Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Креативные технологии в проектировании профессиональной среды общественных интерьеров

Работа №94748

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дизайн

Объем работы86
Год сдачи2020
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
216
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 «Теоретические основы исследования креативных технологий в проектировании профессиональной среды общественных интерьеров» 11
1.1 «Классификация и типология общественных зданий и задачи
проектирования интерьеров» 11
1.2 «Понятие профессионально-образовательной среды. Роль визуальной
составляющей в проектировании» 26
1.3 «Влияние дизайна интерьера на профессиональную среду» 29
Глава 2 «Разработка дизайн-концепции профессиональной среды образовательного интерьера» 49
2.1 «Изучение аналогов» 499
2.2 «Поиск образного решения дизайн-концепции» 57
2.3 «Этапы проектирования» 67
Заключение 71
Библиографический список 74
Список иллюстраций 79
Иллюстрации

Актуальность исследования заключается в том, что в социуме большое место занимают организации общественного назначения: муниципалитеты, офисы, образовательные учреждения и т.д. Нередко помещения, схожие по функциям, в разных социальных заведениях спроектированы, если не одинаково, то очень схоже. Но существуют компании, которые отошли от привычных шаблонов и воспользовались креативными технологиями в проектировании общественных интерьеров. Среди таких компаний есть всемирно известные корпорации, в успешности которых сомневаться не приходится. К тому же, побывав в каком-либо помещении, у человека остаётся то или иное впечатление, как о самом интерьере, так и о заведении в целом. Это может свидетельствовать о том, что дизайн интерьера, спроектированный с применением креативных технологий, не только взаимодействует с общественной средой, но и имеет некую степень влияния на её формирование.
Тема исследования разрабатывалась исследователями и дизайнерами с разных сторон.
Барташевич А., Адалова Н. и Романовский А. исследовали предметную среду интерьера, а именно мебель. В своей работе «История интерьера и мебели» исследователи проследили общие закономерности и динамику развития форм мебели и интерьера, историю этих элементов, начиная с древности, заканчивая современностью. Дали характеристику направлений дизайна современной мебели и обозначили принципы её стилей и формообразования. Проследили историю развития конструирования мебельных изделий. В своей работе авторы привели архитектурные термины, а так же мебельные определения[3].
Даниэль С. В своей работе «Искусство видеть» ведёт речь о творческом восприятии, языке линий и красок, воспитании зрителя, что может применяться креативными технологиями в проектировании интерьеров. Автор рассказывает об особенностях композиции, разных техниках исполнения на примерах Леонардо да Винчи, Д. Веласкеса, Л. Иванова, К. Брюллова. П. Федотова. И. Серова и других художников[11].
Саймон Додсворт описывает процесс разработки и выполнения дизайн- проекта по обустройству интерьера. Объясняет постановку задания, поиск концепции, разработку декоративной схемы, рассматривает вопросы экологии и даёт рекомендации к подготовке презентационного материала[14].
Данное исследование предполагает наличие влияния дизайна интерьера на психику, поэтому автор работы обращается к труду Костина А. и Голикова Ю., которые в своей работе «Организационно-процессуальный анализ психической регуляции сложной деятельности» представили результаты исследований существующих проблем психической регуляции сложной профессиональной деятельности[22].
Ясвин В. в работе «Образовательная среда: от моделирования к проектированию» комплексно проанализировал образовательную среду и её типы, изучил влияние образовательной среды на формирование личности[52].
Д. Панеро и Зелник в своём труде «Основы эргономики. Человек, пространство. Интерьер», отводят важную роль антропометрии, с помощью чего обеспечивается качественное взаимодействие человеческого тела и интерьера на физическом уровне. Работа Дж. Панеро и М. Зелника - это справочник по проектным нормам для тех, кто проектирует помещения: от дизайнеров интерьера, архитекторов, дизайнеров мебели, строителей, специалистов по промышленному дизайну до студентов, изучающих дизайн[27].
Автор данного исследования обращается к работе Папанек В. «Дизайн для реального мира», в которой изучены 6 аспектов функционального комплекса успешного дизайна: инструменты и материалы, использование, потребность, рациональность, эстетика и ассоциации. Дизайн чего-либо, в том числе и интерьера, рассматривается с точки зрения полезности и функциональной необходимости[29].
Дубровина О., являясь автором работы «Психология труда, инженерная психология и эргономика», даёт обзорную характеристику психологии труда, рассматривает психологические аспекты организации рабочего места, а так же придаёт большое значение эргономике и инженерной психологии[15].
Работа И. Розенсон «Основы теории дизайна» позволяет почувствовать сложность взаимоотношений дизайнера с обществом и миром, понять причинно-следственную связь принятия тех или иных дизайнерских решений[33].
Изучая эргономику в дизайне интерьеров, автор исследования обращается к трудам Рунге В. «Эргономика в дизайне среды» и «Эргономика и оборудование интерьера». В этих работах автор освещает основы эргономики: от этапов развития этой науки до методов исследования, которые непосредственно использует эргономика. Так же Рунге В. рассматривает эргономику и оборудование различных видов среды, эргономические аспекты восприятия и разработки дизайна среды. Обозначает базовые понятия и положения по учёту "человеческих факторов", методы решения эргономических задач, стоящих перед дизайнером, в процессе проектирования окружающей среды на основе конкретных рекомендаций и обширного справочного материала[34]. Приводит сведения об элементах комплексного оборудования и составляющих частей интерьеров жилого и общественного назначения, городских пространств, рассматривает функциональные, эксплуатационные и эргономические характеристики современных образцов[35].
Соловьев С. в своём труде «Декоративное оформление» проясняет потребности школы как образовательного учреждения в оформительском искусстве, даёт практические рекомендации по выполнению работ, как в стенах школы, так и вне её[37].
Автор исследования ссылается на труд Трофимова Е. «Эргономика зрительного восприятия», которую Трофимов посвятил рассмотрению зрительной системы и характерных особенностей восприятия объёма и глубины пространства. Привёл результаты исследований, проводимых с целью изучения влияния фрактальности объектов зрительной сцены на эффективность их распознавания. Рассмотрел резервы зрительной системы по трёхмерному восприятию[41 ].
В работе Устина В. «Художественное проектирование интерьеров» раскрываются основы художественного проектирования современных интерьеров и других объектов, которые с ними связаны. В ней отражён многолетний педагогический опыт работы автора на кафедрах интерьера в художественно-промышленных высших учебных заведениях[44].
В энциклопедии А. Стармер «Цвет» содержатся обоснования в выборе цветового решения интерьера для достижения гармоничного сочетания их друг с другом[40].
Усанова А. Л. в работе «Основы дизайна интерьера» рассматривает хронологию становления интерьера и возможные приёмы в декоративном оформлении, описывает характерные черты основных исторических стилей и направлений в принятой хронологической последовательности. Определяет роль художественных средств и приёмов проектирования и организации интерьера. В труде Усановой А.Л. описываются этапы работы над дизайн - проектом внутреннего пространства и рассматриваются способы визуализации, так же приводятся характеристики отделочных материалов, приёмов декорирования и обозначаются условия реализации проектного решения[43].
Шимко В. и Ефимов А. в труде «Дизайн архитектурной среды» предоставляют общие сведения, специальные указания и практические рекомендации, необходимые для освоения архитектурно-дизайнерского проектирования. Описывают категории, принципы и прочие базисы проектной деятельности, что связаны с задачами проектирования комплексного формирования предметно-пространственной среды[47].
Заёнчик В.М., Карачёв А.А., и Шмелёв В.Е. в работе «Основы творческо- конструкторской деятельности: предметная среда и дизайн» раскрыли теоретические и методологические, психологические и организационно¬содержательные основы творческо-конструкторской деятельности по улучшению предметной среды, рассмотрели основные составляющие элементы и этапы процесса проектирования, проследили единство и взаимосвязь технического творчества, дизайна и эргономики. Дали практические рекомендации по оформлению помещений в образовательном учреждении[17].
Автор исследования обращается к труду Лин М.В. «Современный дизайн. Пошаговое руководство. Техника рисования во всех видах дизайна: от эскиза до реального проекта: архитектура, ландшафтный дизайн, дизайн интерьеров, графический дизайн», в котором описаны техники и инструменты, которые используются профессиональными архитекторами, ландшафтными
дизайнерами, художниками и декораторами[23].
В работе «Проектирование» Сазонова Е.А. говорит об основах и критериях оценки проектной деятельности, рассматривает принципы проектирования[36].
Чинь Франсис Д.К. в работе «Архитектура: форма, пространство, композиция» говорит о способах взаимной коммуникации пространства и формы, разбирает их организацию для формирования среды, окружающей человека[46].
В работе «Геометрия дизайна. Пропорции и композиция», к которой обращается автор исследования, Элам К. рассказывает о законах математики и геометрии, которые применяются в искусстве, архитектуре и самых разных видах дизайна с древнейших времён и до наших дней, а так же о том, как именно они применяются в сфере искусства. Обозначается роль естественных систем пропорций. Элам К. углубляется в рассмотрении правила золотого сечения, божественных пропорций, последовательности Фибоначчи и прочих принципах, открытых в разное время деятелями науки и искусства. Из труда Элам К. следует, что в основе современного дизайна лежат законы симметрии, порядок и визуальный баланс[50].
Автор ссылается на теоретические положения, изложенные Опариным Г. в труде «Здания и сооружения. Архитектурно-строительное проектирование», в
котором содержится система изложения концепции, научных основ и методики проектирования в строительстве и архитектуре. Отмечена значимость проектирования в строительстве и архитектуре при реализации инвестиционно - строительных проектов: рассмотрены этапы проектной подготовки
капитального строительства, изложены основы архитектурно-строительного проектирования и принципы саморегулирования в области инженерных поисков решения, проектирования и строительства[26].
Уваров А. в работе «Экологический дизайн. История, теория и методология экологического проектирования», к которой обращается автор исследования, рассматривает малоизученную сферу проектной деятельности - экологический дизайн. Изучает использование тех или иных материалов в создании дизайн-проекта с точки зрения экологии[42].
Автор исследования обращается к труду Соловьева Н.К. «Всеобщая история интерьера», где рассматривается формирование стилей и типов интерьеров различных исторических периодов и регионов, начиная с зарождения интерьера до конца ХХ века в общих чертах, включая отечественные интерьеры как составной элемент мировой культуры. Изучаются принципы и приёмы построения композиции, средства художественной выразительности, а так же исторические, социальные и художественные проявления интерьера[38].
Так же автор исследования ссылается на труды Шокоровой Л.В. «Стилизация в дизайне и декоративно-прикладном искусстве», и «Дизайн- проектирование: стилизация». В первой работе Шокоровой Л.В. привлекает внимание обоснование значения стилизации как художественного метода в создании художественного образа в продуктах дизайна и декоративно-прикладного искусства. Рассматриваются принципы, методы, способы, приёмы и этапы выполнения стилизации[48].
Во второй работе Шокоровой содержатся рекомендации по овладению навыками декоративного изображения на базе творческой переработки и преобразования реалистических объектов, помогающие профессионально проектировать предметно-пространственные комплексы — предметы и изделия культурно-бытового назначения[49].
Объектом исследования выступают креативные технологии в проектировании дизайна общественных интерьеров.
Предметом исследования является влияние креативных технологий в проектировании дизайна общественных интерьеров на профессиональную среду.
Перед исследованием стоит цель - исследовать воздействие креативных технологий в проектировании дизайна общественных интерьеров на профессиональную среду.
Гипотеза исследования формулируется следующим образом: «Если пользоваться креативными технологиями в проектировании общественных интерьеров, то профессиональная среда будет более благоприятна».
Задачи исследования: изучить литературу, затрагивающую проблему использования креативных технологий в проектировании дизайна общественных интерьеров; изучить теоретические основы исследования креативных технологий в проектировании профессиональной среды общественных интерьеров; изучить процесс разработки дизайн-концепции профессиональной среды образовательного интерьера; разработать учебный курс, способствующий развитию у студентов навыков использования креативных технологий в разработке дизайна общественных интерьеров.
Теоретической и методологической основой исследования явились труды в области педагогики, истории и методологии дизайна, психологии, эргономики, дизайна, антропологии, изобразительного искусства. С точки зрения психологии Дизайн интерьера рассматривается как целостный образ помещения, элементы которого, как отдельно, так и в совокупности, влияют на формирование профессиональной среды, посредством воздействия на психические процессы.
Труды педагогов и научных деятелей в области педагогики, дизайна и изобразительного искусства обозначают этапы проектирования и его принципы, дают практические рекомендации по созданию качественного дизайна интерьера с применением креативных технологий.
На примерах истории дизайна интерьеров того или иного временного периода можно проследить тенденции и перспективы развития.
В процессе исследования были использованы следующие теоретические и практические методы: анализ, синтез, аналогия, дедукция, индукция,
классификация, абстрагирование, наблюдение, сравнение, моделирование, опрос, хронологический, историко-сравнительный, стилистический анализ.
Источники
Опыт применения креативных технологий отечественными и зарубежными дизайнерами;
Труды отечественных и зарубежных дизайнеров, педагогов, психологов, историков, инженеров, архитекторов;
Изучение электронных ресурсов, рассматривающих креативные технологии в дизайне с той или иной стороны[1, 5, 6, 7, 8, 9, 13, 18, 32, 45, 51].
В процессе исследования создавалась концептуальная теоретическая основа художественного образования, давалось описание средств, принципов использования креативных технологий в проектировании общественных интерьеров, производилось углубление образовательной парадигмы, направленной на изучение и эффективное использование креативных технологий в дизайне.
Разработан электронный курс «Эргономика и техническая эстетика в дизайн-проектировании» в системе МооШе, опубликована научно-исследовательская статья на тему «Креативный дизайн в оформлении общественного пространства: интерьеры компании Google».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведённое исследование показало, что креативные технологии в проектировании дизайна общественных интерьеров влияют на формирование профессиональной среды: цветовые решения имеют психофизиологическое воздействие на человека, интерьер, спроектированный в соответствии с правилами эргономики, способствует более продуктивной и комфортной трудовой деятельности, что, несомненно, благоприятно влияет на профессиональную среду.
Изучение литературы, рассматривающей затрагиваемую проблему с той или иной стороны, показывает, что на профессиональную среду влияет, как целостный интерьер, так и отдельные его элементы, их сочетания. Характер этого влияния может быть, как положительный (когда человек наслаждается пребыванием в помещении, чувствует себя вполне комфортно), так и отрицательный (когда окружающая обстановка нервирует человека, побуждает в нём желание поскорей покинуть это место).
Общественные организации различаются между собой выполняемыми функциями, родом деятельности и контингентом посетителей и сотрудников (Пациенты - медики, учащиеся - педагоги и т.п.). С учётом этих различий необходимо разрабатывать определённые дизайн-концепции, отвечающие требованиям организации, а так же соответствующие функциям, задачам и роду деятельности организации, частью составной которой будет являться проектируемое помещение. Очередной нюанс состоит в том, что в одной организации, занимающейся конкретной деятельностью, есть помещения, выполняющие разные функции. Дизайн интерьера в них не только может, но и должен различаться в соответствии с этими функциями.
Креативные технологии в проектировании дизайна общественных интерьеров призваны сделать образ помещения оригинальным, узнаваемым и поспособствовать более эффективному взаимодействию интерьера и человека, влияя при этом взаимодействии и на профессиональную среду. Это благотворно сказывается на продуктивности рабочего процесса. Об этом нам говорят труды Костина А. и Голикова Ю. в сфере психологии, а так же Д. Панеро и М. Зелник в области эргономики. Труд Дубровиной О., в котором рассмотрены вопросы, как психологии, так и эргономики, тоже свидетельствует о существенном влиянии креативных технологий в проектировании общественных интерьеров на профессиональную среду. Любой дизайн, в том числе и дизайн общественного интерьера, не должен быть абсурдным (если только, это не является его задачей). Об этом говорит В. Папанек в своём труде «Дизайн для реального мира».
Проведено исследование воздействия креативных технологий в проектировании дизайна общественных интерьеров на профессиональную среду.
Изучена литература, затрагивающая проблему использования креативных технологий в проектировании дизайна общественных интерьеров. Изучены теоретические основы исследования креативных технологий в проектировании профессиональной среды общественных интерьеров, изучен процесс разработки дизайн-концепции профессиональной среды образовательного интерьера, разработан электронный обучающий курс в системе Моос11с «Эргономика и техническая эстетика в дизайн-проектировании», способствующий развитию у студентов навыков использования креативных технологий в разработке дизайна общественных интерьеров.
Интерьеры общественных помещений могут быть самыми разнообразными, смелыми в своих дизайнерских решениях и легко узнаваемыми для широкой публики. Этому способствует использование креативных технологий в их проектировании. Творческое мышление при проектировании профессиональной среды общественных интерьеров не может быть оценено однозначно, так как носит субъективный, а нередко и ситуативный характер. Несмотря на это, существуют определённые правила, требования и принципы при проектировании внутренних пространств общественного назначения. Их необходимо соблюдать, тогда дизайн-проект интерьера будет успешно реализован не только с точки зрения оригинальности и эстетической стороны, но и с практической и технической. Такое грамотное использование креативных технологий в проектировании дизайна интерьеров помещений, выполняющих функции по обслуживанию общественности и удовлетворяющих социальные нужды населения, поспособствует благотворному влиянию на профессиональную среду в конкретном общественном помещении и сделает пребывания в них людей комфортным, приятным, продуктивным и положительно запоминающимся.



1. 20 инновационных проектов из различных школ мира, которые заставят детей всем сердцем полюбить учебу [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://novate.ru/blogs/220617/41859/, свободный.
2. _Альтшуллер Г. Найти идею. Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач. / серия «Искусство думать» - 5-е изд. - М.: Альпина Паблишер, 2012. - 402 с.
3. Барташевич А.А. История интерьера и мебели. / А.А. Барташевич, Н.И. Аладова, А.М. Романовский // Учебник для студ. вузов. - М.: Технопринт, 2002. - 400 с.
4. Боун, Э. Дизайнер интерьера. - М.: Махаон, 2018. - 288 c.
5. Введение в цветоведение и цветовые системы [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http : //mikhalkevich.narod. ru/kyrs/Cvetovedenie/main6. html,
свободный.
6. Влияние цвета и света на психологическое состояние человека [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://nsp-zdorovje.narod.ru/article psiho/v color.html, свободный.
7. Влияние цвета и света на психологическое состояние человека [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.livemaster.ru/topic/97571-vliyanie-tsveta-i-sveta-na- psihologicheskoe-sostoyanie-cheloveka, свободный.
8. Влияние цвета на человека [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http : //mikhalkevich. narod.ru/kvrs/Cvetovedenie/main7. html, свободный.
9. Воздействие цвета на человека [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://psyfactor.org/lib/colorpsy2.htm, свободный.
10. Грибер Ю.А. Градостроительная живопись. — М.: Юрайт, 2019. — 133 с.
11. Даниэль С.М. Искусство видеть: о творческих способах восприятия, о языке линий и красок, о воспитании зрителя. - Л.: Искусство, 1990. - 223с.
12. Дизайн: история, современность, перспективы. /Под ред.
Голубятникова И.В. - М.: Аванта+; Астрель, 2011. - 224 с.
13. Дизайн-концепция как развернутое дизайнерское исследование
[Электронный ресурс]. - Режим
доступа: https://studfile.net/preview/5567986/page: 12/, свободный.
14. Додсворт С. Фундаментальные основы дизайна интерьеров. / учеб. пособие. - М.: Тридэ Кукинг, 2011. - 184 с.
15. Дубровина О.И. Психология труда, инженерная психология и
эргономика. // учеб. пособие / Тюмень: Издательство Тюменского
государственного университета, 2015. - 224 с.
16. Ефимов А. Дизайн архитектурной среды: / чебник для вузов. -М: Архитектура-С, 2006. - 504 с.
17. Заёнчик В.М. Основы творческо-конструкторской деятельности: предметная среда и дизайн. / В.М. Заёнчик, А.А. Карачёв, В.Е. Шмелёв / Учебник для вузов. - М.: Академия, 2006. - 320 с.
18. Классификация и типология общественных зданий и задачи проектирования интерьеров [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studfile.net/preview/3609239/, свободный.
19. Коваленко П.А. Авиационная иллюзиология и другие проблемы авиационной психологии. - М.: МГОУ, 2012. - 536 с.
20. Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория / учебник для вузов. - М.: Омега-Л, 2009 224 с.
21. Кокшаров К.Ю., Усанова А.Л. Креативный дизайн в оформлении общественного пространства: интерьеры компании Google// Культурное наследие Сибири. 2019. №1 (27). С. 34-39.
22. Костин А.Н. Организационно-процессуальный анализ психической регуляции сложной деятельности // А.Н. Костин, Ю.Я. Голиков - М.: «Институт психологии РАН», 2014. - 448 с.
23. Лин М.В. Современный дизайн. Пошаговое руководство. Техника рисования во всех видах дизайна: от эскиза до реального проекта: архитектура, ландшафтный дизайн, дизайн интерьеров, графический дизайн. / Пер. с англ. О.П. Бурмаковой. - М.: АСТ, 2012. - 199 с.
24. Лоренс Зиген. Цифровая иллюстрация: мастер-класс по креативному имиджмейкингу. / Пер с англ. П. Кодолова. - М.: АСТ, 2013. - 176с.
25. Мурзина А.С. Практическое руководство по созданию стильных интерьеров. - Минск: Харвест, 2011. - 160с.: ил.
26. Опарин, С. Г. Здания и сооружения. Архитектурно-строительное проектирование / С. Г. Опарин, А.А. Леонтьев// учебник и практикум для СПО. — М.: Юрайт, 2018. — 283 с.
27. Панеро Д. Основы эргономики. Человек, пространство. Интерьер: справочник по проектным нормам. / Пер. с англ. - М.: АСТ, 2008. - 312с.: ил.
28. Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения
методологии. - М.: Наука, 2004. - 196 с.
29. Папанек В. Дизайн для реального мира /Пер с англ. Г. Северской. - М.: Д.Аронов, 2010. - 416с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ