ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ СЛУЖАЩИХ В
ОВД 10
1.1. Проблема профессионального становления личности в психолого
педагогической литературе в период ранней взрослости 10
1.2. Содержание процесса профессионального становления молодых
специалистов- служащих ОВД 32
1.3. Особенности профессионального становления молодых сотрудников
органов внутренних дел 49
Выводы по первой главе 64
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПСИХОЛОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ СОТРУДНИКОВ ОВД 66
2.1. Структура и содержание профессионального становления молодых сотрудников ОВД на примере полка ППСП УМВД России по г.
Екатеринбургу 66
2.2. Модель психолого-педагогического сопровождения
профессионального становления молодых специалистов- служащих в ОВД 128
Выводы по второй главе 149
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 152
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 157
ПРИЛОЖЕНИЯ 164
Актуальность темы исследования. Проблема профессионального становления специалиста в настоящее время является одной из наиболее актуальных, поскольку она тесно связана со всевозрастающей потребностью общества в активной, целенаправленной, адаптированной в социальной среде, способной к продуктивной деятельности личности.
Исследования профессионального становления личности является значимым не только в контексте разработки социально-психологических условий процесса социализации, но и в контексте проблем самоопределения и самоактуализации индивида, генезиса его мотивационно-потребностной сферы, психологии способностей.
Изучение социально-психологических особенностей становления личности профессионалов привлекает внимание исследователей непосредственно в связи с возникновением и быстрым развитием таких областей практики как профориентация, профотбор и аттестация кадров, а также в соответствии с явной необходимостью психологического обеспечения профессионального образования и профессиональной адаптации.
Интерес к этим вопросам не случаен. Он вызван тем, что для обновления и процветания России необходимы психологическая личностная зрелость и высокий профессионализм большинства ее граждан.
Учитывая эти обстоятельства, можно понять, что совершенно неслучайно различные аспекты этой проблемы исследуются специалистами самого разного профиля: психологами и педагогами, социологами и физиологами, юристами и экономистами (К.А. Абульханова-Славская, Е.Н. Борисов, Н.Л. Гранат, А. П. Деркач, С.И. Змеев, Н.В. Кузьмина, Т.Н. Курбатова, И.Б. Пономарев, И.П. Раченко, А.Р. Ратинов, А.М. Столяренко, А.В. Филлипов, Ю.В. Чуфаровский, А.Д. Шадриков и др.).
В отечественной и зарубежной социальной психологии проблеме профессионального становления личности также уделяется существенное внимание. В работах В.С. Агеева, Г.М. Андреевой, С.Д. Артемова, В.В. Бойко, В.И. Зацепина, Е.С. Кузьмина, Я.Л. Коломинского, К.К. Платонова, А.В. Петровского, А.Ю. Панасюк, Н.А. Свиридова, В.В. Шпалинского, В.А. Ядова, М.Г. Ярошевского, П. Лазарсфельда, Б. Коллинза, Т. Ньюкома, Л. Фестингера, Г. Хоманса и др. рассматриваются разнообразные аспекты профессиональной адаптации, развития и межличностного общения субъекта деятельности, влияние различных социально- психологических условий на формирование профессионально значимых качеств, знаний, умений и навыков личности, обеспечивающих ее активное профессиональное становление.
Анализируя многочисленные подходы и направления в изучении процесса профессионализации, можно отметить разнообразие в выделении оснований анализа.
В качестве значимых единиц профессионального становления выделяются:
• профессиональная деятельность и совокупность образующих ее целей, задач, способов и приемов их решения (С.Д. Артемов, А.Н. Борискин, Е.В. Таранов и др.);
• условия труда, система ценностей, традиций и норм, предъявляемых человеку конкретной профессией (Д.П. Кайдалов, Е.В. Суименко и др.);
• трудовой коллектив, групповые и профессиональные отношения специалиста (Г.М. Андреева, Я.Л. Коломинский, И.М. Кондаков, А.В. Панасюк, В.А. Ядов и др.);
• личность и ее социальные и психологические проявления в процессе профессионализации (А.Г. Асмолов, М.А. Бобнева, В.С. Магун, А.Л. Свенцицкий и др.);
• операциональные функции личности, выполняемые ею в процессе труда (Д.Н. Завалишина, Е.П. Ильин, В.А. Крутецкий, В.Д. Шадриков и др.);
• факторы и условия профессионализации, включающие в себя социальную и мотивационную сферы, их взаимосвязь и влияние на успешность хода профессионализации личности (Е.Ю. Артемьева, В.А. Мерлин, А.К. Маркова, Э.С. Чугунова и др.).
Несмотря на вариативность точек зрения, многие исследования объединяет то, что авторы считают необходимым изучать процесс профессионального становления в связи с включенностью личности в реальную деятельность.
В отечественной социальной психологии общепринятым является положение о решающей роли деятельности в развитии, формировании и становлении личности профессионала. При взаимоотношении личности и деятельности проявляются не только профессионально значимые способности и качеств, но и взаимная адаптация, приспособление компонентов личностной и деятельностной структуры.
Признавая личностно образующую функцию деятельности Л.Н. Анциферова, К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, В.П. Зинченко, Б.И. Додонов, Б.Ф. Ломов, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Г.В. Суходольский, Г.П. Щедровицкий и др. убедительно демонстрируют, что основа развития личности в зрелом возрасте наиболее тесно связана с выбором, подготовкой и выполнением человеком определенного вида профессиональной деятельности.
Анализ составляющих конкретной деятельности с психологической точки зрения позволяет определить не только совокупность профессиональных требований к личности специалиста, но и выделить условия, оптимально соответствующие профессиональному становлению.
Неразработанность комплексного подхода к проблеме профессионального становления молодых сотрудников ОВД в социальной психологии, а также ее практическая значимость и актуальность в условиях деятельности МВД обусловили выбор темы данного диссертационного исследования.
В этой связи возникает проблема исследования: противоречие между необходимостью и неразработанностью единого подхода к проблеме профессионального становления молодых специалистов-служащих ОВД в психологии служебной деятельности, а также ее практическая значимость и актуальность в условиях деятельности МВД позволили определить тему профессионального становления молодых специалистов служащих в ОВД».
Объект исследования: профессиональное становление личности в период ранней взрослости.
Предмет исследования: процесс психолого-педагогического
сопровождения профессионального становления молодых специалистов ОВД.
Цель исследования - на основе анализа теоретического и практического аспектов проблемы разработать и частично реализовать модель психолого-педагогического сопровождения профессионального становления молодых специалистов служащих в ОВД.
Гипотеза исследования - профессиональный рост молодых сотрудников ОВД будет обеспечен при реализации модели психолого-педагогического сопровождения профессионального становления молодых специалистов ОВД, отражающей взаимодействие всех субъектов процесса профессионального становления, учитывающей стадии профессионального становления, типичные риски и особенности реализации профессиональной деятельности.
В соответствии с темой, целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ психологической литературы по проблеме профессионального становления личности в период ранней взрослости.
2. На теоретическом уровне изучить содержание и особенности процесса профессионального становления молодых специалистов-служащих ОВД.
3. На эмпирическом уровне выявить структуру и содержание профессионального становления молодых сотрудников ОВД.
4. Разработать и верифицировать модель психолого-педагогического сопровождения профессионального становления молодых специалистов- служащих ОВД.
Теоретико-методологическая основа исследования опирается на основные принципы и положения отечественной психологической науки: принцип системности, принцип детерминизма, принцип развития, принцип единства сознания и деятельности, положение о личности как о субъекте жизнедеятельности и отношений, положение об определяющей роли активности личности в ее продвижении в процессе саморазвития (Б.Г. Ананьев,
A. В. Петровский, Л.Н. Анциферова, В.Н. Романова, К.К. Платонов, В.А. Ядов,
B. С. Мерлин, М.Г. Ярошевский, Е.А. Климов, А.К. Маркова и др.).
Методы исследования: метод теоретического анализа научной
литературы по проблеме исследования, эмпирический психодиагностический метод (Методика «Опросник терминальных ценностей» И.Г. Сенин), вербально-коммуникативный метод (анкетирование), методы математико-статистического анализа эмпирических данных (корреляционный анализ).
Экспериментальная база исследования: полк патрульно-постовой службы полиции Управления Министерства внутренних дел России по городу Екатеринбургу.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:
1. Анализ результатов отечественных и зарубежных исследований по проблеме социально-психологических аспектов профессионального становления личности позволил обобщить и систематизировать основные подходы и направления в изучении этого процесса.
2. Уточнено психологическое содержание процесса профессионального становления молодых сотрудников ОВД, выделены структура и особенности этапов этого процесса, а также эмпирически изучены различные компоненты профессионализации молодых кадров системы ОВД.
3. Выделены структура и содержание деятельности, способствующих профессиональному развитию молодых кадров ОВД.
4. На основании результатов исследования разработана система модель психолого-педагогического сопровождения по эффективному обеспечению профессионального становления молодых сотрудников системы ОВД.
Практическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что полученные результаты позволяют повысить эффективность процесса профессионального становления молодых сотрудников ОВД на основе поэтапного и комплексного психолого-педагогического сопровождения этого процесса с участием психолога, руководителя, наставника. Реализация сконструированной модели по обеспечению профессионального становления молодых кадров может быть использована в службах и подразделениях органов внутренних дел.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
1. В ходе проведенного теоретического анализа психологической литературы по проблеме профессионального становления личности в период ранней взрослости было установлено, что процесс профессионального становления представляет собой активное и сознательное включение молодого сотрудника в новую для него сферу профессиональной деятельности и соответствующую социальную среду, усвоение им норм, правил и привычек профессионального поведения, которые позволяют ему успешно решать профессиональные задачи, а также последовательно накапливать профессиональный опыт.
Под профессиональным становлением мы понимаем процесс продвижения человека к профессионализму в его труде, мотивированное стремление к позитивной динамике профессионального и личностного роста, формирование человеком в себе признаков и качеств профессионала, необходимых для осуществления конкретной деятельности на уровне высоких образцов и стандартов (по Дружилову С. А.)
Важными аспектами профессионального становления личности выступают два:
• целенаправленная коррекция мотивационно-смысловой стороны отношения к профессии, т.е. формирование профессиональной направленности, мотивов содержательного типа, становление устойчивого мировоззрения, ценностных ориентаций, потребностей, склонностей и интересов;
• овладение профессиональными знаниями, умениями, навыками, формирование профессионального мастерства, эмоциональной уверенности в себе, своих деятельностных возможностей.
2. На теоретическом уровне было изучено содержание и особенности процесса профессионального становления молодых специалистов-служащих ОВД. Структурные характеристики процесса профессионального становления целесообразно рассматривать, выделяя в нем следующие содержательные
компоненты: профессиональная пригодность, профессиональная
направленность, профессионально-психологическая готовность к деятельности, профессиональная подготовленность, профессиональная адаптация, самоопределение в профессии, профессиональное развитие, профессиональная компетентность.
Проявление названных компонентов профессионального становления, их взаимосвязь и взаимозависимость на разных этапах этого процесса характеризует индивидуальное своеобразие и неповторимость
профессионального пути каждого молодого сотрудника в системе ОВД.
Так, в исследовании В.Г. Михайловского, выделяются следующие этапы профессионализации молодых сотрудников ОВД:
• овладение содержанием избранной сферы труда и конкретного вида деятельности;
• практическое освоение молодым сотрудником всех сторон труда сотрудника полиции и, в первую очередь, избранного вида профессиональной деятельности;
• обеспечение стабильности продуктивных результатов в оперативно- служебной деятельности, повседневном общении и личностном развитии.
Процесс профессионального становления и приобретения молодыми сотрудниками качеств и характеристик, определяемых должностными требованиями в системе органов внутренних дел отличается спецификой деятельности работников полиции, целями и задачами, стоящими перед системой МВД.
3. В ходе эмпирического исследования была выявлена структура и содержание профессионального становления молодых сотрудников ОВД, а именно, что трудности профессионализации сотрудников ОВД связаны, прежде всего, с содержанием условий профессионального становления молодых сотрудников служб и подразделений системы ОВД. Нами были выявлены и проанализированы следующие особенности социально-психологических условий деятельности сотрудников полиции, оказывающие влияние на процесс профессионального становления молодых кадров ОВД:
• особенности функционирования органов внутренних дел в современных условиях развития общества;
• современное состояние организационно-правового регулирования профессионального становления сотрудников ОВД, особенности управления кадрами системы, организация института наставничества, профессиональная служебная подготовка, особенности конкретного профессионального становления молодых сотрудников;
• специфика деятельности сотрудников ОВД, возникновение новых профессиональных задач;
• особенности динамики внутригрупповых процессов в служебных коллективах органов внутренних дел.
Рассмотренные социально-психологические особенности деятельности сотрудников ОВД оказывают влияние на процесс профессионального становления и саморазвития молодых сотрудников ОВД.
В исследовании установлено, что содержательные характеристики различных компонентов профессионального становления проявляются во внутренних условиях деятельности сотрудников ОВД и определяют реальную включенность молодого работника в оперативно-служебную деятельность, степень его профессионализма.
Процесс профессионального становления молодых сотрудников ОВД часто разворачивается при естественно складывающемся взаимодействии внешних и внутренних социально-психологических условий, что приводит, порой, к нежелаемым результатам. Поэтому становится актуальным целенаправленно конструировать данный комплекс взаимодействия внутренних и внешних условий, положив в основу внутренние условия профессионального становления:
а) сформированность мотивов, направленности, ценностей, осознанных профессиональных целей;
б) сформированность образа профессионала (профессиональные качества, способности, знания, умения, навыки);
в) удовлетворенность различными сторонами труда и отношениями в коллективе.
Таким образом, содержательные характеристики, отвечающие требованиям деятельности органов внутренних дел, преломляясь через личностные особенности молодого специалиста становятся внутренними условиями его профессионального самосовершенствования и выступают в качестве стимулов развития личности, формирования устойчивых качеств и свойств для ведущего вида деятельности.
Применение комплекса методов для исследования процесса профессио - нального становления позволило установить, что из внешних социальнопсихологических условий, действующих на уровне системы ОВД как социальной организации и как большой профессиональной группы необходимо прежде всего учитывать:
• специфику профессиональной деятельности и требования, предъявляемые ею к личностным качествам, способностям, знаниям, умениям, навыкам сотрудников;
• систему организационных форм и методов профессионального становления;
• образ профессионала, сложившийся на уровне профессиональной группы;
• социальный престиж профессии;
• отношения в коллективе, психологический климат профессиональной среды;
• профессионализм коллективов служб и подразделений ОВД, в которых служат молодые сотрудники.
Полученные результаты позволяют констатировать наличие определенной специфики в содержании, структуре, особенностях процесса профессионального становления молодых сотрудников ОВД.
Изучение уровней профессиональной самоидентификации сотрудников ОВД по самооценке, позволившее выявить группу сотрудников с большим стажем работы, имеющих высшее и незаконченное высшее юридическое и неюридическое образование, которые не относят себя к профессиональным работникам подтверждает, что при взаимодействии внутренних и внешних социально- психологических условий, складывающемся естественным образом, у сотрудников ОВД возникают проблемы, связанные с неадекватной профессиональной самоидентификацией и свидетельствует о том, что процесс их профессионального становления не всегда проходит успешно.
4. Нами была разработана и верифицирована модель психологопедагогического сопровождения профессионального становления молодых специалистов-служащих ОВД. Моделью в подготовленном нами комплексе психолого-педагогических рекомендаций является включение различных позиций (способов реализации действий в условиях профессионального пространства), субъектов, вовлеченных в процесс профессионального становления, и организация взаимодействия этих позиций, направленного на поэтапное сопровождение молодого специалиста ОВД.
Эмпирическое исследование позволило сформировать ряд новых организационных предложений, обеспечивающих непрерывное профессиональное развитие сотрудников милиции, а также способствующих формированию и закреплению высокопрофессионального кадрового "ядра" в системе МВД. В дальнейших исследованиях представляется важным сосредоточить внимание на определении социально-психологических критериев и уровней профессионализма сотрудников системы ОВД; на определении психологических механизмов проектирования и управления процессом профессионального становления молодых сотрудников милиции; на выявлении и психологическом обосновании путей повышения мотивированности молодых специалистов ОВД к профессиональному и личностному росту; на разработке социально-психологических тренингов с молодыми сотрудниками ОВД для оптимизации процесса их профессионализации.
1. Абраменкова В.В., Воробьев A.B. Экспериментальные методы исследования личности в коллективе// Вопросы психологии. 1985. № 5 с. 178-180.
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-325 с.
3. Авдеев В.В. Психологические основы повышения эффективности деятельности работников ОВД в экстремальных условиях. М.: Академия МВД СССР, 1999.-80 с.
4. Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. М., 1983.-228 с.
5. Актуальные проблемы морально-психологической подготовки личного состава органов внутренних дел. (По материалам научнопрактической конференции). Ред. JI.M. Колодкин, В.И. Черненилов. М., 1992.-128 с.
6. Актуальные проблемы морально-психологической подготовки личного состава ОВД: Сборник статей/ МВД РФ Республиканский институт повышения квалификации работников МВД РФ, Г.П. Асуатуров, Г.Б. Лебедев. Домодедово, 1993.-58 с.
7. Ананьев Б. Г. О проблемых современного человекознания. - СПб.: Питер, 2001.-272 с.
8. Андреев Н.В. Изучение психологического климата в подразделениях ОВД. М.: Академия МВД СССР, 1983.-97 с.
9. Артемов С.Д. Социальные проблемы адаптации рабочего на предприятии. М., 1990.-138 с.
10. Артемьева Т.И., Вяткина Ю.Г. Психосемантические методы описания профессии//Вопросы психологии, 1986. № 3 с. 127-133.
11. Асмолов А.Г., Яолин Г.А. Образование как возможностей развития личности (от диагностики отбора - к развития)//Вопросы психологии. 1992. № 1-2. с. 6-13.
12. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения / М.И. Бобнева. - М.: Наука, 1978. -311 с.
13. Бодалев A.A. Психология о личности. М.: Изд-во МГУ, 1988.-128 с.
14. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе/Вопросы психологии. 1979. № 4. с. 23-34.
15. Буданов А. В. Педагогика личной профессиональной безопасности сотрудников органов внутренних дел. М.: Академия МВД России, 2009.-78 с...