ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11-х КЛАССОВ ПРИ РАБОТЕ С ИСТОРИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ 7
1.1. Определение познавательных универсальных учебных действий и их
структура для обучающихся 10 -11-х классов 7
1.2. Исследование возможности формирования познавательных
универсальных учебных действий при работе с историко-математическим материалом 16
Выводы по материалам главы 1 20
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ЛИНИИ 21
2.1. Стилистические конструкции для формулирования заданий, направленных на формирование ПУУД обучающихся 10-11-х классов при работе с историко-математическим материалом 21
2.2. Совокупность заданий для формирования ПУУД у обучающихся 10-11-х классов при работе с историко-математическим материалом
геометрической линии 36
Выводы по материалам главы 2 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
Актуальность исследования. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предъявляет требования не только к предметным и личностным результатам, но и к метапредметным результатам. К метапредметным результатам относится формирование универсальных учебных действий (УУД) обучающихся.
Под универсальными учебными действиями в ФГОС в широком смысле понимается умение учиться, способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; а в более узком-совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обусловливающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Выделяя в работе познавательные универсальные учебные действия (ПУУД), отметим, что вопросы их формирования рассматриваются в исследованиях А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, Э.Г. Гельфман, О.А. Карабановой, Л.Г. Петерсон и др. В работах этих авторов показано, что ПУУД обеспечивают организацию учебно-познавательной деятельности и направлены на формирование у обучающихся научной картины мира, развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью, формирование умений искать и перерабатывать информацию.
Кроме того, согласнообразовательной программесреднего общего образования с учетом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов в предметной области «Математика и информатика» у обучающихся должно быть сформировано представление о социальных, культурных и исторических факторах становления математики.
Анализ литературы по использованию исторического материала в процессе обучения математики в рамках сформулированных позицийпоказал, что исследователи рассматривают разные аспекты включения историко¬математического материала, расширяя его дидактический потенциал. Так, вопросами целесообразности использования историзма в процессе обучения
математикезанимались: В.В. Бобынин, Л. Вейль, М. Клайн, Р. Курант,Н.И. Лобачевский, Д.Д. Мордухай-Болтовский, Д. Пойа, А. Пуанкаре и др. Проблемами историзации школьного математического образования занимаются современные исследователи естественнонаучного образования: М.И. Глухова, Ю.А. Дробышев, И.В. Дробышева, О.Н. Журавлева, Т.А. Иванова,Д. Икрамов, А.Е. Малых, Т.С. Полякова, И.М. Смирнова, И.Н. Семенова, Т.Т. Фискович,О.В. Шабанова и др.
Несмотря на то, что выводы указанных выше авторов могут быть использованы при организации современного процесса обучения математике в школе для достижения современных образовательных результатов, отметим, что вопросы, связанные с возможностями использования историко - математического материала для формирования, в частности, познавательных универсальных учебных действий полностью не раскрыты.
Сказанное определяет актуальность заявленной темы выпускной квалификационной работы.
Объект исследования: процесс обучения математике в 10-11-х классах.
Предмет исследования: историко-математический материал как средство формирования познавательных универсальных учебных действийу обучающихся 10-11-х классов.
Цель исследования:для содержательной линии геометрии составить систему заданий, направленных на формирование ПУУДобучающихся 10-11¬х классов при работе с историко-математическим материалом.
Для достижения цели определены следующие задачи:
1. Определить понятие познавательных универсальных учебных действий и выделить их структуру для обучающихся 10-11-х классов.
2. Выделить средства историзации школьного математического образования и исследовать возможности их использования для формирования познавательных УУД.
3. Сформулировать конструктор для формулирования заданий, направленных на формирование ПУУД при работе с историко-математическим материалом.
4. При конкретизации конструктора составить совокупность заданий, направленных на формирование ПУУД при работе обучающихся 10-11-х классов с историко-математическим материалом для содержательной геометрической линии.
Апробация работы.
По материалам исследования подготовлены статьи практико - ориентированного содержания:
1. Епанчинцев М.Ю., Семенова И.Н., Шакирова А.А. К вопросу о формировании регулятивных универсальных учебных действий при использовании индивидуальных домашних заданий в системе среднего профессионального образования // Современная педагогика: теория, методология, практика: сб. статей Междунар. научно-практ. конф. (24 сентября 2019 г.) - Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2019. С. 47-55
2. Епанчинцев М.Ю., Семенова И.Н., Шакирова А.А. Конструирование заданий для формирования познавательных УУД у обучающихся 10 -11-х классов при изучении историко-математического материала (на примере геометрической содержательной линии) // Педагогические чтения. - 2021. - №3.
Материалы исследования были представлены студентам 1 курса института МФИиТ: МИ-2031, МИ-2032 в рамках курса «. Результаты
обсуждения и наблюдения за выполнением заданий по представленным материалам показали, что у 72% студентов были затруднения. Сказанное подчеркивает актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Структура работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего 37 наименований. В работе 3 таблицы, 2 рисунка и 1 схема.
Проведена исследовательская работа по теме «Формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся 10 -11 классов при работе с историко-математическим материалом».
В ходе этой работы были решены поставленные задачи исследования.
В ходе решения первой задачипонятие «познавательные универсальные учебные действия»было определенокак способы познания, которые включают в себя использование навыков познавательной рефлексии, исследовательских действий, включая поиск и обработку информации, с целью получения и обновления знаний, используемых на практике и развития символического, логического и творческого мышлений. Также была зафиксированаструктура познавательных универсальных учебных действий для обучающихся 10-11-х классов, представленная следующими компонентами: 1. Самостоятельное выделение и формулирование
познавательной цели. 2. Умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной формах. 3. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. 4. Постановка и формулирование проблемы. 5. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. 6. Анализ. 7. Синтез. 8. Выбор оснований и критериев для сравнения объектов. 9. Классификация объектов. 10. Установление причинно-следственных связей. 11. Выдвижение гипотез и их обоснование. 12. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. 13.Моделирование и преобразование модели.
В ходе решения второй задачи были выделены средства историзации, которые можно представить следующим списком: 1.
Исторический экскурс. 2. Исторический очерк. 3. Историческая беседа. 4. Исторические задачи. 5. Старинные задачи. 6. Хронологические таблицы. Также было построение соответствие между средствами историзации и компонентами структуры познавательных УУД, что позволило сделать вывод о возможности использования историко-математического материала в достижении образовательных результатов.
В ходе решения третьей задачи вкачестве способа формулирования заданий были выделены стилистические конструкции, представленные в таблице 3.Также, были сформулированы этапы конструирования заданий, представленные следующей структурой: 1) выбор предметного содержания. 2) выбор элементов структуру ПУУД, которые будут формироваться у обучающихся. 3) построение формулировки задания.
В рамках решения четвертой задачи на практическомэтапе настоящего исследования предложены примеры заданий для формирования познавательных универсальных учебных действий при работе с историко-математическим материалом.
В ходе исследования доказано, что историко-математическим материалнеобходимо использовать как средство
формированияуниверсальных учебных действий школьников на примере предметной области «математика».
Показано, что применение, сформулированных примеров обеспечивает формированиепознавательных универсальных учебных действий школьников. В целом, на данном этапе исследование можно считать завершенным.
1. Александров А.Д. Что же такое вектор? /У Математика в школе. 1984. № 5.С. 39-46.
2. Асмолов, А. Г. Программа развития универсальных учебных действий: структура, содержание, ожидаемые результаты [Электронный ресурс] / А. Г. Асмолов. - URL : http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola /raznoe/2012/12/01 /dlya-molodogo-spetsialista (дата обращения: 05.01.2020)
3. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя [Текст] / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. 2-е изд. - М. : Просвещение, 2011. - 159 с.
4. Бакулевская С. Эвристическая задача как субъективное пространство саморазвития ребенка. -М., 2001. -7 с.
5. Безенкова Е.В. Использование исторического компонента на уроках математики // Санкт-Петербургский образовательный вестник. - 2017. - №5. - С. 32-35.
6. Бескин Л.Н. Стереометрия. - М.: Просвещение, 1971.
7. Блинова Т.Л., Семенова И.Н., Слепухин А.В. Актуальные проблемы образования: формирование представлений о роли математики в современном обществе: монография. Урал.гос. пед. ун-т. Екатеринбург : [б. и.], 2018. 94 с.
8. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности. -2-е изд., расш. и перераб. -М., 2003. -95 с
9. Боженкова Л.И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. 205 с.
10. Болгарский,Б.В. Очерки по истории математики / Б.В.Болгарский. -Минск : Вышэйшая школа, 1976. -368 с. -Текст : непосредственный.
11. Ван дер Варден Б.Л. Пробуждающаяся наука.
Государственное издательство физико-математической литературы, 1959. --456 с.
12. Вятчанникова И.А., Семенова И.Н., Эрентраут Е.Н. Примеры заданий на формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся при работе с задачей //Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий [Электронный ресурс] : межвузовский сборник научных работ / Урал.гос. пед. ун-т ; науч. ред. Л. В. Сардак. - Электрон.дан. - Екатеринбург : [б. и.], 2019. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). С.194-197.
13. Гельфман, Э. Г. Формирование универсальных учебных действий при изучении числовых систем в школьном курсе математики. Психодидактика математического образования [Текст] / Э. Г. Гельфман, В. Н. Ксенева // Перспективы развития, возможности и границы : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Томск : Издательство ТГПУ, 2012. - С.68-75.
14. Глейзер Г. И. История математики в средней школе : пособие для учителей.М.: Просвещение, 1970.
15. Горленко Н.М., Запятая О.В., Лебединцев В.Б., Ушева Т.Ф. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования // Народное образование. 2012. №4. С.153-160.
16. Даан-Дальмедико,А. Пути и лабиринты: очерки по истории математи-ки / А.Даан-Дальмедико, Ж.Пейффер. -М.: Мир, 1986. -433 с. - Текст : непосредственный.
17. Епанчинцев М.Ю., Семенова И.Н. Использование исторических экскурсов при обучении математике для формирования познавательных универсальных учебных действий. Сборник статей Всероссийского педагогического форума : (7 июня 2020 г.) - Петрозаводск : МЦНП «Новая наука», 2020. С. 62-68.
...