ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10
1.1. Сущность понятия «здоровый образ жизни» 10
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования основ
здорового образа жизни у детей 7-9 лет 20
1.3. Методические основы формирования основ здорового образа жизни
детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности 29
Глава 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 41
2.1. Диагностика основ здорового образа жизни у младших школьников на
констатирующем этапе опытно-поисковой работы 41
2.2. Содержание работы по формированию основ здорового образа жизни
у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности 53
2.3. Диагностика основ здорового образа жизни у младших школьников на
контрольном этапе опытно-поисковой работы 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 108
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 114
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 116
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 118
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 124
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 130
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 134
ПРИЛОЖЕНИЕ 14 136
ПРИЛОЖЕНИЕ 15 144
ПРИЛОЖЕНИЕ 16 146
ПРИЛОЖЕНИЕ 17 148
ПРИЛОЖЕНИЕ 18 150
ПРИЛОЖЕНИЕ 19 152
Актуальность исследования. Проблема формирования основ здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста является одной из наиболее значимых в современной педагогике. С одной стороны, в текущем периоде происходит значительное ухудшение показателей уровня здоровья населения страны, и поэтому важно ориентироваться на воспитание здорового образа жизни молодого поколения. С другой стороны, именно в младшем школьном возрасте происходит активное усвоение, и развитие ряда ключевых правил, привычек, норм поведения, которые определяют жизнь человека в будущем. Поскольку уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения, а также уровня воспитания личности, то формирование осознанного отношения к здоровью младшего школьника является залогом его здоровья на последующих стадиях развития личности.
Недостаточный уровень знаний о культуре здоровья, а также низкое качество жизни обусловили сокращение ее продолжительности и увеличение заболеваемости детей. Необходимость изменения сложившейся тенденции закреплена в рамках государственных стратегических приоритетов развития системы российского образования.
Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципах приоритета жизни и здоровья человека. В то же время, пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни выступают в числе основных мероприятий по охране здоровья обучающихся [71].
Реализация комплекса мероприятий по разработке и внедрению инновационных моделей и механизмов развития физической культуры, проведение организационно-методической работы по совершенствованию условий реализации процесса воспитания здорового и безопасного образа жизни среди обучающихся выступают в числе основных мероприятий по разработке и реализации комплекса мер по формированию здорового образа жизни школьников, предусмотренных в рамках Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы [56].
На актуальность исследования указывает и то, что реализация образовательных программ в текущем периоде осуществляется в соответствии с системой стандартов образования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»), среди которых особое место занимает выполнение выпускником начальной школы правил здорового и экологически целесообразного образа жизни [50]. В соответствии с этим была определена актуальность исследования, выявленная на 3-х уровнях.
• на социально-педагогическом уровне актуальность продиктована потребностью общества в личности, ведущей здоровый образ жизни;
• на научно-теоретическом уровне актуальность обусловлена недостаточной теоретической освещенностью формирования основ здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности;
• на научно-методическом уровне актуальность исследования определена тем, что наблюдается недостаточная методическая и содержательная разработанность формирования здорового образа жизни у детей 7-9 лет во внеурочной деятельности.
Разработанность темы исследования. Вопросы идентификации «здоровья» как особой категорий, «здорового образа жизни» и его основных составляющих широко рассмотрены в работах В.Г. Алямовской, Ф.Р. Асадулаевой, Э.Ю. Бачиевой, Л.В. Капилевича, В.А. Лищук, Е.В. Мосткова, Е.Е. Чепурных и др.
Особенности формирования здорового образа жизни у детей школьного возраста исследуются З.И. Айгумовой, Л.И. Божович, А.Р. Лурия, В.В. Давыдовым, Л.Ф. Тихомировой и др.
Методические основы формирования здорового образа жизни детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности освещены в работах Т.Е. Виленской, Д.В. Григорьевым, П.В. Степановым и др...
Сохранение здоровья подрастающего поколения является одной из приоритетных задач современности, однако среди условий эффективности реализации соответствующей государственной политики в целом и образовательной политики в частности, выделяют комплекс факторов, среди которых также особое место занимает вопрос о выборе наиболее оптимальных средств формирования основ здорового образа жизни у младших школьников.
Условием залога здоровья нации является формирование ценностного отношения к здоровью среди детей школьного возраста, но как показало исследование теоретических основ данного вопроса, осуществление работы в рамках указанного направления широко освещено лишь в свете такого аспекта, как формирование потребности в двигательной активности, однако в меньшей степени затрагивает проблемы формирования культурно - гигиенических представлений школьников, формирования культуры правильного питания, полезных привычек, соблюдения режимных моментов, а также основ представлений об особенностях развития организма в целом. В текущем периоде в практикоориентированной деятельности по-прежнему сохраняется фрагментарное понимание такого феномена, как «здоровье», отсутствует системный подход к формированию основ здорового образа жизни у школьников.
Необходимость решения указанной проблемы именно в младшем школьном возрасте обусловлена спецификой психо-эмоционального и физического развития детей в данном возрасте. С одной стороны, в данном периоде у детей отсутствует реальная потребность в осознанном сохранении своего здоровья, но, с другой стороны, он является наиболее благоприятным для формирования соответствующих навыков, и поэтому образовательная организация должна занимать особое место в жизни ребенка, выступая образцом здорового образа жизни и проводником в мир здоровья.
Вместе с тем, проведенный обзор психолого-педагогической литературы позволил установить недостаточную методическую обеспеченность процесса развития представлений младших школьников о здоровом образе жизни в рамках внеурочной деятельности. Несмотря на необходимость формирования основ здорового образа жизни у обучающихся, сохраняется противоречие между методической разработанностью формирования основ здорового образа жизни младших школьников во внеурочной деятельности и методической разработанностью формирования основ здорового образа жизни у младших школьников в процессе внеурочной деятельности..
Учитывая психолого-педагогические особенности формирования основ здорового образа жизни у младших школьников, а также оценив потенциал внеурочной деятельности как особой формы организации занятий школьников, нами были определены условия организации работы по формированию основ здорового образа жизни у младших школьников: занятия должны быть организованы при соблюдении принципов гуманизма, целостности образа мира, интегративности, развивающего обучения, учета индивидуальности, интереса и увлеченности, единства эмоционального и сознательного; должна быть разработана система мероприятий по формированию основ здорового образа жизни во внеурочной деятельности; занятия должны проводится по следующим направлениям: расширение представлений детей о составляющих здорового образа жизни, формирование гигиенических навыков младших школьников; расширений знаний обучающихся о строении организма человека; закрепление знаний детей о режиме дня, формирование устойчивого негативного восприятия разрушающих факторов.
Контрольная группа работала по плану, утвержденному школой, а экспериментальная группа работа по тому же плану, но с соблюдением выдвинутых нами условий.
Изучение особенностей процесса формирования основ здорового образа жизни у младших школьников осуществлялось в три этапа.
На первом этапе был проведен констатирующий эксперимент, целью которого являлось выявление начального уровня сформированности основ здорового образа жизни детей.
Следующий этап был посвящен решению задач по формированию основ здорового образа жизни детей через реализацию условий.
В рамках формирующего этапа были подобраны соответствующие модули программы, посвященные вопросам правильного питания и его влияния на здоровье человека. В процессе исследования был разработан комплекс дидактических игр, посвященных вопросам формирования представлений детей младшего школьного возраста об особенностях функционирования организма, его системах.
Нами были разработаны и проведены мероприятия, посвященные вопросам формирования правильных привычек, составляющих здорового образа жизни, а также проблема соблюдения режима дня школьников. Особое внимание при формировании таких составляющих здорового образа жизни, как «двигательная активность», и «полезные привычки», было уделено вопросам взаимодействия с семьями. В частности, организовано родительское собрание, подготовлены памятки для родителей, а также составлен конспект и проведен совместно с родителями и детьми семейный праздник.
В заключение опытно-экспериментальной работы осуществлялась повторная диагностика основных составляющих здорового образа жизни младших школьников. В результате сопоставительного анализа данных, полученных в процессе проведения диагностической работы на двух этапах, можно сделать вывод о том, что комплекс мероприятий внеурочной деятельности положительно влияет на формирование основ здорового образа жизни младших школьников.
При анализе конечных результатов общей диагностики можно увидеть, обучающихся со средним уровнем стало меньше на 60% (с 89% до 29%) и количество обучающихся на высоком уровне стало больше также на 60% (с 11% до 71%). Результаты показывают об эффективность проведенного исследования и положительную динамику.
Итак, результаты работы свидетельствует, что положения гипотезы получили подтверждение, работа по осуществлению условий позволяет эффективно решать проблему формирования основ здорового образа жизни в начальной школе.
1. Адаптация, экология и восстановление здоровья / Н. А. Агаджанян, А.Т. Быков, Г. М. Коновалова - Москва ; Краснодар : Пилигрим- парк, 2003. - 260 с. - Текст: непосредственный.
2. Айдаркин, Е. К., Иваницкая, Л. Н. Возрастные основы здоровья и здоровьесберегающие образовательные технологии / Е. К. Айдаркин, Л. Н. Иваницкая: учеб. пособие. - Ростов-на-Дону : Изд-во ЮФУ, 2008. - 176 с. - Текст: непосредственный.
3. Айзман, Р. И. Здоровьесберегающие технологии в образовании: учебное пособие для среднего профессионального образования / Р. И. Айзман, М. М. Мельникова, Л. В. Косованова. - Москва : Изд-во Юрайт, 2019. - 281 с. - Текст: непосредственный.
4. Алямовская, В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в
дошкольном образовательном учреждении (Лекция 3) // Дошкольное
образование. 2004. № 19. - Текст: непосредственный.
5. Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении (Лекция 4) // Дошкольное образование. 2004. № 20. - Текст: непосредственный.
6. Амосов, Н. М. Раздумья о здоровье. - Москва: Физкультура и спорт, 1987. - 64 с. - Текст: непосредственный.
7. Амосов, Н. М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья: ACT, Сталкер. - Москва ; Донецк, 2004. - 592 с. - Текст: непосредственный.
8. Байбородова С.В. Внедрение здоровьесберегающих технологий
во внеурочную деятельность начальной школы // Вопросы науки и образования. 2018. № 16 (28). С. 48-50. - URL:
https:ZZcyberleniHka.ru/articleZH/vnedrenie-zdoroviesberegayuschih-tehnologiy-vo- vneurochnuyu-deyatelnost-nachalnoy-shkoly (дата обращения: 28.10.2019). -
Текст: электронный.
9. Бачиева Э.Ю., Асадулаева Ф.Р. Система валеологического образования младших школьников и перспективы ее развития // Научнотеоретический журнал «Ученые записки». 2011. № 11 (81). С. 22-25. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17078319 (дата обращения: 28.10.2019). - Текст: электронный.
10. Безруких, М. М. Система школьного обучения и здоровье учащихся // Образование и здоровье. - Калуга, 1998. - С. 30-31. - Текст: непосредственный.
11. Безруких, М. М., Макеева, А. Г., Филиппова, Т. А. Разговор о здоровье и правильном питании / Методическое пособие. - Москва : Абрис, 2019. - 80 с. - Текст: непосредственный.
12. Божович, Л. И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема // Известия АПН РСФСР. Москва, 1951. Вып. 36. С. 3-28. - Текст: непосредственный.
13. Боломыкина, Е. А., Архарова, Л. И. Психолого-педагогические
основы формирования представлений о человеческом организме у детей старшего дошкольного возраста // Модернизация образования: проблемы и перспективы: Материалы XXII Рязанских педагогических чтений,
посвящается 100-летию РГУ имени С.А. Есенина. - 2015. - С. 152-158. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23899967 (дата обращения: 28.10.2019). - Текст: электронный.
14. Брехман, И. И. Валеология - наука о здоровье. - Москва : Физкультура и спорт, 1990. - 206 с. - Текст: непосредственный.
15. Вайнер, Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. М.: Флинта: Наука,
2011. - 449 с. - URL:http://files.kob.su/books/zdorovie/valeologia/valeologiya vayner.pdf (дата
обращения: 29.10.2019). - Текст: электронный...