Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СЛАБОВИДЯЩИМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа №94687

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы93
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9040
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ 11
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СЛАБОВИДЯЩИМИ ДЕТЬМИ 11
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 11
1.1. Понятия «проект» и «проектная деятельность» в психолого­педагогической литературе 11
1.2. Психологические особенности детей с функциональными 19
нарушениями зрения 19
1.3. Применение проектной деятельности в начальной школе 29
1.4. Условия организации проектной деятельности в работе со
слабовидящими детьми 35
Выводы по главе 44
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СЛАБОВИДЯЩИМИ ДЕТЬМИ 47
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 47
2.1. Выявление начального уровня развития готовности обучающихся 47
к проектной деятельности 47
2.2. Работа по организации проектной деятельности со слабовидящими детьми 55
2.3. Оценка эффективности выделенных условий организации 71
проектной деятельности в работе со слабовидящими детьми 71
Выводы по главе 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Актуальность исследования. Больше всего впечатлений от восприятия предметов и явлений окружающего мира мозг человека получает через зри­тельный анализатор. Зрительно-пространственные представления приобре­тают особенно важное значение для ребенка в процессе обучения в школе, по­скольку овладение букв, изучение числовых обозначений, ориентация в схе­матических изображениях предполагает определенный уровень развития зри­тельно-пространственных представлений. Поэтому перед обществом стоит важная задача - найти пути повышения качества жизни детей с нарушениями зрения. Исходя из этого специалисты многих стран ведут поиск эффективных программ укрепления здоровья детей с ограниченными возможностями, вос­становления их работоспособности, социальной реабилитации, адаптации, ак­тивного участия в жизни. Задача эта достаточно сложная, и чтобы решить про­блему, нужны комплекс научных исследований, объединение усилий педаго­гов, медиков, специалистов в этой области.
Особое внимание обращается на создание санитарно-гигиенических условий с сочетанием коррекционно-воспитательной работы в условиях начальной школы. Зрение играет значительную роль в формировании пред­метных слов и грамматических категорий, которые употребляются детьми в речи, в развитии у них образного мышления. Именно поэтому подготовка де­тей с недостатками зрения в будущей интеграции в общество должна начи­наться уже в младшем школьном возрасте. Обучение и воспитание детей с нарушениями зрения в общеобразовательных учреждениях осуществляется на основе общих принципов. Но, вместе с тем, их обучение имеет свои особые задачи и принципы, направленные на восстановление, коррекцию и компенса­цию нарушенных и недоразвитых функций, организацию дифференцирован­ного обучения, подготовку к жизни в обществе.
Следует отметить, что специфика обучения таких детей проявляется в учете общих закономерностей и специфических особенностях развития детей, опоре на здоровые силы и их сохранении, возможности в использовании спе­циальных пособий, приборов. Обучение детей с особыми потребностями в начальной школе направлено на психолого-педагогическую коррекцию и ком­пенсацию отклонений в развитии, формирование начальной грамотности. Ученики начальных классов с нарушениями зрения могут учиться в общеоб­разовательной массовой школе, если там для них созданы образовательные условия: специальная освещенность, наличие тифлотехнических средств, спе­циальных учебников, психолого-педагогического сопровождения детей спе­циалистами-тифлопедагогами.
Итак, ребенок с особенностями психофизического развития не должен занимать особого положения в классе, он должен чувствовать себя есте­ственно, достичь самостоятельности, насколько это возможно. Очень важно создать такую атмосферу взаимопонимания и взаимопомощи между учени­ками, чтобы обеспечить ребенку с нарушениями зрения возможность само­утвердиться, преодолеть неадекватные суждения и стереотипы, приобрести определенные навыки социального поведения. Результативность учебно-вос­питательной, реабилитационной и профилактической работы в начальной школе во многом зависит от скоординированности воздействий педагогов, психолога, дефектолога, родителей на детей, от комплексного подхода к пла­нированию и реализации коррекционно-развивающих мероприятий.
Анализ последних исследований и публикаций. За последние годы в области коррекционной педагогики появились исследования, посвященные проблемам воспитания детей с особыми потребностями, в частности имеющих нарушения органа зрения различной степени. Так, в научных трудах опреде­лен уровень физического развития и физической подготовленности детей с нарушениями зрения (Г. Мерсиянова [33]), освещены динамика и методика развития отдельных физических качеств у детей с нарушениями зрения (Г.Р. Батищева [5]), разработаны средства, формы и методы воспитания детей с аномалиями органа зрения для компенсации вторичных отклонений в их раз­витии (Т. Пантюк, А. Невмержицкая, М. Пантюк [42]). Много трудов посвя­щено изучению инвалидности как тотальному фактору, что приводит к суще­ственному ограничению жизнедеятельности детей, способствуя социально­психологической дезадаптации. В то же время вне поля зрения исследователей остается индивидуальный подход педагогов к детям со сниженным зрением, от которого зависят эффективность деятельности.
Кроме этого, одной из актуальных проблем современного начального образования выступает привлечение школьника к научной деятельности. Именно начальная школа ответственна за начало системности и преемствен­ности в обучении ребенка. Для содействия решения указанной проблемы ак­туальным является использование метода проектов. Метод проектов отно­сится к инновационным педагогическим технологиям. Как форма обучения они основываются на личностно-ориентированном подходе, деятельностном подходе и обучении на высоком уровне сложности. Анализ педагогической и методической литературы свидетельствует о том, что на сегодняшний день от­сутствует единый общий взгляд работников образования на поставленную проблему, а методические рекомендации представляют собой или чисто тео­ретическое представление автора или описание конкретного учебного проекта на основе собственного опыта его проведения. Такая ситуация очень мало дает педагогу, который впервые ставит цель использовать такой метод.
По мнению В. Ф. Феоктистовой [80]: «Полноценная проектная деятель­ность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Пе­реносить способы работы из основной школы в начальную, не подготовив для этого необходимую почву, неэффективно и, как правило, вредно». При этом следует учитывать, что проектная деятельность организуется со слабовидя­щими детьми, которые имеют свои психофизиологические особенности, учи­тывая имеющиеся дефекты. Важно таким образом организовать проектную де­ятельность со слабовидящими детьми, чтобы она была интересной, занима­тельной и соответствовала возрастным особенностям детей. Проблема органи­зации проектной деятельности на базе инструментов общей теории сильного мышления и теории решения изобретательных задач в условиях коррекцион­ной школы раскрыта в работах Н. Кравец [23], Н. Токаренко [77], И. Д. Чечель [71], Е. А. Шашенковой [82], Н. Б. Шумаковой [84] и др.
Ученые указывают на тот факт, что основная проблема детей заключа­ется не в том, что у них имеются функциональные нарушения зрения, а в том, что они испытывают трудности коммуникации, адаптации. Правильно органи­зованная проектная деятельность способствует решению многих проблем, имеющихся у детей. Авторами В. Ассаул [3], О.В. Батюшка [3], Л.С. Василев­ской [7], И.Г. Ермакова [13], С.М. Шевцовой [3] описан опыт применения про­ектной деятельности в работе со слепыми и слабовидящими детьми на уроках английского языка. Корректно организованная проектная деятельность, осно­ванная на использовании эффективных инструментов ее реализации, может поднять процесс обучения английскому языку слепых и слабовидящих обуча­ющихся на новый уровень, в том числе и в контексте инклюзивного образова­ния. Опыт применения проектной деятельности на уроках математики с детьми с нарушениями зрения раскрыт в работах Е. Гитман, М. Гитман [9], И.Г. Ермакова [13], И.В. Петровой [43] и др. Несмотря на значительный инте­рес ученых к проблеме организации проектной деятельности со слабовидя­щими детьми, многие аспекты остаются слабо изученными...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках данной работы была поставлена цель исследования: теорети­чески обосновать и практически исследовать условия организации проектной деятельности со слабовидящими детьми в начальной школе.
Для достижения поставленной цели были поэтапно реализованы все за­дачи исследования.
Анализ научно-методической литературы позволил нам определить сущность и структуру понятий «проектирование», «проект», «проектная дея­тельность». Проект рассматривается нами как совокупность определенных действий, документов, план, замысел реализации будущей деятельности (С.С. Избаш). Проектная деятельность - конструктивная и продуктивная деятель­ность личности, которая направлена на решение жизненно важной проблемы, достижения конечного результата в процессе целеполагания, планирования и осуществления проекта (Э. Федорчук). Проектная деятельность предусматри­вает интеграцию и непосредственное применение знаний и умений, направ­ленных на приобретение личностного опыта. Она создает условия для творче­ской самореализации учащихся, способствует развитию их интеллектуальных способностей, самостоятельности, ответственности, умению планировать, принимать решения, оценивать результаты.
Категория детей с нарушением зрения весьма разнообразна и неодно­родна. У детей с нарушениями зрения мозг функционирует так же, как и у здорового ребенка. Для таких детей характерны свои психологические особен­ности и некоторые сбои в развитии. Как правило, у детей с патологиями зрения развитие несколько запаздывает, и связано это по большей степени с малым запасом представлений о мире, ограниченными возможностями освоения про­странства, недостаточной двигательной практикой, а главное - со сниженной активностью знакомства с миром. Развитие ребенка с нарушениями зрения не­сколько затягивается, требует больше времени. Дети с нарушениями зрения различной степени, как правило, имеют схожие психологические особенности.
Чаще всего они ранимы и уязвимы, склонны к конфликтам, не умеют расслаб­ляться, не способны настроиться на одну волну с партнером по общению. Та­кие дети играют в более простые игры, причем нуждаются в помощи, особенно на первых этапах. Большая часть из них не в состоянии сразу усвоить правила игры: они воспринимают информацию фрагментарно, поэтому не могут долго сохранять в голове образ сюжета.
Особенностью проектной деятельности младших школьников являются: исключительная основа на собственный опыт: наблюдение за событиями и из­менениями в окружающей среде, поэлементность действий: разбиение про­цесса на элементарные действия понятные ребенку, детальная отработка каж­дого этапа проекта, индивидуальность работы: каждый этап должен быть усвоен на практическом уровне каждым ребенком, формирование умений ра­боты в паре исключительно на основе взаимопомощи, а не взаимозаменяемо­сти, осторожная поддержка и постоянная внешняя мотивация поисковой ак­тивности обучающихся, развитие личностных качеств младшего школьника, учебные предметы естественным образом теряют свой изолированный харак­тер, познавательные интересы проявляются через определенные эмоции: удивление открытием, интеллектуальная радость, ожидание нового, присут­ствие элемента интереса в такой деятельности является одним из ее стимулов, умеренная сложность и посильность задач, практическая значимость резуль­татов: способность видеть возможность для применения знаний в повседнев­ной жизни .
Мы предполагаем, что организация проектной деятельности со слабови­дящими детьми в начальной школе будет эффективной при следующих усло­виях:
1) учет психофизиологических особенностей слабовидящих детей;
2) поэтапное, системное и целенаправленное использование лэпбуков в образовательном процессе;
3) внедрение системы работы, направленной на формирование иссле­довательских умений у обучающихся на основе использования лэпбуков.
Для разработки собственной системы работы по использованию лэпбука как средства формирования готовности к проектной деятельности у учащихся 4 класса нами был проведён анализ передового педагогического опыта учите­лей и методистов, работающих в поле обозначенной проблемы. Было установ­лено, что внедрение лэпбука, учителями логически начинается с детского сада. На этом этапе лепбук используется как средство формирования готовности к проектной деятельности на адаптивном уровне и, учитывая возрастные и пси­хофизиологические особенности слабовидящих детей, создается при под­держке педагогов и родителей. И только при этих условиях, по опыту учите­лей-практиков начальной школы, внедрение лэпбука будет иметь положитель­ную динамику в младших классах. Определено, что технология создания лэпбуков обеспечивает эмоциональное восприятие учебного материала и обес­печивает активное групповое взаимодействие между учениками, формирует умение формулировать предположения и гипотезы, выражать и отстаивать собственную точку зрения. Кроме того, в процессе создания лэпбука знания формируются осознанно и воспроизводятся в дальнейшем на высоком уровне с использованием в различных жизненных ситуациях.
На основании полученных данных во время проведения первичного ди­агностирования по определению уровня сформированности готовности к про­ектной деятельности у учеников 4-х классов нами установлено, что большин­ство учащихся соответствуют адаптивному уровню развития исследователь­ских умений, значительно меньше доля детей с продуктивным уровнем сфор- мированности исследовательских умений.
После внедрения системы работы по созданию лэпбуков, проведено по­вторное исследование на установление уровня сформированности готовности к проектной деятельности учащихся 4-х классов показало положительную ди­намику в сторону улучшения их показателей, а именно - увеличение процента сформированности таких видов исследовательских умений, как: умение струк­турировать материал, видеть проблему, выдвигать гипотезу, что соответствует продуктивному уровню сформированности исследовательских умений. А также начальные умения делать выводы и умозаключения согласно творче­скому уровню сформированности исследовательских умений. Можно сделать вывод, что разработанная и внедренная нами система работы с учетом компе- тентностного и деятельностного подходов, условия поэтапного, систематиче­ского и целенаправленного применения на уроках окружающего мира способ­ствовала формированию готовности к проектной деятельности учащихся 4-х классов. Дальнейшая работа над темой исследования имеет логическое про­должение и базируется на создании лэпбуков различной формы, тематики, направления и возрастных особенностей, учета психофизиологических осо­бенностей слабовидящих детей, использование различных материалов при из­готовлении (картон, цветная бумага, пуговицы, ткань и т.д.) с использованием межпредметной интеграции, которая обеспечивает расширение информацион­ного пространства, увеличение содержания и объема понятий.


1. Алексеев, Н. Г. Концепция развития исследовательской деятель­ности учащихся / Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович // Исследовательская работа школьников. - 2017. - №1. - С 24 - 33.
2. Андреев, В. И. Эвристическое программирование учебно-исследо­вательской деятельности / В. И. Андреев. - Москва: Высш. шк., 2014. - 240 с.
3. Ассаул, В. Метод проектов в воспитательной работе // Проектная деятельность в лицее: компетентностный потенциал, теория и практика: Научно-методическое пособие / Под редакцией С. М. Шевцовой, И. Г. Ерма­кова, О. В. Батюшка, В. А. Жадько. - Москва: Департамент, 2008. - 520 с.
4. Балл, Г. А. Современный гуманизм и образование: Социально-фи­лософские и психолого-педагогические аспекты / Г. А. Ровно. Ровно: Листа, 2013. - 184 с.
5. Батищева, Г. Р. Развитие личности незрячего ученика / Г. Р. Бати­щева // Педагогическая газета. - 2011. - № 5. - Май. - С. 4-8.
6. Богоявленская, Д. Б. Исследовательская деятельность как путь раз­вития творческих способностей Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве / Д. Б. Богоявленская: сб. статей Москва: Эксмо, 2010. С. 40- 50.
7. Василевская Л. С. Проектная деятельность методиста как средство совершенствования профессионального мастерства педагогов / Л. С. Василев­ская. // Научные записки Нежинского государственного университета им. Ни­колая Гоголя. Сер.: Психолого-педагогические науки. - 2012. - № 6. - URL: http://nbuv.gov.ua/j-pdf/Nzspp_2012_6_32.pdf. (дата обращения: 11.10.2019)
8. Виноградова, Л. П. Приобщение младших школьников к учебно­исследовательской деятельности в процессе развивающего обучения / Л. П. Виноградова: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Комсомольск-на-Амуре, 2014. 21 с.
9. Гитман, Е. Проект в образовательной области «Технология» / Е. Гитман, М. Гитман // Школьные технологи. - 2002. - №6. - С. 136-137.
10. Громова, Т. И. Критерии сформированности исследовательской деятельности / Т. И. Громова // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей. Москва: НИИ школьных технологий, 2006. - 612 с.
11. Г рунина, Г. М. Организация творческой и поисковой деятельности учащихся / Г. М, Грунина // Завуч. Все для работы. - 2013. - № 13. - С. 18 - 23.
12. Джонс, Дж. Методы прогнозирования / Дж. Джонс. - Москва: Мир, 1986. - 524 с.
13. Ермаков, И. Г. Метод проектов в контексте жизненных результа­тов деятельности учащихся И.Г. Ермаков, С.М. Шевцова // Проектная деятель­ность в лицее: компетентностный потенциал, теория и практика: Научно ме­тодическое пособие / Под редакцией С. М. Шевцовой, И. Г. Ермакова, О. В. Батюшка, В. А. Жадько. - Москва: Департамент, 2008. - 520 с.
14. Зачесова, Е. В. Цели и задачи работы авторов исследований и их руководителей / Е. В. Зачесова // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей. Москва: НИИ школьных технологий, 2006. - 612 с.
15. Ивашова, О. А. Развитие исследовательских умений у младших школьников: методический аспект / О. А. Ивашова. Санкт-Петербург: Культ- Информ-Пресс, 2008. - 385 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ