Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование информационно-аналитических умений у детей младшего школьного возраста на уроках русского языка

Работа №94684

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы111
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
163
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 10
1.1. Особенности детей младшего школьного возраста 10
1.2 Современные подходы к начальному общему образованию 16
1.3. Целевые ориентиры начального общего образования 22
1.4. Методы и приемы формирования информационно-аналитических
умений 28
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 46
2.1. Диагностика информационно-аналитических умений у детей младшего
школьного возраста на уроках русского языка 46
2.2. Описание методического обеспечения формирования информационно -
аналитических умений у детей младшего школьного возраста на уроках русского языка 54
2.3. Диагностика информационно-аналитических умений у детей младшего
школьного возраста по результатам опытно-поисковой работы 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 103

Практически каждый этап взросления ребенка характеризуется особыми установками и аспектами в системе социальных отношений, в соответствии, с чем определяется уникальная специфика каждого периода жизни детей. В контексте подобных изменений поступление в школу считается переломным моментом, поскольку именно данный период определяет статус ученика, учеба для которого становится обязательной и общественно значимой деятельностью. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста определяются не только ответственностью за учёбу перед семьёй, учителем и школой, но и тем, что с момента поступления в школу жизнь ученика подчиняется системе строгих и единых для всех школьников норм и правил. Ключевым содержанием данной системы считается усвоение знаний, общих для всех детей.
В период глобализации мира и мощных информационных потоков особенно важно сформировать самостоятельную компетентную и эффективную личность, владеющую навыками работы с информацией. Не менее важным в этом ключе является необходимость поиска информации, а также навыки её извлечения, понимания, анализа, общего вывода и систематизации. Умение работать с информацией становится основой, базисом, необходимым для получения знаний, расширения кругозора, приобретения успешности в любой сфере.
Маленькие школьники восприимчивы к формированию информационно-аналитической компетенции, поскольку именно тогда закладывается начальная основа «умения учиться», формируются начальные навыки работы с информацией. В связи с этим, вполне закономерно, что одной из важных категорий современной системы образования выступают именно «информационно-аналитические умения», овладение которыми предполагает не только успешную работу с информацией и источниками, но и впоследствии успешную коммуникацию, и внедрение в общество.
Следует, информационно-аналитические умения можно определить как «элемент общей культуры человека, представляющий собой совокупность знаний, умений, норм, ценностей, связанных с потреблением и созиданием и информационных ресурсов и выполнением информационной деятельности на репродуктивном и творческом уровне». В условиях социальных трансформаций российского образования представляется необходимым рассмотреть не только особенности формирования целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, но и систему самостоятельной деятельности и личной ответственности школьников. Ведь именно информационно-аналитические умения считаются неотъемлемой частью информационной компетенции: умения самостоятельно искать, анализировать и находить необходимо важную информацию, организовывать,
преобразовывать, сохранять и передавать ее становится метапредметным результатом начального образования, требования к которым имеются в базовых нормативных документах.
В Фундаментальном ядре содержания общего образования, определяющего основные элементы научного знания в школе, отмечено, что целью изучения русского языка в школе является «овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности (извлечение информации...; информационная переработка текста)» [69,с. 12].
В соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования устанавливаются требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательной программы. Метапредметными результаты должны отражать «использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами учебного предмета, овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, извлечение необходимой информации.; определение главной и вторичной информации» [68,с.9].
Резюмируя все, что сказано выше, стоит отметить, что в течение всей жизни познавать, воспринимать и анализировать новую информацию способен лишь тот человек, у которого в школьном возрасте были выработаны эффективные информационно-аналитические умения.
Проблема формирования информационно-аналитических освещена в целом ряде работ. Психолого-педагогические основы информационной деятельности учащихся рассматривались в работах ученых в контексте теории личности (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. З. Зак, И. А. Зимняя, Л. В. Занков, Р. С. Немов, А. В. Петровский, Ж. Пиаже, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин), теории учебной деятельности (В. В. Давыдов, Л. К. Максимов, Я. А. Пономарев, В. В. Репкин, В. В. Рубцов). Проблемы формирования и совершенствования информационных умений, учащихся в ходе работы с текстовой информацией изучались следующими исследователями: Л.В. Щерба, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, Е.Д. Божович, Г.Г. Граник, Т А. Ладыженская, О.В. Джежелей и др. Специфика восприятия и понимания школьниками информации учебных текстов затрагивалась в работах Г. Г. Граника, Л.П. Доблаева, Г. С. Щеголевой, Е. А. Купировой, Е. П. Суворовой, Т. Е. Соколовой и др. Сама разработка формирования информационно­аналитических умений в начальной школе еще не получила большого внимания со стороны ученых и исследователей...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного нами исследования специфики формирования информационно-аналитический умений младших школьников мы пришли к следующим выводам:
Возрастные особенности детей младшего школьного возраста запускают познавательные процессы ученика. Кроме того, меняют свой характер мыслительные процессы: внимание, восприятие, память становятся произвольными, целенаправленными; управляемыми процессами мышление приобретает форму связного логического рассуждения (Л.И.Божович, А.Г.Рузская, А.А.Смирнов и др.). В этой связи чрезвычайно важным является содержание начального общего образования, закладывающего фундамент всем последующим изменениям, которые произойдут в контексте обучения.
Масштабность изменений, происходящих во всех сферах жизни общества подчёркивает необходимость качественного пересмотра существующих приоритетов, целевых установок и педагогических методов и методик. Выдвижение приоритетности развития качеств личности на передовую образовательного процесса отвечает ключевым запросам информационного общества. Акцент в обучении смещается на воспитание социально-ориентированной личности, способной мыслить самостоятельно и эффективно работать с огромными объемами информации, при этом подбирая собственный путь достижения знаний. Нами были рассмотрены компетентностный, личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы, активно применяемые в рамках получения образования на каждом этапе. Отмеченные методологические подходы уже доказали свою эффективность и нашли отражения в образовательных стандартах общегосударственного масштаба. Так, изжившей себя знаниевой парадигме на смену приходит комплекс подходов, направленный на эффективное развитие личности - компетентностный, личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы. Использование в ходе урока педагогом разнообразных форм и методов организации учебной работы позволяет достичь все необходимые задачи.
Что касается целевых ориентиров начального общего образования, то здесь необходимо отметить целый ряд компонентов, входящих в состав аксиологической модели. Речь идет о приобретении новых знаний, социализации школьника, развитии его личностного потенциала, формировании его эмоционально психологического фона, в контексте которого происходят развитие учащегося, овладение им необходимыми знаниями, стимулирование совместной деятельности учителя и ученика в учебном процессе, активное вовлечение учащегося в коллективную работу с постановкой познаваемых значимыми и ценными задач, а также поиском самостоятельных путей их решений.
Возвращаясь к теме нашего магистерского исследования, стоит отметить, что информационно-аналитические умения являются частью информационной компетенции, которая относится к числу ключевых компетенций школьника и является составной часть информационной культуры личности, синтезом психофизиологического, когнитивного, операционно-технологического, эмоционально-ценностного и
коммуникативного компонентов. Умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее становятся необходимым базисом для успешного обучения не только в начальной школе, но и дальнейшей жизни. Проблема формирования информационно-аналитических умений актуальна на современном этапе языкового образования, нацеленного на овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности.
Структура информационной деятельности школьника представляет собой полный цикл информационной деятельности с учебным текстом, который включает: осуществление информационного запроса
(мотивационный этап); поиск источника информации; предтекстовую обработку информации, извлечение и смысловую обработку текстовой информации; послетекстовую обработку информации, интерпретацию прочитанного текста; контроль и оценку результатов собственной информационной деятельности.
Учебно-научный текст в учебниках русского языка представляет собой лингвистический текст научного стиля речи, который отличается информативностью, структурированностью, терминированностью, особым графическим оформлением и обладает информационной и обучающей функцией. Материалом для формирования информационно-аналитических умений младших школьников могут являться лингвистические учебно- научные тексты следующих видов: текст-определение, текст-описание, текст- инструкция, текст-правило, текст-рассуждение, представленные в учебниках русского языка для начальной школы.
Для формирования у младших школьников информационно - аналитических умений необходимо осуществлять полный цикл информационной деятельности с учебным текстом, который включает: осуществление информационного запроса (мотивационный этап); поиск источника информации; предтекстовую обработку информации, извлечение и смысловую обработку текстовой информации; послетекстовую обработку информации, интерпретацию прочитанного текста; контроль и оценку результатов собственной информационной деятельности.
Формирование информационно-аналитических умений младших школьников будет результативным, если у учащихся начальной школы есть мотивационная и операционная готовность самостоятельно работать с информацией, соблюдаются основные этапы работы с учебно-научным текстом. Пе
дагогическими условиями формирования информационно­
аналитических умений младших школьников является образовательный процесс, организованный на высоком уровне сложности, с применением эффективных методик работы с учебно-научным текстом по поиску, извлечению, обработке, оценке и преобразованию информации на всех этапах текстовой деятельности; формирование мотивации обращения к учебно-научному тексту как источнику информации для решения учебных задач; выявление сущности и компонентного состава информационно - аналитических умений учащихся начальной школы; определение критериев и показателей уровня сформированности информационно-аналитических умений младших школьников.
Работа с лингвистическим учебно-научным текстом должна осуществляться поэтапно. На первом этапе необходимо формировать у младших школьников когнитивную основу - познакомить учащихся с особенностями лингвистических текстов, представленных в учебниках русского языка, их структурой, особенностями оформления, содержанием. На втором этапе осуществлять знакомство с разновидностями учебно­научных текстов, их назначением, в зависимости от типа текста применять эффективные приемы извлечения информации. На третьем этапе проводить аналитическую работу с учебно-научными текстами, представленными в учебнике, связанную с извлечением информации, ее осмыслением, преобразованием и представлением.
Система заданий к лингвистическим учебно-научным текстам, направленная на формирование информационно-аналитических умений младших школьников на уроках русского языка в начальной школе, должна предусматривать наблюдение учащихся за особенностями учебно-научного текста и его разновидностей; осуществление и осознание ими информационных действий, связанных с восприятием, смысловой обработкой, извлечением, преобразованием, представлением информации; прохождение при работе с лингвистическими учебно-научными текстами всех этапов информационной деятельности; мониторинг достижений учащихся в области информационной деятельности с лингвистическими учебно-научными текстами.
Система заданий, направленная на формирование информационно- аналитических умений младших школьников, помогает учащимся понимать и извлекать, осмысливать и преобразовывать информацию из учебно­научных текстов учебника, более прочно усваивать приобретенные знания.
Таким образом, цель по теоретическому обоснованию процесса формирования информационно-аналитических умений младших школьников на уроках русского языка выполнена.


1) Александров, Е. П. Учебный текст и текстовая деятельность в образовательном процессе [Текст] / Е. П. Александров, М. В. Воронцова // Современные наукоемкие технологии. - 2015. - № 6. - С.56-61.
2) Артемьева, О. Н. Обучение приемам понимания текста как основа формирования тактик изучающего чтения [Текст] :автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / О. Н. Артемьева ;Яросл. гос. пед.ун-т им. К.Д. Ушинского. - Ярославль, 2012. - 190 с.
3) Артемьева, О. Н. Обучение школьников приёмам информационной переработки текста [Текст] / О. Н. Артемьева // Известия ВГПУ. - 2011. - № 1. - С. 85-88.
4) Баянова, Е. В. Возможности достижения метапредметных результатов образования младшими школьниками при работе с текстами [Текст] / Е. В. Баянова, Т. М. Колесникова // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2017. - № 2 (6). - С. 8-10.
5) Бурмакина, В. Ф. Большая Семерка (Б7). Информационно- коммуникационно-технологическая компетентность [Текст] :методическое руководство для подготовки к тестированию учителей / В. Ф. Бурмакина, М. Зелман, И. Н.Фалина. - М. : Национальный фонд подготовки кадров. Центр развития образования АНХ при правительстве РФ, 2007. - 56 с.
6) Божович, Е. Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы [Текст] /Е. Д. Божович // Вопросы психологии. - 1997. - № 1. - С. 33-44.
7) Васильева, А. Н. Курс лекций по стилистике русского языка. Научный стиль речи [Текст] / А. Н. Васильева. - М. : Русский язык, 1976. - 192 с.
8) Векшина, Т. В. Учусь работать с текстом. Тренажер для начальной школы. 1-2 классы [Текст] / Т. В. Векшина, М. Н. Алимпиева. -М. : Грамотей, 2015. - 112 с.
9) Векшина, Т. В. Учусь работать с текстом. Тренажер для начальной школы. 3 класс [Текст] / Т. В. Векшина, М. Н. Алимпиева. -М. : Грамотей, 2015. - 112 с.
10) Векшина, Т. В. Учусь работать с текстом. Тренажер для начальной школы. 4 класс [Текст] / Т. В. Векшина, М. Н. Алимпиева. -М. : Грамотей, 2015. - 112 с.
11) Водяненко, Г. Ф. Информационно-исследовательская
деятельность школьников как образовательная технология [Текст] / Г. Ф. Водяненко. -Волгоград : Учитель. - 186 с.
12) Водяненко, Г. Ф. Современная модель познавательной деятельности человека (учащегося). Часть 1 [Текст] / Г. Ф. Водяненко // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 1. -С. 239-241.
13) Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. -М. :Эксмо, 2004. - 512 с.
14) Галкина, Е. А. Работа учащихся с несплошными текстами / Е. А. Галкина // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. - 2014. - № 3 (29). -С. 36-40.
15) Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования [Текст] / И. Р. Гальперин. -М : Ком Книга, 2006. - 144 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ