ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ 12 ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ...
1.1. Экономические представления у детей младшего школьного 12
возраста как психолого-педагогическое понятие
1.2. Современные подходы к формированию экономических 22
представлений у детей младшего школьного возраста
1.3. Анализ методического обеспечения формирования экономических 28
представлений у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
1.4. Педагогическое проектирование формирования экономических 40
представлений у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 49
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ОПЫТНО- 51
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .
2.1. Диагностика уровня сформированности экономических 51
представлений у детей младшего школьного возраста
2.2. Реализация педагогических условий формирования 64 экономических представлений у детей младшего школьного возраста
во внеурочной деятельности
2.3. Диагностика уровня сформированности экономических 68
представлений у детей младшего школьного возраста по результатам реализации педагогических условий формирования экономических представлений у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 114
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 152
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 180
Начало третьего десятилетия XXI века ознаменовалось противоречивыми тенденциями: процесс глобализации во всех сферах жизнедеятельности человечества, в том числе в экономике, резко остановила пандемия, многие государства задумались о развитии автономии как о конкурентном преимуществе, жизнь в «онлайн формате», к которой так стремительно спешил весь мир, показала как свои преимущества, так и свои недостатки, оказалось, что человечеству просто необходимо «живое» общение в любых сферах жизнедеятельности, в том числе и в экономике.
Гибкость и способность перестраиваться под быстро меняющиеся реалии жизни становятся теми качествами, которые помогают выжить. Но этим качествам нужно учиться, а современное общество не оставляет времени на перестройку, поэтому особую важность приобретает подготовка молодого поколения к осознанному участию в современном мире со всеми его возможностями и трудностями, в том числе в экономической сфере.
Кроме того, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения, основанный на системно - деятельностном подходе, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества и инновационной экономики.
Однако в сегодняшней гонке за цифровизацией, технологизацией, дистанционным форматом деятельности, искусственным интеллектом мало внимания уделяется школьному экономическому образованию, а ведь экономика является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Каждый взрослый человек постоянно сталкивается с проблемами, тесно связанными с экономикой: брать ли кредит для удовлетворения своих потребностей, как выгоднее сделать ремонт, сколько денег можно потратить на отдых и развлечения, как распределить зарплату, как не стать жертвой мошенников и еще 1000 таких «как», на которые иногда так трудно дать правильный ответ. Английский драматург Джордж Бернард Шоу так определил роль экономики в жизни каждого человека: «Экономика - это умение пользоваться жизнью наилучшим образом».
Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, утвержденная Правительством Российской Федерации, предусматривает экономическое просвещение населения как одно из направлений экономического развития страны.
Все это подчеркивает актуальность рассматриваемой темы, необходимость решения проблемы формирования экономических представлений у детей, начиная с младшего школьного возраста, и дальнейшего развития экономического образования обучающихся в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).
Анализ педагогических работ отечественных и зарубежных авторов свидетельствует о том, что накоплен определенный опыт в области формирования экономических представлений у детей младшего школьного возраста. Еще в работах Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци (XVI-XVIII вв.) были заложены основы обучения детей раннего возраста азам ведения домашнего хозяйства. Начиная с конца 80-х годов XX века, общей теорией и методологией экономического образования занимались такие ученые, как А. Ф. Аменд, Ю. К. Васильев, Б. А. Райзберг, В. К. Розов, И. В. Липсиц. Проблемам формирования экономической культуры и воспитания посвящены труды Е. Н. Землянской, А. С. Прутченкова, Л. П. Куракова, О. В. Бажиной,. Исследования в области экономического образования младших школьников проводили А. Л. Журавлев, Т. В. Дробышева, И. А. Сасова, Т. В. Смирнова, Е. Н. Землянская, Е. В. Голубева и другие. Но вопрос формирования экономических представлений у детей младшего школьного возраста с учетом реалий XXI века требует дополнительного исследования.
Анализ нормативных документов, научной, методической, учебной литературы и сложившейся практики позволил выявить следующие противоречия:
- на социально-педагогическом уровне: между социально-обусловленными требованиями по формированию экономических представлений у выпускника начальной школы и недостаточной ориентацией образовательных учреждений на выполнение этих требований;
- на научно-педагогическом уровне: между необходимостью формирования экономических представлений у детей младшего школьного возраста и недостаточной разработанностью теоретических основ формирования экономических представлений, ориентированных на соответствующую подготовку детей младшего школьного возраста;
- на научно-методическом уровне: между возможностями формирования экономических представлений у детей младшего школьного возраста и недостаточной ориентацией существующих программ, методик на формирование экономических представлений у детей младшего школьного возраста, недостаточностью разработки современных средств обучения для формирования экономических представлений у детей младшего школьного возраста.
Необходимость разрешения выявленных противоречий обусловливает актуальность настоящего исследования и определяет его проблему. В виду того, что ФГОС НОО в рамках урочной деятельности не предусматривает предмет «Экономика», реализация данного исследования осуществлена в рамках внеурочной деятельности, которая рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана.
Проблема исследования: как обеспечить формирование экономических представлений у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности?
В рамках решения данной проблемы определена тема исследования: «Формирование экономических представлений у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности».
Объект исследования - процесс формирования экономических представлений у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия формирования экономических представлений у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Цель исследования - разработать, теоретически обосновать и проверить в опытно-экспериментальной работе педагогические условия формирования экономических представлений у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования - формирование экономических представлений у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности будет успешным и результативным, если будут реализованы педагогические условия:
- в основу проектирования педагогических условий положено комбинаторное
использование современных подходов педагогики: деятельностного,
личностного и партисипативного;
- определены критерии и соответствующие им уровни сформированности экономических представлений у детей младшего школьного возраста;
- разработан диагностический инструментарий для оценки уровня сформированности экономических представлений у детей младшего школьного возраста;
- разработан комплекс дидактических материалов, позволяющий достичь требуемого уровня сформированности экономических представлений .
Критерий успешности и результативности формирования экономических представлений у детей младшего школьного возраста:
- достижение обучающимися базового и выше уровня сформированности экономических представлений у детей младшего школьного возраста.
В соответствии с поставленной целью, темой и выдвинутой гипотезой исследования определены следующие задачи исследования:
1) изучить теоретические аспекты формирования представлений у детей младшего школьного возраста;
2) провести анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы с целью определения сущности понятия «экономические представления»;
3) изучить педагогический опыт и методическую литературу в области формирования экономических представлений у детей младшего школьного возраста;
4) спроектировать педагогические условия формирования экономических представлений у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности;
5) экспериментально проверить результативность педагогических условий формирования экономических представлений у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- работы в области деятельностного подхода в обучении (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин), личностного подхода в педагогике (В. В. Сериков, Е. В. Бондаревская, А. В. Зеленцова, И. С. Якиманская, А. А. Плигин), партисипативного подхода в теории педагогики (Е. Ю. Никитина, О. Ю. Афанасьева, И. А. Кравченко);
- труды по развитию ребенка в период младшего школьного возраста (А. К. Маркова, Г. А. Цукерман, А. Л. Венгер, И. В. Дубровина, Л. И. Божович);
- работы в области познания ребенком окружающей действительности и развития мышления (С. Л. Рубинштейн, Д. А. Леонтьев, Ж. Пиаже, А. Валлон, Б. Инельдер, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, А. А. Смирнов, К. П. Ягодовский, М. Н. Скаткин, В. А. Сухомлинский, Н. Д. Завалова, Б. Ф. Ломов, В. А. Пономаренко, Б. Г. Ананьев, Т. А. Ильина);
- концепция экономического образования в общеобразовательной школе (В. А. Автономов, Л. Л. Любимов, И. В. Липсиц);
- исследования западных психологов в области экономических представлений у детей (Ж. Пиаже, А. Фёнэм, Р. Саттон, А. Страусс, К. Данзигер, Г. Фёрт);
- работы в области экономического образования младших школьников (А. Л. Журавлев, Т. В. Дробышева, И. А. Сасова, Т. В. Смирнова, Е. Н. Землянская, О. С. Корнеева);
- работы в области педагогического проектирования (А. С. Макаренко, Е. С. Заир-Бек, С. Ч. Паркер, М. В. Потоцкий, В. П. Беспалько);
- теории усвоения информации и освоения деятельности (В. П. Беспалько);
- работы в области статистических методов обработки результатов исследования (М. И. Грабарь, Д. А. Новиков, Г. В. Ахметжанова).
Для реализации цели и задач исследования использованы следующие методы исследования:
- теоретические (анализ и обобщение научно-педагогической, психолого-педагогической, методической литературы, нормативных документов, учебных программ, учебно-методических комплектов),
- эмпирические (наблюдение, беседа, тестирование, измерение, сравнение, эксперимент),
- общенаучные (систематизация, педагогическое проектирование, методы квалиметрии и экспертных оценок),
- статистические методы обработки экспериментальных данных.
Научная новизна исследования:
- определены педагогические условия формирования экономических представлений у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности;
- в работе впервые использовано сочетание подходов: деятельностного, личностного и партисипативного, послужившее методологической основой для разработки педагогических условий формирования экономических представлений у детей младшего школьного возраста;
- разработан диагностический инструментарий для определения уровня сформированности экономических представлений у детей младшего школьного возраста.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
- обоснована необходимость и возможность формирования экономических представлений у детей младшего школьного возраста в процессе обучения во внеурочной деятельности на основе комбинаторного использования современных подходов педагогики: деятельностного, личностного и партисипативного;
- раскрыты педагогические условия, при которых формирование экономических представлений у детей младшего школьного возраста происходит успешно и результативно.
Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические результаты доведены до уровня практического применения и внедрены в учебный процесс во внеурочной деятельности:
- программа элективного курса «Увлекательное путешествие в загадочную страну Экономика» для обучающихся 3-4 классов, направленная на формирование экономических представлений у детей младшего школьного возраста;
- рабочая тетрадь - учебник для младшего школьника «Увлекательное путешествие в загадочную страну Экономика»;
- методические рекомендации для учителей начальной школы по формированию экономических представлений у детей младшего школьного возраста.
Обоснованность и достоверность научных результатов и выводов обеспечиваются опорой на фундаментальные работы в области педагогики, психологии, экономики, теории и методики обучения, внутренней непротиворечивостью логики исследования, использованием статистических методов обработки результатов опытно-экспериментальной работы.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения - средней
общеобразовательной школы № 200 с углубленным изучением отдельных предметов (МАОУ СОШ № 200) г. Екатеринбурга.
Материалы исследования опубликованы в печати и представлены на научно-практических конференциях: V Международной конференции
«Традиции и инновации в педагогическом образовании» (г. Екатеринбург, 2019 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Мир, открытый детству» (г. Екатеринбург, 2020 г.).
Организация и этапы исследования:
Исследование проведено в три взаимосвязанных этапа с 2019 по 2020 годы.
На первом этапе исследования (2019 г.) проведен анализ психолого-педагогической, научно-методической, экономической литературы, нормативных документов по проблеме исследования, были определены методологические основы исследования и разработаны основные теоретические положения, сформулирована гипотеза исследования.
На втором этапе исследования (2019 г.) разработаны педагогические условия формирования экономических представлений у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности, спроектирован элективный курс по формированию экономических представлений у детей младшего школьного возраста. Определены способы диагностики уровня
сформированности экономических представлений у детей младшего школьного возраста.
На третьем этапе исследования (2019-2020 гг.) организована и проведена опытно-экспериментальная работа, в ходе которой проверена гипотеза исследования, обобщены результаты работы и сформулированы основные выводы.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Методологической основой для построения педагогических условий формирования экономических представлений у детей младшего школьного возраста служит комбинаторное использование современных подходов педагогики: деятельностного, личностного и партисипативного.
2. Внеурочная деятельность имеет свои специфические возможности и значительный дидактический потенциал для формирования экономических представлений у детей младшего школьного возраста.
3. Реализация педагогических условий формирования экономических представлений у детей младшего школьного возраста позволяет повысить уровень сформированности экономических представлений у детей младшего школьного возраста.
4. В качестве критериев уровня сформированности экономических представлений у детей младшего школьного возраста использованы критерии усвоения информации и освоения деятельности в области обучения: узнавание, воспроизведение, применение, поиск действия.
Структура работы: введение, две главы, заключение,
библиографический список, четыре приложения, двадцать пять таблиц и пять рисунков.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО, определяющими необходимость воспитания и развития качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества и инновационной экономики, проблема формирования экономических представлений у детей младшего школьного возраста приобретает особую значимость. В связи с этим, исследование, посвященное формированию экономических представлений у детей младшего школьного возраста, следует признать актуальным и своевременным.
Также исследование, посвященное формированию экономических представлений у детей младшего школьного возраста, направлено на выполнение Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, утвержденной Правительством Российской Федерации, которая предусматривает экономическое просвещение населения как одно из направлений экономического развития страны.
На основании проведенного исследования можно сделать выводы: проблема, заявленная исследователем, решена, цель исследования достигнута, гипотеза исследования подтверждена, задачи исследования решены, результаты исследования получены.
Основные результаты и выводы исследования.
На основании анализа психолого-педагогической, научно¬методической литературы по проблеме формирования экономических представлений у детей младшего школьного возраста структурированы сведения о процессе формирования представлений у детей младшего школьного возраста.
В качестве методологической основы рассмотрено и обосновано сочетание трех подходов: деятельностного, личностного и партисипативного, обеспечивающее полноценное формирование экономических представлений у детей младшего школьного возраста.
Обоснована целесообразность и возможность формирования экономических представлений у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Разработаны, теоретически обоснованы и проверены в опытно-экспериментальной работе педагогические условия формирования экономических представлений у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Выделены критерии (узнавание, воспроизведение, применение, поиск действия) и соответствующие им уровни (низкий, базовый, повышенный, высокий) сформированности экономических представлений у детей младшего школьного возраста, с помощью которых определяется успешность и результативность формирования экономических представлений у детей младшего школьного возраста.
Экспериментально подтверждена результативность разработанных, теоретически обоснованных и реализованных педагогических условий формирования экономических представлений у детей младшего школьного возраста.
На основании проведенной опытно-экспериментальной работы доказано, что реализация педагогических условий формирования экономических представлений у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности позволяет повысить уровень сформированности экономических представлений у детей младшего школьного возраста в процессе обучения.
1. Автономов, В. С. Введение в экономику: Учебник для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений / В. С. Автономов. - Москва : Вита-Пресс, 1998. - 253 с.
2. Аменд, А. Ф. Состояние и развитие теории и практики экономического воспитания школьников / А. Ф. Аменд. - Челябинск : ЧГПИ, 1988. - 77 с.
3. Ананьев, Б. Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия / Б. Г. Ананьев, М. Д. Дворяшина, Н. А. Кудрявцева; Акад. пед. наук СССР. - Москва : Просвещение, 1968. - 332 с.
4. Андреева, Г. М. Психология социального познания: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Г. М. Андреева. - Изд-е 2-е, перераб. и доп. - Москва : Аспект Пресс, 2000. - 288 с.
5. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская [и др.]; под редакцией А. Г. Асмолова. - Москва: Просвещение, 2008. - 151 с.
6. Ахметжанова, Г. В. Применение методов математической статистики в психолого-педагогических исследованиях: электронное учебное пособие / Г. В. Ахметжанова, И. В. Антонова. - Тольятти : Издательство ТГУ, 2016. - 147 с.
7. Бабанский, Ю. К. Педагогика: Учебное пособие для педагогических институтов / Ю. К. Бабанский, Т. А. Ильина, Н. А. Сорокин [и др.]; Под редакцией Ю. К. Бабанского. - Москва : Просвещение, 1983. - 608 с.
8. Бажина, О. В. Формирование основ экономической культуры младших школьников в учебной деятельности / О. В. Бажина. - Москва : Педагогика, 2002. - 217 с.
9. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. - Москва : Педагогика, 1996. - 243 с.
10. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. - Москва : Педагогика, 1989. - 192 с.
11. Блискавка, Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Е. Блискавка. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 80 с.
12. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 400 с.
13. Большая Советская Энциклопедия: В 30 т. Т. 20. / Главный редактор А. М. Прохоров. - Москва : Советская Энциклопедия, 1975. - 608 с.
14. Бондаревская, Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону : Булат, 2000. - 351 с.
15. Валлон, А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон. - Москва : Просвещение, 1967. - 196 с.
16. Васильев, Ю. К. Экономическое образование и воспитание учащихся / Ю. К. Васильев. — Москва : Педагогика, 1983. — 96 с.
17. Венгер, А. Л. Психологическое обследование младших школьников / А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман. - Москва : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. - 160 с.
18. Веснин, В. Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе / В. Р. Веснин. — Москва : Юристъ, 2001. — 496 с.
19. Виханский, О. С. Менеджмент: Учебник / О. С. Виханский,
А. И. Наумов. - 5-e изд., стер. - Москва : Магистр: НИЦ Инфра-М, 2013. - 576 с.
...