Формирование монологической речи на примере рассказа-описания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с использованием средств мнемотехники
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 7
1.1. Закономерности развития связной речи у детей в норме, роль средств
мнемотехники в формировании связной монологической речи у дошкольников 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с
общим недоразвитием речи III уровня 15
1.3. Характеристика связной речи у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня 20
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 27
2.1. Принципы, организация и методика логопедического обследования детей
старшего дошкольного возраста 27
2.2. Анализ результатов логопедического обследования детей старшего
дошкольного возраста 33
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 47
3.1. Теоретическое обоснование и принципы коррекционной работы по
формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 47
3.2. Содержание логопедической работы по формированию навыка
составления рассказов-описаний с использованием средств мнемотехники . 50 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 7
1.1. Закономерности развития связной речи у детей в норме, роль средств
мнемотехники в формировании связной монологической речи у дошкольников 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с
общим недоразвитием речи III уровня 15
1.3. Характеристика связной речи у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня 20
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 27
2.1. Принципы, организация и методика логопедического обследования детей
старшего дошкольного возраста 27
2.2. Анализ результатов логопедического обследования детей старшего
дошкольного возраста 33
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 47
3.1. Теоретическое обоснование и принципы коррекционной работы по
формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 47
3.2. Содержание логопедической работы по формированию навыка
составления рассказов-описаний с использованием средств мнемотехники . 50 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
Родной язык является средством общения, выражения и формирования мыслей, служит «активным, могучим средством всестороннего развития личности ребенка» (А. И. Сорокина). Из-за несовершенства речи у детей постепенно возникают и возрастают определенные неудобства и трудности контакта с окружающими.
Связная речь играет огромную роль в социализации ребенка. Она помогает устанавливать связи с людьми, которые его окружают. Связная речь отражает все достижения ребенка в овладении родным языком. Ф. А. Сохин говорил, что ребенок учиться мыслить, учась говорить.
Связная речь у детей не формируется одномоментно. Это продолжительный, сложный, постепенный процесс, в результате которого дошкольник с нормальным речевым развитием может говорить связно, последовательно и логически выстраивать свои высказывания.
Особым видом связной речи является монолог, который понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой - сообщение о каких-либо фактах, явлениях окружающей действительности [27].
Чтобы обучение в школе было успешным, ребенок должен уметь излагать свои мысли связно, последовательно, грамматически правильно, рассказывать об окружающих его явлениях и событиях своей жизни.
В последнее время увеличилось количество детей, имеющих недостатки речевого развития. Это отмечают медицинские работники, воспитатели, логопеды и сами родители. Исследование С. Евтушенко конца XX века показало, что отклонения в речевом развитии имелись у 65-90% младших школьников. По данным исследования А. Скоромец, И. Семичевой, Т. Фоминой, на нарушения речи у дошкольников жалуются 40-50% родителей [42]. Эти данные говорят о необходимости и важности проведения логопедической работы именно в дошкольном возрасте.
Дети с нарушениями речевого развития испытывают значительные трудности в начальной школе. Это связанно с тем, что такие дети имеют не только особенности речевого развития, но и психического. Дети с нарушениями речи имеют скудный словарный запас. Нарушения звукопроизношения зачастую затрудняют общение детей и со сверстниками, и со взрослыми людьми. У многих из них наблюдаются нарушения памяти, внимания и мышления, ограниченные возможности познавательной деятельности. Все это в совокупности приводит к несформированности связной речи.
Исследование В. П. Глухова показало, что общий уровень связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня ниже необходимого для начала обучения в школе [11].
Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, С. А. Миронова, Т. Б. Филичева, и другие утверждают, что развитие связной речи - одна из важнейших задач коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи, и необходимое условие для их успешного обучения в школе.
Дети с нарушениями речи испытывают определенные трудности на занятиях по формированию связной речи. Уровень внимания детей понижен, снижен уровень вербальной памяти, дети испытывают трудности с запоминанием, что приводит к снижению интереса на занятиях и к их неэффективности. Особой становится задача пробуждения интереса детей к речевой деятельности, их раскрепощения, снятия психологического напряжения, зажатости. Использование только традиционных приемов не даст положительного результата. Логопедическая работа будет более эффективной и иметь комплексное воздействие, если использовать в ней средства мнемотехники.
В. М. Ввозная, О. Е. Громова, Г. Н. Соломатина и другие пишут о том, что приемы и средства мнемотехники развивают такие психические процессы как внимание, мышление, память и воображение [5]. А так как развитие этих психических процессов напрямую связано с формированием речевой функции, то использование средств мнемотехники в логопедической работе по формированию связной речи у детей с нарушением речевого развития будет оптимальным.
Объект исследования - уровень сформированности связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня; средства мнемотехники.
Предмет исследования - содержание логопедической работы по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель работы - на основе анализа результатов констатирующего эксперимента спланировать направления и содержание логопедической работы по формированию связной речи на примере рассказа-описания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с использованием средств мнемотехники.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему формирования связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, роль средств мнемотехники в формировании связной монологической речи у дошкольников.
2. Подобрать методику исследования лексико-грамматической системы и связной речи у старших дошкольников, провести констатирующий эксперимент и проанализировать его результаты.
3. Определить направление и содержание коррекционной работы по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня на примере рассказа-описания средствами мнемотехники.
Базой исследования является Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №23» г. Верхняя Пышма Свердловской области.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, три главы, заключение, список источников и литературы, приложения.
Связная речь играет огромную роль в социализации ребенка. Она помогает устанавливать связи с людьми, которые его окружают. Связная речь отражает все достижения ребенка в овладении родным языком. Ф. А. Сохин говорил, что ребенок учиться мыслить, учась говорить.
Связная речь у детей не формируется одномоментно. Это продолжительный, сложный, постепенный процесс, в результате которого дошкольник с нормальным речевым развитием может говорить связно, последовательно и логически выстраивать свои высказывания.
Особым видом связной речи является монолог, который понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой - сообщение о каких-либо фактах, явлениях окружающей действительности [27].
Чтобы обучение в школе было успешным, ребенок должен уметь излагать свои мысли связно, последовательно, грамматически правильно, рассказывать об окружающих его явлениях и событиях своей жизни.
В последнее время увеличилось количество детей, имеющих недостатки речевого развития. Это отмечают медицинские работники, воспитатели, логопеды и сами родители. Исследование С. Евтушенко конца XX века показало, что отклонения в речевом развитии имелись у 65-90% младших школьников. По данным исследования А. Скоромец, И. Семичевой, Т. Фоминой, на нарушения речи у дошкольников жалуются 40-50% родителей [42]. Эти данные говорят о необходимости и важности проведения логопедической работы именно в дошкольном возрасте.
Дети с нарушениями речевого развития испытывают значительные трудности в начальной школе. Это связанно с тем, что такие дети имеют не только особенности речевого развития, но и психического. Дети с нарушениями речи имеют скудный словарный запас. Нарушения звукопроизношения зачастую затрудняют общение детей и со сверстниками, и со взрослыми людьми. У многих из них наблюдаются нарушения памяти, внимания и мышления, ограниченные возможности познавательной деятельности. Все это в совокупности приводит к несформированности связной речи.
Исследование В. П. Глухова показало, что общий уровень связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня ниже необходимого для начала обучения в школе [11].
Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, С. А. Миронова, Т. Б. Филичева, и другие утверждают, что развитие связной речи - одна из важнейших задач коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи, и необходимое условие для их успешного обучения в школе.
Дети с нарушениями речи испытывают определенные трудности на занятиях по формированию связной речи. Уровень внимания детей понижен, снижен уровень вербальной памяти, дети испытывают трудности с запоминанием, что приводит к снижению интереса на занятиях и к их неэффективности. Особой становится задача пробуждения интереса детей к речевой деятельности, их раскрепощения, снятия психологического напряжения, зажатости. Использование только традиционных приемов не даст положительного результата. Логопедическая работа будет более эффективной и иметь комплексное воздействие, если использовать в ней средства мнемотехники.
В. М. Ввозная, О. Е. Громова, Г. Н. Соломатина и другие пишут о том, что приемы и средства мнемотехники развивают такие психические процессы как внимание, мышление, память и воображение [5]. А так как развитие этих психических процессов напрямую связано с формированием речевой функции, то использование средств мнемотехники в логопедической работе по формированию связной речи у детей с нарушением речевого развития будет оптимальным.
Объект исследования - уровень сформированности связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня; средства мнемотехники.
Предмет исследования - содержание логопедической работы по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель работы - на основе анализа результатов констатирующего эксперимента спланировать направления и содержание логопедической работы по формированию связной речи на примере рассказа-описания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с использованием средств мнемотехники.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему формирования связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, роль средств мнемотехники в формировании связной монологической речи у дошкольников.
2. Подобрать методику исследования лексико-грамматической системы и связной речи у старших дошкольников, провести констатирующий эксперимент и проанализировать его результаты.
3. Определить направление и содержание коррекционной работы по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня на примере рассказа-описания средствами мнемотехники.
Базой исследования является Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №23» г. Верхняя Пышма Свердловской области.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, три главы, заключение, список источников и литературы, приложения.
В результате проведенной работы были решены поставленные задачи. Теоретически изучена проблема формирования связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня путем анализа литературных источников (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, Ф. А. Сохин и др.), роль средств мнемотехники при формировании связной речи у дошкольников, изучены психолого-педагогические особенности старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Также была подобрана методика исследования лексико-грамматического строя и связной речи у старших дошкольников и проведен констатирующий эксперимент, направленный на определение сформированности у детей лексико-грамматического строя речи и уровня владения связной речью. Результаты констатирующего эксперимента были качественно и количественно проанализированы. По результатам констатирующего эксперимента составлены перспективные планы коррекционной работы, определены направления и содержание логопедической работы по формированию связной монологической речи на примере рассказа-описания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с использованием средств мнемотехники.
Анализ данных литературных источников показывает, что вопрос формирования связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня освещен достаточно полно. На основании анализа специальной литературы можно сделать вывод о том, что у старших дошкольников с ОНР III уровня имеются нарушения лексико-грамматического строя речи, что, в свою очередь, приводит к несформированности связной речи.
Анализ данных констатирующего эксперимента показал, что у обследованных детей недостаточно сформированы фонематические процессы и лексико-грамматическая сторона речи, что в свою очередь привело к достаточно низкому уровню развития связной монологической речи.
В рамках выпускной квалификационной работы было определено направление и содержание коррекционной работы по формированию связной речи, а также обоснована необходимость использования средств мнемотехники на занятиях по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Коррекционная работа по формированию связной речи представляет собой поэтапное обучение, которое включает подготовительные упражнения к описанию предметов, проведение коррекционной работы над лексико-грамматической стороной речи, актуализацией словаря (прилагательных и существительных), формирование первоначальных навыков самостоятельного описания, описание предмета по основным признакам, обучение развернутому описанию предмета, закрепление полученных навыков, а также работа над усвоением первоначальных навыков сравнительного описания предметов.
Таким образом, в ходе выполнения выпускной квалификационной работы нами подтверждена актуальность вопроса о необходимости проведения целенаправленной коррекционной работы по формированию связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня с целью профилактики возникновения трудностей в дальнейшем школьном обучении.
Цели и задачи выпускной квалификационной работы выполнены.
Анализ данных литературных источников показывает, что вопрос формирования связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня освещен достаточно полно. На основании анализа специальной литературы можно сделать вывод о том, что у старших дошкольников с ОНР III уровня имеются нарушения лексико-грамматического строя речи, что, в свою очередь, приводит к несформированности связной речи.
Анализ данных констатирующего эксперимента показал, что у обследованных детей недостаточно сформированы фонематические процессы и лексико-грамматическая сторона речи, что в свою очередь привело к достаточно низкому уровню развития связной монологической речи.
В рамках выпускной квалификационной работы было определено направление и содержание коррекционной работы по формированию связной речи, а также обоснована необходимость использования средств мнемотехники на занятиях по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Коррекционная работа по формированию связной речи представляет собой поэтапное обучение, которое включает подготовительные упражнения к описанию предметов, проведение коррекционной работы над лексико-грамматической стороной речи, актуализацией словаря (прилагательных и существительных), формирование первоначальных навыков самостоятельного описания, описание предмета по основным признакам, обучение развернутому описанию предмета, закрепление полученных навыков, а также работа над усвоением первоначальных навыков сравнительного описания предметов.
Таким образом, в ходе выполнения выпускной квалификационной работы нами подтверждена актуальность вопроса о необходимости проведения целенаправленной коррекционной работы по формированию связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня с целью профилактики возникновения трудностей в дальнейшем школьном обучении.
Цели и задачи выпускной квалификационной работы выполнены.
Подобные работы
- Формирование монологической речи
на примере рассказа-описания
у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
с использованием средств мнемотехники
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Логопедическая работа по формированию навыков составления
описательного рассказа в структуре преодоления общего недоразвития
речи III уровня у младших школьников средствами мнемотехники
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста у детей с общим недоразвитием речи средствами мнемотехники (Нижнетагильский педагогический колледж №2)
Курсовые работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024



