Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование монологической речи на примере рассказа-описания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с использованием средств мнемотехники

Работа №94690

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы67
Год сдачи2022
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
194
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 7
1.1. Закономерности развития связной речи у детей в норме, роль средств
мнемотехники в формировании связной монологической речи у дошкольников 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с
общим недоразвитием речи III уровня 15
1.3. Характеристика связной речи у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня 20
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 27
2.1. Принципы, организация и методика логопедического обследования детей
старшего дошкольного возраста 27
2.2. Анализ результатов логопедического обследования детей старшего
дошкольного возраста 33
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 47
3.1. Теоретическое обоснование и принципы коррекционной работы по
формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 47
3.2. Содержание логопедической работы по формированию навыка
составления рассказов-описаний с использованием средств мнемотехники . 50 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59


Родной язык является средством общения, выражения и формирования мыслей, служит «активным, могучим средством всестороннего развития личности ребенка» (А. И. Сорокина). Из-за несовершенства речи у детей постепенно возникают и возрастают определенные неудобства и трудности контакта с окружающими.
Связная речь играет огромную роль в социализации ребенка. Она помогает устанавливать связи с людьми, которые его окружают. Связная речь отражает все достижения ребенка в овладении родным языком. Ф. А. Сохин говорил, что ребенок учиться мыслить, учась говорить.
Связная речь у детей не формируется одномоментно. Это продолжительный, сложный, постепенный процесс, в результате которого дошкольник с нормальным речевым развитием может говорить связно, последовательно и логически выстраивать свои высказывания.
Особым видом связной речи является монолог, который понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой - сообщение о каких-либо фактах, явлениях окружающей действительности [27].
Чтобы обучение в школе было успешным, ребенок должен уметь излагать свои мысли связно, последовательно, грамматически правильно, рассказывать об окружающих его явлениях и событиях своей жизни.
В последнее время увеличилось количество детей, имеющих недостатки речевого развития. Это отмечают медицинские работники, воспитатели, логопеды и сами родители. Исследование С. Евтушенко конца XX века показало, что отклонения в речевом развитии имелись у 65-90% младших школьников. По данным исследования А. Скоромец, И. Семичевой, Т. Фоминой, на нарушения речи у дошкольников жалуются 40-50% родителей [42]. Эти данные говорят о необходимости и важности проведения логопедической работы именно в дошкольном возрасте.
Дети с нарушениями речевого развития испытывают значительные трудности в начальной школе. Это связанно с тем, что такие дети имеют не только особенности речевого развития, но и психического. Дети с нарушениями речи имеют скудный словарный запас. Нарушения звукопроизношения зачастую затрудняют общение детей и со сверстниками, и со взрослыми людьми. У многих из них наблюдаются нарушения памяти, внимания и мышления, ограниченные возможности познавательной деятельности. Все это в совокупности приводит к несформированности связной речи.
Исследование В. П. Глухова показало, что общий уровень связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня ниже необходимого для начала обучения в школе [11].
Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, С. А. Миронова, Т. Б. Филичева, и другие утверждают, что развитие связной речи - одна из важнейших задач коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи, и необходимое условие для их успешного обучения в школе.
Дети с нарушениями речи испытывают определенные трудности на занятиях по формированию связной речи. Уровень внимания детей понижен, снижен уровень вербальной памяти, дети испытывают трудности с запоминанием, что приводит к снижению интереса на занятиях и к их неэффективности. Особой становится задача пробуждения интереса детей к речевой деятельности, их раскрепощения, снятия психологического напряжения, зажатости. Использование только традиционных приемов не даст положительного результата. Логопедическая работа будет более эффективной и иметь комплексное воздействие, если использовать в ней средства мнемотехники.
В. М. Ввозная, О. Е. Громова, Г. Н. Соломатина и другие пишут о том, что приемы и средства мнемотехники развивают такие психические процессы как внимание, мышление, память и воображение [5]. А так как развитие этих психических процессов напрямую связано с формированием речевой функции, то использование средств мнемотехники в логопедической работе по формированию связной речи у детей с нарушением речевого развития будет оптимальным.
Объект исследования - уровень сформированности связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня; средства мнемотехники.
Предмет исследования - содержание логопедической работы по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель работы - на основе анализа результатов констатирующего эксперимента спланировать направления и содержание логопедической работы по формированию связной речи на примере рассказа-описания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с использованием средств мнемотехники.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему формирования связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, роль средств мнемотехники в формировании связной монологической речи у дошкольников.
2. Подобрать методику исследования лексико-грамматической системы и связной речи у старших дошкольников, провести констатирующий эксперимент и проанализировать его результаты.
3. Определить направление и содержание коррекционной работы по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня на примере рассказа-описания средствами мнемотехники.
Базой исследования является Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №23» г. Верхняя Пышма Свердловской области.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, три главы, заключение, список источников и литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенной работы были решены поставленные задачи. Теоретически изучена проблема формирования связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня путем анализа литературных источников (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, Ф. А. Сохин и др.), роль средств мнемотехники при формировании связной речи у дошкольников, изучены психолого-педагогические особенности старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Также была подобрана методика исследования лексико-грамматического строя и связной речи у старших дошкольников и проведен констатирующий эксперимент, направленный на определение сформированности у детей лексико-грамматического строя речи и уровня владения связной речью. Результаты констатирующего эксперимента были качественно и количественно проанализированы. По результатам констатирующего эксперимента составлены перспективные планы коррекционной работы, определены направления и содержание логопедической работы по формированию связной монологической речи на примере рассказа-описания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с использованием средств мнемотехники.
Анализ данных литературных источников показывает, что вопрос формирования связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня освещен достаточно полно. На основании анализа специальной литературы можно сделать вывод о том, что у старших дошкольников с ОНР III уровня имеются нарушения лексико-грамматического строя речи, что, в свою очередь, приводит к несформированности связной речи.
Анализ данных констатирующего эксперимента показал, что у обследованных детей недостаточно сформированы фонематические процессы и лексико-грамматическая сторона речи, что в свою очередь привело к достаточно низкому уровню развития связной монологической речи.
В рамках выпускной квалификационной работы было определено направление и содержание коррекционной работы по формированию связной речи, а также обоснована необходимость использования средств мнемотехники на занятиях по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Коррекционная работа по формированию связной речи представляет собой поэтапное обучение, которое включает подготовительные упражнения к описанию предметов, проведение коррекционной работы над лексико-грамматической стороной речи, актуализацией словаря (прилагательных и существительных), формирование первоначальных навыков самостоятельного описания, описание предмета по основным признакам, обучение развернутому описанию предмета, закрепление полученных навыков, а также работа над усвоением первоначальных навыков сравнительного описания предметов.
Таким образом, в ходе выполнения выпускной квалификационной работы нами подтверждена актуальность вопроса о необходимости проведения целенаправленной коррекционной работы по формированию связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня с целью профилактики возникновения трудностей в дальнейшем школьном обучении.
Цели и задачи выпускной квалификационной работы выполнены.



1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. - Москва : Академия, 2000. - 400 с.
2. Арбекова, Н. Е. Развиваем связную речь у детей 5-6 лет с ОНР. Альбом 2. Мир животных / Н. Е. Арбекова. - Москва : ГНОМ и Д, 2013. - 32 с.
3. Батракова, В. Н. Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста / В. Н. Батракова // Путь в педагогическую науку: проблемы и решения. - 2020. - № 6 (10). - С. 65-72. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43776966(дата обращения: 23.01.2021).
4. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия : учеб. пособие для вузов / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - Москва : ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
5. Бичева, И. Б. Мнемотехника как современная технология речевого
развития детей дошкольного возраста / И. Б. Бичева, А. И. Кузнецова, Е. А. Маковей // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-3. - С. 87-90.- URL: https://www.elibrary.ru/-
item.asp?id=35196780 (дата обращения: 11.09.2021).
6. Бородич, А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. - Москва : Просвещение, 1981. - 117 с.
7. Борозинец, Н. М. Логопедические технологии : учеб.-метод. пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова ; Ставропол. гос. пед. ин-т. - Ставрополь : [б. и.], 2008. - 224 с.
8. Волковская, Т. Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Т. Н. Волковская, Г. Х. Юсупова. - Москва : Книголюб, 2004. - 104 с.
9. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи : учеб. пособие / В. К. Воробьева. - Москва : АСТ : Астрель, 2006. - 158 с.
10. Глухов, В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи : учеб.-метод. пособие для студентов пед. и гуманит. вузов и практикующих логопедов /
B. П. Глухов. - Москва : В. Секачев, 2012. - 262 с.
11. Глухов, В. П. Психолингвистический подход к формированию навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов // Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии : материалы VIII Всерос. науч.-практ. конф., 17-18 апр. 2014 г., Череповец / Череповец. гос. ун-т ; под ред. О. А. Денисова, Л. А. Пепик. - Череповец : ЧерГУ, 2014. - С. 181-187.
12. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников: дети с общим недоразвитием речи : кн. для логопеда / Л. Н. Ефименкова. - Москва : Просвещение, 1985. - 112 с.
13. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дощкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург : АРД ЛТД, 1998. - 320 с.
14. Зиганов, М. А. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления / М. А. Зиганов, В. А. Козаренко. - Москва : Шк. рационал. чтения, 2000. - 395 с.
15. Иванова, Н. Н. Развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи методом поэтапного формирования умственных действий / Н. Н. Иванова // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - Т. 2, № 4. -
C. 106-110. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21322745(дата
обращения: 22.10.2021).
16. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. - Москва : ВЛАДОС, 2019. - 279 с.
17. Каракулова, Е. В. Коррекционная фонологоритмика : учеб.-метод. пособие / Е. В. Каракулова ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2018. - 111 с.
18. Конева, Е. А. Психомоторная коррекция в системе комплексной реабилитации детей со специальными образовательными потребностями / Е. А. Конева, Н. А. Рудаметова. - Новосибирск : [б. и.], 2008. - 116 с.
19. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников : (формирование лексики и граммат. строя) / Р / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - Санкт-Петербург : СОЮЗ, 1999. - 160 с.
20. Лалаева, Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - Санкт-Петербург : СОЮЗ, 2011. - 224 с.
21. Леонтьев, А. Н. Развитие высших форм запоминания /
А. Н. Леонтьев // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти : учеб. пособие для вузов / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, В. Я. Романова. - Москва : МГУ, 1979. - С. 166-167.
22. Логопатопсихология : учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Р. И. Лалаевой , С. Н. Шаховской. - Москва : ВЛАДОС, 2011. - 356 с.
23. Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов и студентов пед. вузов : в 5 кн. Кн. 5. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи / под ред. Л. С. Волковой. - Москва : ВЛАДОС, 2003. - 460 с.
24. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников с речевыми нарушениями : учеб.-метод. пособие / Л. В. Лопатина, Л. А. Позднякова. - Санкт-Петербург : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010. - 143 с.
25. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами : учеб. пособие / Л. В. Лопатина. - Санкт-Петербург : СОЮЗ, 2004. - 192 с.
26. Лопухина, И. С. Логопедия - речь, ритм, движение : пособие для логопедов и родителей / И. С. Лопухина. - Санкт-Петербург : Дельта, 1997. - 256 с.
27. Лурия, А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. - Москва : МГУ, 1998. - 336 с.
28. Максаков, А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье : метод. пособие / А. И. Максаков. - Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 109 с. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=212015 (дата обращения: 08.09.2021).
29. Малетина, Н. А. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Н. А. Малетина, Л. В. Пономарева // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 6. - С. 64-68.
30. Масленникова, Д. К. Использование мнемотехнических приемов для формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня / Д. К. Масленникова, О. А. Самылова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2018. - № 2 (38). - С. 140-145. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie- mnemotehnicheskih-priemov-dlya-formirovaniya-svyaznoy-rechi-u-detey- starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-onr-iii-urovnya(дата обращения: 01.10.2021).
31. Методы обследования речи детей : пособие по диагностике речевых нарушений / А. В. Ястребова, Л. Ф. Спирова, Е. Н. Российская [и др.] ; под ред. Г. В. Чиркиной. - Москва : АРКТИ, 2003. - 240 с.
32. Немов, Р. С. Общая психология : учеб. и практикум для вузов : в 3 т. Т. 2, кн. 2. Внимание и память / Р. С. Немов. - Москва : Юрайт, 2020. - 261 с.
33. Нищева, Н. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет / Н. В. Нищева. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. - 232 с.
34. Омельченко, Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Л. В. Омельченко // Логопед. - 2008. - № 4. - С. 102-115.
35. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. - Москва : Просвещение, 1968. - 367 с.
36. Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. - Ростов- на-Дону : Феникс, 2008. - 445 с.
37. Полянская, Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие / Т. Б. Полянская. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. - 64 с.
38. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред.
В. И. Селиверстова. - Москва : ВЛАДОС, 1997. - 400 с.
39. Правдина, О. В. Логопедия : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / О. В. Правдина. - Москва : Просвещение, 1973. - 272 с.
40. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : учеб.- метод. пособие / Т. В. Волосовец, Ж. В. Антипова, Л. П. Зернова [и др.] ; под общ. ред. Т. В. Волосовец. - Москва : В. Секачев, 2002. - 256 с.
41. Развитие речи детей дошкольного возраста : пособие для воспитателя дет. сада / В. И. Логинова, А. И. Максаков, М. И. Попова [и др.] ; под ред. Ф. А. Сохина. - Москва : Просвещение, 1984. - 223 с.
42. Скоромец, А. Неврологическое сопровождение и медикаментозная
коррекция у детей с нарушениями речи / А. Скоромец, И. Семичева, Т. Фомина // Врач. 2011. - № 1. - С. 40-44. - URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp7idM5590203(дата обращения: 27.11.2020).
43. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей : (ран. и дошкол. возраста) / Е. И. Тихеева. - Москва : Просвещение, 1981. - 312 с.
44. Ткаченко, Т. А. Если дошкольник плохо говорит / Т. А. Ткаченко. - Санкт-Петербург : Акцидент, 1998. - 112 с.
45. Ткаченко, Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Т. А. Ткаченко / Дошкольное воспитание. - 1990. - № 10. -С. 16-21.
46. Ткаченко, Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет : пособие для воспитателей, логопедов и родителей / Т. А. Ткаченко. - Москва : ГНОМ и Д, 2002. - 144 с.
47. Ткаченко, Т. А. Формирование и развитие описательной речи у дошкольников / Т. А. Ткаченко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2021. - 71 с.
48. Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты : учеб.- метод. пособие / Н. М. Трубникова ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург :. [б. и.], 1998. - 51 с.
49. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие для воспитателей дошкол. образоват. учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - Москва : ВЛАДОС, 2004. - 288 с.
50. Филичева, Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи: воспитание и обучение : учеб.-метод. пособие / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. - Москва : ГНОМ и Д, 2000. - 128 с.
51. Филичева, Т. Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - Москва : Педагогика, 1991. - 44 с.
52. Филичева, Т. Б. Логопедия: теория и практика / Т. Б. Филичева. - Москва : Эксмо, 2019. - 608 с.
53. Филичева, Т. Б. Основы логопедии : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Т. Б. Филичева Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - Москва : Просвещение, 1989. - 223 с.
54. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста : практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - Москва : Айрис-пресс, 2008. - 224 с.
55. Хрущева, Н. Н. Мнемотехника в познавательно-речевом развитии детей с ОВЗ / Н. Н. Хрущева, А. Ю. Лачина // Специальное образование : материалы XII Междунар. науч. конф., 21-22 апр. 2016 г., Санкт-Петербург / Ленинград. гос. ун-т им. А. С. Пушкина ; под общ. ред. В. Н. Скворцова. - Санкт-Петербург : ЛГУ, 2016. - С. 256-260. - URL: https://www.elibrary.ru/- item.asp?id=26072481(дата обращения: 27.08.2021).
56. Чухачева, Е. В. Моделирование как метод формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Е. В. Чухачева // Начальная школа плюс До и После. - 2009. - № 11. - С. 14-16.
57. Эльконин, Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте : крат. очерк / Д. Б. Эльконин. - Москва : АПН РСФСР, 1958. - 115 с. - URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=94361 (дата обращения: 22.11.2021)..
58. Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей : пособие для самостоят. работы : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. И. Яшина, М. М. Алексеева. - Москва : Академия, 2009. - 192 с.
59. Levin, M. E. Scientific mnemonomies: Methods for maximizing more than memory / M. E. Levin, J. R. Levin // American Educational Research Journal. - 1990. - № 27. - P. 301-321.
60. Lorayne, H. How to develop a super power memory / H. Lorayne. - Toronto : Prentice Hall Canada, 1990. - 217 p.
61. Putnam, A. L. Mnemonics in Education: Current Research and Applications / A. L. Putnam // Translational Issues in Psychological Science. - 2015. - № 2. - P. 130-139.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ