ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ И ХИМИИ 8
1.1. Дифференциация учебного материала по уровню творчества 8
1.2. Дифференциация учебного материала по уровню сложности 21
1.3. Дифференциация учебного материала по объему 23
1.4. Дифференциация учебного материала по степени самостоятельности
обучающихся 24
1.5. Дифференциация учебного материала по характеру помощи
обучающимся 26
ГЛАВА 2. НЕДОСТАТКИ МЕТОДОВ РЕАЛИЗАЦИИ
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
И ХИМИИ 28
2.1. Недостатки метода дифференциации учебных заданий по уровню
творчества 28
2.2. Недостатки метода дифференциации учебных заданий по уровню
сложности 30
2.3. Недостатки метода дифференциации учебных заданий по объему 31
2.4. Недостатки метода дифференциации учебных заданий по степени
самостоятельности обучающихся 32
2.5. Недостатки метода дифференциации учебных заданий по характеру
помощи обучающимся 33
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКТИРОВКИ МЕТОДОВ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ И ХИМИИ 34
3.1. Направления корректировки метода дифференциации учебных заданий по уровню творчества 34
3.2. Направления корректировки метода дифференциации учебных заданий
по уровню сложности 49
3.3. Направления корректировки метода дифференциации учебных заданий
по объему 53
3.4. Направления корректировки метода дифференциации учебных заданий
по степени самостоятельности обучающихся 54
3.5. Направления корректировки метода дифференциации учебных заданий
по характеру помощи обучающимся 57
ГЛАВА 4. РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ НАПРАВЛЕНИЙ
КОРРЕКТИРОВКИ МЕТОДОВ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 82
Актуальность исследования. В современном мире образование представляет собой одну из важнейших структурных единиц социума. В условиях реформирования системы образования в настоящий момент осуществление индивидуального подхода в процессе обучения является одной из актуальных проблем.
В федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения провозглашается гуманистический характер образования, и развитие личности обучающегося становится важнейшей целью деятельности педагога и общеобразовательной школы в целом [111]. В связи с этим особую значимость приобретает применение методов обучения, которые позволяют развивать, раскрывать, а также реализовать личностный потенциал каждого обучающегося. Данный момент обусловливает значительную роль индивидуального подхода при помощи использования дифференцированного обучения, которое в свою очередь позволяет сформировать активную, инициативную и самостоятельную личность, стремящуюся к повышению своего культурного и интеллектуального уровня [112].
Чтобы общеобразовательное учреждение могло качественно выполнять возложенные на него государством обязанности по обучению и воспитанию детей, необходимо постоянное совершенствование образовательного процесса. Этому может способствовать изменение содержания в соответствии с требованиями современности, а также реализация индивидуального подхода в процессе обучения.
Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках начала осуществляться давно, и к настоящему времени разработано достаточно большое количество методов индивидуального подхода в процессе обучения биологии и химии, но, многие из них не лишены недостатков.
Противоречие: для реализации личностного потенциала каждого
обучающегося необходим индивидуальный подход, но методы его реализации зачастую несовершенны.
Проблема исследования заключается в том, что индивидуальный подход в процессе обучения биологии и химии при помощи существующих методов, содержащих недостатки, осуществляется некачественно.
Объектом исследования является процесс обучения биологии и химии
Предмет исследования - осуществление индивидуального подхода в системе уроков по биологии и химии.
Цель исследования заключается в выявлении недостатков существующих методов осуществления индивидуального подхода в процессе обучения биологии и химии и разработке направлений их корректировки.
Гипотеза исследования. Если выявить недостатки существующих методов осуществления индивидуального подхода в процессе обучения биологии и химии, разработать направления их корректировки и экспериментально апробировать их, то качество знаний обучающихся повысится.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить существующие методы реализации индивидуального
подхода в процессе обучения биологии и химии;
2. Выявить недостатки методов;
3. Разработать направления корректировки методов;
4. Экспериментально апробировать направления корректировки
методов.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
— системный подход (Э.Г. Азимов, В.Г. Афанасьев, Е.Н. Богданов, Ю.Г. Волков, В.П. Кузьмин, Э.Г.Юдин и др.);
• деятельностный подход к обучению (Л.С. Выготский, В.И. Загвязинский, А.Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн, И.С. Якиманская и др.);
• личностно-ориентированный подход (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.);
• теория индивидуально-дифференцированного обучения (И.Э. Унт, А.С. Границкая, З.И. Калмыкова, А.А. Кирсанов, В.Д. Шадриков, А.А. Ярулов и др.);
• теория развивающего обучения (В.В. Давыдов, М.А. Данилов, М.Н. Скаткин, Д.Б. Эльконин и др.).
Особенности исследования обусловили выбор методов, адекватных заданиям и предмету исследования:
• теоретические (анализ педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме);
• эмпирические (наблюдение, экспертные оценки, беседа, анкетирование, тестирование, методы статистической обработки данных).
Экспериментальная база исследования.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе общеобразовательного учреждения Свердловской области г. Заречный «МАОУ ГО Заречный СОШ №1».
Научная новизна исследования заключается в разработке новых направлений корректировки методов осуществления индивидуального подхода в процессе обучения биологии и химии.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты вносят вклад в разработку теории дифференцированного обучения; выявлены недостатки методов осуществления индивидуального подхода в процессе обучения биологии и химии.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в практике муниципального общеобразовательного учебного заведения города Заречный в Свердловской области (МАОУ ГО Заречный СОШ №1) используются направления корректировки методов в рамках реализации индивидуально-дифференцированного обучения, способствующие
повышению результативности обучения (в частности, по биологии и химии).
Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в практической деятельности учителя биологии и/или химии общеобразовательного учреждения.
Апробация работы и внедрение результатов. Результаты работы докладывались в международном научном журнале «Вестник магистратуры» выпуске №9 (96), 2019 г., а также на XXI студенческой международной научно-практической конференции «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум», 2019 г.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложения.
Тема ВКР «Осуществление индивидуального подхода в процессе обучения биологии и химии» была выбрана потому, что является актуальной на современном этапе образования и соответствует направлению федерального государственного образовательного стандарта Российской Федерации.
Анализ педагогической, психологической и методической литературы позволил выявить существующие методы реализации индивидуального подхода в процессе обучения биологии и химии, к которым относится дифференциация учебного материала по уровню творчества, сложности, объему, степени самостоятельности обучающихся и характеру помощи от учителя.
При использовании метода дифференциации учебных заданий по уровню творчества всем обучающимся предлагаются продуктивные задания. Но при этом школьникам с низким уровнем способности к обучению предлагаются задания с включенными элементами творчества, где необходимо оперировать знаниями в ситуации, которая была незначительно изменена, а прочим обучающимся предоставляются творческие задания на применение собственного багажа знаний в уникальной ситуации.
Использование заданий различной сложности, с учетом градации групп обучающихся характерно для метода дифференциации учебного материала по уровню сложности.
Метод дифференциации учебного материала по объему предусматривает увеличение объема работы для второй и третьей групп. Для них предлагаются дополнительные задания к основному.
Метод дифференциации учебных заданий по степени самостоятельности не включает разделение на группы. Все обучающиеся выполняют одинаковые упражнения, но некоторые под руководством учителя, а другие самостоятельно.
Метод дифференциации учебных заданий по характеру помощи от учителя также не предусматривает разделение обучающихся на группы и заключается в выполнении ими самостоятельной работы без фронтальной работы с учителем, но с его помощью.
Подробно рассмотрены недостатки этих методов, разработаны
направления их корректировки.
При реализации метода дифференциации учебного материала по уровню творчества были разработаны направления корректировки заданий, которые заключаются во введении и реализации нового термина «модель», технологий учебного мозгового штурма и деловой игры, проблемных заданий конструктивного и объяснительного типа.
В методе дифференциации учебного материала по объему была предложена правильная организация учебного процесса с учетом показателя работоспособности.
Направления корректировки метода дифференциации учебных заданий по объему заключаются в предложении дифференцированных заданий обучающимся на тех этапах урока, где это необходимо, и предложении индивидуализированных заданий в некоторых случаях.
Направления корректировки метода дифференциации учебных заданий по степени самостоятельности обучающихся включают в себя оказание помощи учителя и участие во фронтальной работе с некоторыми школьниками. Чтобы обучающиеся грамотно могли распределять и концентрировать свое внимание, самостоятельная работа предлагается обучающимся с высоким и средним уровнем обучаемости.
Учитывая направления корректировки метода дифференциации учебных заданий по характеру помощи обучающимся, для дозировки помощи учителя предлагаются инструктивные карточки.
В соответствии с этим, скорректированные методы были экспериментально апробированы на уроках биологии в 10 Б классе муниципального общеобразовательного учебного заведения города Заречный в Свердловской области (МАОУ ГО Заречный СОШ №1). В результате внедрения улучшенных методов, качество приобретения навыков, знаний и умений школьников при осуществлении индивидуального подхода в процессе обучения биологии повысилось с 85% до 93%. Учитывая повышение качества знаний на 8%, можно сделать вывод о том, что направления корректировки методов индивидуального подхода положительно отражаются на усвоении знаний обучающихся.
Результаты работы опубликованы в международном научном журнале «Вестник магистратуры», № 9 (96), 2019 г., а также доложены на XXI студенческой международной научно-практической конференции «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум», 2019 г. Эти результаты внесли существенной вклад в разработку теории дифференцированного обучения, а также направления корректировки методов. Они могут быть использованы в практической деятельности учителей биологии и/или химии общеобразовательного учреждения в рамках реализации индивидуально-дифференцированного обучения и способствовать повышению результативности в процессе обучения биологии и химии.
1. Абрамова, Г.С. Практическая психология: учебное пособие / Г. С. Абрамова. - М. : Юрайт, 2018. 538 с.
2. Авдулова, Т. П. Возрастная психология. Учебное пособие / Т. П. Авдулова. - М. : Проспект, 2014. 329 с.
3. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве / Ю. П. Азаров. - М. : Юрайт, 2015. 496 с.
4. Алексашин, Ю.В. Общая химия. Учебное пособие / Ю. В. Алексашин. - М. : Проспект, 2012. 256 с.
5. Алиева, С.В. Социальная педагогика. Учебное пособие / С. В. Алиева. - М. : Проспект, 2013. 424 с.
6. Аликина, И.Б. Общая и неорганическая химия. Учебное пособие для вузов / И. Б. Аликина. - М. : Проспект, 2016. 477 с.
7. Андронникова, О. О. Гендерная дифференциация в психологии.
Учебное пособие / О. О. Андронникова. - М. : Проспект, 2017. 262с.
8. Ахметов, Н.С. Общая и неорганическая химия. Учебник / Н. С. Ахметов. - М. : Проспект, 2014. 752 с.
9. Бабков, А.В. Общая, неорганическая и органическая химия. Учебное пособие / А. В. Бабков. - М. : Юрайт, 2015. 568 с.
10. Баринов, О.Г. Развивающие и диагностические задания в курсе общей биологии / О. Г. Баринов. - М. : Юрайт, 2002. 155с.
11. Батюта, М.Б. Возрастная психология. Учебное пособие / М. Б. Батюта.
- М. : ЮНИТИ, 2016. 306 с.
12. Безрукова, В.С. Педагогика. Учебное пособие / В. С. Безрукова. - М. : ЮНИТИ, 2013. 381 с.
13. Берсенева, Е. В. Современные технологии обучения химии. Учебное пособие / Е. В. Берсенева. - М. : ЮНИТИ, 2004. 144с.
14. Бологова, И.В. Клетка - структурная и функциональная единица живого / И. В. Бологова. - М. : ЮНИТИ, 2002. 150с.
15. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология. Учебное пособие / А. К. Болотова. - М. : ВЛАДОС, 2017. 526 с.
16. Бондаревская, Е. В. Теория и практика личностно ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. - М. : Проспект, 2000. 233с.
17. Бондаревская, Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность / Е. В. Бондаревская. - М. : ВЛАДОС, 1999. 211с.
18. Бударный, А. А. Индивидуальный подход в обучении / А. А. Бударный. - М. : ВЛАДОС, 1965г. 217с.
19. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика. / М. Е. Вайндорф-Сысоева. - М. : ЮНИТИ, 2017. 197 с.
20. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика. Учебное пособие для СПО и прикладного бакалавриата / М. Е. Вайндорф-Сысоева. - М. : ВЛАДОС, 2016. 197 с...