной работы получают развитие познавательный и поведенческий компоненты.
1. В данной работе были изучены имеющиеся теоретические подходы различных учёных и специалистов науки. Основные понятия, которые вошли в тему нашей работы: родительство, ценность, ценностное отношение к родительству. В данном исследовании мы будем опираться на педагогическую трактовку данного понятия и под родительством будем понимать специфическую социальную деятельность матерей и отцов по воспитанию и социализации детей, которая предполагает переживание комплекса родительских чувств. В структуре ценностного отношения к родительству студентов вуза выделяются познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты.
2. Проведено теоретическое и эмпирическое исследование
особенностей формирования ценностного отношения к родительству у студентов вуза. Формирование ответственного отношения к родительству определяется, как процесс целенаправленного и систематического воздействия на сознание, волю, чувства личности студента с целью овладения им совокупностью устойчивых свойств и качеств, необходимых будущим родителям.
3. Использование ситуативных задач в процессе формирования ценностного отношения к родительству у студентов вуза позволяет актуализировать знания о роди матери и отца, позволяет определиться с личностной значимостью рождении детей, способствует развитию эмоциональной сферы через создание атмосферы сотрудничества между преподавателем и студентами. Развитие у студентов умений решать ситуативные задачи следует рассматривать как один из способов формирования ценностного отношения у родительству у студентов вуза.
Ситуативные задачи являются важным средством формирования ценностного отношения к родительству у студентов вуза. С содержательной стороны ситуативная задача представляет собой задание, которое включает характеристику ситуации, из которой нужно выйти или предложить её исправить. Ситуативные задачи дают возможность формирования знаний и умений у студентов вуза, влияют на эмоции, внедрены в практику и интересны студентам.
4. Выявленные критерии, показатели и уровни сформированности ценностного отношения к родительству у студентов вуза были представлены в виде единой критериально0уровневой шкалы, подобран соответствующий диагностический инструментарий.
5. В ходе опытно-поисковой работы подтвердилось предположение о возможности формирования ценностного отношения к родительству у студентов вуза посредством их вовлечения в решение ситуативных задач, однако в большей мере в ходе данной работы получают развитие познавательный и поведенческий компоненты.
Подобные работы
- ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2020





