ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ОСОБЕННОСТИ ЕГО РАЗВИТИЯ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СОЦИОНОМИЧЕСКИХ И ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ 8
1.1. Феномен социального интеллекта в исследованиях отечественных и
зарубежных авторов 8
1.2. Личностный портрет представителя социономической и технической
профессии 20
1.3. Значимость развития социального интеллекта у представителей
социономических и технических профессий 29
Выводы по первой главе 40
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ
СОЦИОНОМИЧЕСКИХ И ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ 42
2.1. Организация исследования (методики, выборка) 42
2.2. Изучение особенностей социального интеллекта у испытуемых 49
2.3. Возможная программа развития социального интеллекта 64
Выводы по второй главе 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 82
ПРИЛОЖЕНИЯ 87
Современные психологические исследования (С.П. Деревянко, 2007, И.Н. Андреева, 2011, Д.В. Люсин, 2012) продвигают идею о том, что явление интеллекта не может быть охарактеризовано как единая познавательная способность. Структура интеллекта подразделяется на несколько уровней, среди которых могут выделяться лингвистический интеллект, логико-математический интеллект, музыкальный, социальный интеллект и т.д. Явление социального интеллекта получает в современном кросс-культурном и социальном пространстве особенное рассмотрение, так как повышается уровень исследований вопросов управления человеческими ресурсами в тех или иных сферах профессиональной деятельности человека. В сравнении с концом ХХ века, когда по проблеме социального интеллекта существовало только несколько публикаций, в первой половине XXI века проведены исследования как в зарубежной, так и в отечественной психологии по проблеме диагностики и особенностей развития социального интеллекта.
На понимание категории социального интеллекта на современном этапе, кроме утвержденного взгляда о значимости социальных эмоций, а также познавательных процессов для данного феномена, также значительное продвижение оказали и культурные, социально-экономические особенности современного общества. Высокие уровни развитости социального интеллекта зарубежные авторы (Д. Мейер, 2004, Д. Голуман, 2008, Т. Бредберри, 2018) нередко рассматривают в непосредственной связи с достигнутым уровнем самоактуализации личности в личностных и профессиональных сферах жизнедеятельности, в то время как низкие показатели развитости данного уровня интеллекта связаны с социальной дезадаптацией и приверженностью к психическим, психо-невротическим расстройствам. Особую значимость на развитие социального интеллекта также оказывает воздействие и профессия человека, где убеждение, что чем больше человек контактирует с социумом, тем более развитым является социальный интеллект, не всегда находит практическое подтверждение. В то же время, повышающееся давление на современного специалиста в условиях глобального социокультурного пространства далеко не всегда создает условия для эффективного развития социального интеллекта даже в структуре социономических профессий.
Актуальность выбранной темы данной исследовательской работы состоит в том, что на данный момент прослеживается снижение уровня профессионального благополучия, комфортности населения в профессиональной сфере, в снижении уровня эмоционального благополучия среди среднестатистических жителей страны. Эффективные профилактические меры будут положительно сказываться на снижение подверженности невротизации личности только в том случае, если учитывают индивидуальные и профессиональные качества человека, следовательно, изучение социального интеллекта и особенностей его формирования в зависимости от профессиональной занятости в значительной степени повысит результативность работы психологической службы в данном направлении.
Проблемой исследования является то, что имеющийся научный опыт по данному вопросу содержит недостаточное количество исследований в отношении специфики динамики измерения показателей социального интеллекта у представителей социономических и технических профессий. Учитывая, что социальный интеллект весьма трудно поддается естественному развитию в условиях целенаправленных мер над его формированием, логичным будет утверждать также и то, что просто фактор того, какие профессиональные функции выполняет человек, не является определением имеющегося интегрального уровня его социального интеллекта.
Объект исследования: социальный интеллект личности.
Предмет исследования: особенности социального интеллекта у представителей социономических и технических профессий.
Цель исследования: изучение особенностей социального интеллекта у представителей социономических и технических профессий.
Гипотеза исследования: социальный интеллект у представителей социономических и технических профессий имеет свои особенности.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты социального интеллекта у социономических и технических профессий.
2. Провести исследование особенностей социального интеллекта у представителей социономических и технических профессий.
3. Предложить возможные методические рекомендации по развитию социального интеллекта для лиц, которые имеют недостаточные уровни социального интеллекта.
Для достижения поставленной цели и задач данной исследовательской работы был использован комплект теоретических и эмпирических методов: анализ, синтез, метод количественного и качественного анализа, метод математической статистики.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды в сфере концепции социального интеллекта авторства Дж. Гилфорда, Дж. Мэйер, П. Сэловей, Д. Карузо, теория социального и эмоционального интеллекта в авторстве Р. Бар-Она, смешанная модель эмоционального интеллекта Д. Голумана, а также труды отечественных исследователей, внесших вклад в изучение социального интеллекта личности в авторстве А. Алешиной, И.Н. Андреевой, Л.Н. Вахрушевой, А.В. Карпова, А.В. Либиной, И.Н. Мещеряковой, Н.В. Рождественской, Е.А. Сергиенко, И.С. Степанова, Е. Хлевной и др.
Были использованы следующие методики: тест Гилфорда «Социальный интеллект», тест Мейера, Сэловея и Карузо MSCEIT в адаптации Е.А. Сергиенко, опросник эмпатии Мехрабиана. В качестве методов математической статистики был использован метод Т-критерия Стьюдента, а также коэффициент корреляции Пирсона.
Эмпирическое исследование проводилось на базе ООО «ЮМ».
Эмпирическую аудиторию исследования составили 40 человек в возрасте от 20-45 лет, группа была подразделена на две выборки в соответствии с профессиональным признаком: в первую выборку вошли испытуемые социономических профессий (менеджеры по продажам: 10 мужчин, 10 женщин), во вторую выборку вошли испытуемые технических профессий (радиомеханик, регулировщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов, инженер радиосвязи, техник-электрик, сборщик микросхем: 10 мужчин, 10 женщин).
Положения, выносимые на защиту:
1. Социальный интеллект выступает в качестве относительной независимого от формального интеллекта метакогнитивного уровня, который включает в себя восприятие, понимание и регуляцию эмоциональных состояний, которые используются личностью в структуре межличностной, коммуникативной деятельности. Основной функцией социального интеллекта является точное и детальное распознавание собственных эмоций, а также эмоций окружающих с последующим их эффективным использованием в различных видах деятельности (профессиональная деятельность, межличностные коммуникации, внутриличностная организация жизни).
2. Показатели социального интеллекта у представителей социономических и технических профессий различаются.
Научная новизна исследования состоит в осуществлении исследования особенностей социального интеллекта с профессиональной предрасположенностью личности к социономической, либо технической профессии с использованием психодиагностического, психологического, экспериментального, а также математико-статистического методов исследования.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении следующих понятий: интеллект, социальный интеллект, представлена методология исследований социального интеллекта в зарубежной и отечественной психологии, осуществлен отбор методического инструментария для организации изучения и оценки уровня развитости
6
социального интеллекта среди испытуемых, принадлежащих к различным сферам профессиональной занятости.
Практическая значимость исследования состоит в выработке и формулировке методических рекомендаций по развитию социального интеллекта с учетом полученных результатов исследования в условиях испытуемых из различных профессиональных сфер, которые могут быть использованы в рамках программ развития и программ сопровождения в отношении указанной специфики трудовой занятости населения.
Структура исследования подчинена логике поставленной цели и задачам данной исследовательской работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В рамках выбранной темы данной исследовательской работы было организовано исследование особенностей социального интеллекта у представителей социономических и технических профессий. По результатам осуществленного исследования были достигнуты следующие результаты:
Модель социального в зарубежной школе психологии опирается на пятнадцать способностей человека, которые позволяют ему, во-первых, распознавать собственные эмоциональные состояния, во-вторых, видеть те или иные эмоциональные изменения среди окружающих людей, в-третьих, уметь гармонично и конструктивно использовать данные знания для установления взаимовыгодных отношений и, в-четвертых, использовать данные знания для собственной самоактуализации в условиях тех или иных видов деятельности.
Явление социального интеллекта нашло свое отражение также и в отечественной психологической науке, которое вводилось психологами ХХ века в форме смысловых переживаний, обобщений переживаний, интеллектуализации аффекта (в деятельности Л.С. Выготского), в форме социального мышления (в деятельности О.К. Тихомирова), в форме социального воображения (в деятельности В.Н. Куницыной). Отечественные исследователи так же, как и зарубежные коллеги, рассматривали степень соотношения между интеллектуальным и социальным, определяя не только их единство и взаимопроникновение друг в друга, но также и созависимость познавательной деятельности от качества приобретаемых эмоциональных реакций, и степень эмоциональных реакций и социального опыта от условий организации познавательной, интеллектуальной деятельности личности в рамках социума.
Профессиональная деятельность - это процесс выполнения трудовых задач, который нуждается в наличии специальной подготовки, в присутствии 78
внешних и внутренних факторов, в оптимальном уровне удовлетворенности совершенным профессиональным выбором. Профессиональная пригодность - это комплекс интеллектуально-познавательных и внутриличностных характеристик, позволяющий человеку наиболее успешно справляться с выполнением собственных обязанностей при минимальной трате психической энергии. В зависимости от объекта труда можно выделить следующие типы профессий в сфере «человек-человек», «человек-техника», «человек- природа», «человек-художественный образ», «человек-знаковая система».
Представители социономических и технических профессий являются одними из наиболее распространенных. Специалисты в сфере «человек- человек» нацелены на непосредственное коммуникативное взаимодействие с другими людьми, помощь, консультацию, развитие окружающих людей. Представители технических профессий скорее ориентированы на оптимизацию окружающей среды за счет манипулирование определенными механизмами, изготовление деталей, проведение ремонта техники.
Социальный интеллект представляет собой тот компонент, который необходим для развития как в профессиональной деятельности представителей социономических профессий, так и в деятельности представителей технических профессий. Способность понимать содержание ситуаций, а также управлять поведением людей в ней качественно необходима для представителей социономических профессий, поскольку межличностное взаимодействие является центральным средством реализации трудовой задачи, а также служит способом для профессионала измерить собственную успешность в труде. В деятельности представителя технической профессии социальный интеллект необходим для успешной адаптации в трудовом коллективе, для постепенного и постоянного профессионального саморазвития, для самоактуализации в выбранной профессии.
Эмпирическое исследование было подчинено цели определения особенностей социального интеллекта у представителей социономических и технических профессий. В организации исследования приняли участие 40 испытуемых, подразделенных на 2 выборки, в первую выборку вошли испытуемые, занятые в социономической сфере (педагогика, психология, менеджмент, медицина), во вторую выборку вошли испытуемые, занятые в технической сфере (инжиниринг, программирование, взаимодействие с техническим оборудованием). В рамках эмпирического исследования происходило измерение социального интеллекта, эмоционального интеллекта, определение уровня эмпатии, компонентов социального интеллекта. Для обнаружения достоверности различий и взаимосвязи компонентов социального интеллекта использовался математико-статистический инструментарий.
Полученные результаты позволили определить особенности социального интеллекта у представителей социономических и технических профессий. Для представителей социономических профессий характерно наличие более развитых способностей к саморегуляции эмоционального состояния, управлению эмоциональных реакций окружающих за счет умения вовремя распознавать вербальные и невербальные сигналы, эмоциональные состояния окружающих. Социальный интеллект представителей социономических профессий опирается на большую эмоциональность и аффект, заинтересованность в получении обратной связи. Представители технических профессий наделены большей аналитичностью, логическими рассуждениями в структуре анализа содержания речевых ситуаций и межличностных отношений. Они способны предвидеть последствия собственного поведения, поведения окружающих, анализировать динамику развития межличностных отношений в перспективе, абстрагироваться от конкретной ситуации и анализировать причины поступков и поведения собеседников.
В структуру программы развития социального интеллекта у представителей социономических и технических профессий вошли такие направления как: обучающее направление, направленное на усвоение ключевых категорий в рамках выделенной темы, тренинговое направление: развитие саморефлексии, активной психокоррекционной работы по постановке целей, разработке жизненного сценария, практическое направление: применение изученных категорий в непосредственной практической деятельности при разрешении. К основным формам работы следует отнести тренинг, аутотерапию, самомассаж, арт-терапию, ролевую игру, творческие формы работы.
Таким образом, можно сделать вывод, что поставленная цель данной исследовательской работы была достигнута, выдвинутая гипотеза подтвердила свою истинность. Программа может быть предложена для внедрения в деятельность психолога при работе со специалистами в сфере социономических и технических профессий.
1. Айзенк, Г. Ю. Интеллект: новый взгляд [Текст] / Г. Ю. Айзенк // Вопросы психологии. - 1995. - N 1. - С. 111-131.
2. Бодалев, А. А. Об одаренности человека как субъекта общения [Текст] / А. А. Бодалев // Психология. - 1999. - № 1. - С. 24—29.
3. Большой психологический словарь [Текст] / Под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - М.: Прайм-Еврознак, 2013. - 672 с
4. Выготский, Л. С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале ХХ века [Текст] / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. - 1968. - № 2. - С.157-159.
5. Гусев, С. И. Психолого-педагогическая диагностика в социальнокультурной рекреации [Текст] / С. И. Гусев. - Кемерово: Кемеровский гос. инт культуры, 2018. - 147 с.
6. Дарвин, Ч. О выражении эмоций у человека и животных [Текст] / Ч. Дарвин. — СПб.: Питер, 2001. — 384 с.
7. Дробышевская, И. В., Карнеев, Р. К. Сравнительное исследование эмоционального интеллекта и личностных особенностей у студентов профессий социальной сферы в период обучения в ВУЗе [Текст] / И. В. Дробышевская, Р. К. Карнеев // Вестник Брянского государственного университета. - 2012. - №5. - С. 12-17.
8. Емельянов, Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение [Текст] / Ю. Н. Емельянов. - Л., 1985. - 167 с.
9. Кабаченко, Т. С. Психология управления [Текст] / Т. С. Кабаченко. — М.: Педагогическое общество России, 2000. - 416 с.
10. Кирсанов, В. М. Интегративный подход к оценке типологических особенностей студентов с различной учебно-профессиональной направленностью : автореферат дис. ... доктора биологических наук : 19.00.02 [Текст] / В. М. Кирсанов. - Челябинск, 2015. - 46 с.
11. Климов, Е. А. Введение в психологию труда [Текст] / Е. А. Климов.
• М.: Знание, 2014. - 447 с.
12. Кудака, М. А. Развитие социального интеллекта у студентов [Текст] / М. А. Кудака. - Череповец: ЧГУ, 2015. - 69 с.
13. Куницына, В. Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции и взаимоотношение [Текст] / В. Н. Куницына // Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып. 1. Ч. 1. - СПб., 1995.
• С. 48-61.
14. Лазорак, О. В. Формирование гуманитарной направленности личности у студентов технических специальностей университета : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 [Текст] / О. В. Лазорак. - Челябинск, 2017. - 26 с.
15. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 326 с...