ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
СФОРМИРОВАННОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 7
1.1. Определения понятия связная речь, развитие связной речи у старших
дошкольников в норме 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с
общим недоразвитием речи III уровня 12
1.3. Характеристика связной речи у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня 18
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ СФОРМИРОВАННОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 24
2.1. Организация констатирующего эксперимента и методика
логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста 24
2.2. Анализ результатов логопедического обследования детей старшего
дошкольного возраста 26
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА МАТЕРИАЛЕ РАССКАЗА ОПИСАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 38
3.1. Принципы и анализ методик коррекционной работы по формированию
связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 38
3.2. Содержание логопедической работы по формированию связной речи на
материале рассказа описания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 42
3.3. Контрольный эксперимент и анализ результатов работы по формированию связной речи на материале рассказа описания у старших
дошкольников с общим недоразвитием III уровня 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
В настоящее время, мы наблюдаем большое количество детей, словарный запас, которых беден, речь находится на низком уровне сформированности.
К сожалению, все эти недостатки в устной речи, в дальнейшем отразятся в нарушении письменной речи, особенно у детей с ОНР.
Связная речь - это инструмент развития высших психических функций дошкольника. Развивая речь дошкольника, параллельно развивается интеллект.
Общее недоразвитие речи на сегодняшний день характеризуется, как системное нарушение речи, которое охватывает все компоненты и механизмы речевой деятельности.
Общее недоразвитие речи (ОНР) - это сложное речевое расстройство, у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом, но при котором, есть нарушения основных компонентов языковой системы: грамматики, лексики, фонетики, связной речи.
Для выявления, каких-либо нарушений у ребенка, в детских садах, школах, проводится диагностика ребенка на начальном этапе занятий. После диагностики и выявлений причин нарушения речи у ребенка, проводится коррекционная и профилактическая работа с детьми и их родителями.
Для хорошего результата в работе с детьми, с общим недоразвитием речи, процесс коррекционных занятий должен начинаться с трех или четырехлетнего возраста. Единственное, что будет сложным, это определить отклонения в речевом развитии ребенка, так как процесс формирования речи, не подошел к своему завершению. Для этого логопеду необходимо знать онтогенез речевого развития ребенка, в норме ли он протекал или были определенные отклонения.
На начальном этапе формирования устной речи у детей с ОНР, лежит единица речи - предложение. Для выражения и понимания смысла, слова связываются в предложения, именно поэтому главная задача в предложении - это построить его грамматически правильно, что является сложным аспектом в процессе формирования речи.
Формирование, развитие, коррекция связной речи у детей с общим недоразвитием речи описаны в работах: А. М. Бородич, Е. М. Мастюковой, Т. А. Ткаченко, К. Д. Ушинским, Н. С. Жуковой и многими другими авторами. Они делают акцент на значимости развития связной речи, в системе коррекционной логопедической работы, приводя факты того, что развитие связной речи, становится целью всего коррекционного процесса. Данный процесс требует не только длительной работы логопеда, но и желание ребенка, а также помощь воспитателя и родителей.
Все вышесказанное объясняет актуальность выбранной темы: «Формирование навыка составления рассказа описания у старших дошкольников с ОНР III уровня».
Объект исследования: состояние связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования: формирование связной речи на материале рассказов описания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Цель: спланировать работу по формированию навыка составления рассказа описания у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Задачи:
1. Изучить литературные источники по проблеме исследования, состояние связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
2. Раскрыть понятия: «связная речь», дать характеристику связной речи у детей старшего дошкольного возраста, с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Провести констатирующий эксперимент, анализ сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
4. Подобрать содержание логопедической работы по коррекции нарушения и формированию навыков связных высказываний на материале рассказов описательного типа у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Методы исследования:
- анализ педагогической и научно - методической литературы;
- проведение педагогического констатирующего эксперимента;
- анализ данных, полученных в ходе педагогического констатирующего эксперимента.
База исследования: Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 Жемчужина».
Структура и объем работы: Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
Данная работа была посвящена актуальной в настоящее время проблеме. Изучению и формированию описательного рассказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и работе по ее коррекции.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в настоящее время большое количество детей сталкиваются с данной проблемой.
Целью проведенного экспериментального и констатирующего эксперимента, была спланирована и проведена работа по формированию описательного рассказа у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Для достижения данной цели исследования, было решено определенное количество задач:
- Сформировать умение широко использовать словарный запас у ребенка, быстро находить нужное слово, наиболее точно выражать свои мысли.
- Развивать умение верно употреблять грамматические конструкции родного языка.
- Формировать привычки говорить грамматически правильно.
- Формировать умения понимать и пересказывать рассказы описательного характера.
- Формировать умения составлять рассказы описательного типа.
При изучении методической литературы, по проблеме исследования, было установлено, что развитие связной речи осуществляется с использованием рассказа описания.
При обследовании и направлении способов коррекции связной речи у старших дошкольников, мы опирались на комплексную методику В. П. Глухова. В работе проводилось экспериментальное исследование особенностей связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.
В занятия по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, были включены, описательные рассказы, элементы игрового и творческого характера, что способствовало повышению интереса к занятиям у детей.
При проведении исследования связной речи на материале рассказа описания, а также логопедической работы по преодолению ее нарушений у старших дошкольников с ОНР III уровня было замечено, что использование методического материала для формирования связной речи, а в дальнейшем рассказа описания является эффективным.
Одним из главных показателей личностного развития ребенка является связная речь. Чем богаче и правильнее речь, тем легче ребенку высказывать свои мысли, тем шире его возможности и познания действительности.
Овладение связной речью позволяет ребенку воспринимать явления более осознанно и произвольно. Залог хорошего развития связной речи у ребенка, формируется в общении с окружающими его сверстниками и взрослыми.
Важным аспектом является своевременная забота в развитии всех сторон устной речи: активного и пассивного словаря, грамматической системы, связной речи.
Таким образом, цели и задачи выпускной квалификационной работы были выполнены.
1. Архипова, Е. В. Основы методики развития речи учащихся : учеб. пособие для студентов вузов / Е. В. Архипова. - Москва : Вербум-М, 2004. - 190 с.
2. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ : Астрель, 2008. - 224 с.
3. Бородич, А. М. Методика развития речи детей : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А. М. Бородич. - Москва : Просвещение, 1981. - 256 с.
4. Бот, О. С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи / О. С. Бот // Дефектология. - 1983. - № 1. - С. 56-59.
5. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия : учеб. пособие для студентов вузов / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - Москва : ВЛАДОС, 2009. - 286 с.
6. Буденная, Т. В. Логопедическая гимнастика : метод. пособие / Т. В. Буденная. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. - 415 с.
7. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. - Москва : АСТ : Астрель, 2006. - 91 с.
8. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - Москва : АСТ : Астрель, 2011. - 637 с.
9. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. - Москва : АПН РСФСР, 1960. - 317 с.
10. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 472 с.
11. Глухов, В. П. Основы психолингвистики ; учеб. пособие для студентов вузов / В. П. Глухов. - Москва : АСТ : Астрель, 2005. - 351 с.
12. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования : метод. пособие / О. Е. Грибова. - Москва : Айрес-Пресс, 2005. - 95 с.
13. Жулина, Е. В. Значение сказки в коррекции недостатков
построения связного речевого высказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня/ / Е. В. Жулина, С. Д. Дадашова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 60-2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-skazki-v-
korrektsii-nedostatkov-postroeniya-svyaznogo-rechevogo-vyskazyvaniya-u-detey- starshego-doshkolnogo-vozrasta-s (дата обращения: 12.04.2021).
14. Карелина, И. Б. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / И. Б. Карелина ; Ин-т коррекцион. педагогики Рос. академии образования. - Москва, 2000. - 23 с.
15. Каше, Г. А. Формирование произношения у детей с общим недоразвитием речи / Г. А. Каше. - Москва : АПН РСФСР, 1962. - 107 с.
16. Лалаева, Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - Санкт-Петербург : СОЮЗ, 2001. - 218 с.
17. Левина, Р. Е. Нарушения речи и письма у детей : избр. тр. / Р. Е. Левина. - Москва : АРКТИ, 2005. - 224 с.
18. Леонтьева, А. А. Основы психолингвистики : учеб. для студентов вузов / А. А. Леонтьев. - Москва : Смысл, 2010. - 285 с.
19. Леушина, А. М. Развитие связной речи у дошкольников / А. М. Леушина // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. - 1941. - Т. 30. - С. 27- 71.
20. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии : учеб. пособие к спецкурсу / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - Санкт-Петербург : Образование, 1994. - 91 с.
21. Лопатина, Л. В. Некоторые особенности восприятия речи у дошкольников со стертой формой дизартрии / Л. В. Лопатина // Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление : межвуз. сб. науч. тр. / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена ; отв. ред. В. А. Ковшиков. - Санкт- Петербург : Образование, 1992. - С. 49-54.
22. Лурия, А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. - Москва : МГУ, 1998. - 335 с.
23. Малахова, Д. В. Особенности логопедической работы по
формированию навыков описательного рассказа у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Д. В. Малахова, Н. В. Иванова // Символ науки. - 2017. - № 5. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-logopedicheskoy-raboty-po- formirovaniyu-navykov-opisatelnogo-rasskaza-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s- obschim-nedorazvitiem(дата обращения: 23.01.2021).
24. Мастюкова, Е. М. Нарушение речи у детей с церебральным параличом : кн. для логопеда / Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова. - Москва : Просвещение, 1985. - 52 с.
25. Мастюкова, Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция / Е. М. Мастюкова. - Москва : Просвещение, 1992. - 95 с.
26. Методика развития речи на уроках русского языка : кн. для учителя / Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова [и др.] ; под ред. Т. А. Ладыженской. - Москва : Просвещение, 1991. - 239 с.
27. Основы логопедической работы с детьми : учеб. пособие для логопедов, воспитателей дет. садов, учителей нач. кл., студентов пед. училищ / Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева, А. В. Ястребова, Т. П. Бессонова ; под общ. ред. Г. В. Чиркиной. - Москва : АРКТИ, 2002. - 240 с.
28. Педагогическая диагностика и коррекция речи : (из опыта работы) / Ростов. гос. пед. ун-т ; под ред. М. А. Поваляевой. - Ростов-на- Дону : [б. и.], 1997. - 290 с.
29. Панина, О. П. Как научить детей с ОНР составлять рассказы по картине и серии картин / О. П. Панина // Логопед. - 2010. - № 1. - С. 21-24.
30. Правдина, О. В. Логопедия : учеб. для студентов пед. ин-тов / О. В. Правдина. - Москва : Просвещение, 1973. - 272 с.
31. Приходько, О. Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста / О. Г. Приходько. - Санкт-Петербург : КАРО, 2010. - 157 с.
32. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : учеб. для вузов / C. Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург : Питер, 2016. - 720 с.
33. Филичева, Т. Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - Москва : Просвещение, 1991. - 144 с.
34. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах : избр. психол. тр. / Д. Б. Эльконин ; Моск. психол.-социал. ин-т. - Москва : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 1997. - 416 с.
35. Якубинский, Л. П. Язык и его функционирование : избр. работы / Л. П. Якубинский. - Москва : Наука, 1986. - 208 с.