ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ 11
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СЛАБОВИДЯЩИМИ ДЕТЬМИ 11
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 11
1.1. Понятия «проект» и «проектная деятельность» в психологопедагогической литературе 11
1.2. Психологические особенности детей с функциональными 19
нарушениями зрения 19
1.3. Применение проектной деятельности в начальной школе 29
1.4. Условия организации проектной деятельности в работе со
слабовидящими детьми 35
Выводы по главе 44
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СЛАБОВИДЯЩИМИ ДЕТЬМИ 47
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 47
2.1. Выявление начального уровня развития готовности обучающихся 47
к проектной деятельности 47
2.2. Работа по организации проектной деятельности со слабовидящими детьми 55
2.3. Оценка эффективности выделенных условий организации 71
проектной деятельности в работе со слабовидящими детьми 71
Выводы по главе 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Актуальность исследования. Больше всего впечатлений от восприятия предметов и явлений окружающего мира мозг человека получает через зрительный анализатор. Зрительно-пространственные представления приобретают особенно важное значение для ребенка в процессе обучения в школе, поскольку овладение букв, изучение числовых обозначений, ориентация в схематических изображениях предполагает определенный уровень развития зрительно-пространственных представлений. Поэтому перед обществом стоит важная задача - найти пути повышения качества жизни детей с нарушениями зрения. Исходя из этого специалисты многих стран ведут поиск эффективных программ укрепления здоровья детей с ограниченными возможностями, восстановления их работоспособности, социальной реабилитации, адаптации, активного участия в жизни. Задача эта достаточно сложная, и чтобы решить проблему, нужны комплекс научных исследований, объединение усилий педагогов, медиков, специалистов в этой области.
Особое внимание обращается на создание санитарно-гигиенических условий с сочетанием коррекционно-воспитательной работы в условиях начальной школы. Зрение играет значительную роль в формировании предметных слов и грамматических категорий, которые употребляются детьми в речи, в развитии у них образного мышления. Именно поэтому подготовка детей с недостатками зрения в будущей интеграции в общество должна начинаться уже в младшем школьном возрасте. Обучение и воспитание детей с нарушениями зрения в общеобразовательных учреждениях осуществляется на основе общих принципов. Но, вместе с тем, их обучение имеет свои особые задачи и принципы, направленные на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций, организацию дифференцированного обучения, подготовку к жизни в обществе.
Следует отметить, что специфика обучения таких детей проявляется в учете общих закономерностей и специфических особенностях развития детей, опоре на здоровые силы и их сохранении, возможности в использовании специальных пособий, приборов. Обучение детей с особыми потребностями в начальной школе направлено на психолого-педагогическую коррекцию и компенсацию отклонений в развитии, формирование начальной грамотности. Ученики начальных классов с нарушениями зрения могут учиться в общеобразовательной массовой школе, если там для них созданы образовательные условия: специальная освещенность, наличие тифлотехнических средств, специальных учебников, психолого-педагогического сопровождения детей специалистами-тифлопедагогами.
Итак, ребенок с особенностями психофизического развития не должен занимать особого положения в классе, он должен чувствовать себя естественно, достичь самостоятельности, насколько это возможно. Очень важно создать такую атмосферу взаимопонимания и взаимопомощи между учениками, чтобы обеспечить ребенку с нарушениями зрения возможность самоутвердиться, преодолеть неадекватные суждения и стереотипы, приобрести определенные навыки социального поведения. Результативность учебно-воспитательной, реабилитационной и профилактической работы в начальной школе во многом зависит от скоординированности воздействий педагогов, психолога, дефектолога, родителей на детей, от комплексного подхода к планированию и реализации коррекционно-развивающих мероприятий.
Анализ последних исследований и публикаций. За последние годы в области коррекционной педагогики появились исследования, посвященные проблемам воспитания детей с особыми потребностями, в частности имеющих нарушения органа зрения различной степени. Так, в научных трудах определен уровень физического развития и физической подготовленности детей с нарушениями зрения (Г. Мерсиянова [33]), освещены динамика и методика развития отдельных физических качеств у детей с нарушениями зрения (Г.Р. Батищева [5]), разработаны средства, формы и методы воспитания детей с аномалиями органа зрения для компенсации вторичных отклонений в их развитии (Т. Пантюк, А. Невмержицкая, М. Пантюк [42]). Много трудов посвящено изучению инвалидности как тотальному фактору, что приводит к существенному ограничению жизнедеятельности детей, способствуя социальнопсихологической дезадаптации. В то же время вне поля зрения исследователей остается индивидуальный подход педагогов к детям со сниженным зрением, от которого зависят эффективность деятельности.
Кроме этого, одной из актуальных проблем современного начального образования выступает привлечение школьника к научной деятельности. Именно начальная школа ответственна за начало системности и преемственности в обучении ребенка. Для содействия решения указанной проблемы актуальным является использование метода проектов. Метод проектов относится к инновационным педагогическим технологиям. Как форма обучения они основываются на личностно-ориентированном подходе, деятельностном подходе и обучении на высоком уровне сложности. Анализ педагогической и методической литературы свидетельствует о том, что на сегодняшний день отсутствует единый общий взгляд работников образования на поставленную проблему, а методические рекомендации представляют собой или чисто теоретическое представление автора или описание конкретного учебного проекта на основе собственного опыта его проведения. Такая ситуация очень мало дает педагогу, который впервые ставит цель использовать такой метод.
По мнению В. Ф. Феоктистовой [80]: «Полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Переносить способы работы из основной школы в начальную, не подготовив для этого необходимую почву, неэффективно и, как правило, вредно». При этом следует учитывать, что проектная деятельность организуется со слабовидящими детьми, которые имеют свои психофизиологические особенности, учитывая имеющиеся дефекты. Важно таким образом организовать проектную деятельность со слабовидящими детьми, чтобы она была интересной, занимательной и соответствовала возрастным особенностям детей. Проблема организации проектной деятельности на базе инструментов общей теории сильного мышления и теории решения изобретательных задач в условиях коррекционной школы раскрыта в работах Н. Кравец [23], Н. Токаренко [77], И. Д. Чечель [71], Е. А. Шашенковой [82], Н. Б. Шумаковой [84] и др.
Ученые указывают на тот факт, что основная проблема детей заключается не в том, что у них имеются функциональные нарушения зрения, а в том, что они испытывают трудности коммуникации, адаптации. Правильно организованная проектная деятельность способствует решению многих проблем, имеющихся у детей. Авторами В. Ассаул [3], О.В. Батюшка [3], Л.С. Василевской [7], И.Г. Ермакова [13], С.М. Шевцовой [3] описан опыт применения проектной деятельности в работе со слепыми и слабовидящими детьми на уроках английского языка. Корректно организованная проектная деятельность, основанная на использовании эффективных инструментов ее реализации, может поднять процесс обучения английскому языку слепых и слабовидящих обучающихся на новый уровень, в том числе и в контексте инклюзивного образования. Опыт применения проектной деятельности на уроках математики с детьми с нарушениями зрения раскрыт в работах Е. Гитман, М. Гитман [9], И.Г. Ермакова [13], И.В. Петровой [43] и др. Несмотря на значительный интерес ученых к проблеме организации проектной деятельности со слабовидящими детьми, многие аспекты остаются слабо изученными...
В рамках данной работы была поставлена цель исследования: теоретически обосновать и практически исследовать условия организации проектной деятельности со слабовидящими детьми в начальной школе.
Для достижения поставленной цели были поэтапно реализованы все задачи исследования.
Анализ научно-методической литературы позволил нам определить сущность и структуру понятий «проектирование», «проект», «проектная деятельность». Проект рассматривается нами как совокупность определенных действий, документов, план, замысел реализации будущей деятельности (С.С. Избаш). Проектная деятельность - конструктивная и продуктивная деятельность личности, которая направлена на решение жизненно важной проблемы, достижения конечного результата в процессе целеполагания, планирования и осуществления проекта (Э. Федорчук). Проектная деятельность предусматривает интеграцию и непосредственное применение знаний и умений, направленных на приобретение личностного опыта. Она создает условия для творческой самореализации учащихся, способствует развитию их интеллектуальных способностей, самостоятельности, ответственности, умению планировать, принимать решения, оценивать результаты.
Категория детей с нарушением зрения весьма разнообразна и неоднородна. У детей с нарушениями зрения мозг функционирует так же, как и у здорового ребенка. Для таких детей характерны свои психологические особенности и некоторые сбои в развитии. Как правило, у детей с патологиями зрения развитие несколько запаздывает, и связано это по большей степени с малым запасом представлений о мире, ограниченными возможностями освоения пространства, недостаточной двигательной практикой, а главное - со сниженной активностью знакомства с миром. Развитие ребенка с нарушениями зрения несколько затягивается, требует больше времени. Дети с нарушениями зрения различной степени, как правило, имеют схожие психологические особенности.
Чаще всего они ранимы и уязвимы, склонны к конфликтам, не умеют расслабляться, не способны настроиться на одну волну с партнером по общению. Такие дети играют в более простые игры, причем нуждаются в помощи, особенно на первых этапах. Большая часть из них не в состоянии сразу усвоить правила игры: они воспринимают информацию фрагментарно, поэтому не могут долго сохранять в голове образ сюжета.
Особенностью проектной деятельности младших школьников являются: исключительная основа на собственный опыт: наблюдение за событиями и изменениями в окружающей среде, поэлементность действий: разбиение процесса на элементарные действия понятные ребенку, детальная отработка каждого этапа проекта, индивидуальность работы: каждый этап должен быть усвоен на практическом уровне каждым ребенком, формирование умений работы в паре исключительно на основе взаимопомощи, а не взаимозаменяемости, осторожная поддержка и постоянная внешняя мотивация поисковой активности обучающихся, развитие личностных качеств младшего школьника, учебные предметы естественным образом теряют свой изолированный характер, познавательные интересы проявляются через определенные эмоции: удивление открытием, интеллектуальная радость, ожидание нового, присутствие элемента интереса в такой деятельности является одним из ее стимулов, умеренная сложность и посильность задач, практическая значимость результатов: способность видеть возможность для применения знаний в повседневной жизни .
Мы предполагаем, что организация проектной деятельности со слабовидящими детьми в начальной школе будет эффективной при следующих условиях:
1) учет психофизиологических особенностей слабовидящих детей;
2) поэтапное, системное и целенаправленное использование лэпбуков в образовательном процессе;
3) внедрение системы работы, направленной на формирование исследовательских умений у обучающихся на основе использования лэпбуков.
Для разработки собственной системы работы по использованию лэпбука как средства формирования готовности к проектной деятельности у учащихся 4 класса нами был проведён анализ передового педагогического опыта учителей и методистов, работающих в поле обозначенной проблемы. Было установлено, что внедрение лэпбука, учителями логически начинается с детского сада. На этом этапе лепбук используется как средство формирования готовности к проектной деятельности на адаптивном уровне и, учитывая возрастные и психофизиологические особенности слабовидящих детей, создается при поддержке педагогов и родителей. И только при этих условиях, по опыту учителей-практиков начальной школы, внедрение лэпбука будет иметь положительную динамику в младших классах. Определено, что технология создания лэпбуков обеспечивает эмоциональное восприятие учебного материала и обеспечивает активное групповое взаимодействие между учениками, формирует умение формулировать предположения и гипотезы, выражать и отстаивать собственную точку зрения. Кроме того, в процессе создания лэпбука знания формируются осознанно и воспроизводятся в дальнейшем на высоком уровне с использованием в различных жизненных ситуациях.
На основании полученных данных во время проведения первичного диагностирования по определению уровня сформированности готовности к проектной деятельности у учеников 4-х классов нами установлено, что большинство учащихся соответствуют адаптивному уровню развития исследовательских умений, значительно меньше доля детей с продуктивным уровнем сфор- мированности исследовательских умений.
После внедрения системы работы по созданию лэпбуков, проведено повторное исследование на установление уровня сформированности готовности к проектной деятельности учащихся 4-х классов показало положительную динамику в сторону улучшения их показателей, а именно - увеличение процента сформированности таких видов исследовательских умений, как: умение структурировать материал, видеть проблему, выдвигать гипотезу, что соответствует продуктивному уровню сформированности исследовательских умений. А также начальные умения делать выводы и умозаключения согласно творческому уровню сформированности исследовательских умений. Можно сделать вывод, что разработанная и внедренная нами система работы с учетом компе- тентностного и деятельностного подходов, условия поэтапного, систематического и целенаправленного применения на уроках окружающего мира способствовала формированию готовности к проектной деятельности учащихся 4-х классов. Дальнейшая работа над темой исследования имеет логическое продолжение и базируется на создании лэпбуков различной формы, тематики, направления и возрастных особенностей, учета психофизиологических особенностей слабовидящих детей, использование различных материалов при изготовлении (картон, цветная бумага, пуговицы, ткань и т.д.) с использованием межпредметной интеграции, которая обеспечивает расширение информационного пространства, увеличение содержания и объема понятий.
1. Алексеев, Н. Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович // Исследовательская работа школьников. - 2017. - №1. - С 24 - 33.
2. Андреев, В. И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности / В. И. Андреев. - Москва: Высш. шк., 2014. - 240 с.
3. Ассаул, В. Метод проектов в воспитательной работе // Проектная деятельность в лицее: компетентностный потенциал, теория и практика: Научно-методическое пособие / Под редакцией С. М. Шевцовой, И. Г. Ермакова, О. В. Батюшка, В. А. Жадько. - Москва: Департамент, 2008. - 520 с.
4. Балл, Г. А. Современный гуманизм и образование: Социально-философские и психолого-педагогические аспекты / Г. А. Ровно. Ровно: Листа, 2013. - 184 с.
5. Батищева, Г. Р. Развитие личности незрячего ученика / Г. Р. Батищева // Педагогическая газета. - 2011. - № 5. - Май. - С. 4-8.
6. Богоявленская, Д. Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве / Д. Б. Богоявленская: сб. статей Москва: Эксмо, 2010. С. 40- 50.
7. Василевская Л. С. Проектная деятельность методиста как средство совершенствования профессионального мастерства педагогов / Л. С. Василевская. // Научные записки Нежинского государственного университета им. Николая Гоголя. Сер.: Психолого-педагогические науки. - 2012. - № 6. - URL: http://nbuv.gov.ua/j-pdf/Nzspp_2012_6_32.pdf. (дата обращения: 11.10.2019)
8. Виноградова, Л. П. Приобщение младших школьников к учебноисследовательской деятельности в процессе развивающего обучения / Л. П. Виноградова: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Комсомольск-на-Амуре, 2014. 21 с.
9. Гитман, Е. Проект в образовательной области «Технология» / Е. Гитман, М. Гитман // Школьные технологи. - 2002. - №6. - С. 136-137.
10. Громова, Т. И. Критерии сформированности исследовательской деятельности / Т. И. Громова // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей. Москва: НИИ школьных технологий, 2006. - 612 с.
11. Г рунина, Г. М. Организация творческой и поисковой деятельности учащихся / Г. М, Грунина // Завуч. Все для работы. - 2013. - № 13. - С. 18 - 23.
12. Джонс, Дж. Методы прогнозирования / Дж. Джонс. - Москва: Мир, 1986. - 524 с.
13. Ермаков, И. Г. Метод проектов в контексте жизненных результатов деятельности учащихся И.Г. Ермаков, С.М. Шевцова // Проектная деятельность в лицее: компетентностный потенциал, теория и практика: Научно методическое пособие / Под редакцией С. М. Шевцовой, И. Г. Ермакова, О. В. Батюшка, В. А. Жадько. - Москва: Департамент, 2008. - 520 с.
14. Зачесова, Е. В. Цели и задачи работы авторов исследований и их руководителей / Е. В. Зачесова // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей. Москва: НИИ школьных технологий, 2006. - 612 с.
15. Ивашова, О. А. Развитие исследовательских умений у младших школьников: методический аспект / О. А. Ивашова. Санкт-Петербург: Культ- Информ-Пресс, 2008. - 385 с...