Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимодействие логопеда и родителей старших дошкольников с церебральным параличом в процессе коррекции нарушений речи

Работа №94646

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

логопедия

Объем работы89
Год сдачи2022
Стоимость4915 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
171
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ
ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ И ВОВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
1.1. Правовое поле и современное положение семьи ребенка с
ограниченными возможностями здоровья
1.2. Особенности психоречевого развития старших дошкольников с
детским церебральным параличом
1.3. Проблемы семьи ребенка с детским церебральным параличом
1.4. Роль родителей в комплексной реабилитации детей с детским
церебральным параличом
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ С
ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ РОДИТЕЛЕЙ
2.1. Организация и принципы изучения старших дошкольников с
детским церебральным параличом, и их родителей
2.2. Методика и результаты изучения педагогических компетенций
родителей детей с детским церебральным параличом
2.3. Методика и результаты изучения педагогических компетенций
родителей детей с детским церебральным параличом
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ
НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ
ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
3.1. Организация логопедической работы по коррекции нарушений
речи у старших дошкольников с детским церебральным параличом …. 563
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции нарушений
речи у старших дошкольников с детским церебральным параличом и
взаимодействие с родителями
3.3. Результаты
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность проблемы и темы исследования.
Синдром детский церебральный паралич (далее ДЦП) – комплексное заболевание, характеризующееся множественными повреждениями головного мозга, затрагивающих двигательную сторону жизни ребенка.
Заболевание носит сложный характер, сопровождается неврологическими, психическими нарушениями, повреждениями слуха, зрения, речи.
Всего в 2020 году в России зарегистрировано 689 тыс. детей-инвалидов, в 2019 году – 670 тыс. [70]. В России с диагнозом ДЦП было впервые зарегистрировано в возрасте от 0 до 17 лет в 2019 году 7625 детей, в 2020 – 6284 детей [70]. Актуальность темы исследования обусловлена: большим количеством семей воспитывающих детей с ДЦП.
Огромные масштабы детской инвалидности направляют государство на формирование нового социального подхода, в котором меняется модель детской инвалидности с медицинской – на социальную. Медицинская модель рассматривает ребенка с позиции дефекта, и возможности устранить дефект, вылечить болезнь, а социальная модель делает ребенка – личностью, ценной для общества. Рассматривает ребенка с инвалидностью, как социальный объект, у такого ребенка есть друзья, увлечения, жизненные цели, а не только медицинский диагноз. Также проблему инвалидности следует рассматривать шире, не только с позиции социально-культурологической, но и с позиции социально-педагогической.
Так в научных исследованиях (Е. В. Клочкова [12], И. Ю. Левченко [21], А. А. Наумов [34], И. А. Смирнова [58], Н. М. Трубникова [67], Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова [28]) рассматриваются: жизнедеятельность ребенка с ДЦП, его социально-бытовые навыки, развитие речи, права на образования. Это описывает картинку жизни ребенка в обществе в соответствии с социальной и культурной средой общества.
Педагогическая помощь, вопросы взаимодействия педагогов с семьями рассматриваются в исследованиях: (Р. Е. Левина [19], Ю. В. Микляева [31], Е. М. Мастюкова [30], М. Ф. Фомичёва, Т. В. Волосовец, А. А Гусейнова [45], Т. Б. Филичева [25], Е. В. Шереметьева [76]). И современные авторы отмечают значимость участия семьи в абилитации ребенка-инвалида и предлагают методы, объединяющие усилий педагогов и родителей (И. В. Добряков [4], О. В. Защиринская [6], Е. В. Кулагина [16], И. А. Смирнова [58], О. В. Солодянкина [62]). Но, не смотря на все усилия
педагогической работы, взаимодействия с родителями педагогическая помощь не доходит до родителей. И возникает ситуация, когда социально-педагогическая помощь готова оказываться педагогами, социальные институты действуют и готовы реабилитировать (абилитировать) ребенка-инвалида, но родители, убитые горем «инвалидизации» не принимают помощь и поддержку.
Возникает проблема исследования, создается разрыв между социально-культурологическими взглядами общества, взаимодействием с педагогами и фактической ролью родителей в абилитационной работе с ДЦП. Организация абилитации становится ответственностью родителей: выбор медицинских учреждений, специалистов, количество занятий, определяют родители.
Родители вгоняют себя в ловушку «нормализации», т.е. пытаются восстановить потерянные функции здоровья ребенка до уровня «нормотипичного» ребенка, «загоняя» детей в постоянную реабилитацию, в ущерб педагогическим, в том числе логопедическим мероприятиям.
Родители не принимают адекватно своего ребенка, отрицают его «инвалидность». Исходя из всего вышеперечисленного, возникает необходимость создания комфортной абилитации для детей с ДЦП, в которой будет произведена оценка уровня, и родительских компетенции, и адекватных возможностей ребенка при получении знаний. В таком случае мы получим исследование, в котором взаимодействуют и родители, и дети с ДЦП.
Таким образом, объектом исследования являются нарушения речи у старших дошкольников с ДЦП.
Предмет исследования – взаимодействие логопеда с родителями детей с ДЦП для более эффективной коррекции нарушений речи.
Цель – изучить нарушения речи у старших дошкольников с ДЦП, определить содержание логопедической коррекции и включить родителей в коррекционный процесс.
Задачи:
 теоретически изучить особенности речи детей с ДЦП и значимость включенности родителей в процесс абилитации;
 экспериментально провести оценку речи старших дошкольников с ДЦП и родительских навыков помощи детям (педагогических компетенций),
 разработать содержание логопедической работы по коррекции нарушений речи старших дошкольников с ДЦП и рекомендации для родителей, оценить их результаты.
Практическая новизна исследования обусловлена сложностью и многообразием самого заболевания ДЦП, поскольку в каждой семье проводится индивидуальная абилитационная работа, мы хотим выделить из общего контекста абилитационной деятельности – логопедическую работу (время, ресурсы, компетенции родителей). Помочь семьям оценить и улучшить коммуникацию с детьми. И перенести акцент логопедической абилитационной работы, к инициативе родителей, а не специалистов.
Выстроить взаимодействие через обучение родителей.
Исходя из актуальности, цели, объекта и предмета исследования выдвинута следующая гипотеза: у семей детей с ДЦП – очень организованная жизнь, в среднем реабилитация по физической терапии проходит 3, 4 раза в год, в течение 2, 3 недель. Очень часто родители делают акцент в абилитации лишь на физической терапии и упускают интеллектуальные и логопедические занятия, занятия с учителем логопедомдефектологом. Чтобы организовать занятия с логопедом родителям7 требуются дополнительные ресурсы: финансовые, временные, энергетические и др. Исходя из контекста жизни семей ДЦП, мы хотели бы помочь заинтересованным родителям овладеть элементами логопедической работы, для обучения детей в домашней обстановке. В таком случае, следует ожидать, что семья станет более разгруженной, использует освободившиеся ресурсы, на эффективное обучения детей с ДЦП, речевым навыкам.
Методы исследования были выбраны с учетом объекта исследования и соответствуют задачам работы. В процессе исследования будут применяться следующие методы исследования: Теоретические – анализ литературы.
Эмпирические – анкетирование. В исследовании примут участие 10 детей разного возраста с ДЦП и родители детей в количестве 9 человек.
Организация исследования будет осуществлять в течение 2019 – 2021 гг.
Структура работы в соответствии с целью и задачами исследования состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и списка использованной литературы, включающего в себя 76 источников

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Первая глава была посвящена теоретическому изучению «особой семьи» в комплексном исследовании, затрагивая разные социальные, психологические и бытовые аспекты детско-семейных отношений.
С точки зрения социально-культурологического уровня исследования.
Мы рассматривали гипотезу о том, что в современной российской действительности происходит смена медицинской модели инвалидности на социальную модель. Медицинская модель рассматривает ребенка с позиции дефекта, и возможности устранить дефект, вылечить болезнь, а социальная модель делает ребенка – личностью, ценной для общества. Описывает ребенка с инвалидностью, как социальный объект, у такого ребенка есть друзья, увлечения, жизненные цели, а не только медицинский диагноз. То, что называется – абилитация.
При теоретическом изучении особой семьи мы увидели, что изначальным запускающим процессом является медицинский диагноз, здоровье ребенка. Вокруг которого и образуется социально-правовые и психологические сферы влияния на семью. Нам было необходимо понять внутреннюю жизнь семьи, факторы, влияющие на современное положение семьи, и мы увидели, что значительные ресурсы уходят:
 на понимание медицинского диагноза ребенка и осуществления лечения семьей;
 на выстраивание и защиту социально-правовой жизни семьи отстаивание прав, получение льгот, защиту интересов семьи и ребенка;
 на поддержание экономического положения семьи, зачастую происходит распад семьи, снижение доходов семьи, поскольку матери вынуждены ухаживать за ребенком и терять трудовую занятость;
 на поддержание функций семьи.
Что психологическое здоровье семьи выстраивается из многих качеств:76
 принятия ребенка;
 замкнутости и открытости семьи;
 сложности отношений внутри семьи и отношений с членами общества;
 оценки реабилитационных возможностей ребенка.
Проводя теоретическое исследование особой семьи в России, мы поняли, что социальная модель инвалидности, пока не ложится на реалии нашего общества. Возможно – ребенок действительно полноценная личность, но формирование, выращивание этой личности происходит «руками» родителей, а не общества. Родители принимают все решения по запросу социальных услуг, защите прав и собственного функционирования в рамках семьи.
Теоретически изучив родителей, мы также должны были изучить детей. В исследовании принимали участие дети с ДЦП старшего дошкольного возраста. Мы исследовали подробно психоречевое развитие детей.
Психоречевое развитие детей с ДЦП характеризуется нарушением:
 двигательной сферы;
 сочетанным нарушением анализаторов;
 нарушением речи.
ДЦП носит сложный характер и вызывает нарушение всех сторон речи:
лексической, грамматической и фонетико-фонематической.
Изучив речевое развитие старших дошкольников с ДЦП, мы сделали вывод о сложности нарушения и необходимости комплексного подхода в коррекционной работе.
Коммуникация между ребенком и родителями очень важна и используется каждый день в семье. Родителям было предложено взаимодействие: между логопедом, ребенком и ими, делая акцент на освобождения в будущем времени, которое сейчас они тратят на перемещение к логопеду и занятия с логопедом.
Родители проявили внимание к данному аргументу, и мы начали изучение возможностей родителей по совместной работе между педагогами и родителями. Этому было посвящено исследование второй главы.
Мы изучили педагогические возможности родителей по оказанию навыков помощи своим детям, изучили возможности выделить время, затрачиваемое на логопедическую работу. Возможности самообразования родителей и готовность к взаимодействию педагога с семьей.
Также мы оценили для более индивидуальной работы и решения частных задач речевое развитие старших дошкольников с ДЦП. Составили модель логопедической коррекции. Родителям были предложены упражнения, примеры работ с логопедом, даны рекомендации.
По результатам работы были достигнуты небольшие положительные результаты за счет комплексного подхода совместного взаимодействия родителей, логопеда. Подход состоял в планировании логопедической работы и консультировании родителей, выполнении домашних заданий по учебным пособиям, с учетом индивидуальных особенностей развития старших дошкольников с ДЦП.
По результатам анализа контрольного эксперимента. У нас сформировалась
небольшая положительная динамика в развитии устной речи обучающихся.
Часть родителей смогла освоить логопедические навыки по оказанию помощи детям, часть родителей в силу других жизненных обстоятельств не смогли принять активного участия в работе.
Гипотеза о том, что мы можем разгрузить родителей, предоставляя возможность осуществлять самостоятельно логопедическую помощь, нуждается в еще более длительном периоде исследовании.
Анализ контрольного эксперимента позволил сделать вывод об эффективности предложенной работы по взаимодействию логопеда и семьи, присутствует небольшая динамика, но также детям требуется дальнейшая логопедическая поддержка. Таким образом, учитывая все трудности исследования, гипотеза экспериментального исследования подтвердилась в отношении тех, родителей, которые приняли активное участие в работе, все задачи исследования были реализованы.
Благодарим всех родителей и детей за возможность проведения исследования.


1. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным
параличом : доречевой период : кн. для логопеда. М., 1989. 181 с. URL:
http://pedlib.ru/Books/2/0413/2_0413-81.shtml (дата обращения: 01.10.2021).
2. Бабчик Ю. И. Коррекция псевдобульбарных нарушений у больных
детскими церебральными параличами. URL: http://www.sqlapp.ru/
korrekciya-psevdobulbarnyx-narushenij-u-bolnyx-detskimi-cerebralnymiparalichami/ (дата обращения: 01.11.2020).
3. Голдовская А. В., Быков А. А. Государственная и общественная
поддержка семей с детьми-инвалидами, c точки зрения родителей Томской
области // Технологии социальной работы с различными группами населения
: сб. ст. V Междунар. науч.-практ. интернет-конф., 30 нояб. – 05 дек. 2015 г. /под ред. С. Т. Кохана. Томск, 2015. С. 78–83. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=25430196&pff=1 (дата обращения: 01.11.2020).
4. Добряков И. В., Защиринская О. В. Психология семьи и больной
ребенок : учеб. пособие. СПб., 2007. 400 с.
5. Жилищный кодекс Российской Федерации : офиц. текст.. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51057/ (дата обращения:
02.11.2020).
6. Защиринская О. В. Психология детей c задержкой психического
развития : учеб. пособие. СПб., 2007. 168 с.
7. Иваницкая И. Н. Детский церебральный паралич // Исцеление :
альманах. М., 1993. С. 41–65.
8. Иванова В. С. Динамическое состояние инвалидности и
взаимодействия в семье как психологическая проблематика (на примере
детей с ДЦП) // Вестник Томского государственного педагогического
университета. 2009. Вып. 2 (80). С. 113–116. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/dinamicheskoe-sostoyanie-invalidnosti-i80
vzaimodeystviya-v-semie-kak-psihologicheskaya-problematika-na-primere-deteys-dtsp (дата обращения: 08.02.2021).
9. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. М., 2017. 279 с.
10. Ипполитова М. В. Воспитание детей с церебральным параличом в
семье : кн. для родителей. М., 1993. 496 с.
11. Керре Н. Особенные дети. Как подарить счастливую жизнь ребенку
с отклонениями в развитии. М., 2019. 335 с.
12. Клочкова Е. В. Введение в физическую терапию : реабилитация
детей с церебрал. параличом. М., 2016. 288 с.
13. Коменский Я. А. Великая дидактика. СПб., 1875. 309 с. URL:
https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=70969 (дата обращения:
26.10.2021).
14. Конституция Российской Федерации : офиц. текст. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения:
05.07.2021).
15. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим
поражением центральной нервной системы в группах кратковременного
пребывания : учеб.-метод. пособие / Е. А. Стребелева [и др.] ; под ред. Е. А. Стребелевой. М., 2019. 126 с.
16. Кулагина Е. В. Занятость родителей в семьях с детьми-инвалидами
// Социс. 2004. № 6. С. 85–88.
17. Лаврова Г. Н. Особенности семьи ребенка с детским церебральным
параличом // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии.
2014. № 37–2. С. 100-108. URL: https://elibrary.ru/
item.asp?id=21195623 (дата обращения: 20.01.2021).
18. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах :
учеб.-метод. пособие для учителя-логопеда. М., 2001. 224 с.
19. Левина Р. Е. Воспитание правильной речи у детей. М., 1958. URL:
https://studfile.net/preview/1846530/page:2/ (дата обращения: 02.06.2020).
20. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и81
воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата : учеб.
пособие. М., 2001. 192 с
21. Левченко И. Ю. Система психологического изучения лиц с ДЦП на
разных этапах социальной адаптации : автореф. дис. … д-ра психол. наук. М.,
2001. 41 с.
22. Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье,
воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии : метод. пособие. М.,
2008. 239 с. URL: http://pedlib.ru/Books/5/0008/5_0008-1.shtml (дата
обращения: 10.11.2019).
23. Леонова О. А. Консультация для родителей и педагогов
«Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста
// Дошкольная педагогика. 2016. № 6. С. 18–20. URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26697344 (дата обращения: 01.11.2020).
24. Логопедическая абилитация и коррекция в дифференцированной
реабилитации и социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в
развитии / С. А. Игнатьева [и др.]. М., 2002. 367 с.
25. Логопедия : теория и практика / под ред. Т. Б. Филичевой. М., 2021.
608 с.
26. Майрамян Р. Ф. Семья и умственно отсталый ребенок:
(психопатологические и психологические аспекты проблемы) : автореф. дис.
… канд. мед. наук. М., 1976. 24 с.
27. Малофеев Н. Н. Характеристика лексического запаса у учащихся с
церебральным параличом // Дефектология. 1985. № 1. С. 29–33.
28. Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с
церебральным параличом. М., 1998. 155 с.
29. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с
отклонениями в развитии : учеб. пособие. М., 2003. 235 с.
30. Мастюкова Е. М. Физическое воспитание детей с церебральным
параличом : младен., ран. и дошкол. возраст. М., 2000. 127 с.
31. Микляева Н. В., Микляева Ю. В., Виноградова Н. А. Дошкольная82
педагогика : учебник. М., 2019. 411 с.
32. Московкина А. Г. Ребенок с ограниченными возможностями
здоровья в семье : учеб. пособие. М., 2014. 252 с.
33. Налоговый кодекс Российской Федерации : офиц. текст. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения:
02.11.2020).
34. Наумов А. А. Педагогические условия формирования социальнобытовых навыков у детей со спастическими формами детского
церебрального паралича : автореф. дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург,
2005. 24 с.
35. Неретина Т. Г. К вопросу о многоплановости понятия «дети с ОВЗ»
в условиях смены образовательной парадигмы // Здоровьесбережение в
условиях цифровой образовательной среды: от проблем - к решениям : сб.
науч. тр. по результатам Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. /
отв. ред. И. А. Кувшинова. Магнитогорск, 2021. С. 91–97. URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46170967&selid=46170993 (дата
обращения: 10.11.2019).
36. Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком : рук. для родителей.
М., 2015. 242 с.
37. О государственной социальной помощи : федер. закон № 178-ФЗ :
[принят Гос. Думой 25 июня 1999 г. : одобрен Советом Федерации
02 июля 1999 г.]. URL: http://www.consultant.ru/-
document/cons_doc_LAW_23735/ (дата обращения: 20.10.2021).
38. О государственном пенсионном обеспечении в Российской
Федерации : федер. закон № 166-ФЗ : [принят Гос. Думой 30 нояб. 2001 г. :
одобрен Советом Федерации 05 дек. 2001 г.]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34419/ (дата обращения:
01.10.2021).
39. О дополнительных мерах государственной поддержки семей,
имеющих детей : федер. закон № 256-ФЗ : [принят Гос. Думой 22 дек. 2006 г.83
; одобрен Советом Федерации 27 дек. 2006 г.]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64872/ (дата обращения:
20.10.2021).
40. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации : федер.
закон № 181-ФЗ : [принят Гос. Думой 20 июля 1995 г. : одобрен Советом
Федерации 15 нояб. 1995 г.]. URL: http://www.consultant.ru/-
document/cons_doc_LAW_8559/ (дата обращения: 01.10.2021).
41. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон № 273-ФЗ :
[принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : одобрен Советом Федераций
26 дек. 2012 г.]. URL : http://www.consultant.ru/document/-
cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 06.07.2020).
42. Об обязательном медицинском страховании в Российской
Федерации : федер. закон № 326-ФЗ : [принят Гос. Думой 19 нояб. 2010 г. :
одобрен Советом Федерации 24 нояб. 2010 г.]. URL: http://www.consultant.ru/-
document/cons_doc_LAW_107289/ (дата обращения: 21.10.2021).
43. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации :
федер. закон № 323-ФЗ : [принят Гос. Думой 01 нояб. 2011 г. : одобрен
Советом Федерации 09 нояб. 2011 г.]. URL: http://www.consultant.ru/-
document/cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения: 20.10.2021).
44. Обухова Н. В. Семейное воспитание детей с нарушением речи :
учеб.-метод. пособие. Екатеринбург, 2019. 128 с.
45. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению : учеб.
пособие / под ред. Т. В. Волосовец. М., 2002. 200 с.
46. Петухова А. В. Повышение уровня компетентности семей,
имеющих детей с речевыми нарушениями через интеграцию работы учителя
логопеда и педагога-психолога // Научные труды SWORLD. 2012. № 3. С. 3–
5. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18039262 (дата обращения:
01.11.2020).
47. Подласый И. П. Воспитание детей в семье : курс лекций по коррекц.
педагогике. M., 2002. 349 с. URL: https://pedlib.ru/Books/1/0153/1_0153-84
312.shtml (дата обращения: 20.10.2021).
48. Приходько О. Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией :
метод. пособие. СПб., 2006. 65 с.
49. Приходько О. Г. Ранняя помощь детям с церебральным параличом в
системе комплексной реабилитации. СПб., 2008. 208 с.
50. Реабилитация детей с ДЦП : обзор соврем. подходов в помощь
реабилитац. центрам / Е. В. Семенова [и др.]. М., 2018. 584 с.
51. Рыжова Н. В. Семейное воспитание детей с речевыми
нарушениями. URL: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met86/met86.pdf (дата
обращения: 20.10.2021).
52. Саввиди М. И. Особенности взаимодействия учителя-логопеда и
родителей в процессе коррекционной работы // Science Time. 2015.
№ 10 (22). С. 314–317. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24386722 (дата
обращения: 26.10.2021).
53. Селигман М., Дарлинг Р. Б. Обычные семьи, особые дети : систем.
подход к помощи детям с нарушениями развития. М., 2013. 368 с.
54. Семенова К. А. Лечение двигательных расстройств при детских
церебральных параличах. М., 1976. 185 с.
55. Семенова К. А., Мастюкова Е. В. Клиника и реабилитационная
терапия детей с церебральным параличом. М., 1973. 210 с.
56. Семенова К. А. Медицинская реабилитация и социальная адаптация
больных детским церебральным параличом. Ташкент, 1979. 146 с.
57. Сергиенко А. И. Позитивная личностная трансформация и
посттравматический рост у родителей детей с особенностями
психофизического развития // Дефектология. 2018. № 1. С. 23–33.
58. Смирнова И. А. Логопедическая диагностика, коррекция и
профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия,
ОНР : учеб.-метод. пособие для логопедов и дефектологов. СПб., 2020. 320 с.
59. Смирнова И. А. Наш особенный ребенок : практ. курс для
родителей. СПб., 2020. 192 с.85
60. Собкова Е. В., Лемтюгова Е. А. Использование приемам
моделирования в логопедической работе с дошкольниками с детским
церебральным параличом // Инновационные технологии в образовании и
науке : материалы Междунар. науч.-практ. конф., 07 мая 2017 г. :
в 2 т. / отв. ред. О. Н. Широков. Чебоксары, 2017. Т. 1. C. 191-194. URL:
https://interactive-plus.ru/e-publications/e-publication-408.pdf (дата обращения:
26.10.2021).
61. Современные принципы ранней диагностики и комплексного
лечения перинатальных поражений центральной нервной системы и детского
церебрального паралича : метод. пособие / сост. С. А. Немкова. М., 2013.
76 с.
62. Солодянкина О. В. Воспитание ребенка с ограниченными
возможностями здоровья в семье : практ. пособие. М., 2007. 80 с.
63. Тимошкина Е. В., Нелидкин А. М. Гендерный аспект
трудоустройства и профессионального самоопределения женщин //
Социально-экономические аспекты развития современного общества :
межвуз. сб. науч. тр. / Рязан. гос. радиотехн. ун-т ; под ред. С. В. Демидова.
Рязань, 2014. С. 237–247.
64. Ткачева В. В., Болотова Н. П., Устинова Е. В. Психокоррекционная
работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья. М., 2019.
191 с.
65. Ткачева В. В. Психологическое изучение семей, воспитывающих
детей с отклонениями в развитии. М., 2004. 157 с.
66. Ткачева В. В. Семья ребенка с ограниченными возможностями
здоровья : диагностика и консультирование. М., 2014. 160 с.
67. Трубникова Н. М. Структура и содержание речевой карты : учебметод. пособие. Екатеринбург, 1998. 51 с.
68. Трудовой кодекс Российской Федерации : офиц. текст. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения:
20.10.2021).86
69. Тындик А. О., Васин С. А. Положение детей-инвалидов и их семей
по данным переписей населения // Журнал исследований социальной
политики. 2016. Т. 14. № 2. С. 167–180. URL: https://cyberleninka.ru/
article/n/polozhenie-detey-invalidov-i-ih-semey-po-dannym-perepisey-naseleniya
(дата обращения: 20.10.2021).
70. Федеральная служба государственной статистики : офиц. сайт.
URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 02.04.2021).
71. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии :
учеб. пособие. М., 1989. 223 с.
72. Финни Н. Р. Ребенок с церебральным параличом : помощь, уход,
развитие : кн. для родителей. М., 2001. 336 с.
73. Халилова Л. Б. Особенности усвоения лексико-семантических
закономерностей языка учащимися с церебральным параличом //
Дефектология. 1984. № 5. С. 63–68.
74. Хуснетдинова Д. Н. Качество жизни матерей детей-инвалидов как
социальная проблема // Научные труды Центра перспективных
экономических исследований Академии наук Республики Татарстан. 2014.
Вып. 7. C. 90-99. URL: https://cpei.tatarstan.ru/ (дата обращения: 01.11.2020).
75. Чернова П. А. Конституционно-правовые основы защиты детей инвалидов в Российской Федерации // Juvenis Scientia/ Юридические науки и
политология. 2018. № 2. С. 24–29. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionno-pravovye-osnovy-zaschity-deteyinvalidov-v-rossiyskoy-federatsii/viewer (дата обращения: 01.11.2020).
76. Шереметьева Е. В. Коррекционно-предупредительное воздействие в
раннем возрасте : система занятий с детьми и их родителями. М., 2017. 176 с.
URL: https://www.nbcmedia.ru/upload/iblock/e78/sher_kor_pred_
verstka.pdf (дата обращения: 01.11.2020)

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ