Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ ПРИ РАБОТЕ С ИСТОРИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ

Работа №94668

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

математика

Объем работы49
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
163
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11-х КЛАССОВ ПРИ РАБОТЕ С ИСТОРИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ 7
1.1. Определение познавательных универсальных учебных действий и их
структура для обучающихся 10 -11-х классов 7
1.2. Исследование возможности формирования познавательных
универсальных учебных действий при работе с историко-математическим материалом 16
Выводы по материалам главы 1 20
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ЛИНИИ 21
2.1. Стилистические конструкции для формулирования заданий, направленных на формирование ПУУД обучающихся 10-11-х классов при работе с историко-математическим материалом 21
2.2. Совокупность заданий для формирования ПУУД у обучающихся 10-11-х классов при работе с историко-математическим материалом
геометрической линии 36
Выводы по материалам главы 2 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44


Актуальность исследования. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предъявляет требования не только к предметным и личностным результатам, но и к метапредметным результатам. К метапредметным результатам относится формирование универсальных учебных действий (УУД) обучающихся.
Под универсальными учебными действиями в ФГОС в широком смысле понимается умение учиться, способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; а в более узком-совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обусловливающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Выделяя в работе познавательные универсальные учебные действия (ПУУД), отметим, что вопросы их формирования рассматриваются в исследованиях А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, Э.Г. Гельфман, О.А. Карабановой, Л.Г. Петерсон и др. В работах этих авторов показано, что ПУУД обеспечивают организацию учебно-познавательной деятельности и направлены на формирование у обучающихся научной картины мира, развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью, формирование умений искать и перерабатывать информацию.
Кроме того, согласнообразовательной программесреднего общего образования с учетом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов в предметной области «Математика и информатика» у обучающихся должно быть сформировано представление о социальных, культурных и исторических факторах становления математики.
Анализ литературы по использованию исторического материала в процессе обучения математики в рамках сформулированных позицийпоказал, что исследователи рассматривают разные аспекты включения историко¬математического материала, расширяя его дидактический потенциал. Так, вопросами целесообразности использования историзма в процессе обучения
математикезанимались: В.В. Бобынин, Л. Вейль, М. Клайн, Р. Курант,Н.И. Лобачевский, Д.Д. Мордухай-Болтовский, Д. Пойа, А. Пуанкаре и др. Проблемами историзации школьного математического образования занимаются современные исследователи естественнонаучного образования: М.И. Глухова, Ю.А. Дробышев, И.В. Дробышева, О.Н. Журавлева, Т.А. Иванова,Д. Икрамов, А.Е. Малых, Т.С. Полякова, И.М. Смирнова, И.Н. Семенова, Т.Т. Фискович,О.В. Шабанова и др.
Несмотря на то, что выводы указанных выше авторов могут быть использованы при организации современного процесса обучения математике в школе для достижения современных образовательных результатов, отметим, что вопросы, связанные с возможностями использования историко - математического материала для формирования, в частности, познавательных универсальных учебных действий полностью не раскрыты.
Сказанное определяет актуальность заявленной темы выпускной квалификационной работы.
Объект исследования: процесс обучения математике в 10-11-х классах.
Предмет исследования: историко-математический материал как средство формирования познавательных универсальных учебных действийу обучающихся 10-11-х классов.
Цель исследования:для содержательной линии геометрии составить систему заданий, направленных на формирование ПУУДобучающихся 10-11¬х классов при работе с историко-математическим материалом.
Для достижения цели определены следующие задачи:
1. Определить понятие познавательных универсальных учебных действий и выделить их структуру для обучающихся 10-11-х классов.
2. Выделить средства историзации школьного математического образования и исследовать возможности их использования для формирования познавательных УУД.
3. Сформулировать конструктор для формулирования заданий, направленных на формирование ПУУД при работе с историко-математическим материалом.
4. При конкретизации конструктора составить совокупность заданий, направленных на формирование ПУУД при работе обучающихся 10-11-х классов с историко-математическим материалом для содержательной геометрической линии.
Апробация работы.
По материалам исследования подготовлены статьи практико - ориентированного содержания:
1. Епанчинцев М.Ю., Семенова И.Н., Шакирова А.А. К вопросу о формировании регулятивных универсальных учебных действий при использовании индивидуальных домашних заданий в системе среднего профессионального образования // Современная педагогика: теория, методология, практика: сб. статей Междунар. научно-практ. конф. (24 сентября 2019 г.) - Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2019. С. 47-55
2. Епанчинцев М.Ю., Семенова И.Н., Шакирова А.А. Конструирование заданий для формирования познавательных УУД у обучающихся 10 -11-х классов при изучении историко-математического материала (на примере геометрической содержательной линии) // Педагогические чтения. - 2021. - №3.
Материалы исследования были представлены студентам 1 курса института МФИиТ: МИ-2031, МИ-2032 в рамках курса «. Результаты
обсуждения и наблюдения за выполнением заданий по представленным материалам показали, что у 72% студентов были затруднения. Сказанное подчеркивает актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Структура работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего 37 наименований. В работе 3 таблицы, 2 рисунка и 1 схема.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведена исследовательская работа по теме «Формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся 10 -11 классов при работе с историко-математическим материалом».
В ходе этой работы были решены поставленные задачи исследования.
В ходе решения первой задачипонятие «познавательные универсальные учебные действия»было определенокак способы познания, которые включают в себя использование навыков познавательной рефлексии, исследовательских действий, включая поиск и обработку информации, с целью получения и обновления знаний, используемых на практике и развития символического, логического и творческого мышлений. Также была зафиксированаструктура познавательных универсальных учебных действий для обучающихся 10-11-х классов, представленная следующими компонентами: 1. Самостоятельное выделение и формулирование
познавательной цели. 2. Умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной формах. 3. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. 4. Постановка и формулирование проблемы. 5. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. 6. Анализ. 7. Синтез. 8. Выбор оснований и критериев для сравнения объектов. 9. Классификация объектов. 10. Установление причинно-следственных связей. 11. Выдвижение гипотез и их обоснование. 12. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. 13.Моделирование и преобразование модели.
В ходе решения второй задачи были выделены средства историзации, которые можно представить следующим списком: 1.
Исторический экскурс. 2. Исторический очерк. 3. Историческая беседа. 4. Исторические задачи. 5. Старинные задачи. 6. Хронологические таблицы. Также было построение соответствие между средствами историзации и компонентами структуры познавательных УУД, что позволило сделать вывод о возможности использования историко-математического материала в достижении образовательных результатов.
В ходе решения третьей задачи вкачестве способа формулирования заданий были выделены стилистические конструкции, представленные в таблице 3.Также, были сформулированы этапы конструирования заданий, представленные следующей структурой: 1) выбор предметного содержания. 2) выбор элементов структуру ПУУД, которые будут формироваться у обучающихся. 3) построение формулировки задания.
В рамках решения четвертой задачи на практическомэтапе настоящего исследования предложены примеры заданий для формирования познавательных универсальных учебных действий при работе с историко-математическим материалом.
В ходе исследования доказано, что историко-математическим материалнеобходимо использовать как средство
формированияуниверсальных учебных действий школьников на примере предметной области «математика».
Показано, что применение, сформулированных примеров обеспечивает формированиепознавательных универсальных учебных действий школьников. В целом, на данном этапе исследование можно считать завершенным.



1. Александров А.Д. Что же такое вектор? /У Математика в школе. 1984. № 5.С. 39-46.
2. Асмолов, А. Г. Программа развития универсальных учебных действий: структура, содержание, ожидаемые результаты [Электронный ресурс] / А. Г. Асмолов. - URL : http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola /raznoe/2012/12/01 /dlya-molodogo-spetsialista (дата обращения: 05.01.2020)
3. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя [Текст] / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. 2-е изд. - М. : Просвещение, 2011. - 159 с.
4. Бакулевская С. Эвристическая задача как субъективное пространство саморазвития ребенка. -М., 2001. -7 с.
5. Безенкова Е.В. Использование исторического компонента на уроках математики // Санкт-Петербургский образовательный вестник. - 2017. - №5. - С. 32-35.
6. Бескин Л.Н. Стереометрия. - М.: Просвещение, 1971.
7. Блинова Т.Л., Семенова И.Н., Слепухин А.В. Актуальные проблемы образования: формирование представлений о роли математики в современном обществе: монография. Урал.гос. пед. ун-т. Екатеринбург : [б. и.], 2018. 94 с.
8. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности. -2-е изд., расш. и перераб. -М., 2003. -95 с
9. Боженкова Л.И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. 205 с.
10. Болгарский,Б.В. Очерки по истории математики / Б.В.Болгарский. -Минск : Вышэйшая школа, 1976. -368 с. -Текст : непосредственный.
11. Ван дер Варден Б.Л. Пробуждающаяся наука.
Государственное издательство физико-математической литературы, 1959. --456 с.
12. Вятчанникова И.А., Семенова И.Н., Эрентраут Е.Н. Примеры заданий на формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся при работе с задачей //Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий [Электронный ресурс] : межвузовский сборник научных работ / Урал.гос. пед. ун-т ; науч. ред. Л. В. Сардак. - Электрон.дан. - Екатеринбург : [б. и.], 2019. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). С.194-197.
13. Гельфман, Э. Г. Формирование универсальных учебных действий при изучении числовых систем в школьном курсе математики. Психодидактика математического образования [Текст] / Э. Г. Гельфман, В. Н. Ксенева // Перспективы развития, возможности и границы : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Томск : Издательство ТГПУ, 2012. - С.68-75.
14. Глейзер Г. И. История математики в средней школе : пособие для учителей.М.: Просвещение, 1970.
15. Горленко Н.М., Запятая О.В., Лебединцев В.Б., Ушева Т.Ф. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования // Народное образование. 2012. №4. С.153-160.
16. Даан-Дальмедико,А. Пути и лабиринты: очерки по истории математи-ки / А.Даан-Дальмедико, Ж.Пейффер. -М.: Мир, 1986. -433 с. - Текст : непосредственный.
17. Епанчинцев М.Ю., Семенова И.Н. Использование исторических экскурсов при обучении математике для формирования познавательных универсальных учебных действий. Сборник статей Всероссийского педагогического форума : (7 июня 2020 г.) - Петрозаводск : МЦНП «Новая наука», 2020. С. 62-68.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ