ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОПРОСА «ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ ВО ВРЕМЯ АКТИВНОГО ОТДЫХА НА ПРИРОДЕ И БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПРИ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИИ» 6
1.1. Характеристика активного отдыха на природе 6
1.2. Виды опасных ситуаций во время активного отдыха на природе и
безопасное поведение при их возникновении 9
1.3. Опасные ситуации во время активного отдыха на природе, характерные
для Уральского региона 20
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ВО ВРЕМЯ АКТИВНОГО ОТДЫХА НА ПРИРОДЕ 25
2.1. Анализ нормативной документации по теме «Опасные ситуации во время
активного отдыха на природе и безопасное поведение при их возникновении» 25
2.2. Разработка внеурочного мероприятия по теме «Опасные ситуации во
время активного отдыха на природе и безопасное поведение при их возникновении» 39
2.3. Оценка эффективности внеурочного мероприятия по теме «Опасные ситуации во время активного отдыха на природе и безопасное поведение при
их возникновении» 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 61
На сегодняшний день одной из проблем современного общества является отдаление от природы, так как численность городского населения превышает порядка 70%, и, как правило, люди не представляют, какие опасности подстерегают их на природе. Несмотря на то, что в нашем веке из-за технологического прогресса происходит снижение двигательной активности населения, многие люди все же предпочитают активный отдых пассивному. Этот вид отдыха, как мы знаем, подразумевает собой наличие физической активности, которая не должна вызывает утомления. Активный отдых на природе положительно влияет на наш организм, на наше физическое и психологическое состояние, так как происходит смена привычной обстановки, смена привычной повседневной деятельности, нас окружает природа и семья или друзья, мы получаем положительные эмоции.
В связи с популярностью отдыха на природе, но неподготовленностью к окружающим опасностям, люди часто попадают в экстремальные ситуации. По данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по итогам эпидемического сезона 2019 г. в Российской Федерации было зарегистрировано более 560 тысяч случаев обращений в медицинские организации по поводу укусов клещами, при этом, каждый четвертый из этой цифры - ребенок. Статистика утонувших, за последние 5 лет, насчитывает более 60 тыс. человек. Из них 14 тыс. - дети. Большая часть смертей произошла по вине потерпевших. Они купались в неположенных местах или были в пьяном виде.
В связи с этим мы делаем вывод, что каждому человеку необходимо понимать, что представляет собой активный отдых, какие опасные ситуации возможны во время того или иного вида активного отдыха на природе, а также знать и уметь применять правила безопасного поведения во время возникновения опасных ситуаций в условиях природы. Получить эти знания лучше всего в период обучения в школе на уроках ОБЖ, так как именно в этот период происходит его самостоятельное «знакомство» с окружающим миром и с природой.
Актуальность темы нашего исследования выражается в необходимости обучения подростков безопасному поведению во время активного отдыха на природе, а также безопасному поведению при возникновении опасных ситуаций. В настоящее время, обучение, по данному вопросу осуществляется в образовательных организациях посредством изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Существует необходимость усиленной подготовки обучающихся к возможному возникновению опасных ситуаций во время активного отдыха на природе и безопасным действиям при их возникновении и недостаточной методической разработкой процесса этой подготовки. При изучении темы: «Опасные ситуации во время активного отдыха на природе и безопасное поведение при их возникновении» на уроках по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в недостаточной мере отражены многие опасные ситуации, которые могут произойти в во время активного отдыха на природе. Практической подготовке, по данной тематике, уделяется недостаточно внимания и времени, несмотря на то, что практическая подготовка обучающихся к защите от опасных ситуаций, является важнейшей задачей при изучении данной темы.
Цель исследования: разработка методических рекомендаций по обучению безопасному поведению во время активного отдыха на природе и действиям при возникновении опасных ситуаций.
Задачи исследования:
• Изучить и проанализировать литературу и нормативные акты по теме исследования.
• Изучить формы и методы обучения безопасному поведению обучающихся во время активного отдыха на природе.
• Разработать методические рекомендации по обучению безопасному поведению во время активного отдыха на природе.
База исследования: Серовский техникум сферы обслуживания и питания.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Активный отдых - деятельность, снимающую утомление и отличающуюся от той, которая вызвала утомление. Активных отдых в природных условиях, в целом, положительно влияет на наше физическое и психологическое состояние, приносит положительные эмоции. Но, несмотря на это, во время активного отдыха на природе возрастает риск попадания в опасную ситуацию. Риску попадания в опасную ситуацию больше всего подвержены дети и подростки, так как они не имеют достаточное количество знаний о правилах безопасного поведения на природе, не владеют умениями и навыками по защите от возникающих опасных ситуаций. Из-за этого возникает угроза сохранения здоровья и жизни.
Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» позволяет обучающимся получить необходимые знания, умения и навыки по безопасному поведению во время возникновения опасных ситуаций во время активного отдыха на природе.
В первой главе были рассмотрены теоретические аспекты вопроса «Опасные ситуации во время активного отдыха на природе и безопасное поведение при их возникновении». Были проанализированы литературные источники по теме исследования. Также были выделены основные опасности, характерные для Уральского региона.
Во второй главе нашей работы были разработаны методические рекомендации по совершенствованию методики проведения занятий по теме «Опасные ситуации во время активного отдыха на природе и безопасное поведение при их возникновении».
Для работы с темой «Опасные ситуации во время активного отдыха на природе и безопасное поведение при их возникновении» нами бы-ла выбрана за основу рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» А.Т.Смирнова и Б.О.Хренникова. Был учтен недостаток учебного времени, посвященный анализируемому вопросу.
Были разработаны рекомендации по применению методов, форм обучения и типов урока в ходе учебных классных занятий, наиболее оптимальных для достижения целей и задач по теме «Опасные ситуации во время активного отдыха на природе и безопасное поведение при их возникновения».
Для совершенствования умений и навыком был предложен ряд внеурочных и внешкольных мероприятий, которые позволять расширить и закрепить знания по теме, а также дают возможность для практической отработки. Было разработано одно внеурочное мероприятие, для обучающихся, по теме: «Опасные ситуации во время активного отдыха на природе и безопасное поведение при их возникновении» - поход выходного дня «Активный и безопасный отдых». Целью внешкольного мероприятия является применение обучающимися знаний в практической деятельности в реальных условиях активного отдыха на природе.
При условии успешного усвоения материала по теме «Опасные ситуации во время активного отдыха на природе и безопасное поведение при их возникновении» разработанное внеурочное мероприятие в полной мере будет способствовать улучшению качества знаний, умений и навыков обучающихся по защите от опасных ситуаций при активном отдыхе на при-роде, улучшит физические и психологические качества, а также повысит интерес обучающихся к занятиям по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в целом.
1. Ганапольский В.И. Туризм и спортивное ориентирование / В.И. Ганапольский, Е.Я. Безносиков, В.Г. Булатов. - М.: Физкультура и спорт, 1987.
2. Гафнер В.В. ОПАСНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА И ЗАЩИТА ОТ НИХ: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050104.65 - Безопасность жизнедеятельности / В. В. Гафнер, С. В. Петров, Л. И. Забара. Москва, 2012.
3. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50644-94 "Туристско- экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов" (утв. и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 21 февраля 1994 г. N 32)
4. Здравоохранение в России. 2017: Стат.сб./Росстат. - М., З-46 2017. - 170 с.
5. Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися общеобразовательных школ и профессиональных училищ, воспитанниками детских домов и школ- интернатов и студентами педагогических училищ Российской Федерации (Приложение 1 к приказу Министерства образования Российской Федерации от 13.07.1992 г. N 293)
6. Как защититься от дикого зверя в лесу? Советы опытного туриста/Физкультура и спорт/Школа жизни.ру [Электронный ресурс].
URL: https://shkolazhizni.ru/article/71951/ (дата обращения: 11.03.2018).
7. Кузнецов В.С. Основы безопасности жизнедеятельности: методика преподавания предмета: 5-11 классы. / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий, М.И. Хабнер. - М.: ВАКО, 2010. - 176 с.
8. Культура безопасности: содержание, понятие и вопросы
формирования. Загуменных М.А. Гафнер В.В. Грани педагогики безопасности Г 77 [Текст]: материалы всероссийской научной студенческой конференции с международным участием, Екатеринбург, 11 декабря 2015 г. / сост. и ред. В. В. Гафнер, А. Н. Павлова; ФГБОУ ВО «УрГПУ». - Екатеринбург, 2015. - 200 с. ISBN 978-5-7186-0780-2
9. Ларнер И.Л, Скаткин М.Н. Метод обучения. [Электронный ресурс]. URL: https://lektsii.org/3-131743.html (дата обращения: 15.01.2020).
10. Маслов, А.Г. Способы автономного выживания человека в природе: учебное пособие для вузов / А.Г. Маслов, Ю. С. Константинов. - Изд. 2-е,
испр. и доп. - М.: Академия, 2005. - 297 с.
11. Методические материалы по вопросам формирования навыков безопасного поведения у детей и подростков. - Екатеринбург: ГБОУ СО ЦППРиК «Ладо»,2014. - 52 с.
12. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т.Смирнова; Рос. акад. наук, Рос аккад. образования, изд-во «Просвещение»
• М.: Просвещение, 2012 - 207 с.: ил. - (Академический школьный учебник). - ISBN 978-5-09-021427-8.
13. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений / А.Г. Маслов, В.В. Марков, В.Н. Латчук, М.И. Кузнецов; под ред. В.Н. Латчука - М.: Дрофа, 2013 - 238 с.: ил. ISBN 978-5358-09473-4
14. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т.Смирнова; Рос. акад. наук, Рос аккад. образования, изд-во «Просвеще-ние»
• М.: Просвещение, 2012 - 207 с.: ил. - (Академический школьный учебник). - ISBN 978-5-09-021427-8
15. Особенности путешествий по Среднему Уралу - Основные туристические маршруты Среднего Урала [Электронный ресурс]. URL: https://vuzlit.ru/777523/osobennosti_puteshestviy_srednemu_uralu (дата обращения: 11.02.2020)...