Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие коммуникативных умений и навыков в процессе социально-трудовой подготовки обучающихся с нарушением умственного развития в учреждениях среднего специального образования

Работа №94772

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

логопедия

Объем работы90
Год сдачи2022
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
186
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. РОЛЬ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В
ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 13
1.1. Теоретико-методологические основы изучения коммуникативных
умений и навыков у обучающихся с нарушением интеллектуального развития в учреждениях профессионального образования 13
1.2. Особенности коммуникативных умений и навыков у обучающихся с
нарушением интеллектуального развития 17
1.3. Значение коммуникативных навыков для социально-трудовой
подготовки обучающихся с нарушением интеллектуального развития 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 28
2.1. Организация, принципы и методика обследования обучающихся с
нарушением интеллектуального развития 28
2.2. Результаты изучения особенностей развития устной речи у
обучающихся с нарушением интеллектуального развития 31
2.3. Результаты обследования сформированности коммуникативных
умений и навыков у обучающихся с нарушением интеллектуального развития 37
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В
УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 42
3.1. Теоретическое обоснование и принципы формирования
коммуникативных умений и навыков у обучающихся с нарушением интеллектуального развития 42
3.2. Содержание логопедической работы по формированию
коммуникативных умений и навыков у обучающихся с нарушением интеллектуального развития 46
3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 81

Актуальность темы исследования. Создание и организация полноценных условий для реализации прав и гарантий детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из главнейших задач развития образования Российской Федерации и Свердловской области, в частности. Помимо этого, в приоритетных задачах стоит создание и организация эффективных и качественных условий в Свердловской области для обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также их социальная адаптации и интеграции в общество как полновесного участника.
По данным, которые предоставляет Министерство образования и молодежной политики Свердловской области общее количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающих инклюзивное образование, растёт с каждым годом, что несомненно говорит о процессе развитии условий, которые дают равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Необходимо отметить, что на территории нашего субъекта федерации присутствуют и продолжают развиваться отдельных организаций, которые оказывают образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам. Таких учреждений в Свердловской области насчитывается 64.
В соответствии с приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 и № 1599 с 01.09.2016 введены в действие во всех государственных общеобразовательных организациях. Результаты мониторинга реализации ФГОС ОВЗ в 2018-2019 учебном году показали, что в муниципальных общеобразовательных организациях и в государственных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, создаются специальные условия для получения образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ [61].
При организации образования детей с инвалидностью и детей с ОВЗ особое внимание уделено организации трудового обучения и организации профориентационной работы:
- проводятся ознакомительные экскурсии на предприятия Свердловской области, где используется труд инвалидов и лиц с ОВЗ;
- заключаются договоры, соглашения об организации практики и возможности трудоустройства;
- организуются мероприятия по обмену опытом по трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ между профессиональными образовательными организациями.
При организации образования детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями здоровья серьезное целенаправленное внимание уделяется организации профессионального обучения. Так, по образовательным программам профессионального обучения в 37 профессиональных образовательных учреждениях нашего региона осуществляется 56 адаптированных образовательных программы, которые помогают профессиональной реабилитации обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающимся, которые имеют в перспективе ограничение в труде. В своей деятельности учреждения среднего профессионального образования руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образования, типовым положением об образовательных учреждениях и своим Уставом.
Обучение в системе профессионального образования для выпускников специальных коррекционных школ, имеющих Справку об образовании, доступно на базе учреждений среднего профессионального образования, в которых есть коррекционные группы. Обучение в данных учреждениях является только профессиональным, с некоторым количеством общих предметов (физкультура, ОБЖ и т.п.). В результате выпускники коррекционных групп получают свидетельство об освоении профессии. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.
Проблема трудового обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта в историческом контексте всегда вызывала интерес у большого количества ученых и практиков. Это было связано прежде всего с особыми трудностями адаптации и социализации в самостоятельной жизни данной категории учащихся (Л. С. Выготский, Е. А. Ковалева, В. В. Коркунов и др). Большая часть исследователей отмечают важность трудового воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, как необходимого условия для формирования и коррекции у них жизненно важных функций: коммуникативной, мотивационной, двигательной и т.д. (В. И. Лубовский, М. С. Певзнер, Б. И. Пинский и др.) [9].
В последние годы профессиональная подготовка выпускников специальных коррекционных школ, их социально-трудовая адаптация как полноценных элементов общества, вызывает интерес как у широкой общественности, так и у огромного числа научных исследователей в данном направлении (В. В. Коркунов, Н. Н. Малофеев и др) [28].
Но, не смотря на растущий интерес и сопровождение этого вопроса, система работы в учреждениях среднего профессионального образования по успешной социально-трудовой подготовке лиц с ограниченными возможностями здоровья все также является несовершенной и нуждается в развитии. Особенно сильно эти проблемы касаются выпускников коррекционных школ, для которых важно, как общее развитие в целом, так коррекция их отклонений в частном, а также удовлетворение потребности в их профессиональной реабилитации после окончания школы. Особое значение для успешного обучения и освоения профессиональных знаний, умений и навыков, а также дальнейшей социализации в обществе имеет развитие коммуникативных умений и навыков выпускников специальной коррекционной школы, в том числе в рамках учебного диалога. Обучающимся с умственной отсталостью свойственно неумение верным образом применять речи для общения и коммуникации, о чём говорят работы таких авторов, как: Р. И. Лалаева, В. Г. Петрова. С одной стороны эти проблемы объясняются специфическими особенностями обучающихся с умственной отсталостью, а с другой весьма низким уровнем сформированности коммуникативных умений у обучающихся этой категории. Всё это отражается на том, что таким обучающимся трудно общаться с окружающими, трудности возникают и при освоении профессии и целом в их социализации.
Стоит отметить, что в научной литературе не так много исследований, посвящённых изучению формирования и развития коммуникативных умений умственно отсталых обучающихся. Так, например, в работах О. К. Агавелян описаны вопросы особенностей межличностного общения детей с умственной отсталостью в быту. Также в научных исследованиях Д. И. Бойкова описываются сложности речевой коммуникации и межличностного взаимодействия умственно отсталых обучающихся. Что касается вопросов формирования и развития коммуникативных умений и навыков в процессе логопедической работы, то они исследованы и разобраны недостаточно. На базе проведённого анализа научных литературных источников можно утверждать, что на сегодняшний момент коррекционная работа направлена в большей степени на коррекцию звукопроизношения, развитие лексико-грамматического строя речи, а также связной речи. Но, этого не хватает для того, чтобы ребёнок смог овладеть полноценным речевым общением. Исходя из вышеуказанного требуется разработать методический инструментария развития коммуникативных умений и навыков у обучающихся с нарушением интеллектуального развития.
В результате анализа литературных данных и изучения опыта логопедической работы по проблеме исследования выявлены определенные противоречия.
Во-первых, противоречия между потребностью практики и отсутствием научных разработок в вопросах развития коммуникативных умений и навыков у выпускников специальных коррекционных школ, как необходимого элемента их дальнейшей социально-трудовой подготовки.
Во-вторых, противоречия, которые возникают между требованиями работодателя к уровню социально-трудовой подготовки и недостаточной сформированностью коммуникативных умений и навыков обучающихся с нарушением интеллектуального развития.
В-третьих, противоречия между возросшими потребностями общества в качественной трудовой подготовке и недостаточностью логопедической работой по формированию коммуникативных умений и навыков у обучающихся с нарушением интеллектуального развития в ходе социально-трудовой подготовки.
В-четвертых, противоречия, которые связаны с необходимостью дальнейшего целенаправленного изучения коммуникативных умений и навыков у обучающихся с нарушением интеллектуального развития и отсутствием критериев оценки уровня сформированности навыков у данной возрастной категории.
В-пятых, востребованностью коррекции, направленной на формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с нарушением интеллектуального развития и недостаточной систематизацией приемов и методов логопедической работы.
С учетом выявленных противоречий была определена проблема исследования, которая заключается в том, что логопедическая работа по развитию коммуникативных умений и навыков будет способствовать социально-трудовой подготовке обучающихся с нарушением интеллектуального развития в учреждениях среднего профессионального образования.
Цель исследования: разработка и апробация теоретически обоснованного комплекса приемов и методов развития коммуникативных умений и навыков, способствующих повышению эффективности социально-трудовой подготовки обучающихся с нарушением интеллектуального развития, в учреждениях среднего профессионального образования.
Объект исследования: коммуникативная деятельность обучающихся с нарушением интеллектуального развития в учреждениях среднего профессионального образования, как условия успешной социально-трудовой подготовки.
Предмет исследования: условия формирования коммуникативных умений и навыков у обучающихся с нарушением интеллектуального развития (умственной отсталостью) в процессе социально-трудовой подготовки в учреждениях среднего профессионального образования.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что логопедическая работа по созданию условий для развития коммуникативных умений и навыков позволит обучающимся с нарушением интеллектуального развития успешно пройти социально-трудовую подготовку в учреждениях среднего профессионального образования.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научно-педагогической,
психологической и логопедической литературы по теме исследования и определить степень разработанности данной проблемы исследования в теории и практике.
2. Изучить и систематизировать методы работы с обучающимися с нарушением интеллектуального развития, направленные на развитие коммуникативных умений и навыков.
3. Экспериментально изучить особенности развития коммуникативных умений и навыков обучающихся с нарушением интеллектуального развития в учреждениях среднего профессионального образования.
4. Разработать содержание логопедической работы, направленной на создание условий для развития коммуникативных умений и навыков в процессе социально-трудовой подготовки обучающихся.
5. Провести обучающий эксперимент в условиях специально
организованного процесса обучения в учреждении среднего
профессионального образования.
6. Оценить эффективность. Сделать количественный и качественный анализ результатов внедрения комплекса приемов и методов.
Методы исследования:
1. теоретические (сравнительно-сопоставительный анализ научно-педагогической, психологической и логопедической литературы по теме исследования, обобщение материала);
2. эмпирические (изучение и анализ анамнестических данных, наблюдение, сравнение, беседа, психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этап);
3. методы обработки полученных результатов (качественный и количественный анализ, статистическая обработка экспериментальных данных).
База исследования: экспериментальная часть работы проводилась на базе ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О. В. Терёшкина», реализующем адаптированные основные и общеобразовательные программы. В эксперименте приняли участие 7 обучающихся коррекционной группы.
Этапы исследования.
Первый этап (2019-2020 гг.) - теоретико-поисковый. На данном этапе была проведена работа по изучению и анализу научно-педагогической, психологической и логопедической литературы по теме исследования, раскрывающей степень изученности проблемы исследования. Определена
методологическая основа исследования, его объект, предмет, сформулирована цель, гипотеза и задачи, подобрана и адаптирована диагностическая методика. Также были изучены и систематизированы методы развития коммуникативных умений и навыков в работе с обучающимися с умственной отсталостью.
Второй этап (2020-2021 гг.) - опытно-поисковый. На данном этапе был осуществлен подбор контингента и его изучение на предмет определения уровня развития коммуникативных умений и навыков: изучение устной речи, коммуникативных умений и навыков у умственно отсталых обучающихся. Проведен анализ полученных результатов.
Третий этап (2020-2021 гг.) - формирующий. Уточнение методических положений, на которых базируется исследование, уточнение гипотезы. Разработан комплекс приемов и методов, направленных на стимулирование развития коммуникативных умений и навыков в процессе профессиональной подготовки обучающихся. Проведен обучающий эксперимент
Четвертый этап (2021 г.) - обобщающий. На этом этапе была проведена оценка эффективности, количественный и качественный анализ результатов внедрения комплекса приемов и методов. Сформулированы выводы по результатам исследования. Оформлена Выпускная квалификационная работа.
Научная новизна исследования
- в ходе проведения эксперимента выявлены специфические особенности развития коммуникативных умений и навыков у обучающихся с нарушением интеллектуального развития и разработаны критерии их оценки;
- разработан и апробирован комплекс приемов и методов, обеспечивающая развитие коммуникативных умений и навыков обучающихся с нарушенным интеллектом в процессе социально-трудовой подготовки;
- получены новые данные об организации социально-трудовой подготовки обучающихся из числа выпускников специальной коррекционной школы с опорой на коммуникативные умения и навыки, которые существенно расширяют представления о профессиональных возможностях данной категории лиц;
Теоретическая значимость исследования:
- расширены и уточнены данные об актуальном уровне развития и особенностях коммуникативных умений и навыков у выпускников специальной коррекционной школы в процессе социально-трудовой подготовки;
- получены новые данные, подтверждающие необходимость применения комплекса приемов и методов развития коммуникативных умений и навыков у обучающихся с умственной отсталостью, как основного элемента успешной социально-трудовой адаптации.
Практическая значимость исследования: разработан, апробирован и рекомендован комплекс приемов и методов развития коммуникативных умений и навыков выпускников специальной коррекционной школы в процессе социально-трудовой адаптации.
Обоснованность и достоверность результатов гарантируется методологической разработанностью теоретических позиций, базирующихся на применении новейших данных медицинской сферы, психологии и педагогики; правильностью используемых методов теоретического и эмпирического исследования целям и задачам работы; доказательством выдвинутой гипотезы исследования итогом проведенной работы; личным участием автора на всех реализуемых этапах работы.
Структура и объем исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников литературы, включающего 65 источников, 8 приложений. Общий объем текста 86 страниц машинописного текста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследование, которое было проведено в рамках написания выпускной квалификационной работы, было направлено на изучения уровня развития устной речи и сформированности коммуникативных умений и навыков у обучающихся с нарушением интеллектуального развития, а также выявление значимости развития коммуникативных умений и навыков для успешного прохождения социально-трудовой подготовки в учреждениях среднего профессионального образования.
Анализ теоретической литературы по теме исследования позволил нам сделать вывод о том, что проблема коммуникативного развития обучающихся с нарушением интеллектуального развития в процессе социально-трудовой подготовки в учреждениях среднего профессионального образования изучена недостаточно. Представленные в литературе данные об особенностях коммуникативного развития обучающихся с нарушением интеллектуального развития в процессе социально-трудовой подготовки носят фрагментарный характер и не систематизированы. Выявлена недостаточность диагностических методик по исследованию сформированности коммуникативных умений и навыков у данной категории обучающихся, хотя следует отметить, что диагностика развития устной речи старших школьников представлена Т. А. Фотековой, Т. В. Ахутиной достаточно полно. По-прежнему остаются актуальными вопросы теоретического обоснования и организации логопедической работы с обучающимися старшего школьного возраста (15-17 лет).
На основе анализа результатов, полученных на констатирующем этапе эксперимента, можно сделать вывод о том, что уровень развития коммуникативных умений и навыков напрямую зависит от особенностей развития устной речи обучающихся с нарушением интеллектуального развития: чем ниже уровень развития устной речи, тем менее сформированы коммуникативные умения и навыки. Такой «коммуникативный барьер» затрудняет процесс общения, способствует закреплению речевого негативизма, и, тем самым, отрицательно влияет на формирование личности в целом. Что в свою очередь препятствует социальной адаптации и значительно затрудняет дальнейшую социально-трудовую подготовку обучающихся с нарушением интеллектуального развития.
На основе качественного и количественного анализ данных, полученных в результате проведения констатирующего эксперимента, среди обучающихся нами были выделены три разноуровневые группы с учетом развития устной речи и сформированности коммуникативных умений и навыков. Что, в свою очередь, потребовало дифференциального подхода при организации дальнейшей логопедической работы.
На основе изученной методической литературы и данных обследования на констатирующем этапе эксперимента, нами был разработан комплекс приемов и методов развития устной речи и коммуникативных умений и навыков у обучающихся с нарушением интеллектуального развития, который и был апробирован на формирующем этапе эксперимента. Коррекционная работа, направленная на развитие устной речи и развитие коммуникации проводились параллельно. Прежде всего были выделены следующие этапы коррекционной логопедической работы: подготовительный, основной и тренировочный. В рамках каждого этапа была сформулирована основная цель и определены направления дальнейшей работы:
Целью подготовительного этапа являлось создание условий для формирования коммуникативных умений и навыков у обучающихся с нарушением интеллектуального развития. Для реализации данной цели коррекционно-логопедическая работа осуществлялась в следующем направлении:
- развитие коммуникации, которое включало в себя создание доброжелательных отношений, формирование у подростков эмпатии по отношению друг к другу и педагогам.
Целью основного этапа являлось накопление и активизация вербальных средств коммуникации. Для реализации данной цели коррекционно-логопедическая работа осуществлялась в таком направлении, как развитие устной речи, которое включало в себя:
- развитие понимания речи;
- развитие лексико-грамматической стороны речи.
Целью тренировочного этапа являлось формирование умений и навыков использовать средства коммуникации в различных ситуациях общения. Для реализации данной цели коррекционно-логопедическая работа осуществлялась в таком направлении, как развитие коммуникации, которое включало в себя:
- развитие невербальных средств коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков в диалоге и полилоге;
- формирование умения коммуницировать в различных речевых ситуациях.
Логопедическая работа по развитию коммуникативных умений и навыков проводилась с обучающимися в период с 1 марта 2021 года по 30 мая 2021 года (12 недель). Всего было проведено 52 индивидуальных, 20 групповых занятий и 18 фронтальных занятий. Основная форма работы со всеми обучающимися - именно групповая, поскольку обучающиеся находятся в достаточно взрослом возрасте, но так как в результате обследования была выявлена группа обучающихся, нуждающихся в индивидуальных занятиях по каждому направлению, то в случаях значительных затруднений были запланированы и индивидуальные коррекционные занятия. Часть индивидуальных занятий предваряла групповые или фронтальные формы работы, а часть планировалась для корректировки того направления, которое не было отработано в групповой коррекции. Индивидуальные и групповые занятия проводились, как правило, в едином сюжете.
После проведения коррекционной логопедической работы был проведен контрольный этап эксперимента. Данный этап включал в себя выполнение заданий, аналогичных заданиям, предлагаемых на констатирующем этапе эксперимента. В ходе сравнения результатов констатирующего и контрольного эксперимента была выявлена преимущественно положительная динамика, что говорит об эффективности использования в логопедической работе отобранного нами комплекса приемов и методов развития устной речи и коммуникативных умений и навыков. Однако следует отметить, что, по нашему мнению, положительная динамика недостаточна высока у большинства обучающихся. Мы объясняем это тем, что из-за сложной эпидемической ситуации, были сокращены сроки проведения обучающего этапа эксперимента с шести до трех месяцев.
Так, в ходе выполнения выпускной квалификационной работы гипотеза была доказана, задачи выполнены полностью, но цель нашего исследования достигнута частично. Так как в ходе работы нами сделан вывод о том, что при реализации дальнейшей работы по развитию устной речи и коммуникативных умений и навыков у обучающихся с нарушением интеллектуального развития, необходимо также изучить имеющиеся методики преподавания русского языка как иностранного и на основе изучения данной методической литературы доработать сформированный комплекс приемов и методов. Что будет способствовать повышению эффективности всей работы.



1. Агавелян O. K. Общение детей с нарушениями умственного развития : автореф. дис. ... доктора психолог. наук : 19.00.10. М., 1989. 36 с.
2. Аксенова А. К., Якубовская Э. В. Развитие связной устной речи умственно отсталых учащихся на специальных уроках // Дефектология. 1987. № 6. С. 32-37.
3. Аксенова Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. М.,
2001. 192 с.
4. Актуальные вопросы профессионального обучения и социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья : сб. ст. / М. С. Савина [и др.]. М., 2009. 112 с.
5. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. М., 2000. 400 с.
6. Безюллева Г. В., Малышева В. А., Панина A. A. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью : метод. рекомендации. М., 2003. 132 с.
7. Белявский Б. В. Система работы по профориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях // Специальное образование. 2016. № 2. С. 5-14.
8. Буфетов Д. В. Коррекция навыков общения у обучающихся с нарушением интеллекта. М., 2011. 152 с.
9. Варенова Т. В. Теория и практика коррекционной педагогики : учеб. пособие для вузов. Минск, 2003. 287 с.
10. Волков Б. С., Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте. М., 1996. 103 с.
11. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики : учеб.-метод. пособие. СПб., 2003. 144 с.
12. Волкова Л. С., Граш Н. Е., Волков А. М. Некоторые проблемы интегрированного образования в российской дефектологии на современном этапе // Дефектология. 2002. № 3. С. 3-14.
13. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи : учеб. пособие. М., 2007. 158 с.
14. Гнездилов М. Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. М., 1944. 195 с.
15. Гнездилов М. Ф. Обучение русскому языку в старших классах вспомогательной школы. М., 1961. 199 с.
16. Гнездилов М. Ф. Развитие устной речи умственно отсталых школьников. М., 1947. 135 с.
17. Грибова О. Е. К проблеме анализа коммуникации детей с речевой патологией // Дефектология. 1995. № 6. С. 7-16.
18. Грибова О. Е. Реализация принципа деятельностного подхода в
процессе логопедического обследования // Дефектология. 2004. № 2.
С. 14-20.
19. Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования : метод. пособие. М., 2005. 96 с.
20. Дуброва Т. И. Уровневая дифференциация профессионального обучения подростков с нарушением интеллекта // Специальное образование. 2012. № 2. С. 40-48.
21. Зак Г. Г. Формирование социально-трудовых навыков у
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во внеурочной деятельности на начальной ступени образования // Аспекты психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья : коллектив. моногр. :
в 2 ч. / под общ. ред. О. В. Алмазовой. Екатеринбург, 2016. Ч. 2. 263 с.
22. Иванова Ю. Л. Дошкольный логопункт. Документация, планирование и организация работы. М., 2014. 160 с.
23. Иванова Ю. Л. Рабочие листы для проведения логотренинга. М., 2014. 64 с.
24. Ильина С. Ю. Речевое развитие умственно отсталых старшеклассников в процессе обучения русскому языку // Дефектология. 2003. № 5. С. 58-63.
25. Иссамутдинов Д. И., Богатова А. Б. Совершенствование системы профессионально-трудовой подготовки школьников с нарушениями интеллекта // Дефектология. 2004. № 3. С. 75-78.
26. Клюев Е. В. Речевая коммуникация : учеб. пособие для ун-тов и ин- тов. М., 2002. 316 с.
27. Коноваленко С. В., Кременецкая М. И. Развитие коммуникативных способностей и социализации детей старшего дошкольного возраста. СПб., 2011. 96 с.
28. Коркунов В. В., Брызгалова С. О., Зак Г. Г. Профессионально-трудовое обучение, воспитание и адаптация учащихся с нарушением интеллекта : монография. Екатеринбург, 2012. 162 с.
29. Коробейников И. А. Нарушение развития и социальная адаптация. М., 2002. 192 с.
30. Ладыженская Т. А. Устная речь как средство и предмет обучения : учеб. пособие. М., 1998. 136 с.
31. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах : метод. пособие для учителя-логопеда. М., 2001. 224 с.
32. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1959. 345 с.
33. Логопедия : учеб. для студентов дефектолог. фак. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М., 1998. 680 с.
34. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии : учеб. пособие для студентов учреждений высш. проф. образования. М., 2013. 384 с.
35. Лурия А. Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования. М.,
2002. 352 с.
36. Лурия А. Р. Язык и сознание. М., 1998. 336 с.
37. Лурия А. Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. М., 1956. 94 с.
38. Луцкина Р. К. Коррекция речевого и умственного развития учащихся вспомогательной школы в процессе специального обучения : учеб. пособие. Алма-Ата, 1989. 87 с.
39. Луцкина Р. К. Особенности развития устной и письменной речи учащихся вспомогательной школы в процессе обучения : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1974. 17 с.
40. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб., 2008. 583 с.
41. Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии : практ. пособие. М., 2005. 176 с.
42. Маматова А. Ф. Особенности формирования коммуникативной активности у умственно отсталых школьников // Аллея науки. 2018. Т. 5. № 5. С. 1044-1047.
43. Михайлова Т. А. Социально-педагогическое сопровождение студентов с особыми адаптивными возможностями в процессе получения среднего профессионального образования : автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.08. М., 2008. 24 с.
44. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984. 112 с.
45. Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования : метод. пособие для преподавателей рус. языка как иностр. М., 2010. 568 с.
46. Петрова В. Г, Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М., 2002. 160 с.
47. Петрова В. Г. Развитие речи и познавательной деятельности умственно отсталых школьников : дис. ... доктора психолог. наук : 19.00.10. М., 1975. 386 с.
48. Петрова В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. М.,
1977. 200 с.
49. Петушенко Р. С. Формирование коммуникативных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью с помощью применения метода групповой работы на уроках в школе // Специальное образование. 2017. С. 165-169.
50. Поле речевых чудес : учеб. пособие по коррекции общ. недоразвития речи у детей, страдающих ринолалией / 3. А. Репина [и др.]. Екатеринбург, 1996. 180 с.
51. Потылицына Л. А. Особенности процесса социализации людей с ограниченными возможностями здоровья : автореф. дис. ... канд. философ. наук : 09.00.11. Красноярск, 2007. 29 с.
52. Профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья : сб. ст. / под ред. М. С. Савиной. М., 2008. 96 с.
53. Разуван Е. И. Формирование умений делового общения у учащихся старших классов вспомогательной школы (на материале социально-бытовой ориентировки) : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03. М., 1988. 17 с.
54. Разуван Е. И. Формирование умений делового общения у учащихся
старших классов вспомогательной школы // Дефектология. 1989. № 3.
С. 36-40.
55. Репина 3. А. Нейролингвистическое изучение детей с тяжелыми нарушениями речи : учеб. для студентов дефектолог. фак. пед. вузов. Екатеринбург, 2008. 139 с.
56. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999. 720 с.
57. Специальная индивидуальная программа развития для обучающихся с нарушениями интеллекта / под ред. Т. Ф. Барановой. М., 2018. 64 с.
58. Специальная педагогика : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / под ред. Н. М. Назаровой. М., 2000. 400 с.
59. Специальная педагогика : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л. И. Аксенова [и др.]. М., 2005. 400 с.
60. Степанова О. А., Богданова Т. Б. Состояние и перспективы развития профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья // Профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. М., 2008. 11 с.
61. Федеральный государственный образовательный стандарт
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) : (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599). URL:
https: //www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/70760670/(дата обращения: 10.10.2021).
62. Фотекова Т. А. Тестовая методика изучения устной речи младших школьников : метод. пособие. М., 2006. 96 с.
63. Фотекова Т. А., Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. М., 2007. 176 с.
64. Хартманн Х. Эго-психология и проблема адаптации. М., 2002. 160 с.
65. Чиркина Г. В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. М., 1969. 120 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ