ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ИСТОКОВЕДЕНИЕ» ... 15
1.1. Развитие духовно-нравственной сферы у детей старшего
дошкольного возраста как педагогическая проблема 15
1.2. Возможности программы «Истоковедение» в развитии
духовно-нравственной сферы дошкольников 27
1.3. Теоретическое обоснование модели развития духовно
нравственной сферы у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации программы «Истоковедение» 36
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ДУХОВНО-НРАВСВЕННОЙ СФЕРЫ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ИСТОКОВЕДЕНИЕ» 50
2.1. Исследование развития духовно-нравственной сферы у детей
старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытнопоисковой работы 50
2.2. Содержание работы по развитию духовно-нравственной
сферы у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации программы «Истоковедение» 61
2.3. Исследование развития духовно-нравственной сферы у детей
старшего дошкольного возраста на контрольном этапе опытнопоисковой работы 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 113
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Задачи духовнонравственного воспитания подрастающего поколения сформулированы в главных нормативных документах образовательной политики (Федеральный закон «Об образовании в РФ», «Национальная доктрина образования РФ до 2025 года», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»; «Стратегия развития воспитания в РФ на период 2025 года»).
Актуальность проблемы развития духовно-нравственной сферы у детей дошкольного возраста на социально-педагогическом уровне определяется потребностью общества в духовно-нравственной личности.
Президент РФ В. В. Путин в своем обращении к Федеральному собранию 12 декабря 2012 г. подчеркнул: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных сфер - милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи - дефицит того, что всегда, во все исторические времена делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились. Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодежной политики. Эти сферы - это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России».
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» сформулирован современный воспитательный идеал: «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества». Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений - всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Ключевая роль дошкольной образовательной организации состоит в создании условий для формирования гармоничной, нравственно, физически и психически здоровой, эстетически развитой личности, что отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В данном документе предусмотрено объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовнонравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе. Подчеркивается значение объединения усилий семьи и педагогов объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Однако существующие программы дошкольного образования не в полной мере отражают процесс формирования духовно-нравственной сферы у детей. Недооцениваются такие вопросы, как формирование у старших дошкольников понимания собственного внутреннего мира, своих переживаний, чувств, душевных состояний, способности соотносить свое поведение с нравственными законами окружающего мира.
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования обусловлена потребностью теории и методики дошкольного образования в поиске средств и разработке новых подходов к формированию духовнонравственной сферы детей старшего дошкольного возраста для гармоничного вхождения в социум.
Проблемы духовно-нравственного становления личности
рассматривались в трудах религиозных философов Н.А. Бердяева, Н.О. Лосского, В.С. Соловьева, С.Л. Франка. В работах В.В. Зеньковского и И.А. Ильина православный подход получил свое наиболее целостное выражение в строгой логике научного мышления.
К проблеме развития духовно-нравственной сферы как одной из важных задач педагогической теории и практики обращались педагоги прошлого (В.Ф. Одоевский, Н.И. Пирогов, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский), отстаивающие идею о приоритетности воспитания нравственных качеств в процессе обучения. Социоцентристская парадигма духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста представлена в трудах С.Т. Шацкого. Обширный арсенал педагогических средств духовно-нравственного воспитания (природно-экологических, художественных, социокультурных, религиозных) описан в работах С.С. Куломзиной.
Идеи этих авторов вновь актуализируются современными исследователями, в том числе, О.С. Барило, Н.М. Борытко, Е.В. Бондаревской, Е. И. Исаевым, В.А. Беляевой, И.А. Колесниковой, Н.В. Масловым, Л.В. Мардахаевым, Т.И. Петраковой, А.Н. Сидоровой, В.И. Слободчиковым, В.А. Сластёниным, Л.В. Суровой, В.Ю. Троицким, В.Д. Ширшовым, В.И. Щурковой, О.Л. Янушкявичене и др.
Согласно выводам ученых, в круг духовно-нравственных ценностей дошкольника входят: любовь к родной семье, близким людям, проявление доброты, уважения, милосердия к окружающим, ответственности, добросовестности.
Важнейшей особенностью развития духовно-нравственной сферы дошкольника является «направленность на мир семьи» (О.В. Дыбина, А.Ю. Кузина, Е.А. Сидякина, В.В. Щетинина), что подчеркивает значимость организации воспитательного процесса в ДОО во взаимодействии с семьями воспитанников. В то же время на практике наблюдается недостаточная согласованность с семьями воспитанников в решении данной проблемы. Неопределенность ориентиров духовно-нравственного развития и моральных норм в современном обществе приводит к тому, что каждая семья руководствуется собственными представлениями о том, что именно, в каком возрасте и какими средствами нужно воспитывать у ребенка.
Актуальность работы на научно-методическом уровне определяется недостаточной методической оснащенностью процесса развития духовнонравственной сферы дошкольников...
Проведенное исследование подтвердило актуальность избранной проблемы. В результате исследования были решены поставленные задачи.
На основе анализа научной литературы уточнено содержание процесса развития духовно-нравственной сферы ребенка, выделены его основные характеристики с учетом личности старшего дошкольника: усвоение доступных ребенку базисных этических понятий, на основе которых вырабатываются нравственные эталоны, образцы, нормы и правила (когнитивный компонент), развитие нравственных чувств, отношений и переживаний (эмоциональный компонент), формирование нравственного поведения, выступающего мотивацией к дальнейшему познанию самого себя, выстраиванию отношений с окружающим миром (поведенческий компонент).
Раскрыт потенциал программы «Истоковедение» в развитии духовно - нравственной сферы дошкольников. Выявлено, что реализация положений программы «Истоковедение» на практике позволяет создать необходимые психолого-педагогические условия развития духовно-нравственной сферы личности дошкольника.
Первая группа условий связана с нравственным потенциалом окружающей социальной микросреды и воспитательного микросоциума, который имеет следующие проявления: нравственная культура педагогов и родителей дошкольников, наличие в ней нравственных образцов отношений; социальная ситуация развития, наличие в ней моделей нравственных отношений (семья, группа детского сада); разработанность и представленность детям нравственных норм, правил и требований.
Вторая группа условий развития нравственной сферы личности дошкольника связана с активностью и самостоятельностью ребенка в освоении нравственного опыта (активная идентификация с носителями нравственных ценностей в ближайшем окружении; моральные переживания ребенка в процессе решения моральных дилемм).
Третья группа условий определяется психолого-педагогическим сопровождением развития нравственной сферы личности дошкольника (разработка технологий развития когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов нравственной сферы, критериев их развития; подготовка воспитателей ДОУ к работе по развитию нравственной сферы личности дошкольника).
Обосновано обращение к аксиологическому, деятельностному, полихудожественному подходам, позволяющим активизировать опыт духовно-нравственных отношений ребенка, полученный в семье и ближайшем окружении, на основе вовлечения его в совместную с педагогами и родителями полихудожественную деятельность.
Разработана модель развития духовно-нравственной сферы у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации программы «Истоковедение» в дошкольной образовательной организации, которая включает методологические основания, содержание воспитательного процесса, описание методов и приемов, инструментарий для педагогического мониторинга, основывается на принципах целостности, культуросообразности, проблемности в подаче материала занятий, событийной общности взрослых и детей, опоры на произведения искусства и примеры из жизни, выражающие эталоны нравственного поведения.
Содержательно-технологический компонент модели включает программу развития духовно-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста, предусматривающую разнообразные формы совместной деятельности детей, педагогов и родителей (активные занятия, работа в ресурсном круге, выполнение творческих заданий по альбомам и книгами для развития) и активное вовлечение детей в разные виды полихудожественной деятельности на основе литературных сюжетов: иллюстрирование и театрализация сюжетов литературных и поэтических произведений, сочинение образных историй с последующим созданием рисунков, аппликаций, коллажей на их сюжеты и др.
Результативность разработанной модели подтверждена в процессе проведения опытно-поисковой работы. Результаты итоговой диагностики в целом показали положительную динамику по всем выделенным критериям.
1. Акутина, С. П. К проблеме классификации семейных духовно-
нравствнных ценностей / С. П. Акутина. - URL: hftp://lib.herz-
en.spb.ru/text/akutina_94_9_15.pdf (дата обращения: 21.03.2019).
2. Алексеева, JI. B. Ценностно-ориентационный подход к нравственному воспитанию в педагогическом наследии М. И. Демкова / JI. B. Алексеева //Аксиологические проблемы педагогики. - 2005. - №. 2. - С. 174-178.
3. Ананьев, Б. Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания / Б. Г. Ананьев // Избранные психологические труды : в 2 т. Т. 2 / А. Б. Ананьев. - Москва : Педагогика, 1980. - С. 9-127.
4. Антропологические основы формирования духовно
нравственных позиций педагога в условиях модернизации российского образования : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф., 10 дек. 2010 г. / Ставропол. гос. пед. ин-т ; под ред. Л. Л. Редько [и др.]. -
Ставрополь : Ставропол. гос. пед. ин-т, 2010. - 397 с.
5. Артюхов, A. B. Государственная семейная политика и ее особенности в России / A. B. Артюхов // Социс. - 2002. - № 7. - С. 23-29.
6. Асташова, H. A. Концептуальные основы педагогической аксиологии / H. A. Асташова // Педагогика. - 2002. - № 8. - С. 8-13.
7. Белкин, А. С. Диссертационный совет по педагогике: опыт, проблемы, перспективы / А. С. Белкин, Е. В. Ткаченко ; Урал. гос. пед. ун-т. -
Екатеринбург : [б. и.], 2005. - 208 с.
8. Бондаревская, Е. В. Ценностные основания личностного ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. - 1995. - № 4. - С. 11-17.
9. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование : словарь : ключевые понятия, актуал. лексика / С. М. Вишнякова. - Москва : Новь, 1999. - 535 с.
10. Возрастные особенности старших подростков. - URL: http://real- school.do.am/publ/3-1-0-5 (дата обращения: 25.05.2019).
11. Воспитательный процесс: изучение эффективности : метод.
рекомендации / под ред. E. H. Степанова. - Москва : Сфера, 2000. - 128 с.
12. Воробьев, К. А. Социология : учеб. пособие для вузов / К. А. Воробьев. - Москва : Акад. Проект, 2005. - 512 с.
13. Выготский, JI. C. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 4. Детская психология / JI. C. Выготский. - Москва : Педагогика, 1984. - 432 с.
14. Гребенников, И. В. Основы семейной жизни : учеб. пособие для пед. ин-тов / И. В. Гребенников. - Москва : Просвещение, 1991. - 158 с.
15. Гурко, Т. А. Вариативность представлений в сфере родительства / Т. А. Гурко // Социс. - 2000. - № 11. - С. 90-97...