ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К
ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ МОТИВАЦИИ К УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Общая характеристика учебной деятельности 8
1.2. Составляющие готовности ребенка дошкольного возраста к обучению в школе 19
1.3. Методы и приемы формирования мотивационной готовности к школе
в дошкольном возрасте 28
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 39
2.1. Характеристика диагностической базы по теме исследования 39
2.2. Программа по формированию мотивации к обучению в школе у детей
дошкольного возраста 57
2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-поисковой работы по формированию мотивации к обучению в школе у детей дошкольного
возраста 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 95
Актуальность исследования. Получение образования в школе представляет собой самый длительный этап обучения в жизни человека. Данный этап можно назвать одним из решающих факторов, как успеха индивидуального, так и для развития всей страны. Формирование мотивации к учебной деятельности в школе у детей дошкольного возраста является одной из основной составляющей готовности ребенка к обучению в школе. Мотивация определяет направленность личности ребенка и побуждает к деятельности. Дошкольный возраст является наиболее эффективным в формировании мотивации, так как в этом возрасте появляется новое психологическое новообразование - соподчинение мотивов.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет требования к содержанию образовательных программ в детском саду. Так, содержание программы должно «обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности...».
Анализ теоретических исследований по проблеме формирования мотивации к обучению к школе у детей дошкольного возраста позволил сделать вывод о наличии ряда противоречий:
1) на социально-педагогическом уровне - между тенденцией в обществе «учиться на протяжении всей жизни» и тем, что прививать эту задачу необходимо с дошкольного возраста через мотивацию к обучению;
2) на научно-теоретическом уровне - между разработанностью теоретических основ мотивации к обучению в школе и недостаточностью разработанности этой проблемы в условиях возрастной специфики детей дошкольного возраста;
3) на научно-методическом - между востребованностью формирования мотивации к обучению у детей дошкольного возраста и недостаточным обеспечением методическими разработками.
Выявленная актуальность, приведенные противоречия позволили определить проблему исследования: каким образом необходимо формировать мотивацию к обучению в школе у детей дошкольного возраста?
Обозначенная проблема исследования позволила определить тему магистерской диссертации: «Формирование мотивации к обучению в школе у детей дошкольного возраста».
Объект исследования - образовательный процесс в подготовительной группе детского сада.
Предмет исследования - мотивационная готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Цель исследования - теоретические обосновать, разработать и проверить опытно-поисковым путем возможности формирования мотивационной готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что формирование мотивационной готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе будет более эффективным, если:
• мотивация ребенка к обучению в школе будет ориентирована как на внешние, так и на внутренние побудители;
• процесс подготовки будет включать компоненты: эмоциональный: положительное представление о школе, желание учиться, социально ориентированный: готовность принять новую социальную роль - роль школьника.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи исследования:
1) проанализировать современные психолого-педагогические подходы к формированию мотивации к обучению в школе у детей дошкольного возраста;
2) на основе изучения психолого-педагогической и научнометодической литературы выявить и обосновать возможности методических разработок по формированию мотивации к обучению в школе у детей дошкольного возраста;
3) разработать и апробировать на практике программу по
формированию мотивации к обучению в школе у детей дошкольного возраста;
4) проанализировать эффективность реализованной программы по
формированию мотивации к обучению в школе у детей дошкольного возраста.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:
• теоретические (анализ философской, психологической и педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы, сравнение, обобщение, классификация, моделирование, обобщение передового педагогического опыта);
• эмпирические (тест, анкетирование, метод математической обработки информации).
Теоретико-методологической базой исследования являются:
• мотив как источник активности поведения (Б.Г. Ананьев [1], А.Н. Леонтьев [25], А. Маслоу [32], А.К. Маркова [29], Г.И.Щукина [57], П.М. Якобсон [61] и др.);
• особенности строения и развития мотивационной сферы личности обучающихся (Е.П. Ильин [18], А.К. Маркова [29], М.В. Матюхина [33], Н.Ф. Талызина [48], Г.И. Щукина [57] и др.).
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение - детский сад № 34 г. Екатеринбурга.
Теоретическая значимость исследования заключается в проведении анализа нормативно-правовых документов, психолого-педагогической литературы для выявления необходимости в формировании мотивации к обучению на государственном уровне и возможных условиях для ее формирования у детей дошкольного возраста, представлено понятие «мотивация к обучению в школе» с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, выделены компоненты мотивации к обучению в школе у детей дошкольного возраста и их содержание.
Практическая значимость исследования заключается в разработке диагностического комплекса по выявлению уровня сформированности мотивации к обучению у детей дошкольного возраста, а также программа по формированию мотивации к обучению в школе у детей дошкольного возраста с включением мероприятий для педагога и родителей.
Этапы проведения исследования. Выбранная теоретико-методологическая основа и поставленные задачи определили ход исследования, которое проводилось в три этапа...
В современном обществе приобретает значимость тенденция «учиться на протяжении всей жизни», так как мир меняется и развивается очень быстро. Чтобы быть востребованным, высококвалифицированным специалистом, необходимо с малых лет показать детям значимость обучения в школе, вузе и т.д. Это будет трудно сделать, если не будет сформирована мотивация к обучению, так как мотивация - главный двигатель нашей деятельности. И начинать формировать мотивацию к обучению необходимо с дошкольного возраста, чтобы с малых лет ребенок мог ответить себе на вопрос «А для чего я это делаю?». Мотивация к учебной деятельности поведет за собой и мотивацию к трудовой деятельности.
В ходе анализа теоретических аспектов формирования мотивации к обучению в школе нам удалось выяснить, что учебная деятельность связана не только с определенными знаниями и умениями, которые могут приобрести дети, но и с усвоением способа их приобретения; не только с тем, что у ребенка при этом лучше будет развито внимание, восприятие, память, но и с тем, что все эти отдельные психические качества дадут более обобщенное выражение определенного типа деятельности (учебной).
Для человека переход с одного вида деятельности на другой, в рамках ведущего вида деятельности, является переломным в жизни. Поэтому педагоги-психологи вводят такое понятие, как «готовность». Так, большинство авторов объясняют готовность к деятельности через совокупность мотивационных, познавательных, эмоциональных и волевых качеств личности как общее психофизиологическое состояние, обеспечивающее актуализацию потенциальных возможностей человека.
Говоря о готовности к обучению в школе, следует сказать, что поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. При подготовке дошкольников к обучению в школе необходимо учитывать возрастные особенности, их активное и всестороннее развитие. Подготовка должна быть разносторонней и начинаться задолго до фактического поступления в школу.
На сегодняшний день разработано много методов и приемов формирования мотивационной готовности. Широко используются в дошкольных образовательных учреждениях активные методы работы с детьми по формированию мотивационной готовности к школе в дошкольном возрасте: сюжетно-ролевые игры, обращение к произведениям искусства, чтение и анализ детской художественной литературы, рисование на школьную тематику, беседы и рассказы взрослых о своей учебе, ознакомление с пословицами и поговорками об обучении, словесные и дидактические игры.
Говорить о сформированности мотивации к обучению в школе у детей дошкольного возраста мы можем в комплексе трех диагностик: методика «Исследование мотивации учения у старших дошкольников», тест «Рисунок школы», методика «Угадай настроение» Н.А. Степановой.
Проанализировав материал, собранный в ходе опытно-поисковой работы, было выявлено, что 10% (2 человека) имеют высокий уровень развития мотивационной готовности у детей дошкольного возраста, 70% (14 человек) имеют средний уровень и 20% (4 человека) имеют низкий уровень.
В соответствии с определенными задачами исследования на подготовительном этапе опытно-поисковой работы была разработана программа по формированию мотивации к обучению в школе у детей дошкольного возраста, целью которой является повышение уровня мотивационной готовности к обучению в школе у детей дошкольного возраста с проработкой каждого критерия мотивационной готовности. Программа предполагает работу по трем блокам: работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями.
На результативном этапе было выявлено, что у детей дошкольного возраста, занимающихся по разработанной программе, выявлено повышение уровня сформированности мотивации к обучению в школе. Поэтому разработанную программу по формированию мотивации к обучению в школе можно считать эффективной.
Проведенное исследование доказало научную обоснованность и научную значимость целей и задач по формированию у детей дошкольного возраста мотивации к обучению в школе.
1. Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания. Избранные психологические труды / Б. Г. Ананьев. - М.: Наука, 1996. - 384, с.
2. Бахтин, М. М. Проблема речевых жанров / М. М. Бахтин. - М.: Искусство, 1986. - 234 с.
3. Богуславская, Л. Н. Готовность ребенка к школе / Л. Н. Богуславская.
• К.: Главник, 2011. - 112 с.
4. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - СПб.: Питер, 2009. - 398 с.
5. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. - 672 с.
6. Габай, Т. В. Учебная деятельность и ее средства / Т. В. Габай. - М.: Наука, 1988. - 238 с.
7. Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П. Я. Гальперин. - М.: Наука, 1985. - 266 с.
8. Годфру, Ж. Что такое психология? / Ж. Годфру; перев. Н. Н. Алинова, ред. Г. Г. Аракелова. - М.: Мир, 1992. - 370 с.
9. Гончаренко, Л. В. Коммуникативная деятельность и ее социальная значимость / Л. В. Гончаренко // Современные проблемы науки и образования.
• 2014. - № 2. - URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=12540 (дата обращения: 19.09.2018).
10. Грачев, Ю. А. Понятие «готовности к деятельности» в системе современного психолого-педагогического знания / Ю. А. Грачев // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - СПб, 2011, № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-gotovnosti-k-deyatelnosti-v-sisteme- sovremennogo-psihologo-pedagogicheskogo-znaniya (дата обращения: 23.11. 2018).
11. Гребенюк, О. С., Гребенюк Т. Б. Теория обучения / О. С. Гребенюк.
• М.: Владос-пресс, 2006. - 258 с.
12. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. - СПб.: Питер, 2004. - 208 с.
13. Давыдов, В. В. О понятии развивающее обучение / В. В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1995. - 316 с.
14. Дьяченко, М. И. Кандыбович Л. А. Психология высшей школы: особенности деятельности студентов и преподавателей / М. И. Дьяченко. - Минск: БГУ, 1978. - 276 с.
15. Ермолаева, М. В. Психология развития: учебное пособие / М. В. Ермолаева. - М.: МПСИ, 2002. - 376 с...