ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ 13 ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВМЕСТНОЙ С РОДИТЕЛЯМИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Проблема развития творческого воображения у детей в 13
психолого-педагогической литературе
1.2. Педагогический потенциал совместной с родителями 40
художественно-игровой деятельности в развитии творческого воображения у старших дошкольников
1.3. Теоретическое обоснование методики развития творческого 52
воображения у старших дошкольников в совместной с родителями художественно-творческой деятельности
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ 63
ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВМЕСТНОЙ С РОДИТЕЛЯМИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Диагностическое исследование начального уровня развития 63
творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
2.2. Содержание работы по развитию творческого воображения у 69
старших дошкольников в совместной с родителями художественно-творческой деятельности
2.3. Диагностическое исследование итогового уровня развития 83
творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 116
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 118
Актуальность избранной темы исследования заключается в том, что к моменту поступления в школу у детей должно быть достаточно сформировано воображение, и ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, быть готовым к предвосхищению возможных изменений. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) [97] достижение ребенком развитого воображения, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре, является целевым ориентиром на этапе завершения дошкольного образования. Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования, суть которой - сформировать у ребенка предпосылки учебной деятельности.
Многие авторы, связывая развитие воображения с общим психическим развитием ребенка, считают, что развитие воображения выступает как условие психологической готовности детей к школе (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, О.М. Дьяченко и др.) [17, 22, 26, 27]. Вместе с тем, все необходимые качества воображения (произвольность, гибкость, оригинальность и др.) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых . Однако, значительная часть родителей не уделяет данной проблеме должного внимания и нацелена на обучение детей чтению, письму и математике.
Педагогическая инициатива по развитию творческого воображения может быть успешно реализована при поддержке в семье дошкольника. Роль значимого взрослого, гармоничных семейных отношений является определяющей для развития дошкольника, поскольку личность ребенка- дошкольника формируется, прежде всего, в семье, где создаётся информационное поле, в котором взрослеет ребенок, определяется ситуация его развития. Психологические исследования показывают, что именно общение ребенка с взрослым является решающим условием становления всех его психических способностей и качеств: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения.
Проблема заключается в том, что современным родителям бывает сложно совмещать напряженную работу и разнообразные сферы своей жизни с систематичным, вдумчивым развитием и воспитанием собственных детей. Зачастую родителям не хватает педагогических знаний и умений для грамотной поддержки их творческой активности.
В последние годы становится популярной такая форма взаимодействия детей и родителей как семейный клуб, где у родителей появляется возможность обмена опытом в воспитании детей в ситуациях эмоционально - положительного, заинтересованного общения, где отношения основаны на принципах добровольности и личной заинтересованности участников. Данная форма взаимодействия носит неформальный характер, может учитывать индивидуальные особенности и запросы участников . Важной особенностью данной формы организации взаимодействия, учитывающей особенности занятости родителей, является то, что она позволяет проводить встречи в любое удобное для родителей время как очно, так и дистанционно. Семейный клуб является эффективной формой реализации идеи развития творческого воображения у детей в совместной с родителями художественно¬игровой деятельности.
В научной и учебно-методической литературе достаточно освещены вопросы развития воображения дошкольников, имеются различные методики его развития на этапе дошкольного детства (О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса, Е.А. Алябьева, М.А. Зяблицева и др.) [25, 27, 1, 32]. Однако, данные методики, в основном, разработаны для занятий с участием педагога, в учреждениях дошкольного образования. При всей важности развития воображения у дошкольников и ведущей роли родителей в развитии ребенка, вопрос о развитии воображения в условиях семейного воспитания является недостаточно разработанным. На сегодняшний день имеется достаточное количество методик, книг, доступных для приобретения и использования родителями в условиях семейного воспитания и развивающих навыки чтения, счета, письма, изобразительные навыки дошкольников. Вместе с тем, имеющиеся программы, методики развития творческого воображения не в полной мере учитывают потенциал совместной художественно-игровой деятельности в условиях семейного воспитания, а также значимого для ребенка вида деятельности - общения с родителями.
Таким образом, возникают следующие противоречия:
- на социально-педагогическом уровне - между социальной потребностью в творческом развитии детей и недостаточной реализацией этой задачи в условиях семейного воспитания;
- на научно-педагогическом уровне - между возможностью развития творческого воображения у детей в совместной с родителями художественно¬игровой деятельности детей и недостаточностью теоретических исследований вопросов актуализации этого потенциала в условиях семейного воспитания;
- на научно-методическом уровне - между востребованностью потенциала совместной с родителями художественно-игровой деятельности в развитии творческого воображения у детей и недостаточностью методического обеспечения этого процесса в условиях семейного воспитания.
Исходя из выявленных противоречий сформулирована проблема исследования, которая заключается в определении эффективных теоретико-методических подходов к развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в совместной с родителями художественно-игровой деятельности в условиях семейного воспитания.
Объект исследования: процесс развития творческого воображения у старших дошкольников.
Предмет исследования: методика развития творческого воображения старших дошкольников в совместной с родителями художественно-игровой деятельности в условиях семейного воспитания.
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и проверка в опытно-поисковой работе методики развития творческого воображения старших дошкольников в совместной с родителями художественно-игровой деятельности.
Гипотеза исследования. Предполагается, что процесс развития творческого воображения у старших дошкольников в совместной с родителями художественно-игровой деятельности в условиях семейного воспитания будет эффективным, если:
- будет использован креативно-деятельностный подход, обеспечивающий учет возможностей и интересов старших дошкольников, реализацию их стремления к экспериментированию в средствах художественной выразительности, потребностей в осознании себя творческой личностью, проявления инициативности и самостоятельности в совместной с взрослыми художественно-игровой деятельности;
- будет разработана методика развития творческого воображения у старших дошкольников в совместной с родителями художественно-игровой деятельности, реализующая идею субъект-субъектных отношений участников творческого процесса и обеспечивающая творческий рост ребенка при поддержке со стороны значимых взрослых ;
- разработанная методика будет основана на методах, соответствующих усложняющимся этапами творческого роста детей: развитие мотивации детей к творчеству - способность к выбору и применению средств выразительности для воплощения творческих идей - самовыражение и создание оригинальных продуктов творчества.
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы дать характеристику понятия «творческое воображение», определить особенности процесса его развития в старшем дошкольном возрасте;
2. Раскрыть возможности совместной с родителями художественно - игровой деятельности для развития творческого воображения у старших дошкольников;
3. Теоретически обосновать методику развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в совместной с родителями художественно-игровой деятельности в условиях семейного воспитания;
4. Провести опытно-поисковую работу по определению результативности разработанной методики развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в совместной с родителями художественно-игровой деятельности в условиях семейного воспитания.
Для реализации цели и задач исследования применялись следующие методы исследования:
- теоретические: изучение нормативных документов, педагогической, психологической, искусствоведческой литературы в аспекте изучаемой проблемы;
- эмпирические: беседа, изучение продуктов деятельности старших дошкольников, методы математической статистики обработки результатов опытно-поисковой работы, анализ и оценка работ детей.
Теоретико-методологическую основу исследования составили исследования роли семьи в становлении личности ребенка (Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, М.И. Лисина) [2, 9, 52]; теории развития ребенка в условиях игровой и художественной деятельности (Л.С. Выготский, Г.Г. Григорьева, В.В. Давыдов, Т.С. Комарова, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) [17, 20, 22, 41, 50, 103, 104]; идеи творчества как высшей ценности (Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин) [8,8 24]; исследования в области развития воображения и творческих способностей, методические разработки в области развития творческого воображения и творческих способностей (Э. де Боно, Л.С. Выготский, С.И. Гин, О.М. Дьяченко, М.А. Зяблицева, Л.С. Коршунова, Т.В. Кудрявцев, Н.Н. Поддъяков, С.Л. Рубинштейн и др.) [10, 17, 19, 26, 27, 32, 45, 47, 69, 70, 75].
База исследования. Семейный клуб «Краски», расположенный в г. Екатеринбург В опытно-поисковой работе приняло участие 10 детей старшего дошкольного возраста и 10 родителей.
Этапы исследования.
Первый этап исследования заключался в выборе темы и ее формулировке, обосновании центральных идей, цели и конкретных задач исследовательской работы. Были изучены теоретические основы проблемы развития творческого воображения у детей, проведён анализ психолого-педагогической, философской и культурологической литературы по проблеме исследования, в результате чего определена его методологическая и теоретическая база.
На втором этапе исследования уточнена тема, выдвинута гипотеза, определены задачи. Обоснованы методы и приемы организации занятий в рамках семейного клуба с учетом развития творческого роста детей в совместной с родителями художественно-игровой деятельности на основе креативно-деятельностного подхода. Определены и обоснованы критерии, характеристики уровней развития у детей творческого воображения . Проведена опытно-поисковая работа.
Третий этап исследования состоял в анализе полученных результатов, систематизации материала, уточнении теоретических положений, формулировании выводов, оформлении диссертационной работы.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. доказана эффективность решения проблемы развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на основе совместной с родителями художественно-игровой деятельности в условиях семейного воспитания, что позволяет реализовать идею поддержки детского творчества на основе субъект-субъектных отношений и признания ценности творчества ребенка значимыми взрослыми.
2. Разработана и практически реализована методика развития творческого воображения у детей в совместной с родителями художественно¬игровой деятельности при выполнении последовательно усложняющихся творческих заданий в соответствии с этапами творческого роста детей (развитие мотивации детей к творчеству - способность к выбору и применению средств выразительности для воплощения творческих идей - самовыражение и создание оригинальных продуктов творчества).
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
1. Обоснована целесообразность применение термина «художественно-игровая деятельность» в отношении детей дошкольного возраста, уточнены его характеристики как разновидности игры - ведущего вида деятельности в дошкольный период: образное начало, условность языка, действий и ситуаций, эмоциональная непосредственность мотивов, интерес к самому процессу действия.
2. Определены принципы развития творческого воображения у детей в совместной с родителями художественно-игровой деятельности на основе креативно-деятельностного подхода: принцип деятельности и творчества, предполагающий ситуации самостоятельного открытия детьми в процессе решения творческих задач под руководством взрослого; принцип психологической комфортности, связанный с созданием доверительной атмосферы и ситуации успеха в творчестве ребенка, его поддержки значимыми взрослыми; принцип диалогичности, основанный на субъект- субъектных отношениях взрослого и ребенка, организацию их взаимодействия в форме диалога; принцип эмоционального насыщения ребенка, реализуемый родителями через подбор образного , яркого, занимательного материала, привлекательного для ребенка; принцип природосообразности, предполагающий выбор форм, методов, средств совместной художественной деятельности детей и родителей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, в соответствии с естественным ходом их творческого роста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложено методическое обеспечение развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста, включающее творческие задания в совместной с родителями художественно-игровой деятельности, которые могут быть использованы в условиях семейного воспитания.
Апробация и внедрение результатов исследования: материалы исследования обсуждались на методических семинарах, организованных кафедрой теории и методики воспитания культуры творчества Института педагогики и психологии детства.
Положения, выносимые на защиту:
1. Характеристики художественно-игровой деятельности (образное начало, условность языка, действий и ситуаций, эмоциональная непосредственность мотивов, интерес к самому процессу действия) позволяют рассматривать ее как разновидность игры - ведущего вида деятельности в дошкольный период - и использовать ее потенциал в педагогическом процессе развития творческого воображения у детей.
2. Процесс развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в совместной с родителями художественно-игровой деятельности основывается на применении креативно-деятельностного подхода и соответствующих ему принципах (деятельности, творчества, эмоционального комфорта, диалогичности, эмоционального насыщения, природосообразности), что обеспечивает учет возможностей и интересов старших дошкольников, реализацию их стремления к экспериментированию в средствах художественной выразительности, потребностей в осознании себя творческой личностью, проявления инициативности и самостоятельности в совместной с взрослыми художественно-игровой деятельности.
3. Методика развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в совместной с родителями художественно-игровой деятельности в условиях семейного воспитания реализует идею поддержки детского творчества на основе субъект-субъектных отношений, признания ценности творчества ребенка значимыми взрослыми и включает последовательно реализуемые этапы, соответствующие этапам творческого роста детей.
I этап связан с задачей развития мотивации детей к творчеству (информационно-рецептивные или объяснительно-иллюстративные методы, основанные на деятельности детей по образцу);
II этап направлен на развитие способности к выбору и применению средств выразительности для воплощения творческих идей (эвристические методы, направленные на самостоятельную деятельность детей при выполнении части творческого задания);
III этап реализует задачу развития у детей способности к самовыражению в художественно-игровой деятельности и создание оригинальных продуктов творчества (методы создания проблемных ситуаций и ситуаций творческого поиска в заданиях открытого типа, решение которых не содержит однозначного ответа).
Структура магистерского исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Проведенное магистерское исследование на тему: «Развитие творческого воображения старших дошкольников в совместной художественно-игровой деятельности детей и родителей в условиях семейного воспитания» позволило сделать выводы, что старший дошкольный возраст является важным периодом для развития творческого воображения. Художественно-игровое взаимодействие детей старшего дошкольного возраста с родителями позволяет активизировать творческое воображение детей, так как включает в себя два наиболее естественных и предпочитаемых для старшего дошкольника вида деятельности, развивающих его воображение, - игру и художественную деятельность. Стремление к общению с значимым для ребенка взрослым является важной потребностью на данном возрастном этапе. В игре и художественной деятельности с взрослым ребенок стремится поделиться своими интересами, художественными переживаниями, что придает совместной художественно-игровой деятельности ребенка с родителями эмоционально-ценностный характер, что положительно сказывается на мотивации ребёнка к такой деятельности.
В процессе анализа литературы были рассмотрены труды по теме исследования следующих авторов: Л.С. Выготский, С.И. Гин, Г.Г. Григорьева, О.М.Дьяченко, Т.С. Комарова, Л.С. Коршунова, М.И. Лисина, С. А. Новиков, С.Л. Рубинштейн и др.
Рассмотренные труды исследователей позволили сформировать предмет и объект настоящего исследования, а также были поставлены и решены задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы даны характеристики понятия «творческое воображение», определены
особенности процесса его развития в старшем дошкольном возрасте;
2. Раскрыты возможности совместной с родителями художественно-игровой деятельности для развития творческого воображения у старших дошкольников;
3. Теоретически обоснована методика развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в совместной с родителями художественно-игровой деятельности в условиях семейного воспитания;
4. Проведена опытно-поисковая работа по определению результативности разработанной методики развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в совместной с родителями художественно-игровой деятельности в условиях семейного воспитания.
5. Разработана и практически реализована методика развития творческого воображения у детей в совместной с родителями художественно¬игровой деятельности при выполнении последовательно усложняющихся творческих заданий в соответствии с этапами творческого роста детей (развитие мотивации детей к творчеству - способность к выбору
и применению средств выразительности для воплощения творческих идей - самовыражение и создание оригинальных продуктов творчества).
Основные выводы и результаты исследования состоят в следующем.
1. Характеристики художественно-игровой деятельности (образное начало, условность языка, действий и ситуаций, эмоциональная непосредственность мотивов, интерес к самому процессу действия) позволяют рассматривать ее как разновидность игры - ведущего вида деятельности в дошкольный период - и использовать ее потенциал в педагогическом процессе развития творческого воображения у детей.
2. Процесс развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в совместной с родителями художественно-игровой деятельности основывается на применении креативно-деятельностного
подхода, обеспечивающего учет потребностей старших дошкольников, их возможностей и интересов, стремление к экспериментированию в средствах художественной выразительности, к проявлению инициативности и самостоятельности в совместной с взрослыми художественно-игровой деятельности.
3. Методика развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в совместной с родителями художественно-игровой деятельности в условиях семейного воспитания реализует идею поддержки детского творчества на основе субъект-субъектных отношений, признания ценности творчества ребенка значимыми взрослыми и включает последовательно реализуемые этапы, соответствующие этапам творческого роста детей: развитие мотивации детей к творчеству - способность к выбору и применению средств выразительности для воплощения творческих идей - самовыражение и создание оригинальных продуктов творчества.
1. Алябьева, Е.А. Развитие воображения и речи детей 4 - 7 лет: Игровые технологии / Е.А. Алябьева. - Москва: ТЦ Сфера, 2005. - 120 с.
2. Амонашвили, Ш.А. Основы гуманной педагогики / Ш.А. Амонашвили. - Москва: Амфирита, 2013. - 288 с.
3. Андреева, И.А. 30 уроков для развития творческих способностей и воображения / И.А. Андреева. - Минск: Букмастер: Кузьма, 2015. - 32 с.
4. Арканцева, Т.А. Гендерные аспекты детско-родительских отношений. Учебное пособие / Т.А. Арканцева. - Москва: Изд-во Московского психолого-социального института, 2006. - 61 с.
5. Баландина, Л.А. Диагностическая работа или как лучше понять ребенка: метод. Пособие / Л. А. Баландина, В.Г. Гаврилова, И.А. Горбачева - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 288 с.
6. Басина, Н.Э. С кисточкой и музыкой в ладошке / Н.Э. Басина, О.А. Суслова. - Москва: ЛИНКА-пресс, 2012. - 230 с.
7. Березина, В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.01 / В.А. Березина; М-во общ. и проф. образования. - Москва, 1998. - 241 с.
8. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. - Москва: Академия, 2012. - 320 с.
9. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д.И. Фельдштейна / Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 352 с.
10. Боно, Э.де. Рождение новой идеи: о нешаблонном мышлении: пер. с англ. / Э. де Боно. - Москва: Прогресс, 1976. - 143 с.
11. Бородина, Е.Н. Наследие: методические рекомендации по
нравственно-патриотическому воспитанию детей в художественно-игровой деятельности / Е.Н. Бородина. - Екатеринбург: Урал. Гос. пед. Ун-т, 2016. - 140 с.
12. Белькова, А.Н. Развитие творчества старших дошкольников в совместной детальности: автореферат диссертации кандидата педагогических наук: 13.00.02 / А.Н. Белькова; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена - Санкт- Петербург, 2013. - 24 с.
13. Бодалева, А. А. Общение и формирование личности школьника. Опыт экспериментального психологического исследования / А.А. Бодалева, Р.Л. Кричевского. - Москва: Педагогика, 1987. - 152 с.
14. Бурменская, Г.В Хрестоматия по детской психологии: от младенца
до подростка: учеб. пособие / Г.В. Бурменская. - изд. 2-е, - Москва:
Московский психолого-социальный институт, 2005. - 656 с.
15. Ванник, М.Э. Индивидуальный подход к развитию творческого воображения младших школьников: автореферат диссертации кандидата педагогических наук: 13.00.01 / М.Э. Ванник; Ярослав. гос. пед. ун-т. - Ярославль, 2006. - 22 с.
16. Волков, Б.С. Дошкольная психология: Психологическое развитие от рождения до школы: учебное пособие для вузов / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - изд. 5-е, перераб. и доп. - Москва: Академический Проект, 2007. - 287 с.
...