ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Особенности скоростно - силовой подготовки юных дзюдоистов 5
1.1. Место скоростно - силовой подготовки в спортивных
единоборствах 5
1.2. Средства и методы скоростно-силовой подготовки юных дзюдоистов 7
1.3. Индивидуализация спортивной тренировки в юношеском возрасте 13
1.4. Планирование средств скоростно-силовой подготовки в дзюдо 15
1.5. Характеристика некоторых методических подходов
планирования тренировочного процесса по скоростно-силовой подготовке спортсменов различного веса 21
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования 26
2.1. Организация исследования развития скоростно-силовой
подготовки дзюдоистов 14 лет 26
2.2. Методы исследования 26
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
Приложения
Актуальность. В современных исследованиях, посвященных скоростно-силовой подготовке юных дзюдоистов отмечается необходимость методического и практического обоснования зависимости роста мастерства от физической подготовленности спортсмена. Ряд исследователей, упомянутых в данной работе, отмечают, что необходимо использовать разнообразные методы, средства и технологии в выстраивании тренировочного процесса. При этом указывают на то, что развитие скоростно-силовых качеств не должно ограничиваться только специфическими средствами конкретного вида борьбы. Говоря о развитии определенных качеств, важных для данного вида спорта, необходимо отметить, что применение концентрированной углубленной тренировки специальной (скоростно-силовой) направленности позволяет повысить уровень мастерства. здесь проявляется взаимообусловленность общефизической, специальной и технико-тактической подготовки.
Так как высокий уровень скоростно-силовых качеств на протяжении всего соревновательного периода поддерживать невозможно, то комплекс подготовки должен гармонично сочетать повышенную (концентрированную нагрузку и периоды расслабления. Для органичной гармонизации тренировочного процесса происходит целенаправленное использование средств скоростно-силовой подготовки на этапах базовой подготовки соревновательного периода.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс.
Предмет исследования - средства и методы скоростно-силовой подготовки юных дзюдоистов 13 - 14 лет.
Цель - выявить эффективность разработанного комплекса упражнений, направленного на развитие скоростно-силовых способностей.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности скоростно-силовой подготовки юных дзюдоистов
2. Провести исследование особенностей скоростно-силовой подготовки юных дзюдоистов
3. Анализ результатов исследования
Анализ научной литературы по теме исследования показал, что развитие скоростно-силовых качеств в подготовке юных дзюдоистов имеет ведущее значение. Предложенные комплексные решения затрагивают различные аспекты подготовки спортсмена: от физиологических особенностей борцов до развития специфических навыков единоборства. В дальнейшем теоретическое исследование нами будут уточнены, какие средства и методы являются наиболее эффективными для подготовки юных дзюдоистов.
Изучение научных и учебно-методических источников по вопросу определения значения выбора средств и методов скоростно-силовой подготовки дзюдоистов позволило сделать вывод, что данная проблема широко изучена в современной спортивной педагогике, соответственно, существует многообразие рекомендаций и подходов к организации учебно-тренировочного процесса. Кроме того, среди ведущих выявлен системно-комплексный подход в выборе методов воспитания скоростно-силовых способностей. Также скоростно-силовая подготовка обусловлена рядом значимых факторов, которые учитываются при разработке плана тренировок. Среди которых: пол, возраст, уровень подготовки рабочей мышцы, степень общефизической подготовки. Следует отметить, что подготовка мышц имеет ведущее значение в развитии скоростно-силовых способностей.
Исследование проблемы индивидуализации спортивной тренировки показало, что индивидуализация предполагает учет личных особенностей юного дзюдоиста. В современной литературе выявлено несколько типов данного процесса (физический, функциональный, психологический, технический), которые могут в тренировочном процессе проявляться комплексно или по отдельности.
Оценивая полученные данные развития скоростно-силовых способностей у дзюдоистов 14 лет в экспериментальной и контрольной группах можно увидеть повышение результатов по всем показателям. При сравнении показателей начала и конца педагогического эксперимента, наблюдается положительная динамика. Анализ данных, полученных в ходе данного эксперимента по развитию скоростно-силовых способностей у дзюдоистов 14 лет, позволяет констатировать, что лучшими оказались показатели спортсменов экспериментальной группы.
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М., 1978. - 228 с.
2. Верхошанский Ю.В. «Ударный» метод развития «взрывной» силы // Теория и практика физической культуры. - 1968, № 8. - с. 59 - 63.
3. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 215 с.
4. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 330 с.
5. Верхошанский Ю.В. Экспериментальное обоснование средств скоростно-силовой подготовки в связи с биодинамическими особенностями спортивных движений (на материале прыжковых упражнений): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1963. - 20 с.
6. Волков В.П. Исследование технико-тактической и физической подготовленности борцов-самбистов: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - М., 1968. - 21 с.
7. Годик М.А., Зациорский В.М. Методика и первые результаты исследований «взрывной» силы спортсменов // Теория и практика физической культуры. - 1965, №7. - с. 22 - 24.
8. Дахновский В.С., Герасимов Ю.П., Пашенцев В.Г. Динамика структуры подготовленности юных дзюдоистов в результате применения концентрированной скоростно-силовой нагрузки // Теория и практика физической культуры. - 1991, №10. - с. 40 - 43.
9. Дахновский В.С., Лещенко С.С. Подготовка борца высокого класса. - Киев: Здоровья, 1989. - 189 с.
10. Еганов, А.В. Дзюдо: учебник для студентов физкультурных ВУЗов, обучающихся по направлению 032100 - "Физическая культура" и специальности 032101 - "Физическая культура", а также для слушателей системы повышения квалификации" / А. В. Еганов ; Федеральное агентство по физ. культуре и спорту, Уральский гос. ун-т физ. культуры. - Челябинск : УралГУФК, 2008. - 350 с.
11. Дахновский В.С., Новиков А.А. Спортивная борьба. - М., 1975.
12. Егиазарян А.Д Экспериментальное обоснование путей
совершенствования скоростно-силовой подготовленности юных
борцов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1973. - 19 с.
13. Железняк Ю.Д., Минбулатов В.М. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» / Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 269 с.
14. Жинкин К.К. Круговая тренировка. Для младшего, среднего и старшего школьного возраста. Изд.: ТВТ Дивизион, 2017. - 112 с.
15.Закарьяев Ю.М. Методика развития и совершенствования скоростно¬силовых качеств и выносливости у борцов // Спортивная борьба: Ежегодник. - М., 1982. - с. 49 - 51.
16.Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (методические основы развития физических качеств) / Под общей ред. А.В.Карасева. - М.: Лептос, 1994.
17. Ивлев В.Г. Скоростно-силовая подготовка в борьбе // Спортивная борьба: Ежегодник. - М., 1980. - с. 20 - 23.
18. Ионов С.Ф. Исследование методики совершенствования технических действий на основе специальной скоростно-силовой подготовки: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1973. - 19 с.
19. Карелин А.А., Иванюженников Б.В., Нелюбин В.В. Модель высококвалифицированного борца. Монография. - Новосибирск, 2005. - 272 с.
20. Коптев О.В. Скоростно-силовая подготовка дзюдоистов: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - М., 1991.
21. Кузнецов М.Б. Некоторые аспекты подготовки дзюдоистов к
соревнованиям // Наука-2020. 2018. №1-2 (17). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-podgotovki-dzyudoistov- k-sorevnovaniyam(дата обращения: 28.01.2021).
22. Купцов А.П. Эволюция и применение классификации, систематики и терминологии спортивной борьбы. Методические рекомендации. М.: ГЦОЛИФК, 1980
23. Ларионов Г.Е. Методы повышения скоростно-силовой
подготовленности борцов подростков 14 - 16 лет. - Омск, 1996.
24. Ленц А.Н. Научно-методические основы подготовки
квалифицированных борцов - М., 1972. - 33 с.
25. Морозов, А. К.. Исследование техники атакующих приемов в вольной борьбе и разработка методики обучения им (на примере сбиваний с захватами ног) [Текст] : Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. (130004) / Гос. Центр. ин-т физ. культуры. - Москва : [б. и.], 1974. - 36 с.
26. Преображенский, С. А. Вольная борьба [Текст] : (Метод. пособие) / Заслуж. тренер СССР инж.-кап. С. А. Преображенский. - Москва : Воениздат, 1967. - 127 с.
27. Ратишвили Г. Г., Кочичашвили Г. Л. Влияние установки на структуру бросков дзюдо //Спортивная борьба: Ежегодник. - М., 1983. - С. 38-42.
28. Ратов, И. П. Совершенствование движений в спорте / И. П. Ратов, Ф. Н. Насриддинов. - Ташкент : Изд-во им. Ибн Сины, 1991. - 150,[1] с.
29. Сагиян Б. З. Физическая культура в системе здорового образа жизни / Б. З. Сагиян. - Ереван : Айастан, 1989. - 168,[2] с.
30. Спахов Д., Казмамбетова А., Садыкова Д. Особенности скоростно¬
силовой подготовки юных дзюдоистов // Актуальные вопросы науки и образования: теоретические и практические аспекты. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. 2018. - 139-145.
31. Станков А.Г. Подготовка дзюдоистов. Монография. - М., 1994.
32. Талыкин Г.П. Физическая и волевая подготовка студентов, занимающихся спортивной борьбой. - Воронеж, 2002.
33. Туманян Г.С. Спортивная борьба: отбор и планирование. - М.: Физкультура и спорт, 1984.
34. Туманян Г.С. Спортивная борьба: теория, методика, организация тренировки. Учебное пособие. В 4х кн. Кн.1. Пропедевтика. - М.: Советский спорт, 1997.
35. Федерация дзюдо. URL: https://www.judo.ru/
36. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта: учебник пос. для ин-тов и техн. физ. культ. физ. и спорт / В.П. Филин. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 128 с.
37. Фомин Н.А. Физиологические основы двигательной активности - М., 1999. - 224 с.
38. Фомин, А.И. Силовая подготовка: учебное пособие / А.И. Фомин, Л.В. Павлов, Л.А. Остапенко. - М.: ФиС, 1984. - С 240.
39. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студ. высших учебных заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.
40. Хорунжий А.Н. Развиваем силу / Физическая культура в школе. - №6. 2014. - 196 с.
41. Шарманова С.Б., Федоров А.И., Черепов Б.А. Круговая тренировка в физическом воспитании детей старшего школьного возраста: Учеб. - метод. пос. Изд.: Советский спорт, 2004. - 120 с.
42. Шестаков В. Б., Ерегина С. В. Теория и методика детско-юношеского
дзюдо: учебно-методическое пособие. URL:
https://www.bestreferat.ru/referat-399437.html