ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
РЕФЛЕКСИВНОСТИ 11
1.1 Рефлективность как психологический феномен 11
1.2 Подходы к пониманию рефлексии и виды рефлексии 23
1.3 Рефлексия как показатель психологического здоровья 34
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ
ПСИХОЛОГИИ 45
2.1. Синдром профессионального выгорания с точки зрения различных
психологических подходов, структура, механизмы формирования 45
2.2. Анализ синдрома профессионального выгорания представителей
социономических профессий в исследованиях современных ученых 77
2.3 Взаимосвязь рефлексивности и профессионального выгорания 85
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ
СОЦИОНОМИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ
РЕФЛЕКСИВНОСТИ 94
3.1 Организация исследования 94
3.2. Описание методик 97
3.3. Результаты исследования 111
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 131
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 133
ПРИЛОЖЕНИЯ 144
Актуальность исследования. Профессиональное выгорание является феноменом современности, как следствие современной активности в профессиональной деятельности, роста информационных,
коммуникационных, эмоциональных нагрузок при дефиците двигательной активности и нарушении гармоничного образа жизни современного человека.
В современных условиях проблема профессионального выгорания личности как деструктивного фактора эффективности профессиональной деятельности особенно актуальна. Помимо снижения эффективности экономических показателей профессиональной деятельности синдром выгорания провоцирует нарушение трудовой дисциплины и повышение степени заболеваемости профессионалов. При этом проблема психологического анализа синдрома профессионального выгорания является относительно малоизученной, особенно в отечественной психологии. Для понимания психологической сущности «природы» возникновения профессионального выгорания крайне важной задачей является выявление индивидуально-психологических факторов, способствующих формированию данного синдрома. В исследованиях синдрома выгорания отмечается необходимость учета всего спектра индивидуальных факторов.
В начале 70-х годов американский психолог Г.Фрейденбергер ввел термин «психическое выгорание» в связи с анализом требований, предъявляемых к социальным профессиям, основное содержание которых составляет межличностное взаимодействие. Первоначально Г.Фрейденбергер описал это явление как ухудшение психического и физического самочувствия у представителей социальных профессий.
Проведенные в различных странах исследования выявили, что широкое распространение феномена профессионального выгорания обнаруживается среди представителей социономических профессий, т.е. специалистов профессий «субект-субектного» вида (врачи, учителя, психологи, педагоги, воспитатели детских домов, социальные работники). Среди тех, кто исследовал феномен профессионального выгорания можно выделить таких ученых, как: C.Maslach, Н.Е.Водопьянова, В.Е.Орел, Л.Г.Дикая, Л.А.Китаев- Смык, В.А.Бодров, А.Б.Леонова, Е.П.Ильин, W.B.Schaufeli, D.V.Dierendonck, M.P.Leiter и др.
На сегодняшний день в научной, психологической литературе, посвященной синдрому профессионального выгорания, указывается на значительное расширение сфер деятельности, подверженных опасности «выгорания».
Рефлексивность раскрывается как профессионально важное качество для широкого спектра видов деятельности. Особенно она важна для социономических профессий, т.е. специалистов таких видов деятельности, таких как: педагогическая, психологическая, медицинская и др. В связи с этим, от специалистов социономических профессий, требуется с одной стороны открытость и позитивность, эмпатия, рефлексия и понимание другого человека, терпеливость, дипломатичность и гибкость коммуникаций. С другой стороны, - эмоционально-волевая устойчивость в общении, высокий уровень самоконтроля вербальных и невербальных форм поведения, уверенность разрешения конфликтов и противодействие возможным сопротивлениям. Дефицит или редукция коммуникативных, рефлексивных, когнитивно-поведенческих качеств способствует развитию профессионального выгорания. Синдром профессионального выгорания рассматривается как «отравление» коммуникациями (И.Харди), как следствие душевного переутомления от профессионального вынужденного общения (Л.А. Китаев-Смык; A.Pines; W.S.Pain; B.A.Farber), а также как расплата за сочувствие (CMaslach). Профессиональная деятельность специалистов социономических профессий наполнена риск-факторами синдрома профессионального выгорания и, соответственно, его высоким присутствие среди них.
Профессиональное выгорание является относительно самостоятельным психическим феноменом, отличающимся от сходных психофизиологических состояний, таких, как стресс, утомление, депрессия (H.Fredenberger, R.Golembiewsky, М^йет, F.Marek, OMaslach, A.Pines, W.Schaufeli). Его структура представлена тремя компонентами: эмоциональным истощением, деперсонализацией и редукцией профессиональных достижений. Профессиональное выгорание это явление современности. Все проводимые исследования синдрома профессионального выгорания имеют большую значимость. Можно отметить важность и необходимость дальнейшего изучения различных факторов, которые могут оказывать влияние на формирование деструктивных компонентов синдрома профессионального выгорания.
Проблема исследования: теоретический анализ проблем и синдрома профессионального выгорания и рефлексивности показал, что ни в одной из отраслей психологической науки до настоящего времени не проводились исследования, находящиеся на стыке проблематики данных феноменов. Современная психология располагает непропорционально малым объемом конкретных закономерностей, обусловленных параметром
профессионального выгорания и связывающих его с иными факторами, оказывающими на него влияние, и способствующими его формированию. Объект исследования: рефлективность как свойство личности.
Предмет исследования: профессиональное выгорания у представителей социономических профессий с разным уровнем рефлексивности.
Цель исследования: выявить особенности профессионального выгорания представителей социономических профессий с разным уровнем рефлексивности.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблем синдрома профессионального выгорания и рефлексивности в отечественной и зарубежной психологии.
2. Осуществить подбор методического инструментария для проведения исследования, организовать соответствующие процедуры для проведения исследования.
3. С помощью психологических методик выявить представителей социономических профессий с профессиональным выгоранием, определить уровень рефлексивности, определить структуру рефлексивности (виды).
4. С помощью методов статистики определить связь между компонентами синдрома профессионального выгорания и уровнем рефлексивности у представителей социономических профессий.
5. Провести сравнительный анализ между компонентами профессионального выгорания и уровнем рефлексивности, а также видами рефлексивности. Гипотезы: гипотезы исследования состояли в следующих предположениях:
1. Существует связь между компонентами профессионального выгорания и уровнем рефлексивности среди представителей социономических профессий.
2. Существует связь между компонентами профессионального выгорания и видами рефлексивности среди представителей социономических профессий.
Теоретико-методологическая основа исследования: методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных ученых в области психологии. В качестве теоретической базы исследования были использованы научные публикации, посвященные изучению синдрома профессионального выгорания и рефлексивности. В работе использовалась психологическая теория рефлексивной регуляции деятельности и интегральных психических процессов, рассматривающих рефлексию как сложную систему, синтезирующу в себе отдельные метапроцессы (А.В.Карпов); метакогнетивная парадигма исследования рефлексивных процессов (М.А.Холодная, J.Flavell, F.M.Grant); современные теоретические подходы и эмпирические исследования профессионального выгорания (GMaslach, Н.В.Гришина, В.Е.Орел, Т.И.Ронгинская, A.A.Рукавишников,
М.М.Скугаревская, Т.В.Форманюк, Л.А.Катаев-Смык, Н.Е.Водопьянова, А.Б.Серебрякова, Е.С.Старченкова, Е.Хартман, Б.Пельман, М.Вш^, HFredenberger, R.Golembiewsky, М.Еейег, Т.Магек, A.Pines, A.Shirom, W.Schaufeli и др.).
Вид исследования: эмпирическое исследование, в котором регистрируются и обобщаются факты, а также выявляются эмпирические закономерности.
Методы исследования. Для решения поставленных исследовательских задач в работе были использованы следующие теоретические, эмпирические методы, а также методы количественной обработки данных:
1. Теоретические методы: анализ, сравнение, обобщение и изучение теоретических и практических исследований феноменов рефлексии и профессионального выгорания в отечественной и зарубежной психологии.
2. Эмпирические методы:
• для диагностики синдрома профессионального выгорания: методика выгорания (перегорания) Маслач (англ. Maslach Burnout Inventory, сокр. MBI (в адаптации Водопьяновой, дополнена математической моделью НИПНИ им. Бехтерева).
• для диагностики вида рефлексии: методика «Дифференцированный тип рефлексии» Д.А. Леонтьева, Е.М. Лаптевой, Е.Н.Осина, А.Ж. Салиховой;
• для измерения уровня степени развития рефлексивности: методика диагностики рефлективности (А.В. Карпов, В.В. Пономарева);
• для диагностики уровня выраженности и направленности рефлексии: методика уровня выраженности и направленности рефлексии М. Гранта;
3. Методы математической статистики: Манна-Уитни U критерий, Критерий Краскела-Уоллиса, Корреляционный анализ.
4. Методы обработки результатов: количественный и качественный анализ; обнаружение различий с использованием программы «Statistica 6.0 for Windows»; сравнительный анализ, графические методы представления полученных данных...
Итак, представленные результаты исследования вскрывают достаточно сложные закономерности взаимодействия между компонентами синдрома профессионального выгорания и показателями рефлексивности.
В данной работе было показано, что рефлексивность действительно имеет связь с компонентами профессионального выгорания, и высокорефлексивные индивиды более склонны к негативному воздействию синдрома профессионального выгорания. Такая закономерность позволяет включить рефлексивность в спектр факторов обуславливающих профессиональное выгорания и обусловливает необходимость изучения совместного влияния факторов на эффективность деятельности профессионалов.
Теоретические данные о связи между компонентами профессионального выгорания и показателями рефлексивности среди представителей социономических профессий в целом нашли свое подтверждение и в данной работе.
Проблема психологического анализа синдрома профессионального выгорания является относительно новой и малоизученной, особенно в отечественной психологии. Для понимания психологической сущности «природы» возникновения профессионального выгорания крайне важной задачей является выявление индивидуально - психологических факторов формирования данного синдрома. Проведенное исследование позволяет рассматривать рефлексию как один из факторов развития выгорания. В исследованиях выгорания отмечается необходимость учета всего спектра индивидуальных факторов при определении причин возникновения данного синдрома. В связи с этим, установленная в данной работе, закономерность позволяет более глубоко понять психологические факторы выгорания.
Проведенное исследование по выявлению связи между компонентами синдрома профессионального выгорания и показателями рефлексивности среди представителей социономических профессий позволяет сделать следующие основные научные и практические выводы:
1. Существует значимая закономерная связь между компонентами профессионального выгорания и показателями рефлексивности среди представителей социономических профессий.
2. Профессионалы с высоким показателем рефлексивности более склонны к развитию профессионального выгорания, т.е. высокорефлексивные индивиды находятся в «группе риска» по отношению к негативному воздействия синдрома выгорания.
Проблема связи между профессиональным выгоранием и рефлексивностью, безусловно, нуждается в дополнительных исследованиях. Во многом это связано со сложным интегральным психологическим содержанием изучаемых нами конструктов.
Перспективной областью изучения данной проблемы является установление особенностей детерминации синдрома профессионального выгорания отдельными (коммуникативными, регулятивными, когнитивными) параметрами рефлексии. Решение этой задачи позволит выявить те аспекты рефлексии, которые вносят наибольший вклад в развитие синдрома профессионального выгорания. А также перспективной областью для исследований является выявление иных факторов оказывающих влияние на формирование синдрома профессионального выгорания
1. Амосова, Н. О. Рефлексивные механизмы сохранения психологического здоровья в студенческом возрасте [Текст] / Н.О.Амосова// Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2008. - №77.
2. Аникина, В. Г. К проблеме использования феноменологии Э. Гуссерля для исследования рефлексии в современной психологии [Текст] / В.Г.Аникина // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2013. - №1. - С.
3. Арцимович, И.В. Рефлексия как основа формирования и развития самоотношения личности [Текст] / И.В.Арцимович // Культурная жизнь Юга России. - 2008. - №4.
4. Щедровицкий, Г.П. Рефлексия и ее проблемы / Г.П. Щедровицкий // Рефлексивные процессы и управление. - 2001. - № 1. - С. 47-54.
5. Дударева, В. Ю. Феноменология рефлексии и направления ее изучения в современной зарубежной психологии [Текст] / В.Ю. Дударева // Психология. Журнал ВШЭ. - 2008. - №1.
6. Дыма, Л.В. Общая психология, история и методология психологической науки. Тема: «Рефлексия» [Электронный ресурс] / Л.В.Дыма. - Режим доступа: https://poisk-ru.ru/s45269t9.html.
7. Карпов, А. В. Пономарева В. В.Психология рефлексивных механизмо в управления [Текст]: Монография/ А.В. Карпов, А.В. Пономарева. - Москва, ИП РАН, 2000.
8. Карпов, А.В.. Рефлексивность как психическое свойство и методики её диагностики [Текст] / А.В.Карпов// Психологический журнал. - 2003. Т. 24. -№ 5. - С. 45-57
9. Колокольникова, З.У. Формирование рефлексивной деятельности будущего социального педагога [Текст] / З.У. Колокольникова// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. -
2015. - № 12 (часть 1) - С. 169-173.
10. Леонтьев, Д. А. Рефлексия «Хорошая» и «Дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике [Текст] / Д.А.Леонтьев, Е.Н.Осин // Психология. - Журнал ВШЭ. - 2014. №4.
11. Кузьменкова, О.В. Эмпирические индикаторы рефлексивного ресурса разрешения внутриличностных противоречий у учителей [Текст] /О.в. Кузменкова // Вестник ОГУ. - 2011. - №17. -С. 136.
12. Леонтьев, Д.А., Феномен рефлексии в контексте проблемы саморегуляции [Текст] / Д.А. Леонтьев, А.Ж. Аверина// Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2011.- № 2. - С. 16.
13. Мастич, Т.В. Самопознание как важнейший процесс становления личности[Текст] / Т.В. Мастич // Весшк МДПУ 1мя I. П. Шамякша.- 2015.- №1.- С. 45.
14. Муякина, В. П. Критическое мышление: генезис и эволюция понятия в воззрениях западных исследователей [Текст] / В.П.Муякина // Наука. Инновации. Технологии.- 2010.- №67.
15. Новиков, А.М. Методология [Текст] : учебное пособие/ А.М. Новиков, Д.А Новиков. - Москва: СИНТЕГ. 2007. - 663 с...