ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» В
МАЛОКОМПЛЕКТНОМ ДОУ 11
1.1. Основы физического развития детей как психолого -педагогическая
проблема 11
1.2. Особенности физического развития детей дошкольного возраста ... 17
1.3. Обучение и воспитание детей в малокомплектном ДОУ 31
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ» 41
2.1. Характеристика диагностической базы по теме исследования 41
2.2. Комплекс по развитию двигательных качеств детей 4-6 лет в процессе
реализации области «Физическое развитие» 48
2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-поисковой работы по
развитию двигательных качеств у детей 4-6 лет 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 84
Во все времена здоровье являлось наивысшей ценностью, а также важным основанием активной творческой жизни и общего благополучия человека. Однако, происходящие преобразования в современном, социокультурном обществе, глобализация мировых процессов и экологические проблемы привели к целому ряду нерешенных проблем и негативно отразились на здоровье человека. На сегодняшний день проблема реализации образовательной области «Физическое развитие» в малокомплектном дошкольном образовательном учреждении вызывает большой интерес современного общества и является актуальной по причине сложившихся неблагоприятных факторов, провоцирующих ухудшение состояния здоровья населения, включая дошкольников.
Дошкольное детство - это время активного роста и развития организма. Именно в этот период ребенок наиболее чутко реагирует на изменение природной и социальной среды, в том числе, на профилактические и оздоровительные мероприятия, организуемые в детском дошкольном образовательном учреждении. Эффективность этих мероприятий во многом зависит от того, насколько естественны и адекватны условия жизнедеятельности ребенка в детском саду закономерностям формирования его организма.
Физическая культура является залогом гармоничности развития организма детей дошкольного возраста, биологической потребностью любого человека. В современных ДОУ работают профессиональные специалисты по физической культуре, в обязанности которых входит изменение системы планирования и построения процесса занятий физической культурой, контроль за физическим состоянием детей.
Статья 51 «Охрана здоровья обучающихся, воспитанников» Закона РФ «Об образовании» [70] содержит широкий набор направлений и обязанностей, необходимый для успешной деятельности по сохранению, укреплению, коррекции здоровья детей в детском саду и семье. Эта статья касается и создания подходящих условий в дошкольном образовательном учреждении для осуществления оздоровительной работы, и соблюдения режима занятий, и установления определенной учебной нагрузки на ребенка, организации питания и др.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) выделено то, что развитие физических умений и навыков является одним из пяти главных направлений общего развития дошкольников. Вырабатывание начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами, формирование целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере происходит именно в процессе социально-коммуникативного развития. Одна из базовых задач ФГОС - это охрана и развитие физического и психического здоровья детей. Не менее важными задачами выступают воспитание общей культуры и личности детей, включая ЗОЖ, становление их личностных качеств, самостоятельности и ответственности, развитие предпосылок к учебной деятельности [69].
Сегодня образовательная область «Физическое воспитание» является одной из основных в программах развития детских образовательных учреждений, так как многие современные дети страдают повышенной массой тела, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другими отклонениями в состоянии здоровья. На организм детей недостаточная физическая подготовленность влияет крайне отрицательно: если физическая активность у ребенка отсутствует или она незначительна, то и объем информации, поступающей из рецепторов мышц, уменьшается, что негативно отражается на обменных процессах в тканях головного мозга и способствует развитию нарушений его регулирующей функции. В то же время регулярные физические упражнения положительно сказываются на настроении детей, улучшают их сон, повышают здоровье и работоспособность, что является основой нормального психического и физического развития детей.
В России насчитывается более 21 500 малокомплектных детских садов, что составляет 44% от общего количества детских садов страны. Малокомплектные детские сады посещают около 900 тыс. детей, что составляет 20,3 % от общего количества воспитанников детских садов.
Вариативность сети дошкольных образовательных учреждений - это современная тенденция. Она повлекла за собой уменьшение количества ДОУ вида «детский сад» и увеличение количества садов общеразвивающего вида с разнонаправленной деятельностью. Малокомплектные дошкольные учреждения продолжают свое существование, а ведь именно особенности возраста детей определяют специфику педагогической деятельности в данных учреждениях.
Образовательный процесс в разновозрастных группах необходимо строить с учетом отличий, потому педагог должен знать и уметь применять на практике программы всех возрастных групп. Педагог должен быть способен сопоставить требования программы и возрастные и индивидуальные особенности детей, уметь адекватно распределять внимание, видеть и понимать как каждого ребенка в отдельности, так и группу целиком, обеспечить развитие детей согласно их возможностям [52].
Но вместе с тем результаты анализа документов, регламентирующих организационно-содержательную базу учебного и воспитательного процесса в дошкольном учреждении, имеющем разновозрастные группы детей, говорят об отсутствии научно обоснованных рекомендаций по содержанию, организации и, самое важное, методическому обеспечению образовательной деятельности педагогов, включая важнейший вид их деятельности - физическое воспитание детей дошкольного возраста...
Актуальность проблемы исследования обусловлена отсутствием научно обоснованных программ физического воспитания детей дошкольного возраста в разновозрастных группах и, как следствие, научно обоснованных рекомендаций по их реализации.
Исходя из определения понятия «физическое развитие», были определены наиболее объективно отражающие показатели уровня физической подготовленности дошкольников, а именно: быстрота, сила, ловкость, гибкость, выносливость, равновесие. Были подобраны диагностики исходного уровня физического развития для детей 4-6 лет.
Анализ научной литературы помог прийти к выводу, что физическое развитие дошкольников 4-6 лет в условиях разновозрастной группы - это специально организованный процесс, требующий определенного методического обеспечения и рекомендаций.
Результаты констатирующего этапа исследования позволили прийти к выводу о том, что показатели физического развития находятся преимущественно на среднем уровне у экспериментальной группы и низком уровне у контрольной группы. Было выявлено, что быстрота, как показатель физического развития, на низком уровне сформирована у 26,6% экспериментальной группы, 53,3% контрольной группы. Сила, как показатель физического развития, на низком уровне сформирован у 6,7% экспериментальной группы и 33,3% контрольной группы. Ловкость, как показатель физического развития, на низком уровне сформирован у 13,3% экспериментальной группы и 20% контрольной группы. Гибкость, как показатель физического развития, на низком уровне сформирован у 26,6% экспериментальной группы и 33,3% контрольной группы. Выносливость, как показатель физического развития, на среднем уровне сформирован у 53,3% экспериментальной группы и 79,9% контрольной группы. Равновесие, как показатель физического развития, на низком уровне сформирован у 6,7% экспериментальной группы и 20% контрольной группы.
Теоретическое осмысление данных, полученных на основании диагностирования физических качеств дошкольников, позволило сделать следующий вывод: установленные уровни физического развития
подчеркивают необходимость реализации методического обеспечения в области «Физическое развитие».
Для подтверждения гипотезы исследования методическое обеспечение развития физических качеств дошкольников в малокомплектном ДОУ было реализовано на формирующем этапе исследования.
Методическое обеспечение включило в себя создание комплекса физических упражнений и игр, направленных на развитие физических качеств.
На контрольном этапе исследования была оценена результативность методического обеспечения. Диагностика физического развития показала, что показатели физического развития достигли преимущественно высокого уровня у экспериментальной группы и среднего у контрольной группы. Было выявлено, что быстрота, как показатель физического развития, на высоком уровне сформирована у 73,2% экспериментальной группы, 26,6% контрольной группы. Сила, как показатель физического развития, на высоком уровне сформирован у 79,9% экспериментальной группы и 46,6% контрольной группы. Ловкость, как показатель физического развития, на высоком уровне сформирован у 73,2% экспериментальной группы и 53,3% контрольной группы. Гибкость, как показатель физического развития, на высоком уровне сформирован у 73,2% экспериментальной группы и 46,6% контрольной группы. Выносливость, как показатель физического развития, на высоком уровне сформирован у 79,9% экспериментальной группы и 53,2% контрольной группы. Равновесие, как показатель физического развития, на высоком уровне сформирован у 73,2% экспериментальной группы и 46,6% контрольной группы. Результаты, отражающие динамику уровней развития показателей физического развития дошкольников 4-6 лет на контрольном этапе более выраженные по сравнению с констатирующим, что свидетельствует о необходимости реализации разработанного комплекса физических упражнений в процессе реализации области «Физическое развитие».
Таким образом, на основе проведенной исследовательской работы по физическому развитию детей 4-6 лет в разновозрастной группе можно сделать вывод, что разработанный и реализованный методический комплекс физических упражнений способствует развитию физических качеств дошкольников. Полученные результаты подтвердили гипотезу исследования.
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Г. С. Абрамова. - М.: Академия, 1998. - 672 с.
2. Аванесова, В. Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе / В. Н. Аванесова. - М.: Просвещение, 1979. - 176 с.
3. Аганянц, Е. К. Возрастная динамика двигательных и вегетативных функций в связи с мышечной деятельностью: учеб. пособие / Е. К. Агаянц. - Краснодар, 1991. - С. 5-7.
4. Адашкявичене, Э. Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. / Э. Й. Адашкявичене. - М.: Просвещение, 1992. - 159 с.
5. Арушанова, А. Г. Обучение детей в дошкольных учреждениях села (в условиях разновозрастной группы) / А. Г. Арушанова, Е. Н. Вавилова, В. В. Гербова и др.; под. ред. А. С. Алексеевой. - М.: Просвещение, 1990. - 174 с.
6. Аршавский, И. А. Инструкция обследования детей дошкольного возраста в детских учреждениях / И. А. Аршавский. - Л.: Наука, 1972
7. Аршавский, И. А. Основы возрастной периодизации / И. А. Аршавский. - Л.: Наука, 1975.
8. Ашмарин, Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: учеб. пособие для студентов, аспирантов, преподавателей институтов физической культуры / Б. А. Ашмарин. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 223 с.
9. Бальсевич, В. К. Федеральная программа развития физической культуры и формирования здорового образа жизни населения России / В. К. Бальсевич, Ю. К. Чернышенко. - М.: Комитет РФ по физической культуре, 1994. - С. 41-117.
10. Бултукова, А. В. Программа физического воспитания детей 4-6 лет в разновозрастных группах: учебно-метод. пособие / А. В. Бултукова. - Краснодар: КГУФКСТ, 2004. - 150 с.
11. Бултукова, А. В. Программно-нормативное обеспечение процессов физического воспитания детей 4-6 лет в разновозрастных группах: учебно- метод. пособие / А. В. Бултукова, Ю. К. Чернышенко, Т. В. Радченко. - Краснодар: КГУФКСТ, 2005. - 150 с.
12. Бунак, В. В. Антропометрия. Практический курс / В. В. Бунак; М.: Полит.издат., 1941. - 245 с.
13. Вавилова, Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость / Е. Н. Вавилова. - М.; Просвещение, 1983. - 96 с.
14. Васильева, Н. П. Физическое воспитание дошкольника / Н. П. Васильева. - Ярославль: Академия развития, 2001. - С. 360-405.
15. Вебер, Р. А. Психолого-педагогические основы физического развития личности / Р. А. Вебер // Вопросы дошкольной педагогики. - 2018. - №3. - С. 17-21...