Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Преодоление общего недоразвития речи у старших дошкольников в условиях логопункта

Работа №94771

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

логопедия

Объем работы72
Год сдачи2022
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
212
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА 9
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с
общим недоразвитием речи 9
1.2. Организация деятельности логопунктов 13
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕГО
НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 21
2.1. Основные принципы, цели и задачи логопедического
обследования общего недоразвития речи у старших дошкольников 21
2.2. Содержание логопедического обследования старших дошкольников с
общим недоразвитием речи 24
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 30
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА 38
3.1. Цель, задачи, принципы и организация работы логопеда по преодолению общего недоразвития речи у старших дошкольников в условиях
логопункта 38
3.2. Содержание работы по преодолению общего недоразвития речи у
старших дошкольников в условиях логопункта 41
3.3. Анализ результатов обучающего эксперимента 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64


Актуальность исследования обусловлена необходимостью создания педагогических условий для коррекции и развития речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях логопункта. Для них характерны трудности с формированием связного высказывания, что препятствует формированию у них достаточной речевой готовности к школьному обучению, а также успешной социализации. Главной проблемой, стоящей перед дошкольными учреждениями, является такое направление работы, как подготовка детей к школе. В. К. Воробьева, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и другие указывают на то, что одним из ключевых показателей готовности ребёнка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь и ее компоненты.
Особенности проявления общего недоразвития речи (далее по тексту - ОНР) достаточно содержательно раскрыты в научных исследованиях Р. Е. Левиной, Л. Н. Ефименковой, Н. С. Жуковой, С. А. Мироновой, Л. Ф. Спировой, Т. Б. Филичевой и др. Поиск оптимальных путей организации коррекционной работы с данной категорией детей и максимальное устранение речевых нарушений в дошкольном возрасте остается актуальной проблемой для современной логопедической теории и практики. Несвоевременная коррекция ОНР в дошкольном возрасте может привести к нарушениям письменной речи в периоде школьного обучения, а также к различным нарушениям вторичного порядка, проявляющихся в специфических особенностях высших психических процессов, эмоционально-волевой сферы, мотивационно-потребностной сферы.
Вопросы организации логопедической помощи в дошкольном образовании рассматривали В. О. Йощенко, Н. В. Рычкова, Ю. В. Иванова и другие. Однако в их работах большее внимание уделяется документообороту, а не коррекционному процессу во взаимосвязи с ФГОС, программами и нормативными документами.
В связи с вышеуказанным, тему исследовательской работы можно признать достаточно актуальной, так как она освещает вопрос коррекции нарушений речи у детей в рамках логопедического пункта (далее по тексту - логопункт), который на сегодняшний день остается недостаточно изученным.
Проблема исследования - недостаточная разработанность практики логопедической работы, обеспечивающей наибольшую результативность преодоления общего недоразвития речи у старших дошкольников в условиях логопункта.
Объект исследования - нарушения речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - процесс коррекции нарушений речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях логопункта.
Цель исследования - разработать, теоретически обосновать и экспериментально оценить результативность содержания логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у старших дошкольников в условиях логопункта.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по указанной проблеме.
2. Изучить специфику работы логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР в условиях логопункта.
3. Организовать констатирующий эксперимент и проанализировать его результаты.
4. Разработать содержание логопедической работы по коррекции ОНР у старших дошкольников в условиях логопедического пункта в рамках проведения формирующего эксперимента.
5. Оценить эффективность логопедической работы по коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников в условиях логопедического пункта.
Гипотезой исследования явилась система предположений о том, что преодоление ОНР у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта будет эффективно, если:
- будет рассмотрен онтогенез речевого развития и дан обзор речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста;
- выделена специфика организации логопедической работы со старшими дошкольниками с ОНР на логопункте;
- изучен уровень речевого развития старших дошкольников;
- предложен комплекс мер, направленных на преодоление ОНР у старших дошкольников в условиях логопункта.
Теоретико-методологической основой исследования являются следующие теории, концепции и положения:
- теория системного подхода к анализу речевых нарушений (Р. Е. Левина);
- теория деятельностного подхода к формированию личности (Л. С. Выготский, П. К. Анохин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и другие);
- концепция о месте и роли языка в процессе развития ребенка, теория речевой деятельности (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, Н. И. Жинкин, Н. И. Горелов, А. Н. Леонтьев и другие);
- онтогенетическая теория развития речи (А. Н. Гвоздев, Н. Х. Швачкин, В. И. Бельтюков и другие);
- положения исследований о ведущей роли деятельности в психическом развитии и формировании человека (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн)
- игровой подход в обучении детей дошкольного возраста (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец и другие).
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической, лингвистической и учебно-методической литературы по проблеме исследования; обобщение логопедического опыта.
2. Эмпирические: сбор и анализ анамнестических данных, комплекс диагностических методов (наблюдение, анкетирование, беседа, анализ продуктов деятельности); психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы, математические методы обработки результатов исследования, качественная и количественная оценка полученных результатов.
База исследования: г. Екатеринбург, МАДОУ детский сад № 50 и МБДОУ детский сад № 88.
Организация исследования. Проводилось обследование 10 детей в возрасте 5-6 лет, с логопедическим заключением по выпискам ПМПК: ОНР III уровня, псевдобульбарная дизартрия легкой, средней, тяжелой степени.
Этапы исследования:
1. Теоретико-поисковый (2019 - 2020 гг.): Изучение и анализ специальной, методической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; формулировка цели, объекта, предмета, гипотезы и задач исследования; разработка методики констатирующего эксперимента.
2. Экспериментальный (2020 - 2021 гг.): проведение констатирующего эксперимента, анализ полученных данных, разработка организационно-методической основы коррекционной работы по преодолению ОНР у старших дошкольников в условиях логопункта, составление перспективно- тематического плана индивидуальных и фронтальных логопедических занятий со старшими дошкольниками с ОНР, проведение формирующего эксперимента.
3. Заключительный (2021 г.): проведение контрольного эксперимента, количественный и качественный анализ полученных результатов, сравнительный анализ результативности логопедической работы по преодолению ОНР у старших дошкольников в условиях логопункта, подведение выводов, оформление магистерской диссертации.
Научная новизна результатов исследования состоит в том, что в нем уточнены сущностные характеристики ОНР у старших дошкольников, а также определена специфика организации логопедической работы со старшими дошкольниками с ОНР на логопункте. Конкретизирована и экспериментально апробирована система приоритетных коррекционных средств, обеспечивающих наибольшую эффективность преодоления ОНР у старших дошкольников в условиях логопункта.
Теоретическая значимость результатов исследования определяется вкладом в решение проблемы совершенствования методов и средств преодоления ОНР у старших дошкольников в условиях логопункта.
Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке, описании и апробации системы коррекционной работы, обеспечивающей наибольшую эффективность преодоления ОНР у старших дошкольников в условиях логопункта. Система коррекционной работы и приложение к ней в виде перспективно-тематического планирования индивидуальных и фронтальных логопедических занятий могут быть применены в системе реализации коррекционно-педагогического процесса при устранении ОНР. Экспериментальное обучение в условиях логопункта доказало эффективность этой работы.
Предложенная система логопедической работы может быть использована учителями-логопедами для работы в условиях специальных дошкольных учреждений и логопунктов, преподавателями дефектологических факультетов для подготовки студентов, родителями и воспитателями для оптимизации процесса коррекции ОНР.
Апробация результатов исследования: результаты опытно-экспериментальной деятельности нашли отражение в научно-методических рекомендациях, опубликованных на научно-практической конференции В. В. Коркунова в статье «Коррекция общего недоразвития речи у старших дошкольников в условиях логопункта»
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
Во введении определяется актуальность темы исследования, ее целевые установки, сформулированы теоретическая и практическая значимость исследования.
В первой главе рассмотрены основные вопросы психолого-педагогической характеристики старших дошкольников с ОНР, организации деятельности логопедических пунктов.
Во второй главе анализируется проведенный констатирующий эксперимент. В этой главе представлены основные принципы, цели, задачи логопедического обследования ОНР у старших дошкольников, предложены методики исследования и сделан анализ проведения констатирующего эксперимента.
В третьей главе описывается и проводится формирующий эксперимент и анализируется проведенный контрольный эксперимент. Описаны основные принципы, цели, задачи логопедической работы, представлено содержание логопедической работы по преодолению ОНР у старших дошкольников в условиях логопункта, а также сделан анализ результатов контрольного эксперимента.
В заключении работы обобщены и резюмированы результаты исследования, сделаны выводы, сформулированы практические рекомендации и предложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью исследования являлось разработать, теоретически обосновать и экспериментально оценить результативность содержания логопедической работы по преодолению ОНР у старших дошкольников в условиях логопункта.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по указанной проблеме.
2. Изучить специфику работы логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР в условиях логопункта.
3. Организовать констатирующий эксперимент и проанализировать его результаты.
4. Разработать содержание логопедической работы по коррекции ОНР у старших дошкольников в условиях логопедического пункта в рамках проведения формирующего эксперимента.
5. Оценить эффективность логопедической работы по коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников в условиях логопедического пункта.
Научная новизна результатов исследования состоит в том, что в нем уточнены сущностные характеристики ОНР у старших дошкольников, а также определена специфика организации логопедической работы со старшими дошкольниками с ОНР на логопункте. Конкретизирована и экспериментально апробирована система приоритетных коррекционных средств, обеспечивающих наибольшую эффективность преодоления ОНР у старших дошкольников в условиях логопункта.
Раскрывая в первой главе теоретические основы преодоления ОНР у старших дошкольников в условиях логопункта, давая психолого-педагогическую характеристику старших дошкольников с ОНР, рассматривая организацию деятельности логопунктов, были уточнены сущностные характеристики ОНР у старших дошкольников, а также определена специфика организации логопедической работы со старшими дошкольниками с ОНР на логопункте.
После проведения теоретического анализа, можно прийти к выводу, что ОНР - наиболее часто встречаемое нарушение речи в логопедической практике. Определение этому термину впервые дала определение отечественный логопед Р. Е. Левина. Основными признаками этого дефекта речи являются нарушения произношения звуков и фонематических процессов, небольшой активный и пассивный словарный запас, грамматические и синтаксические ошибки. Дети испытывают особые трудности с произнесением связных монологических высказываний и ведением диалога, что приводит к тому, что дети этой категории имеют ограниченные социальные контакты. Интеллектуальная, сенсорная и волевая сфера у детей с ОНР отличается от нормы. Формирование высших психических функций происходит медленнее, им свойственна низкая работоспособность и концентрация внимания. Клиника у детей с ОНР встречается самая разнообразная: от неосложненных форм до грубого недоразвития речи.
Осуществление логопедической помощи происходит на основании правовых актов федерального и локального уровней, так как это структурное подразделение дошкольной образовательной организации. Целью деятельности логопедического пункта является: раннее выявление и преодоление отклонений в развитии устной речи детей дошкольного возраста. логопед на логопункте должен учитывать некоторые факторы для достижения результативности в своей работе, а именно: знать психолого-педагогическую характеристику детей с нарушениями речи и их поведенческие особенности. Обязательным фактором является взаимодействие логопеда с родителями (законными представителями) и педагогами на логопункте для достижения положительных результатов.
Выделяя основные принципы, цели и задачи диагностического обследования старших дошкольников с ОНР в условиях логопункта была конкретизирована система приоритетных коррекционных средств, обеспечивающих наибольшую эффективность преодоления ОНР у старших дошкольников в условиях логопункта.
Исследование было проведено на базе МАДОУ детский сад № 50 и МБДОУ детский сад № 88. В обследовании участвовало 10 дошкольников, имеющие заключение по результатам ПМПК: ОНР III уровня, псевдобульбарная дизартрия.
Экспериментальный этап исследования был проведен в 2020-2021 году.
После анализа обследования старших дошкольников можно сказать, что все компоненты речевой деятельности нарушены и обусловлены сложными отклонениями в развитии речи. Дети с ОНР III уровня имеют нарушения общей, мелкой, артикуляционной моторики; фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи.
Таким образом были выделены направления работы:
• развитие общей, мелкой, мимической моторики;
• развитие артикуляционного аппарата
• преодоление недостатков звукопроизношения;
• формирование фонематического слуха и фонематического восприятия;
• совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
• развитие связной речи
• развитие высших психических функций (внимание, память, мышление, зрительное восприятие);
• создание базы для успешного овладения орфографическими навыками.
На третьем этапе были рассмотрены принципы, цель и задачи коррекционной работы. Составлено перспективное планирование по коррекционной работе ОНР у старших дошкольников в условиях логопункта.
Заключительный этап исследования был проведен в 2021 году.
Было выяснено, что положительные результаты можно получить при
поэтапной организации работы логопеда, с учетом логики развития речи. Так же важно, чтобы коррекционная работа логопеда логопедического пункта по преодолению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста базировалась на научных принципах, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития детей.
Итоги комплексного исследования на контрольном этапе показало, что, если на констатирующем этапе у 100% респондентов были нарушения артикуляционной моторики, то после проведения коррекционной работы у всех детей есть положительные изменения.
Обследование мимической моторики было не сформировано у 100% обследуемых дошкольников. На контрольном этапе у всех детей видны позитивные сдвиги.
Обследование звукопроизношения на констатирующем этапе показало 100% нарушения из 5 группы звуков, но после проведения формирующего эксперимента количество нарушений понизилось до 10 %. У Матвея Ш. были нарушения во всех 5 группах звуков.
Обследование фонематического слуха показало, что из 100% нарушений улучшения наблюдаются у всех респондентов. 90% обследуемых дошкольников стали все звуки русской речи произносить правильно, в соответствии с возрастом, то есть показали высокий уровень развития, на низком уровне остались 10% исследуемых дошкольников, что говорит о наличии позитивных изменений.
Звуковой анализ был не сформирован в 100% случаев. На контрольном этапе у 80% детей видны значительные улучшения при выполнении заданий.
Понимание речи у всех детей имеет положительные сдвиги: понимание инверсионных конструкций, грамматических форм глаголов и отношений в словосочетании (предложении), выраженных предлогами: в, около, перед.
Таким образом, результаты контрольной диагностики показали эффективность работы, проведённой на формирующем этапе и направленную на преодоление общего недоразвития речи у старших дошкольников в условиях логопункта.
Результаты контрольной диагностики показали эффективность работы, проведённой на формирующем этапе и направленную на преодоление общего недоразвития речи у старших дошкольников в условиях логопункта.
Таким образом, целевые установки выпускной квалификационной работы реализованы в полном объеме.



1. Акименко, В. М. Речевые нарушения у детей / В. М. Акименко. - Ростов на Дону : Феникс, 2008. - 46 с.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. - Москва : Академия,
2013. - 400 с.
3. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии / Е. Ф. Архипова. - Москва : Астрель, 2008. - 254 с.
4. Базарова, Н. А. Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ при коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Н. А. Базарова, О. В. Дурнева, Т. Н. Шабанова // Педагогика: традиции и инновации. - 2015. - № 5. - С. 186-188.
5. Белянин, В. П. Психолингвистика / В. П. Белянин. - Москва : Флинта, 2003. - 232 с.
6. Болясова, Н. Н. Сборник документов для учителей-логопедов логопедических пунктов ДОУ / Н. Н. Болясова, Е. В. Барановская, И. Л. Ваенская, Е. В. Мазанова, О. Ф. Фролова. - Самара : МИР, 2009. - 38 с.
7. Власенко, И. Т. Методы обследования речи у детей / И. Т. Власенко, Г. В. Чиркина. - Москва : ВЛАДОС, 2016. - 167 с.
8. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г. А. Волкова. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2004. - 144 с.
9. Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова С. Н. Шаховская. - Москва : ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
10. Волосовец, Т. В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Т. В. Волосовец. - Москва : НИИ Школьных технологий, 2008. - 224 с.
11. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В. К. Воробьева. - Москва : Астрель , 2006.
- 158 с.
12. Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. - Санкт- Петербург : Лань, 2003. - 656 с.
13. Гаркуша, Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Ю. Ф. Г аркуша. - Москва : Сфера, 2008. - 128 с.
14. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Москва : Астрель, 2016. - 249 с.
15. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования / О. Е. Грибова. - Москва : Айрис-пресс, 2008. - 96 с.
16. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников /
Л. Н. Ефименкова. - Москва : Просвещение, 1981. - 112с
17. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Москва : Просвещение, 1998. - 239с.
18. Иванова, Ю. В. Дошкольный логопункт: документация,
планирование и организация работы / Ю. В. Иванова. - Москва : Гном и Д, 2008. - 160 с.
19. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. - Москва : ВЛАДОС, 2005. - 56 с.
20. Йощенко, В. О. Руководство по организации работы логопеда в ДОУ / В. О. Йощенко. - Москва : АРКТИ, 2009. - 89 с.
21. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г. А. Каше. - Москва : Альт-Пресс, 2015. - 194 с.
22. Кирьянова, Р. А. Новые подходы к организации и содержанию логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении / Р. А. Кирьянова // Логопед в детском саду. - 2005. - № 1. - С.125-134.
23. Коноваленко, В. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. -
Москва : Гном и Д, 2005. - 64 с.
24. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. - Москва : Просвещение, 1967. - 278 с.
25. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. - Москва : Смысл, 2006. - 356 с.
26. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. - Москва : Просвещение, 1969. - 270 с.
27. Лопатина, Л. С. Развитие лексико-грамматической стороны речи у дошкольников со стёртой формой дизартрии / Л. С. Волкова, В. И. Селиверстов. - Москва : ВЛАДОС, 1997. - 290 с.
28. Лубовский, В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей /
B. И. Лубовский. - Москва : АСТ, 2014. - 213 с.
29. Ляпидевский, С. С. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / С. С. Ляпидевский, В. И. Селиверстов. - Москва : АСТ, 2013. - 306 с.
30. Мартынов, С. М. Лечение детей нетрадиционными методами /
C. М. Мартынов. - Москва : Крон-Пресс, 2000. - 115 с.
31. Мастюкова, Е. М. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург: Литур, 2005. - 320 с.
32. Матанцева, Т. Н. Организация логопедической работы в
дошкольном образовательном учреждении / Т. Н. Матанцева // Концепт. - 2016. - № 2. - С. 6. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56118.htm (дата
обращения: 17.06.2020).
33. Нищева, Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР / Н. В. Нищева. - Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2005. - 96 с.
34. Овчинникова, Т. С. Методологические основы психолого-педагогического сопровождения педагогического процесса в логопедическом ДОУ / Т. С. Овчинникова // Корекцшна педагоыка та психолоыя. - 2008. - № 11. - С. 157-161.
35. Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. - Ростов- на Дону : Феникс, 2003. - 153 с.
36. Пожиленко, Е. А. Волшебный мир звуков и слов / Е. А. Пожиленко.
- Москва : ВЛАДОС, 2003. - 216 с.
37. Положение о логопедическом пункте в ДОУ // Министерство
просвещения Российской Федерации : офиц. сайт. - 2021. - URL:
https://ohrana-tryda.com/node/2225 (дата обращения: 08.09.2021).
38. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург : Питер, 2000. - 712 с.
39. Руденко, В. И. Логопедия. Практическое пособие /
B. И. Руденко. - Москва : Наука, 2015. - 78 с.
40. Рыбакова, М. А. Применение инновационных технологий при коррекции звукопроизношения у детей / М. А. Рыбакова // Молодой ученый.
- 2016. - № 10. - С. 1282-1284.
41. Рычкова, В. Н. Положение о дошкольном логопедическом пункте:
региональный опыт разработки / В. Н. Рычкова // Логопед. - 2008. - № 8. -
C. 24-36.
42. Сазонова, С. Н. Развитие речи дошкольников с общим
недоразвитием речи / С. Н. Сазонова. - Москва : Академия, 2005. - 175 с.
43. Семенович, А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском
возрасте. Метод замещающего онтогенеза / А. В. Семенович. - Москва : Генезис, 2017. - 474 с.
44. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками / Е. О. Смирнова. - Москва : Просвещение, 2000. - 150 с.
45. Соботович, Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции / Е. Ф. Соботович. - Москва : Классикс стиль, 2003. - 160 с.
46. Спирова, Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи / Л. Ф. Спирова. - Москва : Классикс Стиль,
2014. - 163 с.
47. Трауготт, Н. Н. Как помочь детям, которые плохо говорят / Н. Н. Трауготт. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 1994. - 251 с.
48. Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты / Н. М. Трубникова ; Урал, гос. пед. ун-т. - Екатеринбург: [б. и.], 1998. - 51 с.
49. Усанова, И. И. Взаимодействие образовательных учреждений с городской ПМПК / И. И. Усанова. - Мурманск, 2009. - 270 с.
50. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - Москва : ВЛАДОС, 2014. - 288 с.
51. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Министерство образования и науки Российской Федерации : офиц. сайт. - 2013. - URL: https://ohrana-tryda.com/node/2225(дата обращения: 21.10. 2020).
52. Филатова, И. А. Коррекция нарушений речи у дошкольников с дизартрией и недоразвитием пространственного гнозиса : автореф. дис. канд. пед. наук / И. А. Филатова ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург: [б. и.], 1998. - 98 с.
53. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - Москва : Айрис- Пресс, 2007. - 224 с.
54. Фомичева, М. Ф. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова - Москва : Академия, 2002. - 200 с.
55. Хухлаева, О. В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников / О. В. Хухлаева - Москва : Академия, 2003. - 176 с.
56. Шаховская, Е. И. Обследование детей с нарушением речи в условиях медико-педагогических комиссий / Е. И. Шаховская. - Москва : МГПИ, 1978. - 54 с.
57. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. - Москва : Академия, 2013. - 240 с.
58. Шевченко, С. Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / С. Г. Шевченко. - Москва : АРКТИ, 2001. - 224 с.
59. Шереметьева, Е. В. Диагностика и основные направления коррекции моторных предпосылок артикуляции у детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью / Е. В. Шереметьева // Дефектология. - 2008. - № 4. - С. 69-75.
60. Emelyanova, I. A. Particularities of Speech Readiness for Schooling in Pre-School Children Having General Speech Underdevelopment: A Social and Pedagogical Aspect / I. A. Emelyanova, E. A. Borisova, O. E. Shapovalova, O. V. Karynbaeva, I. M. Vorotilkina // Social Studies Education Research. - 2018. - № 1. - С. 89-105. - URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1172029.pdf (дата обращения: 12.06.2021).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ