Формирование навыка составления рассказа описания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
СФОРМИРОВАННОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 7
1.1. Определения понятия связная речь, развитие связной речи у старших
дошкольников в норме 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с
общим недоразвитием речи III уровня 12
1.3. Характеристика связной речи у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня 18
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ СФОРМИРОВАННОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 24
2.1. Организация констатирующего эксперимента и методика
логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста 24
2.2. Анализ результатов логопедического обследования детей старшего
дошкольного возраста 26
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА МАТЕРИАЛЕ РАССКАЗА ОПИСАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 38
3.1. Принципы и анализ методик коррекционной работы по формированию
связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 38
3.2. Содержание логопедической работы по формированию связной речи на
материале рассказа описания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 42
3.3. Контрольный эксперимент и анализ результатов работы по формированию связной речи на материале рассказа описания у старших
дошкольников с общим недоразвитием III уровня 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
СФОРМИРОВАННОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 7
1.1. Определения понятия связная речь, развитие связной речи у старших
дошкольников в норме 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с
общим недоразвитием речи III уровня 12
1.3. Характеристика связной речи у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня 18
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ СФОРМИРОВАННОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 24
2.1. Организация констатирующего эксперимента и методика
логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста 24
2.2. Анализ результатов логопедического обследования детей старшего
дошкольного возраста 26
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА МАТЕРИАЛЕ РАССКАЗА ОПИСАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 38
3.1. Принципы и анализ методик коррекционной работы по формированию
связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 38
3.2. Содержание логопедической работы по формированию связной речи на
материале рассказа описания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 42
3.3. Контрольный эксперимент и анализ результатов работы по формированию связной речи на материале рассказа описания у старших
дошкольников с общим недоразвитием III уровня 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
В настоящее время, мы наблюдаем большое количество детей, словарный запас, которых беден, речь находится на низком уровне сформированности.
К сожалению, все эти недостатки в устной речи, в дальнейшем отразятся в нарушении письменной речи, особенно у детей с ОНР.
Связная речь - это инструмент развития высших психических функций дошкольника. Развивая речь дошкольника, параллельно развивается интеллект.
Общее недоразвитие речи на сегодняшний день характеризуется, как системное нарушение речи, которое охватывает все компоненты и механизмы речевой деятельности.
Общее недоразвитие речи (ОНР) - это сложное речевое расстройство, у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом, но при котором, есть нарушения основных компонентов языковой системы: грамматики, лексики, фонетики, связной речи.
Для выявления, каких-либо нарушений у ребенка, в детских садах, школах, проводится диагностика ребенка на начальном этапе занятий. После диагностики и выявлений причин нарушения речи у ребенка, проводится коррекционная и профилактическая работа с детьми и их родителями.
Для хорошего результата в работе с детьми, с общим недоразвитием речи, процесс коррекционных занятий должен начинаться с трех или четырехлетнего возраста. Единственное, что будет сложным, это определить отклонения в речевом развитии ребенка, так как процесс формирования речи, не подошел к своему завершению. Для этого логопеду необходимо знать онтогенез речевого развития ребенка, в норме ли он протекал или были определенные отклонения.
На начальном этапе формирования устной речи у детей с ОНР, лежит единица речи - предложение. Для выражения и понимания смысла, слова связываются в предложения, именно поэтому главная задача в предложении - это построить его грамматически правильно, что является сложным аспектом в процессе формирования речи.
Формирование, развитие, коррекция связной речи у детей с общим недоразвитием речи описаны в работах: А. М. Бородич, Е. М. Мастюковой, Т. А. Ткаченко, К. Д. Ушинским, Н. С. Жуковой и многими другими авторами. Они делают акцент на значимости развития связной речи, в системе коррекционной логопедической работы, приводя факты того, что развитие связной речи, становится целью всего коррекционного процесса. Данный процесс требует не только длительной работы логопеда, но и желание ребенка, а также помощь воспитателя и родителей.
Все вышесказанное объясняет актуальность выбранной темы: «Формирование навыка составления рассказа описания у старших дошкольников с ОНР III уровня».
Объект исследования: состояние связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования: формирование связной речи на материале рассказов описания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Цель: спланировать работу по формированию навыка составления рассказа описания у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Задачи:
1. Изучить литературные источники по проблеме исследования, состояние связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
2. Раскрыть понятия: «связная речь», дать характеристику связной речи у детей старшего дошкольного возраста, с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Провести констатирующий эксперимент, анализ сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
4. Подобрать содержание логопедической работы по коррекции нарушения и формированию навыков связных высказываний на материале рассказов описательного типа у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Методы исследования:
- анализ педагогической и научно - методической литературы;
- проведение педагогического констатирующего эксперимента;
- анализ данных, полученных в ходе педагогического констатирующего эксперимента.
База исследования: Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 Жемчужина».
Структура и объем работы: Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
К сожалению, все эти недостатки в устной речи, в дальнейшем отразятся в нарушении письменной речи, особенно у детей с ОНР.
Связная речь - это инструмент развития высших психических функций дошкольника. Развивая речь дошкольника, параллельно развивается интеллект.
Общее недоразвитие речи на сегодняшний день характеризуется, как системное нарушение речи, которое охватывает все компоненты и механизмы речевой деятельности.
Общее недоразвитие речи (ОНР) - это сложное речевое расстройство, у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом, но при котором, есть нарушения основных компонентов языковой системы: грамматики, лексики, фонетики, связной речи.
Для выявления, каких-либо нарушений у ребенка, в детских садах, школах, проводится диагностика ребенка на начальном этапе занятий. После диагностики и выявлений причин нарушения речи у ребенка, проводится коррекционная и профилактическая работа с детьми и их родителями.
Для хорошего результата в работе с детьми, с общим недоразвитием речи, процесс коррекционных занятий должен начинаться с трех или четырехлетнего возраста. Единственное, что будет сложным, это определить отклонения в речевом развитии ребенка, так как процесс формирования речи, не подошел к своему завершению. Для этого логопеду необходимо знать онтогенез речевого развития ребенка, в норме ли он протекал или были определенные отклонения.
На начальном этапе формирования устной речи у детей с ОНР, лежит единица речи - предложение. Для выражения и понимания смысла, слова связываются в предложения, именно поэтому главная задача в предложении - это построить его грамматически правильно, что является сложным аспектом в процессе формирования речи.
Формирование, развитие, коррекция связной речи у детей с общим недоразвитием речи описаны в работах: А. М. Бородич, Е. М. Мастюковой, Т. А. Ткаченко, К. Д. Ушинским, Н. С. Жуковой и многими другими авторами. Они делают акцент на значимости развития связной речи, в системе коррекционной логопедической работы, приводя факты того, что развитие связной речи, становится целью всего коррекционного процесса. Данный процесс требует не только длительной работы логопеда, но и желание ребенка, а также помощь воспитателя и родителей.
Все вышесказанное объясняет актуальность выбранной темы: «Формирование навыка составления рассказа описания у старших дошкольников с ОНР III уровня».
Объект исследования: состояние связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования: формирование связной речи на материале рассказов описания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Цель: спланировать работу по формированию навыка составления рассказа описания у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Задачи:
1. Изучить литературные источники по проблеме исследования, состояние связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
2. Раскрыть понятия: «связная речь», дать характеристику связной речи у детей старшего дошкольного возраста, с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Провести констатирующий эксперимент, анализ сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
4. Подобрать содержание логопедической работы по коррекции нарушения и формированию навыков связных высказываний на материале рассказов описательного типа у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Методы исследования:
- анализ педагогической и научно - методической литературы;
- проведение педагогического констатирующего эксперимента;
- анализ данных, полученных в ходе педагогического констатирующего эксперимента.
База исследования: Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 Жемчужина».
Структура и объем работы: Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
Данная работа была посвящена актуальной в настоящее время проблеме. Изучению и формированию описательного рассказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и работе по ее коррекции.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в настоящее время большое количество детей сталкиваются с данной проблемой.
Целью проведенного экспериментального и констатирующего эксперимента, была спланирована и проведена работа по формированию описательного рассказа у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Для достижения данной цели исследования, было решено определенное количество задач:
- Сформировать умение широко использовать словарный запас у ребенка, быстро находить нужное слово, наиболее точно выражать свои мысли.
- Развивать умение верно употреблять грамматические конструкции родного языка.
- Формировать привычки говорить грамматически правильно.
- Формировать умения понимать и пересказывать рассказы описательного характера.
- Формировать умения составлять рассказы описательного типа.
При изучении методической литературы, по проблеме исследования, было установлено, что развитие связной речи осуществляется с использованием рассказа описания.
При обследовании и направлении способов коррекции связной речи у старших дошкольников, мы опирались на комплексную методику В. П. Глухова. В работе проводилось экспериментальное исследование особенностей связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.
В занятия по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, были включены, описательные рассказы, элементы игрового и творческого характера, что способствовало повышению интереса к занятиям у детей.
При проведении исследования связной речи на материале рассказа описания, а также логопедической работы по преодолению ее нарушений у старших дошкольников с ОНР III уровня было замечено, что использование методического материала для формирования связной речи, а в дальнейшем рассказа описания является эффективным.
Одним из главных показателей личностного развития ребенка является связная речь. Чем богаче и правильнее речь, тем легче ребенку высказывать свои мысли, тем шире его возможности и познания действительности.
Овладение связной речью позволяет ребенку воспринимать явления более осознанно и произвольно. Залог хорошего развития связной речи у ребенка, формируется в общении с окружающими его сверстниками и взрослыми.
Важным аспектом является своевременная забота в развитии всех сторон устной речи: активного и пассивного словаря, грамматической системы, связной речи.
Таким образом, цели и задачи выпускной квалификационной работы были выполнены.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в настоящее время большое количество детей сталкиваются с данной проблемой.
Целью проведенного экспериментального и констатирующего эксперимента, была спланирована и проведена работа по формированию описательного рассказа у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Для достижения данной цели исследования, было решено определенное количество задач:
- Сформировать умение широко использовать словарный запас у ребенка, быстро находить нужное слово, наиболее точно выражать свои мысли.
- Развивать умение верно употреблять грамматические конструкции родного языка.
- Формировать привычки говорить грамматически правильно.
- Формировать умения понимать и пересказывать рассказы описательного характера.
- Формировать умения составлять рассказы описательного типа.
При изучении методической литературы, по проблеме исследования, было установлено, что развитие связной речи осуществляется с использованием рассказа описания.
При обследовании и направлении способов коррекции связной речи у старших дошкольников, мы опирались на комплексную методику В. П. Глухова. В работе проводилось экспериментальное исследование особенностей связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.
В занятия по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, были включены, описательные рассказы, элементы игрового и творческого характера, что способствовало повышению интереса к занятиям у детей.
При проведении исследования связной речи на материале рассказа описания, а также логопедической работы по преодолению ее нарушений у старших дошкольников с ОНР III уровня было замечено, что использование методического материала для формирования связной речи, а в дальнейшем рассказа описания является эффективным.
Одним из главных показателей личностного развития ребенка является связная речь. Чем богаче и правильнее речь, тем легче ребенку высказывать свои мысли, тем шире его возможности и познания действительности.
Овладение связной речью позволяет ребенку воспринимать явления более осознанно и произвольно. Залог хорошего развития связной речи у ребенка, формируется в общении с окружающими его сверстниками и взрослыми.
Важным аспектом является своевременная забота в развитии всех сторон устной речи: активного и пассивного словаря, грамматической системы, связной речи.
Таким образом, цели и задачи выпускной квалификационной работы были выполнены.
Подобные работы
- Формирование монологической речи
на примере рассказа-описания
у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
с использованием средств мнемотехники
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Формирование монологической речи на примере рассказа-описания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с использованием средств мнемотехники
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2022 - Формирование навыка составления рассказа описания у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Развитие слухоречевой памяти и связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией с помощью мнемотаблиц
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - Логопедическая работа по составлению описательных рассказов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2022 - Программно-методическое обеспечение логопедической работы над
развитием навыка составления рассказов у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2024 - Формирование связной речи на материале рассказов описательного типа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Логопедическая работа по развитию навыков пересказа естественно-научных текстов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с использованием проектной деятельности
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2021



