ВВЕДЕНИЕ 3 стр.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ БЕРЕМЕННЫХ
1.1 Анализ подходов в изучении психологического сопровождения
личности и беременности 7 стр.
1.2 Беременные женщины как субъект психологического сопровождения 18 стр.
1.3 Методические аспекты организации психологической работы в
перинатальном центре 29 стр.
2 ГЛАВА ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ К
БЕРЕМЕННОСТИ КАК К ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОМУ
СОСТОЯНИЮ 34 стр.
3 ГЛАВА ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
БЕРЕМЕННЫХ 52 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67 стр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
Актуальность исследования
В настоящее время, проблема сохранения здоровья матери и ребенка и демографический вопрос выходят на первый план в социальной политике большинства развитых стран мира. В России, несмотря технологический прогресс, стремление государства улучшить качество медицинского обслуживания, материальной стимуляции рождаемости, эти насущие проблемы не решаются.
Репродуктивное здоровье населения, имеет огромное значение для обеспечения благоприятных демографических перспектив страны, формирования её социально-экономического потенциала. Проблема сохранения репродуктивного здоровья в России является актуальной на протяжении последних десятилетий. В настоящее время, в психологии и медицине активно изучаются психологические особенности женщин, испытывающих трудности с зачатием, вынашиванием беременности, а также имеющих нарушение физиологического течения беременности и экстрагенитальную патологию, оказывающих влияние на репродуктивную функцию. За последние десятилетия появилось большое число работ, подтверждающих зависимость физиологического течения беременности и родового акта, состояние плода и новорожденного от психологического состояния женщины во время беременности. Поэтому, мы предполагаем о необходимости оказания такого вида психологической помощи, позволяющей беременной женщине, адаптироваться к новой социальной роли и состоянию беременности. К сожалению, сегодня, работа психолога с беременными женщинами практически не регулируется российским законодательством, а некоторые нормативно-правовые акты предполагают лишь оказание медико-психо-социальной помощи беременным, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Научная проблема
В настоящее время, вполне закономерным является возросший интерес к истокам человеческой жизни, к перинатальному развитию. Поэтому, перинатальной психологии уделяется особое внимание. С каждым годом увеличивается спрос на оказание услуг в сфере перинатальной психологии и психотерапии. На сегодняшний день, отсутствуют адекватные моделей психологического сопровождения беременных с учетом их индивидуально-психологических особенностей, которые бы были эффективными не только по подготовке к родам. Предложенная в данной работе программа психологического сопровождения предполагает проработку основных проблем, возникающих в период беременности и направлена на: принятие физиологических и психологических изменений в организме, психологическую помощь женщине в принятии новой социальной роли; содействие в стабилизации психоэмоционального состояния; формирование ценностного отношения к предстоящему материнству.
Цель исследования:
Обосновать потребность в психологическом сопровождении беременных перинатального центра, путем выявления у них психологических проблем.
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ проблемы психологического сопровождения беременных женщин.
2) Выявить психологические особенности беременных женщин- пациенток перинатального центра.
3) Организовать практическое исследование, на основании полученных данных, разработать программу психологического сопровождения беременных женщин.
Объект исследования: психологическое сопровождение
беременных.
Предмет исследования: психологическое сопровождение
беременных в условиях перинатального центра в аспекте адаптации к беременности как к психофизиологическому состоянию.
Гипотеза исследования: беременные перинатального центра, имеют нарушения в адаптации к беременности как к психофизиологическому состоянию, в связи с этим, нуждаются в психологическом сопровождении.
Теоретико-методологическая основа исследования.
Методологической основой исследования являются:
• биопсихосоциальный подход, рассматривающее взаимосвязь биологического, психологического и социального аспектов репродуктивного процесса у человека.
• учение А.А. Ухтомского - И.А. Аршавского о материнской доминанте, состоящей из физиологического и психологического компонентов.
• онтогенетическая концепция материнства Г.Г. Филипповой.
Методы исследования: для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов:
1) Теоретический метод (анализ, сравнение, систематизация психологических сведений по теме исследования).
2) Эмпирические методы
3) Методы количественной обработки данных
Теоретическая значимость: заключается в рассмотрении различных подходов к феномену беременности в аспекте адаптации как к психофизиологическому состоянию; изучения современных представлений о сопровождения беременных с учетом их индивидуальных особенностей.
Практическая значимость: заключается в том, что результаты исследования могут быть предложены в групповые работы с беременными с целью профилактики и коррекции дезадаптивных состояний, а также профилактики девиантного материнства.
Структура и объем работы.
Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Содержит библиографию из 58 наименований. Объем работы составляет 75 страниц. В работе, результаты исследования отражены в 8 рисунках и в 6 таблицах.
В представленной работе, основной акцент ставиться на обосновании потребности в психологическом сопровождении беременных женщин, находящихся в группе повышенного перинатального риска. Для этого, был проведен теоретический анализ исследований в области психологического сопровождения личности, беременности, а также влияние индивидуальных, психологических особенностей и социальных факторов на психофизиологическое состояние женщины во время беременности. Программа нашего исследования и подобранный комплекс методик (социально-психологическая анкета, методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге», методика исследования мотивов сохранения беременности (МИМСБ), шкала тревоги Спилбергера-Ханина (STAI), методика "Тест отношения беременной, опросник САН (самочувствие, активность, настроение)", позволили выявить характерные особенности беременных женщин на следующих уровнях: эмоциональном, мотивационном, поведенческом, социальнобиологическом. Далее, на каждом уровне, мы выделили факторы, которые оказывают влияние на психофизиологическое состояние беременной женщины. В ходе эмпирического исследования, мы сравнили группы беременных с разным уровнем перинатального риска, и на основании выделенных отличий, сформулировали основные мишени, нуждающиеся в психологическом сопровождении. В нашем случае, это общее психоэмоциональное состояние, выражающееся в его неустойчивости, высоком уровнем тревоги, преобладание отклоняющихся типов отношения к самой беременности и к будущему ребенку, деструктивные репродуктивные мотивации.
На основании выявленных проблем была разработана и апробирована программа психологического сопровождения беременных женщин, позволяющая оптимизировать выявленные проблемы. В основе предложенной программы лежит биопсихосоциальный подход, то есть интеграция психологических, биологических и социальных факторов в осмыслении закономерностей и взаимосвязи происходящих процессов. И предназначена для групповой работы. Другими словами, данная программа разработана для беременных женщин- пациенток перинатального центра, с учетом их индивидуально-психологических особенностей.
Важно отметить, что представленная программа психологического сопровождения не претендует на абсолютное разрешение всех проблем, которые встают перед беременной женщиной. Программа ставит перед собой более узкую задачу: давая необходимую поддержку, помочь беременной женщине адаптироваться к новому для нее состоянию, стабилизировать психоэмоциональное состояние, научиться лучше понимать себя, свои потребности, знать, о происходящих, в связи с беременностью, изменениях в организме.
Тем не менее, небольшую динамику изменений можно проследить. На эмоциональном уровне удалось значительно снизить уровень ситуативной тревоги. У испытуемых улучшилось самочувствие, настроение, увеличилась активность, и, посредством этого, появилась возможность, «наслаждаться» состоянием беременности.
1. Актуальные проблемы перинатальной психологии: обзор исследований Беляевских В.С., Зарипова Л.З.Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. 2017. № 1. С. 537-545.
2. Александрова Е. А. Виды педагогической поддержки и
сопровождения индивидуального образования // Институт системных исследований и координации социальных процессов [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL:
http://isiksp.ru/library/aleksandrova_ea/aleks-000001 .html.
3. https://cyberleninka.ru/article/v/regionalnyy-akusherskiy-monitoring- v-sverdlovskoy-oblasti-innovatsionnyy-instrument-dlya-snizheniya- materinskoy-i-perinatalnoy
4. Аршавский И.А. Роль гестационной доминанты в качестве фактора, определяющего нормальное или уклоняющееся от нормы развитие зародыша // Актуальные вопросы акушерства и гинекологии / под редакцией Ф.А. Сыроватко. М.: 1957
5. Брутман В.И. Динамика психологического состояния женщины во время беременности и после родов / Брутман В.И., Филиппова Г.Г.
6. Боровикова, Н.В. Психологические аспекты трансформации Я- концепции беременной женщины [Текст] / Н.В. Боровикова // Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей: тезисы конференции 27 мая. - М., 1998. - С. 22-29.
7. Василенко Т.Д., Земзюлина И.Н., Блюм А.И., Селин А.В., Смирнов Н.В. Клиническая психология репродуктивного здоровья семьи. Курск: Учитель, 2017. 228 с.
8. Васильева О.С., Могилевская Е.В. Групповая работа с беременными женщинами: социально-психологический аспект // Психол. журнал, 2001. № 1. с. 83 - 84.
9. Васина А.Н. Хрестоматия по перинатальной психологии: Психология беременности, родов и послеродового периода [Текст] / А.Н. Васина — М.: УРАО, 2005. - 160 с.)
10. Воробьев В.М. Психическая адаптация как проблема медицинской психологии и психиатрии / Воробьев В.М. // Обозрение психиатрии и мед.психологии им. В.М. Бехтерова. - 1993. - № 2. - С. 3339.
11. Глуханюк, Н.С. Психологические основы развития педагога как субъекта профессионализации [Текст]: автореф. дис. дра психол. наук / Н.С. Глуханюк; Урал. гос. проф. пед. ун-т. - СПб., 2001. - 40 с.
12. Добряков, И.В. Перинатальная психология [Текст] / И.В. Добряков. - СПб.: Питер, 2010. - 272 с.
13. Добряков И.В., Защиринская О.В. Перинатальная психология - Спб: Питер, 2010. - 272 с.
14. Добряков, И. В. Перинатальная психология. - 2-е издание. - СПб.: ООО Издательство «Питер», 2015.
15. Добряков, И.В. Типология гестационной доминанты [Текст] /И.В. Добряков // Ребенок в современном мире: Тезисы докладов 3-й международной конференции. - СПб: ЮНЕСКО, МО России, 1996. - С. 11-18...