Совершенствование организационно-экономического механизма повышения энергоэффективности северных ресурсодобывающих регионов в условиях цифровизации экономики
Работа сделана на примере Ханты-Мансийского автономного округа – Югра.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Концептуальные основы повышения энергоэффективности как фактора устойчивого развития в условиях цифровизации экономики 6
1.1 Значение экономической оценки в обеспечении энергоэффективности ресурсодобывающих регионов 6
1.2 Факторы и принципы энергоэффективности северных ресурсодобывающих регионов в условиях цифровизации экономики 11
1.3 Методики экономической оценки энергоэффективности северных ресурсодобывающих регионов в условиях цифровизации экономики 18
2 Современное состояние уровня энергоэффективности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в условиях цифровизации экономики 27
2.1 Анализ факторов энергоэффективности 27
2.2 Анализ влияния цифровизации на энергоэффективность 47
2.3 Анализ организационно-экономического механизма повышения энергоэффективности 75
3 Пути повышения энергоэффективности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в условиях цифровизации экономики 80
3.1 Совершенствование организационно-экономического механизма повышения энергоэффективности 80
3.2 Экономическая оценка предложенных мероприятий 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 101
Основная проблема энергоэффективности северных ресурсодобывающих регионов в условиях цифровизации экономики – устаревание и высокий износ основных фондов. В некоторых северных регионах до 70% оборудования, установленного на энергообъектах, выработало свой эксплуатационный ресурс. Данная ситуация является причиной экономической нестабильности в стране в период 1990-ых – начале 2000-ых годов и затронувшая многие сферы деятельности. Тем не менее, электросетевое хозяйство пытается пройти путь от стагнации к развитию – увеличиваются новые мощности, идет усовершенствование электросетевого хозяйства.
Экономическая оценка энергоэффективности северных ресурсодобывающих регионов в условиях цифровизации экономики актуальна в силу того, что в настоящее время необходимо проводить экономическую эффективность мероприятий энергетического спектра, при этом учитывать экологическую составляющую развития.
Современный этап мирового экономического и социального развития характеризуется существенным влиянием на него цифровизации. Как новый тренд мирового общественного развития, который пришел на смену информатизации и компьютеризации, он характеризуется следующим — основан на цифровом представлении информации, которое в масштабах экономической и социальной жизни как отдельной страны, так и всего мира приводит к повышению эффективности экономики и улучшению качества жизни.
Всестороннее раскрытие особенностей цифровизации как современного тренда мирового развития включает раскрытие сущности цифровизации, особенностей цифрового представления информации, предпосылок и возможных положительных последствий цифровизации для России, соотношения понятий цифровизация и цифровая экономика, вызовов, угроз, возможных отрицательных последствий и рисков цифровизации для России, методов измерения степени охвата цифровизацией отдельной страны, а также включает описание современного состояния и задач цифровизации российской экономики.
Исследователи изучают проблемы законодательного регулирования функционирования платформ онлайн-рынка для шеринговых сервисов. Кроме того, появляются работы по анализу экономики, основанной на использовании электронных платформ и облачных технологий, а также специфики и особенностей управления в сетевых или коммуникационных компаниях.
Вместе с тем в исследованиях недостаточно представлен анализ влияния процессов цифровизации экономики на экономический рост и уровень общественного благосостояния, тем более, что ускорение подобных процессов не привело к бурному развитию отдельных стран и мировой экономики в целом.
Цель работы: совершенствование организационно-экономического механизма повышения энергоэффективности северных ресурсодобывающих регионов в условиях цифровизации экономики
Задачи работы:
1. Определить концептуальные основы повышения энергоэффективности как фактора устойчивого развития в условиях цифровизации экономики.
2. Проанализировать факторы энергоэффективности.
3. Проанализировать влияние цифровизации на энергоэффективность.
4. Проанализировать организационно-экономический механизм повышения энергоэффективности.
5. Рассмотреть совершенствование организационно-экономического механизма повышения энергоэффективности.
6. Изучить экономическую оценку снижения энергоемкости экономики.
Объект: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра. Предмет: организационно-экономический механизм повышения энергоэффективности в условиях цифровизации экономики.
Данная работа подготовлена с использованием экономических методов сравнительного анализа, экспертной оценки, анализа статистических данных.
По структуре работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. В первой главе выделяются концептуальные основы повышения энергоэффективности как фактора устойчивого развития в условиях цифровизации экономики, в том числе определяется значение экономической оценки в обеспечении энергоэффективности ресурсодобывающих регионов, выделяются факторы и принципы энергоэффективности северных ресурсодобывающих регионов в условиях цифровизации экономики, рассматриваются методики экономической оценки энергоэффективности северных ресурсодобывающих регионов в условиях цифровизации экономики.
Во второй главе определяется современное состояние уровня энергоэффективности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в условиях цифровизации экономики, в том числе проводится анализ причин высокой энергоемкости, анализ цифровизации на энергоэффективность, представляется анализ факторов энергоэффективности, выполняется анализ организационно-экономического механизма повышения энергоэффективности.
В третьей главе определяются пути повышения энергоэффективности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в условиях цифровизации экономики, рассматривается совершенствование организационно-экономического механизма, выполняется экономическая оценка снижения энергоемкости экономики.
Цель работы достигнута. Для этого решены следующие задачи. В первой главе выделены концептуальные основы повышения энергоэффективности как фактора устойчивого развития в условиях цифровизации экономики, в том числе определено значение экономической оценки в обеспечении энергоэффективности ресурсодобывающих регионов, выделены факторы и принципы энергоэффективности северных ресурсодобывающих регионов в условиях цифровизации экономики, рассмотрены методики экономической оценки энергоэффективности северных ресурсодобывающих регионов в условиях цифровизации экономики.
Во второй главе определено современное состояние уровня энергоэффективности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в условиях цифровизации экономики, в том числе проведен анализ причин высокой энергоемкости, представлен анализ факторов энергоэффективности, выполнен анализ организационно-экономического механизма повышения энергоэффективности.
В третьей главе определены пути повышения энергоэффективности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в условиях цифровизации экономики, в том числе рассмотрено совершенствование организационно-экономического механизма, выполнена экономическая оценка снижения энергоемкости экономики.
Определено, что каждая из методик экономической оценки энергоэффективности северных ресурсодобывающих регионов в условиях цифровизации экономики имеет свою специфику. Например, методика экономической оценки энергоэффективности северных ресурсодобывающих регионов в условиях цифровизации экономики в зависимости от экономической сбалансированности сопоставляет совокупность экономических затрат. В итоге их сбалансированности получается определенное равновесие затрат на экологию, а также на реализацию социальных задач с учетом достижения экономической заинтересованности энергоэффективности. Совокупность методик экономической оценки энергоэффективности северных ресурсодобывающих регионов в условиях цифровизации экономики в зависимости от критериев воздействия на окружающую среду представляет собой исследование таких элементов как изменение производства, поддающегося изменению, изменение качества окружающей среды, рекреация, эстетика, биоразнообразие. Изменение качества окружающей среды включает в себя оценку ареала обитания (через методы альтернативной стоимости, метод стоимости воссоздания, метод с учетом стоимости земли, субъективную оценку), исследование качества воды и воздуха с помощью методов анализ «затраты-эффективность», превентивные затраты, затраты на воссоздание, перемещение. Методика с учетом централизованного подхода к экономической оценке энергоэффективности северных ресурсодобывающих регионов в условиях цифровизации экономики централизованно определяет социально-экономические ресурсы государства, выделяет местную систему управления регионом, которая включает в себя такие элементы управления как производство и производственные ресурсы, уровень жизни, население, природная среда в регионе, средства снижения экономических рисков. Центральная система управления включает в себя такие элементы как население страны, внешняя природная среда, социально-экономические ресурсы государства. Методику экономической оценки энергоэффективности северных ресурсодобывающих регионов в условиях цифровизации экономики в зависимости экосистемного нормирования определена на показателях нормы экосистем и критериях нормальности. При этом для определения указанных норм выделяются статистические и функциональные подходы. Статистический подход в экосистемном нормировании учитывает оценку центральной тенденции по определенному признаку в течение времени. Функциональный подход позволяет выполнять систему определенных выделенных функций.
Выявлено, что структура технологического базиса концепцию Smart Grid для внедрения в АО «ЮРЭСК» включает в себя умный учет, умную сеть, энергоэффективнсть и потребительские технологии. Умный учет концепции Smart Grid для внедрения в АО «ЮРЭСК». Умный учет концепции Smart Grid для внедрения в АО «ЮРЭСК» будет включать в себя автоматическое снятие показаний, двусторннюю коммуникацию, удаленное управление приборами, системы управления данными учета, мультиотраслевые приборы учета. Умная сеть будет включать в себя удаленное управление сетью, автоматическое управление сетью, оптимизацию потерь, учет и анализ технарушений, оптимизацию планирования сети, ТОиР по состоянию, управление рабочими бригадами. Энергоэффективность подразумевает управление регулированием нагрузки, интервальную тарификацию, хранение электроэнергии, единую информационную модель и стандарты, формирование культуры потребления. Потребительские технологии включают в себя распределенную генерацию, электромобили, интеллектуальные бытовые приборы, многоканальную доступность информации.
Определено, что механизм реализации государственно-частного взаимодействия в качестве элемента по реализации механизма обеспечения энергоэффективности северных ресурсодобывающих регионов в условиях цифровизации экономики включает в себя исследование корпоративных инструментов энергоэффективности (в том числе отраслевую стратегию, техническое перевооружение, стимулирование работников и внутреннюю кооперацию по снижению энергопотерь), а также исследование региональных инструментов энергоэффективности (в том числе исследование территориальных программ энергоэффективности, исследование внедренных стандартов, стимулирования и поддержки инноваций в сфере энергоэффективности, региональных инструментов энергосервисных контрактов).
Обнаружено, что анализ организационно-экономического механизма повышения энергоэффективности через реализуемую государством программу показывает, что типовые проекты по энергосбережению и энергоэффективности утверждаются государственной программой, проекты по энергоэффективности на уровне Комиссии при Президенте РФ определяются региональными программами в области энергоэффективности, инвестиционные проекты по энергоэффективности определяются муниципальными программами, и, наконец, социальные проекты определяются программами в области энергосбережения и энергоэффективности определенных хозяйствующих субъектов.
Сделан вывод, что соисполнителями организационно-экономического механизма повышения энергоэффективности выступают такие органы государственной власти как Минэкономразвития РФ, Минпромторг РФ, Минрегион России, Минобранауки РФ, Минфин России. Исполнителями непосредственно в оперативном управлении программой повышения энергоэффективности выступают субъекты РФ и предприятия, при этом непосредственно оперативное управление программой включает в себя информационное сопровождение, анализ заявок, подготовку конкурсной документации, формирование отчетов, расчет целевых показателей и прочее.
Определено, что цикл повышения энергоэффективности в совокупном организационно-экономическом механизме повышения энергоэффективности включает в себя параметры пассивной энергоэффективности и активной энергоэффективности. При этом пассивная энергоэффективность определяет в себя установку основ через внедрение эффективного оборудования, которое на 10-15% будет менее энергоемким оборудованием по сравнению с ранее установленным. Активная энергоэффективность уже предполагается через оптимизацию через автоматизацию и регулирование через оптимизированное использование установок и оборудования, при этом достигается автоматизация систем вентиляции, отопления, освещения в среднем на 5-15% производительнее, чем ранее действующее. Также активная энергоэффективность включает в себя мониторинг, обслуживание, улучшение, что достигается посредством внедрения программы постоянного мониторинга и улучшения, при этом достигается прирост энергоэффективности на 2-8% по сравнению с ранее действовавшим режимом за счет установки соответствующих приборов учета.
Выявлено, что если брать уровень РФ, то причинами высокой энергоемкости уже выступают суровые природно-климатические условия, преобладание энергоемких отраслей в структуре промышленности, недооценка стоимости энергоресурсов на внутреннем рынке, технологическая отсталость ряда отраслей экономики. Отсюда в регионе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры также выделяются подобные причины высокой энергоемкости, как в РФ в целом.
Сделан вывод, что на производство электрической энергии приходится 52,2%, на конечное потребление энергоресурсов – 41,29%, на преобразование топлива – 3,82%, на вывоз – 2,68%.
Определено, что анализ факторов энергоэффективности показал, что в целом в регионе наблюдается средний темп роста продукции отраслей-загрязнителей в доле ВРП, индекс роста ОПФ природоохранного значения оценивается на низком уровне, темп роста загрязнения атмосферного воздуха оценен как высокий, также высокими признаны темпы роста загрязнения водных ресурсов и почвы. Рост затрат на охрану окружающей среды оценен как средний и среднедушевого роста доходов населения как низкий.
По результатам третьей главы представлено, что для исследуемого региона предлагается использовать опыт регионов, как находящихся в сопоставимых условиях. Выявлено, что экономическая целесообразность внедрения умных подстанций на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры объясняется тем, что если в среднем на подстанциях применяется 150–160 км кабеля различного назначения, то на умной подстанции его можно использовать в 10 раз меньше. Новые технологические решения дают на выходе экономию: подстанция стоит на 5% дешевле аналогов прошлого поколения.
Таким образом, в совокупности принципы внедрения умных подстанций на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры будут включать в себя обозначенные экономические эффекты.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации»
2. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы»
3. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
4. Указ Президента Российской Федерации от 7.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
5. Указ Президента Российской Федерации от 7.07.2011 № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации»
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.11.2020 № 1836 «О государственной информационной системе «Современная цифровая образовательная среда»
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»
8. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05.10.2018 № 353-п «О государственной программе Ханты- Мансийского автономного округа – Югры «Цифровое развитие Ханты- Мансийского автономного округа – Югры»
9. Постановление Правительства Югры от 5.10.2018 № 336-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие экономического потенциала»
10. Распоряжение Правительства Югры от 22.03.2013 № 101-рп «О Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2030 года»
11. Распоряжение Правительства Югры 14.11.2018а № 599-рп«Об отчете Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о результатах деятельности Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2018 год, в том числе по вопросам, поставленным Думой Ханты- Мансийского автономного округа – Югры»
12. Распоряжение Правительства Югры от 25.01.2019 № 36-рп «О прогнозе социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на период до 2036 года»
13. Приказ Министерства просвещения РФ от 02.12.2019 № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды»
14. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Сайт Правительства России. URL: http://static.government.ru/media/files/3b1AsVA1v3VziZip5VzAY8RTcLEbdCct. pdf
15. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года от 29 сентября 2018 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/news/34168/
16. Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/natsionalnaya-programma-tsifrovaya- ekonomika-rossijskoj-federatsii_NcN2nOO.pdf
17. Ахмеров, А. Г. Цифровые подстанции в мире и в России / А. Г. Ахмеров // В сборнике: Наука, образование, инновации: апробация результатов исследований. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. под общей редакцией А.И. Вострецова. - 2020. - С. 85-88. – Текст : непосредственный.
18. Ахметзянов, Р. А. Устройства сбора информации и исполнительные механизмы, применяемые в «умных подстанциях» / Р. А. Ахметзянов // Аллея науки. - 2018. - Т. 7. - № 6 (22). - С. 381-384. – Текст : непосредственный.
19. Брагина Е.М., Орлова Д.С. Опыт и перспективы формирования цифровой экономики в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре // Экономика и бизнес: теория и практика, 2018. - №10-1. – С. 22-27.
20. В строю уникальный энергообъект. – URL: http://gazeta.rosseti.ru/events/v-stroyu-unikalnyy-energoobekt/.(дата обращения: 01.06.2022).
21. Василевский, Д. В чем преимущество Цифровой подстанции? – URL: https://pro-rza.ru/v-chem-preimushhestvo-tsifrovoj-podstantsii/.(дата обращения: 01.06.2022).
22. Головщиков, В. О. Цифровая подстанция - основной элемент цифровой электроэнергетической системы / В. О. Головщиков // Современные технологии и научно-технический прогресс. 2019. Т. 1. С. 224-225. – Текст : непосредственный.
23. Грошева, Т.А., Дятлова, Т.А., Лебедева, И.Д. Проблемы и перспективы развития цифровой образовательной среды общеобразовательных организаций (на примере Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) // Экономика и предпринимательство. – 2019. – № 7 (108). – С. 335-340.
24. Дзюба А. П., Соловьева И. А. Управление спросом на электропотребление в России // Стратегические решения и риск-менеджмент. № 1. 2018. С. 72–79.
25. Дроздова, Т. Проектирование цифровых подстанций как опыт эффективного внедрения инновационных технологий / Т. Дроздова. – URL: https://www.eprussia.ru/epr/230/15331.htm. (дата обращения: 01.06.2022).
26. Жукова, Е. Цифровая подстанция – важный элемент интеллектуальной энергосистемы. – URL: https://www.ruscable.ru/article/Tsifrovaya_podstantsiya__vazhnyj_element_intellektualynoj_energosiste/.(дата обращения: 01.06.2022).
27. Запущена подстанция имени М. П. Сморгунова. – URL: http://digitalsubstation.com/blog/2017/12/26/zapushhena-podstantsiya-imeni-m-nbsp-p-nbsp-smorgunova/.(дата обращения: 01.06.2022).
28. Золотова И. Ю. Перекрестное субсидирование в электроэнергетике: эмпирический анализ, оценка эффективности собственной генерации // Эффективное Антикризисное Управление. № 3 (101). 2017. С. 70–77.
29. Зубкова, Г. А., Зимнухова, Д. И., Гибадуллин, А. А. Проблемы цифровизации электроэнергетики: от решений к трансформации / Г. А. Зубкова, Д. И. Зимнухова, А. А. Гибадуллин // В сборнике: Цифровая трансформация промышленности: тенденции, управление, стратегии. Материалы I Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор В.В. Акбердина. 2019. С. 193-201. – Текст : непосредственный.
30. Индикаторы цифровой экономики: 2020: статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2020.
31. Исламутдинов В.Ф. Институциональные изменения в контексте цифровой экономики // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований), 2020. – Т. 12. – № 3. – С. 142-156.
32. Казакова, Е. А., Зуев, И. Н., Щекочихин, А. В. Актуальность применения цифровых подстанций / Е. А. Казакова, И. Н. Зуев, А. В. Щекочихин // Актуальные исследования. 2021. №22 (49). С. 10-13. – Текст : непосредственный.
33. Каюмов, А. З. Внедрение цифровых подстанций в энергосистему Республики Татарстан / А. З. Каюмов // Молодой ученый. - 2021. - № 25 (367). - С. 89-92. – Текст : непосредственный.
34. Кильматов, Э. Н., Белякова, Е. Э. Технология цифровой подстанции / Э. Н. Кильманов, Е. Э. Белякова // В сборнике: Прорывные Научные Исследования Как Двигатель Науки. сборник статей Международной научно-практической конференции : в 3 ч.. 2017. С. 52-54. – Текст : непосредственный.
35. Концепция. Цифровая трансформация 2030. Россети. – URL: https://www.rosseti.ru/investment/Kontseptsiya_Tsifrovaya_transformatsiya_2030.pdf. (дата обращения: 01.06.2022).
36. Курьянов, В. Н. Цифровые подстанции. Опыт реализации. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-podstantsii-opyt-realizatsii. (дата обращения: 01.06.2022).
37. Лаврушин О. И. Финансовые технологии в банковском бизнесе и их влияние на изменение структуры финансовых услуг (направления использования) // Модернизация банковского сектора и рынка ценных бумаг в интересах повышения эффективности национальной экономики. – М.: Издание Государственной Думы, 2018. С. 284-289
38. Левина А.А. Как инновации и цифровизация влияют на банковский сектор в Российской Федерации // Материалы конференции «Инновационная экономика – экономика постиндустриального общества (Новосибирск, 26 декабря 2019 года). – С. 109-113.
39. Лебедев, В. Д., Яблоков, А. А., Филатова, Г. А., Панащатенко, А. В., Петров А. Е. Мультифункциональная система на основе цифрового трансформатора тока и напряжения в рамках цифровой подстанции / В. Д. Лебедев, А. А. Яблоков, Г. А. Филатова, А. В. Панащатенко, А. Е. Петров // Теория и практика проектного образования. - 2019. - № 3 (11). - С. 96-103. – Текст : непосредственный.
40. Ливинский, П. А. Цифровая трансформация 2030. – URL: https://www.rossetivolga.ru/i/files/2019/2/7/doklad_p.a._livinskogo_21.12.2018.pdf. (дата обращения: 01.06.2022).
41. Лукьянов, М. Р. Система автоматизации подстанций на основе стандарта МЭК 61850 / М. Р. Лукьянов // В сборнике: Наука и просвещение: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей III Международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 34-36. – Текст : непосредственный.
42. Мамонтов, А. Ю. Автоматизация в «умных сетях». Перспектива развития и прогноз / А. Ю. Мамонтов // КИП и автоматика: обслуживание и ремонт. - 2021. - № 8. - С. 35-39. – Текст : непосредственный.
43. Мамонтов, А. Ю. Перспектива развития «умных сетей» / А. Ю. Мамонтов // Водоочистка. - 2021. - № 2. - С. 52-57. – Текст : непосредственный.
44. Остроух, А. В., Исмоилов, М. И., Аль-Саиди, Д.М.А. Интеллектуальная система управления цифровой подстанцией / А. В. Остроух, М. И. Исмоилов, Д.М.А. Аль-Саиди // Промышленные АСУ и контроллеры. - 2021. - № 7. - С. 24-31. – Текст : непосредственный.
45. Рудакова О. С. Анализ отечественной и зарубежной практики применения новейших финансовых технологий в банковском бизнесе // Модернизация банковского сектора и рынка ценных бумаг в интересах повышения эффективности национальной экономики. – М.: Издание Государственной Думы, 2018. – С. 290-303
46. Сафрончук М.В. Влияние цифровой трансформации на бизнес и деловую среду // Цифровая экономика. – 2018. - № 2. – Т. 3. – С. 38-44.
47. Семячков К.А. Инструментарий развития институциональной среды в условиях цифровизации // Вестник УрФУ. Серия экономика и управление, 2019. – Т.18 . – № 6. – С. 766-782.
48. Самохвалов, М. А. Электроэнергетика Ханты-Мансийского автономного округа - Югры современное состояние и перспективы развития. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektroenergetika-hanty-mansiyskogo-avtonomnogo-okruga-yugry-sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya. (дата обращения: 01.06.2022).
49. Сошинов, А. Г., Копейкина Т. В. Разработка вопроса внедрения цифровых подстанций / А. Г. Сошинов, Т. В. Копейкина // В книге: Инновационные технологии в обучении и производстве. Материалы XV Всероссийской заочной научно-практической конференции (в 2-х томах). Волгоградский государственный технический университет (Камышинский филиал). - 2021. - С. 42-45. – Текст : непосредственный.
50. Сташко, В. И., Белицын, И. В., Побединский, Г. А. Актуальные технологии цифровизации электросетевых объектов / В. И. Сташко, И. В. Белицын, Г. А. Побединский // European Research. - 2020. - № 1 (37). - С. 21-26. – Текст : непосредственный.
51. Томас, Р., Босма, А. Инновационные решения реализации цифровых подстанций / Р. Томас, А. Босма // Релейщик. - 2020. - № 2 (37). - С. 36-39. – Текст : непосредственный.
52. Топливно-энергетический баланс Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2020 г. – URL: https://ugraces.ru/wp-content/uploads/2021/10/Отчёт-ТЭБ-Югры-2020.pdf. (дата обращения: 01.06.2022).
53. Фешин, Б. Н. Проблемы и задачи современной электроэнергетики / Б. Н. Фешин // Автоматика. Информатика. - 2020. - № 2. - С. 86-95. – Текст : непосредственный.
54. Банк документов // Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://docs.edu.gov.ru/
55. В ДВФУ запустили первую пилотную сеть 5G на Дальнем Востоке [Электронный ресурс]. // Официальный сайт Дальневосточного федерального университета. URL: https://www.dvfu.ru/news/fefu- news/v_dvfu_zapustili_pervuyu_pilotnuyu_set_5g_na_dalnem_vostoke/
56. В Югре создают IT-кластер [Электронный ресурс] // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». URL: https://cluster.hse.ru/news/210872188.html
57. В Югре планируют построить первый ЦОД [Электронный ресурс] // ИКС Медиа. URL: https://www.iksmedia.ru/news/5650182-V-Yugre-planiruyut- postroit-pervyj.html
58. Внутренние затраты на развитие цифровой экономики [Электронный ресурс] // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». URL: https://issek.hse.ru/news/317281408.html
59. Зачем России цифровая экономика? [Электронный ресурс] // RuBase. URL: https://rb.ru/longread/digital-economy-in-russia/
60. Индекс «Цифровая Россия» [Электронный ресурс]. // Московская школа управления «Сколково». URL: https://finance.skolkovo.ru/downloads/documents/FinChair/Research_Reports/SKOLKOVO_Digital_Russia_Report_Full_2019-04_ru.pdf
61. Индекс цифровизации бизнеса // НИУ ВШЭ, 2019. URL: https://issek.hse.ru/news/244878024.html
62. Интегрированные системы Онлайн обучения [Электронный ресурс] // Цифровая образовательная платформа Ханты-Мансийского автономного округа –Югры. URL: https://cop.admhmao.ru/online-edu
63. Кодекс корпоративной культуры [Электронный ресурс] // Сайт Фонда поддержки предпринимательства Югры. URL: https://sb- ugra.ru/upload/iblock/1de/Kodeks-korporativnoy-kultury.pdf
64. Количественные характеристики банковского сектора Российской Федерации развития [Электронный ресурс] // Банк России. URL: http://www.cbr.ru/statistics/bank_sector/lic/#a_70256
65. Комлев Н. Банковская система при переходе к цифровой экономике [Электронный ресурс] // Торгово-промышленная плата РФ. URL: https://tpprf.ru/ru/mobile/interaction/experts/comments/245746/
66. Корпоративная культура Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в ХМАО-Югре» [Электронный ресурс] // Cайт Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в ХМАО-Югре». URL: http://fbu3hmao.ru/ob_uchrezhdenii/korporativnaya_kultura/
67. Максат Нуриденулы. IBM предложил классификацию цифровых банков [Электронный ресурс] // Forbes. URL: https://www.forbes.ru/biznes/371421-ibm-predlozhil-novuyu-klassifikaciyu- cifrovyh-bankov
68. Международный индекс цифровой экономики и общества (International Digital Economy and Society Index, I-DESI) [Электронный ресурс] // Генеральный директорат коммуникационных сетей, контента и технологий Европейской Комиссии (European Commission Directorate General for Communications Networks, Content and Technology), 2018. URL: https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/news/international-digital-economy- and-society-index-2018
69. Наука и инновации [Электронный ресурс]. // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/14477
70. Национальная технологическая инициатива [Электронный ресурс] // Агентство стратегических инициатив. URL: https://asi.ru/nti/
71. Обзор банковского сектора Российской Федерации [Электронный ресурс] // Банк России. URL: http://www.cbr.ru/statistics/bank_sector/review/
72. Оборот сервиса доставки продуктов «Сбермаркет» в первом квартале вырос в 5 раз [Электронный ресурс] // Новости АНО «Радиочастотный спектр». URL: https://www.rspectr.com/novosti/59026/oborot-servisa-dostavki- produktov-sbermarket-v-pervom-kvartale-vyros-v-5-raz
73. Официальный сайт Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры [Электронный ресурс]. URL: https://depobr-molod.admhmao.ru/
74. Оценено качество услуг операторов мобильной связи в трех российских городах [Электронный ресурс] // Официальный сайт Роскомнадзора. URL: http://rkn.gov.ru/news/rsoc/news72534.htm
75. Павел Ципорин: доступ к интернету имеют почти 100 % жителей Югры [Электронный ресурс] // Аргументы факты: Югра. 20.11.20. URL: https://ugra.aif.ru/society/pavel_ciporin_dostup_k_internetu_imeyut_pochti_100_z hiteley_yugry
76. Портал открытых данных Ханты-Мансийского автономного округа – Югры [Электронный ресурс]. URL: https://data.admhmao.ru/
77. Раздроков Е.Н. Развитие банковской деятельности в условиях цифровизации региональной экономики (на примере Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) [Электронный ресурс] // Материалы XI Международной научно-практической конференции «Государство и бизнес. Экосистема цифровой экономики». Санкт-Петербург, 24-26 апреля 2019 г. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_38061764_23847939.pdf
78. Региональный ЦОД как драйвер роста и диверсификации экономики [Электронный ресурс] // ИКС Медиа. URL: https://www.iksmedia.ru/articles/5627381-Regionalnyj-CZOD-kak-drajver- rosta.html
79. Регионы России. Социально-экономические показатели - 2019 г. [Электронный ресурс]: Информационные и коммуникационные технологии // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/bgd/regl/b19_14p/Main.htm
80. Рейтинг цифровизации банков [Электронный ресурс] // URL: https://static3.banki.ru/ugc/b2/4a/82/e7/Rejting_cifrovizacii_bankov_po_itogam_p ervogo_polugodi_2020_goda.xlsx
81. Российская банковская система сегодня. Взаимодействие реального и финансового секторов в условиях цифровизации экономики. [Электронный ресурс] // Информационно-аналитическое обозрение, сентябрь, 2019. URL: https://asros.ru/upload/iblock/c30/20397_informatsionnoanaliticheskoeobozreniese ntyabr2019.pdf
82. Сколько в России «настоящих цифровых банков»? [Электронный ресурс] // FutureBanking. URL: http://futurebanking.ru/post/3757
83. Состояние преступности в Югре [Электронный ресурс] // Управления МВД России по Ханты-Мансийскому АО – Югре. URL: https://86.xn-- b1aew.xn--p1ai/Dejatelnost/Sostojanie_prestupnosti_v_JUgre
84. Список образовательных интернет-ресурсов, предоставленных партнерами для свободного доступа на временный период [Электронный ресурс] // Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа». URL: https://resh.edu.ru/distance/
85. Сравнение по профобластям [Электронный ресурс] // hh Индекс. URL: https://stats.hh.ru/prof-comparison#dateFrom=1&dateTo=11®ion%5B%5D=13 68&profarea%5B%5D=5
86. Статистический бюллетень Банка России [Электронный ресурс] // Банк России. URL: http://www.cbr.ru/statistics/bbs/statisticheskiy-byulleten-banka- rossii/
87. Федеральные общедоступные бесплатные ресурсы [Электронный ресурс] // Официальный интернет-ресурс Минпросвещения России. URL: https://edu.gov.ru/distance
88. Ципорин П. Информатизация в Ханты-Мансийском автономном округе Югре: итоги 2017 года, тенденции и перспективы развития [Электронный ресурс] // Ежедневное онлайн-издание D-russia.ru. URL: https://d- russia.ru/informatizatsiya-v-hanty-mansijskom-avtonomnom-okruge-yugre-itogi- 2017-goda-tendentsii-i-perspektivy-razvitiya.html
89. Ципорин П. Информационное общество Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Итоги 2016 года [Электронный ресурс] // Ежедневное онлайн-издание D-russia.ru (Digital Russia). URL: https://d-russia.ru/informatsionnoe-obshhestvo-hanty-mansijskogo-avtonomnogo-okruga- yugry-itogi-2016-goda.html
90. «Цифровое уведомление» поможет предпринимателям Югры возобновить работу [Электронный ресурс] // Портал Открытого Правительства Югры «Открытый регион – Югра». URL: https://myopenugra.ru/news/society/tsifrovoe_uvedomlenie_pomozhet_predprinim atelyam_yugry_vozobnovit_rabotu/
91. Цифровая жизнь российских регионов 2020. Что определяет цифровой разрыв? [Электронный ресурс]. // Московская школа управления «Сколково». URL: https://ict.moscow/static/eaa3e245-990a-52a1-9de6-b705430cb121.pdf
92. Цифровая экономика [Электронный ресурс]. Реализация Указа Президента РФ от 7.05.2018 № 204: отчеты по региональным проектам // Официальный сайт Департамента проектного управления Югры. URL: https://depproect.admhmao.ru/realizatsiya-ukaza-prezidenta-rossiyskoy-federatsii- ot-7-maya-2018-goda-204/otchety-po-regionalnym-proektam/
93. Югра – в числе лидеров по уровню внедрения электронного правительства [Электронный ресурс] // Администрация города Мегиона. URL: https://admmegion.ru/news/298231/