Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ОПАСНЫХ СИТУАЦИЙ КРИМИНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ

Работа №94631

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

безопасность жизнедеятельности (БЖД)

Объем работы57
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
132
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПАСНЫХ СИТУАЦИЙ КРИМИНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ 7
1.1. Виды опасных ситуаций криминогенного характера в общественных
местах и представление человека о них 7
1.2. Профилактическая деятельность в формировании безопасного
поведения подростков в условиях опасных ситуаций криминогенного характера в общественных местах 14
1.3. Роль предмета ОБЖ в формировании у обучающихся безопасного
поведения в опасных ситуациях криминогенного характера в общественных местах 19
Глава 2. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ОПАСНЫХ СИТУАЦИЙ КРИМИНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ 28
2.1. Анализ уровня сформированности у обучающихся знаний о
безопасном поведении в условиях опасных ситуаций криминогенного характера в общественных местах 28
2.2. Прогнозы развития опасных ситуаций криминогенного характера с
участием обучающихся 34
2.3. Методическая разработка занятий по совершенствованию обучения
безопасному поведению при возникновении опасных ситуаций криминогенного характера в общественных местах 36
Заключение 50
Список литературы 52
Приложение 1 56
Приложение 2 57

На протяжении всей нашей истории, в разные периоды развития стра­ны, такое социальное явление, как преступность, всегда присутствовало в по­вседневной жизни общества, то набирая свои обороты, то временно затихая. Но всё же неизменно деятельность криминальных элементов и девиантное поведение простых, не относящихся к каким-либо сословиям вне закона, лю­дей нависала над обществом большой и до конца не решаемой проблемой.
Проблема безопасности индивидуума в обществе была актуальна все­гда, хотя сейчас, возможно, она в большей степени освещена и активно дово­дится до людей. Криминальная журналистика достигла небывалого прогрес­са, и все чрезвычайные ситуации криминогенного характера со стремитель­ной скоростью становятся доступны представителям СМИ, и не менее опера­тивно транслируются на экранах телевизоров, в эфире радио и на просторах интернета.
Социальная безопасность является важнейшим аспектом жизни обще­ства, и одной из ключевых потребностей человека в современном мире. Она является предметом, как криминологии, так и психолого-социологических наук.
Каждый из нас всё чаще подвержен риску столкновения с проблемой криминогенных проявлений, застраховаться от них сложно, они могут на­стигнуть человека даже в стенах собственного дома, не говоря уже о про­странствах общественных мест. Во многом, это связано с нарастанием на­пряжения в обществе, социальном расслоении, обострением социально­экологических проблем, а также с всё нарастающем недовольством людей уровнем жизни и финансового достатка.
К сожалению, проявление агрессии становится всё более распростра­нённой моделью поведения, и в этой, не совсем благоприятной, среде живёт и развивается наше подрастающее поколение.
Дети и подростки обладают особой склонностью стать жертвой пре­ступления или несчастного случая, в науке это явление называют виктимно­стью. Обучение детей правильному поведению при возникновении различ­ных опасных ситуаций является жизненно-важным аспектом учебно­воспитательного процесса. Этот процесс должен быть беспрерывным и оди­наково активно насаждаться ребёнку, как в школе, так и внутри семьи.
Исходя из всего выше перечисленного, мы легко можем сделать вывод о том, что тема работы является актуальной, даже животрепещущей, и требу­ет серьёзного комплексного подхода к её изучению. Основные термины, рас­сматриваемые в рамках данной работы: «безопасное поведение», «виктимо- логия», «виктимное поведение», «криминогенная ситуация», «преступле­ние», «делинкветное поведение».
Обучение детей безопасному поведению при возникновении ситуаций криминогенного характера - явление достаточно новое, но стремительно раз­вивающееся. Если раньше в разработке курсов предмета ОБЖ упор делался на экологическую безопасность и оказание первой медицинской помощи, то с недавних пор, благодаря методической работе И.К. Топорова, на проблемы социальной безопасности обратили должное внимание. Данный исследова­тель обосновал необходимость внедрения в курс ОБЖ на всех этапах его реа­лизации обучение безопасному поведению детей в общении с незнакомыми людьми. Необходимо отметить продуктивность данного внедрения: совре­менные дети становятся намного осторожнее, у них уже не так легко вызы­вать доверие.
В дальнейшем направление социальной безопасности в системе препо­давания ОБЖ в школах было ещё более развито. Огромный вклад в развитие обучения безопасному поведению в криминогенных ситуациях и в использо­вании кейс-технологий внесли такие исследователи и практики, как: Шампа- рова Л.В., Смирнов А.Т., Фролов М.П., Петров С.В., Абрамова С.В., Абаска- лова Н.П., Хренников Б.А., Анастасова Л.П., Акимова Л.А.
Федеральный государственный образовательный стандарт отводит
4
ключевую роль обучению школьников безопасному поведению при возник­новении криминогенных ситуаций на всех этапах школьного образования.
Несмотря на всё это, всё чаще в педагогической практике мы сталкива­емся с проблемой методического обеспечения процесса, а также с нехваткой практических обучающих мероприятий и кейсов.
Объектом исследования является педагогический процесс в образова­тельной организации.
Предмет исследования представляет собой методику обучения безо­пасному поведению при возникновении опасных ситуаций криминогенного характера в общественных местах.
Целью данного исследования является разработка методических реко­мендаций по совершенствованию обучения безопасному поведению при воз­никновении опасных ситуаций криминогенного характера в общественных местах, для успешной подготовки обучающихся к повседневной жизни.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования нам необхо­димо выполнить следующие задачи:
1) Изучить роль предмета ОБЖ в формировании у обучающихся безо­пасного поведения в опасных ситуациях криминогенного характера в обще­ственных местах;
2) Провести анализ уровня сформированности у обучающихся знаний о безопасном поведении в условиях опасных ситуаций криминогенного харак­тера в общественных местах;
3) Разработать методические рекомендации для проведения занятий по формированию у обучающихся безопасного поведения при возникновении опасных ситуаций криминогенного характера в общественных местах.
Методы исследования: анализ научной, нормативно-правовой доку­ментации, методической и учебной литературы.
Базу исследования составили: труды по криминологии (В.Н. Бурлаков, В.А. Ананич, А.И. Долгова), ФГОС, по виктимологии (Д.К. Ривман, И.Г. Малкина-Пых,), по методике препо- давания ОБЖ (С.В. Абрамова, Н.П.
5
Абаскалова, М.А. Картавых, Л.А. Акимова, В.С. Кузнецов), по психологии подросткового возраста (Е.Р. Чернобродов, Н.Н. Савина), учебники по ОБЖ (комплексы В.Н. Латчук, Л.П. Анастасовой, М.П. Фролова, А.Т. Смирнова).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная работа была посвящена разработке методических рекоменда­ций по совершенствованию обучения безопасному поведению при возникно­вении опасных ситуаций криминогенного характера в общественных местах, для успешной подготовки обучающихся к повседневной жизни.
Для достижения этой цели решались задачи теоретического, аналити­ческого и практического характера, соответствующие объекту и предмету исследования.
Нами были рассмотрены виды опасных ситуаций криминогенного ха­рактера в общественных местах и представление человека о них.
Мы описали роль предмета ОБЖ в формировании у обучающихся безопасного поведения в опасных ситуациях криминогенного характера в общественных местах.
Также нами были приведены примеры профилактической деятельности в формировании безопасного поведения подростков в условиях опасных си­туаций криминогенного характера.
Мы провели анализ уровня сформированности у обучающихся знаний о безопасном поведении в условиях опасных ситуаций криминогенного ха­рактера в общественных местах, а также отобразили возможные прогнозы развития таких ситуаций.
В практической части работы мы подготовили и предложили методи­ческую разработку занятий по совершенствованию обучения безопасному поведению при возникновении опасных ситуаций криминогенного характера в общественных местах.
Было установлено, что жертва может проявлять как жертвенное, так и защитное поведение. Дети относятся к категории лиц с повышенной виктим­ностью, что обусловливает необходимость более глубокой работы по форми­рованию у них представлений о безопасности. Однако дети-подростки могут проявлять делинквентное поведение в криминальных ситуациях в силу своих особенностей развития. Кроме того, подростки нередко сами становятся соз­дателями подобных ситуаций, превращаясь в потенциальных преступников.
На данном этапе нами были проанализированы основные задачи и на­правления профилактики делинквентного поведения подростков в крими­нальной ситуации. Профилактика заключается в систематической педагоги­ческой работе с детьми.
На аналитическом этапе исследования нами был выявлен уровень зна­ний о безопасном поведении учащихся.
На практическом этапе исследования был проанализирован процесс формирования у обучающихся знаний и умений по безопасному поведению при возникновении опасных ситуаций криминогенного характера. Было ус­тановлено, что этот процесс нуждается в корректировке, прежде всего, на ме­тодологическом уровне. Целесообразной формой работы для развития у под­ростков способности противостоять криминализации мы считаем работу в группах. Поэтому в качестве методологической основы для построения урока по способности противостоять криминализации был разработан групповой психологический тренинг.
В результате можно сделать вывод, что проблема формирования зна­ний о безопасности в криминальных ситуациях является наиболее актуаль­ной, но ее решение не должно оставаться исключительно целью преподава­телей ОБЖ. Все субъекты образовательного процесса должны принимать ак­тивное участие в решении этой педагогической задачи. Только в случае со­вместной, хорошо налаженной работы можно будет добиться значительных и видимых результатов.


1. Абаскалова Н.П., Акимова Л.А., Петров С.В. Методика обучения осно­вам безопасности жизнедеятельности в школе / Н.П. Абаскалова, Л.А. Акимова, С.В. Петров. Новосибирск: АРТА, 2011. 302 с.
2. Абрамова С.В. Теория и методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности: Учебно-методическое пособие / С.В. Абрамова. Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2012. 244 с.
3. Акимова Л.А. Формирование знаний о криминогенных ситуаций у уча­щихся как основа организации безопасной жизнедеятельности и сниже­ния виктимности / Л.А. Акимова // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2016. № 3. С. 33-36.
4. Ананич В.А. Введение в криминологию: лекции / В.А. Ананич. Минск: Академия МВД, 2014. 159 с.
5. Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В. ОБЖ. 1 класс / Л.П. Ана­стасова [и др.]. Москва: Просвещение, 2014. 55 с.
6. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений / Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Москва, 1996. 203 с.
7. Бакунович М.Ф., Евдокимова О.М., Корзун С.А. Электронный учебно­методический комплекс по факультативной дисциплине «Тренинг обще­ния» / Бакунович М.Ф., Евдокимова О.М., Корзун С.А. Минск, 2016.
8. Бурлаков В.Н. Криминология: прогнозирование и планирование борьбы с преступностью, виды преступлений, преступность в России: учебное пособие. Санкт-Петербург: Питер пресс, 2013. 303 с.
9. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Москва: Ось-89, 1999.
10. Долгова А.И. Криминология / А.И. Долгова. Москва: Норма: Инфра-М, 2013. 383 с.
11. Картавых М.А. Теория и методика обучения безопасности жизнедея­тельности / М.А. Картавых // ОБЖ. Основы безопасности жизни. Моск­ва: Русский журнал, 2009. № 4. С. 14-21.
12. Криминология: Учебник / И.Я. Козаченко, К.В. Корсаков. Москва: НОРМА- ИНФРА-М, 2011. 304 с.
13. Кузнецов В.С. Методические основы формирования у учащихся практиче­ских умений и навыков / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. (Учеба препо­давателя) // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2008. № 12. С. 34-38.
14. Латчук В.Н. [и др.] ОБЖ. 5-11 классы / В.Н. Латчук [и др.]. Москва: Дрофа, 2012. 240 с.
15. Логинова О.Б., Яковлева С.Г. ФГОС: что нужно знать педагогу, что ро­дителям / О.Б. Логинова, С.Г. Яковлева // ОБЖ. Основы безопасности жизни. Москва: Русский журнал, 2012. № 11. С. 14-20...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ