Введение 3
Глава 1. Аналитический обзор литературы 5
1.1. Возрастные особенности детей 13-14 лет 5
1.2. Приемы нападения в волейболе 8
1.3. Специальная физическая подготовка 19
1.4. Специальные упражнения при обучении техники
нападения в волейболе 22
Глава 2. Организация и методы исследования 34
2.1. Организация исследования 34
2.2. Методы исследования 35
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 39
Заключение 42
Список используемой литературы 44
Приложения 47
В процессе развития волейбола совершенствовались правила игры, техника и тактика, появились разновидности вида спорта, интерес к нему различных категорий населения. Современный волейбол, олимпийский и профессиональный, необыкновенно зрелищная и захватывающая игра. Это силовая подача в прыжке, мощные попадающие удары у сетки и с задней линии, виртуозные защитные действия при блокировании и в поле, сложные тактические комбинации с участием игроков передней и задней линии [3].
Однако, волейбол интересен также тем, что он удовлетворяет самые разнообразные запросы и потребности, он существует в разных видах: игра полными составами (6/6), игра неполными составами (5/5, 4/4, 3/3, 2/2, 1/1), игра на ограниченной площади, игра на время, игра с ограничением в счете, два мяча через сетку (пионербол), мини-волейбол, волейбол на открытой площадке в зимнее время, пляжный волейбол и т.д. [8].
Во время игры в волейбол создаются благоприятные возможности для проявления смекалки, ловкости, силы, быстроты, выносливости, волевых качеств, взаимопомощи и других свойств личности, т.е. тех качеств, умений и навыков, которые необходимы в жизни, полезны в трудовой и общественной деятельности [6]. Это во многом объясняет то, что волейбол включен в программы по физической культуре для учреждений общего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования.
Целенаправленная многолетняя подготовка и воспитание спортсменов высокого класса - это сложнейший процесс, успех которого определяется целым рядом факторов. Одним из таких факторов является использование специальных упражнений и выявления более эффективных способов, средств, методов, при помощи которых можно за минимальный промежуток времени достичь наивысшего результата. Поэтому применение специальных упражнении приобретает важное значение на этапе начальной подготовки, когда закладывается фундамент мастерства, и является одной из значимых задач учебно-тренировочного процесса [3].
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс волейболисток 13-14 лет.
Предмет исследования: методика использования специальных упражнений для совершенствования техники нападения волейболисток 13¬14 лет.
Цель исследования: выявить эффективность воздействия комплексов специальных упражнений, направленных на совершенствование техники нападения волейболисток 13-14 лет.
Задачи:
1. Анализ научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Составить комплексы специальных упражнений, направленных на развитие техники нападения у волейболисток 13-14 лет.
3. Проанализировать эффективность воздействия комплексов специальных упражнений, направленных на развитие техники нападения у волейболисток 13-14 лет.
Структура выпускной квалификационной работы.
ВКР изложена на 53 страницах состоит из введения трёх глав, заключения списка литературы, включающего 35 источников. Текст ВКР снабжён таблицами, рисунками.
В волейболе, на учебно-тренировочном этапе, в связи с повышением требований к выполнению элементов программного материала, в которых присутствует проявление всех технических приемов, но особенно техники нападения, появилась необходимость в применении комплексов специальных упражнений направленных на развитие техники нападения у волейболисток. Применение специальных комплексов специальных упражнений, повысило не только показатели уровня развития техники нападения в экспериментальной группе, но и изменило технику выполнение отдельных элементов в волейболе, таких как выход на мяч, подброс мяча, фиксирование стойки.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. На основе анализа научно-методической литературы выявлен недостаточный объем литературных источников, направленных на развитие техники нападения на учебно-тренировочном этапе с использованием комплексов специальных упражнений в программе по волейболу для данной возрастной группы.
2. Составлены комплексы специальных упражнений направленных на развитие техники нападения у волейболисток с учетом их возрастных особенностей, и введены в учебно-тренировочные занятия.
В комплекс специальных упражнений входили такие упражнения как:
• работа с набивными мячами в парах;
• беговые упражнения с сопротивлением;
• бег на руках с поддержкой ног партнером.
3. Увеличение показателей на 200% в тестах «Передача сверху из зоны 2 в зону 4» и «Нападающий удар по линии из зоны 4 в зону 1 на точность» на 200%, на 200% в тесте «Прямая верхняя подача в зону 1 на точность», подтверждает эффективность воздействия разработанных комплексов специальных упражнений направленных на развитие техники нападения в волейболе на учебно-тренировочном этапе.
1. Барбара, Л. В. Волейбол шаги к успеху / Л. В. Барбара, Б. Д. Фергюсон. - Москва: Астрель, 2004. - 113 с.
2. Белинович, В. В. Обучение в физическом воспитании / В. В. Белинович. - Москва: Физкультура и спорт, 2000.
3. Беляев, А. В. Волейбол / А. В. Беляев, М. В. Савина. - Москва: Физкультура, образование и наука, 2000. - 69 с.
4. Беляев, А. В. Обучение техники игры в волейбол и ее совершенствование / А. В. Беляев. - Москва : Человек, 2009.
5. Волков, Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта. / Л. В. Волков. - Киев : Олимпийская литература, 2002.
6. Голомазов, В. А. Волейбол: учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений / В. А. Голомазов. - Москва: Физкультура и спорт, 1998.
7. Железняк, Ю. Д. К мастерству в волейболе / Ю. Д. Железняк. - Москва: Советский спорт, 1978. - 112 с.
8. Железняк, Ю. Д. Юный волейболист/ Ю. Д. Железняк. - Москва: Советский спорт, 1988. - 17 с.
9. Железняк, Ю. Д. Волейбол / Ю. Д. Железняк, А. В. Ивойлов. - Москва: Советский спорт, 1991. - 52 с.
10. Железняк, Ю. Д. У истоков мастерства / Ю. Д. Железняк, В. А. Кунянский. - Москва: Советский спорт, 1998. - 23 с.
11. Железняк, Ю. Д. Спортивные игры / Ю. Д. Железняк, Ю. М. Портнова. - Москва: Советский спорт, 2000. - 147 с.
12. Железняк, Ю. Д. Волейбол : примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Ю. Д. Железняк, А. В. Чащин, Ю. П. Сыромятников. - Москва: Советский спорт, 2005. - 75 с.
13. Железняк, Ю. Д. Волейбол методическое пособие по обучению игре / Ю. Д. Железняк, А. В. Чащин, В. А. Кунянский. - Москва: Олимпия Пресс, 2005. - 56 с.
14. Железняк, Ю. Д. Подготовка юных волейболистов : учебное пособие для тренеров ДЮСШ / Ю. Д. Железняк. - Москва: Физкультура и спорт, 2006.
15. Ивкова, Т. П. Волейбол / Т. П. Ивкова. - Минск, 2008.
16. Ивойлова, А. В. Волейбол для всех / А. В. Ивойлова. - Москва: Физкультура и спорт, 2005.
17. Ивойлов, А. В. Тактическая подготовка волейболистов /
A. В. Ивойлова. - Москва: Физкультура и спорт, 2001.
18. Ковалёв, В. Д. Спортивные игры / В. Д. Ковалев, В. А. Голомазов, С. А. Кераминас. - Москва: Просвещение, 2001.
19. Марков, К. К. Руководство тренера по волейболу / К. К. Марков.
- Иркутск, 1999. - 93 с.
20. Марков, К. К. Тренер - педагог и психолог / К. К. Марков. - Иркутск , 1999. - 47 с.
21. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л. П. Матвеев. - Москва: ФГУП «Известия», 2001.
22. Матвеев, Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов в олимпийском спорте / Л. П. Матвеев. - Киев : Здоровья, 1999. - 137 с.
23. Мишин, В. И. Настольная книга учителя физической культуры /
B. И. Мишин. - Москва: Астрель, 2003.
24. Мондозолевский, Г. Г. Щедрость игрока / Г. Г. Мондозолевский.
- Москва: Физкультура и спорт, 1994.
25. Осколкова, В. А. Волейбол : учебное пособие для начинающих / В. А. Осколкова, М. С. Сунгуров. - Москва: Физкультура и спорт, 2005.
26. Осколкова, В. А. Техника и тактика игры в волейбол / В. А. Осколкова, М. С. Сунгуров. - Москва: Физкультура и спорт, 2005.
27. Прокошев, А. В. Волейбол / А. В. Прокошев.
Физкультура и спорт, 2004.
28. Суслов, Ф. П. Современная система спортивной подготовки / Ф. П. Суслов, В. Л. Сыч, Б. Н. Шустин. - Москва: Физкультура и спорт, 1995. - 58 с.
29. Фидлер, М. Волейбол / М. Фидлер. - Москва: Физкультура и спорт, 2002.
30. Фурманов, А. Г. Волейбол / А. Г. Фурманов, Д. М. Болдырев. - Москва: Физкультура и спорт, 2001.
31. Фурманов, А. Г. Играй в мини-волейбол / А. Г. Фурманов. - Москва: Советский спорт, 1999.
32. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - Москва: Академия, 2000.
33. Чехова, О. С. Уроки волейбола / О. С. Чехова. - Москва: Физкультура и спорт, 2005.
34. Чупеева, Н. А. Волейбол / Н. А. Чупеева. - Москва: Астрель, 2010. - 16 с.
35. Шнейдер, В. Ю. Методика обучения игре в волейбол : методическое пособие / В. Ю. Шнайдер. - Москва: Человек, 2009.