Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проектирование рекреационной среды в образовательном пространстве современного ВУЗа

Работа №94768

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дизайн

Объем работы92
Год сдачи2020
Стоимость5710 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
179
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Роль рекреационной среды в образовательном пространстве современного ВУЗа 10
1.1. Понятие рекреационная среда 10
1.2. Понятие образовательное пространство 17
1.3. Роль рекреационной среды в ВУЗе 28
Глава 2. Проектирование рекреационной среды в образовательном пространстве ВУЗа 40
2.1. Анализ организации рекреационных пространств и их элементов в
современных ВУЗах 40
2.2. Изучение потребностей в рекреации студентов и преподавателей
образовательного пространства по дизайну среды на факультете искусств и дизайна ФГБОУ АлтГУ 52
2.3. Концепция проектирования рекреационной среды на факультете
искусств и дизайна ФГБОУ АлтГУ 59
Заключение 69
Список источников и литературы 72
Приложения

Актуальность исследования. Рекреационные потребности
существовали всегда, но организация массового отдыха студентов и преподавателей, как показывают исследования, становиться важной частью обустройства современных ВУЗов. Правительство стало обращать внимание на проблему организации пространства отдыха в ВУЗе, два года подряд, в 2018 г. и в 2019 г. департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы проводил конкурс на лучшую дизайн-концепцию рекреационной зоны в ВУЗе [13]. Росту отдыха студентов и преподавателей в ВУЗах благоприятствует развитие и активная пропаганда со стороны правительства и со стороны общества, в котором мы живем, культуры здорового образа жизни и отдыха, активного и пассивного.
Двадцать первый век характеризуется увеличением и изменением видов нагрузки на человеческий организм в связи с повышением рисков антропогенного, психологического, экологического, политического и военного характера, провоцирующих негативное влияние на здоровье человека. По сведениям экспертов Всемирной организации здравоохранения, (ВОЗ), здоровье человека — это состояние полного физического, психического и социального благополучия. По данным ВОЗ, соотношение состояний, влияющих на здоровье, следующее: образ жизни, питание - 50%; генетика и наследственность - 20%; внешняя среда, условия окружающей среды - 20%; здравоохранение - 10% [1].
Среди всех «врагов здоровья» можно выделить вредные условия труда и отдыха, повышенную стрессированность и гиподинамию, плохие материально-бытовые условия, недостаточный санитарно-культурный уровень, высокие темпы урбанизации, загрязнение воздуха, воды и почвы [55].
По данным ежегодного статистического доклада ВОЗ, средняя продолжительность жизни в России за последние пять лет выросла на 2,5 года - самый низкий показатель среди стран с уровнем дохода выше среднего, где средний показатель роста составил чуть более 5 лет. По сведениям ВОЗ, средняя продолжительность жизни в 2017 году в России составила 72,7 года [11].
Эксперты подчеркивают, что наиболее практичным и наименее дорогостоящим способом профилактики является здоровый образ жизни [55]. Здоровый образ жизни должен включать в себя: физические упражнения, общение с природой, прогулки по зеленым зонам, путешествия, общение с позитивными людьми, общение с собой, например, медитация или просто возможность оставаться в тишине и одиночестве, саморазвитие, любимое занятие или хобби, развлечения, все это человек может делать в рекреационной среде.
В обществе двадцать первого века становится все более актуальной задача широкого применения потенциала рекреационной среды для формирования здорового образа жизни населения всей нашей страны. Решение Государственного Совета России и публикация национального проекта «Здоровье», Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», введение общероссийской системы отслеживания состояния физического здоровья людей, физического развития населения, в том числе детей, подростков и молодежи и прочие нормативно-правовые нововведения определили направление в формировании необходимого позитивного отношения к национальному здоровью [4].
Таким образом, программа России здорового образа жизни на уровне государства имеет цель: увеличение продолжительности жизни населения; надзор за уровнем заболеваний; налаживание чистоты в окружающей среде, а также особое внимание уделяется экологическому наследию; возрастанию качества жизни населения, этому всему способствует рекреационная среда в университете, так как студенты на этапе своего физиологического развития проводят около 5 лет этого важного периода жизни в университете [15]. Поэтому необходимо обратить внимание на роль рекреации в вузе и преследуя эти цели, проводить различные работы на разных уровнях, подключая негосударственные, государственные, частные структуры к взаимодействию. Средства массовой информации также оказывают поддержку, поскольку они максимально способствуют пропаганде здорового образа жизни, а также освещают проблемы, связанные с его внедрением в университеты и реформированием существующих образовательных сред.
Сегодня интерес к феномену образовательной среды обосновывается изменениями социальной среды и внедрением системы личностно-ориентированного образования. Образовательная среда является одним из ведущих факторов развития личности, предоставляет возможность молодежи идентифицировать себя в социуме, удовлетворить собственные потребности в обучении, воспринимать образование как личностную ценность. Особое значение приобретает влияние образовательной среды в процессе рекреации студентов. Совершенствование рекреационного процесса высшей школы осуществляется в контексте современных образовательных тенденций, а именно: массового характера рекреации; ориентации рекреационных зон на нововведения; учета специфики ВУЗа. Подготовка современного студента направлена не только на овладение им знаний, умений и навыков, но и на адаптацию к условиям будущей профессиональной деятельности в социуме. Ориентация системы высшего образования на формирование профессиональной компетентности будущих специалистов требует создания образовательной рекреационной среды, побуждающей к реализации стратегических целей и задач развития образования. Высшая школа способствует формированию профессиональной компетентности будущих специалистов, как субъектов образовательной среды, которые живут в современных условиях глобализации и являются всесторонне развитыми, творческими личностями. Развитие образовательной рекреационной среды в высших учебных заведениях связано с внедрением в практику работы инновационных педагогических технологий, проектированием современного пространства, увеличением зон для самостоятельной работы студентов, выполнением творческих и проблемных заданий [22].
Степень разработанности проблемы. В своей работе Демченко Н. Ю., Кудина Я. Н., Петьков В.А., Бессарабова Ю.В., Джаубаев Ю.А. «Рекреационная среда высшего учебного заведения, как фактор профессионально-личностного развития студентов» раскрывают сущность и разнообразные возможности рекреационной образовательной среды вуза как фактора профессионального и личностного развития обучаемого. В структуре рекреационной среды вуза выделены следующие категории субъектов: это преподаватели и студенты, так же выделены компоненты работы: в первую очередь научно-методический компонент, также
материальный и пространственно-предметный, что касается адаптационно-оздоровительного и содержательно-технологического, а также социально-коммуникативного они в работе второстепенны, использование и применение потенциала, которых является значимым ресурсом увеличения эффективности образовательного процесса и предметом проектной и рекреационной практике педагогов. Так же в статье Бальба Р.В., Лундина Г.А., Джаубаев Ю.А. «Реализация концепции физической рекреации в профессиональной подготовке будущих педагогов» изложены основные положения концепции физической рекреации и раскрыты механизмы её реализации в процессе профессиональной подготовки педагогов. Дано описание принципов успешной реализации концепции. С позиции компетентностного подхода раскрыто содержание программы физической рекреации будущих педагогов. Показаны механизмы реализации концепции в условиях рекреационной среды вуза. Представлены организационно¬педагогические условия, обеспечивающие эффективность авторской концепции. Бессарабова Ю.В. и Петьков В.А. в своей статье «Рекреационная среда ВУЗа как средство формирования готовности студентов с ограниченными возможностями здоровья к жизнедеятельности» исследовали процесс формирования готовности студентов с ограниченными возможностями здоровья к жизнедеятельности в условиях рекреационной среды вуза. В её содержании раскрыта структура и потенциальные возможности рекреационной среды вуза в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями здоровья, определены основы построения этого процесса, обоснованы направления проектирования рекреационной среды вуза.
В труде Лукьяновой Л.Г. «Рекреационные комплексы», автор излагает историю развития рекреационной среды, повлиявшей на формирование современной материальной среды отдыха, также приведена типология рекреационной среды [40]. Во второй части исследована целенаправленная организация пространства рекреационных комплексов с учетом различных видов и форм рекреационной деятельности. Рассмотрены виды рекреационных комплексов и их планировочная организация в соответствии с заданной функциональной программой - лечение, отдых, туризм. Изложены принципы и приемы функционально-технологической организации рекреационных учреждений, для студентов высших учебных заведений.
В работах исследователей Мироненко Н. С., Твердохлебова И. Т., Преображенского В. С., Пирожника И. И. раскрыто содержание рекреационных потребностей, выработаны подходы к раскрытию сущности рекреационных ресурсов, определены их отличительные особенности, раскрыто влияние рекреационных ресурсов на районирование рекреационной деятельности, предложены методы расчета экономической эффективности.
Объект исследования: Образовательное пространство современного ВУЗа.
Предмет исследования: дизайн-концепция рекреационной среды ВУЗа.
Цель исследования: разработка проекта комфортной образовательной среды с учетом потребностей студентов и преподавателей в рекреации.
Гипотеза исследования: проектирование рекреационной среды в образовательном пространстве современного ВУЗа будет успешным, если в процессе проектирования концепции будут учтены:
• уровень потребностей преподавателей и студентов;
• особенности помещения для рекреационной среды.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Рекреация - является одним из самых действенных средств для оздоровления человека, в том числе студента, применяемым при профилактике заболеваний. Рекреация - это активный и пассивный отдых человека (студента), направленный на его формирование, восстановление, укрепление и поддержание здоровья и одновременно приносящий ему удовольствие, удовлетворение и благополучие.
В методологии рекреационной деятельности применяются следующие определения: человек, студент, здоровье, здоровый образ жизни, виды и функции отдыха, рекреационная система, рекреационное зонирование, размещение и сопоставление мест отдыха, свободного времени, активный и пассивный отдых, оздоровительный отдых, физический отдых, «тропа здоровья», дозированная лечебная ходьба, двигательные режимы и др. В рекреации различают два типа: кратковременная и длительная, а также три основные функции: медико-биологическая (мероприятия на свежем воздухе и санаторно-курортное лечение), социокультурная и социально-экономическая.
Под рекреационной средой университета мы подразумеваем сочетание различных факторов и условий и потенциальных возможностей для физического и духовного развития личности студента, содержащихся в его социальной и пространственно-объективной среде.
Педагогический потенциал рекреационной среды университета является интегративной концепцией, которая определяется
образовательными, оздоровительными, физкультурно-спортивными,
профессиональными и личностными ценностями и возможностями для профессионального развития личности студента.
Разработанная система мониторинга эффективности рекреационной среды университета и степени ее влияния на профессиональное и личностное развитие студентов включает в себя диагностический инструмент для оценки уровня профессионального и личностного развития студентов. Результаты исследования позволяют сделать вывод, что с реализацией развивающего потенциала рекреационной среды университета, профессионально¬личностные качества студентов успешно формируются.
Инфраструктура университета становится одним из значимых условий международной конкурентоспособности университета. Согласно недавнему докладу ОЭСР, «в вопросах проектирования и управления кампусом университета на первый план выходит понятие “эффективности использования” и тот факт, что инфраструктура должна отвечать на образовательные инновации”». Национальная политика стран, стремящихся к международной конкурентоспособности, их собственные системы высшего образования, позволяют университетам разрабатывать как можно больше индивидуализированных генеральных планов развития кампусов и ориентироваться на новые тенденции. Российские стандарты и принципы проектирования и реконструкции самих зданий университетов должны стать более гибкими, иначе они будут препятствовать развитию университетов. Также университетам необходимо наличие рекреационных зон для студентов и преподавателей, место, где они смогут отдохнуть между занятиями, психологически разгрузиться, общаться с однокурсниками, получать взаимопомощь и консультирование в учебной и во внеучебной деятельности.
В процессе проведения исследования, была выявлена необходимость наличия рекреационной зоны. Студенты и сотрудники факультета искусств АлтГУ пройдя анкетирование определили предназначение данной зоны, как место проведения свободного и внеучебного времени, место проведения мастер-классов и игровых вечеров, тренингов, праздников, проведения литературных вечеров и создания клуба учебной взаимопомощи и консультации. Так же респонденты исследования отметили необходимость наличия в рекреационной зоне удобных кресел, доступа к Wi-Fi, настольных игр, интересных книг. Пожелание иметь в рекреационной зоне большой круглый стол обусловлено желанием общаться и контактировать не только с одноклубниками, но и с другими студентами и сотрудниками факультета. Таким образом, исследование показало, что проект рекреационной зоны для студентов и преподавателей весьма актуален в нашем учебном заведении. Реализация проекта позволит решить наиболее значимые проблемы студенческой жизни: обеспечит снятие психологического напряжения, а также полноценный разноплановый досуг во вне учебное время взамен бесцельному времяпрепровождению. В проекте рекреационной зоны, факультета искусств, за счет продуманного зонирования и планировки, а также применения различных способов, механизмов и трансформируемых систем мебели, использования цветов и форм в их соответствии с психологическими особенностями, создано рекреационное пространство для каждого студента и сотрудника ВУЗа.
В данной работе наиболее рассмотрены значимость и необходимость наличия рекреационных сред в современных ВУЗах. Проблема рекреации студентов вне учебного процесса в настоящее время представляет актуальный теоретический и практический интересы с точки зрения формирования, восстановления, укрепления и сохранения здоровья студенческой молодежи.
В скором времени, по примеру Европейских стран и США, ВУЗы будут привлекать студентов и сотрудников не только качеством образования, но и наличием мест отдыха, чтобы студентам и преподавателям не приходилось покидать университет во время перерыва, чтобы они могли провести свое свободное время с пользой и удовольствием в стенах своего ВУЗа.



1. Актуальность здорового образа жизни [Электронный ресурс] / - ИВЕ: 11Пр://ууу viborzhizni.ru/ aktualnost-zdorovogo-obraza-zhizni.html (дата обращения 11.10.2019). Режим доступа: свободный.
2. В МГУ открылся космический факультет [Электронный ресурс] / - ИВЕ: httpZZinterfax.ru (дата обращения 25 декабря 2019). Режим доступа: свободный.
3. Гумель Е.Б. Опыт организации студенческих сообществ в современном образовательном пространстве // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 6 [Электронный ресурс] / - ИВЕ: http://human.snauka.ru (дата обращения 25 декабря 2019). Режим доступа: свободный.
4. Демьянова Л.М. Научное обоснование мероприятий по охране здоровья
и здоровому образу жизни // Материалы Международной научно-практической конференции: Студенческое спортивное движение.
Состояние, проблемы и перспективы развития [Электронный ресурс] / отв. за выпуск Н. В. Соболева. - Электрон. дан. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013. - С. 384 - 388.
5. Инфраструктурный проект «Кампусная среда» - официальный сайт [Электронный ресурс] / - ИВЕ: http://www.dvfu.ru (дата обращения 25 декабря 2019). Режим доступа: свободный
6. Кампус. Журнал «Стрелка» - официальный сайт [Электронный ресурс] /
- 1Ж1/ http://www.strelka.com/ruZmagazine/vocabulary-campus (дата
обращения 25 декабря 2019). Режим доступа: свободный
7. Кембриджский университет [Электронный ресурс] / - ИВЕ:
https://www.unipage.net/ruZuniversity_of_cambridge (дата обращения
18.11.2019) . Режим доступа: свободный.
8. Косарева А.В. Развитие социальной инфраструктуры как фактор
регионального развития // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 6 [Электронный ресурс] / - ИВЕ: http://ekonomika.snauka.ru/ (дата обращения 25 декабря 2019). Режим доступа: свободный.
9. Кропотова О.В. Особенности формирования жилых студенческих
городков / О.В.Кропотова // Архитектон - официальный сайт [Электронный ресурс] / - URL: http://archvuz.ru/2005 2/35 (дата
обращения 25 декабря 2019). Режим доступа: свободный
10. Мебель-трансформеры [Электронный ресурс] / - URL:
http : //www.wikipro .ru/index. php (дата обращения 25 декабря 2019).
Режим доступа: свободный.
11. Мировая статистика здравоохранения [Электронный ресурс] / - URL: http://nic-eda.ru/node/105 (дата обращения 11.10.2019). Режим доступа: свободный.
12. Московский университет. «Большая советская энциклопедия». — М.: «Советская энциклопедия». 1969—1978. // dic.academic.ru
13. Открытый конкурс «Оформление рекреационных зон отдыха в
университете» [Электронный ресурс]: / - URL:
https://kudago .com/msk/event/raznoe-oformlenie-rekreatsionnyih-zon- otdyiha-v-universitete/ (дата обращения 11.10.2019). Режим доступа: свободный.
14. Подразделения МГУ. Филиалы. Официальный сайт МГУ имени М. В. Ломоносова [Электронный ресурс] / - URL: ww.msu.ru (дата обращения 25 декабря 2019). Режим доступа: свободный.
15. Программа здорового образа жизни: государственные инициативы и
семейные ценности [Электронный ресурс] / - URL:
http://neosports.ru/osnovnoe/programma-zdorovogo-obraza-zhizni- gosudarstvennye-iniciativy-i-semejnye-cennosti.html (дата обращения
12.12.2019) . Режим доступа: свободный.
16. Пучков М.В. Принципы организации образовательного пространства / М.В. Пучков // Архитектон - официальный сайт [Электронный ресурс] /
- URL: http://archvuz.ru/2011 4/5 (дата обращения 25 декабря 2019).
Режим доступа: свободный.
17. Ревзин Г. Глубокоуважаемый стул. Как у МГУ сперли библиотеку
[Электронный ресурс] / - URL: http://archi.ru/press/russia/45774/
glubokouvazhaemyi-stul-kak-u-mgu-sperli-biblioteku (дата обращения 25 декабря 2019). Режим доступа: свободный
18. Сайт научной библиотеки МГУ [Электронный ресурс] / - URL:
http://nbmgu.ru/readers/regulation.aspx (дата обращения 25 декабря 2019). Режим доступа: свободный.
19. Стэнфордский университет [Электронный ресурс] / - URL:
https://wikiway.com/usa/stenfordskiy-universitet/ (дата обращения
18.11.2019) . Режим доступа: свободный.
20. Таранова Екатерина, статья «Мода на здоровый образ жизни - когда она
придет в Россию» [Электронный ресурс] / - URL:
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-61848 (дата обращения 18.11.2019). Режим доступа: свободный.
21. ФЗ № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» от 30.12.2006 г. [Электронный ресурс] / - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 64939/ (дата обращения 25 декабря 2019). Режим доступа: свободный
22. Шапран Ю. П., Шапран О. И. Образовательная среда вуза: типология, функции, структура // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 881-885.
— [Электронный ресурс] / - URL: https://moluch.ru/archive/87/16910/ (дата обращения: 14.12.2019). Режим доступа: свободный.
Литература:
23. Алексеев А.М. Социально-экономические проблемы управления здоровьем и рекреацией трудящихся крупного промышленного предприятия / А.М. Алексеев, В.Я. Алексеев, А.А. Забелейский // Экономические, экологические и демографические проблемы здоровья: тез. Всесоюзн. конф. - Ч.2, - М.: АН СССР, ин-т философии, 1984. - С. 64-66.
24. Амосов Н.М. Моя система здоровья / Н.М. Амосов - К.: Здоров’я, 1997. - 56 с.
25. Ахремко В. А. Дизайн малогабаритной квартиры. Правила увеличения пространства — Эксмо, 2015. — 208 с.
26. Боголюбов А. Н. Точные науки как предмет преподавания в университетах // Физика на рубеже XVII-XVIII вв.. — М.: Наука, 1974. — С. 75—119.
27. Боголюбова С.А. Эколого-экономическая оценка рекреационных ресурсов: учебное пособие / С.А. Боголюбова. - М.: Изд.
28. Борисенков В. П. Поликультурное образовательное пространство
России: история, теория, основы проектирования: монография/
B. П. Борисенков, О. В. Гукаленко, А. Я. Данилюк. - М.: Изд-во ООО «Педагогика», 2006. — 464 с.
29. Браэм Г. Психология цвета - М.: АСТ; Астрель, 2010. — 160 с.
30. Брокгаузъ Ф.А., Ефронъ И.А., Энциклопедический словарь. — С.- Петербургъ: Типография Акц. Общ. Брокгаузъ-Ефронъ, Прачешный пер., № 6., 1902. — Т. XXXIV. — С. 798—799.
31. Ваганова О. И., Гладкова М. Н., Гладков А. В., Сундеева М. О.,
Татаренко М.А. Вебинар как средство организации самостоятельной работы студентов в условиях дистанционного обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. №2 (15).
C. 31.
32. Зайцев В.П. Рекреация: проблема, понятийная методология, воспитание и образование студентов / В.П. Зайцев, С.И. Крамской, С.В. Манучарян //Культура физическая и здоровье. - 2007. - № 2 (12). - С. 22-25.
33. Зайцев В.П. Формирование оздоровительной культуры студентов в специальном учебном отделении: монография / В.П. Зайцев, С.И. Крамской. - Белгород: изд-во БГТУ, 2003. - 232 с.
34. Иттен И., Искусство формы / И. Иттен; пер. с немец. - 7-е изд.;
предисловие Л. Монаховой - М.: Издатель Д. Аронов, 2016. - 136 с.
35. Иттен И., Искусство цвета / И. Иттен; пер. с немец. - 12-е изд.;
предисловие Л. Монаховой - М.: Издатель Д. Аронов, 2018. - 96 с.
36. Калякина К. А. К вопросу подготовки педагогических кадров профессиональных учебных заведений // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. 2016. С. 220-221.
37. Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория: Учеб. для вузов. М.: Омега-Л, 2006. (Сер. Humanitas).
38. Ландшафты культуры. Славянский мир//Отв. ред. И.И. Свириде. - М.: Прогресс - Традиция, 2007. - 352 с.
39. Латинско-русский словарь / Состав. А.М.Малинин, отв. редактор А.Н. Попов. - М.: Гос. изд-во иностран. и национал. словарей, 1961. - 581 с.
40. Лукьянова Л.Г., Цыбух В.И. Рекреационные комплексы Учебное пособие / Под общ. ред. В.К. Федорченко. - К.: Вища школа, 2004. - 346 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ