ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ
КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
СТУДЕНТОВ, ПРЕДПОЧИТАЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЙ МЕДИАКОНТЕНТ 7
1.1 Подходы к изучению копинг-стратегий личности 7
1.2 Подходы к изучению личностных особенностей 14
1.3 Направления изучения медиаконтента в психологии 18
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ И
ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ, ПРЕДПОЧИТАЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЙ МЕДИАКОНТЕНТ 33
2.1 Организация и методы исследования 33
2.2 Результаты исследования 47
2.2.1 Сравнительный анализ копинг-стратегий и личностных особенностей
студентов, предпочитающих различные виды медиаконтента 47
2.2.2 Сравнительный анализ копинг-стратегий и личностных особенностей
студентов, предпочитающих различные жанры медиаконтента 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88
Приложение 1 Опросник COPE 99
Приложение 2 Опросник проактивного совладающего поведения 104
Приложение 3Методика 16PF 101
Приложение 4 Пятифакторный опросник осознанности 114
Приложение 5 Анкета предпочтения медиаконтента 117
Приложение 6 Сводная таблица данных 120
Приложение 7 Первичные описательные статистики и проверка нормальности распределения данных исследования 121
Приложение 8 Результаты факторного анализа жанров медиаконтента 122
Актуальность исследования. Медиаконтент является неотъемлемой частью досуга большого количества людей. Обилие информации и её доступность приводит к тому, что люди всё чаще прибегают к просмотру медиаконтента на доступных им устройствах, чтобы отвлечься или расслабиться не только после работы, но и во время учебной, профессиональной или иной деятельности. Отражает ли ориентация на определенный контент отношение к среде, деятельности и людям в целом? Является ли обращение к определенному контенту превалирующим способом совладания со стрессом, отражённым в чертах и копинг- стратегиях личности или же интерес к медиаконтенту продиктован необходимостью поиска новых моделей поведения? Ответ на эти вопросы является наиболее актуальным для понимания отношения людей к медиаконтенту, открывающий возможность, в случае выявления негативных эффектов, к коррекции выявленных неадаптивных копинг - стратегий.
Проблема исследования. В условиях быстрого развития коммуникационных технологий информация становится всё более доступна и значима для широких масс. Потребители медиаконтента всё чаще используют его для того, чтобы выработать новые модели поведения. В связи с этим возникает противоречие между возрастающим влиянием медиаконтента на особенности личности, её поведение в целом и копинг - поведение в частности и ограниченными психологическими знаниями об этом явлении. Выявленное противоречие позволило сформулировать объект, предмет и цель исследования.
Объект исследования: копинг-поведение личности.
Предмет: копинг-стратегии и личностные особенности студентов, предпочитающих различный медиаконтент.
Цель: изучить особенности используемых копинг-стратегий и
личностные особенности студентов, предпочитающих различный медиаконтент.
Задачи:
1. Рассмотреть подходы к изучению копинг-стратегий личности.
2. Рассмотреть подходы к изучению личностных особенностей.
3. Рассмотреть направления изучения медиаконтента в психологии.
4. Провести эмпирическое исследование копинг-стратегий и личностных особенностей студентов, предпочитающих различный медиаконтент.
В ходе исследования проверялись следующие гипотезы:
1. существуют значимые различия копинг-стратегий студентов, предпочитающих различный медиаконтент;
2. существуют значимые различия личностных особенностей студентов, предпочитающих различный медиаконтент.
Теоретико-методологическими основами исследования
являются:
• положения зарубежных и российских психологов о формировании копинг-стратегий личности и защитных механизмов (3. Фрейд, К. Хорни, Ф.Е. Василюк, Р. Лазарус, С. Фолкман, и др.);
• положения когнитивно-поведенческого подхода А. Бандура;
• личностно-ориентированные подходы к исследованию индивидуальных стилей, способов копинг-поведения личности (Н. Хайм, А.В. Либин, А.А. Реан, Э. Грингласс, Р. Шварцер и др.);
• исследования в области психологических аспектов медиа: общие проблемы медиапсихологии (Петер Винтерхофф-Шпурк, Н.Б. Кириллова), проблемы восприятия медиа (М.И. Яновский,), эмоциональные предпосылки выбора определённых жанров фильмов (Н.Г. Воскресенская, Т.А. Кубрак, В.Р. Орестова, Д.П. Ткаченко), проблемы негативного влияния игр (Л.В. Баева, О.В. Рубцова, А.С. Панфилов, С.Л. Артёменков, О.В. Зарецкая, В.Н. Буркова, М.Л. Бутовская, Н.В. Кочетков, Т.Ю. Маринова), положительного влияния компьютерных игр (А.А. Аветисова, О.А. Степанцева, В.А. Помелов, И.Н. Логвинов, Т.А. Нестик, А.Е. Войкуновский, Н.В. Богачёва), психологические особенности восприятия музыки и ее влияние на слушателя (Т.С. Князева, Т.А. Адмакина, А.Ф. Пантелеев, Е.Н. Полянская, А.В. Беляева, А.А. Зиннатова, К.М. Вельма, Е.А. Серебрякова).
Для исследования использовались методы:
• организационные - сравнительный метод;
-эмпирические - психодиагностические методы (анкетирование и опрос);
• обработки данных - методы статистической обработки: оценка нормальности распределения данных с применением критерия асимметрии - эксцесса, критерий Манна-Уитни для сравнения выборок студентов, предпочитающих и отвергающих определенный медиаконтент, факторный анализ с целью сокращения исходного множества жанров медиаконтента до нескольких факторов, по которым различия проявляются наиболее ярко.
• интерпретационные - структурный метод.
Положения, выносимые на защиту:
1. Студенты, предпочитающие развлекательный и образовательный медиаконтент, отличаются друг от друга саморегуляцей и отношением к опыту: предпочтение развлекательного медиаконтента связано с низким самоконтролем и безоценочным отношением к опыту, тогда как предпочтение образовательного контента связано с высоким самоконтролем и наблюдательностью в отношении окружения и своих переживаний.
2. Студенты, предпочитающие узнавать новую информацию и
анализировать ее, отличаются степенью общительности, наблюдательности и копинг-поведением: студенты, предпочитающие анализировать получаемую информацию, более контактны в общении, в большей степени склонны обращать внимание на внешние и внутренние стимулы, чаще прибегают к стратегии активного совладания.
3. Студенты, предпочитающие офлайн-игры, в большей степени склонны усваивать через игру новые модели поведения, чем студенты, предпочитающие онлайн-игры.
4. Причины обращения студентов к различным жанрам медиаконтента обусловлены потребностью в эмоциональной саморегуляции.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации теоретических и эмпирических данных по теме исследования.
Практическая значимость исследования: полученные результаты могут быть использованы для психологической коррекции копинг- поведения личности. В работе предлагаются методы когнитивно - ориентированной и гештальт-терапии, позволяющие личности освоить модели поведения, альтернативные привычным копинг-стратегиям. Намечаются возможные пути использования различных видов медиаконтента для коррекции копинг-поведения личности.
Целью нашего исследования было изучить особенности используемых копинг-стратегий и личностные особенности студентов, предпочитающих различный медиаконтент. Проблематика исследования связана с нехваткой данных о влиянии медиаконтента на особенности личности, её поведение в целом и копинг-поведение в частности и ограниченными психологическими знаниями об этом явлении.
В рамках изучения копинг-стратегий существует три направления исследований: в русле глубинной психологии, в русле психологии стресса и в рамках исследования мотивации, саморегуляции и целеполагания.
В качестве личностных ресурсов можно рассматривать отдельные особенности личности. В частности осознанность, являющуюся показателем отношения к своему опыту.
Исследования медиаконтента в настоящий момент сосредоточены вокруг выявления мотивационных предпосылок выбора определённых жанров фильмов, а также особенностей восприятия - применительно к видеоконтенту. Изучение влияние компьютерных игр сконцентрировано вокруг положительных и негативных аспектов влияния на игроков. Изучение аудиального контента сконцентрировано на вопросах влияния образования на способность понимать эмоции, заложенные в музыке, и эмоционального интеллекта, который влияет на эту способность. Помимо этого, на влияние музыки на перцептивные особенности слушателя и на работоспособность.
Результаты исследования показали, что предпочтения студентами развлекательного или образовательного медиаконтента зависит от способности к саморегуляции и отношения к опыту в деятельности. Предпочитающие развлекательный контент безоценочно относятся к опыту, тогда как предпочитающие образовательный контент, в виду специфики, более склонны оценивать и структурировать его. Предпочитающие образовательный медиаконтент в большей степени верят в значимость своей деятельности.
Студенты, предпочитающие анализировать медиаконтент, более общительны и активны в отличие от студентов, предпочитающих новизну в медиаконтенте.
Игроки в онлайн игры активны и самостоятельны в игре и жизни. Игроки в оффлайн игры замкнуты, тяготеют к группе, но при этом имеют тенденцию к усвоению новых моделей поведения из игр.
Выявлены личностные и поведенческие особенности студентов, предпочитающих различные жанры медиаконтента.
Студенты, предпочитающие минорный контент, используют музыку для саморегуляции в стрессовых ситуациях. Студенты, предпочитающие приключенческий контент, реализуют присущий им импульс к изменениям в компьютерных играх.
Студенты, предпочитающие сентиментальный контент, выбирают контент для развлечения по соотносимости видимого с действительностью.
Студенты, предпочитающие не реалистичный контент, используют контент для ослабления давления со стороны совести.
Студенты, предпочитающие агрессивный контент, малоактивны и не испытывают чувства вины.
Студенты, предпочитающие напряжённый контент, через просмотр такого контента стремятся повысить внутреннее напряжение.
Студенты, предпочитающие музыкальный контент, воспринимают контент как выразитель своих взглядов.
Студенты, предпочитающие «дворовый» контент, используют контент как источник идентификации.
В целом использованные методики позволили адекватно измерить изучаемые феномены. Для дальнейшего изучения необходимо использовать контент-анализ для выявления специфики значения каждого жанра для респондентов.
На основании полученных данных о структуре характера студентов, предпочитающих развлекательный и образовательный медиаконтент, а также предпочитающих анализировать или воспринимать новую информацию, возможно выявление точек для психокоррекционного воздействия.
1. Авербух, Н.В. Психологические аспекты феномена присутствия в виртуальной среде // Вопросы психологии. - Москва, 2010. - № 5. - С. 105-113. - ISSN: 0042-8841. - Текст: непосредственный.
2. Аветисова, А.А. Психологические особенности игроков в компьютерные игры // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2011. - Т.8, № 4. - С.35-58. - Текст: непосредственный.
3. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. - 1994. - Т. 15, №1. - С.3-18.
4. А. Бандура. Теория социального научения. / Альберт Бандура;
перевод с английского под редакцией Чубарь Н.Н. - Санкт-Петербург; Евразия, 2000. - 320 с. - 3 000 экз. - ISBN 5-8071-0040-9. - Текст:
непосредственный.
5. Баскакова, С.А. Современные представления о способах совладания с психическими расстройствами // Социальная и клиническая психиатрия. - 2010. - Вып. 2, Т. 20. - С. 88-97 - ISSN 0869-4893. - Текст: непосредственный.
6. Битюцкая, Е.В. Опросник способов копинга: методическое пособие. - Москва: ИИУ МГОУ, 2015. - 80 с. - ISBN 978-5-7017-2494-3. Текст: непосредственный.
7. Богачёва, Н.В. Компьютерные игры и психологическая
специфика когнитивной сферы геймеров // Вестник Московского университета: научный журнал / Ред. Т.А. Нежнова. - 2014. - № 4 октябрь- декабрь 2014. - С. 120-130. - (Серия 14. Психология). - Текст:
непосредственный.
8. Большой Российский энциклопедический словарь. - Репр. изд. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 2009. - 1887 с.: ил., к., табл.;
27 см. - (Золотой фонд. Энциклопедический словарь) - ISBN 978-5-85270332-3 (в пер.). - Текст: непосредственный.
9. Борисова, Е.С. Психологические особенности категориальной организации восприятия музыки учащейся молодёжью с разным уровнем музыкального образования // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. - 2012. - № 1. - С. 54-65. - ISSN 1998-9156. - Текст: непосредственный.
10. Василюк, Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления
психических ситуаций). - Москва: Издательство Московского
университета, 1984. - 200 с. - 46 000 экз. - Текст непосредственный.
11. Вельма, К.М. Влияние музыки различных направлений на
умственную работоспособность школьников // Смоленский медицинский альманах. - 2018. - № 1. - С. 44-48. - ISSN 2413-9246. - Текст:
непосредственный.
12. Видеоигры, академическая успеваемость и внимание: опыт и итоги зарубежных эмпирических исследований детей и подростков / Г.У. Солдатова, О.И. Теслинская // Современная зарубежная психология: электронный журнал. - 2017. - Т.6, № 4. - С. 21-28. - ISSN 2304-4977. - Текст: электронный.
13. Винтерхофф-Шпурк, П. Медиапсихология. Основные принципы. 2-е издание, исправленное, переработанное и дополненное. /Петер Винтерхофф-Шпурк; перевод с немецкого А.В. Коченгина, О.А. Шипиловой. - Харьков: Издательство «Гуманитарный Центр», 2016. - 268 с. - 1500 экз. - ISBN 3-17-017966-7 (нем.), ISBN 978-617-7022-80-9. - Текст: непосредственный.
14. Влияние информационных технологий на трансформацию совладающего поведения / В.А. Емелин, Е.И. Рассказова, А.Ш. Тхостов // Вопросы психологии. - Москва, 2014. - № 4. - С. 49-59. - ISSN: 0042-8841. - Текст: непосредственный.
15. Влияние фильма-боевика на моральные аспекты я-концепции зрителя (постановка проблемы) / М.И. Яновский, А.Ю. Приймак // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2017. - Вып.3. - С. 416-427. - Текст электронный...