ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЙ
СТВИЯ КОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ
МАТЕМАТИКИ 10
1.1. Характеристика действия контроля и его роль в формировании
учебной деятельности 10
1.2. Процесс формирования действия контроля у младших школьников на уроках математики 18
1.3. Педагогические условия формирования действия контроля у
детей 29
ГЛАВА 2. ОНЫТНО-НОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВА
НИЮ ДЕЙСТВИЯ КОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА
УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 45
2.1. Изучение уровня сформированности действия контроля у
младших школьников (констатирующий этап) 45
2.2. Методические рекомендации по формированию действия кон
троля у младших школьников на уроках математики (формирующий этап) 59
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования (контрольный этап) 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 101
В условиях демократизации и гуманизации общественной жизни, возрождения национальной школы создаются благоприятные условия для формирования личности в процессе обучения, одним из компонентов которого являются действия контроля. Заметим, что в педагогической науке относительно удовлетворительно рассматриваются вопросы организации восприятия, запоминания, репродуктивной обработки действий, однако очень мало внимания уделяется действию контроля в различных его формах. Об этом свидетельствует анализ учебников и учебных пособий по педагогике, в которых рассматриваются способы формирования действия контроля как звена учебного процесса.
Длительное время проблема формирования действия контроля была предметом психологической науки и связана с исследованием психологических особенностей познавательных процессов: внимания, памяти, мышления и т.д. И только в последние десятилетия данный вопрос стал предметом исследования педагогической науки. В работах ученых исследуется проблема формирования действий контроля в учебном процессе (П.Я. Гальперин [17], В.В. Давыдов [22], Н.Ф. Талызина [59], Д.Б. Эльконин [66], А.А. Люблинская [35], М.А. Бантова [9] и др.).
Кроме этого реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) требует переосмысления педагогической деятельности вообще, а также контрольной и оценочной практики в частности. Система контроля занимает особое место в ФГОС НОО.
С поступлением ребенка в школу его ведущей деятельностью становится учебная деятельность. Она захватывает детский, подростковый и юношеский возраст. Именно школьный период имеет принципиальное значение для социальной зрелости человека, становления его как личности. С этим этапом в онтогенезе связаны и наиболее характерные моменты в формировании действий контроля ребенка. В процессе обучения важно не только вооружать учащихся определенным количеством знаний, способов выполнения действий, но и формировать у них критическое отношение к своим возможностям и успехам, учить контролировать собственные действия в учебнопознавательной деятельности. Формирование действия контроля у младших школьников проходит путь от контроля со стороны взрослых к собственному самоконтролю и самооценке и предполагает сознательное подчинение собственной деятельности требованиям, которые способствуют определению способа действия; ориентирования на заданную систему требований при выполнения любой деятельности; осознанное и поэтапное выполнение инструкций; самостоятельное выполнение задания по образцу; осознание необходимости контроля за собственной деятельностью.
Анализ научных исследований, посвященных проблеме формирования действий контроля у младших школьников, свидетельствует, что существует ряд противоречий:
• между возрастающим значением действия контроля у детей младшего школьного возраста и недостаточной разработанностью теоретических основ формирования действия контроля обучающихся начальных классов на уроках математики;
• между осознанием необходимости формирования действия контроля у детей младшего школьного возраста и отсутствием научно-обоснованного взаимодействия всех субъектов образования по его развитию;
• между обоснованными в психолого-педагогических научных трудах теоретическими положениями о необходимости формирования действий контроля в целостном процессе познания и недостаточной разработанностью конкретных способов реализации этих положений, отсутствием соответствующей современных форм и методов работы на уроках математики, что практически привело к игнорированию этого звена процессе обучения. В свою очередь школьная практика требует разработки оптимальных способов формирования действий контроля учащихся с учетом их реальных учебных возможностей, содержания учебного предмета, характера познавательной деятельности.
Указанные противоречия, недостаточная научно-методическая разработанность проблемы формирования действия контроля у младших школьников обусловили актуальность данного исследования и позволили сформулировать проблему: каковы условия формирования действия контроля у младших школьников на уроках математики?
Цель исследования - выявить условия, позволяющие эффективно формировать у детей младшего школьного возраста действие контроля.
Объект исследования - процесс формирования действия контроля у младших школьников.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия формирования действия контроля у младших школьников на уроках математики.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что эффективность процесса формирования действия контроля у обучающихся начальной школы на уроках математики обеспечивается реализацией модели на основе следующих педагогических условий:
• содержание деятельности учителя должно быть направлено на формирование действия контроля у младших школьников;
• процесс формирования действия контроля должен быть
поэтапным и непрерывным;
• разработаны и внедрены в учебный процесс приемы и методы, направленные на формирование действия контроля;
• основные формы организации учебной деятельности: коллективно-групповая деятельность и индивидуальный подход;
• на каждом этапе работы осуществлялся контроль над формированием действия контроля и проводилась своевременная коррекция;
• проведение различных типов уроков контроля: педагогический контроль, взаимоконтроль, самоконтроль...
В рамках данной работы была поставлена цель исследования - выявить условия, позволяющие эффективно формировать у детей младшего школьного возраста действие контроля.
В ходе теоретического анализа литературы мы установили, что действие контроля - это осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Формирование учебной деятельности и действия контроля процесс взаимосвязанный, и находится в непосредственной зависимости от возрастных психологических особенностей ребенка, которые определяются спецификой сочетания внутренних условий его психического формирования и внешних условий жизни. К внутренним условиям, как правило, относят особенности протекания психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, внимание и т.д.), черты и свойства личности ребенка (интересы, потребности, мотивы и т.д.). Среди внешних условий важная роль принадлежит содержанию и формам деятельности ребенка, общение с людьми, которые его окружают - взрослыми, сверстниками.
Также мы установили, что процесс формирования действия контроля у младших школьников на уроках математики - это планомерный, систематический процесс, направленный на уточнение целей изучения конкретной части учебного материала и установление конкретного содержания контроля, различные способы выражения результатов контроля - оценки, выбор видов, форм, способов и средств контроля, соответствующих поставленным целям.
Результаты диагностики, проведенной нами на констатирующем этапе исследования привели нас к необходимости разработки и внедрения в образовательный процесс структурно-функциональной модели, направленной на формирование действия контроля у младших школьников на уроках математики в процессе решения задач. Прежде всего, педагогическая работа проводится с детьми со средним и низким уровнем сформированности действий контроля.
Основная работа здесь направлена на формирование положительного отношения к решению учебных задач, выполнению отдельных операций с внутренними связями, повысить навыки самоконтроля, расширить полноту действий контроля, сформировать гибкость действия контроля.
Разработанная нами структурная модель включает в себя целевой, диагностический, технологический и результативный блоки, на которые оказывают влияние требования нормативно-правовых документов (ФГОС, концепция развития математического образовании в Российской Федерации).
Целевой блок включает в себя цель: формирование действия контроля у младших школьников. Подходы и концепции: концепция формирования целенаправленной учебной деятельности, концепция развивающего обучения, гуманно-личностный подход, индивидуальный подход.
Диагностический блок включает в себя эмпирические методы: наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент и математические методы: шкалирование, ранжирование, сравнительный анализ.
Технологический блок включает в себя:
• критерии действия контроля:
• потребность в контроле;
• осознание назначения контроля;
• умение учащихся обнаруживать ошибки: в действиях своих товарищей, учителя, собственных; в результате действия, в ходе действия;
• умение выполнять действие контроля;
• имеет желание осуществлять контроль: самостоятельное стремление, по требованию учителя, не испытывает стремления к осуществлению контроля.
• показатели сформированности у учащихся действия контроля:
• умение перед началом деятельности спланировать ее, воспроизвести состав действий и операций, их последовательность;
• определить субъективные трудности;
• умение изменять состав действий в соответствии с изменившимися условиями деятельности;
• умение осознанно чередовать развёрнутые и сокращенные формы контроля;
• умение переходить от работы с натуральным объектом к работе с его знаково-символическим изображением;
• умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий.
• этапы формирования действия контроля:
-подготовительный;
-основной;
• заключительный.
• психолого-педагогические условия:
• содержание деятельности учителя должно быть направлено на формирование действия контроля у младших школьников;
• процесс формирования действия контроля должен быть поэтапным и непрерывным;
• разработаны и внедрены в учебный процесс приемы и методы, направленные на формирование действия контроля;
• основные формы организации учебной деятельности: коллективногрупповая деятельность и индивидуальный подход;
• на каждом этапе работы осуществлялся контроль над формированием действия контроля и проводилась своевременная коррекция;
• проведение различных типов уроков контроля: педагогический контроль, взаимоконтроль, самоконтроль.
Результативный блок включает в себя:
• уровни сформированности действия контроля:
1 уровень - отсутствие контроля;
2 уровень - контроль на уровне непроизвольного внимания;
3 уровень - потенциальный контроль на уровне произвольного внимания;
4 уровень - актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
5 уровень - потенциальный рефлексивный контроль;
6 уровень - актуальный рефлексивный контроль.
Результатом деятельности по развитию действия контроля и реализации модели будет являться повышение уровня действия контроля у младших школьников на уроках математики.
Прежде всего, нами была разработана и апробирована система уроков математики различного типа контроля: педагогический контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Внедрение уроков различного вида контроля способствует формированию действия контроля у детей, позволяет ученикам определять уровень усвоения учебного материала и выявить проблемы, наметить индивидуальную и групповую коррекционную работу. Также в работе мы учитывали, что процесс формирования действий контроля и оценки должен быть поэтапным и непрерывным, использовали коллективно-групповые формы работы и индивидуальный подход. На каждом этапе работы осуществлялся контроль над формированием действия контроля и проводилась своевременная коррекция.
Мы проследили динамику уровня развития действия контроля, проанализировали результаты и сделали выводы: сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования выявил повышение уровней сформированности действий контроля и оценки младших школьников; работа по формированию действия контроля должна начинаться с первых дней ребенка в школе, вестись в системе и последовательно;
Таким образом, мы можем сделать вывод, что наша гипотеза подтвердилась.
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология : учеб. пособие для студентов вузов / Г. С. Абрамова. - Москва : Академия, 1997. - 638 с.
2. Амонашвили, Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка / Ш. А. Амонаш- вили. - Москва : Знание, 1980. - 96 с.
3. Аргинская, И. И. Математика. 3 класс : учеб. для четырехлет. нач. шк. / И. И. Аргинская, Е. И. Ивановская. - Самара : Федоров, 1997. - 88 с.
4. Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения : общедидакт. аспект / Ю. К. Бабанский. - Москва : Педагогика, 1977. - 254 с.
5. Берцфаи, Л. В. Диагностика действия контроля / Л. В. Берцфаи, К. Н. Поливанова // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального формирования детей : сб. науч. тр. / под ред. Д. Б. Эльконина. - Москва : НИИОПП, 1981. - С. 29-40.
6. Берцфаи, Л. В. Исследование особенностей рефлексивного контроля / Л. В. Берцфаи, В. Г. Романко // Новые исследования в психологии : сб.ст. / гл. ред. В. В. Давыдов. - Москва : Педагогика, 1981. - №2 (25). - С. 68-72.
7. Берцфаи, Л. В. Специфика учебного действия контроля / Л. В. Берцфаи // Вопросы психологии. - 1987. - № 4. - С. 55-60.
8. Бадма-Гаряева, М. В. Формирование вычислительных навыков у учащихся 1 класса / М. В. Бадма-Гаряева // Начальная школа. - 1999. - № 11. - С. 21-23.
9. Бантова, М. А. Система формирования вычислительных навыков / М. А. Бантова // Начальная школа. - 1993. - № 11. - С. 38-43.
10. Батий, Ю. Ю. Самоконтроль учащихся при выполнении заданий / Ю. Ю. Батий // Начальная школа. - 1979. - № 4. - С. 41-43.
11. Бахир, В. К. Развивающее обучение / В. К. Бахир // Начальная школа. - 1997. - № 5. - С. 26-31.
12. Блинова, Т. П. Роль диагностики, как средства изучения уровня формирования ученика / Т. П. Блинова // Начальная школа. - 2003. - № 2. - С. 55-56.
13. Бойкина, М. В. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе : метод. рекомендации / М. В. Бойкина, Ю. И. Глаголева. - Санкт-Петербург : КАРО, 2016. - 125 с.
14. Воронцов, А. Б. Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся / А. Б. Воронцов // Начальная школа. - 1999. - № 7. - С. 61-71.
15. Воронцов, А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки в учебной деятельности: система развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / А. Б. Воронцов ; Рос. гос. пед. ун-т. - Санкт-Петербург, 2001. - 23 с...