ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНОЙ, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕ
РАТУРЫ НА ТЕМУ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1. Понятийный аппарат 5
1.2.Основы духовно-нравственного воспитания 8
1.3.Роль предмета ОБЖ в духовно-нравственном воспитании учащихся 13
Вывод по 1 главе: 18
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ ДУХОВНО-
НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ОСНОВ БЕЗОПАС
НОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Деятельность учителя основ безопасности жизнедеятельности по духовно-нравственному воспитанию учащихся 19
2.2 Методика внеурочной деятельности учителя основ безопасности жизнедеятельности по формированию духовно-нравственного мира школьни
ка 24
2.3. Диагностика результатов исследования 38
Вывод 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
Изучение духовно-нравственного воспитания в рамках обеспечения безопасности жизнедеятельности обусловлено тем, что система образования обладает свойством постоянно совершенствоваться. Вслед за аспектами образования трудности образования трасформируются в другие проблемы в различных сферах жизни общества. Всё новое должно быть связано с моральными принципами и историческими традициями. Воспитание нового поколения в здоровом духовно-нравственном обществе поможет решить многие проблемы связанные с безопасностью жизнедеятельности.
В современном мире, в период занчительных изменений, важно сохранить духовное пространсво и нравственные устои, что позволит укрепить сплоченность общества. Сейчас русские переживают катастрофу: они теряют свои моральные и духовные ориентиры, свою веру в стветлое будущее. В ходе модернизации образовательных программ воспитательная деятельность часто менялась, а истинные духовно-нравственные ценности терялись в воспитании и, в конечном счёте, это приводило к возникновению опасных идеологий, разрушению института семьи и увеличению количества громадных правонарушений. Сейчас целью системы образования является развитие личности, безопасной, прежде всего, для себя, окружающей среды, ориентированной на развитие и способной защитить себя от внешнихугроз.
Актуальность изучения темы. Воспитание с социокультурных позиций раскрывается как восхождение человека к культуре современного общества, имеющей глубинные духовно-нравственные традиции. Так как воспитание человека является постоянным процессом, то целесообразно будет вводить данную тему в период школьного обучения.
Степень разработанности проблемы и теоритическая база исследования. Духовно-нравственное воспитание проявлялось в трудах классиков педагогики и русских писателей В.Г. Белинского, К.Д. Ушинского и др. В комплексном рассмотрении проблем воспитания во времена СССР различные аспекты духовно-нравственного воспитания нашли отражение в работах Н.И. Болдырева, В.И. Журавлева, Б.Т. Лихачева, В.Д. Ширшова и др.
Противоречие исследования заключается в необходимости включения элементов морально-нравственного воспитания в период школьного обучения, но процесс принятия учащимися элементов преподаваемого им материала будет затруднён из-за навязанных современным обществом моделей лже-поведения.
Проблема исследования: какова методика преподавания духовнонравственного воспитания при формировании личности на уроках ОБЖ?
Объект исследования - формирование духовно-нравственного воспитания у учащихся.
Предметом исследования является методика преподавания основ духовно-нравственного воспитания на уроках безопасности жизнедеятельности.
Цель данной работы: формирование представления о роли духовнонравственного воспитания в становлении личности.
Гипотеза исследования. Мы предположили, что духовнонравственное воспитание должно оказывать влияние на формирование личности современного человека.
Задачи:
• Изучить литературу по данной теме, уточнить понятия;
• Разработать методику использования методов и форм духовнонравственного воспитания на уроках ОБЖ;
• оценить результат исследований.
Методы исследования. В работе использовались теоретические методы исследования: анализ, синтез, аналогия, сравнение, обощение и эмпирические методы исследования: наблюдение, диагностика, описание.
Ребёнок - это чистый лист. Придя в наш мир, он абсолютно наивен и невинен, и то каким он вырастет, зависит от его окружения.
С пелёнок его окружают родители, потом воспитатели в детском саду, а когда ребёнок подрастает, его отдают в школу, которая станет главным уроком в жизни длинною в 11 лет. Школьные учителя навсегда оставят след в жизни ребёнка. Несомненно, каждый учитель несёт свою роль и накладывает свой отпечаток. Но я бы хотела обратить внимание на учителя ОБЖ.
Учитель ОБЖ у многих вызывает ироничную улыбку и непонимание того, чем же полезен школьнику данный учитель. Но, если подумать, то ведь на самом деле именно этот человек показывает нам мир таким, какой он есть. В начальных классах предмет данного учителя называется «окружающий мир», название которого говорит само за себя. Именно на нём закладываются первоначальные знания и представления ребёнка о том, что его окружает. Позже этот предмет разойдётся на много других, более узких направлениях. В средней школе на ОБЖ рассказывают об опасностях, которые могут встретиться и учат с ними бороться. Добросовестный подход учителя к обучению школьника может помочь спасти им чью-то или его самого жизнь. В старшей школе учитель формирует гражданскую позицию, закладывает первоначальные навыки по защите своего государства.
За все года учитель ОБЖ прививает школьнику чувство патриотизма, которое проявляется в любви к своей малой Родине, к своей стране, окружающей его природе и заботе об этом. Он помогает ученику определиться с его дальнейшим будущим, выбором своей профессии и жизненного пути.
Для меня это всё не просто слова. Мне учитель ОБЖ помог определиться. Я поступила в кадетский корпус, далее начала службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации и поступила в педагогический университет. Моя цель - достигнуть высот в военном деле, набраться опыта, а далее стать тем самым учителем, формирующим новое поколение.
Духовно-нравственные ценности составляют и напоняют духовную жизнь общества, поэтому одной из задач российского образования является укоренение в сознании молодого поколения основных важных понятий: родина, семья, родной язык, родная природа, народ и его история, а также вера в идеи добра и справедливости, различие добра и зла. Нынешние образовательные учреждения должны ориентироваться на общечеловеческие ценности, однако они пока не обладают столь содержательной стороной приобщения подрастающих поколений к этим ценностям и не владеют характерной технологией духовно-нравственного воспитания.
Социальный заказ, отраженный в государственных документах об образовании, ставит главной задачей воспитание высоконравственной, духовно богатой гармонично развитой молодёжи.
На данный момент времени педагогическая наука нуждается в более современном и свежем подходе ко всему, что связанно с духовным и нравственным воспитанием человека. Анализируя имеющиеся установки духовнонравственного становления человечества, мы видим, что изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, сопровождающиеся изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни, привели к значительному делению общества и утрате духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательный потенциал культуры, искусства и образования как одних из важнейших факторов формирования духовности и нравственности. На этом фоне возросли социальные и экологические опасности и другие угрозы для сбалансированной жизни людей. Возникла необходимость создания реальных условий, способствующих здоровому формированию духовно-нравственных качеств личности.
Формирование личности достигается, если обеспечивается влияние на человека и гармонично складываются многообразные отношения из мира духовной деятельности и ценностей, обеспечивает развитие мотивов и потребностей. Но, в то же время, анализируя закономерности воспитания, необходимо отметить и то, что осознанное отношение к своему совершенствованию — это основное объективное условие продолжения и сохранения жизни. И в этом смысле воспитание — явление, сохраненное в генетическом коде народа. Важным фактором в развитии выступает личность самого человека как саморегулирующего, самодвижущего, саморазвивающегося индивида.
Особенностью существования современного общества является взаимосвязь между его развитием и безопасностью: человеческий социум эволюционирует в процессе своей деятельности и в историческом масштабе, параллельно этому расширяются границы сферы различных опасностей, где выделенная активность индивидов, как каждого по отдельности, так и общества в целом, представляет собой определяющий критерий «устойчивости жизни». В настоящий момент данный критерий преобразован в понятие «устойчивое развитие», где органическая целостность и гармоничное существование составляющих «человек - природа - общество» возможны только при определенных обстоятельствах. Для молодых людей характерно отсутствие описанной тенденции, и, по наблюдениям президента Всероссийской организации качества Г.П. Воронина, им свойственно «потребительство, культ материального достатка и беззаботной жизни», что, по его мнению, не отвечает вызовам современного мира с его непостоянством и противоречиями. С точки зрения исследователя, указанная возрастная категория населения РФ не обладает должным отношением к окружающей действительности, ввиду того, что оно представляет собой особую среду, где проходит жизнь молодого человека и которая оказывает влияние на построение его потребностей, ценностных ориентаций, мотивов деятельности, духовных интересов, нравственных установок и т.д. Это повод к пересмотру учебного процесса ввиду того, что понятия «личность безопасного типа» и цели духовно-нравственного воспитания отражают взаимосвязанные явления и процессы. Они как социальное явление содержат научные знания о безопасности человека и общества. Данная деятельность направлена на сохранение жизни и ДНВ, как научная дисциплина, систематизирует и отражает законы безопасности человека и общества.
В результате выполнения данной работы была обоснована справедливость гипотезы о необходимости духовно-нравственного воспитания. Было выяснено, что для безопасной жизнедеятельности является осознание ценности собственной жизни и жизни другого человека и сохранение физического и духовного здоровья своих собственных и окружающих людей. Воспитание духовных и нравственных качеств человека помогает уважительное отношение к законам и правилам общества, что поможет осуществлять жизнедеятельность по законам безопасности (профилактика, минимизация, преодоление, устранение последствий вредных и опасных факторов).
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены.
1. Безопасность человека. Учебно-методическое пособие для преподавателей образовательных учрeждeний по курсу «Основы бeзопасности жизнедеятельности / под ред. Л.И. Шершнёва.- Москва: Фонд национальной и международной безопасности. 1994.
2. Беспалько, В.П. Не пора ли менять стратегию образования? [Текст] / В. П. Беспалько // Педагогика. - 2001. - № 9. - С.87-95.
3. Виноградов С.Н., Кузьмин А.Ф. Логика. Учебник для средней школы, Москва: УЧПЕДГИЗ, 1954.
4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]/ под ред. В.В. Давыдова. - Москва, 1991.- С.54.
5. Гаязов А.С. Гражданское воспитание в новых условиях развития российской государственности // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. - Вып. 4 / отв. ред. М.А. Галагузова. - С. 359 - 371.
6. Гаязов А.С. Общество, государство: Воспитание гражданина. - Уфа: Башкирия пед. ин-т, 1998. - 90 с.
7. Гей М.И. Формирование готовности будущих учителей к нравственному воспитанию школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Киев, 1986. - 18 с.
8. Гербард, И.Ф. Воспитание нравственности [Текст]/ И. Ф. Гербард. - Москва: Наука, 1998. - С.199
9. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 г. - Москва.
10. Ильина Т.И. Педагогика. - Москва: Просвещение, 1984. - 491 с.
11. Игнатова, В.В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в образовательном процессе. - Красноярск, 2000. - 272 с.
12. Коркия, Э.Д. Духовно-нравственное воспитание молодежи как фактор безопасности России. Журнал «Вестник Моссковского университета» Серия 18. Социология и политология. 2010. № 3
13. Корнетов, Г. Современная педагогика в поисках гуманистической парадигмы [Текст] / Г. Корнетов // Новый педагогический журнал. - 1996, №1.- С.15.
14. Конституция Российской Федерации. - Москва: Известия. - 1999. - 59 с.
15. Концепция военно-патриотического воспитания молодежи // ОБЖ. - 1998. - № 7. - С. 4-10...