ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К
ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ МОТИВАЦИИ К УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Общая характеристика учебной деятельности 8
1.2. Составляющие готовности ребенка дошкольного возраста к обучению в школе 19
1.3. Методы и приемы формирования мотивационной готовности к школе
в дошкольном возрасте 28
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 39
2.1. Характеристика диагностической базы по теме исследования 39
2.2. Программа по формированию мотивации к обучению в школе у детей
дошкольного возраста 57
2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-поисковой работы по формированию мотивации к обучению в школе у детей дошкольного
возраста 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 95
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К
ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ МОТИВАЦИИ К УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Общая характеристика учебной деятельности 8
1.2. Составляющие готовности ребенка дошкольного возраста к обучению в школе 19
1.3. Методы и приемы формирования мотивационной готовности к школе
в дошкольном возрасте 28
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 39
2.1. Характеристика диагностической базы по теме исследования 39
2.2. Программа по формированию мотивации к обучению в школе у детей
дошкольного возраста 57
2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-поисковой работы по формированию мотивации к обучению в школе у детей дошкольного
возраста 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 95
Актуальность исследования. Получение образования в школе представляет собой самый длительный этап обучения в жизни человека. Данный этап можно назвать одним из решающих факторов, как успеха индивидуального, так и для развития всей страны. Формирование мотивации к учебной деятельности в школе у детей дошкольного возраста является одной из основной составляющей готовности ребенка к обучению в школе. Мотивация определяет направленность личности ребенка и побуждает к деятельности. Дошкольный возраст является наиболее эффективным в формировании мотивации, так как в этом возрасте появляется новое психологическое новообразование - соподчинение мотивов.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет требования к содержанию образовательных программ в детском саду. Так, содержание программы должно «обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности...».
Анализ теоретических исследований по проблеме формирования мотивации к обучению к школе у детей дошкольного возраста позволил сделать вывод о наличии ряда противоречий:
1) на социально-педагогическом уровне - между тенденцией в обществе «учиться на протяжении всей жизни» и тем, что прививать эту задачу необходимо с дошкольного возраста через мотивацию к обучению;
2) на научно-теоретическом уровне - между разработанностью теоретических основ мотивации к обучению в школе и недостаточностью разработанности этой проблемы в условиях возрастной специфики детей дошкольного возраста;
3) на научно-методическом - между востребованностью формирования мотивации к обучению у детей дошкольного возраста и недостаточным обеспечением методическими разработками.
Выявленная актуальность, приведенные противоречия позволили определить проблему исследования: каким образом необходимо формировать мотивацию к обучению в школе у детей дошкольного возраста?
Обозначенная проблема исследования позволила определить тему магистерской диссертации: «Формирование мотивации к обучению в школе у детей дошкольного возраста».
Объект исследования - образовательный процесс в подготовительной группе детского сада.
Предмет исследования - мотивационная готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Цель исследования - теоретические обосновать, разработать и проверить опытно-поисковым путем возможности формирования мотивационной готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что формирование мотивационной готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе будет более эффективным, если:
• мотивация ребенка к обучению в школе будет ориентирована как на внешние, так и на внутренние побудители;
• процесс подготовки будет включать компоненты: эмоциональный: положительное представление о школе, желание учиться, социально ориентированный: готовность принять новую социальную роль - роль школьника.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи исследования:
1) проанализировать современные психолого-педагогические подходы к формированию мотивации к обучению в школе у детей дошкольного возраста;
2) на основе изучения психолого-педагогической и научнометодической литературы выявить и обосновать возможности методических разработок по формированию мотивации к обучению в школе у детей дошкольного возраста;
3) разработать и апробировать на практике программу по
формированию мотивации к обучению в школе у детей дошкольного возраста;
4) проанализировать эффективность реализованной программы по
формированию мотивации к обучению в школе у детей дошкольного возраста.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:
• теоретические (анализ философской, психологической и педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы, сравнение, обобщение, классификация, моделирование, обобщение передового педагогического опыта);
• эмпирические (тест, анкетирование, метод математической обработки информации).
Теоретико-методологической базой исследования являются:
• мотив как источник активности поведения (Б.Г. Ананьев [1], А.Н. Леонтьев [25], А. Маслоу [32], А.К. Маркова [29], Г.И.Щукина [57], П.М. Якобсон [61] и др.);
• особенности строения и развития мотивационной сферы личности обучающихся (Е.П. Ильин [18], А.К. Маркова [29], М.В. Матюхина [33], Н.Ф. Талызина [48], Г.И. Щукина [57] и др.).
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение - детский сад № 34 г. Екатеринбурга.
Теоретическая значимость исследования заключается в проведении анализа нормативно-правовых документов, психолого-педагогической литературы для выявления необходимости в формировании мотивации к обучению на государственном уровне и возможных условиях для ее формирования у детей дошкольного возраста, представлено понятие «мотивация к обучению в школе» с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, выделены компоненты мотивации к обучению в школе у детей дошкольного возраста и их содержание.
Практическая значимость исследования заключается в разработке диагностического комплекса по выявлению уровня сформированности мотивации к обучению у детей дошкольного возраста, а также программа по формированию мотивации к обучению в школе у детей дошкольного возраста с включением мероприятий для педагога и родителей.
Этапы проведения исследования. Выбранная теоретико-методологическая основа и поставленные задачи определили ход исследования, которое проводилось в три этапа...
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет требования к содержанию образовательных программ в детском саду. Так, содержание программы должно «обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности...».
Анализ теоретических исследований по проблеме формирования мотивации к обучению к школе у детей дошкольного возраста позволил сделать вывод о наличии ряда противоречий:
1) на социально-педагогическом уровне - между тенденцией в обществе «учиться на протяжении всей жизни» и тем, что прививать эту задачу необходимо с дошкольного возраста через мотивацию к обучению;
2) на научно-теоретическом уровне - между разработанностью теоретических основ мотивации к обучению в школе и недостаточностью разработанности этой проблемы в условиях возрастной специфики детей дошкольного возраста;
3) на научно-методическом - между востребованностью формирования мотивации к обучению у детей дошкольного возраста и недостаточным обеспечением методическими разработками.
Выявленная актуальность, приведенные противоречия позволили определить проблему исследования: каким образом необходимо формировать мотивацию к обучению в школе у детей дошкольного возраста?
Обозначенная проблема исследования позволила определить тему магистерской диссертации: «Формирование мотивации к обучению в школе у детей дошкольного возраста».
Объект исследования - образовательный процесс в подготовительной группе детского сада.
Предмет исследования - мотивационная готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Цель исследования - теоретические обосновать, разработать и проверить опытно-поисковым путем возможности формирования мотивационной готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что формирование мотивационной готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе будет более эффективным, если:
• мотивация ребенка к обучению в школе будет ориентирована как на внешние, так и на внутренние побудители;
• процесс подготовки будет включать компоненты: эмоциональный: положительное представление о школе, желание учиться, социально ориентированный: готовность принять новую социальную роль - роль школьника.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи исследования:
1) проанализировать современные психолого-педагогические подходы к формированию мотивации к обучению в школе у детей дошкольного возраста;
2) на основе изучения психолого-педагогической и научнометодической литературы выявить и обосновать возможности методических разработок по формированию мотивации к обучению в школе у детей дошкольного возраста;
3) разработать и апробировать на практике программу по
формированию мотивации к обучению в школе у детей дошкольного возраста;
4) проанализировать эффективность реализованной программы по
формированию мотивации к обучению в школе у детей дошкольного возраста.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:
• теоретические (анализ философской, психологической и педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы, сравнение, обобщение, классификация, моделирование, обобщение передового педагогического опыта);
• эмпирические (тест, анкетирование, метод математической обработки информации).
Теоретико-методологической базой исследования являются:
• мотив как источник активности поведения (Б.Г. Ананьев [1], А.Н. Леонтьев [25], А. Маслоу [32], А.К. Маркова [29], Г.И.Щукина [57], П.М. Якобсон [61] и др.);
• особенности строения и развития мотивационной сферы личности обучающихся (Е.П. Ильин [18], А.К. Маркова [29], М.В. Матюхина [33], Н.Ф. Талызина [48], Г.И. Щукина [57] и др.).
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение - детский сад № 34 г. Екатеринбурга.
Теоретическая значимость исследования заключается в проведении анализа нормативно-правовых документов, психолого-педагогической литературы для выявления необходимости в формировании мотивации к обучению на государственном уровне и возможных условиях для ее формирования у детей дошкольного возраста, представлено понятие «мотивация к обучению в школе» с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, выделены компоненты мотивации к обучению в школе у детей дошкольного возраста и их содержание.
Практическая значимость исследования заключается в разработке диагностического комплекса по выявлению уровня сформированности мотивации к обучению у детей дошкольного возраста, а также программа по формированию мотивации к обучению в школе у детей дошкольного возраста с включением мероприятий для педагога и родителей.
Этапы проведения исследования. Выбранная теоретико-методологическая основа и поставленные задачи определили ход исследования, которое проводилось в три этапа...
В современном обществе приобретает значимость тенденция «учиться на протяжении всей жизни», так как мир меняется и развивается очень быстро. Чтобы быть востребованным, высококвалифицированным специалистом, необходимо с малых лет показать детям значимость обучения в школе, вузе и т.д. Это будет трудно сделать, если не будет сформирована мотивация к обучению, так как мотивация - главный двигатель нашей деятельности. И начинать формировать мотивацию к обучению необходимо с дошкольного возраста, чтобы с малых лет ребенок мог ответить себе на вопрос «А для чего я это делаю?». Мотивация к учебной деятельности поведет за собой и мотивацию к трудовой деятельности.
В ходе анализа теоретических аспектов формирования мотивации к обучению в школе нам удалось выяснить, что учебная деятельность связана не только с определенными знаниями и умениями, которые могут приобрести дети, но и с усвоением способа их приобретения; не только с тем, что у ребенка при этом лучше будет развито внимание, восприятие, память, но и с тем, что все эти отдельные психические качества дадут более обобщенное выражение определенного типа деятельности (учебной).
Для человека переход с одного вида деятельности на другой, в рамках ведущего вида деятельности, является переломным в жизни. Поэтому педагоги-психологи вводят такое понятие, как «готовность». Так, большинство авторов объясняют готовность к деятельности через совокупность мотивационных, познавательных, эмоциональных и волевых качеств личности как общее психофизиологическое состояние, обеспечивающее актуализацию потенциальных возможностей человека.
Говоря о готовности к обучению в школе, следует сказать, что поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. При подготовке дошкольников к обучению в школе необходимо учитывать возрастные особенности, их активное и всестороннее развитие. Подготовка должна быть разносторонней и начинаться задолго до фактического поступления в школу.
На сегодняшний день разработано много методов и приемов формирования мотивационной готовности. Широко используются в дошкольных образовательных учреждениях активные методы работы с детьми по формированию мотивационной готовности к школе в дошкольном возрасте: сюжетно-ролевые игры, обращение к произведениям искусства, чтение и анализ детской художественной литературы, рисование на школьную тематику, беседы и рассказы взрослых о своей учебе, ознакомление с пословицами и поговорками об обучении, словесные и дидактические игры.
Говорить о сформированности мотивации к обучению в школе у детей дошкольного возраста мы можем в комплексе трех диагностик: методика «Исследование мотивации учения у старших дошкольников», тест «Рисунок школы», методика «Угадай настроение» Н.А. Степановой.
Проанализировав материал, собранный в ходе опытно-поисковой работы, было выявлено, что 10% (2 человека) имеют высокий уровень развития мотивационной готовности у детей дошкольного возраста, 70% (14 человек) имеют средний уровень и 20% (4 человека) имеют низкий уровень.
В соответствии с определенными задачами исследования на подготовительном этапе опытно-поисковой работы была разработана программа по формированию мотивации к обучению в школе у детей дошкольного возраста, целью которой является повышение уровня мотивационной готовности к обучению в школе у детей дошкольного возраста с проработкой каждого критерия мотивационной готовности. Программа предполагает работу по трем блокам: работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями.
На результативном этапе было выявлено, что у детей дошкольного возраста, занимающихся по разработанной программе, выявлено повышение уровня сформированности мотивации к обучению в школе. Поэтому разработанную программу по формированию мотивации к обучению в школе можно считать эффективной.
Проведенное исследование доказало научную обоснованность и научную значимость целей и задач по формированию у детей дошкольного возраста мотивации к обучению в школе.
В ходе анализа теоретических аспектов формирования мотивации к обучению в школе нам удалось выяснить, что учебная деятельность связана не только с определенными знаниями и умениями, которые могут приобрести дети, но и с усвоением способа их приобретения; не только с тем, что у ребенка при этом лучше будет развито внимание, восприятие, память, но и с тем, что все эти отдельные психические качества дадут более обобщенное выражение определенного типа деятельности (учебной).
Для человека переход с одного вида деятельности на другой, в рамках ведущего вида деятельности, является переломным в жизни. Поэтому педагоги-психологи вводят такое понятие, как «готовность». Так, большинство авторов объясняют готовность к деятельности через совокупность мотивационных, познавательных, эмоциональных и волевых качеств личности как общее психофизиологическое состояние, обеспечивающее актуализацию потенциальных возможностей человека.
Говоря о готовности к обучению в школе, следует сказать, что поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. При подготовке дошкольников к обучению в школе необходимо учитывать возрастные особенности, их активное и всестороннее развитие. Подготовка должна быть разносторонней и начинаться задолго до фактического поступления в школу.
На сегодняшний день разработано много методов и приемов формирования мотивационной готовности. Широко используются в дошкольных образовательных учреждениях активные методы работы с детьми по формированию мотивационной готовности к школе в дошкольном возрасте: сюжетно-ролевые игры, обращение к произведениям искусства, чтение и анализ детской художественной литературы, рисование на школьную тематику, беседы и рассказы взрослых о своей учебе, ознакомление с пословицами и поговорками об обучении, словесные и дидактические игры.
Говорить о сформированности мотивации к обучению в школе у детей дошкольного возраста мы можем в комплексе трех диагностик: методика «Исследование мотивации учения у старших дошкольников», тест «Рисунок школы», методика «Угадай настроение» Н.А. Степановой.
Проанализировав материал, собранный в ходе опытно-поисковой работы, было выявлено, что 10% (2 человека) имеют высокий уровень развития мотивационной готовности у детей дошкольного возраста, 70% (14 человек) имеют средний уровень и 20% (4 человека) имеют низкий уровень.
В соответствии с определенными задачами исследования на подготовительном этапе опытно-поисковой работы была разработана программа по формированию мотивации к обучению в школе у детей дошкольного возраста, целью которой является повышение уровня мотивационной готовности к обучению в школе у детей дошкольного возраста с проработкой каждого критерия мотивационной готовности. Программа предполагает работу по трем блокам: работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями.
На результативном этапе было выявлено, что у детей дошкольного возраста, занимающихся по разработанной программе, выявлено повышение уровня сформированности мотивации к обучению в школе. Поэтому разработанную программу по формированию мотивации к обучению в школе можно считать эффективной.
Проведенное исследование доказало научную обоснованность и научную значимость целей и задач по формированию у детей дошкольного возраста мотивации к обучению в школе.
Подобные работы
- Формирование у детей дошкольного возраста мотивации к обучению в школе (Экспериментальная психология, Кемеровский государственный университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2022 - Формирование у детей старшего дошкольного возраста мотивационной готовности к обучению в школе (Кемеровский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2022 - Условие формирования у детей дошкольного возраста временных представлений
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2019 - Формирование у детей дошкольного возраста логических приемов мышления
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни в процессе ознакомления с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2017 - Формирование у детей дошкольного возраста представлений об окружающем мире
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2019 - Формирование у детей дошкольного возраста логических приемов мышления
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста логических универсальных учебных действий в процессе ознакомления с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2019





