Формирование звуко-слогового анализа у старших дошкольников с дизартрией на занятиях по подготовке к обучению грамоте
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКО-СЛОГОВОГО АНАЛИЗА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАР ТРИЕЙ 6
1.1. Звуко-слоговой анализ и его развитие у дошкольников в норме 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с легкой степенью
дизартрии 14
1.3. Характеристика сформированности звуко-слогового анализа у
старших дошкольников с дизартрией 23
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 30
2.1. Принципы, организация и методика обследования моторики,
звукопроизношения, звуко-слогового анализа у детей старшего дошкольного возраста 30
2.2. Результаты логопедического обследования детей дошкольного
возраста 33
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОГО АНАЛИЗА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ 47
3.1. Теоретическое обоснование и принципы коррекционной работы по
формированию звуко-слогового анализа у старших дошкольников с дизартрией на занятиях по подготовке к обучению грамоте 47
3.2. Содержание логопедической работы по формированию звуко- слогового анализа у старших дошкольников с дизартрией на занятиях по подготовке к обучению грамоте 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКО-СЛОГОВОГО АНАЛИЗА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАР ТРИЕЙ 6
1.1. Звуко-слоговой анализ и его развитие у дошкольников в норме 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с легкой степенью
дизартрии 14
1.3. Характеристика сформированности звуко-слогового анализа у
старших дошкольников с дизартрией 23
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 30
2.1. Принципы, организация и методика обследования моторики,
звукопроизношения, звуко-слогового анализа у детей старшего дошкольного возраста 30
2.2. Результаты логопедического обследования детей дошкольного
возраста 33
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОГО АНАЛИЗА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ 47
3.1. Теоретическое обоснование и принципы коррекционной работы по
формированию звуко-слогового анализа у старших дошкольников с дизартрией на занятиях по подготовке к обучению грамоте 47
3.2. Содержание логопедической работы по формированию звуко- слогового анализа у старших дошкольников с дизартрией на занятиях по подготовке к обучению грамоте 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
Одним из самых главных условий, отвечающих за полноценное развитие ребенка, можно назвать владение родным языком. Именно от владения родным языком в дальнейшем, будет зависеть уровень возможности выражения собственных мыслей, а, как итог, построения полноценных отношений с окружающими людьми, а также познания окружающей действительности. Процесс усвоения родного языка весьма сложный и длительный, этот процесс идёт постепенно, в процессе онтогенеза. На правильное развитие речевой сферы влияют различные факторы, среди них - это сформированность фонематических процессов. Процесс осознанности речи самым прямым образом связан со степенью сформированности фонематических процессов, которые, в свою очередь, имеют тесную взаимосвязь с произношением звуков [ 7].
Дизартрия это одна из самых часто встречающихся речевых патологий. При дизартрии наблюдаются нарушения в произношении звуков, вызванные нарушениям иннервации мышц артикуляционного аппарата. Исходя из этого, становится понятно, что формирование и развитие фонематических процессов идёт на патологической основе. Проблемы в дифференциации звуков появляются в результате замен акустического и артикуляционного образа звука на другие. Нарушения в развитии фонематического слуха вызывают проблемы в усвоении звукового анализа, что, в свой черёд, приводит к нарушению процесса чтения (дислексии) и письма (дисграфии), и помимо этого к сложностям в увеличении словарного запаса, недоразвитию механизмов слухоречевой памяти, недостаточному освоению грамматических категорий языка. Вышеуказанные нарушения, при некоторых обстоятельствах, могут послужить причиной нарушений эмоционально-волевой сферы (ЭВС), индивидуального развития, а также социальной адаптации [10].
Можно утверждать, что прослеживается чёткая взаимосвязь между формированием фонематических процессов и речевой и неречевой сферами. Исходя из этого, можно утверждать, что развитие фонематических процессов - это очень важный фактор, который можно назвать необходимым условием для качественного развития как речевой системы в целом, так и личностного развития в частности. Как раз это, доказывает то, что проблема развития и изучения состояния фонематических процессов у обучающихся с псевдобульбарной дизартрией и разработка наиболее эффективных методов преодоления фонематических нарушений у данной категории детей является весьма актуальной.
Большое количество различных исследователей изучали данную проблему, так, можно выделить: Е. Ф. Архипову, А. Н. Гвоздева, Р. И. Лалаеву, Р. Е. Левину, Д. Б. Эльконина и других исследователей. В своих работах Т. А. Ткаченко обращает своё внимание на то, что в современной логопедии вопросу о состоянии фонематического восприятия уделяется «большое внимание». Однако Л. В. Лопатина и Н. В. Серебрякова в своих работах, напротив, указывают, что проблема особенностей восприятия речи у обучающихся с псевдобульбарной дизартрией является недостаточно изученной.
Объектом исследования является навык звуко-слогового анализа у обучающихся старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Предметом исследования - содержание коррекционной работы по формированию звуко-слогового анализа у старших дошкольников с дизартрией на занятиях по подготовке к обучению грамоте.
Цель исследования - выявить и теоретически обосновать уровень сформированности звуко-слогового анализа у обучающихся с дизартрией, спланировать коррекционную работу по формированию звуко-слогового анализа у старших дошкольников с дизартрией на занятиях по подготовке к обучению грамоте.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- провести изучение и выполнить анализ научных источников по вопросам клинико-психолого-педагогической характеристики обучающихся с дизартрией, закономерностей формирования и развития фонематических процессов у нейротипичных (нормально развивающихся) обучающихся и при дизартрии;
- провести изучение и систематизировать методики и методические рекомендации обследования моторных функций и фонетико - фонематической стороны речи у обучающихся старшего дошкольного возраста, а также организовать и провести констатирующий эксперимент, представить его анализ;
- изучить и систематизировать принципы и организацию коррекционной работы по формированию звуко-слогового анализа у обучающихся старшего дошкольного возраста с дизартрией на занятиях по подготовке к обучению грамоте, а также спланировать содержание коррекционной работы для обучающихся изучаемой группы.
Для достижений выше указанных задач исследования, нами применялись следующие методы:
- теоретические методы (изучение и анализ учебно-методической, психолого-педагогической, психолингвистической, нейропсихологической литературы по проблеме исследования, обобщение материала);
- эмпирические методы (изучение и анализ анамнестических данных, сравнение, педагогический эксперимент, включающий констатирующий этап эксперимента).
Структура выпускной квалификационной работы: введение, три главы, заключение, список источников и литературы, а также приложения.
База исследования: БМАДОУ «Детский сад № 4» г. Березовский, улица Косых, 2 а.
Дизартрия это одна из самых часто встречающихся речевых патологий. При дизартрии наблюдаются нарушения в произношении звуков, вызванные нарушениям иннервации мышц артикуляционного аппарата. Исходя из этого, становится понятно, что формирование и развитие фонематических процессов идёт на патологической основе. Проблемы в дифференциации звуков появляются в результате замен акустического и артикуляционного образа звука на другие. Нарушения в развитии фонематического слуха вызывают проблемы в усвоении звукового анализа, что, в свой черёд, приводит к нарушению процесса чтения (дислексии) и письма (дисграфии), и помимо этого к сложностям в увеличении словарного запаса, недоразвитию механизмов слухоречевой памяти, недостаточному освоению грамматических категорий языка. Вышеуказанные нарушения, при некоторых обстоятельствах, могут послужить причиной нарушений эмоционально-волевой сферы (ЭВС), индивидуального развития, а также социальной адаптации [10].
Можно утверждать, что прослеживается чёткая взаимосвязь между формированием фонематических процессов и речевой и неречевой сферами. Исходя из этого, можно утверждать, что развитие фонематических процессов - это очень важный фактор, который можно назвать необходимым условием для качественного развития как речевой системы в целом, так и личностного развития в частности. Как раз это, доказывает то, что проблема развития и изучения состояния фонематических процессов у обучающихся с псевдобульбарной дизартрией и разработка наиболее эффективных методов преодоления фонематических нарушений у данной категории детей является весьма актуальной.
Большое количество различных исследователей изучали данную проблему, так, можно выделить: Е. Ф. Архипову, А. Н. Гвоздева, Р. И. Лалаеву, Р. Е. Левину, Д. Б. Эльконина и других исследователей. В своих работах Т. А. Ткаченко обращает своё внимание на то, что в современной логопедии вопросу о состоянии фонематического восприятия уделяется «большое внимание». Однако Л. В. Лопатина и Н. В. Серебрякова в своих работах, напротив, указывают, что проблема особенностей восприятия речи у обучающихся с псевдобульбарной дизартрией является недостаточно изученной.
Объектом исследования является навык звуко-слогового анализа у обучающихся старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Предметом исследования - содержание коррекционной работы по формированию звуко-слогового анализа у старших дошкольников с дизартрией на занятиях по подготовке к обучению грамоте.
Цель исследования - выявить и теоретически обосновать уровень сформированности звуко-слогового анализа у обучающихся с дизартрией, спланировать коррекционную работу по формированию звуко-слогового анализа у старших дошкольников с дизартрией на занятиях по подготовке к обучению грамоте.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- провести изучение и выполнить анализ научных источников по вопросам клинико-психолого-педагогической характеристики обучающихся с дизартрией, закономерностей формирования и развития фонематических процессов у нейротипичных (нормально развивающихся) обучающихся и при дизартрии;
- провести изучение и систематизировать методики и методические рекомендации обследования моторных функций и фонетико - фонематической стороны речи у обучающихся старшего дошкольного возраста, а также организовать и провести констатирующий эксперимент, представить его анализ;
- изучить и систематизировать принципы и организацию коррекционной работы по формированию звуко-слогового анализа у обучающихся старшего дошкольного возраста с дизартрией на занятиях по подготовке к обучению грамоте, а также спланировать содержание коррекционной работы для обучающихся изучаемой группы.
Для достижений выше указанных задач исследования, нами применялись следующие методы:
- теоретические методы (изучение и анализ учебно-методической, психолого-педагогической, психолингвистической, нейропсихологической литературы по проблеме исследования, обобщение материала);
- эмпирические методы (изучение и анализ анамнестических данных, сравнение, педагогический эксперимент, включающий констатирующий этап эксперимента).
Структура выпускной квалификационной работы: введение, три главы, заключение, список источников и литературы, а также приложения.
База исследования: БМАДОУ «Детский сад № 4» г. Березовский, улица Косых, 2 а.
В ходе написания выпускной квалификационной работы нами решался целый ряд задач. При обзоре литературы по проблеме исследования были изучены особенности развития фонематической системы речи, а также звуко-слогового анализа и синтеза, дано описание состояния компонентов речи детей с псевдобульбарной дизартрией, а также их психолого - педагогическая характеристика.
Легкая степень псевдобульбарной дизартрии является сложным нарушением речи, характеризующимся наличием различных вариантов нарушений компонентов речевой деятельности: артикуляции, голоса, дыхания, мимики, мелодико-интонационной стороны речи. Для обучающихся с легкой степенью дизартрии характерно наличие органического поражения центральной нервной системы, таких как недостаточность иннервации органов речевого аппарата (артикуляционного, голосового и дыхательного отделов), нарушения мышечного тонуса мышц лица и органов артикуляции. При легкой степени дизартрии, как правило, наблюдаются различные стойкие нарушения фонетической и просодической сторон речи, в результате которых возникают специфические отклонения в развитии лексико-грамматической структуры речи.
Часто у обучающихся с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии при нарушениях в формировании звуко-слогового анализа могут быть отмечены пропуски звуков или даже частей слова, в большинстве это касается безударных частей слова или согласных звуков в стечении согласных.
Своевременная и правильная диагностика нарушений звуко-слогового анализа у обучающихся с общим недоразвитием речи при дизартрии будет способствовать более эффективной коррекционной работе, что в свою очередь обеспечит полноценный процесс обучения.
На основании анализа научно-методической литературы было выявлено, что у обучающихся с дизартрией имеются нарушения в формирования звуко-слогового анализа и синтеза. С целью подтверждения данного утверждения были определены принципы и методика обследования моторики, звукопроизношения, звуко-слогового анализа у детей старшего дошкольного возраста. На основании методических рекомендаций Н. М. Трубниковой, а также определенной пятибалльной системы оценивания результатов обследования было проведено логопедическое обследование 5 обучающихся старшего дошкольного возраста по следующим направлениям: артикуляционная моторика, звукопроизношение и фонематический и звуко-слоговой анализ и синтез.
Полученные в ходе констатирующего эксперимента данные свидетельствуют о том, что у всех пяти обследованных обучающихся имеются нарушения не только в моторной сфере, но и звукопроизношении, а также навыках звуко-слогового анализа и синтеза. Эти нарушения являются вторичными и требуют под собой глубокой проработки не только самих навыков фонематического анализа, но и коррекции звукопроизношения и развития артикуляционной моторики.
Следовательно, на основании результатов проведенного исследования требуется составить план коррекционно-логопедического воздействия по формированию звуко-слогового анализа у старших дошкольников с дизартрией на занятиях по подготовке к обучению грамоте.
На основании проведенного логопедического обследования, а также с учетом психолого-педагогических принципов, нами был предложен план коррекционной логопедической работы по формированию звуко-слогового анализа у обследованных обучающихся.
Логопедическая работа по развитию звуко-слогового анализа включала в себя различные направления работы, в том числе и коррекционные мероприятия по развитию артикуляционной моторики обучающихся, формирования артикуляционных укладов на нарушенные звуки, а также целенаправленную логопедическую работу по коррекции нарушений звукопроизношения и развитию фонематического анализа.
Логопедическая работа по развитию фонематического анализа всегда включает в себя определенную этапность, то есть начинать эту работу необходимо с элементарных навыков звукоразличения в потоке речи (развития фонематического слуха), а затем развивать навыки звукового анализа на материале сначала простых звуков, затем на материале слогов, и после добавлять работу по развитию навыков звукового анализа на материале слов и предложений, то есть двигаться «от простого к сложному».
Предложенная логопедическая работа, по нашему мнению, будет способствовать коррекции речевых трудностей у обучающихся, а, следовательно, послужит профилактикой нарушений письменной речи, что особенно актуально для обучающихся с псевдобульбарной дизартрией.
Таким образом, поставленная в данном исследовании цель была достигнута, а задачи - выполнены.
Легкая степень псевдобульбарной дизартрии является сложным нарушением речи, характеризующимся наличием различных вариантов нарушений компонентов речевой деятельности: артикуляции, голоса, дыхания, мимики, мелодико-интонационной стороны речи. Для обучающихся с легкой степенью дизартрии характерно наличие органического поражения центральной нервной системы, таких как недостаточность иннервации органов речевого аппарата (артикуляционного, голосового и дыхательного отделов), нарушения мышечного тонуса мышц лица и органов артикуляции. При легкой степени дизартрии, как правило, наблюдаются различные стойкие нарушения фонетической и просодической сторон речи, в результате которых возникают специфические отклонения в развитии лексико-грамматической структуры речи.
Часто у обучающихся с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии при нарушениях в формировании звуко-слогового анализа могут быть отмечены пропуски звуков или даже частей слова, в большинстве это касается безударных частей слова или согласных звуков в стечении согласных.
Своевременная и правильная диагностика нарушений звуко-слогового анализа у обучающихся с общим недоразвитием речи при дизартрии будет способствовать более эффективной коррекционной работе, что в свою очередь обеспечит полноценный процесс обучения.
На основании анализа научно-методической литературы было выявлено, что у обучающихся с дизартрией имеются нарушения в формирования звуко-слогового анализа и синтеза. С целью подтверждения данного утверждения были определены принципы и методика обследования моторики, звукопроизношения, звуко-слогового анализа у детей старшего дошкольного возраста. На основании методических рекомендаций Н. М. Трубниковой, а также определенной пятибалльной системы оценивания результатов обследования было проведено логопедическое обследование 5 обучающихся старшего дошкольного возраста по следующим направлениям: артикуляционная моторика, звукопроизношение и фонематический и звуко-слоговой анализ и синтез.
Полученные в ходе констатирующего эксперимента данные свидетельствуют о том, что у всех пяти обследованных обучающихся имеются нарушения не только в моторной сфере, но и звукопроизношении, а также навыках звуко-слогового анализа и синтеза. Эти нарушения являются вторичными и требуют под собой глубокой проработки не только самих навыков фонематического анализа, но и коррекции звукопроизношения и развития артикуляционной моторики.
Следовательно, на основании результатов проведенного исследования требуется составить план коррекционно-логопедического воздействия по формированию звуко-слогового анализа у старших дошкольников с дизартрией на занятиях по подготовке к обучению грамоте.
На основании проведенного логопедического обследования, а также с учетом психолого-педагогических принципов, нами был предложен план коррекционной логопедической работы по формированию звуко-слогового анализа у обследованных обучающихся.
Логопедическая работа по развитию звуко-слогового анализа включала в себя различные направления работы, в том числе и коррекционные мероприятия по развитию артикуляционной моторики обучающихся, формирования артикуляционных укладов на нарушенные звуки, а также целенаправленную логопедическую работу по коррекции нарушений звукопроизношения и развитию фонематического анализа.
Логопедическая работа по развитию фонематического анализа всегда включает в себя определенную этапность, то есть начинать эту работу необходимо с элементарных навыков звукоразличения в потоке речи (развития фонематического слуха), а затем развивать навыки звукового анализа на материале сначала простых звуков, затем на материале слогов, и после добавлять работу по развитию навыков звукового анализа на материале слов и предложений, то есть двигаться «от простого к сложному».
Предложенная логопедическая работа, по нашему мнению, будет способствовать коррекции речевых трудностей у обучающихся, а, следовательно, послужит профилактикой нарушений письменной речи, что особенно актуально для обучающихся с псевдобульбарной дизартрией.
Таким образом, поставленная в данном исследовании цель была достигнута, а задачи - выполнены.
Подобные работы
- Формирование звуко-слогового анализа у старших дошкольников с
дизартрией на занятиях по подготовке к обучению грамоте
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Предупреждение нарушений письма у старших дошкольников с
псевдобульбарной дизартрией на занятиях по обучению грамоте в
детском саду
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ЗВУКО-СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2020 - Применение компьютерных технологий в логопедической работе по коррекции нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2021 - Применение компьютерных технологий в логопедической работе
по коррекции нарушений звукопроизношения у старших дошкольников
с дизартрией
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Логопедическая работа по подготовке к обучению детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Курсовые работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников на подгрупповых логопедических занятиях
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2021 - Коррекция нарушений звукопроизношений у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии в структуре преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2022 - Логопедическая работа по коррекции звукопроизношения свистящих звуков у дошкольников с дизартрией
Магистерская диссертация, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020



