ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПАСНЫХ СИТУАЦИЙ КРИМИНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ 7
1.1. Виды опасных ситуаций криминогенного характера в общественных
местах и представление человека о них 7
1.2. Профилактическая деятельность в формировании безопасного
поведения подростков в условиях опасных ситуаций криминогенного характера в общественных местах 14
1.3. Роль предмета ОБЖ в формировании у обучающихся безопасного
поведения в опасных ситуациях криминогенного характера в общественных местах 19
Глава 2. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ОПАСНЫХ СИТУАЦИЙ КРИМИНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ 28
2.1. Анализ уровня сформированности у обучающихся знаний о
безопасном поведении в условиях опасных ситуаций криминогенного характера в общественных местах 28
2.2. Прогнозы развития опасных ситуаций криминогенного характера с
участием обучающихся 34
2.3. Методическая разработка занятий по совершенствованию обучения
безопасному поведению при возникновении опасных ситуаций криминогенного характера в общественных местах 36
Заключение 50
Список литературы 52
Приложение 1 56
Приложение 2 57
На протяжении всей нашей истории, в разные периоды развития страны, такое социальное явление, как преступность, всегда присутствовало в повседневной жизни общества, то набирая свои обороты, то временно затихая. Но всё же неизменно деятельность криминальных элементов и девиантное поведение простых, не относящихся к каким-либо сословиям вне закона, людей нависала над обществом большой и до конца не решаемой проблемой.
Проблема безопасности индивидуума в обществе была актуальна всегда, хотя сейчас, возможно, она в большей степени освещена и активно доводится до людей. Криминальная журналистика достигла небывалого прогресса, и все чрезвычайные ситуации криминогенного характера со стремительной скоростью становятся доступны представителям СМИ, и не менее оперативно транслируются на экранах телевизоров, в эфире радио и на просторах интернета.
Социальная безопасность является важнейшим аспектом жизни общества, и одной из ключевых потребностей человека в современном мире. Она является предметом, как криминологии, так и психолого-социологических наук.
Каждый из нас всё чаще подвержен риску столкновения с проблемой криминогенных проявлений, застраховаться от них сложно, они могут настигнуть человека даже в стенах собственного дома, не говоря уже о пространствах общественных мест. Во многом, это связано с нарастанием напряжения в обществе, социальном расслоении, обострением социальноэкологических проблем, а также с всё нарастающем недовольством людей уровнем жизни и финансового достатка.
К сожалению, проявление агрессии становится всё более распространённой моделью поведения, и в этой, не совсем благоприятной, среде живёт и развивается наше подрастающее поколение.
Дети и подростки обладают особой склонностью стать жертвой преступления или несчастного случая, в науке это явление называют виктимностью. Обучение детей правильному поведению при возникновении различных опасных ситуаций является жизненно-важным аспектом учебновоспитательного процесса. Этот процесс должен быть беспрерывным и одинаково активно насаждаться ребёнку, как в школе, так и внутри семьи.
Исходя из всего выше перечисленного, мы легко можем сделать вывод о том, что тема работы является актуальной, даже животрепещущей, и требует серьёзного комплексного подхода к её изучению. Основные термины, рассматриваемые в рамках данной работы: «безопасное поведение», «виктимо- логия», «виктимное поведение», «криминогенная ситуация», «преступление», «делинкветное поведение».
Обучение детей безопасному поведению при возникновении ситуаций криминогенного характера - явление достаточно новое, но стремительно развивающееся. Если раньше в разработке курсов предмета ОБЖ упор делался на экологическую безопасность и оказание первой медицинской помощи, то с недавних пор, благодаря методической работе И.К. Топорова, на проблемы социальной безопасности обратили должное внимание. Данный исследователь обосновал необходимость внедрения в курс ОБЖ на всех этапах его реализации обучение безопасному поведению детей в общении с незнакомыми людьми. Необходимо отметить продуктивность данного внедрения: современные дети становятся намного осторожнее, у них уже не так легко вызывать доверие.
В дальнейшем направление социальной безопасности в системе преподавания ОБЖ в школах было ещё более развито. Огромный вклад в развитие обучения безопасному поведению в криминогенных ситуациях и в использовании кейс-технологий внесли такие исследователи и практики, как: Шампа- рова Л.В., Смирнов А.Т., Фролов М.П., Петров С.В., Абрамова С.В., Абаска- лова Н.П., Хренников Б.А., Анастасова Л.П., Акимова Л.А.
Федеральный государственный образовательный стандарт отводит
4
ключевую роль обучению школьников безопасному поведению при возникновении криминогенных ситуаций на всех этапах школьного образования.
Несмотря на всё это, всё чаще в педагогической практике мы сталкиваемся с проблемой методического обеспечения процесса, а также с нехваткой практических обучающих мероприятий и кейсов.
Объектом исследования является педагогический процесс в образовательной организации.
Предмет исследования представляет собой методику обучения безопасному поведению при возникновении опасных ситуаций криминогенного характера в общественных местах.
Целью данного исследования является разработка методических рекомендаций по совершенствованию обучения безопасному поведению при возникновении опасных ситуаций криминогенного характера в общественных местах, для успешной подготовки обучающихся к повседневной жизни.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования нам необходимо выполнить следующие задачи:
1) Изучить роль предмета ОБЖ в формировании у обучающихся безопасного поведения в опасных ситуациях криминогенного характера в общественных местах;
2) Провести анализ уровня сформированности у обучающихся знаний о безопасном поведении в условиях опасных ситуаций криминогенного характера в общественных местах;
3) Разработать методические рекомендации для проведения занятий по формированию у обучающихся безопасного поведения при возникновении опасных ситуаций криминогенного характера в общественных местах.
Методы исследования: анализ научной, нормативно-правовой документации, методической и учебной литературы.
Базу исследования составили: труды по криминологии (В.Н. Бурлаков, В.А. Ананич, А.И. Долгова), ФГОС, по виктимологии (Д.К. Ривман, И.Г. Малкина-Пых,), по методике препо- давания ОБЖ (С.В. Абрамова, Н.П.
5
Абаскалова, М.А. Картавых, Л.А. Акимова, В.С. Кузнецов), по психологии подросткового возраста (Е.Р. Чернобродов, Н.Н. Савина), учебники по ОБЖ (комплексы В.Н. Латчук, Л.П. Анастасовой, М.П. Фролова, А.Т. Смирнова).
Данная работа была посвящена разработке методических рекомендаций по совершенствованию обучения безопасному поведению при возникновении опасных ситуаций криминогенного характера в общественных местах, для успешной подготовки обучающихся к повседневной жизни.
Для достижения этой цели решались задачи теоретического, аналитического и практического характера, соответствующие объекту и предмету исследования.
Нами были рассмотрены виды опасных ситуаций криминогенного характера в общественных местах и представление человека о них.
Мы описали роль предмета ОБЖ в формировании у обучающихся безопасного поведения в опасных ситуациях криминогенного характера в общественных местах.
Также нами были приведены примеры профилактической деятельности в формировании безопасного поведения подростков в условиях опасных ситуаций криминогенного характера.
Мы провели анализ уровня сформированности у обучающихся знаний о безопасном поведении в условиях опасных ситуаций криминогенного характера в общественных местах, а также отобразили возможные прогнозы развития таких ситуаций.
В практической части работы мы подготовили и предложили методическую разработку занятий по совершенствованию обучения безопасному поведению при возникновении опасных ситуаций криминогенного характера в общественных местах.
Было установлено, что жертва может проявлять как жертвенное, так и защитное поведение. Дети относятся к категории лиц с повышенной виктимностью, что обусловливает необходимость более глубокой работы по формированию у них представлений о безопасности. Однако дети-подростки могут проявлять делинквентное поведение в криминальных ситуациях в силу своих особенностей развития. Кроме того, подростки нередко сами становятся создателями подобных ситуаций, превращаясь в потенциальных преступников.
На данном этапе нами были проанализированы основные задачи и направления профилактики делинквентного поведения подростков в криминальной ситуации. Профилактика заключается в систематической педагогической работе с детьми.
На аналитическом этапе исследования нами был выявлен уровень знаний о безопасном поведении учащихся.
На практическом этапе исследования был проанализирован процесс формирования у обучающихся знаний и умений по безопасному поведению при возникновении опасных ситуаций криминогенного характера. Было установлено, что этот процесс нуждается в корректировке, прежде всего, на методологическом уровне. Целесообразной формой работы для развития у подростков способности противостоять криминализации мы считаем работу в группах. Поэтому в качестве методологической основы для построения урока по способности противостоять криминализации был разработан групповой психологический тренинг.
В результате можно сделать вывод, что проблема формирования знаний о безопасности в криминальных ситуациях является наиболее актуальной, но ее решение не должно оставаться исключительно целью преподавателей ОБЖ. Все субъекты образовательного процесса должны принимать активное участие в решении этой педагогической задачи. Только в случае совместной, хорошо налаженной работы можно будет добиться значительных и видимых результатов.
1. Абаскалова Н.П., Акимова Л.А., Петров С.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе / Н.П. Абаскалова, Л.А. Акимова, С.В. Петров. Новосибирск: АРТА, 2011. 302 с.
2. Абрамова С.В. Теория и методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности: Учебно-методическое пособие / С.В. Абрамова. Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2012. 244 с.
3. Акимова Л.А. Формирование знаний о криминогенных ситуаций у учащихся как основа организации безопасной жизнедеятельности и снижения виктимности / Л.А. Акимова // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2016. № 3. С. 33-36.
4. Ананич В.А. Введение в криминологию: лекции / В.А. Ананич. Минск: Академия МВД, 2014. 159 с.
5. Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В. ОБЖ. 1 класс / Л.П. Анастасова [и др.]. Москва: Просвещение, 2014. 55 с.
6. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений / Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Москва, 1996. 203 с.
7. Бакунович М.Ф., Евдокимова О.М., Корзун С.А. Электронный учебнометодический комплекс по факультативной дисциплине «Тренинг общения» / Бакунович М.Ф., Евдокимова О.М., Корзун С.А. Минск, 2016.
8. Бурлаков В.Н. Криминология: прогнозирование и планирование борьбы с преступностью, виды преступлений, преступность в России: учебное пособие. Санкт-Петербург: Питер пресс, 2013. 303 с.
9. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Москва: Ось-89, 1999.
10. Долгова А.И. Криминология / А.И. Долгова. Москва: Норма: Инфра-М, 2013. 383 с.
11. Картавых М.А. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности / М.А. Картавых // ОБЖ. Основы безопасности жизни. Москва: Русский журнал, 2009. № 4. С. 14-21.
12. Криминология: Учебник / И.Я. Козаченко, К.В. Корсаков. Москва: НОРМА- ИНФРА-М, 2011. 304 с.
13. Кузнецов В.С. Методические основы формирования у учащихся практических умений и навыков / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. (Учеба преподавателя) // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2008. № 12. С. 34-38.
14. Латчук В.Н. [и др.] ОБЖ. 5-11 классы / В.Н. Латчук [и др.]. Москва: Дрофа, 2012. 240 с.
15. Логинова О.Б., Яковлева С.Г. ФГОС: что нужно знать педагогу, что родителям / О.Б. Логинова, С.Г. Яковлева // ОБЖ. Основы безопасности жизни. Москва: Русский журнал, 2012. № 11. С. 14-20...