Введение 3
Глава 1. Развитие креативности как цель современного образования 13
1.1. Сущность понятия креативности и социальных навыков 13
1.2. Креативные индустрии как фактор развития современного общества 25
1.3. Развитие креативности в современной образовательной практике 33
Глава 2. Принцип креативности в проектировании программ дополнительного образования на примере курса каллиграфии 46
2.1. Возможности развития творческих способностей на занятиях каллиграфией . 46
2.2. Особенности проектирования курса каллиграфии для развития креативности
учащихся 53
2.3. Практические аспекты реализации курса каллиграфии в центрах
дополнительного образования 65
Заключение 75
Список источников и литературы 78
Приложения 87
Иллюстрации 96
Цель современного образования - формирование всесторонне развитой личности с максимальным учетом »индивидуальных »возможностей, способностей обучающегося, раскрытие его творческого потенциала. Вся система образования призвана обеспечить воспитание творчески развитых людей. Творческим »потенциалом обладает любой человек, нужно лишь создать условия для его раскрытия и развития. Развитие и воспитание творческой и креативной личности сегодня является главной задачей всей системы образования. Креативность - качество, которое может быть реализовано только в том случае, если это позволяет окружающая среда. Если будут созданы условия для ¡развития ¡¡креативности, кто человек ¿проявит се в полной мере. Формирование креативности возможно лишь в специально „организованной среде.
Актуальность ¡данной работы подчёркивается тем, что креативность - одно из самых „востребованных качеств личности в настоящее время. Наличие этого качества .приветствуется у молодых специалистов, оно .дает большие шансы ¿на успех и карьеру в современном мире. Креативность необходима сейчас, как „в деловом мире, так и в учебе, и в любой сфере ¿профессиональной деятельности. Креатив (лат. create - творить) - нечто оригинальное, творческое, яркое, выдающееся [31, с. 12]. Но креативность хоть и связана с творчеством, .но не равна ему. В .креативность входят не только личностные качества, которые .непосредственно связаны с творческим процессом, но также и те характеристики, »которые обеспечивают »человеку »высокий »уровень активности: суверенность в себе, высокую самооценку Ши позитивное отношение к себе и миру.
Креативное мышление позволяет людям принимать инновационные решения и развивать оригинальные идеи.
Вопрос о развитии творческих способностей долгое время вообще не рассматривался, поскольку эти способности считались особым врожденным даром, ранее считалось, что их невозможно „развивать. И действительно, из-за особенностей „психики, есть люди, более склонные к креативности. Тем не менее, психологи в настоящее время доказали, что креативный потенциал весть у каждого человека так или иначе. Можно сказать, кто креативность является одной из основных характеристик человека как вида. Однако творческий потенциал у всех разный. Поэтому развитие креативности является достаточно актуальной проблемой.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что развитие креативности и социальных навыков посредством каллиграфии возможно и возможно разработать такую образовательную программу, которая преследует такую цель.
Быстроразвивающийся мир определил социальный заказ для системы образования на воспитание креативных, творческих людей, которые будут способны самостоятельно принимать ответственные решения. Для того чтобы это было возможно, образование должно не давать готовые знания учащимся, а помогать им получать свои собственные знания, совершая открытия при решении разнообразных творческих задач.
Социальные навыки и креативность тесно взаимосвязаны как комплексные качества личности, позволяющие находить оригинальные и конструктивные решения в ситуациях межличностного взаимодействия. В современном мире оба эти качества являются очень востребованными, так как люди, во-первых, регулярно взаимодействуют друг с другом, а во-вторых, в быстроменяющемся мире необходимо постоянно искать новые, неординарные решения сложных задач.
Креативный потенциал реализуется во многих сферах человеческого бытия: не только в предметной сфере, но и в сфере общения, именно поэтому эти качества отлично дополняют друг друга и дают возможность нестандартно, творчески подходить к решению сложных социальных задач. Социальные навыки вместе с креативностью позволяют ставить и решать творческие задачи в сфере социальной реальности. Это проявляется в нестандартном решении личностью социальных задач, дает возможность создавать нечто новое в сфере межличностного взаимодействия.
В результате проделанной работы были реализованы все поставленные задачи, а именно:
- изучена сущность понятий креативности и социальных навыков;
- рассмотрено понятие креативных индустрий как фактора развития современного общества;
- рассмотрены способы развития креативности в современной образовательной практике;
- проанализированы возможности развития творческих способностей на занятиях каллиграфией;
- разработана программа базового курса по каллиграфии в стиле Copperplate и учебные пособия к нему;
- рассмотрены и описаны практические аспекты реализации курса каллиграфии в центрах дополнительного образования.
Таким образом, мы определили, что каллиграфия развивает оба полушария головного мозга, стимулирует как воображение, трехмерное восприятие, пространственную ориентацию - все то, что связано с творческим мышлением, так и аналитические способности и логику. Также каллиграфия для современного человека считается необычной деятельностью, а это значит, что она поможет человеку отойти от стандартов мышления, даст новое направление идеям, что, конечно же, будет способствовать развитию креативного мышления у человека.
Для формирования креативных навыков у людей необходимо наличие творческих пространств, таких как креативные индустрии. Креативные
индустрии - это будущее экономического развития. Развитие креативных индустрий выступает одним из важнейших факторов социально¬
экономического развития территорий, городов, стран и регионов мира в условиях новой постиндустриальной экономики. Креативный кластер строится на стыке бизнеса и творчества. Главное, на чем фокусируется деятельность кластера, - это неформальное общение, творческая атмосфера, генерация креативных идей, создание уникальных проектов, производство и потребление товаров и услуг. Но одного наличия творческого пространства недостаточно для формирования креативных способностей и социальных навыков, для этого также нужна хорошая образовательная программа. И необходимо основательно подойти к проектированию образовательного курса, например, курса по каллиграфии.
При проектировании курса каллиграфии необходимо руководствоваться основным принципом педагогики - обучение от простого к сложному. Это позволяет постепенно наращивать сложность занятий, что не будет пугать студентов при выполнении заданий. Также необходимо помнить, что для развития креативных способностей молодежи на таких курсах необходимо давать много творческих практических заданий, которые будут активизировать творческие способности учащихся. Необходимо сочетать на занятиях как групповую работу студентов, так и индивидуальные самостоятельные задания. В групповой аудиторной работе учащиеся приобретают навыки сотрудничества, сотворчества, которые, несомненно, обогатят их и которые они смогут применять в самостоятельной работе. Самостоятельная работа ценна тем, что даже при наличии одинакового задания, решения у всех будут разные. Соответственно, обучение каллиграфии развивает как креативные способности, так и социальные навыки учащихся.
При практической реализации курса необходимо учитывать все моменты: обустройство рабочего места учащихся, наличие качественных письменных принадлежностей (тушь, перо, прописи, бумага). Но при этом важно не только обеспечить рабочее место, но и приучить студента сохранять во время занятий по каллиграфии правильную позу для письма: сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову, ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе.
1. Лопатина Д. В. Английский курсив. Прописи. Кириллица./ Д.В. Лопатина - М.: Яуза-каталог, 2018 - 48 с.
2. Обучение каллиграфии: дистанционный курс -
Nicoliettacalligraphy [Электронный ресурс]/ - URL:
https://www.youtube.com/channel/UCUcGtn517DSPy6kQVO8ZLZA (дата
обращения: 10.09.2019). - Режим доступа: свободный.
3. Проненко, Л. И. Каллиграфия для всех/ Л.И. Проненко. - М.: Студии Артемия Лебедева, 2011 - 336 с.
4. Харрис, Д. Искусство каллиграфии. Практическое руководство по приемам и техникам/ Д. Харрис - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019 - 128 с.
5. Bikham, George. The universal penman/ George Bikham. - 212 c.
6. Paul Antonio,Copperplate Script: A Yin & Yang Approach/ Antonio Paul. - Speedball. - 132 c.
7. Penlovers.ru- Каллиграфия и леттеринг [Электронный ресурс]/ - URL: https://penlovers.ru/category/calligraphy-lessons/english-cursive/(дата обращения: 28.08.2019). - Режим доступа: свободный.
Литература:
8. Акимова Е.Н., Шатаева О.В. Развитие творческой деятельности студентов как фактор повышения профессионально подготовки. В сборнике: Современное образование: векторы развития. Инновационные подходы к преподаванию социально-гуманитарных дисциплин Материалы IV международной конференции. Под общей редакцией М.М. Мусарского, Е.А. Омельченко, А.А. Шевцовой. 2019. С. 291-299.
9. Аксиология образования: фундамент. исследования в педагогике: монография / А. В. Кирьякова, [и др.]. - М.: Дом педагогики, 2008. - 578 с.
10. Аксиология университетского образования : международная научная конференция: [посвящ. 55-летию Оренбургского гос. ун-та: материалы] : в 2 ч. / под общ. ред. А. В. Кирьяковой. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2011. - Ч. 1. - 388 с.
11. Аксиология университетского образования: международная научная конференция: [посвящ. 55-летию Оренбургского гос. ун-та: материалы] : в 2 ч. / под общ. ред. А. В. Кирьяковой. - Оренбург : ИПК ГОУ ОГУ, 2011. - Ч. 2. - 454 с.
12. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс: в 2 кн. / В.И. Андреев.- Казань : Изд-во Казанского ун-та, 1996.- Кн. 1. - 565 с. 9 Андреев, Э.М. Социальные проблемы интеллектуальной уязвимости и информационной безопасности / Э.М. Андреев, А.М. Миронов // Социальногуманитарные знания. - 2000. - №4. - С. 139-147
13. Андреева, И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта.
Социально-психологические проблемы ментальности : материалы 6
международной Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «АгентствоКнига- Сервис» 163 научно-практической конференции / И.Н. Андреева // 6
международная научнопрактическая конференция: - в 2 ч. - Смоленск : СГПУ, 2004. - Ч.1. - С. 22-26.
14. Андреева, И.Н. Эмоциональная креативность и ее отличия от
эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева // ВюшкЧершПвського державного педагоНчногоушверспе^меш Т.Г. Шевченка. Серiя:
«Пщхолоычш науки». - Чершыв :
ЧершНвськщержавнийпедагоНчнийушверсггеНмеш Т.Г. Шевченка, 2006. -
Випуск 41. - Т.1 - С.13-15.
15. Андреева, И.Н. Эмоциональные особенности творческой личности / И.Н. Андреева // ПщхалоНя. - 2003. - № 1. - С. 51-60.
16. Богдеско И.Т. Каллиграфия / И.Т. Богдеско. - СПб.: Агат, 2005. - 176 с.
17. Боголюбов, Н.Н. Методика чистописания/ Н.Н. Боголюбов. - Ленинград, 1955. - 187 с.
18. Богоявленская, Д.Б. Зарубежные исследования психологии творчества: Постгилфордовский период / Д.Б. Богоявленская, И.А. Сусоколова // Психологическая наука и образование. - 2007. - Ч 2. -№4. - С. 94-104.
19. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. - Ростов-на-Дону : [б.и.], 1983. - 249 с.
20. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Богоявленская. - М. : Издательский центр «Академия», 2002 .- 320 с.
21. Богоявленская, Д.Б. Творческая работа - просто устойчивое словосочетание / Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская // Педагогика. - 1998. - №3. - С.36-43.
22. Брюхова Н.Г., Агафонова С.В. Человечность и креативность в нравственном развитии молодежи. Российский психологический журнал. 2017. Т. 14. № 1. С. 39-61.
23. Васильев, И.А. Эмоции и мышление / И.А. Васильев, В.Л. Поплужный, О.К. Тихомиров. - М. : [б.и.], 1980. - 155 с.
24. Винзавод: центр современного искусства [Электронный ресурс]/ - URL:
http://www.winzavod.ru/ (дата обращения: 28.09.2019). - Режим доступа:
свободный.
25. Гейвин, Х. Когнитивная психология / Х. Гейвин. - СПб. : [б.и.], 2003. - 230 с.
26. Гендина Н. И. Информационная культура, творчество и креативность выпускника высшей школы в контексте проблем развития человеческого капитала информационного общества // Информ. об-во. - 2008. - № 5-6. - С. 78-83.
27. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта // психология мышления / под ред.
A. М. Матюшкина. / Дж. Гилфорд. - М., Прогресс, 1965 - 534 с. (433-456)
28. Глазычев, В.Л. Городская среда. Технология развития: настольная книга /
B. Л.Глазычев. М.М. Егоров и др. - М., Издательство Ладья, 1995 - 240 с.
29. Голубева, М. В. Креативность - что это такое/ М. В. Голубева.// Советы
психолога. [Электронный ресурс]/ - ИВЕ: https://psychologist.tips/3342- kreativnost-chto-eto-takoe-uprazhneniva-dlva-razvitiva-kreativnosti.html (дата
обращения: 15.09.2019). - Режим доступа: свободный.
30. Горячева, Е.А., Клименко И.А. Дизайн и современное искусство в становлении личности молодого поколения. Социально-гуманитарные знания. 2017. № 7. С. 99-105.
31. Грецов, А.Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов / А,Г.Грецов. - СПб.[и др.] : Питер, 2007. - 208 с.
32. Дубина, И.Н.. Творчество как феномен социальных коммуникаций / И. Н. Дубина; отв. ред. Л. А. Кощей; АГУ. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2000. - 192 с.
33. Ермолаева-Томина, Л. Б. Психология художественного творчества : учеб. пособие для вузов / Л. Б. Ермолаева-Томина ; Моск. открытый социал. ун-т. - [2-е изд.]. - М. : Культура : Академ. Проект, 2005. - 304 с.
34. Ермолаева-Томина, Л.Б. Проблемы развития творческих способностей (по материалам зарубежных исследований) / Л.Б. Ермолова-Томина // Вопросы психологии. - 1974.- №5. - С. 38-45
35. Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество учителя / В.И. Загвязинский. - М. : Педагогика, 1987.- 160 с..
36. Иванченко, Г.В. Творчество, профессионализм, духовность: имплицитные концепции : [монография] / Г. В. Иванченко, М. Ю. Казарян, Н. В. Кошелева. - М.: Смысл, 2012. - 192 с.
37. Ивченко Е.В. Модель развития художественно-творческой активности студенческой молодежи в условиях социально-культурной деятельности. Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015. № 4 (44). С. 122-127.
38. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности/ Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009. - 434 с.
39. Калошина И.П. Управление творческой деятельностью. - 2-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 432 с.
40. Кипнис, М. Тренинг креативности / Михаил Кипнис. - 2-е изд., стер. - [М. : Ось-89, 2006]. - 128 с.
41. Кирьякова, А. В. Аксиология и инноватика университетского образования : монография / А. В. Кирьякова, Т. А. Ольховая. - М. : Дом педагогики, 2010. - 204 с.