Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЯ КОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Работа №94669

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

методика преподавания

Объем работы105
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
172
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЙ­
СТВИЯ КОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ
МАТЕМАТИКИ 10
1.1. Характеристика действия контроля и его роль в формировании
учебной деятельности 10
1.2. Процесс формирования действия контроля у младших школь­ников на уроках математики 18
1.3. Педагогические условия формирования действия контроля у
детей 29
ГЛАВА 2. ОНЫТНО-НОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВА­
НИЮ ДЕЙСТВИЯ КОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА
УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 45
2.1. Изучение уровня сформированности действия контроля у
младших школьников (констатирующий этап) 45
2.2. Методические рекомендации по формированию действия кон­
троля у младших школьников на уроках математики (формирую­щий этап) 59
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования (контроль­ный этап) 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 101

В условиях демократизации и гуманизации общественной жизни, воз­рождения национальной школы создаются благоприятные условия для фор­мирования личности в процессе обучения, одним из компонентов которого являются действия контроля. Заметим, что в педагогической науке относи­тельно удовлетворительно рассматриваются вопросы организации восприя­тия, запоминания, репродуктивной обработки действий, однако очень мало внимания уделяется действию контроля в различных его формах. Об этом свидетельствует анализ учебников и учебных пособий по педагогике, в кото­рых рассматриваются способы формирования действия контроля как звена учебного процесса.
Длительное время проблема формирования действия контроля была предметом психологической науки и связана с исследованием психологиче­ских особенностей познавательных процессов: внимания, памяти, мышления и т.д. И только в последние десятилетия данный вопрос стал предметом ис­следования педагогической науки. В работах ученых исследуется проблема формирования действий контроля в учебном процессе (П.Я. Гальперин [17], В.В. Давыдов [22], Н.Ф. Талызина [59], Д.Б. Эльконин [66], А.А. Люблинская [35], М.А. Бантова [9] и др.).
Кроме этого реализация Федерального государственного образователь­ного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) требует пере­осмысления педагогической деятельности вообще, а также контрольной и оценочной практики в частности. Система контроля занимает особое место в ФГОС НОО.
С поступлением ребенка в школу его ведущей деятельностью стано­вится учебная деятельность. Она захватывает детский, подростковый и юно­шеский возраст. Именно школьный период имеет принципиальное значение для социальной зрелости человека, становления его как личности. С этим этапом в онтогенезе связаны и наиболее характерные моменты в формирова­нии действий контроля ребенка. В процессе обучения важно не только во­оружать учащихся определенным количеством знаний, способов выполнения действий, но и формировать у них критическое отношение к своим возмож­ностям и успехам, учить контролировать собственные действия в учебно­познавательной деятельности. Формирование действия контроля у младших школьников проходит путь от контроля со стороны взрослых к собственному самоконтролю и самооценке и предполагает сознательное подчинение соб­ственной деятельности требованиям, которые способствуют определению способа действия; ориентирования на заданную систему требований при вы­полнения любой деятельности; осознанное и поэтапное выполнение ин­струкций; самостоятельное выполнение задания по образцу; осознание необ­ходимости контроля за собственной деятельностью.
Анализ научных исследований, посвященных проблеме формирования действий контроля у младших школьников, свидетельствует, что существует ряд противоречий:
• между возрастающим значением действия контроля у детей младшего школьного возраста и недостаточной разработанностью теоретических основ формирования действия контроля обучающихся начальных классов на уро­ках математики;
• между осознанием необходимости формирования действия контроля у детей младшего школьного возраста и отсутствием научно-обоснованного взаимодействия всех субъектов образования по его развитию;
• между обоснованными в психолого-педагогических научных трудах теоретическими положениями о необходимости формирования действий контроля в целостном процессе познания и недостаточной разработанностью конкретных способов реализации этих положений, отсутствием соответ­ствующей современных форм и методов работы на уроках математики, что практически привело к игнорированию этого звена процессе обучения. В свою очередь школьная практика требует разработки оптимальных способов формирования действий контроля учащихся с учетом их реальных учебных возможностей, содержания учебного предмета, характера познавательной де­ятельности.
Указанные противоречия, недостаточная научно-методическая разра­ботанность проблемы формирования действия контроля у младших школь­ников обусловили актуальность данного исследования и позволили сформу­лировать проблему: каковы условия формирования действия контроля у младших школьников на уроках математики?
Цель исследования - выявить условия, позволяющие эффективно формировать у детей младшего школьного возраста действие контроля.
Объект исследования - процесс формирования действия контроля у младших школьников.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия форми­рования действия контроля у младших школьников на уроках математики.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что эффектив­ность процесса формирования действия контроля у обучающихся начальной школы на уроках математики обеспечивается реализацией модели на основе следующих педагогических условий:
• содержание деятельности учителя должно быть направлено на формирование действия контроля у младших школьников;
• процесс формирования действия контроля должен быть
поэтапным и непрерывным;
• разработаны и внедрены в учебный процесс приемы и методы, направленные на формирование действия контроля;
• основные формы организации учебной деятельности: коллектив­но-групповая деятельность и индивидуальный подход;
• на каждом этапе работы осуществлялся контроль над формиро­ванием действия контроля и проводилась своевременная коррекция;
• проведение различных типов уроков контроля: педагогический контроль, взаимоконтроль, самоконтроль...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках данной работы была поставлена цель исследования - выявить условия, позволяющие эффективно формировать у детей младшего школьно­го возраста действие контроля.
В ходе теоретического анализа литературы мы установили, что действие контроля - это осознание и оценка субъектом собственных действий, психиче­ских процессов и состояний. Формирование учебной деятельности и действия контроля процесс взаимосвязанный, и находится в непосредственной зависимо­сти от возрастных психологических особенностей ребенка, которые определя­ются спецификой сочетания внутренних условий его психического формирова­ния и внешних условий жизни. К внутренним условиям, как правило, относят особенности протекания психических процессов (ощущение, восприятие, па­мять, мышление, внимание и т.д.), черты и свойства личности ребенка (интере­сы, потребности, мотивы и т.д.). Среди внешних условий важная роль принад­лежит содержанию и формам деятельности ребенка, общение с людьми, кото­рые его окружают - взрослыми, сверстниками.
Также мы установили, что процесс формирования действия контроля у младших школьников на уроках математики - это планомерный, систематиче­ский процесс, направленный на уточнение целей изучения конкретной части учебного материала и установление конкретного содержания контроля, различ­ные способы выражения результатов контроля - оценки, выбор видов, форм, способов и средств контроля, соответствующих поставленным целям.
Результаты диагностики, проведенной нами на констатирующем этапе исследования привели нас к необходимости разработки и внедрения в образова­тельный процесс структурно-функциональной модели, направленной на фор­мирование действия контроля у младших школьников на уроках математики в процессе решения задач. Прежде всего, педагогическая работа проводится с детьми со средним и низким уровнем сформированности действий контроля.
Основная работа здесь направлена на формирование положительного отноше­ния к решению учебных задач, выполнению отдельных операций с внутренни­ми связями, повысить навыки самоконтроля, расширить полноту действий кон­троля, сформировать гибкость действия контроля.
Разработанная нами структурная модель включает в себя целевой, диа­гностический, технологический и результативный блоки, на которые оказы­вают влияние требования нормативно-правовых документов (ФГОС, концеп­ция развития математического образовании в Российской Федерации).
Целевой блок включает в себя цель: формирование действия контроля у младших школьников. Подходы и концепции: концепция формирования целенаправленной учебной деятельности, концепция развивающего обуче­ния, гуманно-личностный подход, индивидуальный подход.
Диагностический блок включает в себя эмпирические методы: наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент и математические методы: шкалирование, ранжирование, сравнительный анализ.
Технологический блок включает в себя:
• критерии действия контроля:
• потребность в контроле;
• осознание назначения контроля;
• умение учащихся обнаруживать ошибки: в действиях своих това­рищей, учителя, собственных; в результате действия, в ходе действия;
• умение выполнять действие контроля;
• имеет желание осуществлять контроль: самостоятельное стрем­ление, по требованию учителя, не испытывает стремления к осуществлению контроля.
• показатели сформированности у учащихся действия контроля:
• умение перед началом деятельности спланировать ее, воспроиз­вести состав действий и операций, их последовательность;
• определить субъективные трудности;
• умение изменять состав действий в соответствии с изменивши­мися условиями деятельности;
• умение осознанно чередовать развёрнутые и сокращенные формы контроля;
• умение переходить от работы с натуральным объектом к работе с его знаково-символическим изображением;
• умение самостоятельно составлять системы проверочных зада­ний.
• этапы формирования действия контроля:
-подготовительный;
-основной;
• заключительный.
• психолого-педагогические условия:
• содержание деятельности учителя должно быть направлено на формирование действия контроля у младших школьников;
• процесс формирования действия контроля должен быть поэтап­ным и непрерывным;
• разработаны и внедрены в учебный процесс приемы и методы, направленные на формирование действия контроля;
• основные формы организации учебной деятельности: коллективно­групповая деятельность и индивидуальный подход;
• на каждом этапе работы осуществлялся контроль над формированием действия контроля и проводилась своевременная коррекция;
• проведение различных типов уроков контроля: педагогический кон­троль, взаимоконтроль, самоконтроль.
Результативный блок включает в себя:
• уровни сформированности действия контроля:
1 уровень - отсутствие контроля;
2 уровень - контроль на уровне непроизвольного внимания;
3 уровень - потенциальный контроль на уровне произвольного внима­ния;
4 уровень - актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
5 уровень - потенциальный рефлексивный контроль;
6 уровень - актуальный рефлексивный контроль.
Результатом деятельности по развитию действия контроля и реализа­ции модели будет являться повышение уровня действия контроля у младших школьников на уроках математики.
Прежде всего, нами была разработана и апробирована система уроков ма­тематики различного типа контроля: педагогический контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Внедрение уроков различного вида контроля способствует фор­мированию действия контроля у детей, позволяет ученикам определять уровень усвоения учебного материала и выявить проблемы, наметить индивидуальную и групповую коррекционную работу. Также в работе мы учитывали, что про­цесс формирования действий контроля и оценки должен быть поэтапным и непрерывным, использовали коллективно-групповые формы работы и инди­видуальный подход. На каждом этапе работы осуществлялся контроль над формированием действия контроля и проводилась своевременная коррекция.
Мы проследили динамику уровня развития действия контроля, проанали­зировали результаты и сделали выводы: сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования выявил повышение уровней сформированности действий контроля и оценки младших школьников; работа по формированию действия контроля должна начинаться с первых дней ребенка в школе, вестись в системе и последовательно;
Таким образом, мы можем сделать вывод, что наша гипотеза подтверди­лась.


1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология : учеб. пособие для сту­дентов вузов / Г. С. Абрамова. - Москва : Академия, 1997. - 638 с.
2. Амонашвили, Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка / Ш. А. Амонаш- вили. - Москва : Знание, 1980. - 96 с.
3. Аргинская, И. И. Математика. 3 класс : учеб. для четырехлет. нач. шк. / И. И. Аргинская, Е. И. Ивановская. - Самара : Федоров, 1997. - 88 с.
4. Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения : общедидакт. аспект / Ю. К. Бабанский. - Москва : Педагогика, 1977. - 254 с.
5. Берцфаи, Л. В. Диагностика действия контроля / Л. В. Берцфаи, К. Н. Поливанова // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального формирования детей : сб. науч. тр. / под ред. Д. Б. Эльконина. - Москва : НИИОПП, 1981. - С. 29-40.
6. Берцфаи, Л. В. Исследование особенностей рефлексивного кон­троля / Л. В. Берцфаи, В. Г. Романко // Новые исследования в психоло­гии : сб.ст. / гл. ред. В. В. Давыдов. - Москва : Педагогика, 1981. - №2 (25). - С. 68-72.
7. Берцфаи, Л. В. Специфика учебного действия контроля / Л. В. Берцфаи // Вопросы психологии. - 1987. - № 4. - С. 55-60.
8. Бадма-Гаряева, М. В. Формирование вычислительных навыков у учащихся 1 класса / М. В. Бадма-Гаряева // Начальная школа. - 1999. - № 11. - С. 21-23.
9. Бантова, М. А. Система формирования вычислительных навыков / М. А. Бантова // Начальная школа. - 1993. - № 11. - С. 38-43.
10. Батий, Ю. Ю. Самоконтроль учащихся при выполнении заданий / Ю. Ю. Батий // Начальная школа. - 1979. - № 4. - С. 41-43.
11. Бахир, В. К. Развивающее обучение / В. К. Бахир // Начальная школа. - 1997. - № 5. - С. 26-31.
12. Блинова, Т. П. Роль диагностики, как средства изучения уровня формирования ученика / Т. П. Блинова // Начальная школа. - 2003. - № 2. - С. 55-56.
13. Бойкина, М. В. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе : метод. рекомендации / М. В. Бойкина, Ю. И. Глаголева. - Санкт-Петербург : КАРО, 2016. - 125 с.
14. Воронцов, А. Б. Некоторые подходы к вопросу контроля и оцен­ки учебной деятельности учащихся / А. Б. Воронцов // Начальная школа. - 1999. - № 7. - С. 61-71.
15. Воронцов, А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки в учебной деятельности: система развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / А. Б. Воронцов ; Рос. гос. пед. ун-т. - Санкт-Петербург, 2001. - 23 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ