РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ГЕНДЕРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
|
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГЕНДЕРНЫХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 9
1.1. Понятие и сущность гендерных представлений в педагогике и
психологии 9
1.2. Особенности развития гендерных представлений у детей
дошкольного возраста 23
1.3. Условия развития гендерных представлений у детей дошкольного
возраста 34
Глава 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ГЕНДЕРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ 43
2.1. Описание диагностических методик и показателей диагностики
творческих способностей детей школьного возраста 43
2.2. Анализ результатов диагностического исследования гендерных
представлений детей дошкольного возраста 45
2.3. Описание хода работы по созданию условий, способствующих
формированию гендерных представлений у детей дошкольного возраста 55
2.4. Оценка эффективности опытно-поисковая работы по развитию
гендерных представлений детей дошкольного возраста 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 99
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 9
1.1. Понятие и сущность гендерных представлений в педагогике и
психологии 9
1.2. Особенности развития гендерных представлений у детей
дошкольного возраста 23
1.3. Условия развития гендерных представлений у детей дошкольного
возраста 34
Глава 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ГЕНДЕРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ 43
2.1. Описание диагностических методик и показателей диагностики
творческих способностей детей школьного возраста 43
2.2. Анализ результатов диагностического исследования гендерных
представлений детей дошкольного возраста 45
2.3. Описание хода работы по созданию условий, способствующих
формированию гендерных представлений у детей дошкольного возраста 55
2.4. Оценка эффективности опытно-поисковая работы по развитию
гендерных представлений детей дошкольного возраста 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 99
Актуальность исследования. В современной государственной
образовательной политике созданы все условия для формирования различного рода компетентностей, закрепленных действующими законодательными актами, федеральными образовательными стандартами, нормативно-правовыми документами и национальными проектами: Конвенцией ООН о правах ребенка, федеральным законом «Об образовании», Федеральными государственными образовательными стандартами НОО, Национальной доктриной развития образования РФ до 2025 г. Формирование гендерных представлений детей также является одной из приоритетных областей.
Данная проблема относительно нова в педагогической науке и практике и ещё в достаточной мере не разработана, о чём свидетельствует малое количество исследований, предметом которых является гендерные представления детей дошкольного возраста. Исследователи чаще обращаются к проблемам гендерного воспитания, гендерной социализации, формирования гендерной идентичности, гендерной культуры и т.д.
Авторами доказано, что старший дошкольный возраст является сенситивным периодом формирования эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающему миру, полоролевого развития, становления психологического пола ребенка, освоения гендерных моделей поведения. Как справедливо отмечает Т. А. Репина, «мужчинами и женщинами в социальном смысле не рождаются, ими становятся в результате целенаправленного воспитания, которое важно начинать как можно раньше, уже с дошкольного возраста» [61].
Педагоги - практики Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева и др. применяют технологии гендерного воспитания в своей деятельности, внедряют гендерноориентированные программы в воспитательный процесс. Существуют авторские образовательные программы гендерного воспитания детей, реализуемые в детском саду. Они раскрывают лишь отдельные аспекты формирования гендерной компетентности дошкольников. Направления, связанные со становлением гендерной компетентности детей, в большинстве случаев, требуют дополнительной конкретизации [9].
Система дошкольного воспитания сильно феминизирована, да и дома значительная часть семей растет в неполных семьях. Такая ситуация имеет очень негативное влияние. Задача дошкольного учреждения: заинтересовать родителей, объяснить им важность развития гендерных представлений именно с малых лет, научить их сотрудничать с детьми, не бояться играть с ними, беседовать, рисовать, лепить, и то есть занимать позицию не «над» ребенком, а «рядом» с ним. Но одного желания родителей недостаточно, необходим определенный запас знаний, которым воспитатель совместно с другими специалистами, работающими с детьми готов поделиться. А передача знаний родителям предполагает определенную компетентность педагогов по вопросу гендерного воспитания детей. К сожалению, в настоящее время не все педагоги в достаточной мере владеют знаниями в данной области. Поэтому и назревает необходимость в работе дошкольных учреждений по развитию гендерных представлений сначала педагогов, затем родителей, а потом уже совместными усилиями родителей и педагогов предполагается развитие гендерных представлений у детей.
Таким образом, существуют противоречия:
- между необходимостью создать условия для развития гендерных представлений у детей дошкольного возраста и сложившейся системой дошкольного образования, ориентированной в основном на овладение дошкольников предметными знаниями, умениями и навыками;
• между необходимостью развивать у дошкольников гендерные представления и недостаточной разработанностью методического обеспечения, позволяющего целенаправленно осуществлять этот процесс.
На основании выделенных противоречий, анализа философской, психолого-педагогической литературы, а также в результате изучения опыта работы начальной школы была сформулирована проблема исследования, заключающаяся в теоретическом осмыслении педагогических условий, обеспечивающих развитие гендерных представлений дошкольников.
Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Развитие у детей дошкольного возраста гендерных представлений».
Гипотеза - развитие гендерных представлений у детей дошкольного возраста будет эффективным при соблюдений следующих условий:
• педагоги овладеют определёнными теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек и умениями в реализации гендерного подхода к воспитанию дошкольников, то есть у педагогов ДОУ будет сформирована гендерная компетентность;
• в ДОУ будет организована предметно-развивающая среда, ориентированная на развитие гендерных представлений детей через игровую деятельность;
• будет организован процесс взаимодействия ДОУ и семьи, обеспечивающий развитие гендерных представлений ребёнка-дошкольника.
Объект исследования - процесс развития гендерных представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - условия развития гендерных представлений у детей дошкольного возраста.
Цель исследования - теоретическое обоснование и проверка опытнопоисковым путем условий развития гендерных представлений у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы развития гендерных представлений у детей дошкольного возраста в педагогических и психологических исследованиях.
2. Провести отбор методик для выявления развития гендерных
представлений у детей дошкольного возраста.
3. Проанализировать результаты проведенной диагностики.
4. Разработать содержание работы по развитию гендерных представлений у детей дошкольного возраста.
5. Обобщить теоретические и практические результаты исследования.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение научных
исследований; изучение педагогического опыта работы; беседа; наблюдение; количественный и качественный анализ результатов.
База исследования: исследование проводились в старшей группе на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения - детского сада №50 «Колобок» п. Рефтинского, в котором принимали участие 12 детей в возрасте от 4 до 5 лет.
Научная новизна исследования:
1. Уточнено определения понятие «гендерные представления» применительно к дошкольному возрасту.
2. Выделены условия развития гендерных представлений у детей дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ.
3. Разработано содержание занятий в игровой форме, направленное на развитие гендерных представлений детей дошкольного возраста.
4. Теоретически обоснована и опытно-поисковым путем доказана эффективность применения условий, способствующих развитию у детей дошкольного возраста гендерных представлений в процессе дошкольного образования...
образовательной политике созданы все условия для формирования различного рода компетентностей, закрепленных действующими законодательными актами, федеральными образовательными стандартами, нормативно-правовыми документами и национальными проектами: Конвенцией ООН о правах ребенка, федеральным законом «Об образовании», Федеральными государственными образовательными стандартами НОО, Национальной доктриной развития образования РФ до 2025 г. Формирование гендерных представлений детей также является одной из приоритетных областей.
Данная проблема относительно нова в педагогической науке и практике и ещё в достаточной мере не разработана, о чём свидетельствует малое количество исследований, предметом которых является гендерные представления детей дошкольного возраста. Исследователи чаще обращаются к проблемам гендерного воспитания, гендерной социализации, формирования гендерной идентичности, гендерной культуры и т.д.
Авторами доказано, что старший дошкольный возраст является сенситивным периодом формирования эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающему миру, полоролевого развития, становления психологического пола ребенка, освоения гендерных моделей поведения. Как справедливо отмечает Т. А. Репина, «мужчинами и женщинами в социальном смысле не рождаются, ими становятся в результате целенаправленного воспитания, которое важно начинать как можно раньше, уже с дошкольного возраста» [61].
Педагоги - практики Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева и др. применяют технологии гендерного воспитания в своей деятельности, внедряют гендерноориентированные программы в воспитательный процесс. Существуют авторские образовательные программы гендерного воспитания детей, реализуемые в детском саду. Они раскрывают лишь отдельные аспекты формирования гендерной компетентности дошкольников. Направления, связанные со становлением гендерной компетентности детей, в большинстве случаев, требуют дополнительной конкретизации [9].
Система дошкольного воспитания сильно феминизирована, да и дома значительная часть семей растет в неполных семьях. Такая ситуация имеет очень негативное влияние. Задача дошкольного учреждения: заинтересовать родителей, объяснить им важность развития гендерных представлений именно с малых лет, научить их сотрудничать с детьми, не бояться играть с ними, беседовать, рисовать, лепить, и то есть занимать позицию не «над» ребенком, а «рядом» с ним. Но одного желания родителей недостаточно, необходим определенный запас знаний, которым воспитатель совместно с другими специалистами, работающими с детьми готов поделиться. А передача знаний родителям предполагает определенную компетентность педагогов по вопросу гендерного воспитания детей. К сожалению, в настоящее время не все педагоги в достаточной мере владеют знаниями в данной области. Поэтому и назревает необходимость в работе дошкольных учреждений по развитию гендерных представлений сначала педагогов, затем родителей, а потом уже совместными усилиями родителей и педагогов предполагается развитие гендерных представлений у детей.
Таким образом, существуют противоречия:
- между необходимостью создать условия для развития гендерных представлений у детей дошкольного возраста и сложившейся системой дошкольного образования, ориентированной в основном на овладение дошкольников предметными знаниями, умениями и навыками;
• между необходимостью развивать у дошкольников гендерные представления и недостаточной разработанностью методического обеспечения, позволяющего целенаправленно осуществлять этот процесс.
На основании выделенных противоречий, анализа философской, психолого-педагогической литературы, а также в результате изучения опыта работы начальной школы была сформулирована проблема исследования, заключающаяся в теоретическом осмыслении педагогических условий, обеспечивающих развитие гендерных представлений дошкольников.
Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Развитие у детей дошкольного возраста гендерных представлений».
Гипотеза - развитие гендерных представлений у детей дошкольного возраста будет эффективным при соблюдений следующих условий:
• педагоги овладеют определёнными теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек и умениями в реализации гендерного подхода к воспитанию дошкольников, то есть у педагогов ДОУ будет сформирована гендерная компетентность;
• в ДОУ будет организована предметно-развивающая среда, ориентированная на развитие гендерных представлений детей через игровую деятельность;
• будет организован процесс взаимодействия ДОУ и семьи, обеспечивающий развитие гендерных представлений ребёнка-дошкольника.
Объект исследования - процесс развития гендерных представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - условия развития гендерных представлений у детей дошкольного возраста.
Цель исследования - теоретическое обоснование и проверка опытнопоисковым путем условий развития гендерных представлений у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы развития гендерных представлений у детей дошкольного возраста в педагогических и психологических исследованиях.
2. Провести отбор методик для выявления развития гендерных
представлений у детей дошкольного возраста.
3. Проанализировать результаты проведенной диагностики.
4. Разработать содержание работы по развитию гендерных представлений у детей дошкольного возраста.
5. Обобщить теоретические и практические результаты исследования.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение научных
исследований; изучение педагогического опыта работы; беседа; наблюдение; количественный и качественный анализ результатов.
База исследования: исследование проводились в старшей группе на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения - детского сада №50 «Колобок» п. Рефтинского, в котором принимали участие 12 детей в возрасте от 4 до 5 лет.
Научная новизна исследования:
1. Уточнено определения понятие «гендерные представления» применительно к дошкольному возрасту.
2. Выделены условия развития гендерных представлений у детей дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ.
3. Разработано содержание занятий в игровой форме, направленное на развитие гендерных представлений детей дошкольного возраста.
4. Теоретически обоснована и опытно-поисковым путем доказана эффективность применения условий, способствующих развитию у детей дошкольного возраста гендерных представлений в процессе дошкольного образования...
«Воспитание и развитие детей с учетом гендерного представления формирует у детей навыки общения девочек и мальчиков в быту, в режимных моментах, а также определенные гендерные аспекты на занятиях позволяют учитывать их психофизиологические различия под руководством
компетентного педагога (Воспитателя)» (М.А.Панфилова).
На наш взгляд, работа над темой: «Развитие у детей дошкольного возраста гендерных представлений», способствует гендерному воспитанию детей дошкольного возраста, так как формирует первоначальное прочувствованное восприятие каждым дошкольником ближайшей социокультурной среды, которой является он сам, противоположный пол, его семья и деятельность в ней человека, развивает осознанное понимание значимости себя по отношению к окружающей действительности.
С понимания своей роли в своей семье начинается понимание образа я - мальчика (девочки). Востребованность результатов данной работы обусловлена, прежде всего, его социальной значимостью. Многие испытывают сегодня беспомощность и растерянность в выполнении функциональных обязанностей, требующих фемининных или маскулинных проявлений:
- серьезные проблемы, связанные с отсутствием качеств мужественности, возникают у молодых людей, служащих в армии;
- дефицит миротворчества, доброты, покладистости обнаруживается у девушек в сфере общения с людьми.
Особенно это касается установления семейных отношений. Распространенные сегодня формы гражданского сожительства, гостевых браков делают проблематичным процесс приобщения детей к семейным социокультурным ценностям, лишают их ориентации в специфике межполовых отношений. Дети, воспитывающиеся в неполных семьях, зачастую испытывают чувство ущербности, неполноценности, неспособны в дальнейшем выстраивать свои половые роли по образу семейных пар, особенно если отношения в них были далеки от идеала. Утрата ценностей гендерной культуры приводит к природному дисбалансу соотношения мужских и женских особей как представителей биологического вида. Одним из негативных последствий сексуальной революции является стремительный рост транссексуалов, сексуальных меньшинств, обреченных на бездетное существование. Вместе с тем она является одним из существенных факторов резкого спада демографической ситуации.
Проведенную работу можно считать завершенной по отношению к реализации поставленных задач. Перспективы работы могут быть обозначены в направлении разработки технологических карт, используемых в гендерном представление детей всех возрастных групп, в изучении их возможностей по отношению к другим аспектам социализации ребенка (национальное, правовое, межличностное).
Анализ материалов из опыта работы «Развитие у детей дошкольного возраста гендерных представлений» выявил положительные тенденции
работы в этом направлении с учетом гендерного подхода:
• разработаны формы и методы организации различных видов деятельности;
• создаются условия для развития умственных и творческих способностей с учетом потребностей мальчиков и девочек;
• у детей сложилось более осознанное отношение к своему гендерному полу, они стараются соответствовать стереотипам, принятым в семье и обществе;
• взаимодействие с родителями способствовало повышению их компетентности в воспитании детей определенного пола. Значительно повысился интерес к работе ДОУ. Родители стали чаще посещать родительские собрания, открытые образовательные мероприятия, праздники, развлечения, принимать участие в конкурсах.
В результате осуществления работы по развитию гендерных представлений в социально-коммуникативном развитии дошкольников нами были выявлены организационные условия эффективного процесса социализации личности ребенка в игровой деятельности; разработано дифференцированное содержание ролевой игры с учетом особенностей полового развития девочек и мальчиков; определены необходимые атрибуты и материал для ролевых игр девочек и мальчиков; организована постановка ребенка в позицию субъекта игровой деятельности, которая наиболее полно соответствует его половым склонностям и интересам; оформлены рекомендации для родителей по созданию условий полноценной социализации дошкольника.
Большинство детей независимо от пола адекватно и правильно оценили свою половую принадлежность в будущем, так же все обследуемые в своих рисунках адекватно отразили свой пол. И мальчики и девочки знают, что существуют два пола: мужской и женский, все люди обладают схожими чертами, но отличаются внешним видом, характером, поведением. Знают смысл родственных отношений. Имеет представление о внутрисемейных половых ролях соответствующим общим представлениям. Мальчики и девочки ассоциирует себя с определенным полом и понимают, что он не меняется. В играх и повседневной деятельности ребенок пытается вести себя как представитель своего пола (мужской или женский), однако допускают ошибки.
В работе с детьми были запланированы и проведены различные мероприятия, целью которых было формирование гендерной устойчивости и интереса к взаимодействию с противоположным полом. Целью работы с родителями является формирование гендерных представлений в вопросах воспитания и развития детей. В работе с педагогами целью является совершенствование профессионального мастерства, педагогической компетентности в воспитании, обучении и развитии детей с учётом гендерных представлений. Для работы педагогов с родителями были разработаны консультации, рекомендации, памятки, родительские собрания, подготовлен перечень игр и упражнений с девочками и мальчиками в условиях ДОУ и семьи.
В результате проведённой работы у детей расширился кругозор, повысился интерес к близким людям, их взаимоотношениям, стало обычным проявление внимания, вежливости по отношению друг к другу. Шире стали представления о разнице полов: у одних есть косички, платья и юбки, нежный и ласковый голос, другие любят играть в футбол, не носят бижутерию, «говорят басом» и любят бегать. Дружить хочется с девочкой нежной, веселой, умной, красивой, а лучший друг получится из мальчика храброго, трудолюбивого, защитника и с воображением. Хочется надеяться, что в положенное время из этих детей вырастут настоящие защитники и хранительницы уюта. Наработанный опыт, конечно, будет углубляться, и совершенствоваться, ведь данная тема очень актуальна на современном этапе и имеет интересные перспективы для дальнейшего развития в работе с детьми дошкольного возраста.
Гендерные представления - это сформированные у дошкольников знания о том, какие роли должны выполнять мужчины и женщины в обществе в конкретных социальных условиях, каково их предназначение и какие модели поведения они должны демонстрировать окружающим, которые рождаются в повседневной жизни в процессе общения и взаимодействия с родителями и педагогами.
компетентного педагога (Воспитателя)» (М.А.Панфилова).
На наш взгляд, работа над темой: «Развитие у детей дошкольного возраста гендерных представлений», способствует гендерному воспитанию детей дошкольного возраста, так как формирует первоначальное прочувствованное восприятие каждым дошкольником ближайшей социокультурной среды, которой является он сам, противоположный пол, его семья и деятельность в ней человека, развивает осознанное понимание значимости себя по отношению к окружающей действительности.
С понимания своей роли в своей семье начинается понимание образа я - мальчика (девочки). Востребованность результатов данной работы обусловлена, прежде всего, его социальной значимостью. Многие испытывают сегодня беспомощность и растерянность в выполнении функциональных обязанностей, требующих фемининных или маскулинных проявлений:
- серьезные проблемы, связанные с отсутствием качеств мужественности, возникают у молодых людей, служащих в армии;
- дефицит миротворчества, доброты, покладистости обнаруживается у девушек в сфере общения с людьми.
Особенно это касается установления семейных отношений. Распространенные сегодня формы гражданского сожительства, гостевых браков делают проблематичным процесс приобщения детей к семейным социокультурным ценностям, лишают их ориентации в специфике межполовых отношений. Дети, воспитывающиеся в неполных семьях, зачастую испытывают чувство ущербности, неполноценности, неспособны в дальнейшем выстраивать свои половые роли по образу семейных пар, особенно если отношения в них были далеки от идеала. Утрата ценностей гендерной культуры приводит к природному дисбалансу соотношения мужских и женских особей как представителей биологического вида. Одним из негативных последствий сексуальной революции является стремительный рост транссексуалов, сексуальных меньшинств, обреченных на бездетное существование. Вместе с тем она является одним из существенных факторов резкого спада демографической ситуации.
Проведенную работу можно считать завершенной по отношению к реализации поставленных задач. Перспективы работы могут быть обозначены в направлении разработки технологических карт, используемых в гендерном представление детей всех возрастных групп, в изучении их возможностей по отношению к другим аспектам социализации ребенка (национальное, правовое, межличностное).
Анализ материалов из опыта работы «Развитие у детей дошкольного возраста гендерных представлений» выявил положительные тенденции
работы в этом направлении с учетом гендерного подхода:
• разработаны формы и методы организации различных видов деятельности;
• создаются условия для развития умственных и творческих способностей с учетом потребностей мальчиков и девочек;
• у детей сложилось более осознанное отношение к своему гендерному полу, они стараются соответствовать стереотипам, принятым в семье и обществе;
• взаимодействие с родителями способствовало повышению их компетентности в воспитании детей определенного пола. Значительно повысился интерес к работе ДОУ. Родители стали чаще посещать родительские собрания, открытые образовательные мероприятия, праздники, развлечения, принимать участие в конкурсах.
В результате осуществления работы по развитию гендерных представлений в социально-коммуникативном развитии дошкольников нами были выявлены организационные условия эффективного процесса социализации личности ребенка в игровой деятельности; разработано дифференцированное содержание ролевой игры с учетом особенностей полового развития девочек и мальчиков; определены необходимые атрибуты и материал для ролевых игр девочек и мальчиков; организована постановка ребенка в позицию субъекта игровой деятельности, которая наиболее полно соответствует его половым склонностям и интересам; оформлены рекомендации для родителей по созданию условий полноценной социализации дошкольника.
Большинство детей независимо от пола адекватно и правильно оценили свою половую принадлежность в будущем, так же все обследуемые в своих рисунках адекватно отразили свой пол. И мальчики и девочки знают, что существуют два пола: мужской и женский, все люди обладают схожими чертами, но отличаются внешним видом, характером, поведением. Знают смысл родственных отношений. Имеет представление о внутрисемейных половых ролях соответствующим общим представлениям. Мальчики и девочки ассоциирует себя с определенным полом и понимают, что он не меняется. В играх и повседневной деятельности ребенок пытается вести себя как представитель своего пола (мужской или женский), однако допускают ошибки.
В работе с детьми были запланированы и проведены различные мероприятия, целью которых было формирование гендерной устойчивости и интереса к взаимодействию с противоположным полом. Целью работы с родителями является формирование гендерных представлений в вопросах воспитания и развития детей. В работе с педагогами целью является совершенствование профессионального мастерства, педагогической компетентности в воспитании, обучении и развитии детей с учётом гендерных представлений. Для работы педагогов с родителями были разработаны консультации, рекомендации, памятки, родительские собрания, подготовлен перечень игр и упражнений с девочками и мальчиками в условиях ДОУ и семьи.
В результате проведённой работы у детей расширился кругозор, повысился интерес к близким людям, их взаимоотношениям, стало обычным проявление внимания, вежливости по отношению друг к другу. Шире стали представления о разнице полов: у одних есть косички, платья и юбки, нежный и ласковый голос, другие любят играть в футбол, не носят бижутерию, «говорят басом» и любят бегать. Дружить хочется с девочкой нежной, веселой, умной, красивой, а лучший друг получится из мальчика храброго, трудолюбивого, защитника и с воображением. Хочется надеяться, что в положенное время из этих детей вырастут настоящие защитники и хранительницы уюта. Наработанный опыт, конечно, будет углубляться, и совершенствоваться, ведь данная тема очень актуальна на современном этапе и имеет интересные перспективы для дальнейшего развития в работе с детьми дошкольного возраста.
Гендерные представления - это сформированные у дошкольников знания о том, какие роли должны выполнять мужчины и женщины в обществе в конкретных социальных условиях, каково их предназначение и какие модели поведения они должны демонстрировать окружающим, которые рождаются в повседневной жизни в процессе общения и взаимодействия с родителями и педагогами.
Подобные работы
- Гендерные особенности страхов у детей дошкольного возраста (Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2020 - Психолого-педагогические условия формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - Детско-родительские отношения как фактор особенностей эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ УВАЖЕНИЯ К ВЗРОСЛЫМ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПРИОБЩЕНИЯ К ТРАДИЦИЯМ РУССКОГО НАРОДА В ИГРАХ-ДРАМАТИЗАЦИЯХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2021 - Психолого-педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2019





