ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ОСОБЕННОСТИ
1.1 Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по
проблеме формирования произвольности у детей младшего школьного возраста 8
1.2 Теоретический обзор психологических программ применения игротерапии в развитии и коррекции психических новообразований
младшего школьного возраста 11
1.3 Возможности применения игротерапии в формировании произвольности младших школьников 16
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ
ИГРОТЕРАПИИ
2.1 Организация и методы исследования 26
2.2 Результаты констатирующего эксперимента 35
2.3 Психологическая программа по формированию произвольности у
младших школьников посредством игротерапии 44
2.4 Результаты контрольного эксперимента 49
2.5 Рекомендации для педагогов-психологов по применению игротерапии
в формировании произвольности младших школьников 56
Заключение 59
Список литературы 61
Приложение 69
Сложности произвольности поведения по настоящее время занимает одно из значимых мест в психологии. Понятие произвольности, которые излагаются в подходах Запорожца А.В., Эльконина Д.Б., Венгера П.А., Веракса Н.Е., Дьяченко О.М., Бугрименко Е.А., Божович Л.И., Кравцовой Е.Е., Иванникова В.А., Шульга Т.Н., показывают неоднородность существующих на сегодняшний день позиций и отсутствие единого мнения об этой характеристике деятельности человека. Но вместе с тем все как один утверждают, что ребенок, который умеет контролировать свои действия в рамках определенных правил, норм, определённых в обществе, то такой ребенок владеет произвольными формами поведения. Мы понимаем под произвольностью способность ребенка целенаправленно и осознано планировать, управлять и оценивать свою деятельность и поведение, контролировать свое поведения в отношении определённой ситуации, ребенок может отдавать отчет в своей реакции на сложившиеся обстоятельства, оценивать происходящее в рамках своего убеждения.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что зачастую младшие школьники, поступая на обучение в первый класс имеют определенные трудности с адаптацией к школьному обучению, не смотря на то, что в этом возрасте у детей ведущим видом деятельности становится - учебная и программа обучения в первом классе имеет легкую форму, большей части направленной на помощь в адаптации к школьным программам, трудности у детей возникают достаточно часто. Для детей, которые недавно закончили садик и поступили в школу такой вид деятельности как игровая деятельность не уходит на задний план, а имеет место быть и в период школьного детства. В возрасте 6-7 лет у детей только формируется произвольное поведение, развивается наглядно - образное мышление, речь, интеллектуальная деятельность. В период адаптации к школе у ребенка могут проявляться трудности в виде гиперреактивности, невнимательности, сложности с запоминанием, плохой усидчивостью, проявлении агрессии, тревожности, страхов. Естественно, без помощи учителя, самостоятельно ребенку будет намного сложнее справиться с этой нелегкой задачей. Отличным помощником в решении этих проблем и является игротерапия. Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта. Игра - это в определенном возрасте естественный мир для ребенка. Игротерапия - процесс взаимодействия ребёнка и взрослого посредством игры, в котором на глубинном ценностном уровне происходит волшебное таинство собирания и укрепления собственного «Я», успешное моделирование собственного настоящего и будущего. Ребенок отражает в играх свое психическое состояние и уровень умения общаться с другими детьми. Игротерапия как один из способов решения выявленных проблем. С помощью игры можно научить детей правильно строить диалог, снижать их гиперактивность, агрессию, тревожность, избавлять от страхов, давать выход негативным эмоциям. При безболезненной адаптации детей к школе и своевременном воздействии на выявленные нарушения в психологическом развитии ребенка в результате развиваются творческие способности, формируется иная психология ребёнка, развиваются аналитическое мышление, оценочная деятельность к явлениям окружающего мира, саморегуляция поведения. Ребенок, который адаптировался к школе, не имеет сложностей со сверстниками, с учителем, воспринимает школьную программу согласно своему возрасту, то он имеет прочный фундамент для развития последующих важный психологических новообразований. Помогать детям, у которых возникли трудности с адаптацией и выявлены нарушения в уровне развития произвольности задача в первую очередь учителя, родителя и психолога, чтобы ребенок правильно развивался, и одна проблема не наслаивалась на другую, ведь именно сегодняшние школьники и подростки, завтра будут принимать решения в сфере экономики, культуры, образования и прочее.
Целью работы - разработка и апробация психологической программы формирования произвольности у младших школьников посредством игротерапии.
Объектом исследования является произвольность в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования - процесс формирования произвольности у детей младшего школьного возраста посредством игротерапии.
Гипотеза исследования состоит в предположении о возможности формирования произвольности младших школьников посредством применения специальной игротерапевтической программы основанной на гуманистически ориентированном подходе, учитывающем принципы динамики психического развития и направленном на помощь осознания ребенком своего реального «Я», повышение самооценки и потенциальных возможностей, уменьшение беспокойства, с учетом применения групповых игр.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования произвольности у детей младшего школьного возраста.
2. Провести обзор психологических программ применения игротерапии в развитии и коррекции психических новообразований младшего школьного возраста.
3. На теоретическом уровне определить возможности применения игротерапии в формировании произвольности младших школьников.
4. Разработать и апробировать психологическую программу по формированию произвольности у младших школьников посредством игротерапии.
5. Разработать рекомендации для педагогов-психологов по применению игротерапии в формировании произвольности младших школьников.
Теоретико-методологическая основа исследования: теоретико
методологической базой исследования стали представления о знании игровой деятельности для формирования личности и познавательного развития младших школьников такого психолога как Эльконин Д.Б. в рамках его учений «Психология игры», Эльконин Д.Б. подчеркнул, что движущей силой, способствующей возникновению игровой деятельности является социальная потребность в общении, взаимодействии со взрослыми, также он подтвердил гипотезу об историческом характере возникновения и развития ролевой игры. В основу нашего исследования также легли труды кандидата психологических наук Обуховой Л.Ф., «Детская возрастная психология». Помимо вышеперечисленного нами были использованы материалы трудов российского психолога Смирновой Е.О., а в частности: «Детская психология» и «Лучшие развивающие игры». Теоретико-методологической базой о становлении эмоционально - волевой сферы в процессе развития послужили труды Выготского Л.С., связанные с психологией девства. Иванниковой В.А. «Психологические механизмы волевой регуляции», «Волевая саморегуляция процесса мотивации», а также труды Бугрименко Е.А. «Особенности психического развития детей 6-7 летного возраста».
Методы исследования: метод теоретического анализа, эмпирический психодиагностический метод (комплекс методик «Запомни и расставь точки», «Диктант» (Д.Б. Эльконин), «Запоминания 10 слов» (А.Р.Лурия), Тест Тулуз-Пьерона), метод психолого-педагогического эксперимента, а также методы математико-статистического анализа эмпирических данных.
Этапы исследования
В нашем эксперименте было специально создано:
1. Констатирующий эксперимент - данный эксперимент был использован нами для получения исходных данных, цель которого стало определить переменные для дальнейшего исследования.
2. Формирующий эксперимент - используемый нами метод в исследовании, направленный на попытку формирования и коррекции у детей, находящихся в экспериментальной группе произвольности.
3. Контрольный эксперимент - завершающий эксперимент, проводимый на контрольной и экспериментальной группах для получения результата посредством выявления изменения переменной.
База исследования: проверка материалов исследования проводились МАОУ НОШ № 13 с марта по май 2019 года, в эксперименте приняли участие 60 детей в возрасте от 7 - 8 лет - дети 1 «А» и 1 «Б» класса, из которых 28 девочек и 32 мальчика.
Практическая значимость: диссертация имеет теоретический характер. Результаты, изложенные в диссертации могут послужить основанием для последующих рекомендаций в школьные учреждения внедрить на постоянной основе методы диагностики уровня развития произвольности младших школьников с последующим проведением контроля изменений.
Целью нашей работы было разработка и апробация психологической программы формирования произвольности у младших школьников посредством игротерапии.
Мы дали базовое определение произвольности, а именно произвольность - это способность в овладении собой, своей внешней и внутренней деятельностью.
Объектом нашего исследования является произвольность в младшем школьном возрасте. Предмет исследования - процесс формирования произвольности у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза состоит в предположении возможности формирования произвольности младших школьников посредством применения специальной игротерапевтической программы.
В ходе нашего исследования были использованы методы теоретического анализа и эмпирический психодиагностический.
В рамках теоретического анализа мы выявили возможные проблемы формирования произвольности у детей младшего школьного возраста, основываясь на теории разных исследователей. Благодаря теоретической базе исследователей выполнили обзор психологических программ применяемых игротерапию в развитии и коррекции психических новообразований младшего школьного возраста. Определили возможность применения игротерапии в формировании произвольности младших школьников.
В рамках эмпирического эксперимента нами были специально созданы констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
В ходе нашего констатирующего эксперимента был выявлен пул школьников, у которых наблюдались низкие показатели развития уровня произвольности. Для отбора детей в контрольную и экспериментальную группы мы произвели выборку и отобрали по определенному количеству детей в обе группы с одинаковым уровнем развития произвольности.
В рамках формирующего эксперимента нами была апробирована коррекционная программа на экспериментальной группе школьников.
По результатам контрольного эксперимента, который проводился на контрольной и экспериментальной группе, нами было выявлено улучшение уровня развития произвольности в экспериментальной группе. Дети, чей уровень развития произвольности в ходе констатирующего эксперимента находился на низком уровне, показали положительные результаты, т.е. зачастую их уровень развития произвольности достиг среднего, у отдельно взятых детей, уровень произвольности достиг высокой отметки.
Способность к произвольной регуляции является фактором психического здоровья ребенка и его успеха в школе. Дети с развитой произвольной регуляцией имеют хорошие отношения со сверстниками, демонстрируют меньше поведенческих и эмоциональных проблем и успешнее овладевают навыками чтения и математики. И наоборот дети, которые испытывают недостатки в развитии произвольного поведения сталкиваются с трудностями в овладении учебными навыками и имеют конфликты со сверстниками и учителями. Помимо этого, у таких детей может наблюдаться в поведении агрессия, избыточная подвижность, тревожность. Тем самым, можно сказать, что уровень развития произвольности в младшем школьном возрасте имеет существенное значение в развитии ребенка, восприятия и принятии учебного процесса, налаживания отношений со сверстниками и учителем.
Подведя итоги, можно сказать, что у нас получилось подтвердить возможность скорректировать произвольность младших школьников посредством применения специальной игротерапевтической программы.
1. Алимова Н.А. Игротерапия как средство адаптации младших школьников при переходе из дошкольного учреждения в начальную школу / Н.А. Алимова // н.ст.:Проблемы современного педагогического образования. - Симферополь, 2016., №51-4. С. 8-15.
2. Александровская, Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе / Э.М. Александровская // Школа и психическое здоровье учащихся. - М., 1988.
3. Арсланова С.М. Образовательная среда семьи как фактор формирования психологических особенностей личности младшего школьника / С.М. Арсланова // Автореферат диссертации. Москва, 2008. - 21 с.
4. Баева И.А., Вихристюк О.В., Гаязова Л.А. (ред.) Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение. Сборник научных статей. — М.: МГППУ, 2013. — 304 с.
5. Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребёнка.// Диагностическая коррекционная работа школьного психолога.- М.: Изд-во АПН СССР, 1987. С.67-80.
6. Баркова В.Л. Общепсихологические основы эмоционально - волевой регуляции поведения при нормальном и нарушенном развитии / В.Л. Баркова // Электронный научно - образовательный вестник Здоровье и образование в XXI веке. 2016. Т. 18. №6. С. 36-42.
7. Барышева В.В. Изучение внимания и внушаемости личности в рамках проблемы развития способности ребенка к самообеспечению безопасности // Психология, социология и педагогика. 2016. № 2 - 14 с.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: 1968.
9. Болотова Н.П. Мозартика /Н.П. Болотова// Сборник научноисследовательских работ МГГУ им. М. А. Шолохова. - М. 2007.- № 15. - С. 38-47. (0,62 п.л.)
10. Божович Л.И. Этапы формирования личности/ Л.И. Божович - М.; Воронеж, 2005. - 164 с.
11. Боязитова, И.В. Взаимосвязь самооценки и волевой регуляции при переходе детей от дошкольного к младшему школьному возрасту: автореф. дис. канд. психол. наук / Боязитова И.В; Пятигорский государственный лингвистический университет. - М., 1998. - 21 с.
12. Брусова Н.Ю. Игра с правилом как средство формирования произвольной регуляции деятельности дошкольника: анализ случая / Н.Ю. Брусова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2014. №2. С. 44.
13. Веселова В.Г., Иохвидов В.В. Антропологические аспекты
психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе // В сборнике: Развитие системы педагогического образования в современной России: антропологический аспект Материалы XI
Международной научно-практической конференции. Под ред. Л.Л. Редько, С.В. Бобрышова, Е.Г. Пономарева. Ставрополь, 2015. С. 221-22.
14. Голенищева Е.Л. Социально -психологические факторы агрессивности младших школьников. Автореферат диссертации. Санкт - Петербург, 2005. - 30 с.
15. Городинская В.Ю. Опыт диагностических исследований процесса формирования учебной деятельности младших школьников/ В.Ю. Городинская// Психол.наука и робразование. - 1997. - №2 = С.42-46...