Взаимодействие логопеда и родителей старших дошкольников с церебральным параличом в процессе коррекции нарушений речи
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ
ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ И ВОВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
1.1. Правовое поле и современное положение семьи ребенка с
ограниченными возможностями здоровья
1.2. Особенности психоречевого развития старших дошкольников с
детским церебральным параличом
1.3. Проблемы семьи ребенка с детским церебральным параличом
1.4. Роль родителей в комплексной реабилитации детей с детским
церебральным параличом
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ С
ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ РОДИТЕЛЕЙ
2.1. Организация и принципы изучения старших дошкольников с
детским церебральным параличом, и их родителей
2.2. Методика и результаты изучения педагогических компетенций
родителей детей с детским церебральным параличом
2.3. Методика и результаты изучения педагогических компетенций
родителей детей с детским церебральным параличом
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ
НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ
ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
3.1. Организация логопедической работы по коррекции нарушений
речи у старших дошкольников с детским церебральным параличом …. 563
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции нарушений
речи у старших дошкольников с детским церебральным параличом и
взаимодействие с родителями
3.3. Результаты
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ
ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ И ВОВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
1.1. Правовое поле и современное положение семьи ребенка с
ограниченными возможностями здоровья
1.2. Особенности психоречевого развития старших дошкольников с
детским церебральным параличом
1.3. Проблемы семьи ребенка с детским церебральным параличом
1.4. Роль родителей в комплексной реабилитации детей с детским
церебральным параличом
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ С
ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ РОДИТЕЛЕЙ
2.1. Организация и принципы изучения старших дошкольников с
детским церебральным параличом, и их родителей
2.2. Методика и результаты изучения педагогических компетенций
родителей детей с детским церебральным параличом
2.3. Методика и результаты изучения педагогических компетенций
родителей детей с детским церебральным параличом
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ
НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ
ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
3.1. Организация логопедической работы по коррекции нарушений
речи у старших дошкольников с детским церебральным параличом …. 563
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции нарушений
речи у старших дошкольников с детским церебральным параличом и
взаимодействие с родителями
3.3. Результаты
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность проблемы и темы исследования.
Синдром детский церебральный паралич (далее ДЦП) – комплексное заболевание, характеризующееся множественными повреждениями головного мозга, затрагивающих двигательную сторону жизни ребенка.
Заболевание носит сложный характер, сопровождается неврологическими, психическими нарушениями, повреждениями слуха, зрения, речи.
Всего в 2020 году в России зарегистрировано 689 тыс. детей-инвалидов, в 2019 году – 670 тыс. [70]. В России с диагнозом ДЦП было впервые зарегистрировано в возрасте от 0 до 17 лет в 2019 году 7625 детей, в 2020 – 6284 детей [70]. Актуальность темы исследования обусловлена: большим количеством семей воспитывающих детей с ДЦП.
Огромные масштабы детской инвалидности направляют государство на формирование нового социального подхода, в котором меняется модель детской инвалидности с медицинской – на социальную. Медицинская модель рассматривает ребенка с позиции дефекта, и возможности устранить дефект, вылечить болезнь, а социальная модель делает ребенка – личностью, ценной для общества. Рассматривает ребенка с инвалидностью, как социальный объект, у такого ребенка есть друзья, увлечения, жизненные цели, а не только медицинский диагноз. Также проблему инвалидности следует рассматривать шире, не только с позиции социально-культурологической, но и с позиции социально-педагогической.
Так в научных исследованиях (Е. В. Клочкова [12], И. Ю. Левченко [21], А. А. Наумов [34], И. А. Смирнова [58], Н. М. Трубникова [67], Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова [28]) рассматриваются: жизнедеятельность ребенка с ДЦП, его социально-бытовые навыки, развитие речи, права на образования. Это описывает картинку жизни ребенка в обществе в соответствии с социальной и культурной средой общества.
Педагогическая помощь, вопросы взаимодействия педагогов с семьями рассматриваются в исследованиях: (Р. Е. Левина [19], Ю. В. Микляева [31], Е. М. Мастюкова [30], М. Ф. Фомичёва, Т. В. Волосовец, А. А Гусейнова [45], Т. Б. Филичева [25], Е. В. Шереметьева [76]). И современные авторы отмечают значимость участия семьи в абилитации ребенка-инвалида и предлагают методы, объединяющие усилий педагогов и родителей (И. В. Добряков [4], О. В. Защиринская [6], Е. В. Кулагина [16], И. А. Смирнова [58], О. В. Солодянкина [62]). Но, не смотря на все усилия
педагогической работы, взаимодействия с родителями педагогическая помощь не доходит до родителей. И возникает ситуация, когда социально-педагогическая помощь готова оказываться педагогами, социальные институты действуют и готовы реабилитировать (абилитировать) ребенка-инвалида, но родители, убитые горем «инвалидизации» не принимают помощь и поддержку.
Возникает проблема исследования, создается разрыв между социально-культурологическими взглядами общества, взаимодействием с педагогами и фактической ролью родителей в абилитационной работе с ДЦП. Организация абилитации становится ответственностью родителей: выбор медицинских учреждений, специалистов, количество занятий, определяют родители.
Родители вгоняют себя в ловушку «нормализации», т.е. пытаются восстановить потерянные функции здоровья ребенка до уровня «нормотипичного» ребенка, «загоняя» детей в постоянную реабилитацию, в ущерб педагогическим, в том числе логопедическим мероприятиям.
Родители не принимают адекватно своего ребенка, отрицают его «инвалидность». Исходя из всего вышеперечисленного, возникает необходимость создания комфортной абилитации для детей с ДЦП, в которой будет произведена оценка уровня, и родительских компетенции, и адекватных возможностей ребенка при получении знаний. В таком случае мы получим исследование, в котором взаимодействуют и родители, и дети с ДЦП.
Таким образом, объектом исследования являются нарушения речи у старших дошкольников с ДЦП.
Предмет исследования – взаимодействие логопеда с родителями детей с ДЦП для более эффективной коррекции нарушений речи.
Цель – изучить нарушения речи у старших дошкольников с ДЦП, определить содержание логопедической коррекции и включить родителей в коррекционный процесс.
Задачи:
теоретически изучить особенности речи детей с ДЦП и значимость включенности родителей в процесс абилитации;
экспериментально провести оценку речи старших дошкольников с ДЦП и родительских навыков помощи детям (педагогических компетенций),
разработать содержание логопедической работы по коррекции нарушений речи старших дошкольников с ДЦП и рекомендации для родителей, оценить их результаты.
Практическая новизна исследования обусловлена сложностью и многообразием самого заболевания ДЦП, поскольку в каждой семье проводится индивидуальная абилитационная работа, мы хотим выделить из общего контекста абилитационной деятельности – логопедическую работу (время, ресурсы, компетенции родителей). Помочь семьям оценить и улучшить коммуникацию с детьми. И перенести акцент логопедической абилитационной работы, к инициативе родителей, а не специалистов.
Выстроить взаимодействие через обучение родителей.
Исходя из актуальности, цели, объекта и предмета исследования выдвинута следующая гипотеза: у семей детей с ДЦП – очень организованная жизнь, в среднем реабилитация по физической терапии проходит 3, 4 раза в год, в течение 2, 3 недель. Очень часто родители делают акцент в абилитации лишь на физической терапии и упускают интеллектуальные и логопедические занятия, занятия с учителем логопедомдефектологом. Чтобы организовать занятия с логопедом родителям7 требуются дополнительные ресурсы: финансовые, временные, энергетические и др. Исходя из контекста жизни семей ДЦП, мы хотели бы помочь заинтересованным родителям овладеть элементами логопедической работы, для обучения детей в домашней обстановке. В таком случае, следует ожидать, что семья станет более разгруженной, использует освободившиеся ресурсы, на эффективное обучения детей с ДЦП, речевым навыкам.
Методы исследования были выбраны с учетом объекта исследования и соответствуют задачам работы. В процессе исследования будут применяться следующие методы исследования: Теоретические – анализ литературы.
Эмпирические – анкетирование. В исследовании примут участие 10 детей разного возраста с ДЦП и родители детей в количестве 9 человек.
Организация исследования будет осуществлять в течение 2019 – 2021 гг.
Структура работы в соответствии с целью и задачами исследования состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и списка использованной литературы, включающего в себя 76 источников
Синдром детский церебральный паралич (далее ДЦП) – комплексное заболевание, характеризующееся множественными повреждениями головного мозга, затрагивающих двигательную сторону жизни ребенка.
Заболевание носит сложный характер, сопровождается неврологическими, психическими нарушениями, повреждениями слуха, зрения, речи.
Всего в 2020 году в России зарегистрировано 689 тыс. детей-инвалидов, в 2019 году – 670 тыс. [70]. В России с диагнозом ДЦП было впервые зарегистрировано в возрасте от 0 до 17 лет в 2019 году 7625 детей, в 2020 – 6284 детей [70]. Актуальность темы исследования обусловлена: большим количеством семей воспитывающих детей с ДЦП.
Огромные масштабы детской инвалидности направляют государство на формирование нового социального подхода, в котором меняется модель детской инвалидности с медицинской – на социальную. Медицинская модель рассматривает ребенка с позиции дефекта, и возможности устранить дефект, вылечить болезнь, а социальная модель делает ребенка – личностью, ценной для общества. Рассматривает ребенка с инвалидностью, как социальный объект, у такого ребенка есть друзья, увлечения, жизненные цели, а не только медицинский диагноз. Также проблему инвалидности следует рассматривать шире, не только с позиции социально-культурологической, но и с позиции социально-педагогической.
Так в научных исследованиях (Е. В. Клочкова [12], И. Ю. Левченко [21], А. А. Наумов [34], И. А. Смирнова [58], Н. М. Трубникова [67], Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова [28]) рассматриваются: жизнедеятельность ребенка с ДЦП, его социально-бытовые навыки, развитие речи, права на образования. Это описывает картинку жизни ребенка в обществе в соответствии с социальной и культурной средой общества.
Педагогическая помощь, вопросы взаимодействия педагогов с семьями рассматриваются в исследованиях: (Р. Е. Левина [19], Ю. В. Микляева [31], Е. М. Мастюкова [30], М. Ф. Фомичёва, Т. В. Волосовец, А. А Гусейнова [45], Т. Б. Филичева [25], Е. В. Шереметьева [76]). И современные авторы отмечают значимость участия семьи в абилитации ребенка-инвалида и предлагают методы, объединяющие усилий педагогов и родителей (И. В. Добряков [4], О. В. Защиринская [6], Е. В. Кулагина [16], И. А. Смирнова [58], О. В. Солодянкина [62]). Но, не смотря на все усилия
педагогической работы, взаимодействия с родителями педагогическая помощь не доходит до родителей. И возникает ситуация, когда социально-педагогическая помощь готова оказываться педагогами, социальные институты действуют и готовы реабилитировать (абилитировать) ребенка-инвалида, но родители, убитые горем «инвалидизации» не принимают помощь и поддержку.
Возникает проблема исследования, создается разрыв между социально-культурологическими взглядами общества, взаимодействием с педагогами и фактической ролью родителей в абилитационной работе с ДЦП. Организация абилитации становится ответственностью родителей: выбор медицинских учреждений, специалистов, количество занятий, определяют родители.
Родители вгоняют себя в ловушку «нормализации», т.е. пытаются восстановить потерянные функции здоровья ребенка до уровня «нормотипичного» ребенка, «загоняя» детей в постоянную реабилитацию, в ущерб педагогическим, в том числе логопедическим мероприятиям.
Родители не принимают адекватно своего ребенка, отрицают его «инвалидность». Исходя из всего вышеперечисленного, возникает необходимость создания комфортной абилитации для детей с ДЦП, в которой будет произведена оценка уровня, и родительских компетенции, и адекватных возможностей ребенка при получении знаний. В таком случае мы получим исследование, в котором взаимодействуют и родители, и дети с ДЦП.
Таким образом, объектом исследования являются нарушения речи у старших дошкольников с ДЦП.
Предмет исследования – взаимодействие логопеда с родителями детей с ДЦП для более эффективной коррекции нарушений речи.
Цель – изучить нарушения речи у старших дошкольников с ДЦП, определить содержание логопедической коррекции и включить родителей в коррекционный процесс.
Задачи:
теоретически изучить особенности речи детей с ДЦП и значимость включенности родителей в процесс абилитации;
экспериментально провести оценку речи старших дошкольников с ДЦП и родительских навыков помощи детям (педагогических компетенций),
разработать содержание логопедической работы по коррекции нарушений речи старших дошкольников с ДЦП и рекомендации для родителей, оценить их результаты.
Практическая новизна исследования обусловлена сложностью и многообразием самого заболевания ДЦП, поскольку в каждой семье проводится индивидуальная абилитационная работа, мы хотим выделить из общего контекста абилитационной деятельности – логопедическую работу (время, ресурсы, компетенции родителей). Помочь семьям оценить и улучшить коммуникацию с детьми. И перенести акцент логопедической абилитационной работы, к инициативе родителей, а не специалистов.
Выстроить взаимодействие через обучение родителей.
Исходя из актуальности, цели, объекта и предмета исследования выдвинута следующая гипотеза: у семей детей с ДЦП – очень организованная жизнь, в среднем реабилитация по физической терапии проходит 3, 4 раза в год, в течение 2, 3 недель. Очень часто родители делают акцент в абилитации лишь на физической терапии и упускают интеллектуальные и логопедические занятия, занятия с учителем логопедомдефектологом. Чтобы организовать занятия с логопедом родителям7 требуются дополнительные ресурсы: финансовые, временные, энергетические и др. Исходя из контекста жизни семей ДЦП, мы хотели бы помочь заинтересованным родителям овладеть элементами логопедической работы, для обучения детей в домашней обстановке. В таком случае, следует ожидать, что семья станет более разгруженной, использует освободившиеся ресурсы, на эффективное обучения детей с ДЦП, речевым навыкам.
Методы исследования были выбраны с учетом объекта исследования и соответствуют задачам работы. В процессе исследования будут применяться следующие методы исследования: Теоретические – анализ литературы.
Эмпирические – анкетирование. В исследовании примут участие 10 детей разного возраста с ДЦП и родители детей в количестве 9 человек.
Организация исследования будет осуществлять в течение 2019 – 2021 гг.
Структура работы в соответствии с целью и задачами исследования состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и списка использованной литературы, включающего в себя 76 источников
Первая глава была посвящена теоретическому изучению «особой семьи» в комплексном исследовании, затрагивая разные социальные, психологические и бытовые аспекты детско-семейных отношений.
С точки зрения социально-культурологического уровня исследования.
Мы рассматривали гипотезу о том, что в современной российской действительности происходит смена медицинской модели инвалидности на социальную модель. Медицинская модель рассматривает ребенка с позиции дефекта, и возможности устранить дефект, вылечить болезнь, а социальная модель делает ребенка – личностью, ценной для общества. Описывает ребенка с инвалидностью, как социальный объект, у такого ребенка есть друзья, увлечения, жизненные цели, а не только медицинский диагноз. То, что называется – абилитация.
При теоретическом изучении особой семьи мы увидели, что изначальным запускающим процессом является медицинский диагноз, здоровье ребенка. Вокруг которого и образуется социально-правовые и психологические сферы влияния на семью. Нам было необходимо понять внутреннюю жизнь семьи, факторы, влияющие на современное положение семьи, и мы увидели, что значительные ресурсы уходят:
на понимание медицинского диагноза ребенка и осуществления лечения семьей;
на выстраивание и защиту социально-правовой жизни семьи отстаивание прав, получение льгот, защиту интересов семьи и ребенка;
на поддержание экономического положения семьи, зачастую происходит распад семьи, снижение доходов семьи, поскольку матери вынуждены ухаживать за ребенком и терять трудовую занятость;
на поддержание функций семьи.
Что психологическое здоровье семьи выстраивается из многих качеств:76
принятия ребенка;
замкнутости и открытости семьи;
сложности отношений внутри семьи и отношений с членами общества;
оценки реабилитационных возможностей ребенка.
Проводя теоретическое исследование особой семьи в России, мы поняли, что социальная модель инвалидности, пока не ложится на реалии нашего общества. Возможно – ребенок действительно полноценная личность, но формирование, выращивание этой личности происходит «руками» родителей, а не общества. Родители принимают все решения по запросу социальных услуг, защите прав и собственного функционирования в рамках семьи.
Теоретически изучив родителей, мы также должны были изучить детей. В исследовании принимали участие дети с ДЦП старшего дошкольного возраста. Мы исследовали подробно психоречевое развитие детей.
Психоречевое развитие детей с ДЦП характеризуется нарушением:
двигательной сферы;
сочетанным нарушением анализаторов;
нарушением речи.
ДЦП носит сложный характер и вызывает нарушение всех сторон речи:
лексической, грамматической и фонетико-фонематической.
Изучив речевое развитие старших дошкольников с ДЦП, мы сделали вывод о сложности нарушения и необходимости комплексного подхода в коррекционной работе.
Коммуникация между ребенком и родителями очень важна и используется каждый день в семье. Родителям было предложено взаимодействие: между логопедом, ребенком и ими, делая акцент на освобождения в будущем времени, которое сейчас они тратят на перемещение к логопеду и занятия с логопедом.
Родители проявили внимание к данному аргументу, и мы начали изучение возможностей родителей по совместной работе между педагогами и родителями. Этому было посвящено исследование второй главы.
Мы изучили педагогические возможности родителей по оказанию навыков помощи своим детям, изучили возможности выделить время, затрачиваемое на логопедическую работу. Возможности самообразования родителей и готовность к взаимодействию педагога с семьей.
Также мы оценили для более индивидуальной работы и решения частных задач речевое развитие старших дошкольников с ДЦП. Составили модель логопедической коррекции. Родителям были предложены упражнения, примеры работ с логопедом, даны рекомендации.
По результатам работы были достигнуты небольшие положительные результаты за счет комплексного подхода совместного взаимодействия родителей, логопеда. Подход состоял в планировании логопедической работы и консультировании родителей, выполнении домашних заданий по учебным пособиям, с учетом индивидуальных особенностей развития старших дошкольников с ДЦП.
По результатам анализа контрольного эксперимента. У нас сформировалась
небольшая положительная динамика в развитии устной речи обучающихся.
Часть родителей смогла освоить логопедические навыки по оказанию помощи детям, часть родителей в силу других жизненных обстоятельств не смогли принять активного участия в работе.
Гипотеза о том, что мы можем разгрузить родителей, предоставляя возможность осуществлять самостоятельно логопедическую помощь, нуждается в еще более длительном периоде исследовании.
Анализ контрольного эксперимента позволил сделать вывод об эффективности предложенной работы по взаимодействию логопеда и семьи, присутствует небольшая динамика, но также детям требуется дальнейшая логопедическая поддержка. Таким образом, учитывая все трудности исследования, гипотеза экспериментального исследования подтвердилась в отношении тех, родителей, которые приняли активное участие в работе, все задачи исследования были реализованы.
Благодарим всех родителей и детей за возможность проведения исследования.
С точки зрения социально-культурологического уровня исследования.
Мы рассматривали гипотезу о том, что в современной российской действительности происходит смена медицинской модели инвалидности на социальную модель. Медицинская модель рассматривает ребенка с позиции дефекта, и возможности устранить дефект, вылечить болезнь, а социальная модель делает ребенка – личностью, ценной для общества. Описывает ребенка с инвалидностью, как социальный объект, у такого ребенка есть друзья, увлечения, жизненные цели, а не только медицинский диагноз. То, что называется – абилитация.
При теоретическом изучении особой семьи мы увидели, что изначальным запускающим процессом является медицинский диагноз, здоровье ребенка. Вокруг которого и образуется социально-правовые и психологические сферы влияния на семью. Нам было необходимо понять внутреннюю жизнь семьи, факторы, влияющие на современное положение семьи, и мы увидели, что значительные ресурсы уходят:
на понимание медицинского диагноза ребенка и осуществления лечения семьей;
на выстраивание и защиту социально-правовой жизни семьи отстаивание прав, получение льгот, защиту интересов семьи и ребенка;
на поддержание экономического положения семьи, зачастую происходит распад семьи, снижение доходов семьи, поскольку матери вынуждены ухаживать за ребенком и терять трудовую занятость;
на поддержание функций семьи.
Что психологическое здоровье семьи выстраивается из многих качеств:76
принятия ребенка;
замкнутости и открытости семьи;
сложности отношений внутри семьи и отношений с членами общества;
оценки реабилитационных возможностей ребенка.
Проводя теоретическое исследование особой семьи в России, мы поняли, что социальная модель инвалидности, пока не ложится на реалии нашего общества. Возможно – ребенок действительно полноценная личность, но формирование, выращивание этой личности происходит «руками» родителей, а не общества. Родители принимают все решения по запросу социальных услуг, защите прав и собственного функционирования в рамках семьи.
Теоретически изучив родителей, мы также должны были изучить детей. В исследовании принимали участие дети с ДЦП старшего дошкольного возраста. Мы исследовали подробно психоречевое развитие детей.
Психоречевое развитие детей с ДЦП характеризуется нарушением:
двигательной сферы;
сочетанным нарушением анализаторов;
нарушением речи.
ДЦП носит сложный характер и вызывает нарушение всех сторон речи:
лексической, грамматической и фонетико-фонематической.
Изучив речевое развитие старших дошкольников с ДЦП, мы сделали вывод о сложности нарушения и необходимости комплексного подхода в коррекционной работе.
Коммуникация между ребенком и родителями очень важна и используется каждый день в семье. Родителям было предложено взаимодействие: между логопедом, ребенком и ими, делая акцент на освобождения в будущем времени, которое сейчас они тратят на перемещение к логопеду и занятия с логопедом.
Родители проявили внимание к данному аргументу, и мы начали изучение возможностей родителей по совместной работе между педагогами и родителями. Этому было посвящено исследование второй главы.
Мы изучили педагогические возможности родителей по оказанию навыков помощи своим детям, изучили возможности выделить время, затрачиваемое на логопедическую работу. Возможности самообразования родителей и готовность к взаимодействию педагога с семьей.
Также мы оценили для более индивидуальной работы и решения частных задач речевое развитие старших дошкольников с ДЦП. Составили модель логопедической коррекции. Родителям были предложены упражнения, примеры работ с логопедом, даны рекомендации.
По результатам работы были достигнуты небольшие положительные результаты за счет комплексного подхода совместного взаимодействия родителей, логопеда. Подход состоял в планировании логопедической работы и консультировании родителей, выполнении домашних заданий по учебным пособиям, с учетом индивидуальных особенностей развития старших дошкольников с ДЦП.
По результатам анализа контрольного эксперимента. У нас сформировалась
небольшая положительная динамика в развитии устной речи обучающихся.
Часть родителей смогла освоить логопедические навыки по оказанию помощи детям, часть родителей в силу других жизненных обстоятельств не смогли принять активного участия в работе.
Гипотеза о том, что мы можем разгрузить родителей, предоставляя возможность осуществлять самостоятельно логопедическую помощь, нуждается в еще более длительном периоде исследовании.
Анализ контрольного эксперимента позволил сделать вывод об эффективности предложенной работы по взаимодействию логопеда и семьи, присутствует небольшая динамика, но также детям требуется дальнейшая логопедическая поддержка. Таким образом, учитывая все трудности исследования, гипотеза экспериментального исследования подтвердилась в отношении тех, родителей, которые приняли активное участие в работе, все задачи исследования были реализованы.
Благодарим всех родителей и детей за возможность проведения исследования.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - Взаимодействие логопеда и родителей при коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2022 - СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ СРЕДСТВАМИ ЛОГОРИТМИКИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ
АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня во взаимодействии со сверстниками
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2020 - Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией в условиях логопункта
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2022 - Формирование звуко-слогового анализа у старших дошкольников с дизартрией на занятиях по подготовке к обучению грамоте
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2022



