Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в совместной с родителями художественно-игровой деятельности

Работа №94763

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы132
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
171
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ 13 ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВМЕСТНОЙ С РОДИТЕЛЯМИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Проблема развития творческого воображения у детей в 13
психолого-педагогической литературе
1.2. Педагогический потенциал совместной с родителями 40
художественно-игровой деятельности в развитии творческого воображения у старших дошкольников
1.3. Теоретическое обоснование методики развития творческого 52
воображения у старших дошкольников в совместной с родителями художественно-творческой деятельности
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ 63
ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВМЕСТНОЙ С РОДИТЕЛЯМИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Диагностическое исследование начального уровня развития 63
творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
2.2. Содержание работы по развитию творческого воображения у 69
старших дошкольников в совместной с родителями художественно-творческой деятельности
2.3. Диагностическое исследование итогового уровня развития 83
творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 116
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 118

Актуальность избранной темы исследования заключается в том, что к моменту поступления в школу у детей должно быть достаточно сформировано воображение, и ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, быть готовым к предвосхищению возможных изменений. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) [97] достижение ребенком развитого воображения, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре, является целевым ориентиром на этапе завершения дошкольного образования. Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования, суть которой - сформировать у ребенка предпосылки учебной деятельности.
Многие авторы, связывая развитие воображения с общим психическим развитием ребенка, считают, что развитие воображения выступает как условие психологической готовности детей к школе (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, О.М. Дьяченко и др.) [17, 22, 26, 27]. Вместе с тем, все необходимые качества воображения (произвольность, гибкость, оригинальность и др.) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых . Однако, значительная часть родителей не уделяет данной проблеме должного внимания и нацелена на обучение детей чтению, письму и математике.
Педагогическая инициатива по развитию творческого воображения может быть успешно реализована при поддержке в семье дошкольника. Роль значимого взрослого, гармоничных семейных отношений является определяющей для развития дошкольника, поскольку личность ребенка- дошкольника формируется, прежде всего, в семье, где создаётся информационное поле, в котором взрослеет ребенок, определяется ситуация его развития. Психологические исследования показывают, что именно общение ребенка с взрослым является решающим условием становления всех его психических способностей и качеств: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения.
Проблема заключается в том, что современным родителям бывает сложно совмещать напряженную работу и разнообразные сферы своей жизни с систематичным, вдумчивым развитием и воспитанием собственных детей. Зачастую родителям не хватает педагогических знаний и умений для грамотной поддержки их творческой активности.
В последние годы становится популярной такая форма взаимодействия детей и родителей как семейный клуб, где у родителей появляется возможность обмена опытом в воспитании детей в ситуациях эмоционально - положительного, заинтересованного общения, где отношения основаны на принципах добровольности и личной заинтересованности участников. Данная форма взаимодействия носит неформальный характер, может учитывать индивидуальные особенности и запросы участников . Важной особенностью данной формы организации взаимодействия, учитывающей особенности занятости родителей, является то, что она позволяет проводить встречи в любое удобное для родителей время как очно, так и дистанционно. Семейный клуб является эффективной формой реализации идеи развития творческого воображения у детей в совместной с родителями художественно¬игровой деятельности.
В научной и учебно-методической литературе достаточно освещены вопросы развития воображения дошкольников, имеются различные методики его развития на этапе дошкольного детства (О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса, Е.А. Алябьева, М.А. Зяблицева и др.) [25, 27, 1, 32]. Однако, данные методики, в основном, разработаны для занятий с участием педагога, в учреждениях дошкольного образования. При всей важности развития воображения у дошкольников и ведущей роли родителей в развитии ребенка, вопрос о развитии воображения в условиях семейного воспитания является недостаточно разработанным. На сегодняшний день имеется достаточное количество методик, книг, доступных для приобретения и использования родителями в условиях семейного воспитания и развивающих навыки чтения, счета, письма, изобразительные навыки дошкольников. Вместе с тем, имеющиеся программы, методики развития творческого воображения не в полной мере учитывают потенциал совместной художественно-игровой деятельности в условиях семейного воспитания, а также значимого для ребенка вида деятельности - общения с родителями.
Таким образом, возникают следующие противоречия:
- на социально-педагогическом уровне - между социальной потребностью в творческом развитии детей и недостаточной реализацией этой задачи в условиях семейного воспитания;
- на научно-педагогическом уровне - между возможностью развития творческого воображения у детей в совместной с родителями художественно¬игровой деятельности детей и недостаточностью теоретических исследований вопросов актуализации этого потенциала в условиях семейного воспитания;
- на научно-методическом уровне - между востребованностью потенциала совместной с родителями художественно-игровой деятельности в развитии творческого воображения у детей и недостаточностью методического обеспечения этого процесса в условиях семейного воспитания.
Исходя из выявленных противоречий сформулирована проблема исследования, которая заключается в определении эффективных теоретико-методических подходов к развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в совместной с родителями художественно-игровой деятельности в условиях семейного воспитания.
Объект исследования: процесс развития творческого воображения у старших дошкольников.
Предмет исследования: методика развития творческого воображения старших дошкольников в совместной с родителями художественно-игровой деятельности в условиях семейного воспитания.
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и проверка в опытно-поисковой работе методики развития творческого воображения старших дошкольников в совместной с родителями художественно-игровой деятельности.
Гипотеза исследования. Предполагается, что процесс развития творческого воображения у старших дошкольников в совместной с родителями художественно-игровой деятельности в условиях семейного воспитания будет эффективным, если:
- будет использован креативно-деятельностный подход, обеспечивающий учет возможностей и интересов старших дошкольников, реализацию их стремления к экспериментированию в средствах художественной выразительности, потребностей в осознании себя творческой личностью, проявления инициативности и самостоятельности в совместной с взрослыми художественно-игровой деятельности;
- будет разработана методика развития творческого воображения у старших дошкольников в совместной с родителями художественно-игровой деятельности, реализующая идею субъект-субъектных отношений участников творческого процесса и обеспечивающая творческий рост ребенка при поддержке со стороны значимых взрослых ;
- разработанная методика будет основана на методах, соответствующих усложняющимся этапами творческого роста детей: развитие мотивации детей к творчеству - способность к выбору и применению средств выразительности для воплощения творческих идей - самовыражение и создание оригинальных продуктов творчества.
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы дать характеристику понятия «творческое воображение», определить особенности процесса его развития в старшем дошкольном возрасте;
2. Раскрыть возможности совместной с родителями художественно - игровой деятельности для развития творческого воображения у старших дошкольников;
3. Теоретически обосновать методику развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в совместной с родителями художественно-игровой деятельности в условиях семейного воспитания;
4. Провести опытно-поисковую работу по определению результативности разработанной методики развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в совместной с родителями художественно-игровой деятельности в условиях семейного воспитания.
Для реализации цели и задач исследования применялись следующие методы исследования:
- теоретические: изучение нормативных документов, педагогической, психологической, искусствоведческой литературы в аспекте изучаемой проблемы;
- эмпирические: беседа, изучение продуктов деятельности старших дошкольников, методы математической статистики обработки результатов опытно-поисковой работы, анализ и оценка работ детей.
Теоретико-методологическую основу исследования составили исследования роли семьи в становлении личности ребенка (Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, М.И. Лисина) [2, 9, 52]; теории развития ребенка в условиях игровой и художественной деятельности (Л.С. Выготский, Г.Г. Григорьева, В.В. Давыдов, Т.С. Комарова, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) [17, 20, 22, 41, 50, 103, 104]; идеи творчества как высшей ценности (Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин) [8,8 24]; исследования в области развития воображения и творческих способностей, методические разработки в области развития творческого воображения и творческих способностей (Э. де Боно, Л.С. Выготский, С.И. Гин, О.М. Дьяченко, М.А. Зяблицева, Л.С. Коршунова, Т.В. Кудрявцев, Н.Н. Поддъяков, С.Л. Рубинштейн и др.) [10, 17, 19, 26, 27, 32, 45, 47, 69, 70, 75].
База исследования. Семейный клуб «Краски», расположенный в г. Екатеринбург В опытно-поисковой работе приняло участие 10 детей старшего дошкольного возраста и 10 родителей.
Этапы исследования.
Первый этап исследования заключался в выборе темы и ее формулировке, обосновании центральных идей, цели и конкретных задач исследовательской работы. Были изучены теоретические основы проблемы развития творческого воображения у детей, проведён анализ психолого-педагогической, философской и культурологической литературы по проблеме исследования, в результате чего определена его методологическая и теоретическая база.
На втором этапе исследования уточнена тема, выдвинута гипотеза, определены задачи. Обоснованы методы и приемы организации занятий в рамках семейного клуба с учетом развития творческого роста детей в совместной с родителями художественно-игровой деятельности на основе креативно-деятельностного подхода. Определены и обоснованы критерии, характеристики уровней развития у детей творческого воображения . Проведена опытно-поисковая работа.
Третий этап исследования состоял в анализе полученных результатов, систематизации материала, уточнении теоретических положений, формулировании выводов, оформлении диссертационной работы.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. доказана эффективность решения проблемы развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на основе совместной с родителями художественно-игровой деятельности в условиях семейного воспитания, что позволяет реализовать идею поддержки детского творчества на основе субъект-субъектных отношений и признания ценности творчества ребенка значимыми взрослыми.
2. Разработана и практически реализована методика развития творческого воображения у детей в совместной с родителями художественно¬игровой деятельности при выполнении последовательно усложняющихся творческих заданий в соответствии с этапами творческого роста детей (развитие мотивации детей к творчеству - способность к выбору и применению средств выразительности для воплощения творческих идей - самовыражение и создание оригинальных продуктов творчества).
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
1. Обоснована целесообразность применение термина «художественно-игровая деятельность» в отношении детей дошкольного возраста, уточнены его характеристики как разновидности игры - ведущего вида деятельности в дошкольный период: образное начало, условность языка, действий и ситуаций, эмоциональная непосредственность мотивов, интерес к самому процессу действия.
2. Определены принципы развития творческого воображения у детей в совместной с родителями художественно-игровой деятельности на основе креативно-деятельностного подхода: принцип деятельности и творчества, предполагающий ситуации самостоятельного открытия детьми в процессе решения творческих задач под руководством взрослого; принцип психологической комфортности, связанный с созданием доверительной атмосферы и ситуации успеха в творчестве ребенка, его поддержки значимыми взрослыми; принцип диалогичности, основанный на субъект- субъектных отношениях взрослого и ребенка, организацию их взаимодействия в форме диалога; принцип эмоционального насыщения ребенка, реализуемый родителями через подбор образного , яркого, занимательного материала, привлекательного для ребенка; принцип природосообразности, предполагающий выбор форм, методов, средств совместной художественной деятельности детей и родителей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, в соответствии с естественным ходом их творческого роста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложено методическое обеспечение развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста, включающее творческие задания в совместной с родителями художественно-игровой деятельности, которые могут быть использованы в условиях семейного воспитания.
Апробация и внедрение результатов исследования: материалы исследования обсуждались на методических семинарах, организованных кафедрой теории и методики воспитания культуры творчества Института педагогики и психологии детства.
Положения, выносимые на защиту:
1. Характеристики художественно-игровой деятельности (образное начало, условность языка, действий и ситуаций, эмоциональная непосредственность мотивов, интерес к самому процессу действия) позволяют рассматривать ее как разновидность игры - ведущего вида деятельности в дошкольный период - и использовать ее потенциал в педагогическом процессе развития творческого воображения у детей.
2. Процесс развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в совместной с родителями художественно-игровой деятельности основывается на применении креативно-деятельностного подхода и соответствующих ему принципах (деятельности, творчества, эмоционального комфорта, диалогичности, эмоционального насыщения, природосообразности), что обеспечивает учет возможностей и интересов старших дошкольников, реализацию их стремления к экспериментированию в средствах художественной выразительности, потребностей в осознании себя творческой личностью, проявления инициативности и самостоятельности в совместной с взрослыми художественно-игровой деятельности.
3. Методика развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в совместной с родителями художественно-игровой деятельности в условиях семейного воспитания реализует идею поддержки детского творчества на основе субъект-субъектных отношений, признания ценности творчества ребенка значимыми взрослыми и включает последовательно реализуемые этапы, соответствующие этапам творческого роста детей.
I этап связан с задачей развития мотивации детей к творчеству (информационно-рецептивные или объяснительно-иллюстративные методы, основанные на деятельности детей по образцу);
II этап направлен на развитие способности к выбору и применению средств выразительности для воплощения творческих идей (эвристические методы, направленные на самостоятельную деятельность детей при выполнении части творческого задания);
III этап реализует задачу развития у детей способности к самовыражению в художественно-игровой деятельности и создание оригинальных продуктов творчества (методы создания проблемных ситуаций и ситуаций творческого поиска в заданиях открытого типа, решение которых не содержит однозначного ответа).
Структура магистерского исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное магистерское исследование на тему: «Развитие творческого воображения старших дошкольников в совместной художественно-игровой деятельности детей и родителей в условиях семейного воспитания» позволило сделать выводы, что старший дошкольный возраст является важным периодом для развития творческого воображения. Художественно-игровое взаимодействие детей старшего дошкольного возраста с родителями позволяет активизировать творческое воображение детей, так как включает в себя два наиболее естественных и предпочитаемых для старшего дошкольника вида деятельности, развивающих его воображение, - игру и художественную деятельность. Стремление к общению с значимым для ребенка взрослым является важной потребностью на данном возрастном этапе. В игре и художественной деятельности с взрослым ребенок стремится поделиться своими интересами, художественными переживаниями, что придает совместной художественно-игровой деятельности ребенка с родителями эмоционально-ценностный характер, что положительно сказывается на мотивации ребёнка к такой деятельности.
В процессе анализа литературы были рассмотрены труды по теме исследования следующих авторов: Л.С. Выготский, С.И. Гин, Г.Г. Григорьева, О.М.Дьяченко, Т.С. Комарова, Л.С. Коршунова, М.И. Лисина, С. А. Новиков, С.Л. Рубинштейн и др.
Рассмотренные труды исследователей позволили сформировать предмет и объект настоящего исследования, а также были поставлены и решены задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы даны характеристики понятия «творческое воображение», определены
особенности процесса его развития в старшем дошкольном возрасте;
2. Раскрыты возможности совместной с родителями художественно-игровой деятельности для развития творческого воображения у старших дошкольников;
3. Теоретически обоснована методика развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в совместной с родителями художественно-игровой деятельности в условиях семейного воспитания;
4. Проведена опытно-поисковая работа по определению результативности разработанной методики развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в совместной с родителями художественно-игровой деятельности в условиях семейного воспитания.
5. Разработана и практически реализована методика развития творческого воображения у детей в совместной с родителями художественно¬игровой деятельности при выполнении последовательно усложняющихся творческих заданий в соответствии с этапами творческого роста детей (развитие мотивации детей к творчеству - способность к выбору
и применению средств выразительности для воплощения творческих идей - самовыражение и создание оригинальных продуктов творчества).
Основные выводы и результаты исследования состоят в следующем.
1. Характеристики художественно-игровой деятельности (образное начало, условность языка, действий и ситуаций, эмоциональная непосредственность мотивов, интерес к самому процессу действия) позволяют рассматривать ее как разновидность игры - ведущего вида деятельности в дошкольный период - и использовать ее потенциал в педагогическом процессе развития творческого воображения у детей.
2. Процесс развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в совместной с родителями художественно-игровой деятельности основывается на применении креативно-деятельностного
подхода, обеспечивающего учет потребностей старших дошкольников, их возможностей и интересов, стремление к экспериментированию в средствах художественной выразительности, к проявлению инициативности и самостоятельности в совместной с взрослыми художественно-игровой деятельности.
3. Методика развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в совместной с родителями художественно-игровой деятельности в условиях семейного воспитания реализует идею поддержки детского творчества на основе субъект-субъектных отношений, признания ценности творчества ребенка значимыми взрослыми и включает последовательно реализуемые этапы, соответствующие этапам творческого роста детей: развитие мотивации детей к творчеству - способность к выбору и применению средств выразительности для воплощения творческих идей - самовыражение и создание оригинальных продуктов творчества.



1. Алябьева, Е.А. Развитие воображения и речи детей 4 - 7 лет: Игровые технологии / Е.А. Алябьева. - Москва: ТЦ Сфера, 2005. - 120 с.
2. Амонашвили, Ш.А. Основы гуманной педагогики / Ш.А. Амонашвили. - Москва: Амфирита, 2013. - 288 с.
3. Андреева, И.А. 30 уроков для развития творческих способностей и воображения / И.А. Андреева. - Минск: Букмастер: Кузьма, 2015. - 32 с.
4. Арканцева, Т.А. Гендерные аспекты детско-родительских отношений. Учебное пособие / Т.А. Арканцева. - Москва: Изд-во Московского психолого-социального института, 2006. - 61 с.
5. Баландина, Л.А. Диагностическая работа или как лучше понять ребенка: метод. Пособие / Л. А. Баландина, В.Г. Гаврилова, И.А. Горбачева - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 288 с.
6. Басина, Н.Э. С кисточкой и музыкой в ладошке / Н.Э. Басина, О.А. Суслова. - Москва: ЛИНКА-пресс, 2012. - 230 с.
7. Березина, В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.01 / В.А. Березина; М-во общ. и проф. образования. - Москва, 1998. - 241 с.
8. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. - Москва: Академия, 2012. - 320 с.
9. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д.И. Фельдштейна / Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 352 с.
10. Боно, Э.де. Рождение новой идеи: о нешаблонном мышлении: пер. с англ. / Э. де Боно. - Москва: Прогресс, 1976. - 143 с.
11. Бородина, Е.Н. Наследие: методические рекомендации по
нравственно-патриотическому воспитанию детей в художественно-игровой деятельности / Е.Н. Бородина. - Екатеринбург: Урал. Гос. пед. Ун-т, 2016. - 140 с.
12. Белькова, А.Н. Развитие творчества старших дошкольников в совместной детальности: автореферат диссертации кандидата педагогических наук: 13.00.02 / А.Н. Белькова; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена - Санкт- Петербург, 2013. - 24 с.
13. Бодалева, А. А. Общение и формирование личности школьника. Опыт экспериментального психологического исследования / А.А. Бодалева, Р.Л. Кричевского. - Москва: Педагогика, 1987. - 152 с.
14. Бурменская, Г.В Хрестоматия по детской психологии: от младенца
до подростка: учеб. пособие / Г.В. Бурменская. - изд. 2-е, - Москва:
Московский психолого-социальный институт, 2005. - 656 с.
15. Ванник, М.Э. Индивидуальный подход к развитию творческого воображения младших школьников: автореферат диссертации кандидата педагогических наук: 13.00.01 / М.Э. Ванник; Ярослав. гос. пед. ун-т. - Ярославль, 2006. - 22 с.
16. Волков, Б.С. Дошкольная психология: Психологическое развитие от рождения до школы: учебное пособие для вузов / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - изд. 5-е, перераб. и доп. - Москва: Академический Проект, 2007. - 287 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ