Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОПЫТ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ У ЛИЦ СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Работа №94828

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы87
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
218
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ
ВНУТРИСЕМЕЙНОЙ СРЕДЫ И ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ
ОТНОШЕНИЙ НА ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ СКЛОННОСТЬ К
ДЕЛИНКВЕНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ 8
1.1. Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка .... 8
1.2. Психологическая характеристика лиц, склонных к девиантному
поведению 16
1.3. Опыт современных исследований специфики детско-родительских
отношений у лиц, совершивших преступления 26
Выводы по главе 34
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ У ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ
ПРЕСТУПЛЕНИЯ 36
2.1. Организация и методы исследования 36
2.2. Количественный и качественный анализ полученных данных 47
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 57
Выводы по главе 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 83

Актуальность исследования. Своевременность в определении тех или иных черт дисбаланса личностных характеристик позволяет оказать помощь и предотвратить дальнейшие деструктивные действия со стороны личности, подверженной негативному распаду. Во многом, большинство актов насилия, агрессии и жестокости, с которыми современное общественное и социальное пространство вынуждено сталкиваться, основано на неумении и неспособности выделить те параметры и симптомы существующего психологического дискомфорта, которые легли в основу противоправного акта.
Проблема взаимоотношения детско-родительских отношений и развития личностной сферы ребенка в семье получает наиболее обширное внимание в научной сфере только сейчас. Актуальность исследования определена активной современной модернизацией многих общественных сторон жизни российского общества, где проблемам семейного воспитания и личностного развития детей на всех ступенях образовательной системы отдает приоритетное направление. Следовательно, представляется возможность сделать вывод о необходимости целенаправленного исследования в области взаимосвязи детско-родительских отношений и опыта преступной деятельности при анализе данной сферы.
Состояние научной разработанности проблемы. Проблема взаимоотношения типов семейного воспитания и развития личностной сферы ребенка получает наиболее обширное внимание в научной сфере только сейчас. Однако исследований, посвященных изучению взаимосвязи благополучия детско-родительских отношений и склонности личности к девиантному поведению, существует недостаточное количество. Тем не менее, мы опираемся на труды в области возрастной психологии, педагогики и девиантологии, а также особенностей семейной психотерапии, представленных в трудах таких исследователей как: Н. Аккерман, Г.М. Андреева, С.А. Бадмаев, С.А. Беличева, Б.С. Братусь, Я.И. Гостунская, И.В. Дубровина, М.И. Еникеев, О.И. Зотова, Ю.А. Клейберг, Л.В. Куликов, Э.В. Леус, Г.А. Маковецкая, Б.Д. Парыгин, З. Ренс, П.А. Сорокун, Д.И. Фельдштейн и др.
Выделенные актуальность и проблема исследования позволяют определить объект и предмет данной выпускной квалификационной работы.
Объект исследования: детско-родительские отношения.
Предмет исследования: воздействие детско-родительских отношений на склонность личности к делинквентному поведению.
Выделенные объект и предмет исследования позволяют сформулировать цель данной выпускной квалификационной работы:
Цель исследования: выявить связь опыта детско-родительских отношений на приверженность личности к делинквентному поведению.
Как видно, цель представляет собой комплексное образование, и для того, чтобы достигнуть ее в рамках данного исследования, мы выдвигаем следующие задачи исследования:
1. Определить детско-родительские отношения и их связь на приверженность личности ребенка к делинквентному поведению.
2. Представить психологическую характеристику лиц, склонных к девиантному поведению.
3. Изучить опыт современных исследований специфики детско- родительских отношений у лиц, совершивших преступления.
4. Осуществить эмпирическое изучение особенностей опыта детско- родительских отношений у лиц, совершивших преступления.
5. Разработать и предложить по итогам интерпретации полученных данных рекомендации по коррекции детско-родительских отношений в семье малолетних преступников.
Гипотезой исследования является предположение, что существует связь между типами детско-родительских отношений в семье и 4
приверженностью личности к отклоняющемуся поведению: чем выше уровень деструктивности детско-родительских отношений, тем сильнее предрасположенность личности к делинквентному поведению.
Эмпирической базой исследования является Центр временного пребывания для несовершеннолетних правонарушителей, расположенная по адресу Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Ангарская, 1. Выборку испытуемых составляют составили 40 малолетних преступников в возрасте 12-17 лет. Все дети являются правонарушителями с той или иной степенью тяжести совершенного преступления. Кроме этого, в исследовании также принимают участие родители детей в количестве 1 родителя из каждой выделенной семьи в количестве 20 человек. Возрастное распределение выборки данных испытуемых: от 31 до 57 лет, гендерное распределение: 14 женщин, 6 мужчин.
Для того чтобы достигнуть поставленной цели и задач эмпирического исследования, нами были применены такие методики как: методика Э.В. Леус на определение склонности к девиантному поведению, самооценка психических состояний Г. Айзенка, шкала личностной тревожности А.М.Прихожан, методика С.С. Степановой «Стратегии семейного воспитания», опросник родительского отношения ОРО. В качестве инструмента для статистической обработки данных и выделения корреляции на наличие взаимосвязи используется расчет коэффициента Спирмена, а также Т-критерий Стьюдента.
Теоретическую основу исследования составляют концепция Л.С. Выготского о преобладающем влиянии типа семейного воспитания на развитие эмоциональной сферы ребенка, классификация типов социально­психологических факторов П.С. Гуревич, оказывающих влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка в семье, теория С.Л. Рубинштейна о значимости семейного воспитания для развития личности ребенка, концепция А.Н. Леонтьева о возможности социализации ребенка в
окружающем обществе в зависимости от типа воспитания, принятого в семье и др.
Надежность и достоверность полученных результатов обусловлена полноценным анализом теоретической литературы, выбором методических средств, которые в полной мере отвечают требованиям заявленных исследовательских гипотез, а также применением необходимых методов корреляционного анализа - расчет корреляционного коэффициента Спирмена, расчет достоверности между результатами выборки t-критерия Стьюдента.
Научная новизна и теоретическая значимость работы обусловлена тем, что в отечественной социальной психологии экспериментальное исследование влияния типа семейного воспитания на склонность личности к делинквентному поведению проводится впервые. Данные экспериментального исследования подтверждают гипотезу о влиянии типа семейного воспитания на развитие личности ребенка в семье. Тем не менее, настоящее исследование является начальным этапом и призвано, в первую очередь, показать возможные пути дальнейшего исследования обозначенной проблематики. Кроме того, в теоретической части впервые в отечественной литературе дается комплексный обзор имеющихся отечественных и зарубежных концепций о значимости типа семейного воспитания на развитие личности ребенка и его склонности к девиантному поведению.
Практическая значимость работы обусловлена возможностью применения результатов исследования в процессе организации психокоррекционной работы и сопровождения семьи, воспитывающей малолетних преступников и лиц, приверженных противоправному поведению. Кроме того, сделанные выводы могут быть использованы в своей практической деятельности педагогами-психологами, работающими с выделенной возрастной категорией детей и подростков.
Структура и объем работы. Работа состоит из двух глав. Первая глава содержит обзорное изложение основных теорий и экспериментальных моделей исследования феноменов семейного воспитания и взаимосвязи с фактом приверженности личности к делинквентному поведению. Во второй главе описываются применяемые методические средства, план экспериментального исследования, экспериментальные серии, а также дается интерпретация полученных результатов. Объем работы и соотношение объема глав соответствуют формальным требованиям, а также заявленной цели и задачам исследования. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках выбранной темы данной исследовательской работы было осуществлено изучение опыта детско-родительских отношений у лиц, совершивших преступления. По результатам организованного исследования были сформулированы следующие выводы:
Детско-родительские отношения — это комплексное организованное общение и управление развитием ребенка, где основными внутренними составляющими являются степень ограничения и эмоционального принятия ребенка родителем, качество и характер образа, который родитель имеет в представлении, а также конкретные стили и методы воспитания для формирования у ребенка конкретных умений и передачи общественного и социокультурного опыта. Наиболее конструктивным типом детско- родительского отношения является тип, при котором высокая требовательность сочетается с высоким уровнем эмоционального принятия ребенка (авторитетный тип). Наиболее травмирующими типами являются различные вариации с применением авторитарного типа, либерального, либо индифферентного типа детско-родительских отношений.
Девиантное поведение представляет собой явление существующего нервно-психического дисбаланса, ключевым результатом которого является нанесение ущерба себе или окружающим через нарушение существующих правовых и социокультурных норм. Причинами данного поведения является неудовлетворенность личности условиями своей жизни, сложившимися привычками и способами достижения желаемого, а также низкая 72
социализация к окружающим условиям. Исходя из этого, девиантное поведение может возникнуть как у человека, страдающего психическими заболеваниями, так и у человека с сохранно психоэмоциональной сферой.
В современной науке существуют разрозненные и противоречивые подходы в определении взаимосвязи между приверженностью личности к совершению преступлений и характером детско-родительских отношений. Зарубежная психология рассматривает процесс бунта подростка как естественный процесс, в результате которого подросток становится личностью, освобождается от излишней родительской опеки. С другой стороны, отечественная психология определяет, что излишняя дистанция ребенка от родителей ведет не к конструктивной автономии, а к девиации, поскольку ребенок, будучи лишенным родительского контроля, испытывает сложности в саморегуляции поведения в обществе в соответствии с существующими законами и нормами общественного поведения. Единственным аспектом, в соответствии с которым мнения исследователей сходятся — это негативное воздействие деструктивных детско-родительских отношений на приверженность личности к девиантному поведению.
Эмпирическое исследование было подчинено цели обнаружения взаимосвязи между детско-родительскими отношениями и приверженностью личности к делинквентному поведению. В соответствии с данной целью были организованы три последовательных этапа, в рамках которых производилось исследование личностной сферы малолетних преступников, типов детско-родительских отношений в семье. На втором этапе происходила математико-статистическая обработка данных. На третьем этапе были сформулированы выводы по итогам исследования и определена истинность выдвинутой гипотезы.
По результатам статистического исследования были обнаружены различия между особенностями психоэмоционального состояния лиц, совершивших преступления, воспитывающихся при различных детско- родительских отношениях. Подростки без рецидива и серьезных 73
правонарушений имеют ситуативную склонность к агрессивному поведению, либо к делинквентному поведению, больше зависят от окружающих обстоятельств, в то время как подростки с рецидивом и тяжкими правонарушениями имеют агрессивность и склонность к делинквентному поведению в качестве личностной характеристики. Приверженность к делинквентному поведению у подростков оказывает воздействие на уровень их фрустрации, а также агрессивности: подростки без рецидива и менее серьезных правонарушений склонны демонстрировать умеренные уровни данного состояния, в то время как для подростков с выраженной склонностью к противоправному поведению характерны более высокие показатели в данном отношении.
Приверженность к делинквентному поведению имеет влияние на следующие показатели эмоциональной сферы подростков: на оценку собственных школьных умений и возможностей, на оценку своей личности, а также на оценку собственных межличностных качеств. Подростки с негативным опытом в целом более тревожны в сравнении с подростками, допустившими правонарушение по внешним, объективным причинам. Наиболее негативными стилями воспитания, провоцирующими подростков на противоправное поведение, являются авторитарный стиль воспитания, либо индифферентный стиль. Также достаточно негативно сказывается и либеральный стиль воспитания.
По итогам осуществленного исследования взаимосвязи между опытом детско-родительских отношений и склонностью личности к противоправному поведению было обнаружено, что положительная связь существует между следующими показателями: приверженность личности к делинквентному типу отклоняющегося поведения, к агрессивному поведению, наличие межличностной и личностной тревожности. Отрицательная корреляционная взаимосвязь была обнаружена между опытом преступной деятельности и фактом авторитетного воспитания в семье, принятия личности ребенка, а также направленности родителя на 74
кооперацию и взаимодействие с ребенком. Следовательно, наиболее деструктивными типами детско-родительских отношений являются отношения авторитарного и индифферентного типа, а также отвержения ребенка в семье и нацеленность на его социальную приемлемость в условиях общества.
Таким образом, можно сделать вывод, что поставленная цель данной исследовательской работы была достигнута, выдвинутая гипотеза подтвердила свою истинность. Сформулированные рекомендации могут послужить основой для разработки программы коррекции отклоняющегося поведения подростков за счет преобразования детско-родительских отношений в семье в дальнейшем.


1. Аккерман, Н. Роль семьи в проявлении расстройств у детей [Текст] / Н. Аккерман // Семейная психотерапия: Хрестоматия / Сост. Э. Г. Эйдемиллер, Н. В. Александрова, В. Юстицкис. - СПб.: Питер, 2010. - С. 287-307.
2. Алфимова, М. В., Трубников, В. И. Психогенетика агрессивности [Текст] // Психология. - 2010. - № 4. - С. 112-123.
3. Андреева, Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений [Текст] / Г. М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 378 с.
4. Артамонова, Е. И., Екжанова, Е. В., Зырянова, Е. В. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 192 с.
5. Асмолов, А. Г. Психология личности: Культурно-историческое понимание развития человека [Текст] / А. Г. Асмолов. - М.: Педагогика, 2017. - 322 с.
6. Бадмаев, С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников [Текст] / С. А. Бадмаев. - М.: Магистр, 2017. - 250 с.
7. Баенская, Е. Р. Ранние этапы аффективного развития в норме и патологии [Текст] / Е. Р. Баенская. - М: УРАО, 2011. - 88 с.
8. Бандура, А., Уолтрес, Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений [Текст] / А. Бандура, Р. Уолтерс. - М.: Психологос, 2009. - 348 с.
9. Беличева, С. А. Основы превентивной психологии [Текст] / С. А. Беличева. - М.: Редакц.-изд. Центр консорциума «Социальное здоровье России», 2014. - 221 с.
10. Беляева, Н. И. Влияние стилей воспитания на формирование личности ребенка [Текст] / Н. И. Беляева // Научное периодическое издание «In Situ». - 2016. - №4. - С. 95-98.
11. Братусь, Б. С. Аномалии личности [Текст] / Б. С. Братусь. - М.: Наука, 2018. - 301 с.
12. Вердербер, Р. Психология общения [Текст] / Р. Вердербер, К. Вердербер. - СПб.: Прайм еврознак, 2013. - 320 с.
13. Волков, Д. В. Анализ концепции девиантного поведения несовершеннолетних (по материалам США и Великобритании). Дисс... на соискание ученой степени к. п. н. [Текст] / Д. В. Волков. - Рязань, 2011. - 190 с.
14. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением: учеб.-метод. пособие [Текст] / под ред. М. И. Рожкова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016. - 239 с.
15. Гостунская, Я. И. Психолого-педагогическая помощь семье в процессе ресоциализации подростка с девиантной виктимностью. Автореф. дисс. на соиск. уч. степени к.п.н [Текст] / Я. И. Гостунская. - Ставрополь: ГОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет»,
2007. - 23 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ