Логопедическая работа по коррекции нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ 6
1.1. Развитие звукопроизношения у детей в онтогенезе 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с
псевдобульбарной дизартрией 10
1.3. Особенности нарушения звукопроизношения у старших
дошкольников с дизартрией 13
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 17
2.1. Организация и принципы констатирующего эксперимента
исследования по выявлению особенностей звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией 17
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента по выявлению
особенностей звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией 19
ГЛАВА 3. РАБОТА ЛОГОПЕДА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У СТРАШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 33
3.1. Организация и принципы логопедической работы по коррекции
звукопроизношения у старших дошкольного возраста с дизартрией 35
3.2. Содержание работы логопеда по коррекции нарушений
звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией 41
3.3. Контрольный эксперимент и анализ полученных результатов 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ 6
1.1. Развитие звукопроизношения у детей в онтогенезе 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с
псевдобульбарной дизартрией 10
1.3. Особенности нарушения звукопроизношения у старших
дошкольников с дизартрией 13
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 17
2.1. Организация и принципы констатирующего эксперимента
исследования по выявлению особенностей звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией 17
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента по выявлению
особенностей звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией 19
ГЛАВА 3. РАБОТА ЛОГОПЕДА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У СТРАШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 33
3.1. Организация и принципы логопедической работы по коррекции
звукопроизношения у старших дошкольного возраста с дизартрией 35
3.2. Содержание работы логопеда по коррекции нарушений
звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией 41
3.3. Контрольный эксперимент и анализ полученных результатов 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
В современное время одной из ключевых проблем логопедии является проблема нарушений в области звукопроизношения у детей дошкольного возраста различными формами тяжелых расстройств речи, в том числе с дизартрией.
Последние десятилетия показали усиленный рост нервно-психических заболеваний у детей, что способствует задержке развития основных психических функций, а это приводит к речевым патологиям. Поэтому проблема коррекции речевых нарушений остается актуальной на сегодняшний день. В современной логопедической практике большое значение отводится разработке разнообразных инновационных форм работы с дошкольниками с речевыми патологиями, интегрируя их с традиционными способами коррекционно-развивающей деятельности, достигаются эффективные результаты.
Основываясь на исследованиях таких ученых, как Е.Ф. Архипова, Е.Н. Винарская, Г.В. Гуровец, Л.В. Лопатина, С.И. Маевская, Л.А. Позднякова, О.В. Правдина, Е.Ф. Соботович и др., можно отметить, что одним из главных симптомов дизартрии является нарушение звукопроизношения, которое проявляется в смешении, искажении, замене и отсутствии звуков.
Объект исследования - звукопроизношение у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Предмет исследования - процесс логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией.
Цель исследования - на основе анализа литературы и данных логопедического обследования старших дошкольников с дизартрией подобрать содержание логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения у этих детей.
Задачи:
1. Дать характеристику развития звукопроизношения у детей дошкольного возраста в онтогенезе.
2. Определить особенности нарушения звукопроизношения у старших дошкольников при дизартрии.
3. Провести опытно-экспериментальную работу по изучению звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и выявлению особенностей организации коррекционной логопедической работы.
4. Представить специфику организационно -методической работы логопеда по коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией.
5. Обработать результаты реализации логопедической работы формирующего этапа эксперимента у старших дошкольников с дизартрией.
Проблема исследования: на базе исследования актуальности темы настоящей работы была выявлена проблема, заключающаяся в невозможности повышения уровня навыков звукопроизношения у детей с дизартрией без комплексной логопедической работы, содержание которой должно быть разработана на основе результатов исходного диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предположительна положительная динамика у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией в формирования грамотного звукопроизношения будет наблюдаться в случае организации корректной логопедической работы, которая должна включать в себя следующие этапы работы над звукопроизношением:
1. Развитие артикуляционной моторики.
2. Коррекция нарушений звукопроизношения: постановка звуков и закрепление их в слогах, словах и высказываниях.
3. Формирование фонематических процессов.
Теоретико-методологическая база исследования: работы в области закономерностей нормального и аномального развития Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и др.; исследования, посвященные выявлению причин возникновения дизартрии и других речевых расстройств Л.С. Выготского, Р.Е. Левиной и др.; труды В.В. Виноградова и Р.Е. Левиной относительно специфики понимания речи, как структурной системы со взаимосвязанными между собой компонентами; исследования, посвященные рассмотрению онтогенетического принципа, предполагающего учет при коррекционном воздействии онтогенетической последовательности формирования психических новообразований (труды Л.С. Выготского, В.И. Лубовского, И.Ю. Левченко и др.).
Методы исследования:
1. Теоретический: анализ психологической, педагогической и
специальной литературы;
2. Педагогический эксперимент.
3. Количественная и качественная обработка данных.
4. Анализ, синтез и интерпретация полученных данных.
База исследования: МАДОУ ЦРР «Академия успеха» детский сад №550.
В исследовании принимало участие 5 детей (ФФНР, легкая степень псевдобульбарной дизартрии).
Теоретическая значимость: подтверждены имеющиеся научные сведения о нарушении звукопроизношения и ограничении подвижности речевого аппарата у детей с выявленной спецификой нарушений.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Структура ВКР: Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложения.
Последние десятилетия показали усиленный рост нервно-психических заболеваний у детей, что способствует задержке развития основных психических функций, а это приводит к речевым патологиям. Поэтому проблема коррекции речевых нарушений остается актуальной на сегодняшний день. В современной логопедической практике большое значение отводится разработке разнообразных инновационных форм работы с дошкольниками с речевыми патологиями, интегрируя их с традиционными способами коррекционно-развивающей деятельности, достигаются эффективные результаты.
Основываясь на исследованиях таких ученых, как Е.Ф. Архипова, Е.Н. Винарская, Г.В. Гуровец, Л.В. Лопатина, С.И. Маевская, Л.А. Позднякова, О.В. Правдина, Е.Ф. Соботович и др., можно отметить, что одним из главных симптомов дизартрии является нарушение звукопроизношения, которое проявляется в смешении, искажении, замене и отсутствии звуков.
Объект исследования - звукопроизношение у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Предмет исследования - процесс логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией.
Цель исследования - на основе анализа литературы и данных логопедического обследования старших дошкольников с дизартрией подобрать содержание логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения у этих детей.
Задачи:
1. Дать характеристику развития звукопроизношения у детей дошкольного возраста в онтогенезе.
2. Определить особенности нарушения звукопроизношения у старших дошкольников при дизартрии.
3. Провести опытно-экспериментальную работу по изучению звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и выявлению особенностей организации коррекционной логопедической работы.
4. Представить специфику организационно -методической работы логопеда по коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией.
5. Обработать результаты реализации логопедической работы формирующего этапа эксперимента у старших дошкольников с дизартрией.
Проблема исследования: на базе исследования актуальности темы настоящей работы была выявлена проблема, заключающаяся в невозможности повышения уровня навыков звукопроизношения у детей с дизартрией без комплексной логопедической работы, содержание которой должно быть разработана на основе результатов исходного диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предположительна положительная динамика у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией в формирования грамотного звукопроизношения будет наблюдаться в случае организации корректной логопедической работы, которая должна включать в себя следующие этапы работы над звукопроизношением:
1. Развитие артикуляционной моторики.
2. Коррекция нарушений звукопроизношения: постановка звуков и закрепление их в слогах, словах и высказываниях.
3. Формирование фонематических процессов.
Теоретико-методологическая база исследования: работы в области закономерностей нормального и аномального развития Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и др.; исследования, посвященные выявлению причин возникновения дизартрии и других речевых расстройств Л.С. Выготского, Р.Е. Левиной и др.; труды В.В. Виноградова и Р.Е. Левиной относительно специфики понимания речи, как структурной системы со взаимосвязанными между собой компонентами; исследования, посвященные рассмотрению онтогенетического принципа, предполагающего учет при коррекционном воздействии онтогенетической последовательности формирования психических новообразований (труды Л.С. Выготского, В.И. Лубовского, И.Ю. Левченко и др.).
Методы исследования:
1. Теоретический: анализ психологической, педагогической и
специальной литературы;
2. Педагогический эксперимент.
3. Количественная и качественная обработка данных.
4. Анализ, синтез и интерпретация полученных данных.
База исследования: МАДОУ ЦРР «Академия успеха» детский сад №550.
В исследовании принимало участие 5 детей (ФФНР, легкая степень псевдобульбарной дизартрии).
Теоретическая значимость: подтверждены имеющиеся научные сведения о нарушении звукопроизношения и ограничении подвижности речевого аппарата у детей с выявленной спецификой нарушений.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Структура ВКР: Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложения.
Подробно изучив в рамках настоящего исследования вопрос специфики изучения нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией, мы сформулировали следующие выводы.
В теоретической части настоящего исследования нами был проведен анализ научной и специальной литературы, в результате которого были сформулированы характерные особенности относительно развития и формирования у детей фонематического слуха в норме речевого развития и при дизартрии.
Мы определили, что речь не является врожденной способностью человека, а представляет собой приобретенный через процесс активного взаимодействия с окружающим миром и обществом навык. Развиваясь вместе с ребенком, речь не может формироваться самостоятельно - она зависит от разнообразных факторов, которые прямо или косвенно влияют на формирование будущей личности.
С опорой на специальную литературу мы выяснили, что одним из этапов в формирования грамотной речи является процесс овладения ребенком фонетической стороной речи. Исходя из того факта, что «гуление», начинающееся у детей с 3 месяцев от рождения, считается одним из первых этапов развития речи и представляет собой подготовку артикуляционного аппарата к последующему произнесению звуков.
Также мы пришли к выводу, что нельзя выискивать нарушения в области звукопроизношения на ранних этапах развития ребенка. Слова, произнесенные ребенком в раннем дошкольном возрасте, очень сильно деформированы, искажены. Ребенок не может сразу произносить слова без искажения звуков, лишь постепенно он овладевает грамотным произношением.
Рассматривая особенности звукопроизношения у детей с дизартрией, для начала мы определились с толкованием термина «дизартрия», в результате чего нами было определено, что под дизартрией следует понимать комплекс сложных форм нарушений речи, в частности звукопроизношения, характеризующиеся невнятностью и гнусавостью речи ребенка дошкольного возраста.
Опираясь на работы разных специалистов (дефектологов и логопедов), мы отметили, что у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией зачастую выявляются нарушения в области звукопроизношения полиморфного характера, недоразвитие и несформированность основных фонематических процессов, проявляющиеся в том, что ребенок не распознает на слух близкие звуки. Несформированная артикуляционная моторика и недоразвитие слухового восприятия способствуют тому, что звукопроизносительные нарушения и возникающие при этом дефекты начинают приобретать устойчивый характер.
Во второй главе настоящего исследования нами было проведено опытно-экспериментальное обследование детей старшего дошкольного возраста с целью выявления исходного уровня развития звукопроизношения у детей 5 лет с дизартрией, включающее в себя 4 этапа. В рамках подготовительного этапа экспериментальной деятельности нами был произведен тщательный отбор и изучение основных материалов методико-диагностического характера относительно выявления уровня развития звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией. В рамках констатирующего этапа нами была проведена диагностическая работа по выявлению особенностей звукопроизношения у детей обследуемой логопедической группы с дизартрией по методике Е.Ф. Архиповой, подобранной нами на подготовительном этапе опытно-экспериментальной работы. На формирующем этапе эксперимента нами были предложены содержание и методические аспекты логопедической работы по развитию у старших дошкольников с дизартрией звукопроизношения и фонематического слуха посредством индивидуальных и коллективных занятий. На контрольном этапе проводилась повторное обследование уровня развития звукопроизношения у старших дошкольников логопедической группы с дизартрией. Также мы проанализировали и обобщили полученные данные после проведения формирующего этапа эксперимента, направленного на активизацию звукопроизношения и повышения уровня фонематического слуха у старших дошкольников с дизартрией посредством индивидуальных и коллективных занятий.
Результаты контрольного этапа эксперимента позволили сделать вывод, что представленная нами модель логопедической работы по коррекции звукопроизношения для детей старшего дошкольного возраста с дизартрией на формирующем этапе эксперимента является успешной и эффективной, ее результаты показали положительную динамику в развитии у детей с дизартрией навыков звукопроизношения.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, а гипотеза доказана.
В теоретической части настоящего исследования нами был проведен анализ научной и специальной литературы, в результате которого были сформулированы характерные особенности относительно развития и формирования у детей фонематического слуха в норме речевого развития и при дизартрии.
Мы определили, что речь не является врожденной способностью человека, а представляет собой приобретенный через процесс активного взаимодействия с окружающим миром и обществом навык. Развиваясь вместе с ребенком, речь не может формироваться самостоятельно - она зависит от разнообразных факторов, которые прямо или косвенно влияют на формирование будущей личности.
С опорой на специальную литературу мы выяснили, что одним из этапов в формирования грамотной речи является процесс овладения ребенком фонетической стороной речи. Исходя из того факта, что «гуление», начинающееся у детей с 3 месяцев от рождения, считается одним из первых этапов развития речи и представляет собой подготовку артикуляционного аппарата к последующему произнесению звуков.
Также мы пришли к выводу, что нельзя выискивать нарушения в области звукопроизношения на ранних этапах развития ребенка. Слова, произнесенные ребенком в раннем дошкольном возрасте, очень сильно деформированы, искажены. Ребенок не может сразу произносить слова без искажения звуков, лишь постепенно он овладевает грамотным произношением.
Рассматривая особенности звукопроизношения у детей с дизартрией, для начала мы определились с толкованием термина «дизартрия», в результате чего нами было определено, что под дизартрией следует понимать комплекс сложных форм нарушений речи, в частности звукопроизношения, характеризующиеся невнятностью и гнусавостью речи ребенка дошкольного возраста.
Опираясь на работы разных специалистов (дефектологов и логопедов), мы отметили, что у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией зачастую выявляются нарушения в области звукопроизношения полиморфного характера, недоразвитие и несформированность основных фонематических процессов, проявляющиеся в том, что ребенок не распознает на слух близкие звуки. Несформированная артикуляционная моторика и недоразвитие слухового восприятия способствуют тому, что звукопроизносительные нарушения и возникающие при этом дефекты начинают приобретать устойчивый характер.
Во второй главе настоящего исследования нами было проведено опытно-экспериментальное обследование детей старшего дошкольного возраста с целью выявления исходного уровня развития звукопроизношения у детей 5 лет с дизартрией, включающее в себя 4 этапа. В рамках подготовительного этапа экспериментальной деятельности нами был произведен тщательный отбор и изучение основных материалов методико-диагностического характера относительно выявления уровня развития звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией. В рамках констатирующего этапа нами была проведена диагностическая работа по выявлению особенностей звукопроизношения у детей обследуемой логопедической группы с дизартрией по методике Е.Ф. Архиповой, подобранной нами на подготовительном этапе опытно-экспериментальной работы. На формирующем этапе эксперимента нами были предложены содержание и методические аспекты логопедической работы по развитию у старших дошкольников с дизартрией звукопроизношения и фонематического слуха посредством индивидуальных и коллективных занятий. На контрольном этапе проводилась повторное обследование уровня развития звукопроизношения у старших дошкольников логопедической группы с дизартрией. Также мы проанализировали и обобщили полученные данные после проведения формирующего этапа эксперимента, направленного на активизацию звукопроизношения и повышения уровня фонематического слуха у старших дошкольников с дизартрией посредством индивидуальных и коллективных занятий.
Результаты контрольного этапа эксперимента позволили сделать вывод, что представленная нами модель логопедической работы по коррекции звукопроизношения для детей старшего дошкольного возраста с дизартрией на формирующем этапе эксперимента является успешной и эффективной, ее результаты показали положительную динамику в развитии у детей с дизартрией навыков звукопроизношения.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, а гипотеза доказана.
Подобные работы
- Применение компьютерных технологий в логопедической работе по коррекции нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2021 - Применение компьютерных технологий в логопедической работе
по коррекции нарушений звукопроизношения у старших дошкольников
с дизартрией
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Логопедическая работа по коррекции нарушений звукопроизношения у
старших дошкольников с дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция нарушений речи у старших дошкольников с
дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Коррекция звукопроизношения у дошкольников с дизартрией в условиях реализации федеральных стандартов
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2021 - Коррекция звукопроизношения у дошкольников с дизартрией в
условиях реализации федеральных стандартов
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Коррекция нарушений фонетической стороны речи у старших дошкольников с дизартрией средствами технологии логопедического моделирования
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Коррекция нарушений речи у старших дошкольников с
псевдобульбарной дизартрией во взаимодействии логопеда и педагогов
образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Коррекция нарушений звукопроизношения и просодики у старших
дошкольников с псевдобульбарной дизартрией во взаимодействии
учителя-логопеда и родителей
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022



