Введение 8
1 Теоретические основы себестоимости продукции 10
1.1 Сущность, понятия себестоимости и его виды 10
1.2 Классификация затрат и состав затрат на производство и реализацию
продукции 15
1.3 Цели, задачи и нормативная база анализа затрат и себестоимости
продукции 23
1.4 Методы учета затрат и способы калькулирования себестоимости 26
2 Анализ себестоимости продукции на примере ОАО «Манотомь» 45
2.1 Характеристика предприятия 45
2.2 Анализ основных технико-экономических показателей ОАО «Манотомь» 47
2.3 Анализ себестоимости по элементам затрат 52
2.4 Анализ себестоимости продукции по статьям калькуляции 58
2.5 Анализ затрат на 1 рубль выпущенной продукции 62
2.6 Анализ прямых материальных затрат 67
2.7 Анализ косвенных затрат 72
3 Определение резервов снижения себестоимости 79
Социальная ответственность 84
Заключение 96
Список используемых источников 98
Приложение А Анализ себестоимости продукции по статьям калькуляции .. 100
Приложение Б Факторы изменения общепроизводственных и общехозяйственных расходов 102
Приложение В Технико - экономические факторы снижения себестоимости 103
С переходом к рыночной экономике, себестоимость продукции является ведущем показателем производственно - хозяйственной деятельности предприятия.
Себестоимость продукции - это отраженные в денежном выражение затраты на ее производство и реализацию.
Себестоимость продукции предприятия состоит из затрат которые используют в процессе производства продукции, сырье и материалы, топлива, энергии, основных средства, трудовых ресурсов и прочих затрат на ее производство и реализацию. Успешно совершают работу те производители, которые результативно используют свои ресурсы. Затраты, издержки, себестоимость продукции имеет важное значение для экономики организации, так как их уровень определяет величину прибыли и рентабельности. Снижение и оптимизация затрат является главным направлением экономической деятельности предприятия. Себестоимость является главной базой для определения цен на продукцию. Поэтому возрастает значимость анализа в финансово - хозяйственной деятельности предприятий, цель которого является выявление и устранения пробелов в деятельности предприятий, поиск и вовлечение в производство неприменяемых ресурсов. Анализ финансово - хозяйственной деятельности необходим для каждого предприятия. С помощью него формируют стратегии развития предприятия, подтверждаются планы и управленческие решения, выявляют ресурсы повышающие эффективность производства, оцениваются результаты деятельности предприятия.
Цель работы: произвести анализ себестоимости продукции и определить резервы снижения затрат.
Основные задачи анализа себестоимости продукции:
1. Оценка плана по себестоимости продукции и его напряженности.
2. Определение динамики и степени выполнения плана по себестоимости.
3. Обнаружения обстоятельств влияющие на динамику
себестоимости.
4. Определение причины отклонения фактических затрат от плановых.
5. Анализ себестоимости отдельных видов продукции.
6. Обнаружения резервов для будущего снижения себестоимости продукции.
В данной работе рассматривается анализ себестоимости продукции на предприятии, разработка мероприятий, повышающих эффективность совершенствования управления для снижения себестоимости.
Себестоимость является одним из наиболее важным показателем в деятельности любого предприятия. Себестоимость является основой для формирования прибыли, и от нее зависит стабильность, устойчивость, надежность и конкурентоспособность предприятия. В данной работе было рассмотрено насколько важен и необходим анализ себестоимости для ОАО «Манотомь» - являющейся ведущим приборостроительным предприятием по выпуску манометров, датчиков давления и температуры. На основании отчетных документов данного предприятия было рассмотрены техникоэкономические аспекты анализа себестоимости продукции.
Исследовав в данной работе вопросы анализа себестоимости продукции на примере ОАО «Манотомь» можно сделать следующие выводы:
В первой главе рассмотрена сущность себестоимости продукции с позиции разных авторов;
- классификация затрат и состав затрат на производство и реализацию продукции
- цели, задачи и нормативная база анализа затрат и себестоимости продукции
- методы учета затрат и способы калькулирования себестоимости
Во второй главе приведена организационно - экономическая характеристика предприятия ОАО «Манотомь»и проведенн анализ по следующим показателям:
- анализ основных технико-экономических показателей ОАО «Манотомь»
- анализ себестоимости по элементам затрат
- анализ себестоимости продукции по статьям калькуляции
- анализ затрат на 1 рубль выпущенной продукции
- анализ прямых материальных затрат
- анализ косвенных затрат
На основании анализа себестоимости можно сделать следующие выводы, что в 2014 году значительно снизились показатели выручки на 4,6 %, себестоимости на 4,1%, прибыли 3,2% по отношению к 2013 году. Возможной причиной снижения данных показателей является кризис, который оказал огромное влияние на производство и реализацию продукции.
Проанализирована структура себестоимости продукции, в ходе которого было выявлено, что наибольший удельный вес в ее структуре занимают материальные затраты и затраты на оплату труда.
После проведения оценки эффективности управления себестоимостью продукции были определены сильные и слабые стороны в производственной деятельности предприятия и намечены пути решения основных проблем, связанные с длительным циклом производства продукции, но и с высокой долей затрат на топливо и электроэнергию в структуре себестоимости продукции.