ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ
ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ И ВОВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
1.1. Правовое поле и современное положение семьи ребенка с
ограниченными возможностями здоровья
1.2. Особенности психоречевого развития старших дошкольников с
детским церебральным параличом
1.3. Проблемы семьи ребенка с детским церебральным параличом
1.4. Роль родителей в комплексной реабилитации детей с детским
церебральным параличом
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ С
ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ РОДИТЕЛЕЙ
2.1. Организация и принципы изучения старших дошкольников с
детским церебральным параличом, и их родителей
2.2. Методика и результаты изучения педагогических компетенций
родителей детей с детским церебральным параличом
2.3. Методика и результаты изучения педагогических компетенций
родителей детей с детским церебральным параличом
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ
НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ
ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
3.1. Организация логопедической работы по коррекции нарушений
речи у старших дошкольников с детским церебральным параличом …. 563
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции нарушений
речи у старших дошкольников с детским церебральным параличом и
взаимодействие с родителями
3.3. Результаты
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность проблемы и темы исследования.
Синдром детский церебральный паралич (далее ДЦП) – комплексное заболевание, характеризующееся множественными повреждениями головного мозга, затрагивающих двигательную сторону жизни ребенка.
Заболевание носит сложный характер, сопровождается неврологическими, психическими нарушениями, повреждениями слуха, зрения, речи.
Всего в 2020 году в России зарегистрировано 689 тыс. детей-инвалидов, в 2019 году – 670 тыс. [70]. В России с диагнозом ДЦП было впервые зарегистрировано в возрасте от 0 до 17 лет в 2019 году 7625 детей, в 2020 – 6284 детей [70]. Актуальность темы исследования обусловлена: большим количеством семей воспитывающих детей с ДЦП.
Огромные масштабы детской инвалидности направляют государство на формирование нового социального подхода, в котором меняется модель детской инвалидности с медицинской – на социальную. Медицинская модель рассматривает ребенка с позиции дефекта, и возможности устранить дефект, вылечить болезнь, а социальная модель делает ребенка – личностью, ценной для общества. Рассматривает ребенка с инвалидностью, как социальный объект, у такого ребенка есть друзья, увлечения, жизненные цели, а не только медицинский диагноз. Также проблему инвалидности следует рассматривать шире, не только с позиции социально-культурологической, но и с позиции социально-педагогической.
Так в научных исследованиях (Е. В. Клочкова [12], И. Ю. Левченко [21], А. А. Наумов [34], И. А. Смирнова [58], Н. М. Трубникова [67], Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова [28]) рассматриваются: жизнедеятельность ребенка с ДЦП, его социально-бытовые навыки, развитие речи, права на образования. Это описывает картинку жизни ребенка в обществе в соответствии с социальной и культурной средой общества.
Педагогическая помощь, вопросы взаимодействия педагогов с семьями рассматриваются в исследованиях: (Р. Е. Левина [19], Ю. В. Микляева [31], Е. М. Мастюкова [30], М. Ф. Фомичёва, Т. В. Волосовец, А. А Гусейнова [45], Т. Б. Филичева [25], Е. В. Шереметьева [76]). И современные авторы отмечают значимость участия семьи в абилитации ребенка-инвалида и предлагают методы, объединяющие усилий педагогов и родителей (И. В. Добряков [4], О. В. Защиринская [6], Е. В. Кулагина [16], И. А. Смирнова [58], О. В. Солодянкина [62]). Но, не смотря на все усилия
педагогической работы, взаимодействия с родителями педагогическая помощь не доходит до родителей. И возникает ситуация, когда социально-педагогическая помощь готова оказываться педагогами, социальные институты действуют и готовы реабилитировать (абилитировать) ребенка-инвалида, но родители, убитые горем «инвалидизации» не принимают помощь и поддержку.
Возникает проблема исследования, создается разрыв между социально-культурологическими взглядами общества, взаимодействием с педагогами и фактической ролью родителей в абилитационной работе с ДЦП. Организация абилитации становится ответственностью родителей: выбор медицинских учреждений, специалистов, количество занятий, определяют родители.
Родители вгоняют себя в ловушку «нормализации», т.е. пытаются восстановить потерянные функции здоровья ребенка до уровня «нормотипичного» ребенка, «загоняя» детей в постоянную реабилитацию, в ущерб педагогическим, в том числе логопедическим мероприятиям.
Родители не принимают адекватно своего ребенка, отрицают его «инвалидность». Исходя из всего вышеперечисленного, возникает необходимость создания комфортной абилитации для детей с ДЦП, в которой будет произведена оценка уровня, и родительских компетенции, и адекватных возможностей ребенка при получении знаний. В таком случае мы получим исследование, в котором взаимодействуют и родители, и дети с ДЦП.
Таким образом, объектом исследования являются нарушения речи у старших дошкольников с ДЦП.
Предмет исследования – взаимодействие логопеда с родителями детей с ДЦП для более эффективной коррекции нарушений речи.
Цель – изучить нарушения речи у старших дошкольников с ДЦП, определить содержание логопедической коррекции и включить родителей в коррекционный процесс.
Задачи:
теоретически изучить особенности речи детей с ДЦП и значимость включенности родителей в процесс абилитации;
экспериментально провести оценку речи старших дошкольников с ДЦП и родительских навыков помощи детям (педагогических компетенций),
разработать содержание логопедической работы по коррекции нарушений речи старших дошкольников с ДЦП и рекомендации для родителей, оценить их результаты.
Практическая новизна исследования обусловлена сложностью и многообразием самого заболевания ДЦП, поскольку в каждой семье проводится индивидуальная абилитационная работа, мы хотим выделить из общего контекста абилитационной деятельности – логопедическую работу (время, ресурсы, компетенции родителей). Помочь семьям оценить и улучшить коммуникацию с детьми. И перенести акцент логопедической абилитационной работы, к инициативе родителей, а не специалистов.
Выстроить взаимодействие через обучение родителей.
Исходя из актуальности, цели, объекта и предмета исследования выдвинута следующая гипотеза: у семей детей с ДЦП – очень организованная жизнь, в среднем реабилитация по физической терапии проходит 3, 4 раза в год, в течение 2, 3 недель. Очень часто родители делают акцент в абилитации лишь на физической терапии и упускают интеллектуальные и логопедические занятия, занятия с учителем логопедомдефектологом. Чтобы организовать занятия с логопедом родителям7 требуются дополнительные ресурсы: финансовые, временные, энергетические и др. Исходя из контекста жизни семей ДЦП, мы хотели бы помочь заинтересованным родителям овладеть элементами логопедической работы, для обучения детей в домашней обстановке. В таком случае, следует ожидать, что семья станет более разгруженной, использует освободившиеся ресурсы, на эффективное обучения детей с ДЦП, речевым навыкам.
Методы исследования были выбраны с учетом объекта исследования и соответствуют задачам работы. В процессе исследования будут применяться следующие методы исследования: Теоретические – анализ литературы.
Эмпирические – анкетирование. В исследовании примут участие 10 детей разного возраста с ДЦП и родители детей в количестве 9 человек.
Организация исследования будет осуществлять в течение 2019 – 2021 гг.
Структура работы в соответствии с целью и задачами исследования состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и списка использованной литературы, включающего в себя 76 источников
Первая глава была посвящена теоретическому изучению «особой семьи» в комплексном исследовании, затрагивая разные социальные, психологические и бытовые аспекты детско-семейных отношений.
С точки зрения социально-культурологического уровня исследования.
Мы рассматривали гипотезу о том, что в современной российской действительности происходит смена медицинской модели инвалидности на социальную модель. Медицинская модель рассматривает ребенка с позиции дефекта, и возможности устранить дефект, вылечить болезнь, а социальная модель делает ребенка – личностью, ценной для общества. Описывает ребенка с инвалидностью, как социальный объект, у такого ребенка есть друзья, увлечения, жизненные цели, а не только медицинский диагноз. То, что называется – абилитация.
При теоретическом изучении особой семьи мы увидели, что изначальным запускающим процессом является медицинский диагноз, здоровье ребенка. Вокруг которого и образуется социально-правовые и психологические сферы влияния на семью. Нам было необходимо понять внутреннюю жизнь семьи, факторы, влияющие на современное положение семьи, и мы увидели, что значительные ресурсы уходят:
на понимание медицинского диагноза ребенка и осуществления лечения семьей;
на выстраивание и защиту социально-правовой жизни семьи отстаивание прав, получение льгот, защиту интересов семьи и ребенка;
на поддержание экономического положения семьи, зачастую происходит распад семьи, снижение доходов семьи, поскольку матери вынуждены ухаживать за ребенком и терять трудовую занятость;
на поддержание функций семьи.
Что психологическое здоровье семьи выстраивается из многих качеств:76
принятия ребенка;
замкнутости и открытости семьи;
сложности отношений внутри семьи и отношений с членами общества;
оценки реабилитационных возможностей ребенка.
Проводя теоретическое исследование особой семьи в России, мы поняли, что социальная модель инвалидности, пока не ложится на реалии нашего общества. Возможно – ребенок действительно полноценная личность, но формирование, выращивание этой личности происходит «руками» родителей, а не общества. Родители принимают все решения по запросу социальных услуг, защите прав и собственного функционирования в рамках семьи.
Теоретически изучив родителей, мы также должны были изучить детей. В исследовании принимали участие дети с ДЦП старшего дошкольного возраста. Мы исследовали подробно психоречевое развитие детей.
Психоречевое развитие детей с ДЦП характеризуется нарушением:
двигательной сферы;
сочетанным нарушением анализаторов;
нарушением речи.
ДЦП носит сложный характер и вызывает нарушение всех сторон речи:
лексической, грамматической и фонетико-фонематической.
Изучив речевое развитие старших дошкольников с ДЦП, мы сделали вывод о сложности нарушения и необходимости комплексного подхода в коррекционной работе.
Коммуникация между ребенком и родителями очень важна и используется каждый день в семье. Родителям было предложено взаимодействие: между логопедом, ребенком и ими, делая акцент на освобождения в будущем времени, которое сейчас они тратят на перемещение к логопеду и занятия с логопедом.
Родители проявили внимание к данному аргументу, и мы начали изучение возможностей родителей по совместной работе между педагогами и родителями. Этому было посвящено исследование второй главы.
Мы изучили педагогические возможности родителей по оказанию навыков помощи своим детям, изучили возможности выделить время, затрачиваемое на логопедическую работу. Возможности самообразования родителей и готовность к взаимодействию педагога с семьей.
Также мы оценили для более индивидуальной работы и решения частных задач речевое развитие старших дошкольников с ДЦП. Составили модель логопедической коррекции. Родителям были предложены упражнения, примеры работ с логопедом, даны рекомендации.
По результатам работы были достигнуты небольшие положительные результаты за счет комплексного подхода совместного взаимодействия родителей, логопеда. Подход состоял в планировании логопедической работы и консультировании родителей, выполнении домашних заданий по учебным пособиям, с учетом индивидуальных особенностей развития старших дошкольников с ДЦП.
По результатам анализа контрольного эксперимента. У нас сформировалась
небольшая положительная динамика в развитии устной речи обучающихся.
Часть родителей смогла освоить логопедические навыки по оказанию помощи детям, часть родителей в силу других жизненных обстоятельств не смогли принять активного участия в работе.
Гипотеза о том, что мы можем разгрузить родителей, предоставляя возможность осуществлять самостоятельно логопедическую помощь, нуждается в еще более длительном периоде исследовании.
Анализ контрольного эксперимента позволил сделать вывод об эффективности предложенной работы по взаимодействию логопеда и семьи, присутствует небольшая динамика, но также детям требуется дальнейшая логопедическая поддержка. Таким образом, учитывая все трудности исследования, гипотеза экспериментального исследования подтвердилась в отношении тех, родителей, которые приняли активное участие в работе, все задачи исследования были реализованы.
Благодарим всех родителей и детей за возможность проведения исследования.
1. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным
параличом : доречевой период : кн. для логопеда. М., 1989. 181 с. URL:
http://pedlib.ru/Books/2/0413/2_0413-81.shtml (дата обращения: 01.10.2021).
2. Бабчик Ю. И. Коррекция псевдобульбарных нарушений у больных
детскими церебральными параличами. URL: http://www.sqlapp.ru/
korrekciya-psevdobulbarnyx-narushenij-u-bolnyx-detskimi-cerebralnymiparalichami/ (дата обращения: 01.11.2020).
3. Голдовская А. В., Быков А. А. Государственная и общественная
поддержка семей с детьми-инвалидами, c точки зрения родителей Томской
области // Технологии социальной работы с различными группами населения
: сб. ст. V Междунар. науч.-практ. интернет-конф., 30 нояб. – 05 дек. 2015 г. /под ред. С. Т. Кохана. Томск, 2015. С. 78–83. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=25430196&pff=1 (дата обращения: 01.11.2020).
4. Добряков И. В., Защиринская О. В. Психология семьи и больной
ребенок : учеб. пособие. СПб., 2007. 400 с.
5. Жилищный кодекс Российской Федерации : офиц. текст.. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51057/ (дата обращения:
02.11.2020).
6. Защиринская О. В. Психология детей c задержкой психического
развития : учеб. пособие. СПб., 2007. 168 с.
7. Иваницкая И. Н. Детский церебральный паралич // Исцеление :
альманах. М., 1993. С. 41–65.
8. Иванова В. С. Динамическое состояние инвалидности и
взаимодействия в семье как психологическая проблематика (на примере
детей с ДЦП) // Вестник Томского государственного педагогического
университета. 2009. Вып. 2 (80). С. 113–116. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/dinamicheskoe-sostoyanie-invalidnosti-i80
vzaimodeystviya-v-semie-kak-psihologicheskaya-problematika-na-primere-deteys-dtsp (дата обращения: 08.02.2021).
9. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. М., 2017. 279 с.
10. Ипполитова М. В. Воспитание детей с церебральным параличом в
семье : кн. для родителей. М., 1993. 496 с.
11. Керре Н. Особенные дети. Как подарить счастливую жизнь ребенку
с отклонениями в развитии. М., 2019. 335 с.
12. Клочкова Е. В. Введение в физическую терапию : реабилитация
детей с церебрал. параличом. М., 2016. 288 с.
13. Коменский Я. А. Великая дидактика. СПб., 1875. 309 с. URL:
https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=70969 (дата обращения:
26.10.2021).
14. Конституция Российской Федерации : офиц. текст. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения:
05.07.2021).
15. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим
поражением центральной нервной системы в группах кратковременного
пребывания : учеб.-метод. пособие / Е. А. Стребелева [и др.] ; под ред. Е. А. Стребелевой. М., 2019. 126 с.
16. Кулагина Е. В. Занятость родителей в семьях с детьми-инвалидами
// Социс. 2004. № 6. С. 85–88.
17. Лаврова Г. Н. Особенности семьи ребенка с детским церебральным
параличом // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии.
2014. № 37–2. С. 100-108. URL: https://elibrary.ru/
item.asp?id=21195623 (дата обращения: 20.01.2021).
18. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах :
учеб.-метод. пособие для учителя-логопеда. М., 2001. 224 с.
19. Левина Р. Е. Воспитание правильной речи у детей. М., 1958. URL:
https://studfile.net/preview/1846530/page:2/ (дата обращения: 02.06.2020).
20. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и81
воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата : учеб.
пособие. М., 2001. 192 с
21. Левченко И. Ю. Система психологического изучения лиц с ДЦП на
разных этапах социальной адаптации : автореф. дис. … д-ра психол. наук. М.,
2001. 41 с.
22. Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье,
воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии : метод. пособие. М.,
2008. 239 с. URL: http://pedlib.ru/Books/5/0008/5_0008-1.shtml (дата
обращения: 10.11.2019).
23. Леонова О. А. Консультация для родителей и педагогов
«Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста
// Дошкольная педагогика. 2016. № 6. С. 18–20. URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26697344 (дата обращения: 01.11.2020).
24. Логопедическая абилитация и коррекция в дифференцированной
реабилитации и социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в
развитии / С. А. Игнатьева [и др.]. М., 2002. 367 с.
25. Логопедия : теория и практика / под ред. Т. Б. Филичевой. М., 2021.
608 с.
26. Майрамян Р. Ф. Семья и умственно отсталый ребенок:
(психопатологические и психологические аспекты проблемы) : автореф. дис.
… канд. мед. наук. М., 1976. 24 с.
27. Малофеев Н. Н. Характеристика лексического запаса у учащихся с
церебральным параличом // Дефектология. 1985. № 1. С. 29–33.
28. Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с
церебральным параличом. М., 1998. 155 с.
29. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с
отклонениями в развитии : учеб. пособие. М., 2003. 235 с.
30. Мастюкова Е. М. Физическое воспитание детей с церебральным
параличом : младен., ран. и дошкол. возраст. М., 2000. 127 с.
31. Микляева Н. В., Микляева Ю. В., Виноградова Н. А. Дошкольная82
педагогика : учебник. М., 2019. 411 с.
32. Московкина А. Г. Ребенок с ограниченными возможностями
здоровья в семье : учеб. пособие. М., 2014. 252 с.
33. Налоговый кодекс Российской Федерации : офиц. текст. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения:
02.11.2020).
34. Наумов А. А. Педагогические условия формирования социальнобытовых навыков у детей со спастическими формами детского
церебрального паралича : автореф. дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург,
2005. 24 с.
35. Неретина Т. Г. К вопросу о многоплановости понятия «дети с ОВЗ»
в условиях смены образовательной парадигмы // Здоровьесбережение в
условиях цифровой образовательной среды: от проблем - к решениям : сб.
науч. тр. по результатам Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. /
отв. ред. И. А. Кувшинова. Магнитогорск, 2021. С. 91–97. URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46170967&selid=46170993 (дата
обращения: 10.11.2019).
36. Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком : рук. для родителей.
М., 2015. 242 с.
37. О государственной социальной помощи : федер. закон № 178-ФЗ :
[принят Гос. Думой 25 июня 1999 г. : одобрен Советом Федерации
02 июля 1999 г.]. URL: http://www.consultant.ru/-
document/cons_doc_LAW_23735/ (дата обращения: 20.10.2021).
38. О государственном пенсионном обеспечении в Российской
Федерации : федер. закон № 166-ФЗ : [принят Гос. Думой 30 нояб. 2001 г. :
одобрен Советом Федерации 05 дек. 2001 г.]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34419/ (дата обращения:
01.10.2021).
39. О дополнительных мерах государственной поддержки семей,
имеющих детей : федер. закон № 256-ФЗ : [принят Гос. Думой 22 дек. 2006 г.83
; одобрен Советом Федерации 27 дек. 2006 г.]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64872/ (дата обращения:
20.10.2021).
40. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации : федер.
закон № 181-ФЗ : [принят Гос. Думой 20 июля 1995 г. : одобрен Советом
Федерации 15 нояб. 1995 г.]. URL: http://www.consultant.ru/-
document/cons_doc_LAW_8559/ (дата обращения: 01.10.2021).
41. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон № 273-ФЗ :
[принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : одобрен Советом Федераций
26 дек. 2012 г.]. URL : http://www.consultant.ru/document/-
cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 06.07.2020).
42. Об обязательном медицинском страховании в Российской
Федерации : федер. закон № 326-ФЗ : [принят Гос. Думой 19 нояб. 2010 г. :
одобрен Советом Федерации 24 нояб. 2010 г.]. URL: http://www.consultant.ru/-
document/cons_doc_LAW_107289/ (дата обращения: 21.10.2021).
43. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации :
федер. закон № 323-ФЗ : [принят Гос. Думой 01 нояб. 2011 г. : одобрен
Советом Федерации 09 нояб. 2011 г.]. URL: http://www.consultant.ru/-
document/cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения: 20.10.2021).
44. Обухова Н. В. Семейное воспитание детей с нарушением речи :
учеб.-метод. пособие. Екатеринбург, 2019. 128 с.
45. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению : учеб.
пособие / под ред. Т. В. Волосовец. М., 2002. 200 с.
46. Петухова А. В. Повышение уровня компетентности семей,
имеющих детей с речевыми нарушениями через интеграцию работы учителя
логопеда и педагога-психолога // Научные труды SWORLD. 2012. № 3. С. 3–
5. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18039262 (дата обращения:
01.11.2020).
47. Подласый И. П. Воспитание детей в семье : курс лекций по коррекц.
педагогике. M., 2002. 349 с. URL: https://pedlib.ru/Books/1/0153/1_0153-84
312.shtml (дата обращения: 20.10.2021).
48. Приходько О. Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией :
метод. пособие. СПб., 2006. 65 с.
49. Приходько О. Г. Ранняя помощь детям с церебральным параличом в
системе комплексной реабилитации. СПб., 2008. 208 с.
50. Реабилитация детей с ДЦП : обзор соврем. подходов в помощь
реабилитац. центрам / Е. В. Семенова [и др.]. М., 2018. 584 с.
51. Рыжова Н. В. Семейное воспитание детей с речевыми
нарушениями. URL: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met86/met86.pdf (дата
обращения: 20.10.2021).
52. Саввиди М. И. Особенности взаимодействия учителя-логопеда и
родителей в процессе коррекционной работы // Science Time. 2015.
№ 10 (22). С. 314–317. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24386722 (дата
обращения: 26.10.2021).
53. Селигман М., Дарлинг Р. Б. Обычные семьи, особые дети : систем.
подход к помощи детям с нарушениями развития. М., 2013. 368 с.
54. Семенова К. А. Лечение двигательных расстройств при детских
церебральных параличах. М., 1976. 185 с.
55. Семенова К. А., Мастюкова Е. В. Клиника и реабилитационная
терапия детей с церебральным параличом. М., 1973. 210 с.
56. Семенова К. А. Медицинская реабилитация и социальная адаптация
больных детским церебральным параличом. Ташкент, 1979. 146 с.
57. Сергиенко А. И. Позитивная личностная трансформация и
посттравматический рост у родителей детей с особенностями
психофизического развития // Дефектология. 2018. № 1. С. 23–33.
58. Смирнова И. А. Логопедическая диагностика, коррекция и
профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия,
ОНР : учеб.-метод. пособие для логопедов и дефектологов. СПб., 2020. 320 с.
59. Смирнова И. А. Наш особенный ребенок : практ. курс для
родителей. СПб., 2020. 192 с.85
60. Собкова Е. В., Лемтюгова Е. А. Использование приемам
моделирования в логопедической работе с дошкольниками с детским
церебральным параличом // Инновационные технологии в образовании и
науке : материалы Междунар. науч.-практ. конф., 07 мая 2017 г. :
в 2 т. / отв. ред. О. Н. Широков. Чебоксары, 2017. Т. 1. C. 191-194. URL:
https://interactive-plus.ru/e-publications/e-publication-408.pdf (дата обращения:
26.10.2021).
61. Современные принципы ранней диагностики и комплексного
лечения перинатальных поражений центральной нервной системы и детского
церебрального паралича : метод. пособие / сост. С. А. Немкова. М., 2013.
76 с.
62. Солодянкина О. В. Воспитание ребенка с ограниченными
возможностями здоровья в семье : практ. пособие. М., 2007. 80 с.
63. Тимошкина Е. В., Нелидкин А. М. Гендерный аспект
трудоустройства и профессионального самоопределения женщин //
Социально-экономические аспекты развития современного общества :
межвуз. сб. науч. тр. / Рязан. гос. радиотехн. ун-т ; под ред. С. В. Демидова.
Рязань, 2014. С. 237–247.
64. Ткачева В. В., Болотова Н. П., Устинова Е. В. Психокоррекционная
работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья. М., 2019.
191 с.
65. Ткачева В. В. Психологическое изучение семей, воспитывающих
детей с отклонениями в развитии. М., 2004. 157 с.
66. Ткачева В. В. Семья ребенка с ограниченными возможностями
здоровья : диагностика и консультирование. М., 2014. 160 с.
67. Трубникова Н. М. Структура и содержание речевой карты : учебметод. пособие. Екатеринбург, 1998. 51 с.
68. Трудовой кодекс Российской Федерации : офиц. текст. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения:
20.10.2021).86
69. Тындик А. О., Васин С. А. Положение детей-инвалидов и их семей
по данным переписей населения // Журнал исследований социальной
политики. 2016. Т. 14. № 2. С. 167–180. URL: https://cyberleninka.ru/
article/n/polozhenie-detey-invalidov-i-ih-semey-po-dannym-perepisey-naseleniya
(дата обращения: 20.10.2021).
70. Федеральная служба государственной статистики : офиц. сайт.
URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 02.04.2021).
71. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии :
учеб. пособие. М., 1989. 223 с.
72. Финни Н. Р. Ребенок с церебральным параличом : помощь, уход,
развитие : кн. для родителей. М., 2001. 336 с.
73. Халилова Л. Б. Особенности усвоения лексико-семантических
закономерностей языка учащимися с церебральным параличом //
Дефектология. 1984. № 5. С. 63–68.
74. Хуснетдинова Д. Н. Качество жизни матерей детей-инвалидов как
социальная проблема // Научные труды Центра перспективных
экономических исследований Академии наук Республики Татарстан. 2014.
Вып. 7. C. 90-99. URL: https://cpei.tatarstan.ru/ (дата обращения: 01.11.2020).
75. Чернова П. А. Конституционно-правовые основы защиты детей инвалидов в Российской Федерации // Juvenis Scientia/ Юридические науки и
политология. 2018. № 2. С. 24–29. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionno-pravovye-osnovy-zaschity-deteyinvalidov-v-rossiyskoy-federatsii/viewer (дата обращения: 01.11.2020).
76. Шереметьева Е. В. Коррекционно-предупредительное воздействие в
раннем возрасте : система занятий с детьми и их родителями. М., 2017. 176 с.
URL: https://www.nbcmedia.ru/upload/iblock/e78/sher_kor_pred_
verstka.pdf (дата обращения: 01.11.2020)