Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ И МЕТОДИКА ЕЁ ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

Работа №94638

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы69
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
173
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ
БЕЗОПАСНОСТИ 7
1.1. Определение термина «Культура безопасности» 7
1.2. Основные структурные компоненты культуры безопасности 1 3
1.3. Педагогические условия формирования культуры безопасности у
обучающихся 18
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ
БЕЗОПАСНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 26
2.1. Методы воспитания культуры безопасности у обучающихся 27
2.2. Деятельность учителя по формированию культуры безопасности
у обучающихся 34
2.3. Диагностика культуры безопасности обучающихся в
общеобразовательном учреждении 39
2.4. Методические рекомендации по формированию культуры
безопасности у обучающихся на уроках ОБЖ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65

Безопасность - необходимое условие стабильного и успешного развития человека, общества, государства и цивилизации в целом.
Создание новых более эффективных систем и технологий управления безопасности - одна из основных задач человечества на современном этапе, так как опасные и чрезвычайные ситуации разного происхождения стали объективной реальностью жизнедеятельности человека и несут угрозу его здоровью, жизни, наносят значительный ущерб окружающей природной среде и влекут огромные материальные потери.
Российская Федерация, как государство уделяет большое внимание вопросам по формированию культуры безопасности жизнедеятельности на всех уровнях, обеспечение безопасности населения является одним из приоритетных элементов высокого уровня жизни. Слова Воробьёва Ю.Л., к.п.н., первого заместителя Министра МЧС России на XI международной конференции по проблемам безопасности человека и общества: «Безопасность - необходимое условие дальнейшего развития цивилизации», как отражение сегодняшней политики государства в сфере безопасности.
МЧС России при поддержке Министерства Просвещения РФ активно использует различные средства и методы для выработки у населения культуры безопасного поведения. Это и ведение предмета основы безопасности жизнедеятельности (далее ОБЖ) в школах, и подготовка учащихся в учебных заведениях и общественных движениях. Большую роль играет обучение и воспитание в семье.
«Общеизвестно, что основа формирования культуры безопасности жизнедеятельности: это образование, как триединый процесс воспитания, обучения и развития личности»[15].
В современной науке написано много исследовательских работ, рассматривающих формирование культуры безопасности учащихся в общеобразовательных учреждениях с различных сторон. Безопасность в образовании, как социально - педагогическая проблема и теоретические основы культуры безопасности рассматривалась в научных работах В.В. Анисимова, В. В. Балясникова, Е.В. Бурмистровой, Ю.Л. Воробьева, В.В. Гафнера, Л.Н. Гориной, В.Н. Мошкина, Л.А. Михайлова, С.В. Петрова, В.В. Попадейкина, Ю.В. Репина, А.М. Якупова, В.Д. Ширшова и других авторов освещающих этот вопрос.
Образование, как социальный институт, может и должно внести свой реальный вклад в повышение уровня безопасности человека и общества. Чтобы система образования могла проявить себя в полной мере, необходимо создать непрерывную систему обучения в области безопасности жизнедеятельности от рождения ребенка до глубокой старости, немаловажную роль в этом должно играть не только обучение, но и воспитание.
В современном мире не только специалисты, но и общество в целом стали осознавать, что для безопасной деятельности и жизни нужно с малых лет формировать у каждого человека определенные качества личности, способствующие развитию культуры безопасности.
«Культура безопасной жизнедеятельности, как учебная дисциплина интегрирует в себе достижения следующих наук: психологии, права, физиологии, гигиены и ряда других. Она также объединяет в себе такие дисциплины, как охрана труда, гражданская оборона, охрана окружающей среды т.д.»[18].
«Культура безопасной жизнедеятельности, как научное направление решает комплексные проблемы безопасной жизнедеятельности и становится методологической базой для других наук, таких, как этика, антропология, эргономика, точные науки и др. Культура безопасной жизнедеятельности, как область научных знаний создает необходимые условия для дальнейшего существования всей цивилизации через формирование безопасного общества. Она включает специальные структуры и отношения: безопасный стиль жизни, безопасную власть и политику »[32].
В настоящее время работы по формированию культуры безопасности у обучающихся безусловно актуальны, так как возникают новые внутренние и внешние опасности и риски для человечества. В России с каждым годом увеличивается количество людей, пострадавших и погибших в транспорте различного типа, от пожаров, от негативных социальных, природных и техногенных факторов, действие которых, скорее всего, в ближайшее время, не уменьшится.
Сложившаяся ситуация свидетельствует о необходимости принятия мер как преподавателями, так и образовательными организациями в целом, в сфере формирования культуры безопасности обучающихся. Одной из важнейших задач образования является формирование культуры безопасности. Культура безопасности является неотъемлемой частью современного человека, включающая в себя набор характеристик и особенностей поведения каждого человека.
Лучшая профилактика опасностей в любой образовательной организации - это целенаправленная работа, организуемая по определенной структуре (плану) в которой четко определены средства, формы и методы воспитательного и профилактического воздействия.
В выпускной квалификационной работе рассмотрены как теоретические и правовые основы, так и методика, направленная на формирование культуры безопасности обучающихся в образовательной организации.
Противоречие нашего исследования выражается в необходимости формирования культуры безопасности у обучающихся в образовательной организации и недостатками ее реализации на практике преподавания ОБЖ.
Объект исследования: процесс преподавания «Основ безопасности жизнедеятельности».
Предмет исследования: формирование культуры безопасности у обучающихся в образовательной организации.
Цель исследования: разработать методические рекомендации по формированию культуры безопасности у обучающихся на уроках ОБЖ.
Для достижения указанной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать научную и правовую литературу по проблеме формирования культуры безопасности у обучающихся.
2. Рассмотреть методы воспитания и деятельность учителя по формированию культуры безопасности у обучающихся.
3. Разработать методические рекомендации по формированию культуры безопасности у обучающихся на уроках ОБЖ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, основной части, заключения, а также списка использованной литературы и приложений.
В первой главе освещена общая характеристика культуры безопасности, ее основные компоненты, условия формирования у обучающихся.
Во второй главе обозначена деятельность учителя по формированию культуры безопасности у школьников, процесс диагностики формирования культуры безопасности у обучающихся и методы воспитания культуры безопасности, а также разработаны методические рекомендации по формированию культуры безопасности на уроках ОБЖ.
В заключении сделаны выводы по главам выпускной квалификационной работы и составлены рекомендации по проведению работы по формированию культуры безопасности у обучающихся.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Формирование у обучающихся современной культуры безопасности является одной из ключевых задач современного общего образования. Формирование культуры безопасности происходит на всех школьных предметах, но основной вклад в формирование современного уровня культуры безопасности принадлежит предмету «Основ безопасности жизнедеятельности». Цель исследования: разработать методические
рекомендации по формированию культуры безопасности у обучающихся на уроках ОБЖ. Для достижения цели была проделана следующая работа:
1. Изучили и проанализировали законодательную базу, литературные источники для поиска реальных и перспективных направлений решения проблемы исследования.
2. Проанализировали определения термина «Культура безопасности». Мы определили из данных в первой главе определений наиболее общее, которое включает в себя наибольшее количество основных смысловых единиц, а именно: деятельность, развитие, отношение и поведение. Приведем данное определение. «Культура безопасности - составная часть общей культуры, выраженная в синтезе жизненных ценностей, знаний, умений и отношений к безопасности в профессиональной и бытовой деятельности, обеспечивающих не только самосохранение социумов, но их развитие»[8].
3. Определили основные структурные компоненты формирования культуры безопасности. В содержание культуры безопасности входят следующие аспекты: деятельность как основа структуры культуры безопасности (мотивация, знания, умения и т.д.), личностные качества человека в структуре культуры безопасности (ценностные ориентации, личностные смыслы и т.д.), компоненты культуры как основное содержание культуры безопасности (нравственная, эстетическая, экологическая и т.д. культура).
4. Проработали педагогические условия формирования культуры безопасности у обучающихся. Определили, что обозначенные нами структурные компоненты культуры безопасности как предпосылка готовности к безопасной жизнедеятельности могут изменяться в негативном или позитивном направлении в зависимости от ряда педагогических условий и в первую очередь от уровня культуры безопасности учителя. Эффективность формирования культуры безопасности зависит от характеристик, конкретного содержания и соотношения ряда других аспектов (формы предъявления фрагментов культуры, методов воздействия и т.д.) учебно-воспитательной задачи, влияющих на содержание и объем присваиваемой культуры безопасности или формируемые качества деструктивности и виктимности у обучающихся.
5. Проанализировали методы воспитания культуры безопасности у обучающихся. Применительно к школьной практике под методами воспитания культуры безопасности следует понимать педагогически целесообразные способы взаимодействия учителя и обучающихся в ходе присвоения культуры безопасности. Применение методов воспитания культуры безопасности позволяет учителю оказывать непосредственное воздействие на обучающихся с целью формирования у них определенных качеств, ценностных установок, побуждений, а также подкреплять или корректировать поведение.
6. Рассмотрели деятельность учителя по формированию культуры безопасности на уроках ОБЖ основного и среднего общего образования на примере рабочих программ, совместно разработанных авторами: В. Н. Латчук, С. К. Миронов, С. Н. Вангородский, М. А. Ульянова. [23;26]
В процессе урочной деятельности учитель ОБЖ должен способствовать формированию у обучающихся не только культуры безопасности, но и общей культуры, содействовать овладению системой знаний и представлений о безопасности жизнедеятельности, владеть системой умений безопасной жизнедеятельности, опытом творческого решения проблем безопасности, быть готовым к самоконтролю за уровнем безопасности, развитию мотивации к безопасной жизнедеятельности и личностных качеств, характеризующих сформированность культуры безопасности.
7. Изучили диагностику сформированности культуры безопасности у обучающихся на уроках ОБЖ. Под ней следует понимать составляющую учебно-воспитательного процесса, основной функцией которой является получение информации о результатах развития готовности обучающихся к безопасной жизнедеятельности. При диагностике культуры безопасности у обучающихся используются различные критерии: эталоны, параметры, показатели, шкалы, нормы и эквиваленты. Основные параметры диагностики готовности к безопасной жизнедеятельности определяют аспекты оценки: сформированность компонентов безопасной жизнедеятельности, развитие личностных качеств как основы безопасности.
8. Разработали методические рекомендации по формированию культуры безопасности у обучающихся на уроках ОБЖ на примере раздела «Здоровый образ жизни», который изучается с 5 по 11 классы на протяжении 35 часов. Данные методические рекомендации основаны на использовании методов воспитания культуры безопасности, разработаны с учетом возрастных особенностей обучающихся, с ориентацией на практическую деятельность обучающихся. Предлагаемые методические рекомендации соответствуют требованиям ФГОС второго поколения и разработаны на основе рабочих программ основного и среднего общего образования авторов - составителей В. Н. Латчука, С. К. Миронова, С. Н. Вангородского, М. А. Ульяновой[23,26].
Таким образом, мы выполнили поставленные задачи исследования. Нами достигнута цель выпускной квалификационной работы. Разработанные методические рекомендации, можно рекомендовать для внедрения на уроках ОБЖ в ОУ.


1. Айзман Р. И. Теоретические основы безопасности
жизнедеятельности / Р. И. Айзман, С. В. Петров, В. М. Ширшова. - Новосибирск: АРТА, 2011. - 208 с. - (Серия «Безопасность
жизнедеятельности»)
2. Аюбов Э. Н. Культура безопасности жизнедеятельности как ключевой фактор снижения рисков / Э.Н. Аюбов, Р.А. Дурнев // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. - Москва: ВИНИТИ, выпуск 2, 2005.
3. Безопасность деятельности: Энциклопедический словарь / под ред. засл. деят. науки и техники РФ, д-ра техн. наук, проф. О. Н. Русака. Санкт - Петербург: Информационно - издательское агентство «ЛИК», 2003.
4. Безопасность человека: учеб.- метод. пособие для
образовательных учреждений / под ред. Л. И. Шершнева. - Москва: Фонд национальной и международной безопасности, 1994. - С. 93
5. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. - Санкт - Петербург: Изд-во «Питер», 2000. - 304 с.
6. Гафнер В. В. Обзор российских диссертационных исследований в области формирования культуры безопасности // Безопасность жизнедеятельности. 2013. № 9. 18-23 с.
7. Гафнер В. В. Основы безопасности: понятийно
терминологический словарь /В. В. Гафнер. - Москва: ФЛИНТА, Наука 2016. - 280 с. - (Серия «Педагогика безопасности»).
8. ГОСТ Р БЧС Формирование культуры безопасности жизнедеятельности. Термины и определения.
9. Дружинин В. Н. Психология общих способностей /В. Н. Дружинин. - Санкт - Петербург: Питер, 2002. - 368 с.
10. Дурнев Р. А. Культура безопасности жизнедеятельности как ключевой фактор снижения рисков. /Наука и стратегия на службе безопасности: Центру стратегических исследований гражданской защиты МЧС России 10 лет // Под общ. ред. В.А. Акимова. МЧС России. С. 234-243. - Москва: Деловой экспресс, - 384 с.
11. Дурнев Р. А. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности учащихся 5-11 кл.: метод. пособ. / Р.А. Дурнев, А. Т. Смирнов. - Москва: Дрофа, 2008. - 156 с.
12. Евтеев В. А. Педагогические условия формирования культуры безопасной жизнедеятельности у учащихся начального профессионального образования: авто-реф. дис. канд. пед. наук. - Москва, 2007.
13. Есипова А. А. Основные структурные компоненты культуры безопасности жизнедеятельности /А. А. Есипова, Э. М. Ребко // Молодой ученый. 2014. № 18.1. С. 36-38.
14. Зарубина Р. В. Формирование культуры безопасности /Зарубина Р. В. // ВЕСТНИК ТГПИ А.П. ЧЕХОВА 2018 №4.
15. Латчук В. Н., Марков В. В., Мишин Б. И., Миронов С. К., Колодницкий Г. А., Хабнер М. И. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) общеобразовательной школы по основам безопасности жизнедеятельности. Москва: Дрофа, 2001...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ