Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Логопедическая работа по коррекции произносительной системы речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Работа №94696

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы55
Год сдачи2022
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
143
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ НАД ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ 6
1.1. Закономерности развития произносительной стороны речи в онтогенезе 6
1.2. Характеристика нарушений, особенности нарушений
произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией 11
1.3. Обзор логопедических принципов по коррекции произносительной
стороны речи у детей с дизартрией 18
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 21
2.1. Основные принципы, цели, задачи, алгоритм констатирующего
эксперимента 21
2.2. Содержание методик обследования в рамках организации
констатирующего эксперимента 22
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 28
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ 33
3.1. Основные принципы, задачи, этапы логопедической работы по
коррекции произносительной системы речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией 33
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции произносительной системы речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51

У детей с дизартрией, вследствие органического поражения центральной нервной системы, нарушаются двигательные механизмы, страдает общая и мелкая моторика, что усугубляет нарушения речи при данной патологии. Нарушенное звукопроизношение с трудом поддается коррекции, отрицательно влияет на формирование фонематических процессов и лексико-грамматической стороны речи, что затрудняет процесс школьного обучения детей. Несмотря на то, что у детей с легкой формой дизартрии не наблюдается выраженных параличей и парезов, моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, они отстают от сверстников в ловкости и точности движений, задерживается развитие готовности руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности. Дизартрия нередко приводит к недоразвитию речи (неполноценности словаря, нарушению грамматической связи слов), а в школьном возрасте к нарушениям письма и чтения.
Актуальность данного исследования заключается в том, что в наше время дизартрия занимает особое место среди нарушений речи у детей, это влечёт за собой нарушения звукопроизношения и просодики в речи детей.
Целью данной работы было:
Изучить произносительную систему речи у старших дошкольников с дизартрией. Составить план коррекционной работы, направленный на преодоление нарушений произносительной стороны речи обследуемых детей, с учётом индивидуальных особенностей их нарушений.
Объект исследования:
Состояние произносительной стороны у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Предмет исследования:
Коррекция произносительной системы речи на логопедических занятиях у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Задачи исследования:
- анализ теоретической и методической литературы по вопросу проблемы коррекционной работы над произносительной системой речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией;
- подбор методик для обследования произносительной стороны речи детей с дизартрией;
- организация констатирующего эксперимента;
- анализ результатов констатирующего эксперимента;
- составить примерный план коррекционной работы, направленный на преодоление нарушений произносительной стороны речи обследуемых детей, с учётом индивидуальных особенностей их нарушений.
Организация исследования:
Исследование проводилось на базе Муниципального Автономного Дошкольного Общеобразовательного Учреждения «Детский сад №26». В нём принимали участие 5 детей в возрасте 5-6 лет с дизартрией, которые посещают подготовительную группу.
Структура работы:
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Наше исследование было направлено на планирование логопедической работы по коррекционной работе над развитием произносительной системы речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. Мы изучили и проанализировали литературу на тему «дизартрия». Выявили причины и характеристику нарушений при формировании произносительной системы речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. На основе литературы были сделаны выводы, что нарушения звукопроизношения при дизартрии возникают в результате поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи. Основными признаками дизартрии являются дефекты звукопроизношения и голоса, сочетающиеся с нарушением речевой, прежде всего артикуляционной, моторики и речевого дыхания. Изучили методы коррекции нарушений звукопроизношения при дизартрии; проанализировали систему логопедической работы при коррекции произносительной стороны речи у детей с дизартрией; сформулировали выводы по теме исследования.
Методика логопедической работы значительно видоизменяется в зависимости от возраста ребенка вообще и в зависимости от возраста, в котором заболевание у ребенка возникло. Чем раньше в жизни ребенка возникла дизартрия, тем больше в клинической картине симптомы первичной двигательной недостаточности начинают сопровождаться симптомами системного недоразвития речи в целом. Соответственно логопедическая методика становится все более многоплановой, направленной, например, не только на развитие артикуляционного аппарата, но и на развитие мелкой моторики, правильного распределения дыхания во время процесса речи, воспитание фонематического анализа слов, обогащение словаря и многое другое.
Так же методика логопедической работы осложняется с возрастанием распространённости поражения мозга и, следовательно, с усложнением патогенеза дизартрии. А для этого нужно знать, как выглядят эти компоненты, и какие приемы логопедической работы этой форме дизартрии соответствуют. Задача логопеда заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой.
В данной работе я описала проведённое логопедическое обследование детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. В ходе обследования были выявлены проблемы в общей, мелкой и артикуляционной моторике, звукопроизношении, фонематическом слухе и восприятии. Был составлен перспективный план дальнейшей работы с детьми, который поможет в совершенствовании произносительных навыков в будущем. Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены в полном объёме.



1. Александрова, Т. В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников : Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей / Т. В. Александрова. - Санкт-Петербург : Детство - пресс, 2005. - 48 с.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному
языку дошкольников : Учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений - 3-е изд. / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва :
Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
3. Алтухова, Н. Г. Научитесь слышать звуки / Н. Г. Алтухова. - Санкт-Петербург : Издательство «Лань», 1999. - 112 с.
4. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. - Москва : ACT : Астрель, 2008. - 254 с.
5. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. - Москва : Астрель, 2007. - 250 с.
6. Бадалян, О. Л. Детская неврология / О. Л. Бадалян. - Москва : Просвещение, 1984. - 345 с.
7. Беккер, К. П. Логопедия / К. П. Беккер, М. А. Совак. - Москва : Просвещение, 1991. - 156 с.
8. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи / В. И. Бельтюков. - Москва : Педагогика, 1977. - 176 с.
9. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - Москва : Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
10. Белякова, Л. И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Л. И. Белякова, Н. Н. Гончарова, Т. Г. Шишкова ; под ред. Л. И. Беляковой. - Москва : Книголюб, 2004. - 56 с.
11. Бородич, A. M. Методика развития речи детей дошкольного возраста / А. М. Бородич. - Москва : Просвещение, 2014. - 189 с.
12. Буйко, В. И. Уроки логопедии / В. И. Буйко, З. А. Репина. - Екатеринбург : Литур, 1999. - 208 с.
13. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. - Москва : АСТ, 2009. - 220 с.
14. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: периодика раннего развития / Е. Н. Винарская. - Москва : Просвещение, 1987. - 425с.
15. Волосовец, Т. В. Основы логопедии с практикумом по
звукопроизношению : Учебное пособие для студентов средних
педагогических учебных заведений / Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова, М. Ф. Фомичева и [др.] ; под ред. Т. В. Волосовец. - Москва : Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.
16. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. - Москва : Просвещение, 1961. - 769 с.
17. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Москва : Просвещение, 1973. - 320 с.
18. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. - Москва : Учпедгиз, 1968. - 190с.
19. Жукова, Н. С. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова. - Екатеринбург : Литур, 2013. - 320 с.
20. Зернова, Л. П. Логопедическая работа с дошкольниками : Учебное пособие для дефектологических факультетов вузов / Л. П. Зернова. - Москва : Академия, 2013. - 240 с.
21. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда : 2-е изд., испр и доп. / О.Б. Иншакова. - Москва : Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2017. - 279 с.
22. Каше, Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников / Г. А. Каше. - Москва : Просвещение, 1991. - 230с.
23. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. - Москва : Учпедгиз, 1978. -180 с.
24. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста / Л. В. Лопатина. - Санкт-Петербург : Союз, 2008. - 346 с.
25. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. - Санкт-Петербург : СОЮЗ, 2010. - 340 с.
26. Лопухина, И. С. Логопедия: речь, ритм, движение / И. С. Лопухина. - Санкт-Петербург : Дельта, 1999. - 57 с.
27. Лопухина, И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи : Пособие для логопедов и родителей / И. С. Лопухина. - Москва : Аквариум, 1995. - 384 с.
28. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека / А. Р. Лурия. - Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 384 с.
29. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Р. Лурия. - Москва : Издательский центр «Академия», 2003. - 384 с.
30. Мамайчук, И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук. - Санкт-Петербург : Речь, 2001. - 220 с.
31. Мастюкова, Е. М. Клинические симптомы дизартрии и общие принципы речевой терапии : Логопедия. Методическое наследие : Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов / Е. М. Мастюкова ; под ред. Л. С. Волковой. - Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 304 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ