ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Закономерности становления и развития произносительной и
фонематической сторон речи в онтогенезе 6
1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика дошкольников с
дизартрией 12
1.3. Характеристика фонетико-фонематического недоразвития речи у
дошкольников с дизартрией 15
1.4. Роль дидактической игры в системе логопедической работы с
дошкольниками 17
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 23
2.1. Организация и методология логопедического обследования 23
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 25
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ ПО СРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ 33
3.1. Теоретическое обоснование и основные принципы логопедической
работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с дизартрией 33
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с дизартрией с
использованием дидактических игр 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Одной из самых важных особенностей человека является речь. Высшие психические функции формируются параллельно с речевым развитием и напрямую зависят от уровня его сформированности. Но правильное и своевременное развитие речи возможно только при наличии определенных условий. К ним относятся психическое и соматическое здоровье ребенка, нормальные умственные способности, хорошие слух и зрение, достаточная психическая активность, полноценное речевое окружение.
Своевременное развитие у детей правильной речи помогает им более успешно социализироваться в обществе и подготавливает к обучению в школе. Дети дошкольного возраста с высоким уровнем развития речи легко вступают в контакт с окружающими, свободно могут задавать вопросы, формулировать и выражать свои мысли и желания. Невнятная речь, наоборот препятствует взаимоотношениям ребенка с окружающим его миром. К старшему дошкольному возрасту, а иногда и раньше, дети с речевыми нарушениями начинают осознавать свои дефекты и могут стать молчаливыми, раздражительными и стеснительными [33].
В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Несформированность фонетической и фонематической сторон речи являются одним из распространенных дефектов у этой группы детей и выделяются как ведущие в структуре нарушений при дизартрии.
В разное время вопросами коррекции дизартрии занимались многие специалисты: О. В. Правдина, Е. М. Мастюкова, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева и др. И все они пришли к выводу, что если не проводить коррекционную работу, то в будущем дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи будут иметь трудности в усвоении школьной программы, медленно читать, допускать дисграфические ошибки. Также это будет оказывать негативное влияние на весь процесс психического развития ребенка, и отражаться в его действиях, поведении и построении межличностных отношений со сверстниками и взрослыми.
Исходя из этого можно сделать вывод, что проблема изучения и коррекции фонетико-фонематических нарушений речи у дошкольников с дизартрией является актуальной и занимает особое место в сфере медико- психолого-педагогической реабилитации. Также актуальность этой темы подтверждает то, что она довольно часто освещается в научных статьях. Например, в статье Л.С. Заркеновой «Определение уровня сформированности фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» для Международного журнала экспериментального образования.
Для эффективности коррекционной работы требуется создание специальных условий, также должны учитываться возможности и индивидуальные особенности ребенка. В основе логопедической работы с дошкольниками должен лежать комплексный подход. Который предполагает сочетание коррекционно-логопедической и психолого-педагогической работы.
Для достижения положительного результата коррекционный процесс должен строится с учетом ведущего вида деятельности дошкольников - игры [1]. Игровой сюжет, предъявление учебных или любых других задач в игровой форме, позволяют активизировать познавательную деятельность детей, сформировать у них положительную мотивацию, облегчают принятие ребенком учебной деятельности и обеспечивают оптимальные условия ее реализации.
Данная работа будет направлена на решение вопросов коррекции звукопроизношения и просодической стороны речи, а также на формирование фонематических процессов: слуха и восприятия у дошкольников с дизартрией с использованием дидактических игр, так как игра является ведущим видом деятельности у дошкольников, и включена в учебно-воспитательный и коррекционно-развивающий процесс.
Объект исследования - фонетическая и фонематическая стороны речи у дошкольников с дизартрией.
Предмет исследования - содержание работы по коррекции фонетико-фонематических нарушений речи у дошкольников с дизартрией с использованием дидактических игр.
Цель исследования - определить содержание логопедической работы с использованием дидактических игр по коррекции фонетико-фонематических нарушений речи у дошкольников с дизартрией.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по вопросам формирования произносительной стороны речи и фонематических процессов у детей в норме и с речевыми нарушениями.
2. Изучить методическую литературу по вопросу использования дидактических игр в логопедической работе с дошкольниками с дизартрией.
3. Провести констатирующий эксперимент и проанализировать полученные результаты.
4. Разработать направление и содержание логопедической работы по коррекции фонетико-фонематических нарушений речи у дошкольников, с дизартрией с использованием дидактических игр.
Реализация цели и задач исследования осуществлялись с помощью следующих методов:
1. Теоретический метод. Изучение специальной педагогической, логопедической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирический метод. Проведение констатирующего эксперимента, сбор данных.
3. Качественный и количественный анализ полученных данных.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложений.
Данная работа была посвящена актуальной в настоящее время проблеме коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дизартрией. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время увеличивается количество дошкольников с речевыми нарушениями. Целью проведенного исследования было определить содержание логопедической работы по коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с дизартрией.
Для достижения цели исследования, был решен ряд задач.
Первым этапом работы было изучение специальной литературы, в ходе которого было выявлено, что фонетико-фонематические нарушения речи достаточно распространены, и являются ведущими в структуре речевого дефекта у дошкольников с дизартрией. Также были раскрыты понятия и определены основные закономерности формирования фонетической и фонематической сторон речи в онтогенезе у детей с нормальным речевым развитием.
Была изучена психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией, что позволило сделать вывод, что наряду с нарушениями звукопроизносительной и звукоразличительной сторон речи у дошкольников отмечаются нарушения высших психических функций. Таких как память, внимание, мышление и нарушения эмоционально-волевой сферы. Все эти нарушения влияют на дальнейшее развитие ребенка и если отсутствует своевременная коррекция, то такие дети испытывают трудности в усвоении школьной программы и в коммуникации с окружающими.
Так как ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра были изучены и описаны принципы включения дидактических игр в логопедическую работу.
В экспериментальной части исследования была проведена диагностика уровня речевого развития с помощью методики Н. М. Трубниковой. Была обследована общая и мелкая моторика, состояние артикуляционного аппарата, звукопроизношение и просодическая сторона речи и фонематические процессы.
В логопедическом обследовании принимало участие 5 детей дошкольного возраста. Анализ результатов констатирующего эксперимента выявил у всех обследуемых нарушения моторной сферы, полиморфные нарушения произношения звуков позднего онтогенеза, нарушения фонематического слуха и восприятия. По каждому ребенку было составлено логопедическое заключение и составлен перспективный план коррекционной работы.
Было определено содержание логопедической работы, которое включало в себя следующие направления: развитие общей и мелкой моторики; развитие артикуляционной моторики и формирование артикуляционных укладов; постановка звуков и автоматизация из в слогах, словах и предложениях; формирование фонематического слуха и развитие навыков звукового анализа.
Согласно теме работы для каждого направления были подобраны специальные дидактические игры и упражнения, которые были подробно описаны.
Таким образом, поставленные в начале работы цель и задачи были реализованы в процессе исследования.
1. Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т. В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина [и др.] ; под ред. А. А. Борзенкова. - Москва : Просвещение, 2021. - 336 с.
2. Акименко, В М. Новые логопедические технологии : учеб.-метод.
пособие / В. М. Акименко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. - 105 с.
3. Алябьева, Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального
сопровождения : метод. пособие / Е. А. Алябьева. - Москва : Сфера, 2006. - 64 с.
4. Аманатова, М. М. Справочник школьного логопеда / М. М. Аманатова, Н. Г. Андреева, О. М. Тосуниди. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. - 318 с.
5. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ : Астрель, 2008. - 254 с.
6. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ : Астрель, 2007. - 343 с.
7. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи / В. И. Бельтюков. - Москва : Просвещение, 1964. - 91 с.
8. Борисенко, М. Г. Ползаем, ходим, бегаем, прыгаем : (развитие общ. моторики) / М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина. - Санкт-Петербург : Паритет, 2003. - 160 с.
9. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - Москва : Лабиринт, 2009. - 352 с.
10. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. - Москва : Эксмо, 2006. - 512 с.
11. Гаркуша, Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Ю. Ф. Гаркуша. - Москва : ВЛАДОС, 2001. - 158 с.
12. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт- Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 472 с.
13. Глухов, В. П. Основы психолингвистики : учеб. пособие для студентов пед. вузов / В. П. Глухов. - Москва : АСТ : Астрель, 2005. - 344 с.
14. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В. П. Глухов. - Москва : АРКТИ, 2002. - 144 с.
15. Жукова, Н. С. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Москва : КнигоМир, 2011. - 320 с.
16. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. - Москва : ВЛАДОС, 2012. - 279 с.
17. Калягин, В. А. Логопсихология : учеб. пособие для студентов вузов /
B. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. - Москва. : Академия, 2006. - 320 с.
18. Лалаева, Р. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития : учеб. пособие / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова,
C. В. Зорина. - Москва : ВЛАДОС, 2004. - 303 с.
19. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. - Москва : Красанд, 2010. - 216 с.
20. Логопедия : учеб. для студентов пед. вузов / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова [и др.] ; под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - Москва : ВЛАДОС, 2008. - 677 с.
21. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами : учеб. пособие / Л. В. Лопатина. - Санкт-Петербург : СОЮЗ, 2005. - 192 с.
22. Лопатина, Л. В. Нарушение мимической мускулатуры и артикуляционной моторики у детей со стертой формой дизартрии / Л. В. Лопатина // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых : межвуз. сб. науч. тр. / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена ; отв. ред. Г. А. Волкова. - Ленинград : ЛГПИ, 1987. - С. 18-25.
23. Максаков, А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок : пособие для воспитателей и родителей / А. И. Максаков. - Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006. - 152 с.
24. Мартынова, Р. И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалией / Р. И. Мартынова // Хрестоматия по логопедии : (извлечения и тексты) : учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. пед. учеб. заведений : в 2 т. / под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. - Москва : ВЛАДОС, 1997. - Т. 1. - С. 214-218.
25. Мастюкова, Е. М. Лечебная педагогика : ран. и дошкол. возраст : советы педагогам и родителям по подгот. к обучению детей с особыми проблемами в развитии / Е. М. Мастюкова. - Москва : ВЛАДОС, 1997. - 303 с.
26. Нищева, Н. В. Будем говорить правильно : дидакт. материал для коррекции нарушений звукопроизношения / Н. В. Нищева. - Санкт- Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. - 112 с.
27. Нищева, Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н. В. Нищева. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. - 528 с.
28. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению : учеб. пособие для студентов вузов / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова [и др.] ; под ред. Т. В. Волосовец. - Москва : Академия, 2003. - 200 с.
29. Основы логопедической работы с детьми : учеб. пособие для логопедов, воспитателей дет. садов, учителей нач. кл., студентов пед. училищ / Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева, А. В. Ястребова, Т. П. Бессонова ; под общ. ред. Г. В. Чиркиной. - Москва : АРКТИ, 2002. - 240 с.
30. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. - Москва : Просвещение, 1968. - 367 с.
31. Парамонова, Л. Г. Логопедия для всех / Л. Г. Парамонова. - Санкт- Петербург : Питер, 2009. - 408 с.
32. Правдина, О. В. Логопедия : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. /
О. В. Правдина. - Москва : Просвещение, 1973. - 272 с.
33. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург : Питер, 2016. - 712 с.
34. Семенова, К. А. Дизартрии / К. А. Семенова, Е. М. Мастюкова, М. Я. Смуглин // Хрестоматия по логопедии : (извлечения и тексты) : учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. пед. учеб. заведений : в 2 т. / под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. - Москва : ВЛАДОС, 1997. - Т. 1. - С. 173-189.
35. Смирнова, Е. О. Психология ребенка : учеб. для пед. училищ и вузов / Е. О. Смирнова. - Москва : Юнити-Дана, 2017. - 215 с.
36. Соботович, Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции : (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) : учеб. пособие // Е. Ф. Соботович. - Москва : Классика Стиль, 2003. - 160 с.
37. Стребелева, Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии : кн. для педагога-дефектолога / Е. А. Стребелева. - Москва : ВЛАДОС, 2005. - 180 с.
38. Трубникова, Н. М. Логопедические технологии обследования речи : учеб.-метод. пособие / Н. М. Трубникова ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2005. - 280 с.
39. Урунтаева, Г. А. Психология дошкольного возраста : учеб. для студентов вузов / Г. А. Урунтаева. - Москва : Академия, 2016. - 272 с.
40. Филичева, Т. Б. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, В. Г. Чиркина. - Москва : Просвещение, 1989. - 223 с.
41. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения : пособие для воспитателя дет. сада / М. Ф. Фомичева. - Москва : Просвещение, 1981. - 240 с.
42. Хватцев, М. Е. Логопедия: работа с дошкольниками : пособие для логопедов и родителей / М. Е. Хватцев. - Москва : Аквариум, 1996. - 384 с.
43. Хохлова, Т. А. Сборник логопедических игр для развития речи детей дошкольного возраста / Т. А. Хохлова. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2012. - 130с.
44. Эльконин, Д. Б. Детская психология : учеб. пособие для студентов вузов / Д. Б. Эльконин. - Москва : Академия, 2007. - 384 с.
45. Ястребова, А. В. Хочу в школу : система упражнений, формирующих речемыслит. деятельность и культуру уст. речи детей / А. В. Ястребова, О. И. Лазаренко. - Москва : АРКТИ, 1999. - 136 с.